Выводы по проектной деятельности в школе

Обновлено: 04.05.2024

Изображение StockSnap с сайта Pixabay

В XXI веке мир меняется стремительно: постоянно развиваются и внедряются новые технологии, усложняются процессы взаимодействия внутри общества, трансформируются рынки труда, появляются новые профессии.

По прогнозам экспертов, 65% детей, которые пошли в 1 класс в 2020-м году, будут работать на позициях, которых еще не существует. Более 350 профессий, которые будут востребованы на рынке труда в ближайшие 10-15 лет, можно увидеть в Атласе новых профессий.

Система образования, в том числе школьного, не всегда успевает подстраиваться под все эти изменения. И теперь для того чтобы найти свое место в профессиональном мире, встроиться в общественные процессы и сформировать успешное будущее, необходимы новые, эффективные формы обучения и профориентации. И одна из них — проектная деятельность.

  • соотнести знания из учебников с процессами, происходящими в реальном мире;
  • совершить профессиональные пробы, которые в дальнейшем помогут определиться с профессией и стратегией обучения после школы;
  • пообщаться с экспертами и профессионалами, которые уже работают в сферах, интересных для ребят;
  • развить навыки, которые помогут успешно встроиться в современный, стремительно меняющийся мир;
  • обогатить свое портфолио и, возможно, получить преимущества при поступлении в выбранный вуз.

Что такое школьные проекты? Soft skills & hard skills

  1. Проект — это всегда что-то новое.
  2. Проект решает чью-то проблему.
  3. У проекта всегда есть социально востребованный результат.
  4. У проекта есть временные рамки.

Типы школьных проектов и их результаты

Одним из важнейших признаков проекта, в том числе школьного, является наличие социально значимых результатов. Какими будут эти результаты, зависит от типа проекта.

  • новые знания, оформленные в статью;
  • устройство или прототип;
  • художественный объект;
  • технология или инновации.
  • вхождение в контекст профессии (профессиональная проба);
  • hard skills;
  • soft skills;
  • внутренние ценности, которые сформировались у участников команды проекта.

Где и как обучиться проектной деятельности и реализовать собственные проекты?

В России возможности для обучения проектной деятельности и реализации школьных проектов есть как на региональном, так и на федеральном уровне.

  • школьники (обучаются проектной деятельности, в рамках собственного проекта совершают профессиональную пробу);
  • педагоги (обучаются проектной деятельности, а также овладевают навыками тьюторского сопровождения школьных проектных команд);
  • наставники (обучаются навыкам сопровождения школьных проектов).

Что же касается федеральных инициатив, стоит отметить Кружковое движение НТИ, которое реализует множество образовательных проектов, среди которых: олимпиада НТИ, хакатоны и проектные школы. Все эти инициативы построены по принципам детско-взрослой среды, системного развития регионов, освоения техник мышления и развития способностей, активного участия экспертов-практиков.

Проектная деятельность не только помогает школьникам отработать навыки, но и соотнести школьные знания с процессами, происходящими в реальном мире. А реализация собственных проектов помогает ребятам осознанно выбрать востребованную профессию по интересам и способностям.

Умение организовать проектную деятельность для школьников — важная компетенция современного педагога. О том, как ее развить, поговорим в следующих статьях.

Одним из основных пунктов реализации ФГОС является организация проектной деятельности в школе. В рамках ФГОС установлены требования к результатам образования: предметные, метапредметные и личностные.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе

альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные

возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции);

развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

При разработке Основной образовательной программы школы в содержательный раздел включена Программа развития универсальных учебных действий. Она направлена на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.

Исходя из Программы развития УУД в МАОУ СШ №1 р.п. Крестцы созданы условия для формирования основ проектной и исследовательской деятельности.

 наблюдать, измерять, сравнивать, моделировать, выдвигать гипотезы, экспериментировать, определять понятия, устанавливать причинно- следственные связи, работать с различными источниками информации;

 слушать и слышать собеседника;

 критически и творчески работать в сотрудничестве с другими людьми;

 проявлять самостоятельность в обучении;

 защищать свои убеждения; оценивать и понимать собственные сильные и слабые стороны;

 отвечать за свои действия и их последствия

Аналитическая справка по проектной деятельности в начальной школе.

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Цель проверки: определение уровня организации проектной деятельности учителями начальной школе в урочной и внеурочной деятельности. Методы и формы проверки: - посещение уроков по предметам -анализ результатов проектной работы -собеседование с учителями – предметниками. В начальной школе организована проектная деятельность учащихся как неотъемлемая часть образования по ФГОС НОО. Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования ( постановка проблемы, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана и организация деятельности по реализации проекта), включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему.Аналитическая справка по проектной деятельности в начальной школе.


Создать такую систему проектных задач, которая предполагала бы успешное развитие социальной самостоятельности, творческой активности и познавательных способностей младших школьников; формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, умения переносить полученные знания на нестандартные жизненные ситуации и решать их.

В связи с поставленной целью возникают следующие задачи или, по-другому говоря, шаги к цели:

Изучить всю доступную информацию по проектной деятельности учащихся.

Мотивировать учащихся на работу над проектом, объяснить преимущество этого рода деятельности.

Внедрить проектную деятельность в классно-урочную и внеурочную деятельность без ущерба для освоения программы.

Все имеющиеся проектные задачи привести к единой системе.

Формировать у детей умения сотрудничать друг с другом, вырабатывать общую стратегию решения задач, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь.

Отслеживать результаты влияния проектной деятельности учащихся на усвоение ими содержания образования путём диагностического мониторинга.

Таким образом использовать проектные задачи, чтобы подготовить младших школьников к полноценной проектной деятельности в подростковой школе.

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Личностные результаты основаны на системе ценностных отношений учащихся — к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.

Анализируя свою деятельность и отмечая положительные результаты в ходе реализации программ традиционного обучения, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования: низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием; разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, я решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике.

Понятно, что для достижения личностных и метапредметных результатов необходимо использовать системно-деятельностный подход в обучении. Передо мной, как и перед моими коллегами стала проблема: какие современные формы, методы и технологии развивающего обучения использовать для достижения поставленных перед школой задач? В рамках подготовки к ФГОС, я начала апробацию различных методов и технологий в своем классе. Попробовав применять проблемные, исследовательские, проектные методы, технологию педагогической мастерской, пришла к выводу, что наиболее приемлемым для меня является проектный метод обучения. Кроме того, он является универсальным методом, который включает в себя и исследование, и решение проблемы, и групповую работу, как в педагогической мастерской.

Метод проектов – это дидактический инструмент, который создаёт уникальные предпосылки для развития целеустремлённости и самостоятельности обучающихся в постижении нового, стимулируя их природную тягу к непознанному, помогает овладеть новым способом деятельности. Педагог же превращается в организатора познавательной деятельности обучающихся, становится соучастником творческого процесса.

Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы, но только как способов достижения результата.

Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе работы и также становится средством решения проблемы. Еще одно его свойство – предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы, каждый из которых имеет промежуточные задачи, определить способы их решения, найти ресурсы для этого, разработать подробный график работы с указанием сроков реализации каждого этапа.

Метод проектов никак не противоречит нашим способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок. Самым же главным результатом проектных игр является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые.

Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения и воспитания ориентирована на формирование и развитие УУД младших школьников.

Технология опыта

Проекты в начальных классах – это трудно? Это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. Я не буду говорить о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании. Но для малыша это будет его проект. Существует заблуждение о неэффективности использования метода проектов в начальной школе. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные и т.п. как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Начиная работу с первоклассниками, я выделила для себя ряд проблем:

низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;

неумение готовить рабочее место к учебным занятиям;

неумение следовать инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно слушать и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;

невысокий уровень развития основных мыслительных операций;

отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную;

неумение работать в группе.

Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий первоклассников подтвердила необходимость целенаправленной работы по их формированию и развитию. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике.


Темы детских проектных работ я выбираю в зависимости от содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Для проекта требуется личностно и социально значимая проблема, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, находящаяся в зоне ближайшего развития младших школьников.

Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или одним или сдвоенными уроками. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3- 4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2-3 месяцев.

^ Структура проекта Дети не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на следующий этап работы. Для поддержания мотивации и руководства организацией проекта младших школьников выделяется не три этапа, как в старших классах, а 4, 5, или 6 , в зависимости от поставленных задач, содержания и продолжительности работы над проектом.

Работу над проектом я осуществляю по алгоритму:

1.Постановка проблемы.
2. Выбор темы проекта.
3. Формулировка основополагающего вопроса.
4. Формулировка проблемных вопросов.
5. Выдвижение гипотезы.
6. Постановка цели исследования.
7. Составление плана работы и выбор методов.
8. Проведение исследования.
9. Оформление результатов.
10. Защита проекта.

Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в внеклассной работе, дома пр.). Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Результатом проекта может быть атлас, видеофильм, диафильм, газета, журнал, коллекция, гербарий, костюм, макет, модель, наглядные пособия, плакат. публикация, справочник, словарь, экологическая программа, книга, сборник стихов, сказок, викторина, панно, поделка, праздник, представление, план, реферат, серия иллюстраций, стенгазета, сценарий праздника, экскурсия, путешествие, реклама, инсценировка, спектакль, соревнования, телепередача. научная конференция, ролевая, деловая, спортивная, интеллектуально- творческая игра.

Презентация Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности - презентация( защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, продукт работы над проектом, определяет форму проведения презентации.

После защиты проекта можно изделие подарить, оформить выставку проектных работ важно, чтобы дети ощутили потребность в изготовленных изделиях. Почувствовали атмосферу праздника за доставленную людям радость.


В процессе экспериментальной работы проектной деятельности я изучила труды многих ученых, педагогов, освоила новую педагогическую технологию, научилась новым формам и методам работы, совершенствовала педагогическое мастерство. Я поняла, что поиск решения разнообразных учебных и практических задач, самостоятельное овладение знаниями составляет суть проектной деятельности. При проектном методе я научилась организации и планированию, поняла важность и необходимость проектирования для детей. Я поняла, что проектная деятельность совмещает инновационные педагогические технологии, повышает качество знаний, способствует формированию творческих и познавательных способностей, готовит к реальным условиям жизнедеятельности.

Не мешайте детям выдвигать и доказывать фантастические идеи. Порой дойти до истины приходится путем проб и ошибок.

Читайте также: