Я отрок зажигаю свечи анализ кратко

Обновлено: 07.07.2024

1-я строфа. Ярко – красный закат на темном фоне реки.

2-я строфа. Тёмный фон их встречи.

3-я строфа. Вечерний туман на фоне речного берега, вдалеке светлый отблеск луны.

4-я строфа. Рассвет, преобладание алого и золотого цвета. Ее образ в белом.

Эти звуки наполняют стихотворение музыкальностью, напевностью, величием.

Упоминание свечей, кадильного огня, церковной ограды, алтаря, а также господство белого цвета (белая церковь, белые цветы) свидетельствуют о святости образа героини, подчеркивают Ее непорочность, чистоту. К тому же белый цвет в христианской символике олицетворяет Веру.

Теперь можно с уверенностью сказать, что символика белого цвета не случайна: он находится под впечатлением от романтического переживания – увлечение А. Блока Л. Д. Менделеевой, и к тому же олицетворяет Веру в Вечное, Чистое, Прекрасное, Женственное как появление возвышенного.

Он – смиренный отрок, зажигающий свечи, готовый на все ради Нее, дабы запечатлеть Ее неземной Лик. Только благодаря Ее образу, он может постичь тайны красоты и брачных уз.

Цветовая гамма стихотворения:

1 строфа. Красный цвет огня кадильного и свечей на темном фоне внутреннего церковного убранства. Голубой фон реки. Ее образ на том берегу в белом платье.

2 строфа. Белая церковь на фоне вечернего заката в сумраке мутно-голубого цвета.

3 строфа. Ее облик в ярких светлых тонах, белая церковь, церковная ограда, белые цветы.

4 строфа. Рассвет на фоне туманной завесы с отблеском алого.

Интонация торжественно-молитвенная, герой жаждет и умоляет о встрече, он весь дрожит и трепещет в её ожидании. Он ждёт чего-то чудесного, величественного и полностью преклоняется перед этим чудом.

Церковная лексика (лампады, свечи) ставит образ Прекрасной Дамы наравне с божеством. Их встречи происходят в храме, а храм — некий мистический центр, который упорядочивает пространство вокруг себя. Храм- архитектура, которая стремится воссоздать собой миропорядок, поражающий согласием и совершенством. Создаётся атмосфера, соответствующая предвкушению контакта с божеством. Перед нами появляется образ Богоматери, как воплощение гармонии мира, который наполняет душу героя благоговением и покоем.

Цветовая палитра

3 строфа: Темнота уходит, но свет поступает медленно. Картина неясна. (Смесь светлых и тёмных цветов.)

В этом стихотворении поэт передает взаимодействие Вечной Женственности, красоты с реальностью жизни, то есть связь земного и Божественного.

Мы видим единение присутствующих в церкви в одном духовном порыве. Еще в начале стихотворения не было надежды на счастье, светлую жизнь. Но когда из мрака слышался ее нежный голос и появлялось белое платье, освещенное лучом, то приходила уверенность, что мир прекрасен, стоит жить ради прекрасного на Земле, несмотря на все беды, несчастья. Но среди всеобщего счастья кто-то будет обделен и несчастен — тот, кто ушел на войну. И теперь воин будет жить только лишь воспоминаниями, надеясь на лучшее.

Своим ослепительным сиянием, нежным голосом девушка давала людям возможность забыть на мгновение о том, что происходит за пределами церкви. В образе девушки они видели тот лучик жизни, который им был так необходим. В ней видели не простую девушку, а Божество, спустившееся с небес на грешную землю для спасения их душ. В последнем столбике стихотворения плач ребенка – предвестник войны. Ведь стихотворение было написано в 1905 году (окончание русско-японской войны).

Понять глубже смысл стихотворения нам помогает цветовой фон

Здесь же появляется третье лицо – соперник лирического героя. Но и он находится в окружении тёмного фона. Мы не видим чёткого образа, снова неясный, тёмный, непонятный.

– земной, настолько приземлен, что боится оторваться от земли. Он смертный и грешный человек. В стихотворении занимает роль наблюдателя, так как находится на расстоянии от любимой, не имея возможности быть рядом, пребывает в постоянном движении, о чём свидетельствует наличие глаголов: следил, бежал, знал. Обладает чистой любовью, которая наполняет жизнь лирического героя благоговением и покоем. Имеет душевную боль, печаль, стеснение, отчего давит сильное чувство разлуки. Живёт ради идеала, которому поклоняется. Именно она является смыслом его жизни. Остаётся с преданностью в душе и искренней радостью, оттого что счастлива любимая.

Героев разделяет несовместимость Земли и Неба. Они из разных миров. Объединяет неподдающаяся разгадке тайна, которая, как облако, опутывает героев. Мы не видим ни одного чёткого образа героев, они затемнены, неясны, расплывчаты.

Звукопись. Цветопись.

Интонация спокойная, ровная, эмоционально не возвышенная. Нет выражающих бурное чувство знаков препинания.

Стихотворение построено по принципу контраста.

В первой строфе

Во второй строфе

перед нами вместо городского хаоса предстает хаос дачный, царящий везде. На дачах должен быть свежий, чистый воздух, но нет, и здесь повсюду пыль, из-за которой трудно дышать. Изображается картина обыденной жизни — беспробудной, беспросветной. Детский плач подтверждает это. Ребенку плохо, он как никто другой чувствует этот хаос.

Третья строфа

Первая строчка четвертой строфы

Во второй же части Блок говорит возвышенно — таинственно.
В
начале стихотворения изображается реальный мир. Однако следующие шесть строф по содержанию и поэтике составляют столь очевидный контраст первой части.

Он запутал сам себя и теперь не может понять, сон это или явь.

Спасение лирического героя в том, что Он помнит

о существовании любви безусловной, жаждет верить, тоскует о любви единственной.

Приложение
8
Пастернак назвал своё стихотворение «Светает

Прикоснёмся к каждой стихотворной строфе, как к чувствительным клавишам рояля

Первая строфа

Неожиданное обращение к ветке сирени, которая под дождём и ветром похожа на взъерошенного воробышка. Она же, рука ветра, а, может, и самой природы, на ощупь пробует, тепло ли вокруг, пора ли торопить птиц славить песней весну?

В полутьме серо-зелёно –сиреневой кажется эта ожившая ветка.

Во второй строфе

Композиция такова: стихотворение четко разделено на четыре одинаковые строфы. В первой строфе поэт показывает нам лирического героя, который зажигает свечи, и женский образ, смеющийся на противоположном берегу реки. Во втором четверостишье Блок рисует вечерний пейзаж: предзакатное небо, белая церковь, мутно-голубая река. В третьей строфе герой любуется Ее ярким образом, на фоне которого природа блекнет, поклоняется ей, бросая белые цветы за ограду.

В четвертом же четверостишье настает рассвет на фоне туманной завесы.

В произведении преобладает мотив сна, который передается через неяркие размытые образы. Это создает таинственное мистическое ощущение.

В христианской символике белый цвет означает веру в силы Бога.

Главная героиня – недосягаемый, нематериальный образ. Любовь лирического героя к ней – всего лишь символ, который не воплощен в реальность, он доступен лишь душе и чувствам. Она принадлежит неземному, идеальному миру, поэтому лирический герой не встретит Ее никогда.

Полезный материал по теме:

Анализ стихотворения Брюсова “Гимн богам”

Заголовок Анализ стихотворения брюсова гимн богам Стихотворение “Грядущие гунны” Валерий Брюсов писал почти целый год и закончил 10 августа 1905 г. В “Грядущих гуннах” – наиболее развернуто и полно раскрывающих его отношение к революции и понимание ее смысла. Смести, сломать, разрушить, уничтожить – вот главный смысл революции, каким он виделся Брюсову. Что будет дальше, какой конкретный мир возникнет на развалинах прошлого, как он будет реально построен – все это представлялось Брюсову в весьма абстрактном виде.
Подробнее…

Анализ Я отрок зажигаю свечи Блока

Анна Ахматова

Я, отрок, зажигаю свечи

Имеющий невесту есть жених;

а друг жениха, стоящий и

внимающий ему, радостью

радуется, слыша голос жениха.

От Иоанна, III, 29

Я, отрок, зажигаю свечи,

Огонь кадильный берегу.

Она без мысли и без речи

На том смеется берегу.

Люблю вечернее моленье

У Белой церкви над рекой,

И сумрак мутно-голубой.

Покорный ласковому взгляду,

Любуюсь тайной красоты,

И за церковную ограду

Бросаю белые цветы.

Падет туманная завеса.

Жених сойдет из алтаря.

И от вершин зубчатых леса

Забрежжит брачная заря.

Краткий анализ произведения

В стихотворении Александра Александровича Блока “Я, отрок, зажигаю свечи…” поэт пишет о любви, нематериальной, символичной, как и в других своих произведениях.

Говоря от имени лирического героя, на самом деле поэт передаёт личное невероятно нежное отношение, своё покорное поклонение Женщине.

Удивительным образом автор рисует её чистый образ, который мы скорее чувствуем, чем видим: невидимая героиня Блока “без мысли и без речи” смеётся где-то там, “на том берегу”, её окружает дымка — “передзакатное селенье и сумрак мутно-голубой”, и “туманная завеса”, у его героини ласковый взгляд, её красота окружена тайной и белым цветом — это и белые свечи, и белая церковь, и белые цветы.

Конечно, здесь не случаен именно белый цвет: это — олицетворение и чистоты, и непорочности, и веры в Бога, на одном уровне с которым стоит и героиня стихотворения, перед которой автор зажигает свечи, вроде бы не надеясь на встречу.

Но тут же поэт достаточно уверенно говорит о будущем браке, упоминая в самом конце произведения и о том, что “жених сойдёт из алтаря”, и что “от вершин зубчатых леса забрезжит брачная заря”.

Мне нравится 97

Встреча семнадцатилетнего Александра Блока с шестнадцатилетней Любовью Менделеевой, произошедшая в 1898 году, навсегда изменила жизнь обоих.

Рациональная и трезво мыслящая Менделеева идей своего поклонника не разделяла, то отдаляясь от него, то становясь ближе. Тем не менее, полный мучений роман в 1903 году привел к бракосочетанию.

В стихотворении отражено преданное поклонение лирического героя Ее образу – чистому, прекрасному, женственному, вечному. Важное место здесь отведено белому (цветы, церковь).

Любовь, как и в других стихотворениях Блока, предстает символом. Поэтому нематериален Ее образ в стихотворении, поэтому лирическому герою никогда с ней не встретится:

Присутствуют в стихотворении и христианские мотивы. Особого внимания заслуживает эпиграф, предпосланный Блоком. Взят он из Евангелия от Иоанна (III, 29) и воспроизводит слова Иоанна Крестителя, ближайшего предшественника Иисуса Христа, процитированные Иоанном Богословом.

По мнению православных христиан, в этой фразе заключает зерно повествования, разворачивающегося в Апокалипсисе, книге, настроения и образы которой не раз появляются в творчестве Блока. Поэт воспринимает труд Иоанна Богослова как рассказ о тяжелом пути, что проходит мир, дабы освободиться от скверны, а не как историю о конце света.

Подробный анализ стихотворения

История создания

Композиция такова:

стихотворение четко разделено на четыре одинаковые строфы. В первой строфе поэт показывает нам лирического героя, который зажигает свечи, и женский образ, смеющийся на противоположном берегу реки.

Во втором четверостишье Блок рисует вечерний пейзаж: предзакатное небо, белая церковь, мутно-голубая река. В третьей строфе герой любуется Ее ярким образом, на фоне которого природа блекнет, поклоняется ей, бросая белые цветы за ограду.

Этот женский образ недосягаем для героя, однако на протяжении всего стихотворения он не перестает любоваться и восхищаться ним.

Художественные средства

В произведении преобладает мотив сна, который передается через неяркие размытые образы. Это создает таинственное мистическое ощущение. В произведении большую роль играет цветопись. Символика белого цвета в стихотворении не случайна.

Главная героиня – недосягаемый, нематериальный образ. Любовь лирического героя к ней – всего лишь символ, который не воплощен в реальность, он доступен лишь душе и чувствам. Она принадлежит неземному, идеальному миру, поэтому лирический герой не встретит Ее никогда.

Мне нравится 33

Сочинение о стихе Я, отрок, зажигаю свечи

Стихотворение А. А. Блока “Я отрок, зажигаю свечи…” было написано 7 июля 1902 года. В стихотворении присутствует загадочная атмосфера (“любуюсь тайной красоты”). Автор не изображает читателям облик Прекрасной Дамы, мы можем ее только представлять: “Она без мысли и без речи на том смеётся берегу…”.

Образ природы помогает восприятию образа девушки, например, “сумрак мутно-голубой” указывает на чистоту души и непорочность девушки и “белые цветы” также являются символом чистоты и нежности, и искренней любви.

Лирический герой восхищен таинством обряда и любуется загадочностью происходящего. Он любуется чистым, возвышенным, лишенного пошлости образом, идеализирует духовную красоту девушки.

Такие церковные предметы как свечи, кадильный огонь, белая церковь, церковная ограда, алтарь помогают проникнуть в суть таинства обряда, любуясь великолепием обряда, пришедшего к нам из веков.

Глаголы, определяющие эмоциональное состояние лирического героя это “зажигало свечи” (одухотворенность его состояния), “люблю”, “любуюсь”, “бросаю цветы” (это состояние восхищения).

Это еще одно стихотворение Блока, которое характеризует его жизненную позицию и мечты, которые проникнуты душевным спокойствием, благоговением перед красотой и неизвестностью, которую скрывает “туманная завеса”.

В стихотворении используются такие художественно-выразительные средства как эпитеты: “передзакатное селенье”, “туманная завеса” и др. Эти характерно-выразительные средства помогают прочувствовать настроение стихотворения: лёгкое и возвышенное.

Композиция такова: стихотворение четко разделено на четыре одинаковые строфы. В первой строфе поэт показывает нам лирического героя, который зажигает свечи, и женский образ, смеющийся на противоположном берегу реки. Во втором четверостишье Блок рисует вечерний пейзаж: предзакатное небо, белая церковь, мутно-голубая река. В третьей строфе герой любуется Ее ярким образом, на фоне которого природа блекнет, поклоняется ей, бросая белые цветы за ограду.

В четвертом же четверостишье настает рассвет на фоне туманной завесы.

В произведении преобладает мотив сна, который передается через неяркие размытые образы. Это создает таинственное мистическое ощущение.

Главная героиня – недосягаемый, нематериальный образ. Любовь лирического героя к ней – всего лишь символ, который не воплощен в реальность, он доступен лишь душе и чувствам. Она принадлежит неземному, идеальному миру, поэтому лирический герой не встретит Ее никогда.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

История создания

Блок обожал дочку ученого Менделеева. С трудом он смог добиться расположения Любови. Однако Блок, как отмечают многие современники, идеализировал девушку. Ему казалась любовь вечной, а Люба представлялась Прекрасной Дамой.

Читайте по теме:

Любовь – вот тема и центральный образ стихотворения. При этом под этим словом стоит подразумевать не только само явление-чувство, но и имя конкретной дамы.

Композиция

К стихотворению есть эпиграф, взятый из Библии. Далее следуют 4 катрена, в которых автор последовательно излагает свои мысли.

Средства выразительности

Тропов много. Каждый из них выполняет определенную функцию. Раскрытие образов – основа, на которую поставил акцент своего внимания поэт. При этом первой строкой Блок сразу представляется отроком своим читателям.

Читайте по теме:

Эпитеты

вечернее моленье, сумрак мутно-голубой – эпитеты, задающие тексту определенную систему образности.

Олицетворение

Нет олицетворений в тексте. Но они и не требуются, ведь автор поставил акцент на другие тропы, которые присутствуют в тексте в разнообразии.

Метафоры

Я, отрок, зажигаю свечи,
Огонь кадильный берегу.
Она без мысли и без речи
На том смеется берегу.

Люблю вечернее моленье
У белой церкви над рекой,
Передзакатное селенье
И сумрак мутно-голубой.

Покорный ласковому взгляду,
Любуюсь тайной красоты,
И за церковную ограду
Бросаю белые цветы.

Падет туманная завеса.
Жених сойдет из алтаря.
И от вершин

Встреча семнадцатилетнего Александра Блока с шестнадцатилетней Любовью Менделеевой, произошедшая в 1898 году, навсегда изменила жизнь обоих. Молодой поэт влюбился практически с первого взгляда, дочь знаменитого химика сперва не хотела иметь с ним ничего общего, считая “позером с повадками фата”. Затем она уступила, но роман оказался краткосрочным.

Чувства Блока к Менделеевой в полной мере отразились в цикле “Стихи о Прекрасной Даме”, в который входит стихотворение “Я, отрок, зажигаю свечи…”, написанное в июле 1902 года. В это время поэт увлекался

мистицизмом, философией Соловьева, вследствие чего сильно идеализировал образ любимой девушки. Рациональная и трезво мыслящая Менделеева идей своего поклонника не разделяла, то отдаляясь от него, то становясь ближе.

Тем не менее, полный мучений роман в 1903 году привел к бракосочетанию.

В стихотворении “Я, отрок, зажигаю свечи…” отражено преданное поклонение лирического героя Ее образу – чистому, прекрасному, женственному, вечному. Важное место здесь отведено белому (цветы, церковь). По воспоминаниям Сергея Соловьева, Любви Менделеевой, обладательнице “древнерусской” и “тициановской” красоты, особенно шел белый цвет в одежде, хотя хороша она была также и в ярко-красном. Есть и еще один момент.

Белый цвет олицетворяет чистоту, непорочность, веру.

Любовь, как и в других стихотворениях Блока, предстает символом. Поэтому нематериален Ее образ в стихотворении, поэтому лирическому герою никогда с ней не встретится:
Она без мысли и без речи
На том смеется берегу.

Присутствуют в стихотворении “Я, отрок, зажигаю свечи…” и христианские мотивы. Особого внимания заслуживает эпиграф, предпосланный Блоком. Взят он из Евангелия от Иоанна (III, 29) и воспроизводит слова Иоанна Крестителя, ближайшего предшественника Иисуса Христа, процитированные Иоанном Богословом. По мнению православных христиан, в этой фразе заключает зерно повествования, разворачивающегося в Апокалипсисе, книге, настроения и образы которой не раз появляются в творчестве Блока.

Поэт воспринимает труд Иоанна Богослова как рассказ о тяжелом пути, что проходит мир, дабы освободиться от скверны, а не как историю о конце света.

“Я, отрок, зажигаю свечи…” можно весьма условно считать своеобразным пророчеством Блока. В последнем четверостишии он говорит о браке, до которого на момент написания стихотворения оставалось немногим больше года.

Читайте также: