План мероприятий женское лицо победы в школе

Обновлено: 17.05.2024

Проведение "Круглых столов" с участием депутатов Государственного Совета РТ в рамках акции "Дорогой наш ветеран".

ГАУСО "Алькеевский дом- интернат для престарелых и инвалидов"

Получатели социальных услуг

Сотрудник Юхмачинской библиотеки

Проведение акции "Дорогой наш ветеран" по созданию комфортных условий для тружениц тыла в дом- интернате для престарелых и инвалидов ( проведение медицинских осмотров, диспансеризация, зубо, слухопротезирование)

ГАУСО "Алькеевский дом- интернат для престарелых и инвалидов"

Получатели социальных услуг

Разбивка цветочных клумб, озеленение дома интерната

ГАУСО "Алькеевский дом- интернат для престарелых и инвалидов"

Получатели социальных услуг

Организовать проведение торжественных мероприятий, посвященных дням воинской славы России:

- День снятия блокады города Ленинграда (1944 год);

- День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год);

- День защитника Отечества;

- День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов;

- День памяти и скорби;

- День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год);

Праздник "Женское лицо Победы" был проведен в школе как итог поисково-исследовательской работы учащихся по сбору материала о своих бабушках, прабабушках - труженницах тыла в годы Великой Отечественной войны. Книга памяти, составленная из сочинений учащихся о своих родственницах, испытавших тяжелое время, вручается директору школы для передачи в школьный музей.

ВложениеРазмер
stsenariy_aktsii_zhenskoe_litso_pobedy.doc 45 КБ
eksperimentalnaya_rabota3.doc 64 КБ

Предварительный просмотр:

Художественное оформление: георгиевская лента на стене, украшенная гвоздиками.

(ролик про труд и женщин на войне)

(С врагом боролись все: и те, кто воевал, и работники тыла. Женщины и дети заменили мужей и отцов у станков. Работа не прекращалась ни на один день. Все те, кто остался, были заняты на производстве, выращивали хлеб на полях, рыли окопы, дежурили в госпиталях. Женщины и дети занимались тяжелой мужской работой. Как болели руки после тяжелейшей работы. Но все это делалось во имя Победы.)

Выходят на сцену чтецы (юноша и девушка).

Женщины России, труженицы тыла,
На износ работали. Нелегко Вам было.
У станков стояли, хлеб растили в поле.
Быть женой солдата выпала Вам доля.

Донельзя уставшие, все же не сдавались.
Фронту помогая, духом закалялись.
Словно сталь варились в огненных печах.
Вы Победу вынесли на своих плечах.

Ваших малых подвигов не пересчитать,
Детям заменили Вы и отца, и мать.
Дождались Победы! Дождались весны!
Труженицы тыла, женщины войны.

Нет! Не проклинайте долю Вы свою.
С воинами славными Вы в одном строю.
Вы – основа жизни, Вы – от бед заслон.
Вдовы ветеранов, низкий Вам поклон!

Ведущая: Летят годы… Все дальше и дальше уходит от нас день, когда прозвучал первый салют победы над фашистами. Все меньше и меньше остается очевидцев реальных событий тех лет. Что знаем мы об испытаниях, выпавших на их долю, о том, что им пришлось пережить, через что пройти?

У нас в гостях сегодня милые бабушки, великие труженицы тыла. Давайте поаплодируем им. Это

Гималиева Гаухар Закиевна (ей сейчас 90 лет)

Даминова Минзакира Инсаповна ( ей 89 лет)

Назипова Макбуля апа (ей 87 лет).

Дорогие женщины, кадерле эбилэр, бэйрэмне сезгэ багышлыйбыз!

Учащиеся дарят им гвоздики.

Женщина и война…Оба эти слова женского рода, но как они не совместимы…

В мир приходит женщина, чтоб свечу зажечь

В мир приходит женщина, чтоб очаг беречь

В мир приходит женщина, чтоб любимой быть

В мир приходит женщина, чтоб дитя родить

В мир приходит женщина, чтоб цветам цвести

В мир приходит женщина, чтобы мир спасти

Женщине грозных сороковых годов довелось спасать мир.

Они, матери и жёны, невесты и сёстры умели ждать, надеяться, любить. И вселять надежду в того, кто на фронте, на передовой.

Учитель истории : В годы войны жители Бавлинского района в основном трудились на полях. Наша республика дала фронту 131 миллион пудов хлеба, 59 миллионов пудов мяса, 200 миллионов литров молока, 39 миллионов пудов картофеля. Крестьяне выращивали хлеб, а сами жили впроголодь, нередко ели лебеду, солому. С конца мая по 30 сентября в военные годы во всех сельскохозяйственных работах должны были участвовать школьники.

За годы войны бойцы получили из Татарии 10 миллионов теплых вещей. Эти вещи согревали бойцам душу, придавали новые силы в борьбе с врагом.

«Твоих перчаток нежный пух,

Как сердце дружеское, жарок.

Буду врага бить за двоих:

Нет, это не заслуга,
А удача-
Стать девушке
Солдатом на войне .
Когда б сложилась жизнь моя
Иначе,
Как в день победы
Стыдно б было мне!
С восторгом
Нас, девчонок,
Не встречали:
Нас гнал домой
Охрипший военком.
Так было в 41.
А медали
И прочие регалии-
Потом…
Смотрю назад
В продымленные дали
Нет, не заслугой
В тот зловещий год
А высшим счастьем
Школьницы считали
Возможность умереть
За свой народ.

В сорок первом это было с вами,
Разделил тот день на фронт и тыл.
Проводы с горючими слезами.
Хронометр жизни будто бы застыл.

Вы все стали труженицы тыла.
За подвиг трудовой земной поклон.
Вы могли стирать бельё. без мыла,
Без устали трепать ночами лён.

Вы могли в лесу и в поле,
Валить деревья, сеять семена.
Не плакать о тяжёлой женской доле,
Всех уравняла злобная война.

Сами вы порой не доедали,
Не досыта кормили ребятню.
Трудом своим солдатам помогали,
Чтобы скорей закончить ту войну.

Почтальона пугливо встречали,
Опасаясь не добрых вестей.
А если похоронку получали
Сплачивались вы ещё тесней.

За родных, кто больше не вернётся,
Не прижмёт к шинели сыновей.
От потерь на части сердце рвётся.
Солдат молили:"Бей фашистов, бей!"

Четыре года шло кровопролитье.
Разруха, боль, от деревень угли.
Выдержали с честью лихолетье
И победу "приближали как могли".

Вы смогли и были сильны духом
И верили в победу до конца.
Погибло много- пусть земля им пухом.
И встретили героев у крыльца.

Как хочется найти слова такие,
Чтоб вас за всё сполна благодарить.
Здоровья Вам и бодрости, родные
И дай Вам Бог на свете долго жить!

Выступления учащихся, написавших интересные сочинения о своих родственницах – тружениках тыла.

Ведущая, обращаясь к директору школы: Уважаемая Н.М.! Торжественно передаем Вам созданную учащимися школы Книгу памяти о труженицах тыла. Пусть она хранится в музее. Думаем, что эта акция – начало большой работы по сбору материалов о трудовом подвиге наших земляков.

( директору можно дать слово)

(Минута молчания). Хронометр отбивает время.

Пришла Победная весна

В начале мая в сорок пятом.

Как солнце свет, несла она

О мире весть свою крылато.

Пришла победная весна

На пепелища и руины.

Чтоб раны залечить, страна

В трудах не разгибала спину.

Впрягалась в бороны, плуги,

Варила сталь и хлеб растила…

Чтоб ада все пройти круги,

Откуда черпала ты силы?

Желаем вам здоровья, счастья и ещё долгих лет .

Мы вами гордимся! Живите долго и счастливо!

Пусть будет мирным небо, богатыми поля, полноводными реки!

Пусть здравствует и процветает наша Родина!

С праздником всех и до новых встреч

Ребята голосуют за мир. Прикрепляют своих голубей на листы ватмана.

Солнце Родины любимой озаряет всё вокруг

И взлетает белокрылый голубь мира с наших рук

Ты лети, лети по свету, голубь наш, из края в край.

Слово мира и привета всем народам передай.

Мир герои отстояли, помнить их мы поклялись,

Пролетая в синей дали к обелиску опустись…

Ведущая: Наше мероприятие подошло к концу. Спасибо всем за активное участие! Приглашаю всех на сцену сфотографироваться на память о нашей встрече.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Бавлинского муниципального района

Программа элективного курса

Автор: Шабаева Асия Миргазияновна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

С переходом экономики России на рыночные отношения актуальным становится изменение подхода людей к своим доходам и расходам. К сожалению, финансовая грамотность населения нашей страны находится на очень низком уровне. У большинства людей сохраняется чисто потребительское отношение к деньгам. Отсюда жизнь от зарплаты до зарплаты, бесконечные долги, кредитная зависимость… В отличие от россиян европейцы рационально используют свои доходы, что способствует улучшению их финансового положения.

Причинами низкой финансовой грамотности населения в Российской Федерации являются:

во-первых, уровень развития государства и проводимая им политика в системе образования;

во-вторых, отношение самих людей к своим доходам, неумение распоряжаться ими грамотно.

Цель курса: подготовить молодое поколение к грамотному управлению своими доходами, освоению им ролей рационального потребителя, успешного производителя.

- формирование культуры экономического мышления;

- воспитание активной жизненной позиции и ответственного отношения к результатам своего труда;

- освоение знаний по основам финансовой грамотности, их обобщение, систематизация, расширение и углубление;

- приобретение опыта практического применения знаний в сфере экономической деятельности.

При изучении элективного курса используются активные методы обучения:

беседы, дискуссии, интерактивные лекции;

самостоятельная работа с текстами нормативных правовых актов;

Предусматривается проведение конкурса, ролевых игр, диспута, посещение учащимися банка, налоговой инспекции.

Программа курса направлена на формирование следующих умений и навыков учащихся:

1) учебно-организационных (намечать учебную задачу и ее конечную цель; прогнозировать результат работы; работать в группе; осуществлять самоконтроль, самооценку, взаимоконтроль, взаимооценку);

2)учебно-интеллектуальных (определять понятия; анализировать; классифицировать; сравнивать; обобщать; делать выводы);

3) информационно-коммуникативных ( работать с письменными и устными источниками информации; взаимодействовать в различных формах монолога, диалога).

В результате изучения элективного курса учащийся должен:

- знать основные термины и понятия (личные финансы, личный или семейный бюджет, домашняя бухгалтерия, активный доход, пассивный доход, диверсификация, деньги на текущие нужду, резервы, сбережения, капитал, инвестиция, кредитование, ипотека, потребительский кредит, депозит, налоговая декларация, финансовая яма, финансовая нестабильность, финансовая стабильность, финансовая независимость);

- изменить свое отношение к деньгам с потребительского на управленческое;

- уметь планировать и вести учет личных финансов: находить источники пассивного дохода; диверсифицировать капитал в разнородные финансовые инструменты; выбирать банки для обслуживания;

- владеть правилами финансового этикета, правилами обеспечения личной финансовой безопасности;

- приводить примеры бережного потребления граждан и умелого наращивания ими своего финансового состояния, подбирать материалы в СМИ.

Тема 1. Введение. Рациональное поведение потребителя.

Факторные доходы. Общая и предельная полезность блага. Правило максимизации полезности. Бюджетное ограничение. Равновесие потребителя. Располагаемый личный доход.

Тема 2. Личные финансы.

Деньги. Функции денег. Новые виды денег: электронные, кредитные, деньги как средство обмена одной валюты на другую. Абсолютная ликвидность денег. Денежные активы: деньги на текущие нужды, резервы, сбережения, капитал.

Тема 3. Домашняя бухгалтерия.

Способы ведения домашней бухгалтерии. Планирование семейного бюджета.

Составление семейного бюджета (в форме таблицы).

Тема 4. Финансовые операции.

Открытие и закрытие вкладов. Он-лайн банкинг и он-лайн магазин. Безналичные расчеты. Электронные деньги. Банкоматы. Пластиковые карты. Роль интернета в финансовых операциях.

Тема 5. Сбережения и их превращение в капитал.

Рынок капитала. Инвестиции. Фондовый рынок. Ценные бумаги: акция, облигация. Дивиденд. Курс акций. Формирование цен на рынке капитала. Будущая стоимость текущих доходов, текущая стоимость будущих доходов, дисконтирование. Риск инвестиций.

Тема 6. Банковская система в РФ.

Банк, типы банков. Функции банка. Критерии выбора банка для обслуживания. Депозиты, их виды. Страхование вклада.

Тема 7. Банковское кредитование.

Кредит, принципы кредитования. Потребительское кредитование. Ипотечный кредит. Кредитные и дебетовые карты. Кредитная история.

Тема 8. Особенности функционирования рынка земли.

Предложение земли. Рента. Цена земли. Факторы, определяющие цену земли. Частная собственность на землю и ее экономическое значение.

Тема 9. Страхование.

Страхование жизни. Накопительное страхование. Инвестиционное страхование. Рисковое страхование. Ритуальное страхование. Страхование критических заболеваний. Страхование имущества. Страховые кампании, степень их надежность.

Тема10. Пенсионные программы РФ.

Пенсия, ее формирование. Накопительная часть будущей пенсии.

Тема 11. Доходы и налоги.

Налоги, их виды. Функции налогов. Налоговая декларация, ее составление.

Тема 12. Финансовое состояние человека.

Тема 13. Права потребителя.

Тема 14. Поведение потребителя в период инфляции.

Инфляция, виды инфляции. Причины инфляции. Последствия инфляции на различные социальные слои. Перераспределение доходов.

Тема 15. Финансовый этикет. Личная финансовая безопасность.

Правила хорошего тона в финансах. Как отвечать на неудобные вопросы о личном финансовом положении. Правила обеспечения личной финансовой безопасности. Финансовая пирамида.

Тема 16. Защита учащимися мини-сочинений.

1. Расположите в порядке возрастания возможные комиссии за оплату услуг, которые, как правило, взимают банки:

1) оплата в банкомате или с помощью банковского терминала оплаты

2) оплата в личном кабинете интернет-банка

3) оплата в отделении банка (в кассе)

2. Предположим, у вас на вкладе лежит $100 под 7% годовых. Сколько денег будет на счёте через пять лет?

1)больше $107 2)не знаю 3)$107 4)меньше $107

3. Ваши деньги лежат на вкладе со ставкой 7% годовых, а ежегодная инфляция составляет 8%. Через год, cняв деньги со счёта, вы сможете купить:

1) меньше, чем могли бы купить на эти деньги сегодня 2)больше

3) столько же 4) не знаю

4.Для чего нужен собственный резервный денежный фонд?

5. Что необходимо сделать перед получением кредита?

1) предварительно рассчитать свои финансовые возможности по погашению кредита 2) сравнить условия по кредитам в нескольких банках 3) изучить типовой кредитный договор, обращая внимания на условия кредита (особенно мелким шрифтом) 4) всё перечисленное верно

1) истинно 2) ложно

7. Укажите неверное утверждение

1) кредит лучше брать в той валюте, в которой получаете зарплату 2)проценты по кредитам выше, чем по вкладам 3)годовая процентная ставка на займ в МФО ниже, чем в банке 4)для некоторых кредитных карт предусмотрен беспроцентный период

Закон о защите прав потребителей .

Гражданский кодекс РФ. Ч1,2.

Налоговый кодекс РФ.

Закон об организации страхового дела в Российской Федерации.

Любимов Л.Л. Основы экономики: Учеб.пособие.- М.,2000

ЗеленцоваА.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и практика. – М., ЦИПСиР, КНОРУС, 2012

Праздничное мероприятие

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Данная разработка может использоваться в качестве сценария для проведения торжественного мероприятия, посвященного празднованию годовщине Победы в Великой Отечественной войне. В разработке используется материал об участии женщин Челябинской области в Великой Отечественной войне, а также местный материал. Его легко можно будет заменить на свой.Разработка с использованием регионального материала

Автор: Шабаева Асия Миргазияновна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №7"
Населённый пункт: г. Бавлы, Республика Татарстан
Наименование материала: Сценарий внеклассного мероприятия
Тема: "Женское лицо Победы"
Раздел: полное образование

Грозный сорок первый… Как он изменил судьбы, обагрил кровью и слезами

детство, сделал короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушил мечты

семнадцатилетних, которые прямо с выпускного бала ушли «из детства в эшелон

(ролик про труд и женщин на войне)

(С врагом боролись все: и те, кто воевал, и работники тыла.

Женщины и дети

заменили мужей и отцов у станков. Работа не прекращалась ни на один день. Все те,

кто остался, были заняты на производстве, выращивали хлеб на полях,

окопы, дежурили в госпиталях. Женщины и дети занимались тяжелой мужской

работой. Как болели руки после тяжелейшей работы. Но все это делалось во имя

Победы.)
Выходят на сцену чтецы (юноша и девушка). Чтец 1: Женщины России, труженицы тыла, На износ работали. Нелегко Вам было. У станков стояли, хлеб растили в поле. Быть женой солдата выпала Вам доля. Донельзя уставшие, все же не сдавались. Фронту помогая, духом закалялись. Словно сталь варились в огненных печах. Вы Победу вынесли на своих плечах. Чтец 2: Ваших малых подвигов не пересчитать, Детям заменили Вы и отца, и мать. Дождались Победы! Дождались весны! Труженицы тыла, женщины войны. Нет! Не проклинайте долю Вы свою. С воинами славными Вы в одном строю. Вы – основа жизни, Вы – от бед заслон. Вдовы ветеранов, низкий Вам поклон! Ведущая:
Летят годы… Все дальше и дальше уходит от нас день, когда

прозвучал первый салют победы над фашистами. Все меньше и меньше остается

очевидцев реальных событий тех лет. Что знаем мы об испытаниях, выпавших на их

долю, о том, что им пришлось пережить, через что пройти?

поаплодируем им. Это

Гималиева Гаухар Закиевна (ей сейчас 90 лет)

Даминова Минзакира Инсаповна ( ей 89 лет)

Назипова Макбуля апа (ей 87 лет).

Дорогие женщины, кадерле эбилэр, бэйрэмне сезгэ багышлыйбыз!
Учащиеся дарят им гвоздики.
Женщина и война…Оба эти слова женского рода, но как они не совместимы…

В мир приходит женщина, чтоб свечу зажечь

В мир приходит женщина, чтоб очаг беречь

В мир приходит женщина, чтоб любимой быть

В мир приходит женщина, чтоб дитя родить

В мир приходит женщина, чтоб цветам цвести

В мир приходит женщина, чтобы мир спасти

Женщине грозных сороковых годов довелось спасать мир.

Они, матери и жёны, невесты и сёстры умели ждать, надеяться, любить. И вселять

надежду в того, кто на фронте, на передовой.

Как хорошо жить, когда небо голубое, когда пахнет свежестью, когда

видишь улыбки людей, и как плохо, когда чувствуешь запах пороха, повсюду видишь

кровь бойцов, когда в каждой семье произносят это страшное слово из пяти букв

- воспитывать чувство патриотизма, высокой гражданственности и гордости за свою Родину.

Задачи мероприятия:

- научить умению оценивать героические будни советских женщин, переживать за судьбу народа во время Великой Отечественной войны;

- способствовать развитию творческих и коммуникативных способностей обучающихся, навыков выразительного чтения.

Оборудование:

Стенгазеты о Великой Отечественной войне, презентации учащихся, проекты о памятниках Великой Отечественной войны, выставка книг о войне, макет вечного огня, записи песен военных лет, видеоролики на военную тему, компьютер, проектор, видеокамера, фотоаппарат, реквизит для сценок, фотографии, плакат с названием мероприятия, военные костюмы, минусы для песен, корзина с тюльпанами, сценарий.

Как фон звучит медленная печальная мелодия.

Чтец 1 (Двожак Т. )

- Давно отгремели последние залпы войны. Она ушла от нас далеко, осталась только в памяти тех, кто видел ее, испытал ее тяжести. Одной из самых малоисследованных является тема женщины и войны… И это вовсе не случайно: сражения, битвы и ратные подвиги испокон веков считались уделом мужским. Женщинам предназначалось иное: беречь домашний очаг, поднимать детей, а еще – ждать мужчин, уходивших на войну. Образ женщины несет с собой тепло и уют, нежность и покой, а главное, он несет с собой любовь, без которой немыслимо для человека счастье.

Чтец 2 (Осипчук Ю.)

- Хотя присутствие женщин на войне противоречило самой сущности женщины-матери, женщины-жены, женщины-дочери, сестры, но все же женщины вносили в суровый военный быт свою лепту, вдыхали жизнь.

Чтец 3 (Караханова Э.)

- За годы войны более 150 тысяч женщин за героизм и мужество, проявленные в боях, награждено боевыми орденами и медалями, из них 86 стали Героями Советского Союза, 4 – полными кавалерами Ордена Славы. Большинство награждено посмертно.

Сцена 1Евдокия Завалий (Оганесян Р.)

На сцене стоит стул, на котором сидит пожилая женщина (одна из героинь, Е. Завалий), возле нее на краю сцены сидят 2 девочки, внучки Е. Завалий (Огнивова А. и Эмиралиева Э.):

- Бабушка, а это правда, что ты была на войне?

- Правда, внученька, правда. Очень тяжелое было время, и страшное…

- Бабушка, а мама говорила, что ты была командиром, и это правда?

- И это правда, мои хорошие. Мне довелось командовать целым взводом морской пехоты

На экране демонстрация слайд-презентации о Евдокии Завалий (читает Осипчук Ю.)

-Ну, пожалуйста, расскажи. Мы потом об этом в школе расскажем.

- Ну, рассказать, конечно, можно много: были и радостные моменты в то тяжелое время, было и горе, и боль… Много было побед, но еще больше было потерь…Ведь никто не мог подумать, что война будет длиться целых 4 года, унося год за годом миллионы жизней…

22 ИЮНЯ
В тот страшный день земля рванула в небо.
От грохота застыла в жилах кровь.
Июнь цветастый сразу канул в небыль,
И смерть, вдруг, оттеснила жизнь, любовь.
Надели гимнастёрки и шинели
Вчерашние мальчишки – цвет страны.
Девчонки на прощанье песни пели,
Желали выжить в грозный час войны.

Война, как ком, катилась по дорогам,
Неся разруху, голод, смерть и боль.
Осталось их в живых совсем немного,
Принявших первый, самый страшный бой!

В атаку шли за правду, за Отчизну,
За мир, за мать с отцом, за добрый дом.
Чтоб защитить от ужасов фашизма
Права на жизнь, что рушилась кругом.

Сирень, гвоздики, нежные тюльпаны…
Начало лета, жизнь вокруг кипит.
Жива любовь, зарубцевались раны,
Но этот день июня не забыт!

- Ну, слушайте, мои дорогие. Все началось 22 июня 1941 года.

Звучит довоенный вальс, 3 девушки (В. Гнаровская, Ю. Друнина, Е. Завалий), смеясь и танцуя, выходят на сцену и садятся на ее край.

Ю. Друнина (Власова Д.):

- Как здорово, что школа осталась позади. Мы теперь совсем взрослые, и нас ждет яркая и интересная жизнь!

Е. Завалий (Оганесян Р.):

- Это, конечно, здорово, но неизвестно, что нас ждет впереди…

В. Гнаровская (Мамутова Э.):

- Почему неизвестно? Я, например, буду поступать в медицинский и стану известным хирургом. А вы уже определились со своим выбором?

- Я мечтаю стать великой актрисой, как Любовь Орлова.

- А я с детства хочу учить маленьких детей грамоте.

В этот момент на сцену выбегает одноклассница девушек (Муслюмова Э.) и взволнованным голосом говорит:

- Девчонки, чего вы здесь сидите? Скорее идите сюда! Здесь уже все наши собрались!

Девушки поднимаются и подходят к столпившимся в глубине сцены людям.

Столпившиеся люди и героини постепенно уходят за кулисы.

На сцену выходит Мумджи Т.(чтец 4) и Аметова Л. (чтец 5)

- Женщины войны… Они пришли на войну совсем еще девочками, а возвращались с нее женщинами, познавшими тяжелую, горькую жизнь, выдержавшими нечеловеческие нагрузки. Им было во много раз тяжелее, чем мужчинам. Настойчиво пробиваясь сквозь ужас и ненависть, страдания и боль, образ женщины давал солдатам надежду на жизнь. По статистике, в годы войны, в ряды Красной Армии было призвано 980 000 женщин.

- Военкомы призывали в армию самых здоровых, самых красивых и молодых женщин. Все они показали себя очень хорошо: это были храбрые, очень стойкие, выносливые, надежные бойцы и командиры, были награждены боевыми орденами и медалями за храбрость.

Звучит голос бабушки (Е. Завалий):

- Вот так, мои внученьки,закончилась наша беззаботная молодость. Я и мои подруги приняли решение идти на фронт.

На сцене стоит стол, за которым сидит женщина в военной форме (Муслюмова Э.) и записывает добровольцев.

К столу подходит В. Гнаровская.

- Ваша фамилия, имя, отчество!

- Гнаровская Валерия Осиповна!

- 18 октября 1923 года.

- Нет! Прошла военную подготовку по санитарному делу.

- Следующий! Ваша фамилия,имя, отчество!

- Юлия Владимировна Друнина!

- 10 мая 1924 года!

- Окончила медицинские курсы.

- Следующий! Фамилия, имя, отчество!

- Евдокия Николаевна Завалий!

- 28 мая 1924 года.

- Овладела санитарным делом.

Женщина встает из-за стола и обращается к девушкам:

- Друнина, Гнаровская, Завалий! О вашем дальнейшем распределении вам сообщат.

НЕТ, ЭТО НЕ ЗАСЛУГА, А УДАЧА

Нет, это не заслуга, а удача

Стать девушке солдатом на войне.

Когда б сложилась жизнь моя иначе,

Как в День Победы стыдно было б мне!

С восторгом нас, девчонок, не встречали:

Нас гнал домой охрипший военком.

Так было в сорок первом. А медали

И прочие регалии потом.

Смотрю назад, в продымленные дали:

Нет, не заслугой в тот зловещий год,

А высшей честью школьницы считали

Возможность умереть за свой народ.

Чтец 6 (Мусаева Ф.):

- Да, у войны не женское лицо. Но угроза, нависшая над нашей страной и над всем миром в 1941 году, заставила советских женщин по-иному оценить свои возможности, встать в строй наравне с мужчинами, заменить в тылу ушедших на фронт мужей, сыновей, братьев. Женщины стали примером бесстрашия и героизма. Не каждый мужчина способен выдержать трудности войны, а женщины выдерживали.

Как-то летом на рассвете
Заглянул в соседний сад,
Там смуглянка-молдаванка
Собирает виноград.
Я краснею, я бледнею,
Захотелось вдруг сказать:
"Станем над рекою
Зорьки летние встречать!"

Припев:
Раскудрявый клен зеленый, лист резной,
Здесь у клена мы расстанемся с тобой.
Клен зеленый, да клен кудрявый,
Да раскудярвый, резной!
А смуглянка-молдаванка
Отвечала парню в лад:
"Партизанский молдаванский

И смуглянка-молдаванка
По тропинке в лес ушла.
В том обиду я увидел
Что с собой не позвала.
О смуглянке-молдаванке
Часто думал по ночам.
Вдруг свою смуглянку
Я в отряде повстречал!
Припев.

Голос бабушки (Е. Завалий):

- Нелегкая судьба выпала на долю Леры Гнаровской, которая была отважным санинструктором, и первой из нас отдала свою молодую жизнь за Родину.

На экране демонстрация слайд-презентации о В. Гнаровской

(текст читает Караханова Э.)

В. Гнаровская тащит на себе раненого бойца и говорит:

- Ну, потерпи, пожалуйста, совсем чуть-чуть осталось. Сейчас доберемся до санчасти, и тебе станет легче.

Раненый (Караханова Э.):

- Оставь меня, сестричка, мне уже не жить, а ты еще такая молодая, спасайся сама.

В. Гнаровская, положив раненого на сцену, присев возле него, вспоминает:

Уводит раненого за кулисы, сама возвращается на сцену и читает стихотворение.

БИНТЫ
Глаза бойца слезами налиты,
Лежит он, напружиненный и белый,
А я должна приросшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.
Одним движеньем - так учили нас.
Одним движеньем - только в этом жалость.
Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решалась.
На бинт я щедро перекись лила,
Стараясь отмочить его без боли.
А фельдшерица становилась зла
И повторяла: "Горе мне с тобою!
Так с каждым церемониться - беда.
Да и ему лишь прибавляешь муки".
Но раненые метили всегда
Попасть в мои медлительные руки.
Не надо рвать приросшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли.
Я это поняла, поймешь и ты.
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе!

Голос бабушки (Е. Завалий):

- Там, на фронте, мне посчастливилось познакомиться с одной из самых известных женщин-снайперов – Людмилой Павличенко. Это была уникальная женщина, о которой фашисты слагали легенды.

На экране демонстрация слайд-презентации о Л. Павличенко (текст читает Огнивова А.)

ИДТИ УСТАЛИ МАЛЕНЬКИЕ НОГИ

Идти устали маленькие ноги,
Но он послушно продолжает путь.
Еще вчера хотелось близ дороги
Ему в ромашках полевых уснуть.

И мать несла его, теряя силы,
В пути минуты длились, словно дни.
Все время сыну непонятно было,
Зачем свой дом покинули они.
Что значат взрывы, плачь, дорога эта?
И чем он хуже остальных ребят,
Что на траве зеленой у кювета,
Раскинув руки, рядом с мамой спят?

Как тяжело выслушивать вопросы…
Могла ли малышу ответить мать,
Что этим детям, спящим у березы,
Что этим мамам никогда не встать?

Но сын вопросы задавал упрямо,
И кто-то объяснил ему в пути,
Что это спали неживые мамы,
От бомбы не успевшие уйти.

И он задумался под лязг машин железных,
Как будто горе взрослых понял вдруг, –
В его глазах, недавно безмятежных,
Уже блуждал осознанный испуг.

Так детство кончилось. Он прежним больше не был.
Он шел и шел. И чтобы мать спасти,
Следил ревниво за июньским небом
Малыш, седой от пыли, лет шести.

Чтец 7 (Кармацких В. ):

- Женщины оставили яркий след в истории этой жестокой войны. История помнит их, уважает и ценит. Немало славных страниц военной летописи написали хрупкие женские руки, которые за годы войны взвалили на себя все мужские профессии, мужские заботы.

Одной из таких женщин была Ю. Друнина.

На экране демонстрация слайд-презентации о Ю. Друниной (текст читает Эмиралиева Э.)

Чтец 8 (Муслюмова Э.):

- С первых дней Великой Отечественной войны до последних своих дней Ю. Друнина не могла оторваться от войны…ЕЕ постоянно тянуло в те места, где довелось протопать в солдатских сапогах с санитарной сумкой по заснеженным и разбитым дорогам, испытать все тяготы, которые выпали на долю пехоты, под обстрелами перевязывать раненых, вытаскивать из боя.

Закончив печатать, она вытаскивает бумагу с напечатанным текстом и, встав со стула, выходит на середину сцены и начинает читать.

БАЛЛАДА О ДЕСАНТЕ

Хочу, чтоб как можно спокойней и суше

Рассказ мой о сверстницах был.

В глубокий забросили тыл.

Когда они прыгали вниз с самолета

В январском продрогшем Крыму,

Тоненько выдохнул кто-то

В пустую свистящую тьму.

Не смог побелевший пилот почему-то

Сознанье вины превозмочь.

А три парашюта, а три парашюта

Совсем не раскрылись в ту ночь.

Оставшихся ливня укрыла завеса,

И несколько суток подряд

В тревожной пустыне враждебного леса

Они свой искали отряд.

Случалось потом с партизанами всяко:

Порою в крови и пыли

Ползли на опухших коленях в атаку -

От голода встать не могли.

И я понимаю, что в эти минуты

Могла партизанкам помочь

Лишь память о девушках, чьи парашюты

Совсем не раскрылись в ту ночь.

Бессмысленной гибели нету на свете -

Сквозь годы, сквозь тучи беды

Поныне подругам, что выжили, светят

Три тихо сгоревших звезды.

Чтец 9 (Мусаева Э.):

Все встают. Минута молчания…

Чтец 10 (Мумджи Т. ):

Чтец 11 (Двожак Т.):

- Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о войне – мужские. Это и понятно: ведь воевали, в основном, мужчины. Но с годами мы все больше и больше постигаем бессмертный подвиг женщины в войне, ее величественную жертву, принесенную на алтарь Победы. Низкий наш поклон женщине, державшей на своих плечах тыл, сохранившей детишек и защищавшей страну вместе с мужчинами!

О ТОЙ ВЕСНЕ


Кино идет –
Воюет взвод.
Далёкий год
На плёнке старой.
Нелёгкий путь –
Ещё чуть-чуть
И догорят
Войны пожары.

Счастливый май.
Любимый край,
Своих солдат
Встречай скорее!
От ран, обид
Земля дрожит.
Теплом души
Её согреем!

Припев:
И всё о той весне
Увидел я во сне.
Пришёл рассвет
И миру улыбнулся, –
Что вьюга отмела,
Что верба расцвела
И прадед мой с войны
домой вернулся.

В лихом бою,
В чужом краю
Пусть берегут
Любовь и вера,
Чтоб больше их
Пришло живых –
И рядовых,
И офицеров.

Придут весной,
Как прадед мой,
И в дом родной
Откроют двери.
Я помню свет
Далёких лет.
В свою страну
Я буду верить!

Исполняют все девочки класса. Во время исполнения песни на экране документальные кадры празднования Дня Победы.

Читайте также: