Высшая школа как социальный институт воспитания и формирования личности специалиста
Обновлено: 05.07.2024
Работа выполнена на кафедре теории социализма Харьковского юридического института.
Научный руководитель — док тор исторических наук
профессор В. И. Астахова
Официальные оппоненты — д о к то р философских наук
профессор В. М. Димов, кандидат философских наук доцент В. А. Студентов
Веду щ а я организация — Харьковский государственный
3 асцита состоится .>у~ " _1997 г.
в _час. на заседании специализированного совета
К 063.62.07 в Московском ордена Трудового Красного Знамени институте народного хозяйства им. Г. В. Плеханова, по адресу: 113054, г. Москва, пер. Стремянный, 28.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского института народного хозяйства им. Г. В. Плеханова.
1. Высшая школа как социальный институт воспитания и формирования личности
2. План
Основные
направления воспитательной
работы со студентами в высшей школе;
Менеджмент воспитательной работы в
группе.
3. Направления воспитательной работы со студентами
духовно-нравственное
воспитание;
гражданско-патриотическое воспитание;
правовое воспитание;
профессиональное воспитание;
культурно-эстетическое воспитание,
развитие творческого потенциала
студентов;
физическое воспитание и формирование
здорового образа жизни студентов;
4. Направления воспитательной работы со студентами
профилактика
саморазрушающих видов
поведения и асоциальных проявлений в
студенческой среде;
развитие органов студенческого
самоуправления;
психолого-консультационная работа;
социальная поддержка студентов;
организация работы кураторов
студенческих академических групп;
организация воспитательной деятельности
в студенческих общежитиях университета.
5. Менеджмент воспитательной работы в группе
6. Менеджмент воспитательной работы в группе
Функцией
педагогического менеджмента
является анализ воспитательного
процесса, включающая в себя
совокупность мыслительных, практических
и коммуникативных операций и действий,
направленный на формирование
отчетливых представлений о состоянии и
результатах процесса воспитания.
Целью воспитания студентов в условиях высшей школы служит формирование и развитие общей и профессиональной культуры будущих специалистов. Воспитательная работа в вузе нацелена на подготовку высококвалифицированных и компетентных молодых специалистов, готовых к производственной, общественной и культурной деятельности.
С позиций компетентностного подхода к высшему профессиональному образованию в качестве цели воспитательной работы в вузе выступает формирование общекультурных и социально-личностных компетенций будущих специалистов высшей квалификацией.
Воспитательная работа в вузе призвана осуществляться с учетом требований к организации педагогической деятельности, указывающих ее направление и носящих название принципы воспитания. В.А.Сластенин и др. отмечают значимость и необходимость соблюдения преподавательским составом следующих принципов воспитания в работе со студентами:
- целостности учебного и воспитательного процессов;
- индивидуально-личностной ориентации и дифференциации воспитания;
- творческого начала в воспитании;
- последовательности и систематичности;
- ориентации содержания воспитания на развитие социальной активности студентов.
Содержание воспитательной работы в вузе включает в себя различные направления, основными из которых являются профессиональное, гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Остальные направления (правовое, физическое, трудовое и др.) выступают частью основных или органически примыкают к ним. Конкретный вуз, учитывая свой профиль, наряду с основными может выделять и такие направления, которые выражают специфику подготовки специалистов. Важнейшим направлением, центрирующим все другие направления воспитательной работы, является профессиональное воспитание будущих специалистов, в результате которого обретается система профессиональных ценностей и мотивов, формируется профессиональная культура.
Развитие потенциала воспитательной деятельности: духовно-нравственный, общественно-политической и правовой, патриотической и межнациональной, культурно-эстетической и этнокультурной, физической и здорового образа жизни и др.
Воспитательный процесс вуза - специально организуемое взаимодействие педагогов и студентов, в ходе которого происходит стимулирование их активной и духовной деятельности, овладение социальным и морально-нравственным опытом, ценностями и отношениями, становление гражданина и профессионала .
Цели воспитания определяют его содержание, методы и средства, оптимальное взаимодействие которых должно обеспечивать искомый результат.
Основные направления воспитательной деятельности.
Духовно-нравственное. Духовно-нравственную культуру специалиста можно охарактеризовать как выражение зрелости и развитости всей системы социально-значимых личностных качеств, продуктивно реализуемой в индивидуальной деятельности.
Общественно-политическое и правовое. Общественно-политическая и правовая культура специалиста подразумевает наличие у него активной жизненной позиции, зрелых идейно-политических взглядов и убеждений, знание основных законов и законодательных актов Республики Казахстан
Патриотическое и межнациональное. В плане развития межэтнической интеграции и формирования общенационального самосознания граждан Республики Казахстан важное место занимает формирование у молодежи казахстанского патриотизма, интегрированного с патриотизмом других народов Казахстана.
Культурно-эстетическое и этнокультурное. Необходимо направить усилия на развитие и материальное обеспечение инфраструктуры культуры в вузах - средства массовой информации (печатные издания, учебное телевидение и ТСО), с привлечением ведущих ученых, философов, культурологов и др.
Физического и здорового образа жизни. В целях развития массовых видов спорта и пропаганды здорового образа жизни необходима разработка конкретного комплекса мер, направленных на вовлечение студентов и сотрудников в регулярные занятия физической культурой и спортом, повышение доступности этих занятий, утверждение принципов здорового образа жизни, усиление информационно-образовательной и пропагандистской деятельности по формированию здорового образа жизни, укрепление и развитие материально-технической базы физиической культуры и спорта, организация спортивно-оздоровительной работы среди студентов и преподавателей вуза.
Целью воспитания студентов в условиях высшей школы служит формирование и развитие общей и профессиональной культуры будущих специалистов. Воспитательная работа в вузе нацелена на подготовку высококвалифицированных и компетентных молодых специалистов, готовых к производственной, общественной и культурной деятельности.
С позиций компетентностного подхода к высшему профессиональному образованию в качестве цели воспитательной работы в вузе выступает формирование общекультурных и социально-личностных компетенций будущих специалистов высшей квалификацией.
Воспитательная работа в вузе призвана осуществляться с учетом требований к организации педагогической деятельности, указывающих ее направление и носящих название принципы воспитания. В.А.Сластенин и др. отмечают значимость и необходимость соблюдения преподавательским составом следующих принципов воспитания в работе со студентами:
- целостности учебного и воспитательного процессов;
- индивидуально-личностной ориентации и дифференциации воспитания;
- творческого начала в воспитании;
- последовательности и систематичности;
- ориентации содержания воспитания на развитие социальной активности студентов.
Содержание воспитательной работы в вузе включает в себя различные направления, основными из которых являются профессиональное, гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Остальные направления (правовое, физическое, трудовое и др.) выступают частью основных или органически примыкают к ним. Конкретный вуз, учитывая свой профиль, наряду с основными может выделять и такие направления, которые выражают специфику подготовки специалистов. Важнейшим направлением, центрирующим все другие направления воспитательной работы, является профессиональное воспитание будущих специалистов, в результате которого обретается система профессиональных ценностей и мотивов, формируется профессиональная культура.
Развитие потенциала воспитательной деятельности: духовно-нравственный, общественно-политической и правовой, патриотической и межнациональной, культурно-эстетической и этнокультурной, физической и здорового образа жизни и др.
Воспитательный процесс вуза - специально организуемое взаимодействие педагогов и студентов, в ходе которого происходит стимулирование их активной и духовной деятельности, овладение социальным и морально-нравственным опытом, ценностями и отношениями, становление гражданина и профессионала .
Цели воспитания определяют его содержание, методы и средства, оптимальное взаимодействие которых должно обеспечивать искомый результат.
Основные направления воспитательной деятельности.
Духовно-нравственное. Духовно-нравственную культуру специалиста можно охарактеризовать как выражение зрелости и развитости всей системы социально-значимых личностных качеств, продуктивно реализуемой в индивидуальной деятельности.
Общественно-политическое и правовое. Общественно-политическая и правовая культура специалиста подразумевает наличие у него активной жизненной позиции, зрелых идейно-политических взглядов и убеждений, знание основных законов и законодательных актов Республики Казахстан
Патриотическое и межнациональное. В плане развития межэтнической интеграции и формирования общенационального самосознания граждан Республики Казахстан важное место занимает формирование у молодежи казахстанского патриотизма, интегрированного с патриотизмом других народов Казахстана.
Культурно-эстетическое и этнокультурное. Необходимо направить усилия на развитие и материальное обеспечение инфраструктуры культуры в вузах - средства массовой информации (печатные издания, учебное телевидение и ТСО), с привлечением ведущих ученых, философов, культурологов и др.
Физического и здорового образа жизни. В целях развития массовых видов спорта и пропаганды здорового образа жизни необходима разработка конкретного комплекса мер, направленных на вовлечение студентов и сотрудников в регулярные занятия физической культурой и спортом, повышение доступности этих занятий, утверждение принципов здорового образа жизни, усиление информационно-образовательной и пропагандистской деятельности по формированию здорового образа жизни, укрепление и развитие материально-технической базы физиической культуры и спорта, организация спортивно-оздоровительной работы среди студентов и преподавателей вуза.
Согласно Всемирной декларации о высшем образовании для XXI в., опубликованной ЮНЕСКО, высшее образование, история которого насчитывает несколько столетий, убедительно продемонстрировало свою жизнеспособность и свою способность к изменениям, к содействию преобразованиям и прогрессу в обществе. Масштабность и темпы преобразований таковы, что общество все больше базируется на знаниях, высшее образование и научные исследования теперь являются важнейшими компонентами культурного, социально-экономического и экологически безопасного развития человека, сообществ и наций. В связи с этим перед высшим образованием встают грандиозные задачи, требующие небывалого его преобразования и обновления, для того чтобы современное общество, которое ныне переживает в нашей стране глубокий кризис ценностей, могло выйти за рамки только экономических соображений и воспринять более глубокие аспекты нравственности и духовности.
Согласно формальному определению, содержащемуся в ряде государственных документов Российской Федерации, высшее профессиональное образование – это образование на базе среднего (полного) общего или среднего профессионального образования, осуществляемое в высшем учебном заведении по основным профессиональным образовательным программам (соответствующим установленному стандарту), завершающееся итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о высшем профессиональном образовании. Это понимание вполне согласуется и с теми определениями, которые предлагаются на международном уровне. Например, в документах ЮНЕСКО высшее образование рассматривается как совокупность учебных курсов подготовки или переподготовки специалистов (после получения ими среднего профессионального образования). Названные курсы организуются университетами или другими учреждениями, которые признаны в качестве учебных заведений высшего образования компетентными государственными органами. Это определение было утверждено на 27-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в ноябре 1993 г. и зафиксировано в ее Рекомендации о признании учебных курсов и свидетельств о высшем образовании. Реализующие это образование учебные заведения соответственно именуются высшими, составляя в своей совокупности основу системы высшего образования. В РФ она включает (наряду с вузами): государственные образовательные стандарты и образовательные программы; научные, проектные и культурно-просветительские учреждения, ведущие научные исследования и обеспечивающие функционирование и развитие высшего образования; различные органы управления высшим образованием.
В современном мире роль высшего образования возрастает. С одной стороны, это выражается в численном росте (например, численность студентов в мире с 1960 по 1995 г. увеличилась более чем в шесть раз: с 13 млн до 82 млн чел.). А с другой – в расширении функций и задач высшего образования, в повышении его статуса и престижа.
Упомянутая декларация ЮНЕСКО определяет задачи высшего образования (напрямую связывая их реализацию с развитием и совершенствованием общества в целом) следующим образом:
1) обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов и ответственных граждан, способных удовлетворять не только свои личные, но и социальные потребности во всех сферах человеческой деятельности путем предоставления им возможности приобретать соответствующую квалификацию (включая профессиональную подготовку), сочетающую знания и навыки высокого уровня; использовать для такой подготовки курсы и учебные программы, постоянно адаптируемые к современным и будущим потребностям общества;
2) предоставить возможность получения высшего образования и последующего обучения на протяжении всей жизни; обеспечить учащимся оптимальные возможности выбора и придать гибкий характер началу и прекращению получения высшего образования в рамках этой системы; предоставить возможность для индивидуального развития и социальной мобильности с целью воспитания в духе гражданственности и подготовки к активному участию в жизни общества, к расширению мировоззрения в условиях глобализации, а также с целью создания эндогенного* потенциала и укрепления прав человека, поддерживающего развитие демократии и всеобщего мира в духе справедливости;
* Эндогенный (от греч. endon – внутри и genos – происхождение) – внутренний, здесь: духовный. – Примеч. ред.
3) развивать и распространять знания путем исследовательской деятельности и в качестве одной из услуг, предоставляемых обществу, обеспечить это общество необходимыми знаниями, чтобы содействовать его культурному, социальному и экономическому развитию, поощряя и развивая исследования в сфере естественных наук, технологии, социальных и гуманитарных наук, а также развивая творческую деятельность в сфере искусства;
4) содействовать пониманию, интерпретации, сохранению, расширению, развитию и распространению национальных и региональных, международных и исторических культур в условиях плюрализма и разнообразия в сфере культуры;
5) защищать и укреплять общественные ценности, воспитывая молодежь в духе приверженности к тем ценностям, которые составляют основу демократического общества, критически, но непредвзято анализируя стратегические направления и перспективы развития гуманизма;
6) развивать и совершенствовать образование на всех его уровнях, в том числе подготавливая преподавателей.
В Типовом положении о государственном учреждении высшего профессионального образования аналогичный перечень выглядит следующим образом:
1) удовлетворять потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования;
2) развивать науки и искусства посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использовать полученные результаты в образовательном процессе;
3) содействовать подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации;
4) формировать у обучающихся гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;
5) сохранять и приумножать нравственные, культурные и научные ценности общества;
6) распространять знания среди населения, повышать его образовательный и культурный уровни.
Все сказанное иллюстрирует не только общность высшего образования с другими ступенями профессионального образования, но и его отличие от них. Вуз – прежде всего образовательное учреждение, которое оказывает самые разнообразные услуги, связанные с подготовкой и переподготовкой высококвалифицированных работников. Это выражается в реализации так называемых образовательных программ, о которых речь пойдет далее. В то же время высшее образование традиционно в гораздо большей степени, нежели любое другое профессиональное образование, связано с личностным ростом человека, становлением его индивидуальности. В этом плане оно несколько шире рамок образования сугубо профессионального. И наконец, высшие учебные заведения – это сфера организации и осуществления научных исследований, объем и значимость которых являются одним из основных критериев при определении статуса вуза.
Согласно Всемирной декларации о высшем образовании для XXI в., опубликованной ЮНЕСКО, высшее образование, история которого насчитывает несколько столетий, убедительно продемонстрировало свою жизнеспособность и свою способность к изменениям, к содействию преобразованиям и прогрессу в обществе. Масштабность и темпы преобразований таковы, что общество все больше базируется на знаниях, высшее образование и научные исследования теперь являются важнейшими компонентами культурного, социально-экономического и экологически безопасного развития человека, сообществ и наций. В связи с этим перед высшим образованием встают грандиозные задачи, требующие небывалого его преобразования и обновления, для того чтобы современное общество, которое ныне переживает в нашей стране глубокий кризис ценностей, могло выйти за рамки только экономических соображений и воспринять более глубокие аспекты нравственности и духовности.
Согласно формальному определению, содержащемуся в ряде государственных документов Российской Федерации, высшее профессиональное образование – это образование на базе среднего (полного) общего или среднего профессионального образования, осуществляемое в высшем учебном заведении по основным профессиональным образовательным программам (соответствующим установленному стандарту), завершающееся итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о высшем профессиональном образовании. Это понимание вполне согласуется и с теми определениями, которые предлагаются на международном уровне. Например, в документах ЮНЕСКО высшее образование рассматривается как совокупность учебных курсов подготовки или переподготовки специалистов (после получения ими среднего профессионального образования). Названные курсы организуются университетами или другими учреждениями, которые признаны в качестве учебных заведений высшего образования компетентными государственными органами. Это определение было утверждено на 27-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в ноябре 1993 г. и зафиксировано в ее Рекомендации о признании учебных курсов и свидетельств о высшем образовании. Реализующие это образование учебные заведения соответственно именуются высшими, составляя в своей совокупности основу системы высшего образования. В РФ она включает (наряду с вузами): государственные образовательные стандарты и образовательные программы; научные, проектные и культурно-просветительские учреждения, ведущие научные исследования и обеспечивающие функционирование и развитие высшего образования; различные органы управления высшим образованием.
В современном мире роль высшего образования возрастает. С одной стороны, это выражается в численном росте (например, численность студентов в мире с 1960 по 1995 г. увеличилась более чем в шесть раз: с 13 млн до 82 млн чел.). А с другой – в расширении функций и задач высшего образования, в повышении его статуса и престижа.
Упомянутая декларация ЮНЕСКО определяет задачи высшего образования (напрямую связывая их реализацию с развитием и совершенствованием общества в целом) следующим образом:
1) обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов и ответственных граждан, способных удовлетворять не только свои личные, но и социальные потребности во всех сферах человеческой деятельности путем предоставления им возможности приобретать соответствующую квалификацию (включая профессиональную подготовку), сочетающую знания и навыки высокого уровня; использовать для такой подготовки курсы и учебные программы, постоянно адаптируемые к современным и будущим потребностям общества;
2) предоставить возможность получения высшего образования и последующего обучения на протяжении всей жизни; обеспечить учащимся оптимальные возможности выбора и придать гибкий характер началу и прекращению получения высшего образования в рамках этой системы; предоставить возможность для индивидуального развития и социальной мобильности с целью воспитания в духе гражданственности и подготовки к активному участию в жизни общества, к расширению мировоззрения в условиях глобализации, а также с целью создания эндогенного* потенциала и укрепления прав человека, поддерживающего развитие демократии и всеобщего мира в духе справедливости;
* Эндогенный (от греч. endon – внутри и genos – происхождение) – внутренний, здесь: духовный. – Примеч. ред.
3) развивать и распространять знания путем исследовательской деятельности и в качестве одной из услуг, предоставляемых обществу, обеспечить это общество необходимыми знаниями, чтобы содействовать его культурному, социальному и экономическому развитию, поощряя и развивая исследования в сфере естественных наук, технологии, социальных и гуманитарных наук, а также развивая творческую деятельность в сфере искусства;
4) содействовать пониманию, интерпретации, сохранению, расширению, развитию и распространению национальных и региональных, международных и исторических культур в условиях плюрализма и разнообразия в сфере культуры;
5) защищать и укреплять общественные ценности, воспитывая молодежь в духе приверженности к тем ценностям, которые составляют основу демократического общества, критически, но непредвзято анализируя стратегические направления и перспективы развития гуманизма;
6) развивать и совершенствовать образование на всех его уровнях, в том числе подготавливая преподавателей.
В Типовом положении о государственном учреждении высшего профессионального образования аналогичный перечень выглядит следующим образом:
1) удовлетворять потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования;
2) развивать науки и искусства посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использовать полученные результаты в образовательном процессе;
3) содействовать подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации;
4) формировать у обучающихся гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;
5) сохранять и приумножать нравственные, культурные и научные ценности общества;
6) распространять знания среди населения, повышать его образовательный и культурный уровни.
Все сказанное иллюстрирует не только общность высшего образования с другими ступенями профессионального образования, но и его отличие от них. Вуз – прежде всего образовательное учреждение, которое оказывает самые разнообразные услуги, связанные с подготовкой и переподготовкой высококвалифицированных работников. Это выражается в реализации так называемых образовательных программ, о которых речь пойдет далее. В то же время высшее образование традиционно в гораздо большей степени, нежели любое другое профессиональное образование, связано с личностным ростом человека, становлением его индивидуальности. В этом плане оно несколько шире рамок образования сугубо профессионального. И наконец, высшие учебные заведения – это сфера организации и осуществления научных исследований, объем и значимость которых являются одним из основных критериев при определении статуса вуза.
Читайте также: