Как устроена организация христиан церковь кратко

Обновлено: 05.07.2024

Без организации нет общества. Церковь есть христианское общество; поэтому она должна иметь ту или другую организацию. Без хорошо налаженной организации общество не может правильно и успешно развиваться. В виду этого мы считаем вопрос об организации первым вопросом в изложении истории известного общества.

Ведь странно же думать, что мирянам позволено то, что не позволено священникам. Разве мы — миряне не священники? Но это пишет Тертуллиан — летописец. Когда же он был в лоне Церкви, то сам порицал еретиков, главным образом гностиков за тот беспорядок, который у них наблюдается в смешении священных и церковных должностей (о прескрипциях, с. 41).

ОТ ОБЩИНЫ К ЦЕРКВИ (О формировании христианской церкви)

ОТ ОБЩИНЫ К ЦЕРКВИ (О формировании христианской церкви) Предисловие Предлагаемая читателю книга посвящена лишь одному из аспектов истории раннего христианства, а именно становлению христианской церковной организации на протяжении первых веков распространения новой

1. Внутренние условия жизни Рима и быта римлян. — Три класса народа. — Воинская организация. — exercitus romanus. — Организация цехов (scholae). — Всеобщность цехового устройства. — Корпорации (scholae) чужестранцев: иудеев, греков, саксов, франков, лангобардов и фризов

1. Внутренние условия жизни Рима и быта римлян. — Три класса народа. — Воинская организация. — exercitus romanus. — Организация цехов (scholae). — Всеобщность цехового устройства. — Корпорации (scholae) чужестранцев: иудеев, греков, саксов, франков, лангобардов и фризов В этой главе мы

2. Григорий X едет в Лион. — Гвельфы и гибеллины во Флоренции. — Собор в Лионе. — Григорий X издает закон о конклаве. — Жалованная грамота Рудольфа в пользу церкви. — Взгляд Григория X на отношения церкви к империи. — Грамота, данная Лозанне. — Григорий X во Флоренции. — Его смерть. — Иннокентий V.

2. Григорий X едет в Лион. — Гвельфы и гибеллины во Флоренции. — Собор в Лионе. — Григорий X издает закон о конклаве. — Жалованная грамота Рудольфа в пользу церкви. — Взгляд Григория X на отношения церкви к империи. — Грамота, данная Лозанне. — Григорий X во Флоренции. — Его

V. Организация христианской церкви

Организация ранней русской церкви

Организация ранней русской церкви Вопрос об организации ранней русской церкви является одним из наиболее спорных и вместе с тем наиболее важных, поскольку формы организации тесно связывались с характером самого вероучения.Для большинства историков XIX века казалось

в. Положение и организация церкви

в. Положение и организация церкви Во время крещения Литовское государство уже оказалось способно создать организационную структуру епископств и приходов. Поэтому Католическая церковь в Литве сразу стала реально действующим институтом. Однако невысокий уровень

3.6. Астрономическая датировка 1785 или 1843 годами заставляет подозревать, что все даты XV–XVI веков, указанные на стенах церкви Санта Марии дель Пополо, подложны Заведомо подложна числовая дата 1516 года на самом зодиаке Не вызывает сомнений лишь дата 1823 года на внешней стене церкви

3.6. Астрономическая датировка 1785 или 1843 годами заставляет подозревать, что все даты XV–XVI веков, указанные на стенах церкви Санта Марии дель Пополо, подложны Заведомо подложна числовая дата 1516 года на самом зодиаке Не вызывает сомнений лишь дата 1823 года на внешней стене

в) Организация рабочих и организация революционеров

У нас, христиан, храмом называется особое посвященное Богу здание, в котором собираются верующие для получения благодати Божией чрез таинство причащения и другие таинства, для возношения молитв Богу, имеющих общественный характер.

Происхождение христианских храмов: история устройства церквей и внутрихрамового убранства. Читайте статью архиепископа Аверкия (Таушева) на портале ПРАВМИР.

Происхождение христианских храмов

Как устроена христианская церковь?

Уже в катакомбах 1-2 века мы находим иконографические
изображения Христа Спасителя и Божией Матери, правда лишь в небольшом числе.
Предпочитались изображения символические из опасения насмешек и надругательств
со стороны язычников.

Еще прежде, чем христианство получило права
господствующей религии при императоре Константине, христиане начали строить уже
открытые надземные храмы. Они часто разрушались, но в промежутки спокойствия
между гонениями христиане вновь их выстраивали.

Каково происхождение христианской базилики?

Крестообразная форма храма должна была напоминать, что в основе Церкви
лежит Крест Христов. Круглый вид указывает на вечность Церкви, ибо в круге не
видно ни начала ни конца.

Во время гонения на христиан при Декии в одном
Риме было разрушено базиличных храмов до 40. Характерным типом базиличнаго храма
является храм св. Петра в Риме, построенный первоначально заново в стиле
возрождения. В Риме же были построены еще две знаменитые базилики церковь Марии
Великой в V веке, и базилика св. Павла, разрушенная в 1823 г. пожаром и
восстановленная в искаженном уже виде. Много базилик было построено в 4 и 5
веках за пределами Рима, особенно в Вифлееме над пещерой Рождества Христова, в
Иерусалиме над гробом Господним, в Солуни, в Сирии, у нас в Херсонесе.

Наиболее блестящий расцвет византийского стиля мы видим в
Константинопольском храме Св. Софии. Много храмов этого стиля в Афинах, Солуни,
на Афоне, в Армении, в Сербии и даже на Западе, особенно в Равенне и Венеции.

Внутреннее расположение и устройство храм

Алтарь


Под киворием над серединой престола висел перистерий сосуд в виде
голубя, в котором хранились запасные Св. Дары на случай причащения больных и для
Преждеосвященных Литургий. В настоящее время это изображение голубя кое-где
сохранилось, но оно потеряло свое первоначальное практическое значение: голубь
этот служит теперь уже не сосудом для хранения Св. Таин, а лишь символом Св.
Духа.

Для хранения Св. Таин ныне ставится на самом престоле ковчег, или
кивот, называемый также дарохранительницей. Он делается наподобие гроба Господня
или в виде церкви. Там же хранится обычно и св. миро.

За престолом иногда ставится
семисвечник, напоминающий ветхозаветный семисвечник, находившийся в святилище.

На
жертвеннике находятся сосуды, необходимые для совершения Евхаристии и прочие
необходимые священные предметы. Таковы: дискос, потир, или чаша, звездица,
копие, лжица, губа, покровцы, два малых блюдца, ковшик.

Кроме дискоса при совершении
проскомидии употребляются еще два блюдца и ковшик. На одном блюдце изображен
крест: оно употребляется для изъятия Агнца из первой просфоры. На втором блюдце,
имеющем изображение Божией Матери, изымается частица из второй просфоры в честь
Божией Матери. С помощью ковшика, вино, смешенное с водой, вливается в св. чашу,
а перед причащением священнослужителей в алтаре из этого ковшика наливается в
св. чашу теплота.

К вышеперечисленным нами
священным сосудам, кроме ковшика, не имеет права прикасаться никто, кроме
священнослужителей. Сверх этих сосудов, при богослужении употребляется еще
следующая церковная утварь:

Кадило сосуд, состоящий из двух полукруглых
чашечек, накрывающих одну другою, на трех цепочках, употребляемый для каждения
фимиамом, или ладаном (род благовонной смолы) в известные моменты богослужения.

Мирница четырехугольный ящичек, в котором помещается склянка со св.
миром и все необходимое для таинства крещения: склянка с освященным елеем, губка
для отирания помазанных частей тела и ножницы для пострижения волос.

Дикирий и трикирий это двусвечник и
трисвечник, которые употребляются для осенения молящихся архиереем при
Божественной литургии и некоторых других службах. Дикирий знаменует два естества
Господа Иисуса Христа Божеское и человеческое, а трикирий три Лица Пресвятой
Троицы. Право осенять дикирием и трикирием дается и некоторым архимандритам.

Венцы употребляются для возложения на жениха и невесту при совершении
таинства брака. Сделаны они на подобие корон из металла с крестиками наверху и
изображением Спасителя на одном и Божией Матери на другом. В древности, а
кое-где и теперь, они изготовляются из живых растений и цветов.

Прибор для
благословения хлебов, пшеницы, вина и елея на всенощном бдении, поставляемый на
особом столике.

Иконостас

Во втором ярусе, прямо над
царскими вратами помещается икона Тайной вечери, которая как бы учит, что
желающие войти в Царство Небесное, символизируемое алтарем, должны удостаиваться
вкушения трапезы Господней, которая уготовляется далее внутри алтаря на престоле
и предлагается мирянам в царских вратах. По бокам Тайной вечери, во втором ярусе
по обе стороны располагаются иконы всех двунадесятых праздников Господских и
Богородичных.

В четвертом ярусе в середине изображается Богоматерь с
Предвечным Младенцем, а по обе стороны ветхозаветные Пророки, предсказывавшие
воплощение Сына Божия. Они изображаются с теми знаками, какими они
прообразовательно изображали таинство воплощения: Аарон с прозябшим жезлом,
Давид с златым ковчегом, Иезекиил с затворенными дверями и т. д.

И,
наконец, в самом верхнем пятом ярусе изображается посередине Бог Саваоф с
Божественным Сыном на лоне, а по сторонам ветхозаветные Праотцы. Вершина
иконостаса увенчивается Св. Крестом изображением того знамения, которым даровано
людям вечное спасение и открыты врата Царства Небесного.

Около каждого из клиросов стоит обыкновенно хоругвь. Это
икона, висящая на древке в виде воинского знамени. Это как бы знамена, под
которыми собираются воины Христовы, воюющие с врагами нашего спасения. Они
носятся обыкновенно впереди крестных ходов во время церковных торжеств.

У клиросов устраивается решетка, отделяющая совершающих богослужение от
предстоящих в храме. Тут же обыкновенно ставится и фонарь, который с зажженной в
нем свечей носится впереди крестных ходов.

Средняя часть храма

Притвор

По Уставу в притворе
совершаются некоторые богослужения, как, напр., оглашение готовящихся ко
крещению, чин отречения от заблуждений присоединяющихся ко св. Православию,
лития на великой вечерне, часы, повечерие, полунощница; на паперти указано также
совершать литию и чин отпевания.

О церковных колоколах и звоне

Важную принадлежность православных храмов в настоящее время составляют
колокола, которые помещаются или на крыше храма, в башнях куполов, или при
входах в церковь в особых звонницах, или близ храма в особом здании для них
устроенном и называемом колокольней.

Древние христиане в период гонений
собирались на молитву, конечно, не по звону колокола, как теперь, а по
предварительному соглашению, или через особое уведомление, для чего служили
особые вестники. С IV века, когда христиане получили право открыто совершать
богослужение, у них стали появляться и открытые способы созывать верующих на
молитву. В египетских монастырях и некоторых палестинских для этого
употреблялись трубы, в других палестинских монастырях молоток, которым ударяли в
дверь келии каждого монаха.

При церквах обыкновенно бывает несколько
колоколов разной величины и силы звука. В больших храмах различаются следующие
колокола: 1) праздничный, 2) воскресный, 3) полиелейный, 4) простодневный, или
будничный, 5) малый колокол. При этом бывает еще несколько малых зазвонных
колоколов различной величины.

Самый звон в колокола в разные времена
богослужебного года бывает неодинаков. Иной звон бывает при службе праздничной,
иной при будничной, иной при великопостной, иной при заупокойной.

      Перезвон бывает:
    • При чтении Пасхального Евангелия на Литургии в первый день Пасхи,
      заканчиваясь по окончании чтения трезвонов;
    • на утрени Воздвижения, недели Крестопоклонной и 1 августа, в конце Великого
      Славословия, когда совершается вынос креста;
    • в Великую Пятницу при выносе Плащаницы и в Великую Субботу при обнесении
      Плащаницы вокруг храма;
    • при выносе, отпевании и погребений усопших

    . Несколько иного
    характера перезвон бывает пред освящением воды в дни храмовых праздников, а
    также при посвящении во епископа.

    Одновременно с развитием христианства формировалась и церковная организация . Все люди теперь делились на две группы:

    Жители нескольких деревень или кварталов в городе образовывали прихо́д . Всей духовной жизнью здесь руководил свяще́нник . Он проводил религиозные обряды и богослужения, организовывал помощь нуждающимся. Священнику помогал дья́кон .

    Приходы одной территории (примерно как у нас область) образовывали епи́скопство . Епископ управлял всеми приходами. Епископами на территории одной страны руководил а́рхиепископ .

    Наконец, главой всей западной христианской церкви был па́па римский . Его избирали из числа архиепископов пожизненно. Папа считался наместником Бога на Земле и обладал огромной властью.

    На какие же средства содержалась эта организация? Всё очень просто. Каждый прихожанин платил специальный налог — церковную десяти́ну (десятую часть от дохода). Из этих денег немного оставалось на содержание приходской церкви и местного священника. Остальные деньги также делились на части и отправлялись епископу, архиепископу и папе.

    Христианство быстро распространилось. В результате гонений верующие оказывались в рассеянии, и всюду они проповедовали Евангелие и обращали людей. Савл из Тарса, который стал зваться Павлом, был величайшим из всех миссионеров. Небольшие группы верующих, которых он собрал вместе, становились общинами, или местными церквами. Некоторые вопросы, касающиеся вероучения и практики, вызвали разногласия между Павлом и иудео-христианскими лидерами в Иерусалиме и стали предметом обсуждения на соборе, который состоялся в этом городе в 50 н.э.

    К концу 1 в. христианские общины существовали почти в каждом городе стран средиземноморского бассейна – в Малой Азии, в Южной Европе и в Северной Африке. Христианские проповедники доходили до Индии и Китая. Римские императоры казнили множество христиан, однако численность и могущество церкви продолжали расти. Император Константин Великий своим эдиктом провозгласил терпимость к христианству, а на смертном одре сам принял крещение. К концу 4 в. христианство утвердилось в качестве официальной религии Римской империи.

    Церкви восточной части империи образовали впоследствии Восточную православную церковь, церкви западной части империи превратились в единую и мощную организацию, Католическую церковь, возглавляемую папой Римским. Восточная и западная ветви христианства имеют лишь незначительные расхождения в доктринальных вопросах, однако довольно сильно различаются в организационном отношении и в богослужебной практике. Отношения между ними поддерживаются очень слабо. Западная ветвь церкви распространилась за пределы Италии и юга Европы, захватив страны севера и запада; к началу 16 в. она доминировала во всей Европе. Наряду с этими двумя крупнейшими христианскими церквами существовали также и меньшие церкви, в частности – Несторианская, Коптская, Эфиопская и Армяно-Григорианская. См. также ВОСТОЧНЫЕ ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕРКВИ.

    В начале 16 в. развернулось движение за реформирование церкви. Это движение получило название протестантской Реформации. Его возглавили церковнослужители – Мартин Лютер в Германии и его единомышленники в других странах. Они столкнулись с жестокой оппозицией со стороны церковных властей и, оставив попытки добиться желанных реформ в Римской церкви, организовали своих последователей вне этой церкви. Так возникла протестантская ветвь христианства. Однако протестантизм с самого начала породил множество протестантский церквей, или деноминаций, и не представлял собой единой и всеобъемлющей структуры.

    Из Европы христианство – в его различных формах – распространилось на Америку, и сегодня церковь Христова существует во всех странах мира.

    С момента своего возникновения церковь находилась в конфликте с государством. В эпоху Римской империи принятие христианства расценивалось как выражение оппозиции цезарю и государству, что приводило к гонениям на христиан и их мученической гибели. Впоследствии, из-за сложности путешествий и поддержания связей между различными народами, церкви стали объединяться по национальному признаку, и с особой остротой встал вопрос о превосходстве церкви над государством или государства над церковью. Церковь оказалась втянутой в политическую борьбу, и деятелям Реформации приходилось обращаться к князьям и правителям за помощью и защитой. В некоторых странах государство утвердило свою власть над церковью, и некоторые национальные церкви, – как, например, современную Англиканскую церковь, – стал возглавлять глава государства. Во многих других странах соблюдается принцип отделения церкви от государства.

    Христиане никогда не имели единого мнения относительно природы церкви. Православие видит в церкви мистическое и сакраментальное (основанное на таинствах) единство, связующее всех верующих прошлого, настоящего и будущего друг с другом и со Христом как Главой церкви. Для римских католиков церковь – это видимое сообщество, объединяющее тех живых людей, которые приняли крещение как католики и не были отлучены от церкви. С точки зрения протестантов, церковь невидима и объединяет в себе христиан всех веков (либо же всех, кто спасается теперь или уже был спасен).

    Однако в 20 в. все большее внимание стало уделяться проблеме объединения христианской церкви, и результатом явилось осознание того, что различия внутри церкви – это различия между частями единого целого. Пожалуй, никогда прежде мысль о единстве Тела Христова не получала такого признания. Движение за объединение возглавили протестанты, которых поддержали многие православные христиане, а также католики (особенно после II Ватиканского собора, 1962–1965). К началу 1990-х годов христианская церковь была самой крупной религиозной организацией в мире: число ее членов, по приблизительной оценке, составляло ок. 1,5 млрд. человек. Из них ок. 900 млн. составляли римские католики, ок. 145 млн. – православные и ок. 400 млн. – протестанты.

    Осознание вселенского характера церкви нашло свое выражение в стремлении к большему взаимопониманию и сотрудничеству между христианами разных стран. Существуют всемирные союзы баптистов, конгрегационалистов, лютеран, Всемирный альянс реформатских церквей, сохраняющих пресвитерианскую систему. Подлинно экуменическим является Всемирный совет церквей, в котором представлено 300 церквей приблизительно из 100 стран. См. также ХРИСТИАНСТВО; КОНТРРЕФОРМАЦИЯ; РЕФОРМАЦИЯ; статьи об отдельных церквах.

    Читайте также: