Взаимодействие доу с родителями детей с овз проект мы вместе

Обновлено: 08.07.2024

Современное общество характеризуется разворачивающимися инновационными преобразованиями различных сфер жизнедеятельности человека, в том числе и в социальной. Главным ориентиром в новой социально-экономической ситуации стали интересы ребёнка, создание наиболее адекватных педагогических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ребёнку с особенностями в развитии необходима целенаправленная помощь в построении эффективных поведенческих стратегий. Правильно организованная среда в дошкольном учреждении способствует накоплению у ребёнка конструктивного опыта коммуникативного взаимодействия, учит его отстаивать свои интересы, не нарушая при этом интересов и потребностей окружающих, учит социально-приемлемыми способами выражать своё несогласие, свои возражения, своё негодование по поводу ущемлений его желаний.

Перед педагогами нашего образовательного учреждения встала задача помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья освоить социальный опыт, включить его в существующую систему межличностных отношений. Неправильно выстроенные отношения в группе между детьми и ребёнком-инвалидом, ослабляет его социальную значимость, обособляет его от нормального здорового детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекая на признания своего неравенства, неконкурентноспособности по сравнению с другими детьми. Главная проблема ребенка с ОВЗ состоит в том, что нарушена его связь с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и со взрослыми, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

Свою задачу мы видим в том, чтобы создать благоприятную социально-педагогическую развивающую среду, включающую организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного коммуникативного развития, для развития всех видов деятельности.

Цель проекта: создать условия для социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья через построение социально-педагогической развивающей среды.

Задачи проекта:

  • Вовлечение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный и воспитательный процесс.
  • Выявление особенностей межличностных отношений ребёнка с особенностями в развитии с детьми группы
  • Повышение уровня социальной активности, активной жизненной позиции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
  • Внедрение современных образовательных технологий

Ожидаемые результаты

Участники проекта

Ожидаемый результат

Расширение круга познавательных интересов ребёнка с ОВЗ. Повышение качества обучения ребёнка с ОВЗ

Снижение коммуникативных барьеров и как следствие повышение социальной активности ребёнка с ОВЗ

Уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семье, имеющей ребенка с особенностями развития

Адаптация образовательной программы, методических рекомендаций, разработка сценариев мероприятий.

Показатели результативности и эффективности проекта

  • Создание социально-педагогической развивающей среды, включающей организованное предметно-игровое пространство
  • Активность участников взаимодействия - родителей, педагогов и ребёнка, предполагающая интерес, желание участвовать в совместной деятельности, способность ее инициировать, поддерживать и развивать.
  • Участие ребенка с ОВЗ в различных мероприятиях, конкурсах.
  • Повышение показателей качества обученности ребёнка.
  • Познавательная активность ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
  • Привитие толерантного отношения детей группы к ребёнку с ограниченными возможностями здоровья.

Описание основных мероприятий проекта

  • Подготовительный этап.
  • Формирование группы участников проекта, направленного на социализацию ребёнка с ОВЗ.
  • Сбор информации (рекомендации ЦМППК, опрос родителей).
  • Логопедическое обследование ребенка с нарушением слуха.
  • Консультация психолога по адаптационному периоду ребёнка с нарушением слуха.
  • Изучение методической литературы по работе с детьми, имеющими нарушение слуха.
  • Работа с родителями ребёнка по выявлению запроса в образовательном процессе и социализации ребёнка в среде слышащих сверстников.
  • Диагностика возможной коммуникативной деятельности.
  • Прогнозирование результатов.

Разработка методов реализации проекта

  • Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с нарушением слуха учителем-логопедом, воспитателем, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем.
  • Составление плана мероприятий по социализации ребёнка с ОВЗ.
  • Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в вопросе знаний об особенностях образовательного процесса с детьми с нарушением слуха.
  • Изменение неверного представления у детей группы по отношению к ребёнку с ОВЗ.
  • Разработка игровых тренингов, сценариев, мероприятий, ролевых игр, направленных на интеграцию ребёнка с ОВЗ в коллектив слышащих сверстников.

Календарный план по реализации проекта

Направления работы

Пути реализации

Сроки

Организация адаптационного периода

Логопедическое обследование ребёнка с ОВЗ

Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребёнка.

Учёт рекомендаций ЦМППК, опрос родителей

Диагностика состояния речи ребёнка

Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с нарушением слуха

Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребёнка.
Создание условий для общения со знакомыми вещами и игрушками

Краткосрочный проект (декабрь-январь)

Участие в театрализации, утренниках, экскурсиях, детско-родительских гостиных.

Обучение различным формам социально-приемлемого поведения в разных ситуациях: в гостях, при вручении подарков, в магазине и т.п. (театрализация или ролевые игры на различных мероприятиях),

Учить в приемлемых формах выражать свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, сочувствовать и поддерживать других в их переживаниях

Формирование правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний.

октябрь - экскурсия в пожарную часть

Декабрь, февраль, март, апрель – тематические утренники

Обучение взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
формирование приемлемых норм поведения в общении со сверстниками.
Формирование представлений об окружающем мире и о себе. Повышение уровня познавательной активности (любознательность, готовность к преодолению трудностей и т.д.)
Оформление фотовыставки о совместном мероприятии (лепка снежной бабы)

Работа с родителями

Обучение оказанию помощи при осознании необходимости в ней других людей, животных, птиц.

Методы организации работы с родителями по социальному воспитанию ребёнка:
беседы, консультации, показ занятия; включение родителей в совместное выполнение упражнений в ходе занятий; подбор дидактических материалов, практические консультации по подбору дидактических игрушек, игр и заданий, направленных на социальное развитие; помощь в подборе литературы, освещающей вопросы воспитания, обучения и развития детей-инвалидов.

Вид проекта : социально – педагогический.

Сроки реализации проекта : долгосрочный проект.

Цель проекта : помочь родителям овладеть практическими знаниями и умениями, которые помогут в процессе воспитания ребёнка с ОВЗ, содействовать в обеспечении своевременной социальной интеграции детей с ОВЗ в семье, обществе.

Задачи: повышать психолого – педагогическую культуру родителей (законных представителей) и оказание им помощи в преодолении жизненных трудностей;

способствовать освоению родителями различных видов творческой деятельности, способствующей продуктивному семейному досугу;

формировать навыки сотрудничества родителя с ребёнком, с участниками проекта;

В результате рождения ребёнка с ОВЗ отношения внутри семьи, а так же контакты с окружающим социумом искажаются. Причины подобных искажений связаны с психологическими особенностями ребёнка с ОВЗ, а также с эмоциональной нагрузкой, которую несут члены его семьи в связи с длительно действующим стрессом. Поэтому в работе с семьё й должны присутствовать два направления: оказание помощи семье с целью содействия установления психологического комфорта и нормализации взаимоотношений, а также повышения психолого – педагогических знаний в вопросах обучения ребёнка с ОВЗ. ;

Успешное решение задачи создания единого пространства развития ребёнка, мы видим только при объединении усилий семьи и детского сада, выстраивая отношения с родителями на основе диалога, открытости и партнерства.

Предполагаемый результат: в процессе реализации проекта между участниками будут сформированы навыки продуктивного взаимодействия.

Этапы реализации проекта :

1 этап – разработка проекта (подготовительный) определение целей и задач, разработка плана реализации проекта.

2 этап – реализация проекта (практический) реализация плана совместной работы

3 этап – заключительный подведение итогов работы, определение дальнейших перспектив

Итог работы: овладение родителями различными видами творческой деятельности, которую можно использовать в организации обучения ребёнка с ОВЗ.

Социальные партнё ры: специалисты социальной защиты населения, специалисты органов системы профилактики.

Ценность проекта : расширение содержания коррекционной и профилактической помощи в развитии обучающегося с ОВЗ, повышение психолого – педагогической культуры родителей (законных представителей).

Продукт проекта : выставка совместных работ детей, родителей, педагогов

№ Мероприятия дата ответственный

1 Определение целей, задач проекта. Разработка плана мероприятий.

В гостиной размещена литература по вопросам инклюзивного образования, памятки, буклеты.

Игры, которые развивают (практикум по игровой деятельности). октябрь заведующий,

3 Мероприятия декады инвалидов, приуроченной к Международному дню инвалида.

Встреча родителей со специалистами социальной защиты населения по вопросам предоставления льгот семьям, имеющим детей – инвалидов. декабрь социальный педагог, воспитатели, специалисты

4 Мастер – класс по пластилинографии.

Выставка совместных работ детей, родителей и педагогов по пластилинографии.

5 Су – Джок терапия - как один из методов профилактики и оздоровления дошкольников.

Участие в неделе инклюзивного образования всех участников проекта. апрель специалисты,

Подведение итогов работы по проекту. Определение дальнейших перспектив. май специалисты,

социальный педагог, воспитатели

Проект

Создание доступной среды в ДОУ для взаимодействия и равноправного общения между здоровыми детьми, детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ; формирование толерантного отношения общества к особенным детям; развитие адаптивных способностей личности у таких детей для самореализации в обществе.

Основная идея проекта

Создание в ДОУ специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. Обеспечение социальной адаптации и интеграции детей-инвалидов и детей с ОВЗ в ДОУ. Соблюдение прав этих детей, что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества. Выявление особых образовательных потребностей у детей с ОВЗ. Повысить квалификацию специалистов и педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Организовать разъяснительную и просветительскую работу с родителями и педагогами по организации развития и образования детей–инвалидов и детей с ОВЗ.

Актуальность проблемы

Всегда, особой проблемой являлось ограничение доступа детей-инвалидов и детей с ОВЗ к полноценным образовательным услугам и, как следствие, социальная изоляция детей и их семей, которая усугубляется материальными затруднениями и ощущением отсутствия перспектив для дальнейшего развития ребёнка в обществе. Проблема инвалидности не ограничивается только медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является социальной проблемой неравных возможностей.

Анализ практики свидетельствует, что муниципальная система образования пока ещё слабо приспособлена к нуждам детей-инвалидов. А повышение доступности окружающей среды может стать существенным стимулом для снижения социальной разобщённости. Более того, доступная среда в жизнедеятельности является необходимым условием адаптации и интеграции детей-инвалидов и детей с ОВЗ в обществе.

Обоснование значимости предлагаемого проекта для развития системы образования Московской области и РФ

От того, насколько включены дети с ограниченными возможностями здоровья в повседневную жизнь общества, зависит их социальное благополучие, отношение к ним окружающих.

Внедрение данного проекта позволит:

- Удовлетворить потребности и права детей в области образования.

- Создать условия для реализации ФГОС для детей с ОВЗ.

- Повысить качество и доступность обучения и пребывания в ДОУ.

- Организовать работу с родителями и социальными организациями по проблемам воспитания детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

- Формировать толерантное отношение социума к особенным детям.

- Разработка модели доступной среды.

-Разработка плана культурно–оздоровительных мероприятий для социализации детей в ДОУ.

Новизна проекта

- Сотрудничество с социальными организациями по защите прав детей с ОВЗ.

- Открытость детского сада для детей-инвалидов, детей с ОВЗ и их родителей.

- Использование интерактивных форм взаимодействия с семьями воспитанников.

-Создание модели построения развивающей среды в рамках инклюзивного образования.

Цель проекта

Создание условий для совместного пребывания и обучения детей вне зависимости от их способностей, наличия у них нарушений здоровья или развития.

Ключевые задачи проекта

- Развитие инфраструктуры ДОУ с точки зрения её доступности.

- Реализация принципов инклюзивного образования в ДОУ.

- Осуществление эффективного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

- Сохранение физического и психического здоровья воспитанников.

- Систематизация различных форм, методов и приёмов работы с особенными детьми.

Ожидаемые результаты проекта

- Создание комфортных условий для совместного пребывания детей вне зависимости от их способностей, наличия у них нарушения здоровья или развития.

- Повышение квалификации специалистов и педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.

- Организация разъяснительной и просветительской работы с родителями и педагогами.

- Позитивная динамика адаптации, социализации детей с проблемами здоровья.

- Разработать плана культурно-оздоровительных мероприятий с учётом специфики нарушений здоровья детей.

- Толерантное отношение воспитанников к особым детям.

Ожидаемые эффекты проекта

- Привлечение детей-инвалидов и детей с ОВЗ в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

- Личная готовность всех участников образовательного процесса открыть самого себя в различных видах деятельности, мероприятиях, общении.

- Установление прочных связей между ДОУ и другими образовательными и социальными организациями района.

- Сформировать у родителей чувства ответственности за своих детей.

- Стойкое продвижение детей в развитии.

- Устойчивый спрос родителей на услуги ДОУ, повышение рейтинга учреждения.

- Снижение уровня заболеваемости.

- Выявление творческих способностей у детей с ОВЗ и их дальнейшее развитие.

Ожидаемая практическая значимость предлагаемого проекта для системы образования Московской области

- Позитивный эффект качества обучения и воспитания детей инвалидов и детей с ОВЗ, успешная социализация в обществе;

- Реабилитация и сохранение физического и психического здоровья воспитанников;

- Создание и реализация модели развивающей предметно пространственной среды в рамках инклюзивного образования;

- Успешное использование проекта всеми ДОУ, работающими в инновационном режиме;

- Внедрение новых коррекционных и педагогических технологий, программ работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, разработка методических рекомендаций обобщающих опыт работы ДОУ и семьи по адаптации детей в социуме;

- Создание доступной среды в ДОУ.

Календарный план реализации проекта с указанием сроков реализации по этапам

Этап

Наименование мероприятия

Краткое конкретное описание содержания мероприятия

Сроки или период (в мес.)

Ожидаемые результаты

Предшествующие мероприятия

Исполнители

Механизм контроля

Создаваемые объекты интеллектуальной собственности

Подготовка к планированию и внедрению проекта.

Выявление существенных ограничений и барьеров, препятствующих доступности среды для детей-инвалидов в образовательной организации

Анализ ресурсного обеспечения, возможных рисков и способов их преодоления. Создание инициативной группы.

Положение о ведении инновационной деятельности и инициативной группе. Установление взаимосвязей с заинтересованными организациями и социальными партнёрами.

сентябрь 2018 – ноябрь 2018

Выработка плана мероприятий по созданию условий для организации доступной среды в ДОУ.


Однако жизнь большинства семей, в которых рождается такой ребенок, сопровождается целым рядом деструктивных переживаний (вины, разочарования, страха, одиночества, душевной боли, отчаяния), и родители зачастую сами нуждаются как в психологической поддержке, направленной на повышение самооценки, оптимизацию психологического климата в семье, так и в педагогической помощи, которая связана с овладением необходимыми знаниями и навыками по воспитанию ребенка. Именно поэтому особая деятельность по психолого-педагогическому сопровождению таких семей является востребованной и актуальной.

Цель проекта: Организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, подбор адекватных способов взаимодействия с ребѐнком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.

Задачи проекта:

проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей;

оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого - педагогической поддержки их семьям;

нормализация психологического климата в семье, формирование педагогической компетентности родителей, обучение их коррекционным и оздоровительным методикам, применяемым в домашних условиях;

создание условий для обмена опытом семейного воспитания: повышение мотивации к саморазвитию, знакомство с оптимальными способами общения, сплочение групп родителей (законных представителей) на основе общих интересов и потребностей;

повышение профессионального уровня специалистов, участников реализации проекта.

Участники проекта: родители, дети, старший методист, специалисты ДОУ (педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатели медсестра).

Сроки реализации проекта: январь 2018г – май 2019г.

Принципы реализации проекта

принцип научности предполагает учёт особенностей детей с ОВЗ и их семей, анализ названных материалов с точки зрения их возможностей и такой организации обучения, при которой они не будут испытывать интеллектуальных, моральных, физических нагрузок;

принцип трансдисциплинарности предполагает участие полипрофессиональной команды специалистов, придерживающихся единой концепции, понимающих сопровождение как совместную деятельность;

принцип системности предполагает целенаправленную системную деятельность всех специалистов ДОУ по обеспечению оптимальных условий жизнедеятельности для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;

принцип комплексности предполагает получение родителями и их детьми различных услуг: психологических, педагогических, правовых и т.д;

принцип открытости и конгруэнтности специалиста, умение избежать негативного переноса в отношении родителей и детей ОВЗ. Специалист, работающий с семьѐй открыт и умеет исключить из общения негативные чувства раздражения, неприятия;

мотивирование родителей к взаимодействию со специалистами и другими родителями разными способами. Мотивирование необходимо как с точки зрения информирования о функциях специалистов, так и с точки зрении я актуализации собственных проблем и возможности поддержки в их преодолении. Когда перед семьѐй возникает проблема, от которой невозможно уйти и которую вместе с тем невозможно решить при помощи выработанных ранее способов адаптации, появляется непродуктивная адаптация к жизни. Семья стремится к фиксированному, негибкому построению отношений внутри себя, между близкими людьми и с внешним миром на основе действия механизма отчуждения; попытки разрешить трудную жизненную ситуацию непригодным, неадекватным способом. Именно такой тип адаптации провоцирует действие психологического механизма сопротивления изменениям, который активизирует глубинные психологические защиты. При помощи этого механизма семья нетипичного ребѐнка приспосабливается к жизни, но эта адаптация непродуктивная, заключающаяся в бегстве от проблем. Позитивная адаптация к жизни – это процесс сознательного построения, упорядочивания или достижения человеком относительно устойчивых равновесных отношений между собой. Именно этот процесс ставится во главу инклюзивного образования.

Условия необходимые для реализации проекта

  • наличие семей с детьми с ОВЗ, готовых прийти в детский сад;
  • психологическая готовность руководителя и коллектива ДОУ к инклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними;
  • материально-техническая база;
  • нормативная база;
  • предметно-развивающая среда;
  • наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе безбарьерной среды;
  • возможность повышения квалификации педагогов.

Основные направления психолого-педагогической помощи

Диагностическое направление

Цель – психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребѐнка и изучение личности его родителей, системы их отношений, определение модели воспитания, выбор образовательного маршрута.

Содержание работы

Проведение первичного психолого-педагогического обследования детей и их семей. Определение уровня развития детей и сбор анамнестических данных. Выявление запроса родителей и составление рекомендаций. Отражение данных обследования в регистрационном листе, протоколе первичных консультаций и в анкете для родителей.

Проведение дополнительного психолого-педагогического обследования детей и их семей. Оценка состояния психомоторного и речевого развития детей. Уточнение данных медицинского и психологического анамнеза, сбор дополнительной информации. Анализ причин нарушений в развитии ребѐнка. Фиксация выявленных особенностей развития ребѐнка в протоколах результатов обследования.

Определение основных путей и способов коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития и психолого - педагогической поддержки их семьям. Выбор образовательного маршрута. Разработка индивидуальной программы и составление индивидуального плана работы с ребѐнком и семьей по итогам диагностического обследования.

Психолого-социальное консультирование.Вовлечение родителей в коррекционный процесс на правах совместного сотрудничества в помощи ребѐнку. Убеждение семьи в необходимости изменения или улучшения стиля взаимодействия с ребѐнком.

Образовательное направление

Цель– формирование у родителей адекватного отношения восприятия ребенка, принятие его особенностей, темпа и своеобразия развития.

В программу занятий и семинаров включены следующие темы:

"Особенности развития детей с психофизическим и умственным недоразвитием";

"Методы коррекционно-развивающего обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья";

"Современные методы развития: игротерапия, арт-терапия, сказкотерапия; песочная терапия";

"Принципы составления и реализации индивидуальных программ развития";

"Система коррекционно-развивающей работы с ребенком с учетом тяжести дефекта".

Благодаря мероприятиям образовательного направления создается общий язык между специалистами и родителями, меняется отношение мамы к ребенку и к себе.

Психотерапевтическое направление

Цель – снижение уровня психоэмоционального напряжения, формирование позитивного образа будущего для ребенка и семьи в целом.

Мероприятия данного направления осуществляются в индивидуальной и групповой форме с использованием современных методов психологического консультирования.

Благодаря методам психотерапевтического воздействия родители становятся более спокойными, склонными к сотрудничеству, воспринимают будущее достаточно позитивно, изъявляют желание конструктивных изменений. При этом отмечается значительная стабилизация психоэмоционального состояния и у детей.

Социально-тренинговое направление

Цель мероприятий – обучение родителей адекватным и эффективным формам поведения в различных социальных ситуациях и отношениях. Осуществляются они преимущественно в групповой форме. На тренинговых занятиях моделируются разнообразные социальное ситуации (в транспорте, в магазине, и прочее) и конструируются новые формы социального поведения. Благодаря им родители преодолевают социальную тревогу и неуверенность, приобретают гибкость поведения и реагирования.

Правовое направление

Цель мероприятий – приобретение родителями правовой грамотности в отношении гражданского законодательства, касающегося детей-инвалидов и их семей.

Родители изучают федеральные и региональные законы, постановления. Знания, приобретенные на семинарах и в процессе самостоятельного изучения законодательных документов, помогают родителям изменять жизненные ситуации, улучшать условия жизни ребенка и семьи. Во время занятий приглашается юрист, который помогает родителям узнать о своих правах.

Интеграционное направление

Цель направления – общественная самореализация родителей, изменение отношения к ним в обществе.

На заседаниях клуба родители сплачиваются, находят себе единомышленников, проявляют творческие созидательные способности, что вселяет веру в свои силы и помогает не замыкаться в узком кругу собственных проблем, а выходить на другой уровень общения и решать проблемы коллективно и грамотно. Родительская инициатива имеет великую силу и может вершить чудеса.

Основные формы работы:

индивидуальные консультации по вопросам развития ребенка;

тематические круглые столы;

публикации опыта воспитания ребенка в семье;

участие в экспертизе динамики развития ребенка;

совместные праздники, мероприятия;

индивидуальные и групповые игровые сеансы;

Здоровьесберегающие технологии

арт-терапия: музыкотерапия, цветотерапия, лепка, нетрадиционное рисование, сказкотерапия, песочная терапия;

гимнастика для глаз;

Предполагаемые результаты

Для родителей:

объединение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в группу;

получение родителями практических навыков в воспитании и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья;

осознание важности участия родителей в процессе психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

активное взаимодействие родителей и сотрудников ДОУ и его влияние на положительные изменения в физическом и психическом здоровье ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

разработка методических рекомендаций для родителей по воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.

доступность дошкольного образования детям-инвалидам;

улучшение психологического и соматического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья (снижение уровня различного рода заболеваний, тревожности, агрессивности);

улучшение коммуникативных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для педагогов:

проявление творческой индивидуальности педагогов в различных видах деятельности с детьми, родителями;

обеспеченность общего увеличения психолого- педагогической, медико-социальной компетентности педагогов, сотрудников ДОУ;

предполагается, что участие в проекте будет способствовать более глубокому пониманию специалистами ДОУ и родителями детей с разнообразными отклонениями в развитии, со сложными нарушениями развития; их самоактуализации, развитию эмпатии, толерантности и гуманной оценки роли человека в мире, в том, что числе человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности; развитию наблюдательности и рефлексивных способностей; развитию творческих способностей и умений применять их на практике; формированию тех профессионально значимых качеств, которые являются ведущими в активизации восприятия и понимания ребенка с нарушениями развития в процессе межличностного взаимодействия с ним, практическому освоению широкого спектра методов и приемов работы с детьми с различными отклонениями в развитии, умственной отсталостью разной степени выраженности, со сложными нарушениями развития;

реализация проекта образовательным учреждением будет способствовать совершенствованию воспитательно-образовательного процесса за счет расширения педагогического арсенала педагогов и педагогической компетентности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, овладения ими методами и приемами воспитания. Разработка методических рекомендаций позволит использовать полученные результаты в практике работы других образовательных учреждении.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный

создание банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, и их семьях;

формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной базы;

деятельность по планированию работы детско-родительского клуба;

создание условий для организации детско-родительского клуба;

организация повышения квалификации педагогов ДОУ;

информирование родителей (законных представителей) о работе детско-родительского клуба.

2 этап – основной

реализация индивидуальной программы и групповых занятий;

оказание необходимой помощи родителям ребѐнка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсуждения);

просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребѐнком;

психологические занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы;

проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;

разработка системы психолого-педагогического мониторинга совместной деятельности ДОУ и семей воспитанников.

3 этап – контрольный

оценка эффективности проделанной работы.

Основным критерием является соответствие результатов работы поставленным целям и задачам.

Читайте также: