Взаимосвязь природы и политики как предмет познания кратко

Обновлено: 08.07.2024

В практической жизни человека ни какие исторически устойчивые формы и способы его существования не возникают в результате произвольного желания отдельных лиц или групп. Все они являются своеобразными ответами на вызовы времени, изменение обстоятельств и условий человеческой жизнедеятельности.

Содержание

1. Сущность политики, многообразие подходов к ее определению………….5

2.1. общественный смысл и функции политики……………………………19

3. Политика и другие сферы общественной жизни…………………………. 21

Список литературных источников…………………………………………. …26

Вложенные файлы: 1 файл

политология.docx

3. Коммуникативный подход: политика – сфера интеграции или сфера борьбы. Данный подход представляет наиболее расширительную трактовку политики. Политика рассматривается как универсальное средство обеспечения целостности и механизм регулирования конфликтов в обществе. Однако интеграция и целостность общества могут достигаться по-разному, поэтому в рамках данного подхода обычно выделяют два направления. Представители первого направления рассматривают политику как сферу интеграции на основе реализации общего интереса, обеспечения всеобщего блага институтами государственной власти. Эту традицию заложил еще Аристотель (384 - 322 до н. э.), считавший политику социальной этикой, цель которой - не благо одного человека, а благо народа и государства. Понимание политики как сферы интеграции всех граждан в сообщество стало преобладающим в западной науке. Однако наряду с таким пониманием в новое время оформилось второе направление в объяснении природы политики - конфликтное, согласно которому политика есть преимущественно сфера господства и подавления одних социальных групп другими. Традиция рассмотрения политики как деятельности по борьбе за власть, которая позволяет ее владельцу получать выгоды, привилегии и управлять обществом, идет от Н. Макиавелли, Несколько позже немецкие философы и мыслители К. Маркс (1818 - 1883) и Ф. Энгельс (1820 - 1895) стали трактовать "политику как сферу борьбы классов. По их мнению, государственная власть выражает интересы экономически господствующего класса. Они справедливо отмечали способность политики концентрированно выражать групповые интересы и реализовывать их с помощью власти. Однако, обращаясь к опыту предшествовавшей им истории человечества, которую они рассматривали как историю борьбы классов, К. Маркс и Ф. Энгельс сделали вывод о принципиальной невозможности согласовать интересы противоположных классов, в том числе буржуазии и пролетариата, не уничтожив самой этой противоположности и ее основы - частной собственности. Подобное понимание политики отразило влияние Великой Французской революции 1789 - 1793 годов и промышленной революции на европейскую историю XIX века. Поскольку промышленное производство стало доминирующей сферой общества, постольку конфликт, классовая борьба между предпринимателями и рабочими определяли эволюцию западных стран. Однако уже в XX веке западноевропейские государства вступили в постиндустриальную стадию. Промышленное производство перестало играть решающую роль в жизни общества, а вместе с ним потерял определяющее значение в формировании социальных отношений и конфликт между буржуазией и пролетариатом. Западное общество оказалось в состоянии интегрировать различные классы и группы интересов в процесс производства и распределения прибыли, в активную политическую жизнь. Рост производительности труда, связанный с внедрением высоких технологий, а вместе с ним и повышение уровня жизни масс, появление у трудящихся собственных организаций (профсоюзов, партий), способных защитить их интересы, а также законодательство и посредническая политика государства устранили социальную напряженность, сделали общество более интегрированным с точки зрения взаимосвязи интересов различных групп. 4 Новые реальности вызвали к жизни новые подходы к объяснению политики в рамках конфликтологического направления. На смену социально-экономическому пониманию конфликта "имущие - неимущие" появились иные его интерпретации. Американский социолог Н. Смелзер (р. 1927) трактует конфликт психологически, как результат напряжения, вызванного несоответствием средств избранным целям. Немецкий политолог Н. Дарендорф (р. 1929) считает, что причиной конфликта является власть одних групп над другими. Природа власти и авторитета, на которых основано общество, обусловлено, по его мнению, ролями, выполняемыми этими группами. В любом обществе существуют управляющие и управляемые, утверждает ученый. Причем первые имеют власть над вторыми потому, что обладают ресурсами. Следовательно, главными отличительными чертами социума являются господство одних и подчинение других, конфликт между ними и подавление управляемых управляющими. Российско- американский социолог П.А. Сорокин (1889-1968) в числе причин конфликтов называл, прежде всего, неудовлетворенность базовых потребностей людей. "Увеличение подавленных базовых инстинктов большинства населения, а также невозможность даже минимального их удовлетворения", согласно его точке зрения, являются причиной социальных революций. В числе базовых П. А. Сорокин выделял собственнический, пищеварительный инстинкты, потребность коллективного самосохранения (семьи, религиозной секты, партии), потребность в жилище и одежде, половой рефлекс, инстинкты самовыражения и соревновательности, потребность в свободе, в творческой работе и др. Таким образом, существующие подходы к политике акцентируют внимание на одной из сторон этого сложного общественного явления. В целом же содержание политики может быть раскрыто через ряд определений, каждое из которых отражает ее сущностные признаки. Во-первых, политика является сферой властных отношений, т. е. отношений по поводу власти, ее организации, распределения между различными группами интересов, определения направления деятельности государства и его институтов. Во-вторых, политика - это способ организации общественной жизни, базирующийся на интеграции разнородных интересов, их согласования на основе общего интереса, объединяющего всех членов общества. Реализацию и доминирование общего интереса в противовес частным потребностям индивидов, групп реализует государство. В-третьих, политика представляет собой деятельность элит и лидеров по руководству и управлению процессами общественного развития на всех уровнях с помощью институтов государственной власти.

2.1. Общественный смысл и функции политики

Вывод: таким образом политику можно определить как область целенаправленных отношений между группами по поводу использования институтов публичной власти для реализации их общественно значимых интересов и потребностей.

3. Политика и другие сферы общественной жизни

Политика является неотъемлемым компонентом человеческой цивилизации: без нее невозможен социальный прогресс существования общества, личности. Социальное назначение политики состоит в том, чтобы ориентировать общественное развитие на утверждение справедливого социального порядка, ограничение государственного принуждения и обеспечение приоритета прав человека. Однако политика служит благу общества лишь в том случае, если познаны законы ее развития; если действуют механизмы, ограничивающие ее деструктивное, разрушающее влияние на общество, человека. Двойственность, "двуликость" политики выражается в том, что, с одной стороны, она, как правило, является инициатором всех начинаний и свершений, она упорядочивает взаимоотношения людей, осуществляет правление порядка и справедливости, но, с другой стороны, именно с ее помощью часто творится произвол, унижается человеческое достоинство, попираются права и свободы людей. Политика, как заметил М. Дюверже, - это "двуликий Янус" (древнеримский бог с двумя лицами, направленными в противоположные стороны: одно - в будущее, другое - в прошлое). Для того чтобы использовать огромный мобилизационный и регулятивный потенциал политики во благо общества и человека, ее следует глубоко изучать, уметь видеть за хаотическим нагромождением политических событий, явлений, действий определенную логику, обусловленную интересами и потребностями участников политической жизни. Здесь как нельзя более уместно замечание французского социолога О. Конто: "Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать". Надеемся, что данный учебник по курсу "Политология" будет способствовать установлению в России гражданского мира, взаимопонимания, терпимости, культуры власти и демократии.

Список литературных источников.

Мухаев Р. Политология, учебник, Москва, 1996г.

4. Пугачёв В.П., Соловьёв А.И. Введение в политологию. - 3-е изд. - М., 1997г

5. Дягтерев А.А. Основы политической теории. - М.: Высшая школа, 1998г.

6. Ильин В.В. Политология. Учебник для ВУЗов, М.: Университет, 1999г.

7. Рекомендуемая литература

8. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию.- М.,2005

9. Дополнительная литература

10. Бутенко А. П. Наука, политика, власть: проблемы взаимоотношения и соотношения/ / Социально-гуманитарные знания. 2003. №3.

11. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избр. произведения. - М., 2004.

12.Василенко И.А. Политология: учебник / И.А. Василенко. – М.: Гардарики, 2004.

13.Касьянов В.В. Политология для технических вузов: учебное пособие / В.В. Касьянов, С.И. Самыгин. – Ростов н/Д: Феникс, 2001.

Читайте также: