Я а коменский основоположник педагогической науки кратко

Обновлено: 05.07.2024

Гениальный выходец чешского народа, общепризнанный педагог, основатель педагогической науки, гениальный философ и гуманист Я.А. Коменский относиться к тем историческим деятелям, которые своими творениями и самоотверженным служением народу снискал вечную славу и любовь.

Коменского называют основоположником педагогики, наставником народов. Он создал бессмертные педагогические и философские труды. Все, к чему стремился великий педагог и философ, это ликвидировать сословные привилегии, уничтожить угнетения человека человекам; пытался привить людям пламенную любовь к отчизне, оптимистическую веру в будущее.

Величайшая заслуга Коменского перед обществом состоит в том, что он дал критическую оценку всей устарелой средневековой системе образования. Коменский разработал педагогическое учение, которое даже сегодня не утратило свою актуальность и потребность.

Причины трудностей научных занятий

Поистине гениальные мысли вырабатывает Коменский, рассуждая о трех причинах сложности научных занятий:

  • рабский метод постановки занятий
  • порочный способ усвоения вещей
  • неполнота метода

Из этих научно-методологических посылок прямо следует педагогический метод Яна Коменского. Он выживает из своей школы рутину, бессмысленную зубрежку и безразличие учащихся. Взамен Коменский предпочитает объяснять вещи и процессы, признает бескрайний полет творческой мысли.

Коменский предлагает демонстративность при разъяснении вещей. А это и есть наглядность. Под наглядностью он понимал не только зрительную опору, но и предлагал привлекать все органы чувств, чтобы лучше воспринимать окружающие вещи. Педагог призывает, изучать окружающие явления на основе самих явлений, но никак не по их внешним признакам.

Красной нитью через все педагогические работы великого педагога проходит мысль о том, что правильное обучение во всем должно гармонировать с природой. Коменский считал, что личность как часть природы подчиняется ее главным всеобщим законам. Он говорит, что четкий порядок для школы надо брать у природы, и наблюдать за процессами, которые выражает природа в своих действиях.

Деление по Я.А. Коменскому

Коменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода:

  • детство - от рождения до 6 лет
  • отрочество - от 6 до 12 лет
  • юность - от 12 до 18 лет
  • возмужалость - от 18 до 24 лет

Для каждого из данных возрастных этапов, исходя из природы ребенка, Коменский наметил индивидуальную ступень образования.

Для детей 6 лет он рекомендует материнскую школу, которая подразумевает дошкольное воспитание под присмотром матери. Для отрочества предназначается шестилетняя школа родного языка. Для молодых людей предусматривалась латинская школа в каждом городе. Для возмужалой молодежи предназначается академия в каждом государстве.

Готовые работы на аналогичную тему

Коменский склонялся к систематичности обучения. В учении, писал педагог, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые обобщают эти факты и примеры, идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному.

Значимые указания Коменский дал, выдвинув дидактическое требование доступности обучения для учеников. Детям нужно давать для обучения только то, что понятно их возрасту. Учение должно быть посильным, а запоминание материала прочным. Важнейшими методами обучения языку и многим другим наукам были постоянные упражнения и повторения.

Коменский стремился больше развивать познавательные способности учеников, а для этого, говорил он, надо соединять приятное с полезным, поощрять детское любопытство.

Роли преподавателя в педагогике Ян Амос уделяет видное место. Учитель, говорил он, должен быть честным, активным, убедительным, живым примером добродетелей, которые он должен прививать ученикам, быть человеком развитым и усидчивым.

По Коменскому, учительство это не только профессия, но еще это и призвание. Человек должен осознать то, что он будет обучать подрастающее поколение в ходе жизненных переживаний. Он должен иметь серьезную теоритическую подготовку, прежде чем заниматься преподаванием. Также учитель не должен думать о собственном благополучии, о его благополучии должна думать община.

Ян Амос Коменский

Классно-урочная система Я.А.Коменского

Одной из величайших заслуг Коменского стала разработка значимых вопросов классно–урочной системы образования, обоснование урока как формы организации обучения в школе.

Длительность урока Коменский предложил определить одним часом. По мнению Яна Амоса, каждый час должен быть частью того времени, которое отведено для освоения предмета. Каждый час должен иметь свою определенную задачу. В классе объединялись одинаково успевающие учащиеся, которых учитель вел к одной и той же цели. Во избежание переутомляемости Коменский предлагал начинать и заканчивать занятия в определенное время.

В своем учении об уроке философ Коменский большое внимание обращает на дисциплину учащихся и полагает, что уроки, также как и вся школа не может существовать без дисциплины. Но дисциплина должна основываться не на побоях, а на сознательности и уважении к учащемуся. Она должна научить поверить в собственные силы, привить любовь к учебе и труду.

Также Коменский не обошел вопрос о домашних заданиях и их количестве. Ян Амос был против того, когда трудности в усвоении учащимися учебного материала переносится на самостоятельную работу, в итоге ребенку приходится переживать сильные страдания, заучивая дома малопонятные для него тексты.

Коменский был открывателем в области дидактики, он выдвинул много глубоких, сложных дидактических идей, предложил, как правильно организовать учебную работу (а именно, учебный год, каникулы, деление учебного года на четвери и т.д.). Указания его по этим вопросам по сей день применяются в школах разных стран мира.


Ян Амос Коменский (1592–1670). Читает лекцию Мельников Г.П.

Ян Коменский — биография

Ян Коменский – выдающийся чешский педагог-гуманист, писатель, общественный и религиозный деятель. Служил епископом Чешскобратской церкви, основал педагогику, как самостоятельную дисциплину, систематизировал и популяризировал классно-урочную систему.

Детство и юность

Родился Ян Коменский 28 марта 1592 года в небольшом городке Нивнице (Моравия), в семье Мартина Коменского и Анны Хмеловой. Отец будущего философа родился и вырос в деревне Камне, расположенной по соседству с Нивницей. Дед Яна по отцовской линии – Ян Сегеш, жил в Словакии, но потом перебрался в Моравию. Сменил фамилию на Коменский, скорее всего в честь села Камне, куда переехал на постоянное место жительства. Мартин и Анна состояли в религиозной общине Чешских (Моравских) братьев, были примером для подражания двум дочерям и сыну.

В возрасте семи лет Ян начал обучение в братской школе. В 1602-м, когда мальчику исполнилось 10 лет, маленький городок накрыла эпидемия чумы, от которой погибла большая половина населения. Семью Яна это тоже коснулось, умерли его родители и старшие сестры, мальчик остался один и замкнулся в себе. Но школу Ян не бросил, он помнил, что родители очень хотели видеть его образованным. В 1611 году парня окрестили, и дали второе имя Амос.

Ян Амос Коменский

Окончив религиозную школу, молодой человек понял, что нужно продолжать учиться, и стал студентом Хернборнской академии. Коменский решил, что только высшее образование поможет ему найти верный путь в жизни. Однако эту академию парень не окончил, бросил, остановил свой выбор на другом вузе – Гейдельбергском университете. Это учебное заведение в те времена считалось самым знаменитым и престижным. Коменский узнает, что из стен этого вуза выходят прекрасные педагоги и профессора, и он принимает решение посвятить свою биографию преподавательской деятельности.

Труды по педагогике

В 1627-м Коменский приступил к работе над своей первой книгой по дидактике. Он понял, что за время работы преподавателем набрался огромного опыта, который нужно передать остальным. На страницах этого научного труда Коменский изложил все свои многолетние наблюдения и открытия. Книга получилась достаточно успешной, и воодушевленный автор принял решение самостоятельно сделать ее перевод на латинский язык с чешского. Он понимал, что в таком виде книгу захотят прочесть его коллеги, преподаватели. Вслед за этим Ян Коменский стал автором следующих научных трудов:

Ян Амос Коменский

После этого Коменский приостановил свою литературную деятельность, так как на него начались религиозные гонения. Некоторым фанатикам не нравились его убеждения. Яна, исключительно верующего человека, обвиняли в занятиях педагогикой, сомневались в его религиозных взглядах на жизнь. Как результат – педагог уезжает из страны, поселяется в Польше, продолжает создавать и печатать свои бесценные научные труды.


Библиографическое описание: Пережовская А. Н. Вклад Я. А. Коменского в развитие педагогической науки [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 27-30.

Большой вклад в развитие педагогической науки внес выдающийся чешский педагог, писатель, великий мыслитель, общественный деятель XVII века, основоположник научной педагогики Ян Амос Коменский. Он является автором многих философских и педагогических трудов, пронизанных духом гуманизма, любовью и уважением к людям, к их трудовой деятельности. Я. А. Коменский проповедовал идею ликвидации сословных привилегий и угнетения человека человеком, выступал за безграничную любовь к Родине, веру в светлое будущее, за равноправие всех народов и уважение к национальным правам каждого из них. Он был борцом за прекращение всех войн и восстановление мира на всей земле. Великая заслуга Я. А. Коменского перед человечеством состоит в том, что он смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания. Учитывая все ценное, что было накоплено его предшественниками, создал педагогическое учение, которое и по настоящее время сохраняет свою актуальность.

Такое длинное название характерно было для книг того времени. Заменяя собой современную аннотацию, оно знакомило читателя с книгой, ее содержанием.

Так первой ступенью, по мнению Я. А. Коменского, должна стать материнская школа (от рождения до 6 лет), когда ребенок узнает сведения об окружающем мире, получает начальные знания по географии, астрономии, главными направлениями воспитания этого периода педагог считал трудовое и нравственное.

В основу процесса обучения должны быть положены четкие принципы:

1. Принцип наглядности обучения.

2. Содержание учебного материала должно располагаться в правильной последовательности, от простого к сложному, в результате у ученика сложится целостная система знаний.

4. Прочность знаний основывается на самостоятельности и активности учащихся в процессе обучения.

Выделенные Я. А. Коменским принципы послужили толчком к созданию новой универсальной классно-урочнойсистемы обучения, которую педагог теоретически обосновал и предложил правила ее реализации на практике. До сегодняшнего дня классно-урочная система остается основой школьного обучения.

Исходя из написанного, можно сказать, что Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. Его учебники, переведенные на многие языки, получили широкое распространение во многих странах, включая Россию, и послужили образцом для разработки учебников другими прогрессивными педагогами. Он был новатором в области дидактики, большинство выдвинутых им идей, принципов и правил организации учебного процесса и работы с обучающимися применяются в школах различных стран и в настоящее время. Выдающимися заслугами Я. А. Коменского являются:

- разработка им научно обоснованной целостной системы школ в соответствии с возрастной периодизацией;

- определение содержания обучения на каждой ступени образования;

- выделение основных принципов обучения: наглядность, последовательность, природосообразность, самостоятельность и активность учеников в процессе обучения;

- создание и обоснование классно-урочной системы.

Кроме того, Я. А. Коменского можно считать основоположником современных представлений о непрерывном образовании. В его работах содержится основная мысль, нашедшая отражение в настоящее время в концепции непрерывного образования.

Разнообразные труды этого выдающегося чешского педагога до сих пор не утратили своего значения. Можно с уверенностью сказать, что Ян Амос Коменский, его взгляды, работы — это не только история, а в значительной степени и современность прогрессивного человечества, его труды внесли огромный вклад в развитие педагогической науки и всей дидактики в целом.

1. Подласый, И. П. Педагогика. Книга 2: Теория и технологии общения [Текст] / И. П. Подласый.- М.: Владос, 2009.- 121 с.

2. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Я. А. Коменский.- В 2-х т. Т.1.- М.: Педагогика, 1982.- 656 с.

3. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Я. А. Коменский.- В 2-х т. Т.2. — М.: Педагогика, 1982.- 576 с.

4. Коменский, Я. А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Я. А. Коменский. — М.: Уч.пед.издат, 1955.- 638 с.

5. Кратохвил, М. В. Жизнь Яна Амоса Коменского [Текст] / М. В. Кратохвил.- М.: Просвещение, 1991.- 191 с.

7. Нипков, К. Э. Ян Коменский сегодня [Текст] / К. Э. Нипков.- СПб.: Глаголь, 1995.- 250 с.

ВложениеРазмер
vklad_yan_amos_komenskogo.docx 20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Библиографическое описание: Пережовская А. Н. Вклад Я. А. Коменского в развитие педагогической науки [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 27-30.

Большой вклад в развитие педагогической науки внес выдающийся чешский педагог, писатель, великий мыслитель, общественный деятель XVII века, основоположник научной педагогики Ян Амос Коменский. Он является автором многих философских и педагогических трудов, пронизанных духом гуманизма, любовью и уважением к людям, к их трудовой деятельности. Я. А. Коменский проповедовал идею ликвидации сословных привилегий и угнетения человека человеком, выступал за безграничную любовь к Родине, веру в светлое будущее, за равноправие всех народов и уважение к национальным правам каждого из них. Он был борцом за прекращение всех войн и восстановление мира на всей земле. Великая заслуга Я. А. Коменского перед человечеством состоит в том, что он смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания. Учитывая все ценное, что было накоплено его предшественниками, создал педагогическое учение, которое и по настоящее время сохраняет свою актуальность.

Такое длинное название характерно было для книг того времени. Заменяя собой современную аннотацию, оно знакомило читателя с книгой, ее содержанием.

Так первой ступенью, по мнению Я. А. Коменского, должна стать материнская школа (от рождения до 6 лет), когда ребенок узнает сведения об окружающем мире, получает начальные знания по географии, астрономии, главными направлениями воспитания этого периода педагог считал трудовое и нравственное.

В основу процесса обучения должны быть положены четкие принципы:

1. Принцип наглядности обучения.

2. Содержание учебного материала должно располагаться в правильной последовательности, от простого к сложному, в результате у ученика сложится целостная система знаний.

4. Прочность знаний основывается на самостоятельности и активности учащихся в процессе обучения.

Выделенные Я. А. Коменским принципы послужили толчком к созданию новой универсальной классно-урочнойсистемы обучения, которую педагог теоретически обосновал и предложил правила ее реализации на практике. До сегодняшнего дня классно-урочная система остается основой школьного обучения.

Исходя из написанного, можно сказать, что Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. Его учебники, переведенные на многие языки, получили широкое распространение во многих странах, включая Россию, и послужили образцом для разработки учебников другими прогрессивными педагогами. Он был новатором в области дидактики, большинство выдвинутых им идей, принципов и правил организации учебного процесса и работы с обучающимися применяются в школах различных стран и в настоящее время. Выдающимися заслугами Я. А. Коменского являются:

- разработка им научно обоснованной целостной системы школ в соответствии с возрастной периодизацией;

- определение содержания обучения на каждой ступени образования;

- выделение основных принципов обучения: наглядность, последовательность, природосообразность, самостоятельность и активность учеников в процессе обучения;

- создание и обоснование классно-урочной системы.

Кроме того, Я. А. Коменского можно считать основоположником современных представлений о непрерывном образовании. В его работах содержится основная мысль, нашедшая отражение в настоящее время в концепции непрерывного образования.

Разнообразные труды этого выдающегося чешского педагога до сих пор не утратили своего значения. Можно с уверенностью сказать, что Ян Амос Коменский, его взгляды, работы — это не только история, а в значительной степени и современность прогрессивного человечества, его труды внесли огромный вклад в развитие педагогической науки и всей дидактики в целом.

2016-10-12_123633

Ян Амос Коменский — выдающийся чешский педагог-гуманист, годы жизни: 1592—1670

Труден был жизненный путь Коменского, изгнанного германскими завоевателями из родной Чехии и вынужденного скитаться по разным странам (Польша, Венгрия, Голландия). Многообразной была его деятельность — учителя, проповедника, учёного, философа. И красной нитью через неё проходят глубокий демократизм, забота о судьбе обездоленных, вера в человека, стремление поднять культуру родного народа.

Факты из биографии, взгляды, мировоззрение

Но и в ту пору, в разобщенной и терзаемой войнами Европе, деятельность Коменского была поистине интернациональной. Невозможно оценить, скольким обязана Коменскому чешская культура. Но память Коменского имеют основание чтить и в Англии — здесь были впервые изданы лучшие его книги; и в Швеции — им был подготовлен проект реформы шведской школы и написаны для нее многие учебники; и в Венгрии — здесь тоже работал Коменский; и в Голландии —здесь он провел последние годы, здесь было издано первое собрание его педагогических работ.

Яе Амос Коменский как педагог

Коменский, разрабатывая новые подходы в педагогике как науке, руководствовался несколькими принципами: желанием охватить знаниями большую массу людей, выстроить жизненные познания в определенной системе, прийти от размеренности к общей гармонии.

Коменский о воспитании детей в семье

Демократизм, глубокую веру в человека Коменский положил также в основу своих педагогических идей. Он был убеждён, что все люди — и мужчины, и женщины — должны получить образование, все они способны к образованию. Деля детей на шесть типов по остроте ума, темпу работы и степени прилежания, Коменский считал, что даже самые трудные дети (тупые, медлительные, ленивые) могут быть обучены. Он требовал, чтобы в каждом селении была организована школа родного языка. Все дети имеют право переходить из начальной школы в среднюю и высшую.

Всё это явилось первой продуманной системой воспитания детей в семье.

Педагогика Яна Коменского

Такую же глубоко продуманную систему Коменский внёс и в школьное обучение. В его педагогических взглядах ярко выразилось стремление развить духовные силы учащихся и обеспечить радостное обучение.

Это был огромный шаг вперёд по сравнению со средневековой школой.

2016-10-12_130516
Неизмеримый вклад в педагогику

Учебные пособия, созданные Коменским для начального обучения, ещё при его жизни были переведены на много языков. Его педагогические идеи оказали глубокое влияние на развитие школы и педагогики во многих странах. Они были восприняты и русской передовой педагогикой.

Читайте также: