Выступления на педагогическом совете педагога психолога в школе интернате

Обновлено: 02.07.2024

Взаимодействие специалистов службы психолого-педагогического сопровождения и педагогов в рамках организации обучения и воспитания, коррекционно-развивающей деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Деятельность Службы нашего образовательного учреждения можно рассматривать как один из вариантов, обеспечивающих благоприятные условия для реализации сопровождения при решении образовательных задач, предусмотренных ФГОС. В состав Службы включены: социальный педагог, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, тьюторы. При такой организации весь остальной педагогический коллектив находится в пассивной позиции, как бы за границей Службы. В нашем случае можно выделить: специалистов сопровождения, участников сопровождения, административный совет.

Специалисты сопровождения (социальный педагог, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, тьюторы) играют ведущую роль на уровне школы. Они реализуют диагностические, профилактические программы, охватывающие значительное количество учащихся, проводят мониторинги, предусмотренные планами работы специалистов. Информация, получаемая в результате диагностики и мониторинга, помогает участникам сопровождения (педагогам, воспитателям, классным руководителям) и самим специалистам в написании рабочих программ, планировании воспитательных мероприятий и т.п.

Административный совет (директор, руководитель службы сопровождения, заместители директора школы-интерната) разрабатывает стратегии сопровождения и осуществляет контроль деятельности Службы.

Без организации взаимодействия всех членов педагогического коллектива эффективность деятельности Службы сопровождения будет низкой, т.к. останется невостребованной информация полученная специалистами службы, а отсутствие обязательной обратной связи, контроля будут мешать реализовывать необходимые мероприятия в полном объеме.

Разрешите представить вашему вниманию систему взаимодействия педагогов-психологов с педагогическим коллективом в рамках достижения основной цели психологической службы сопровождения. А именно в цели – изучения и создания условий, максимально содействующих развитию индивидуальности обучающегося и его социализации в социуме.

В соответствии со своей профессиональной подготовкой и функциональными обязанностями педагоги-психологи осуществляют следующие виды деятельности: консультативную, диагностико-аналитическую, коррекционно-развивающую, профилактическую, просветительскую и др. Так же как и остальные специалисты Службы, педагоги-психологи принимают участие в разработке и реализации программы коррекционной работы. На основе собственных психологических исследований и совместно с остальными участниками образовательного процесса:

- оказывают консультативную помощь в разработке АООП, СИПР, организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с УО (ИН);

- формируют информационно-образовательную среду, повышающую возможность субъектов образовательного процесса в получении свободного доступа к информационным ресурсам;

- устанавливают актуальный уровень когнитивного развития обучающихся, определяют зону ближайшего развития;

- выявляют особенности эмоционально-волевой сферы, личностные особенности детей, характер взаимодействия со сверстниками, родителями и другими взрослыми;

- определяют направление, характер и сроки коррекционно-развивающей работы;

- помогают учителю, тьютору и другим специалистам наладить конструктивное взаимодействие с родителями обучающегося;

- повышают психологическую компетентность педагогов, воспитателей, тьюторов и других специалистов, а также родителей;

- проводят консультирование всех участников образовательного процесса;

- совместно с администрацией школы-интерната проводят работу по профилактике и преодолению конфликтных ситуаций, работу по профилактике девиантного и рискованного поведения.

Педагогами-психологами школы-интерната определены основные задачи: разъяснение учителям, воспитателям, администрации школы, другим специалистам тех или иных особенностей поведения обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), его причин; помощь в подборе тех или иных форм, приемов взаимодействия с ним; отслеживание динамики адаптации обучающегося в социуме; раннее выявление тех или иных затруднений как у ребенка и его родителей, так и у педагога, тьютора или воспитателя.

Совместная работа педагогов-психологов с другими педагогами школы начинается уже на этапе первичного обследования обучающегося. Целью первичного обследования является изучение особенностей речевого, физического и моторного развития детей, уровня развития когнитивных процессов, сформированности разных видов деятельности, особенностей личностного развития.

В ежедневной работе связь педагогов-психологов со специалистами службы сопровождения заключается в обсуждении результатов проведенных коррекционных мероприятий, взаимопосещениях. Проводятся совместные заседания школьных методических объединений.

В течение всего учебного года педагогами-психологами совместно с учителями-логопедами и учителями-дефектологами подбирается методический и дидактический материал; игры и упражнения, направленные на развитие зрительного и слухового восприятия, речевого развития, внимания, памяти, мыслительных операций, воображения.

Рекомендации педагогов-психологов, полученные учителями, тьюторами, воспитателями дают возможность правильно построить работу с классом или группой, найти индивидуальный подход к тем детям, у которых не вполне сформированы те или иные виды деятельности, создать положительный микроклимат в классном коллективе.

Педагоги-психологи совместно работают со всеми участниками образовательного процесса, при этом главное, чтобы в центре всей их деятельности находились интересы детей. Этот ориентир – интересы ребенка – нельзя терять ни в коем случае. Результатом сотрудничества должна быть успешная социализация обучающихся, обеспечение их полноценного участия в жизни общества, а в дальнейшем эффективная самореализация в профессиональной и социальной деятельности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

В современном мире даже здоровому человеку непросто найти свое место под солнцем, а если человек серьезно болен, то часто адаптация в обществе становится для него большой проблемой. Люди с ограниченными возможностями – это та категория, которая нуждается в особой заботе, внимании и поддержке.

В настоящее время происходят большие перемены в обществе в отношении инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья.

Интеграция детей с ОВЗ в общеобразовательные классы предусматривает систематическую коррекционную помощь и психологическую поддержку , т.е. психолого-педагогическое сопровождение, в процессе которого создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в школьной среде.

Психолого-педагогическое сопровождение является длительным процессом, предполагающим организованную системную деятельность специалистов, направленную на создание условий для успешного функционирования участников единого образовательного пространства. И здесь важно предусмотреть взаимосвязанную систему сопровождения участников психолого-педагогического сопровождения

( СЛАЙД4)

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном учреждении является обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социум.

Задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в массовой школе:

• предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

• помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

• психологическое обеспечение образовательных программ;

• развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Психолого-педагогическое сопровождение в образовательном учреждении строится на принципах:
- Непрерывность. Психолого-педагогическое сопровождение функционирует на всех ступенях образования, благодаря чему и обеспечивается непрерывность процесса сопровождения.
- Системность. Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов. Среди них семья, обустройство образовательной среды, обучение и воспитание, взаимодействие детей, вопросы самопознания и личностной самореализации.
- Обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса. На всех этапах инклюзивного образования сопровождение обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие воспитанников, положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения, способствует развитию взаимодействия детей. В этих условиях у детей с особенностями психофизического развития формируется социальная компетентность.
- Индивидуальный подход. Важный принцип, которым руководствуются специалисты психолого-педагогического сопровождения – индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье.

Основными направлениями деятельности педагога-психолога инклюзивного образования являются:
1. Психодиагностика.
2. Психологическая реабилитация.
3. Психологическое консультирование.
4. Развивающая и психокоррекционная работа.

В связи с этим особая роль отводится психолого-педагогической диагностике, которая предполагает обеспечивать:
- своевременно выявить детей с ограниченными возможностями;
- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их психическом развитии;
- определить оптимальный педагогический маршрут;
- осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с ПМПК);
- спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
- оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
- консультировать родителей ребенка.

(СЛАЙД 9)
А теперь остановимся более конкретно. Дети с ЗПР (Суразов Э., Баданов Э.)

Цель: выявление уровня развития познавательных процессов.

Цель: коррекция познавательных психических процессов.

1. развитие процессов мышления

2. коррекция памяти

3. коррекция внимания

4. коррекция восприятия.

Из предложенных фраз (рассказов) ребенок запоминает только те слова, которые обозначают: погодные условия, транспорт, растения и т. п.

Ребенку читается текст. Для того чтобы его запомнить, он должен каждый смысловой фрагмент как-то изобразить (зарисовать). Затем ребенка просят по его зарисовкам воспроизвести рассказ.

Проведение индивидуальных консультаций.

Осуществление анализа полученных результатов, формулирование выводов.

Дети с УО (Шанданов Э., Урелов Ч.)

Диагностика эмоционального состояния личности

Название методик

Цель методики

Опросник школьной тревожности Филлипса

Изучение уровня и характера тревожности, связанного со школой

Изучение структуры эмоциональных отношений в классе

Диагностика сформированности приёмов учебной деятельности

Определение уровня школьной мотивации

Выявление умения ориентироваться на образец, точно скопировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия; выявление точной моторики руки

Определение уровня развития произвольной сферы ребёнка; изучение возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства

Выявление умения ориентироваться в своей работе на образец и точно скопировать его; определение особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсорно-моторной координации и точной моторики руки

Диагностика развития внимания

Определение объёма внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации

Определение показателя переключаемости внимания

Таблицы Шульте (числовой и буквенный вариант)

Исследование скорости ориентировочно-поисковых движений взора; объём внимания

Модификация метода Пьерона – Рузера

Изучение концентрации и устойчивости внимания

Диагностика развития памяти

Изучение уровня развития кратковременной памяти

Изучение уровня развития долговременной памяти

Изучение состояния памяти – непосредственного запоминания, способности к заучиванию и т.д

Определение уровня развития памяти: зрительная, слуховая, моторная, комбинированная

Диагностика развития мышления

Определение уровня развития наглядно-образного мышления

Определение уровня развития логического мышления

Определение уровня способности действовать в соответствии с заданной логикой, выявлять закономерности

- психокоррекция эмоционально-волевых нарушений;

- преодоление чувства страха и неуверенности, повышение самооценки;

- развитие общих и умственных способностей, мелкой моторики;

- формирование творческого потенциала, развитие фантазии;

- снятие психоэмоционального напряжения.

Проведение индивидуальных консультаций.

Осуществление анализа полученных результатов, формулирование выводов.

Для детей инвалидов: Малчинов Э., Елекпеев Б., Чилбаев К. согласно ИПРА (Индивидуальная программа реабилитации и абилитации) Министерства образования и науки РА, д ля дальнейшего развития детей инвалидов, а также для успешной интеграции в социум составляется индивидуальная программа, в котором включены все основные направления деятельности психолога.

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения может решать следующие проблемы:

1) помощь в разрешении трудностей в обучении,

2) профессиональной подготовке и ориентации,

3) во взаимоотношениях с окружающими (учителями, сверстниками, родителями);

4) коррекция нарушений психических процессов и эмоционально-волевой сферы, в этой работе особое место занимает коррекция мышления и эмоционального состояния ученика.

Педагог-психолог выявляет особенности их интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций, проводит групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на профилактику возможных отклонений межличностных отношений; оказывает методическую помощь учителям; развивает психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей.

На эффективность деятельности образовательного учреждения в направлении развития инклюзивной практики влияет множество факторов, в том числе и эффективная работа всей междисциплинарной команды педагогов, узких специалистов, родителей.

Сопровождение ребёнка в образовательном учреждении преимущественно осуществляется педагогическими средствами, через педагога и традиционные школьные формы учебного и воспитательного взаимодействия.

Необходимо соблюдать общие принципы и правила при работе с детьми с ОВЗ:

1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся (игровые ситуации; дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук), развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Показателями эффективности реализации инклюзивного процесса являются положительная динамика развития ребенка, его полное включение в детский коллектив, стремление и желание идти в школу; благоприятная, доброжелательная атмосфера, в которой проходит образовательный процесс, включенность в него всех обучающихся и педагогов, отношения сотрудничества и участия; удовлетворенность родителей качеством работы педагогического коллектива.

Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Основным критерием эффективности включающего образования должна стать максимальная социальная адаптация, а в дальнейшем – профессиональная и трудовая адаптация детей с ОВЗ.

Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они “замешаны”

на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка

Борис Слуцкий

В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта. На это рассчитывают и родители, доверяя своего ребенка учителю.

Сейчас мне хочется зачитать письмо, которое адресовано учителям . Автором этого письма является американка Иден Тейлор. Письмо переведено на русский язык тренером филиала ЦПМ г. Петропавловска Ириной Фоленвейдер.

Дарите ей любовь и помогите ей учиться. И когда день подойдет к концу, верните ее домой, пожалуйста, не раненой, ни душевно, ни физически.

Современное образование ориентировано на поддержание на уроке психологической комфортности, которая необходима для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.
Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на “хороших” и “плохих”, “умных” и “глупых”. Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.
Создание положительного настроя влечет за собой ситуацию успеха. А для создания ситуации успеха с детьми с ОВз

На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Выступления психолога на педсоветах

Выступления психолога на педсоветах
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу

Педсоветы систематически проводятся в школах, это привычная и традиционная форма работы педагогического коллектива. Психолог обязательно должен участвовать в этой работе и регулярно выступать на педсоветах, поскольку это редкая возможность взаимодействия со всеми педагогами школы сразу и осуществления психологического просвещения в прямом виде. Выступление должно быть как-то приурочено к основной теме педсовета, иначе мотивация учителей к прослушиванию предлагаемой информации может быть невысокой.

Например, на педсовете по воспитательной работе в школе психолог может выступить с докладом о психологических особенностях и составляющих процесса воспитания детей младшего школьного возраста и т.д. Если тема педсовета неопределенная или никоим образом не связанная с областью психологии, выступление можно посвятить актуальным проблемам возраста или психологическим техникам и приемам, необходимым каждому учителю в работе с детьми.
Как и любая другая психологическая информация для педагогов, выступление должно излагаться доступным и понятным языком, изобиловать примерами из педагогической практики, практическими упражнениями, быть хорошо структурированным и по возможности лаконичным. По длительности желательно, чтобы выступление не превышало 15 минут, оптимальная продолжительность — 7—10 минут. Очень полезно использовать раздаточный материал в процессе своего выступления, а также использовать демонстрационный материал, если это возможно: наглядные схемы и картинки. В данной работе также очень важна обратная связь педагогов, их вопросы, совместное обсуждение, поэтому на это нужно отвести отдельное время. Элементы интерактивности можно заложить уже в само выступление: материал можно построить и подать таким образом, чтобы педагоги активно участвовали в его изложении, отвечали на попутные вопросы.

Новикова Л. М., Самойлова И. В. Настольная книга школьного психолога. 1—4 классы / Л. М. Новикова, И. В. Самойлова. — М. : Эксмо, 2009. — 384 с. — (Настольная книга учителя).


При организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений необходимо опираться на действующее международное законодательство, законы Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Основные законодательные и нормативно-правовые акты по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989;

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);

Законы Российской Федерации:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 27.06.2018) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ;

Проблема профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в нашем обществе особенно остра. К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много. Актуальным и тревожным остается рост числа семей и детей, находящихся в социально-опасном положении. Чрезвычайной проблемой является ухудшение физического и психического здоровья молодежи в результате злоупотребления алкогольными напитками, наркотическими средствами и психотропными веществами.

Все это и много другое в комплексе составляют как причины, так и условия совершения подростками правонарушений. Устранение таких причин и условий - является немаловажной составляющей профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.

Согласно данному Закону образовательная организация:

выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе;

- принимает меры по их воспитанию и получению ими общего образования;

- выявляет семьи, находящиеся в социально опасном положении, оказывает им помощь в обучении и воспитании детей;

- обеспечивает организацию общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлекает к участию в них несовершеннолетних;

- осуществляет меры по реализации программ и методик, направленных на законопослушное поведение.

Центральное место в воспитательном процессе всегда традиционно отводится классному руководителю, его задачей становится координация работы всех элементов воспитательной системы, установление взаимосвязи между действиями учителей-предметников, социального педагога, психолога, коллективом учащихся и воспитанником. От работы классного руководителя зависит успешность реализации всех воспитательных задач, пути решения которых лежат в организации благоприятной атмосферы и стиля взаимоотношений, в создании педагогических ситуаций, требующих от детей соответствующего поведения, в формировании познавательной и воспитательной урочной и внеурочной творческой деятельности.

Работа по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних носит систематический характер, включает несколько компонентов и начинается с изучения каждого обучающегося и его семьи.

В начале каждого учебного года создаётся паспортизация семей, выявляются трудные дети, создаётся банк данных учащихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью оказания последующей помощи.

1.Главное в работе классного руководителя:

- создание обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности;

- анализ каждого этапа результата деятельности ученика, его достижений, поощрение положительных изменений.

Каждый обучающийся моего класса имеет общественное поручение. Ежедневно проводим классные пятиминутки после уроков, где каждый ответственный рассказывает о посещаемости в классе, успеваемости, о поведении на уроках, совместно обсуждаем возникшие конфликты, ищем пути решения. Также рассматриваем ситуации успеха, у кого что получилось, кому что удалось. Пытаемся анализировать свои результаты.

3. Следующим важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений является контроль посещаемости занятий. Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы. Такого подростка легко вовлечь в противоправную и преступную деятельность.

Поэтому, веду контроль посещаемости уроков, ежемесячный учет пропуска учащимися занятий по уважительной или без уважительной причины. В случае пропуска занятий учеником выясняю у родителей причину отсутствия.

Система дополнительного образования нашей школы, проведение запланированных мероприятий в основном решают проблему занятости школьников во внеучебное время.

- Кирилл А., Алеша Ч. участвовали в празднике, посвященном Дню учителя;

- Иван Ш., Кирилл А, Софья Б. пиринимали участие в мероприятии по ПДД для начальных классов;

- Иван Ш., Кирилл А, Софья Б., Александр Т, Вадим И. – в патрулировании пешеходного перехода в районе школы – интерната;

Наш класс принимает активное участие в различных акциях, организованных в классе и школе.

Так,1 октября в День пожилого человека ребята нашего класса посетили двух женщин пожилого возраста, поздравили с праздником, оказали посильную помощь по дому, пообщались за чаепитием.

Организую коллективную творческую деятельность, посредством которой происходит процесс освоения общественных норм и ценностей, дети учатся взаимодействовать, сотрудничать, искать точки соприкосновения. Ребята с удовольствием принимали участие в изготовлении коллажа по ПДД, подарков к Дню пожилого человека.

С целью сплочения классного коллектива, налаживания добрых взаимоотношений с прошлого года в классе появилась традиция чествовать именинников с чаепитием, поздравлениями, конкурсами.

Данные меры, на мой взгляд, способствуют развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения, значительно ограничивают риск мотивации на асоциальное поведение.

5. Пропаганда здорового образа жизни – следующее звено воспитательной работы классного руководителя. Моя задача в данном направлении, формирование привычки к ЗОЖ, заинтересовать подростков разнообразными увлечениями. Важно показать ребятам, что в реальной жизни есть очень много увлекательного и интересного.

За первую четверть в рамках профилактики правонарушений в классе проведены следующие мероприятия:

Организуя с обучающимися разъяснительную работу о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, стараюсь опираться на реальные факты, делая упор на статьи закона. Надеюсь, это помогает ребятам осознать, что всегда присутствуют ответственность и неминуемое наказание за любой совершенный поступок.

Особое внимание в работе по профилактике правонарушений и безнадзорности уделяется работе с социально неблагополучными семьями и детьми из этих семей.

Неблагополучные семьи можно условно разделить на три группы:

1. Превентивные - семьи, в которых проблемы имеют незначительное проявление и находятся на начальной стадии неблагополучия.

2. Семьи, в которых социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружением до критического уровня.

3. Семьи, потерявшие всякую жизненную перспективу, инертные по отношению к своей судьбе и судьбе своих детей.

Важными направлениями в этой работе являются:

установление доверительных отношений между родителями и педагогом;

разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;

формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.

8. Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы.

В конце мая 2018 года ученик моего класса совершил противоправное действие и был поставлен на учет КДН по месту жительства, о чем в школу пришло письмо. С сентября ученик поставлен на внутришкольный учет. В связи с этим приходится уделять этому ребенку особое внимание, держа его под постоянным контролем. Совместно с социальным педагогом для него разработана индивидуальная воспитательно-образовательная программа.

Поддерживаю постоянную связь с родителями, не только, когда ребенок в школе, но и во время пребывания дома.

Для этого стараюсь изучить и иметь полную информацию о семье, которая может быть:

- педагогически благополучной семьей (эмоциональная атмосфера семьи положительная, родители владеют культурой воспитания);

- педагогически несостоятельной, отличающейся нарушением детско-родительских отношений (отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, низкая осведомленность об интересах и поведении ребенка вне школы);

- конфликтной (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные ссоры, разногласия);

- асоциальной, имеющей антиобщественные установки и ориентиры (праздный образ жизни, алкоголизм, наркомания);

- криминальной (родители имеют судимость, ведут аморальный образ жизни, склонны к правонарушениям, воспитанием детей не занимаются).
Поскольку педагогический диагноз должен быть симметричным, то есть включать в себя как определение отклонений от нормы, так и положительные черты личности, на которые можно опереться при коррекционной работе, то чрезвычайно важными являются сведения о направленности интересов ребенка, например:

- проявляет интерес к деятельности: физический, умственный труд, творчество;

- какие имеет увлечения, наклонности: художественные, информационно-технические, музыкальные, спортивные, общественно-политические и другие;

- как проводит свободное время (предпочитает сидеть дома, много гуляет и т.д.);

- каковы читательские интересы, какие любит фильмы, музыкальные группы, кому подражает, кто является идеалом для подражания.

Таким образом, профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Надо отметить, что в организации профилактической работы наряду с классным руководителем особо важным является убеждение всего педагогического коллектива в необходимости этой деятельности, отказе от декларативной формы общения с родителями и учащимися; ориентации на то, что ребенок в этом процессе – активный участник, а не пассивный объект образовательной деятельности. Необходимо, чтобы не только специалисты (педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители), но и педагоги – предметники, педагоги дополнительного образования - весь коллектив школы участвовали в воспитательном процессе и были задействованы в программе профилактики правонарушений. Только совместные усилия, работа в системе всего коллектива будут способствовать успеху в этом направлении.


-75%

Читайте также: