Взаимодействие педагога с семьей как средство адаптации к доу детей с тяжелыми нарушениями речи

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Павельева Ирина Александровна

Населенный пункт: г. Воронеж

Дошкольная организация — первая и очень ответственная ступень общей системы образования для ребенка. В настоящее время психолого-педагогические исследования убедительно доказывают необходимость осознанного включения родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка. На протяжении многих лет система дошкольного образования полностью принимала на себя проблемы обучения, воспитания и развития детей, недооценивала роль семейного воспитания. Уход от практики дистанцирования семьи от детского сада, превращение родителей дошкольников в активные субъекты образовательного процесса, позволит значительно повысить эффективность коррекционно-педагогической работы в ДОО. Перед педагогами стоит общая задача совершенствования воспитательной, образовательной и коррекционной деятельности в детском саду и улучшения подготовки детей к школьному обучению. В последнее время отмечается увеличение числа детей с проявлениями дезадаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения, в том числе воспитанников с нарушениями речи. Возрастной период 3-х лет, является не только кризисным для развития личности дошкольника, но и сензитивным периодом для развития речи. Речь формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами. Речевая недостаточность у детей младшего дошкольного возраста влияет на их общее развитие: тормозит формирование психических функций, ограничивает познавательные возможности, нарушает процесс социальной адаптации, что выражается в проявлении невротических реакций, тревожности, фобий и т.д. А ведь именно речевая деятельность является одним из компонентов механизма адаптации младшего дошкольного возраста. Это обуславливает актуальность выявления влияния речевого развития дошкольника на его адаптацию к новым социально-психологическим условиям в ДОО, а также определения путей решения данной проблемы. На сегодняшний день в педагогической теории и практике коррекционно-ориентированного воспитания детей с нарушением речи существует явное противоречие между особыми образовательными потребностями детей и неподготовленностью родителей к их удовлетворению. Многие родители пытаются повлиять на формирование речи своего ребенка, начиная с ранних лет жизни. Они стараются, чтобы их ребенок слышал правильную, выразительную и отчетливую речь, читают ребенку сказки, стихи, рассказы, развивают кругозор. Но зачастую семья не в состоянии (в силу разных причин) оказать действенную помощь ребенку в коррекции речевых дефектов, родителям не хватает психолого-педагогической грамотности. Создание единого пространства развития ребенка невозможно без объединения усилий педагогов и родителей. И здесь важна роль и воспитателя, и психолога, и учителя-логопеда, а возможно и медицинское сопровождение ребенка в процессе коррекции речевого развития. Для оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с нарушениями в развитии речи необходимы разработка и внедрение в практику дошкольных образовательных учреждений эффективной модели взаимодействия с семьей (родителями) с целью ее активного включения в процесс воспитания и создания на этой основе единого коррекционно- развивающего пространства как в ДОО, так и в домашних условиях. Для оптимизации взаимодействия ДОО с семьей ребенка, имеющего нарушения речи, необходимо определить содержание, этапы, направления, формы и методы данной работы. Содержание работы зависит от ряда факторов: структуры семьи; образовательно-культурного уровня семьи; психоэмоционального климата семьи; возраста ребенка и этапа его развития; формы имеющегося у ребенка речевого нарушения; типа семейного воспитания; отношения семьи к имеющимся у ребенка проблемам развития речи; уровня родительской мотивации в отношении сотрудничества с педагогами и специалистами ДОО. Организация взаимодействия ДОО с семьей можно условно разделить на следующие этапы: подготовительно-организационный; основной; итоговый. На первом этапе педагоги и специалисты ДОО создают атмосферу доброжелательности и доверия, изучают особенности семьи, семейного воспитания ребенка; определяют вышеуказанные положения и возможно в рамках консилиума ДОО, при участии родителей, вырабатывают стратегию, тактику работы с ребенком в виде коррекционно-педагогической программы сопровождения. На основном этапе реализуется система работы с родителями в процессе медико-психолого-педагогического воздействия на ребенка с нарушениями речи как на территории ДОО, так и вне ее. В условиях ДОО проводятся групповые или индивидуальные занятия психолога с родителями, консультации с логопедом, организуются лектории, семинары- практикумы, а также начинает выполняться программа коррекции нарушений речи воспитанника всеми педагогами в сотрудничестве с семьей. Вне детского сада ведется при необходимости лечебно-оздоровительная работа, координируемая специалистами дошкольной организации. Центральное место в работе с родителями на каждом этапе занимают такие направления деятельности, как: - повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей; - психологическая помощь и поддержка родителей и семьи; - информационная поддержка родителей и оказание им помощи в установлении и поддержании содержательных контактов с другими социальными институтами (поликлиника, учреждения дополнительного образования, учреждения социальной защиты, школа, ПМПК). К наиболее перспективным формам работы ДОО с родителями по данным направлениям относятся:

  1. Волобуева М. Ю. Методические рекомендации по составлению программы развития школьной библиотеки / М. Ю.Волобуева.
  2. Ястребцева Е. Н. Школьный библиотечный медиацентр: от идеи до воплощения: Методические рекомендации для библиотекарей, учителей и администрации школ /Е. Н.Ястребцева. - М.: БМЦ, 2002.
  3. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Сост. Н.В. Соколовская. - Волгоград: Учитель, 2008. - 188 с.
  4. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. - 2003. - №5. - С.49-53.
  5. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Просвещение, 1991. - 228 с.
  6. Алямовкая В. Ясли - это серьезно. - М.: Линка-Пресс, 1999. - 144с.
  7. Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей // Управление ДОУ. - 2002. - №3. - С. 31-35.
  8. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. - 1989. - №1. - С.57-64.
Мои заявки
Диплом участника конкурса

Диплом участника конкурса

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Система работы по оптимизации взаимодействия родителей и педагогов ДОУ в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Фоминых Татьяна Владимировна, учитель-логопед

Малыхина Наталья Геннадьевн, воспитатель

В современном обществе семья является важнейшим социальным институтом, который живет по создавшимся внутри семьи принципам и законам, выполняя определенные семейные функции. С появлением в семье ребенка с особыми образовательными потребностями (ОВЗ), многие семьи замыкаются и отстраняются от внешнего мира, некоторые семьи не считают нарушения в развитии ребенка проблемой, другие же находят верный способ и обращаются за помощью к квалифицированным специалистам. Сегодня каждый специалист придает большую значимость привлечению родителей к участию в работе по преодолению проблем в развитии ребенка, уделяя особое внимание важности начала коррекции в раннем детском возрасте. На этапе поступления ребенка в образовательную среду ДОУ педагоги ставят перед собой первостепенную задачу: найти способы взаимодействия семьи и ДОУ через различные способы вовлечения родителей в работу по коррекции проблем в развитии детей.

В нашем дошкольном учреждении функционируют группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Поэтому существующая система работы по взаимодействию с родителями направлена на активное вовлечение всех членов семей для преодоления речевых нарушений, свойственных их ребенку. Наиболее эффективными формами взаимодействия являются следующие: наглядно-информационные, познавательные, практические, досуговые.

Досуговые формы взаимодействия являются очень любимыми среди родителей. Совместные праздники и развлечения позволяют наиболее полно раскрыть возможности для сотрудничества. На этих мероприятиях родители являются полноправными участниками, а не гостями дошкольного учреждения.

Таким образом, существующая система работы по взаимодействию с родителями, способствует активному вовлечению их в коррекционно-образовательный процесс, что является положительным фактором для преодоления тяжелых речевых нарушений у детей, посещающих наше ДОУ.

3. Предшкольное образование и система работы с родителями / С.Ю. Прохорова, Н.В. Нигматуллина, Е.В. Белоногова, Л.А. Белянина.- М.: АРКТИ, 2008

Взаимодействие педагога с родителями в процессе работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Воспитатель : Евсеева А. В.

Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование. Приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Поэтому очень важно тесное сотрудничество педагогов и родителей.

Основной целью работы с родителями является вовлечение родителей в образовательный процесс для формирования у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

Реализация цели обеспечивает решение следующих задач:

– выработка у педагогов уважительного отношения к традициям семейного воспитания детей и признания приоритетности родительского права в вопросах воспитания ребенка;

– вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;

– внедрение эффективных технологий сотрудничества с родителями, активизация их участия в жизни ДОО.

– создание активной информационно-развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

– повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения детей.

Из опыта своей работы с родителями детей с ТНР, я хотела бы поделиться тем, что взаимодействие с родителями в группе, проходит как в традиционных так и нетрадиционных формах.

К традиционным относятся задания логопеда для выполнения с детьми различных упражнений и заданий по автоматизации поставленных звуков речи, закреплению лексико-грамматических тем, подготовки руки к письму и др.

Также регулярно провожу беседы с родителями как групповые так и индивидуальные.

В дни открытых дверей родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще - поработать).

А так же предлагаю рекомендуемую литературу, материал по формированию звукопроизношения и развития связной речи, которая периодически обновляется.

На мой взгляд, такое мероприятие гораздо эффективнее, чем традиционное родительское собрание, поскольку за короткий промежуток времени позволяет решить целый ряд задач:

- Знакомство родителей с особенностями коррекционной -развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ;

- Демонстрация знаний, умений и навыков которыми овладели дети за данный период;

- Взаимодействие педагогов, родителей и детей.

Применение различных форм взаимодействия с родителями дает положительные результаты: они более активно участвуют в жизни группы и сада, больше общаются между собой и делятся успехами и неудачами своих детей, больше уделяют внимание домашним заданиям с детьми и самое главное- правильно подходят к выполнению того или иного задания.

Я с уверенностью могу сказать, что ни одна, даже лучшая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется во взаимодействии с семьей.

Таки образом, многолетний опыт в детском саду показывает, что только информированные и заинтересованные родители могут стать активными субъектами коррекционного процесса.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет .

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.


В нашей группе (для детей с тяжелыми нарушениями речи), наиболее остро стоит вопрос максимально подготовить детей к поступлению в первый класс. Так как детям с ТНР свойственны: недостаточная речевая активность, которая накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы; отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения: при относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания; они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий; у наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Нам необходимо в первую очередь, сформировать предпосылки к учебной деятельности: умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, слушать и выполнять инструкции взрослого, работать по образцу и др. Важным условием для создания единой системы по подготовке детей к школьному обучению в нашей группе является взаимодействие с родителями, так как у многих родителей есть устойчивое заблуждение, что готовность ребенка к обучению в школе определяется сформированностью навыков чтения, счета, письма. Наша задача объяснить родителям, что готовность к школьному обучению может быть сформирована и при отсутствии этих умений. Начинать прямую подготовку к школьному обучению мы начинаем со старшей группы, при непосредственном участии педагогов школы, зам. по УМР, психолога, логопеда.

Организуем и проводим родительское собрание, где родителей зам. по УМР знакомит с программами для будущих первоклассников, педагог-психолог рассказывает о возможных трудностях в период адаптации первоклассников и в первую очередь пропагандирует обучение с семи лет, а не с 6,6 мес, тем более для детей с ОНР, учитель-логопед рассказывает о возможностях коррекционной работы, которую на ряду с педагогами ДОУ, родители могут проводить сами, чтобы избежать в дальнейшем грамматических ошибок.

После родительского собрания педагоги школы и микроколлектив ДОУ, работающий с детьми данной группы, разрабатывает совместный перспективный план работы с родителями будущих первоклассников.


Рис. 1. Родительское собрание

В него включены разнообразные формы сотрудничества с родителями:родительские собрания, индивидуальные беседы (о школе, профессии учителя, школьных принадлежностях и др.), консультации; посещение семей, лекции, семинары; предоставление специальной литературы; открытые занятия, совместные экскурсии. В нашей группе мы используем работу бригадами (оформление школьного уголка, ремонт книг), посещение школы вместе с родителями, встречи с интересными людьми, с учителями; совместное празднование памятных дат (День знаний, День учителя).

Читайте также: