Я пережил свои желанья анализ кратко

Обновлено: 07.07.2024

Я пережил свои желанья,
Я разлюбил свои мечты;
Остались мне одни страданья,
Плоды сердечной пустоты.

Под бурями судьбы жестокой
Увял цветущий мой венец —
Живу печальный, одинокой,
И жду: придет ли мой конец?

Так, поздним хладом пораженный,
Как бури слышен зимний свист,
Один — на ветке обнаженной
Трепещет запоздалый лист.

Живу печальный одинокий
И жду: придёт ли мой конец. .

Насколько сильной должна быть грусть лирического героя, что он хочет, чтобы побыстрее пришёл конец его жизни! Эти строки свидетельствуют о том, что он разочаровался в своих мечтах, своей жизни. Ничто уже не может изменить этого душевного состояния лирического героя. И он уже даже не надеется, не верит в то, что эта мука, испытание одиночеством когда-нибудь закончатся.

Свою тоску герой сравнивает с состоянием природы. Пришла зима, и все листья опали. Только один всё ещё висит на дереве, удерживаемый непонятно какой силой. Почему он не упал вместе со всеми? Ведь жизнь его закончилась тогда, когда оказались на земле остальные листья, его друзья. И это состояние нельзя назвать жизнью, а, скорее, существованием без какого бы то ни было смысла жизни.

Так, поздним хладом пораженный,
Как бури слышен зимний свист,
Один — на ветке обнаженной
Трепещет запоздалый лист!. .

Лирический герой ощущает себя сломленным под тяжёстью прошедших лет, с их горестями и невзгодами. Он уже не тот, чтобы бороться со всем, что ему преподносит жизнь.

*** Мудрец (15147) И не сомневаюсь! От ученика всегда ждут СВОЙ ГЛУБОКИЙ АНАЛИЗ, а не списанное на скорую руку сочиненьице ))) Только на "ответах" вам вряд ли будут делать этот самый анализ, подходящий к учительскому плану. Тут нужен индивидуальный подход! Удачи!))

Подумайте сами!. . Сделайте упор в анализе на ясновидение поэта; на то, что он предчувствовал свою смерть и торопился творить. Скажите о том, что поэт "горел" в своих произведениях, переживал их всей душой и сердцем, и - естественно - чувствовал некоторую пустоту, безысходность - это чётко видно в данном стихотворении. Обязательно упомяните, что любимое время года поэта - осень, так как смерть, увядание Пушкин отождествлял с красотой, возрождением. "Но и гибель может быть прекрасной" - это слова Пушкина.

Живу печальный одинокий И жду: придёт ли мой конец. .

Насколько сильной должна быть грусть лирического героя, что он хочет, чтобы побыстрее пришёл конец его жизни! Эти строки свидетельствуют о том, что он разочаровался в своих мечтах, своей жизни. Ничто уже не может изменить этого душевного состояния лирического героя. И он уже даже не надеется, не верит в то, что эта мука, испытание одиночеством когда-нибудь закончатся.

Свою тоску герой сравнивает с состоянием природы. Пришла зима, и все листья опали. Только один всё ещё висит на дереве, удерживаемый непонятно какой силой. Почему он не упал вместе со всеми? Ведь жизнь его закончилась тогда, когда оказались на земле остальные листья, его друзья. И это состояние нельзя назвать жизнью, а, скорее, существованием без какого бы то ни было смысла жизни.

Так, поздним хладом пораженный, Как бури слышен зимний свист, Один — на ветке обнаженной Трепещет запоздалый лист!. .

Лирический герой ощущает себя сломленным под тяжёстью прошедших лет, с их горестями и невзгодами. Он уже не тот, чтобы бороться со всем, что ему преподносит жизнь.

Тема, основная мысль и композиция

Тема элегии – разочарование в жизни и ожидание скорой гибели, одиночество. Основную мысль можно выразить в вопросе: а стоит ли сопротивляться бурям судьбы, если одиночество и смерть неизбежны? Вместо ответа Пушкин рисует романтическую картину: последний лист, оставшийся на ветке. Его гибель от холодов обязательно скоро наступит, но ведь он продержался дольше всех. Смерть листа неизбежна, но он всё ещё живёт, хоть жизнь его трудна, печальна и одинока.

Стихотворение состоит из трёх строф. В них – целая история внутренней жизни и трагедии лирического героя. Первая строфа указывает на нынешнее состояние героя. Он страдает и внутренне опустошён, потому что у него нет желаний, закончились мечты.

Вторая строфа намекает на причины такого состояния и описывает последствия. Жизненные невзгоды привели к преждевременному увяданию лирического героя. Всё его одинокое существование – это только ожидание скорой смерти.

Вся третья строфа – сравнение жизни героя с листом на дереве. Он – последний, продержался долго, но и ему суждено погибнуть. Несмотря на гнетущую тоску, стихотворение не лишено надежды. Потеряв последний лист, дерево не умрёт. Жизнь продолжится с наступлением весны.

LiveInternetLiveInternet

Пушкин – Рафаэль – Наталья Гончарова.

Из истории одного стихотворения А.С.Пушкина


Рафаэль Санти. Мадонна Бриджвотер (Madonna Bridgewater), ок. 1507, холст, масло, 81×56. Великобритания, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии


Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный спаситель — Она с величием, он с разумом в очах — Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец.

1830


Тропинин В.А. Портрет А.С.Пушкина

История создания

На самом деле, это была ссылка за убеждения, политические взгляды. Кишинев – место, не просто ставшее для поэта ссылкой. Это был период, когда Пушкин должен был наслаждаться унылыми пейзажами тоскливых молдавских степей.

Друзья остались далеко, общаться приходилось с аристократами Кишинева, людьми неинтересными, чванливыми и далекими от творчества. Поэт ощутил себя узником. Он зависит от властей, начальства, рутины, бессмысленного и безрезультатного труда.

  • одиночество,
  • покинутость,
  • оторванность от привычной жизни,
  • гнетущая скука,
  • смертельная тоска.

Чтобы отвлечься от тяжелых мыслей, Пушкин углубляется в самообразование. Он читает, перечитывает, ищет ответы на сложные вопросы. Но чувство плена остается с ним постоянно. Это становится толчком к созданию. Год написания Узника Пушкина 1822.

Важно! Чтобы читателю было легче понять, о чем говорится в произведении, ему должна быть известна история создания стихотворения Узник Пушкина.

Средства художественной выразительности

Также есть восклицания, расставляющие акценты и цепляющие внимание читателя.

Медлительно влекутся дни мои, И каждый миг в унылом сердце множит Все горести несчастливой любви…

Тропы и образы

Композиционно стихотворение строится на сравнении. Лирический герой сравнивает свою жизнь, описанную в первых двух строфах, с состоянием последнего листа на обнажённом дереве.

Пушкин использует метафоры, связанные с внутренним миром: плоды сердечной пустоты, бури жестокой судьбы, увял цветущий мой венец

Первая строфа, повествующая о былых невзгодах, лишена эпитетов, очень динамична. Во второй строфе противопоставлены эпитеты, относящиеся к жизненным обстоятельствам и к состоянию лирического героя: судьба жестокая


печальный, одинокий
. Эпитеты третьей строфы описывают суровую природу:
поздний
хлад,
зимний
свист, ветка
обнажённая
,
запоздалый
лист.

Для создания высокого стиля Пушкин использует торжественные слова, старославянизмы трепещет

,
обнажённый, венец, хлад
.

На мысль об осени в жизни поэта (а он совсем молод, почти юн) намекает метафора «увял цветущий мой венец

Образ последнего листа – это символ стойкости и внутренней силы, позволяющей выжить там, где другие умирают.

Художественные особенности произведения

Стихотворение написано простым, бытовым языком.

Поэт описывает внутреннее состояние, поэтому использует, в основном, прилагательные и существительные. Глаголы тоже есть, но их мало. Таким образом, читатель вместе с автором полностью погружается в описываемое состояние.

Композиция

Четкой композиции тоже нет. Однако мы можем выделить части, совпадающие с изменениями в настроении автора.

Однако потом настрой меняется. Автор говорит, что он находит утешение в слезах, и печаль отпускает его. Стихотворение постепенно наполняется умиротворением, безнадежность исчезает. Все это выражено в следующих четырех стихах.

Оставшиеся строки уже наполнены совсем иными настроениями. Автор упивается своим страданием, оно ему становится дорого, появляются светлые, почти радостные нотки. Да, он готов умереть, но только с чувством любви!

Музыкальный материал:

Характеристика видов деятельности:

  1. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.
  2. Воспринимать и сравнивать музыкальные образы в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания.
  3. Понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы (с учётом критериев, представленных в учебнике)

Стихи Пушкина. Кто не восхищался ими? Совершенно особое ощущение вызывает их красота, их певучесть, присущая им поэтичность, одухотворённость. Соприкосновение с ними оставляет ощущение чего-то прекрасного, гармоничного.

Сколько раз поэзия Пушкина привлекала и продолжает привлекать композиторов! Сколько сочинений возникло в вязи с ней! Известно около 70 романсов и песен, написанных на тексты поэта при его жизни. А сколько из них сочинено потом? К этому надо добавить произведения других жанров.

Многие крупные композиторы, вдохновлённые бессмертными стихами Пушкина, сами создали бессмертные произведения. Среди этих композиторов почётное место принадлежит Глинке.

Поэт и композитор были знакомы и встречались лично, но близость их творчества была рождена не биографическими моментами, а внутренним родством художественных натур. Дети сложного, насыщенного тревогами времени, они оба умели и в гуле исторических потрясений, и в шуме повседневной суеты расслышать гармонию и передать её в своём творчестве.

К жанру романса Глинка обращался на протяжении всей своей жизни. Этот жанр стал своеобразным лирическим дневником, в который композитор записывал не только свои многообразные чувства, но и очень широкий круг жизненных явлений. В его романсах мы находим и сцены из жизни, тонкие музыкальные пейзажи, портреты окружавших его людей, картины далёких времён и стран.

В произведениях искусства любовь далеко не всегда является в своём страдающем обличье, знает она и минуты воодушевления, страстного порыва.

В крови горит огонь желанья,Душа тобой уязвлена,Лобзай меня: твои лобзаньяМне слаще мирра и вина.

Склонись ко мне главою нежной,И да почию безмятежный,Пока дохнёт весёлый деньИ двинется ночная тень.

Лобзать — то же, что целовать. Толковый словарь Ожегова. Мирра – ароматическая смола деревьев. Применяется при религиозных обрядах. Почить – здесь: успокоиться, уснуть.

Образ же, предстающий в Сцене письма Татьяны, сложен и многогранен; в нём сталкиваются и светлые надежды, и скорбные предчувствия, вся радость и боль истинной любви.

Не потому ли нам и сейчас так близка судьба Татьяны, что она не исчерпана, не досказана до конца, не осмыслена во всём своём значении? Великий женский образ, перевернувший традиционные представления о женском предназначении и одновременно утверждающий святость традиций, святость верности этим традициям. Деревенская барышня первой половины XIX века, предопределившая судьбу великой поэтессы века двадцатого, Марины Цветаевой, признающейся в этом смело, открыто и почтительно …

Вы, идущие мимо меняК не моим и сомнительным чарам, -Если б знали вы, сколько огня,Сколько жизни, растраченной даром,

И какой героический пылНа случайную тень и на шорох …И как сердце мне испепелилЭтот даром растраченный порох.

О, летящие в ночь поезда,Уносящие сон на вокзале …Впрочем, знаю я, что и тогдаНе узнали бы вы — если б знали -Почему мои речи резки…

…Сколько тёмной и грозной тоскиВ голове моей светловолосой.

(М. Цветаева. Вы, идущие мимо меня…)

Вопросы и задания:

Тема элегии – разочарование в жизни и ожидание скорой гибели, одиночество. Основную мысль можно выразить в вопросе: а стоит ли сопротивляться бурям судьбы, если одиночество и смерть неизбежны? Вместо ответа Пушкин рисует романтическую картину: последний лист, оставшийся на ветке. Его гибель от холодов обязательно скоро наступит, но ведь он продержался дольше всех. Смерть листа неизбежна, но он всё ещё живёт, хоть жизнь его трудна, печальна и одинока.

Стихотворение состоит из трёх строф. В них – целая история внутренней жизни и трагедии лирического героя. Первая строфа указывает на нынешнее состояние героя. Он страдает и внутренне опустошён, потому что у него нет желаний, закончились мечты.

Вторая строфа намекает на причины такого состояния и описывает последствия. Жизненные невзгоды привели к преждевременному увяданию лирического героя. Всё его одинокое существование – это только ожидание скорой смерти.

Вся третья строфа – сравнение жизни героя с листом на дереве. Он – последний, продержался долго, но и ему суждено погибнуть. Несмотря на гнетущую тоску, стихотворение не лишено надежды. Потеряв последний лист, дерево не умрёт. Жизнь продолжится с наступлением весны.

История создания

Оно было написано в 1816 году под влиянием горячего чувства к сестре одного из лицеистов, друга Александра Сергеевича.

Прекрасную девушку звали Екатериной Бакуниной. Она часто посещала лицейские балы, где и привлекла внимание юного писателя.

Пушкин влюбился – горячо, страстно, самоотверженно. Как и всегда, он полностью отдался вспыхнувшему чувству. Все это отразилось в небольшом, но проникновенном стихотворении «Желание.

Анализ

Анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Литературное направление, жанр

В период южной ссылки Пушкин создавал преимущественно романтические стихотворения. Свой собственный образ юного изгнанника он ассоциировал с образом романтического героя, который должен быть печален и одинок, страдать, разочаровываться. Жанр этих рассуждений о превратностях судьбы и одиночестве – элегия.

Тема, основная мысль и композиция

Тема элегии – разочарование в жизни и ожидание скорой гибели, одиночество. Основную мысль можно выразить в вопросе: а стоит ли сопротивляться бурям судьбы, если одиночество и смерть неизбежны? Вместо ответа Пушкин рисует романтическую картину: последний лист, оставшийся на ветке. Его гибель от холодов обязательно скоро наступит, но ведь он продержался дольше всех. Смерть листа неизбежна, но он всё ещё живёт, хоть жизнь его трудна, печальна и одинока.

Стихотворение состоит из трёх строф. В них – целая история внутренней жизни и трагедии лирического героя. Первая строфа указывает на нынешнее состояние героя. Он страдает и внутренне опустошён, потому что у него нет желаний, закончились мечты.

Вторая строфа намекает на причины такого состояния и описывает последствия. Жизненные невзгоды привели к преждевременному увяданию лирического героя. Всё его одинокое существование – это только ожидание скорой смерти.

Вся третья строфа – сравнение жизни героя с листом на дереве. Он – последний, продержался долго, но и ему суждено погибнуть. Несмотря на гнетущую тоску, стихотворение не лишено надежды. Потеряв последний лист, дерево не умрёт. Жизнь продолжится с наступлением весны.

Размер и рифмовка

Элегия написана четырёхстопным ямбом. Пиррихии в первых двух строчках и в последней замедляют речь и способствуют углублённому созерцанию образов. Рифмовка стихотворения перекрёстная, чередуются женские и мужские рифмы. Рифмы точные и банальные. Пушкин соединяет характерные для романтического мировосприятия слова: желанья – страданья, мечты – пустоты, жестокой — одинокой, венец – конец.

Тропы и образы

Композиционно стихотворение строится на сравнении. Лирический герой сравнивает свою жизнь, описанную в первых двух строфах, с состоянием последнего листа на обнажённом дереве.

Пушкин использует метафоры, связанные с внутренним миром: плоды сердечной пустоты, бури жестокой судьбы, увял цветущий мой венец.

Первая строфа, повествующая о былых невзгодах, лишена эпитетов, очень динамична. Во второй строфе противопоставлены эпитеты, относящиеся к жизненным обстоятельствам и к состоянию лирического героя: судьба жестокая – печальный, одинокий. Эпитеты третьей строфы описывают суровую природу: поздний хлад, зимний свист, ветка обнажённая, запоздалый лист.

Для создания высокого стиля Пушкин использует торжественные слова, старославянизмы трепещет, обнажённый, венец, хлад.

Образ последнего листа – это символ стойкости и внутренней силы, позволяющей выжить там, где другие умирают.

Полезные материалы:

Другие материалы по творчеству автора:

Тропы и образы

Композиционно стихотворение строится на сравнении. Лирический герой сравнивает свою жизнь, описанную в первых двух строфах, с состоянием последнего листа на обнажённом дереве.

Пушкин использует метафоры, связанные с внутренним миром: плоды сердечной пустоты, бури жестокой судьбы, увял цветущий мой венец

Первая строфа, повествующая о былых невзгодах, лишена эпитетов, очень динамична. Во второй строфе противопоставлены эпитеты, относящиеся к жизненным обстоятельствам и к состоянию лирического героя: судьба жестокая


печальный, одинокий
. Эпитеты третьей строфы описывают суровую природу:
поздний
хлад,
зимний
свист, ветка
обнажённая
,
запоздалый
лист.

Для создания высокого стиля Пушкин использует торжественные слова, старославянизмы трепещет

,
обнажённый, венец, хлад
.

На мысль об осени в жизни поэта (а он совсем молод, почти юн) намекает метафора «увял цветущий мой венец

Образ последнего листа – это символ стойкости и внутренней силы, позволяющей выжить там, где другие умирают.

История создания
Литературное направление, жанр

В период южной ссылки Пушкин создавал

преимущественно романтические стихотворения. Свой собственный образ юного изгнанника он ассоциировал с образом романтического героя, который должен быть печален и одинок, страдать, разочаровываться. Жанр этих рассуждений о превратностях судьбы и одиночестве — элегия.

Тема, основная мысль и композиция

Тема элегии — разочарование в жизни и ожидание скорой гибели, одиночество. Основную мысль можно выразить в вопросе: а стоит ли сопротивляться бурям судьбы, если одиночество и смерть неизбежны? Вместо ответа Пушкин рисует романтическую картину: последний лист, оставшийся на ветке.

Его гибель от холодов

обязательно скоро наступит, но ведь он продержался дольше всех. Смерть листа неизбежна, но он все еще живет, хоть жизнь его трудна, печальна и одинока.

Стихотворение состоит из трех строф. В них — целая история внутренней жизни и трагедии лирического героя. Первая строфа указывает на нынешнее состояние героя.

Он страдает и внутренне опустошен, потому что у него нет желаний, закончились мечты.

Вторая строфа намекает на причины такого состояния и описывает последствия. Жизненные невзгоды привели к преждевременному увяданию лирического героя. Все его одинокое существование — это только ожидание скорой смерти.

Вся третья строфа — сравнение жизни героя с листом на дереве. Он — последний, продержался долго, но и ему суждено погибнуть. Несмотря на гнетущую тоску, стихотворение не лишено надежды.

Потеряв последний лист, дерево не умрет. Жизнь продолжится с наступлением весны.

Размер и рифмовка

Элегия написана четырехстопным ямбом. Пиррихии в первых двух строчках и в последней замедляют речь и способствуют углубленному созерцанию образов. Рифмовка стихотворения перекрестная, чередуются женские и мужские рифмы. Рифмы точные и банальные.

Пушкин соединяет характерные для романтического мировосприятия слова: желанья — страданья, мечты — пустоты, жестокой — одинокой, венец — конец.

Тропы и образы

Композиционно стихотворение строится на сравнении. Лирический герой сравнивает свою жизнь, описанную в первых двух строфах, с состоянием последнего листа на обнаженном дереве.

Пушкин использует метафоры, связанные с внутренним миром: плоды сердечной пустоты, бури жестокой судьбы, увял цветущий мой венец.

Первая строфа, повествующая о былых невзгодах, лишена эпитетов, очень динамична. Во второй строфе противопоставлены эпитеты, относящиеся к жизненным обстоятельствам и к состоянию лирического героя: судьба жестокая — печальный, одинокий. Эпитеты третьей строфы описывают суровую природу: поздний хлад, зимний свист, ветка обнаженная, запоздалый лист.

Для создания высокого стиля Пушкин использует торжественные слова, старославянизмы трепещет, обнаженный, венец, хлад.

Так на голой ветке вместо буйства зелени остался один лист, потому что пришла осень.

Образ последнего листа — это символ стойкости и внутренней силы, позволяющей выжить там, где другие умирают.

Общее настроение стихотворения грустное, безрадостное, унылое. Однако, образ последнего листа на ветке оставляет надежду на светлое будущее. Есть вероятность, что он устоит, выдержит все бури и превратности судьбы. Это символ стойкости и внутренней силы.

Кратко по плану

Картинка к стихотворению Я пережил свои желанья

Я пережил свои желанья Анализ стихотворения

Популярные темы анализов

Михаил Юрьевич Лермонтов великий русский стихотворец девятнадцатого века. Лермонтов, "кит" русскоязычной поэзии, появился на свет 3 октября 1814 году в городе Пятигорск. Его творчество, в коем имеются светские, мудрые и собственные

В 1811 году император Александр 1 подписал указ об открытии Царскосельского Лицея. Это высшее учебное заведение занималось подготовкой дворянских детей к несению государственной службы.

Читайте также: