Взаимодействие науки с другими формами духовной деятельности человека кратко

Обновлено: 05.07.2024

Знание – совокупность представлений о явлениях окружающей действительности либо о самом субъекте – носителе знаний.

Наука - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи. Три основные концепции науки: наука как знание, наука как деятельность, наука как социальный институт.

Современная наука представляет собой органическое единство этих трех моментов. Здесь деятельность - её основа, своеобразная "субстанция", знание - системообразующий фактор, а социальный институт - способ объединения ученых и организации их совместной деятельности. И эти три момента и составляют полное определение современной науки. Первая концепция, наука как знание, с многовековой традицией рассматривается как особая форма общественного сознания и представляет собой некоторую систему знаний. Так понимали науку еще Аристотель и Кант. Подобное понимание наук долгое время было, чуть ли не единственным.

Если мы рассмотрим науку как деятельность, то нам сегодня её функции представляются не только наиболее очевидными, но и первейшими и изначальными.Наука как социальный институт - это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом.

Институционализация науки достигается посредством известных форм организации, конкретных учреждений, традиций, норм, ценностей, идеалов и т.п.

Цель и назначение науки как социального института - производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.

Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки всё более отчётливо обнаруживается ещё одна концепция, она выступает в качестве социальной силы. Наиболее ярко это проявляется в тех многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального экономического развития.

Язык науки – основные особенности.

Язык науки как инструмент научного познания

•Язык науки - система понятий, знаков, символов, создаваемая и используемая той или иной областью научного знания для получения, обработки, хранения и применения знаний.

•Понятийно-категориальный аппарат – основа языка любой научной дисциплины.

•Стилистика научных текстов подчинена стремлению максимально нивелировать использование художественных приемов, сохранению четкой логики изложения и структурированности материала.

•Построение языка науки связано со желанием избежать недостатков естественного языка: многозначности терминов, расплывчатости и неопределенности их содержания и тд.

Развитие языка науки может быть связано с адаптацией естественного языка для достижения точности, обеспечения интерсубъективности и создания понятийно-категориального аппарата.

•Развитие языка науки также связано с использование математических средств описания процессов и явлений. Математические обозначения широко применяются в различных областях научного знания.

Функции научного знания.

0. Основные функции научного знания разделяются на познавательные, связанные с самим производством научного знания, и практические, связанные с их применением в материальном производстве, в развитии общества и самого человека.

К познавательным функциям научных знаний относятся:

- описательно-систематизирующая – описание эмпирических фактов, выявления на их основе простейших обобщений и выдвижения гипотез для их объяснения;

- объяснительная функция научного познания, предполагающая раскрытие сущности изучаемого объекта.

- прогностическая - способность науки выявлять объективные тенденции развития явлений природы и на этой основе предвидеть дальнейший ход их развития.




Все эти функции научного знания связаны с его основной особенностью - упорядоченностью, систематичностью, логической связностью.

В неразрывной связи с познавательными функциями научного знания находятся практи­ческие, которые подразделяются на:

- производственно-технологическую – наука является непосредственной производительной силой, непосредственно влияющей на производство;

- социально-управленческую, которая характеризует использование научного знания для решения практических задач,

- культурно-мировоззренческую, предполагающую изменение предметного мира культуры, преобразование общества и развитие человека.

Наука и другие сферы духовного освоения действительности – сходства и различия.

Наука и другие формы освоения действительности.

Будучи неотъемлемой от практического способа освоения мира, наука как производство знания представляет собой весьма специфическую форму деятельности, существенно отличную как от деятельности в сфере материального производства, так и от др. видов собственно духовной деятельности. Если в материальном производстве знания лишь используются в качестве идеальных средств, то в науке их получение образует главную и непосредственную цель, независимо от того, в каком виде воплощается эта цель. В отличие от видов деятельности, результат которых в принципе бывает известен заранее, задан до начала деятельности, научная деятельность правомерно называется таковой лишь при приращение нового знания, т. е. её результат принципиально нетрадиционен. Именно поэтому наука выступает как сила, постоянно революционизирующая другие виды деятельности.

Сложный характер имеет взаимосвязь между наукой и философией как специфическими формами общественного сознания, философия всегда в той или иной мере выполняет по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации его результатов, философию объединяет с наукой также стремление к построению знания в теоретической форме, к логической доказательности своих выводов.Благодаря прямой связи философии с мировоззрением, различные философские направления в условиях классово-антагонистического общества по-разному относятся к науке и принятым ею способам построения знания. Одни из этих направлений настроены к науке скептически (например, экзистенциализм) или даже открыто враждебно, другие, напротив, пытаются полностью растворить философию в науке (позитивизм), игнорируя тем самым мировоззренческие функции философии. Через философию и общую теорию общественной науки вся наука связана с идеологией и политикой.

Наука, ориентированная на критерии разума, по своему существу была и остаётся противоположной религии, в основе которой лежит вера в сверхъестественные начала, Если наука изучает действительность, исходя из неё самой, требует рационального обоснования и практического подтверждения, получаемых ею знаний, то религия свою главную опору усматривает в откровении, в апелляции к сверхразумным доводам и к непререкаемости авторитета канонических текстов. В современных условиях, однако, религия вынуждена считаться с огромными успехами науки и ростом её реальной социальной роли и потому пытается найти (разумеется, тщетно) какие-то способы согласования своего учения с истинами науки или даже приспособить последние к своим нуждам.

Наука как форма знания, как деятельность, как социальный институт – основные характеристики.

Знание – совокупность представлений о явлениях окружающей действительности либо о самом субъекте – носителе знаний.

Наука - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи. Три основные концепции науки: наука как знание, наука как деятельность, наука как социальный институт.

Современная наука представляет собой органическое единство этих трех моментов. Здесь деятельность - её основа, своеобразная "субстанция", знание - системообразующий фактор, а социальный институт - способ объединения ученых и организации их совместной деятельности. И эти три момента и составляют полное определение современной науки. Первая концепция, наука как знание, с многовековой традицией рассматривается как особая форма общественного сознания и представляет собой некоторую систему знаний. Так понимали науку еще Аристотель и Кант. Подобное понимание наук долгое время было, чуть ли не единственным.

Если мы рассмотрим науку как деятельность, то нам сегодня её функции представляются не только наиболее очевидными, но и первейшими и изначальными.Наука как социальный институт - это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом.

Институционализация науки достигается посредством известных форм организации, конкретных учреждений, традиций, норм, ценностей, идеалов и т.п.

Цель и назначение науки как социального института - производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.

Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки всё более отчётливо обнаруживается ещё одна концепция, она выступает в качестве социальной силы. Наиболее ярко это проявляется в тех многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального экономического развития.

Язык науки – основные особенности.

Язык науки как инструмент научного познания

•Язык науки - система понятий, знаков, символов, создаваемая и используемая той или иной областью научного знания для получения, обработки, хранения и применения знаний.

•Понятийно-категориальный аппарат – основа языка любой научной дисциплины.

•Стилистика научных текстов подчинена стремлению максимально нивелировать использование художественных приемов, сохранению четкой логики изложения и структурированности материала.

•Построение языка науки связано со желанием избежать недостатков естественного языка: многозначности терминов, расплывчатости и неопределенности их содержания и тд.

Развитие языка науки может быть связано с адаптацией естественного языка для достижения точности, обеспечения интерсубъективности и создания понятийно-категориального аппарата.

•Развитие языка науки также связано с использование математических средств описания процессов и явлений. Математические обозначения широко применяются в различных областях научного знания.

Функции научного знания.

0. Основные функции научного знания разделяются на познавательные, связанные с самим производством научного знания, и практические, связанные с их применением в материальном производстве, в развитии общества и самого человека.

К познавательным функциям научных знаний относятся:

- описательно-систематизирующая – описание эмпирических фактов, выявления на их основе простейших обобщений и выдвижения гипотез для их объяснения;

- объяснительная функция научного познания, предполагающая раскрытие сущности изучаемого объекта.

- прогностическая - способность науки выявлять объективные тенденции развития явлений природы и на этой основе предвидеть дальнейший ход их развития.

Все эти функции научного знания связаны с его основной особенностью - упорядоченностью, систематичностью, логической связностью.

В неразрывной связи с познавательными функциями научного знания находятся практи­ческие, которые подразделяются на:

- производственно-технологическую – наука является непосредственной производительной силой, непосредственно влияющей на производство;

- социально-управленческую, которая характеризует использование научного знания для решения практических задач,

- культурно-мировоззренческую, предполагающую изменение предметного мира культуры, преобразование общества и развитие человека.

Наука и другие сферы духовного освоения действительности – сходства и различия.

Наука и другие формы освоения действительности.

Будучи неотъемлемой от практического способа освоения мира, наука как производство знания представляет собой весьма специфическую форму деятельности, существенно отличную как от деятельности в сфере материального производства, так и от др. видов собственно духовной деятельности. Если в материальном производстве знания лишь используются в качестве идеальных средств, то в науке их получение образует главную и непосредственную цель, независимо от того, в каком виде воплощается эта цель. В отличие от видов деятельности, результат которых в принципе бывает известен заранее, задан до начала деятельности, научная деятельность правомерно называется таковой лишь при приращение нового знания, т. е. её результат принципиально нетрадиционен. Именно поэтому наука выступает как сила, постоянно революционизирующая другие виды деятельности.

Сложный характер имеет взаимосвязь между наукой и философией как специфическими формами общественного сознания, философия всегда в той или иной мере выполняет по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации его результатов, философию объединяет с наукой также стремление к построению знания в теоретической форме, к логической доказательности своих выводов.Благодаря прямой связи философии с мировоззрением, различные философские направления в условиях классово-антагонистического общества по-разному относятся к науке и принятым ею способам построения знания. Одни из этих направлений настроены к науке скептически (например, экзистенциализм) или даже открыто враждебно, другие, напротив, пытаются полностью растворить философию в науке (позитивизм), игнорируя тем самым мировоззренческие функции философии. Через философию и общую теорию общественной науки вся наука связана с идеологией и политикой.

Наука, ориентированная на критерии разума, по своему существу была и остаётся противоположной религии, в основе которой лежит вера в сверхъестественные начала, Если наука изучает действительность, исходя из неё самой, требует рационального обоснования и практического подтверждения, получаемых ею знаний, то религия свою главную опору усматривает в откровении, в апелляции к сверхразумным доводам и к непререкаемости авторитета канонических текстов. В современных условиях, однако, религия вынуждена считаться с огромными успехами науки и ростом её реальной социальной роли и потому пытается найти (разумеется, тщетно) какие-то способы согласования своего учения с истинами науки или даже приспособить последние к своим нуждам.

Наука — это сложное духовное образование. В понятии науки можно выделить несколько основных аспектов:

б) Наука как особый тип мировоззрения, особая форма общественного сознания. Представляет собой продукт духовной жизнедеятельности человека, воплощение его творческого порыва. В этом отношении наука является таким же детищем человека, как религия, философия, искусство, право и т.д. Развитие науки отражается на состоянии других областей культуры. И наоборот: состояние культуры в целом обуславливает развитие науки.

в) Наука как социальный институт. В материальной сфере общественной жизни наука представляет собой не область знания, а сеть различных взаимосвязанных учреждений. Это научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, академии, библиотеки, издательские центры и т.п. Они решают узкий круг задач и выполняют определенные функции. Т.е. наука — организованная структура, призванная удовлетворять потребности общества.

· Системность, целостность научного знания (в отличие от обыденного сознания).

· Открытость научного знания (предполагает неполноту своего знания, возможность его уточнения и дополнения).

· Стремление обосновать свои положения фактами и логически непротиворечивым способом.

· Критичность науки в отношении собственных знаний.

· Воспроизводимость научного знания в любом месте и времени при наличии соотв. условий.

· Независимость научного знания от личности ученого - интерсубъективность.

· Наличие собственного языка, метода, приборов, аппаратуры.

Взаимодействие науки с другими видами познания (обыденным, художественным, религиозным и филосовским).

Наука – это особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением мира. Предметный и объективный способ рассмотрения мира, характерный для Науки, отличает ее от иных способов познания. Например, в искусстве отражение действительности происходит как своеобразная склейка субъективного и объективного, когда любое воспроизведение событий или состояний природы и социальной жизни предполагает их эмоциональную оценку. Отражая мир в его объективности, Наука дает лишь один из срезов многообразия человеческого мира. Поэтому она не исчерпывает собой всей культуры, а составляет лишь одну из сфер, которая взаимодействует с другими сферами культурного творчества - моралью, религией, философией, искусством и т.д. Признак предметности и объективности знания выступает важнейшей характеристикой Науки, но он еще недостаточен для определения ее специфики, поскольку отдельные объективные и предметные знания может давать и обыденное познание. Но в отличие от него Наука не ограничивается отражением только тех объектов, их свойств и отношений, которые в принципе могут быть освоены в практике соответствующей исторической эпохи. Она способна выходить за рамки каждого исторически определенного типа практики и открывать для человечества новые предметные миры, которые могут стать объектами практического освоения лишь на будущих этапах развития цивилизации.

Особенности философского познания заключаются в том, что специальные науки изучают свой фрагмент бытия (постижения определенных вопросов), а философия стремится изучать мир в целом, ищет причины всего (целостное постижение). Частные науки обращены к явлениям существующим объективно, вне человека, а философия формулируется как вопрос об отношении человека к миру. Частный специалист не задумывается, как возникла его дисциплина, а философия науки направлена на выявление достоверных основ, которые могли бы служить точкой отсчета. Наука направлена на описание и объяснение процессов действительности, а философия на осмысление таких проблем, как мир и человек, судьба, культуры, природа познания и т.д.

Цели и Функции науки.

Основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных (общественных) законов самого познания, мышления и др. Это основной признак науки, главная ее особенность.

Непосредственная цель и высшая ценность научного познания – Объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но не без участия живого созерцания и внерациональных средств.

Наука ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности. Поскольку в деятельности могут преобразовываться любые объекты - фрагменты природы, социальные подсистемы и общество в целом, состояния человеческого сознания и т.п., постольку все они могут стать предметами научного исследования. Наука изучает их как объекты, функционирующие и развивающиеся по своим естественным законам. Она может изучать и человека как субъекта деятельности, но тоже в качестве особого объекта.

^ Культурная функция науки обнаруживает себя как процесс формирования человека в качестве субъекта деятельности и познания. Наука решает проблему социальной ответственности за последствия научных открытий, морального и нравственного выбора, нравственного климата в научном сообществе.

Отвечая на экономические потребности общества, наука выполняет функцию непосредственной производительной силы, направленной на умножение производительных ресурсов общества. Она выступает как важнейший фактор хозяйственно-культурного развития социума.

Наука в функции социальной силы предполагает, что методы науки и данные научных исследований используются для разработки крупномасштабных планов социального и экономического развития. Наука проявляет себя в функции социальной силы при решении глобальных проблем современности (истощение природных ресурсов, загрязнение атмосферы, определение масштабов экологической опасности).

Проективно-конструктивная функция науки связана с созданием качественно новых технологий, что в наше время чрезвычайно актуально.

Так как основная цель науки - производство объективных знаний и их систематизация, основной функцией науки надо считать функцию производства истинного знания, которая распадается на соподчиненные функции описания, объяснения, прогноза на основе открываемых наукой законов.

Наука и культура

Периоды истории науки.

Преднаука — зарождение науки в цивилизациях Древнего Востока: астрологии, доевклидова геометрия, грамоты, нумерологии. Иногда начало пранауки отодвигается в первобытное общество. Пранаука сформировалась в рамках школ жрецов, которые аккумулировали социально-полезные знания в области астрономии (неразличимой от астрологии), математики (неразличимой от нумерологии), архитектуры, медицины и алхимии. Систематизация знания шла вокруг решения практических задач.

Античная наука — формирование первых научных теорий (Атоми́зм — натурфилософская и физическая теория, согласно которой чувственно воспринимаемые (материальные) вещи состоят из химически неделимых частиц — атомов. Возникла в древнегреческой философии. Дальнейшее развитие получила в философии и науке Средних веков и Нового времени) и составление первых научных трактатов в эпоху Античности:

· геометрия Евклида - основное сочинение Евклида называется Начала. Книги с таким же названием, в которых последовательно излагались все основные факты геометрии и теоретической арифметики, составлялись ранее Гиппократом Хиосским, Леонтом и Февдием. Однако Начала Евклида вытеснили все эти сочинения из обихода и в течение более чем двух тысячелетий оставались базовым учебником геометрии. Создавая свой учебник, Евклид включил в него многое из того, что было создано его предшественниками, обработав этот материал и сведя его воедино.

Основные постулаты физики Аристотеля:

- Естественное место — каждый элемент тяготеет к своему естественному месту, каким-то образом расположенному относительно центра Земли, а значит и центра Вселенной.

- Гравитация/Левитация — на объекты действует сила, двигающая эти объекты к их естественному месту.

Прямолинейное движение — в ответ на эту силу тело двигается по прямой линии с постоянной скоростью.

- Зависимость скорости от плотности — скорость обратно пропорциональна плотности среды.

- Невозможность вакуума — так как скорость движения в вакууме была бы бесконечно большой.

- Всепроникающий эфир — каждая точка пространства заполнена материей.

- Конечная вселенная — мир конечен, т.е.завершен, следовательно, совершенен; мир ничто не объемлет, из чего следует, что у мира нет места ("место - первая граница объемлющего тела").

- Теория континуума — между атомами был бы вакуум, таким образом материя не может состоять из атомов.

- Эфир — объекты из надлунного мира сделаны из иной материи, чем земные.

- Неизменный и вечный космос — Солнце и планеты — совершенные, неизменяемые сферы.

- Движение по окружности — планеты совершают совершенное круговое движение.

Возможно другое деление на периоды:

доклассический (ранняя античность, поиск абсолютной истины, наблюдение и размышление, метод аналогий); классический (XVI—XVII вв., появляется планирование экспериментов, введён принцип детерминизма, повышается значимость науки);

неклассический (конец XIX в, появление мощных научных теорий, например, теории относительности, поиск относительной истины, становится ясно, что принцип детерминизма не всегда применим, а экспериментатор оказывает влияние на поиск эксперимента); постнеклассический (конец XX в., появляется синергетика, расширяется предметное поле познания, наука выходит за свои рамки и проникает в другие области, поиск целей науки).

Содержание сциентизма как мировоззренческой оценки науки.

Сциентизм ( от лат. – знание, наука) – мировоззренческая позиция, согласно которой наука является высшей ценностью развития человеческой цивилизации. Это – абсолютизация (преувеличение) роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества. Сциентизм - это оптимистический взгляд на роль науки в развитии общества.

Идеи сциентистского оптимизма формируются в философии Нового времени (ХУ1-ХУП в.) Здесь возникает представление о всемогуществе науки, убеждение в том, что благоденствие человечества связано, прежде всего, с развитием науки.

О. Конт (французский философ – 30 - 40-е годы Х1Х века) предложил идею о трех стадиях интеллектуального развития человечества. Человеческий ум, - утверждает он, - проходит путь от господства религиозной фантазии, через метафизический, абстрактно-философский взгляд на мир к утверждению научного, позитивного метода изучения дей-ствительности.

Индустриальное общество создает условия для беспредельного развития науки.

В ХХ веке позиция сциентизма ярко представлена в теориях технологического де-терминизма, например, теориях индустриального и постиндустриального общества. Здесь наука расценивается как наивысшая культурная ценность, наивысший вид духовной дея-тельности; техника играет главную и решающую роль в развитии общества.

Разновидностью сциентизма является ТЕХНОКРАТИЗМ.

Представители технократизма утверждают: решение всех социальных проблем воз-можно благодаря научной организации труда, государственному планированию, основанному на науке. Современная форма технократизма - неотехнократизм: наука и техника обеспечивают неограниченные возможности для регулирования социальными процессами и разрешения со-циальных конфликтов.

Например, представители теории информационного общества (Р. Лейн – американский социолог ХХ века) утверждают, что на смену эре политики, экономики и идеологии придет эра знания и информации, которая снимет с повестки дня проблему социальных антагонизмов. Наука и техника - главные факторы общественного прогресса.

Ценность науки и её этика.

Нормы научной этики редко формулируются в виде специальных перечней и кодексов — как правило, они передаются молодым исследователям от их учителей и предшественников. Однако известны попытки выявления, описания и анализа этих норм, предпринимаемых главным образом в философии и социологии науки. В качестве примера можно привести исследование американского социолога Р. К. Мертона. С его точки зрения, нормы науки строятся вокруг четырех основополагающих ценностей. Первая из них — универсализм — убеждение в том, что изучаемые наукой природные явления повсюду протекают одинаково и что истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и званий тех, кто их формулирует. Требование универсализма предполагает, в частности, что результаты маститого ученого должны подвергаться не менее строгой проверке и критике, чем результаты его молодого коллеги. Вторая ценность — общность, смысл которой в том, что научное знание должно свободно становиться общим достоянием. Тот, кто его впервые получил, не вправе монопольно владеть им. Третья ценность — бескорыстность, когда первичным стимулом деятельности ученого является поиск истины, свободный от соображений личной выгоды. Четвертая ценность — организованный скептицизм: каждый ученый несет ответственность за оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами, и за то, чтобы сама оценка стала достоянием гласности. При этом ученый, опиравшийся в своей работе на неверные данные, заимствованные из работ его коллег, не освобождается от ответственности, коль скоро он сам не проверил точность используемых данных. Из этого требования следует, что в науке нельзя слепо доверяться авторитету предшественников, сколь бы высоким он ни был. Предпринятый Р. Мертоном анализ ценностей и норм науки неоднократно подвергался уточнениям, исправлениям и даже резкой критике в специальной литературе. При этом выяснилось, что наличие такого рода норм (пусть не именно этих, но в чем-то сходных с ними) очень важно для существования и развития науки, для самоорганизации научной деятельности. Безусловно, нередки случаи нарушения этих норм. Однако тот, кто их нарушает, рискует рано или поздно потерять уважение и доверие своих коллег. Следствием этого может стать полное игнорирование его научных результатов другими исследователями, так что он по сути дела окажется вне науки.

Наука эпохи просвещения

Наука в Эпоху Просвещения, развивалась в рамках рационализма и эмпиризма. Заняла ведущие позиции в формировании картины мира, стала рассматриваться как несущая свет разума высшая культурная ценность, антитеза порокам социальной действительности и способ её преобразования. Учёным Просвещения эпохи свойственна энциклопедическая широта интересов, разработка фундаментальных научных проблем наряду с практическими. Рационалисты (Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза) считали исходным пунктом построения научного знания идеи разума, эмпири(ци)сты (Ф. Бэкон, Дж Локк, Дж. Беркли, Д. Дидро, Ж. Ламетри, Д. Юм) — опыт. Органицисты (Лейбниц, Спиноза) рассматривали природу в целом и её элементы как живые организмы, в которых целое определяет свойства её частей.

Декарт предложил свой метод решения проблем, разрешимых с помощью человеческого разума и имеющихся в наличии фактов, — скептицизм. Чувственный опыт не способен дать достоверное знание, ибо человек часто сталкивается с иллюзиями и галлюцинациями; мир, воспринимаемый им с помощью чувств, может оказаться сном. Декарт полагал, что достоверное знание содержится в разуме.

В эпоху Просвещения естествознание было неразрывно связано с философией. Этот союз известен как натурфилософия. В явлениях общественной жизни (религии, праве, морали) учёные искали естественные начала. Локк утверждал, что этика может бытб такой же точной наукой, как математика. Считалось, что физика (как наука, просвещающая разум и освобождающая от суеверий, заблуждений и страха, происходящих от ложного понятия о вещах) развивает не только ум, но и нравственность. В познании природы учёные видели путь к благоденствию человечества. Успехи механики предопределили формирование механистической картины мира (Л. Эйлер, П. Лаплас и др.). Философские учения о природе человека, об обществе и государстве составляли разделы учения о едином мировом механизме (Декарт, идеи Ж. Бюффона о единстве плана строения органического мира, концепция человека-машины Ж. Ламетри и др.). Природа состоит из машин-механизмов разной сложности (образец таких машин — механические часы), а эти машины — из деталей-элементов; их сочетание определяет свойства целого. С переходом к политике протекционизма и меркантилизма научные исследования стали более систематизированными и последовательными, развивалась прикладная наука и техника (выплавка чугуна на коксе, окуривание хлором как способ дезинфекции, труды А. Пармантье по картофелеводству и К. Буржела по ветеринарии и др.).

Характерное для того времени стремление не только познавать мир рационально или мистически, но и пытаться создать свой собственный рационально устроенный мир, выступая в роли Творца, нашло отражение в феномене усадьбы. Научные открытия и развитие промышленности порождали наряду с социально-историческим оптимизмом технизацию взгляда на окружающий мир, устройство природы и человека, одним из выражений которого стала любовь к механическим устройствам, куклам-автоматам. Считалось, что, создавая с помощью правильного метода совершенные для того времени творения, человек уподоблялся Богу, сотворившему его самого по своему образу и подобию.

Химия

В области химии в 19 веке самым значительным было открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. На основе этого открытия была разработана таблица химических элементов, которую Менделеев увидел во сне. В соответствии с этой таблицей он предположил, что существуют еще неизвестные тогда химические элементы. Предсказанные химические элементы скандий, галлий и германий впоследствии были открыты в период с 1875 по 1886 гг.

Астрономия

ХІХ ст. было веком становления и стремительного развития еще одной области науки — астрофизики. Астрофизика — это раздел астрономии, который изучает свойства небесных тел. Этот термин появился в середине 60-х годов 19-го века. У истоков ее стоял немецкий профессор Лейпцигского университета астроном Иоганн Карл Фридрих Цёлльнер. Главные методы исследования, используемые в астрофизике — это фотометрия, фотография и спектральный анализ. Одним из изобретателей спектрального анализа является Кирхгоф. Он проводил первые исследования спектра Солнца.

Медицина и Биология

Самый значительный вклад в области медицины и биологии сделали немецкий микробиолог Роберт Кох, французы медик Клод Берна́р и химик-микробиолог Луи Пастер.

Бернар заложил основы эндокринологии — науки о функциях и строении желез внутренней секреции. Луи Пастер стал одним из основоположников иммунологии и микробиологии.

Роберт Кох открыл возбудителя туберкулёза, бациллу сибирской язвы и холерный вибрион. За открытие туберкулезной палочки он был награжден Нобелевской премией.

Современная наука – явление многогранное по своим основным признакам и характеристикам.


Наука подразделяется на множество отраслей знания, которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму материи они изучают.




Границы между отдельными науками условны и подвижны. По мере накопления научных знаний, информации требуется все большая специализация ученых, дифференциация науки, ее дробление на более узкие области. В то же время идет противоположный процесс – интеграция научного знания.

Современные ученые предлагают несколько моделей развития научного знания.


Являясь подсистемой более сложной системы – общества, наука испытывает на себе определенное воздействие последней, хотя она развивается по своим собственным законам.

К духовной сфере относятся отношения в социуме, включающие в себя формы духовной и нравственной жизни людей. Духовная сфера основывается на ценностях данного общества, отражает уровень его интеллектуального и социального развития. В духовную сферу включают: мораль, искусство, религию, политику, науку. Исторически научное сознание формируется в последнюю очередь.

Компьютерные технологии

Понятие науки, ее цели и функции

Цели науки: характеристика, истолкование и прогнозирование явлений действительности. Так как наука имеет своей целью создание духовных ценностей, то она относится к такому виду деятельности человека, как духовное производство.

Функции науки:

  1. Гносеологическая, или познавательная. Изучение и познание мира, его законов. Объяснение устройства природы, человека с научной позиции.
  2. Мировоззренческая. Каждая наука вносит свою лепту в общую копилку знаний о мире. Таким образом, представления человечества о реальности получают все большую ясность. Научная картина мира все время развивается и меняется.
  3. Образовательная. Помогает расширить кругозор, получить профессию, пополнить знания о мире. Образовательная функция науки служит образованию и воспитанию личности.
  4. Культурная. Тесно связана с образовательной. Личность выступает в качестве субъекта познания. При этом личность развивается и социализируется.
  5. Экономическая. Служит важным аспектом для развития хозяйства, экономики.
  6. Технологическая, или производственная. Разработка новых технологий, их претворение в жизнь. Использование знаний на практике.
  7. Управленческо-регулятивная. Разрабатывает методы управления социальными процессами: служебными, деловыми отношениями.
  8. Практически-действенная. Преобразует все стороны социальной жизни. Включает в себя все другие функции науки. Осуществляется через практику, производственную деятельность.
  9. Прогностическая. Создание моделей, изучение объекта в перспективе его возможного развития.

Научное познание

Основные признаки науки

Систему общественных знаний можно признать наукой, когда она удовлетворяет определенным требованиям. Эти требования отличают научные знания от других знаний духовной сферы (политики, морали, религии).

  1. Наукой можно считать систему познаний о законах существования и развития объектов.
  2. Каждая наука оперирует определенными знаками, символами.
  3. Наука имеет свой язык, совокупность терминов, присущих ей.
  4. Система научных знаний может быть проверена и подтверждена опытами.
  5. Наука постоянно пополняет свой багаж новыми знаниями. Этому способствует усовершенствование ее методологии.
  6. В состав науки входят следующие компоненты: предмет науки, научная теория, гипотезы, методология, опыты, факты.

Критерии научных знаний

  • объективность – соответствие знаний реальности;
  • рациональность – ясность и логичность мысли, отсутствие эмоционального подхода;
  • системность – связи между элементами знания, наличие системы;
  • проверка на истинность (верификация) – происходит на практике или теоретически доказательным путем.

Научные знания

Существует два уровня научного познания:

  1. Эмпирический (опытный) – исследует объекты при помощи наблюдений, опытов, экспериментов. Результаты записываются и обрабатываются.
  2. Теоретический (исследовательский) – выявляет сущность явлений, их закономерности, опираясь при этом на знания, полученные эмпирическим способом. Подразумевает умственную, а не практическую работу.

Классификация наук

По предмету познания науки делятся на несколько классов:

  • Естественные науки. Изучают законы природы, устройство материального мира (биология, физика, химия, география).
  • Технические науки. Описывают способы практического освоения природы (агрономия, архитектура, геофизика, информатика).
  • Общественные науки. Рассматривают социальные явления и их закономерности (социология, психология, экономика, политология, философия, лингвистика).
  • Гуманитарные науки. Описывают человека как социального субъекта (культурология, религиоведение, филология, философия, искусствознание, история, этнография).

По типу исследований выделяют три ведущих направления:

  • Фундаментальные науки. Изучение объекта науки для приобретения всесторонних сведений о нем. Результатом подобных исследований является выявление закономерностей явлений природы, получение базовых знаний, обоснование теоретических разработок.
  • Прикладные науки. Результаты нужны для дальнейшего использования в промышленности, на практике.
  • Научно-исследовательские и опытно-конструкторские науки. Сближают науку и производство. Разрабатывают конкретные производственные проекты.

Наука лаборатория

Этические нормы науки

В современной практике законы научной этики имеют статус официально опубликованных предписаний. Их нарушение рассматривается в административном порядке.

  • результаты должны быть доступны научному сообществу;
  • заслуги ученого не должны учитываться при оценке его работ;
  • повторение открытия, сделанного другим ученым, возможно, но плагиат наказуем;
  • содействие росту молодых ученых (не препятствовать их научной работе);
  • несение социальной ответственности за свою деятельность.

Социальная роль науки

Роль науки как социального института состоит в том, чтобы нести научные знания, совершенствовать методы исследований, разрабатывать новые. Наука в наше время содействует научно-техническому прогрессу, а также социально-экономическому развитию.

При составлении социальных программ для предприятий, регионов и всей страны используются данные экономики, социологии, психологии. Поэтому для такой работы привлекаются ученые из разных научных областей: естественных, технических, общественных.

В современной России большое внимание уделяется сфере инноваций, поэтому технические науки становятся ближе к производству, преобладает их практическая функция. Благодаря этому роль науки как производительной силы растет. Также наука стоит на передовых позициях в решении проблем экологии, политики, военной отрасли.

Наука содействует прогрессу в технике, объясняет явления природы, прокладывает дорогу в космос. Кроме теоретических знаний наука предоставляет практические возможности для улучшения качества жизни людей. Как феномен культуры наука служит умственному и нравственному росту личности, определяет уровень развития человека. Выбор обществом научного пути становления ведет к дальнейшей эволюции цивилизации. Даже такое отвлеченное понятие, как фундаментальная наука, приносит пользу в виде технологий. Поэтому наука нужна разная: и фундаментальная и прикладная.

Читайте также: