Высшая школа экономики международная деятельность

Обновлено: 02.07.2024

Высшая школа экономики является проводником влияния западных образовательных структур.

Лондонская школа экономики и политических наук, которую называют ЛШЭ (англ. The London School of Economics and Political Science, LSE) – подразделение Лондонского университета. Основана в 1895 году с целью "улучшения общества". Один из самых престижных университетов мира. ЛШЭ специализируется на изучении общественных наук, в которых является признанным лидером.

В университете работает около 2000 человек, включая профессоров. В настоящее время обучается около 9600 студентов. Лондонская школа экономики расположена в центре Лондона в Вестминстере, на границе Ковент-Гарден и Холборн. Среди представителей ЛШЭ сто пятьдесят пять национальных студентов, и школа занимает второе место по проценту иностранных студентов (70%) среди всех университетов мира. Несмотря на свое название, школа состоит из 25 академических отделов и институтов, которые проводят обучение и исследования по ряду чистых и прикладных социальных наук.

Лондонская школа экономики входит в группу "Рассел", G5 (англ.) и "Золотой треугольник" ведущих научно-исследовательских университетов Великобритании. ЛШЭ занимает 2-е место в мире (после Гарвардского университета) в области общественных наук, 15 из 20 дисциплин входят в топ-10 лучших в мире, в том числе политология (3-е место), экономика (5-е место), журналистика (3-е место), социальная политика (3-е место), география (3-е место) и социология (4-е место). Таким образом, в своей предметной области – в социальных, политических и экономических науках – она заняла второе место в мире в 2020 году после Гарварда и опередила Оксфорд и Кембридж.

ЛШЭ является членом Russell Group, Ассоциации университетов Содружества, Европейской ассоциации университетов, Сообщества европейских школ менеджмента, Ассоциации профессиональных школ международных отношений и университетов Великобритании. ЛШЭ также является частью CIVICA – европейских университетов социальных наук, обучающихся на европейских университетах. В рамках Framework Excellence Framework 2014 года у школы была самая высокая доля ведущих мировых исследований среди исследований, представленных между всех британских неспециализированных университетов.

ЛШЭ на протяжении многих лет относится к тройке самых престижных университетов Великобритании. Согласно URAP Centre Ranking, проводящему рейтинги с 2010 года по каждому предмету из области социальных наук, по международным отношениям Лондонская школа экономики и политических наук традиционно занимает первое место в мире, опережая со значительным отрывом Гарвардский и Оксфордский университеты. Четверть всех Нобелевских премий по экономике, присуждённых на сегодняшний день, приписывается победителям премии Лондонской школы экономики.

Лондонская школа имеет большое влияние в мире политики, бизнеса и права. Выпускниками или преподавателями университета являются 55 бывших и действующих глав государств, 20 действующих членов Палаты общин Великобритании и 42 действующих члена Палаты лордов. По состоянию на 2020 год, выпускники и преподаватели ЛШЭ были награждены 13 Нобелевскими премиями по экономике, 2 Нобелевскими премиями по литературе и 3 Нобелевскими премиями мира. Среди выпускников Лондонской школы экономики больше миллиардеров, чем у любого другого университета Европы, согласно рейтингу миллиардеров от 2014 года. Средние зарплаты выпускников ЛШЭ имеют одни из наиболее высоких показателей в мире и традиционно выше зарплат выпускников других университетов Великобритании.

ЛШЭ произвела много заметных выпускников в области права, истории, антропологии, экономики, философии, психологии, бизнеса, литературы, СМИ и политики. Среди выпускников и сотрудников 55 бывших или нынешних глав государств или правительств и 18 нобелевских лауреатов.

Проанализируем связь Высшей школы экономики с Лондонской школой экономики. ВШЭ встроена в мировую систему подготовки кадров для глобальной элиты. Поэтому, если ЛШЭ обслуживает интересы – не национальные, а транснациональные и глобальные – собственной элиты, то ВШЭ – иностранной, в интересах и под контролем которой и готовит управленческие кадры. То есть ВШЭ обладает определённым влиянием на принятие стратегических решений.

Важность кадров ВШЭ, кроме всего прочего, в том, что около 45% выпускников становятся аудиторами и финансовыми аналитиками, то есть теми людьми, которых в СМИ называют "авторитетными источниками", которые, по роду своей деятельности, не имеют никакого отношения к сфере реального производства.

Учёные ВШЭ внесли "важный" вклад в создание стратегий "развития" в различных областях. Сюда входят "модернизация" образования, усовершенствование системы государственного управления и реформа государственных служб, модернизация здравоохранения, повышение конкурентоспособности реального сектора экономики России и продвижение инструментов для осуществления динамичной политики в промышленности, анализ перспектив эффективной политики с точки зрения инновационной программы, улучшение государственной статистики и др. Такие идеи, как увеличение пенсионного возраста и повышение налогов на автотранспорт, также обязаны своим появлением авторам ВШЭ.

В первую очередь, ВШЭ стала разработчиком долгосрочных концепций развития страны, таких как "Стратегия-2010" и "Стратегия-2020", которые, с одной стороны, манифестируют основные догматы либеральной доктрины, с другой – содержат набор совершенно разрозненных предложений без продуманных механизмов их реализации. "Стратегия-2020", призванная стать основой курса президента Путина после 2012 года, обнаружила свою полную интеллектуальную несостоятельность, оказавшись совершенно оторванной от реальности кризисной России.

Высшая школа экономики – один из первых российских вузов, успешно внедривших на российской почве ещё в 1997 году (за несколько лет до начала Болонского процесса) так называемую "программу двух дипломов". Структурное подразделение "Вышки" – Международный институт экономики и финансов (МИЭФ) – сотрудничает напрямую с Лондонским университетом, а академическое содействие ему оказывает Лондонская школа политических и экономических наук (ЛШЭ), один из лидеров экономического образования в мире. Обучение ведётся на английском языке, а выпускники получают сразу два диплома и широко востребованы на глобальном рынке труда и дальнейшего обучения. Международный институт экономики и финансов НИУ ВШЭ (МИЭФ) был создан в 1997 году как автономное подразделение Национального исследовательского университета Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) при участии Лондонской школы экономики и политических наук (ЛШЭ).

В соответствии с заключённым с НИУ ВШЭ договором, ЛШЭ оказывает академическую поддержку деятельности и развитию института. Академическое содействие ЛШЭ направлено на создание института мирового класса, сопоставимого по уровню с лучшими университетами мира и являющегося центром передового опыта. Цель сотрудничества ЛШЭ в области образования и исследований в МИЭФ – повышение и подтверждение уровня образовательных программ, реализуемых МИЭФ, и проводимых в МИЭФ научных исследований.

Профессора и преподаватели ЛШЭ участвуют в разработке учебных планов и новых образовательных программ в МИЭФ, в создании и освоении методик преподавания предметов, информационных ресурсов и технологий, консультируют преподавателей и студентов, участвуют в чтении курсов в МИЭФ и деятельности международных методических и экзаменационных комитетов и семинаров.

Как уже было отмечено в начале статьи, Лондонская школа экономики и политических наук, созданная в 1895 году, специализируется в области общественных наук и имеет статус мирового научного центра. ЛШЭ – это центр развития социальных дисциплин, где рождаются, анализируются, развиваются и претворяются в жизнь научные идеи. В общемировых рейтингах университетов, специализирующихся в области социальных наук, ЛШЭ много лет занимает место в первой пятерке. Выпускники ЛШЭ прославились не только на научном поприще, но и в политике, в бизнесе. В ЛШЭ работают известнейшие в мире учёные, научные центры и группы, библиотека ЛШЭ – крупнейшая в мире в области общественных наук. ЛШЭ высоко оценивает партнёрство с НИУ ВШЭ по развитию МИЭФ: успехи студентов МИЭФ были отмечены как одно из лучших академических достижений ЛШЭ.

В заключение можно отметить прямую связь ВШЭ с ЛШЭ, поскольку для ВШЭ ЛШЭ – идеал либеральной западной идеологии.

Материал об истинном смысле происходящего за пределами нашей страны предоставлен Аналитической группой Катехон.

Тимофей Гардин

🔹Количество мест на программе:
Показать полностью.
БЮДЖЕТНЫЕ МЕСТА - 45
ПЛАТНЫЕ МЕСТА - 50
ПЛАТНЫЕ МЕСТА ДЛЯ ИНОСТРАНЦЕВ - 25

🔹Минимальные баллы ЕГЭ для поступления:
РУССКИЙ ЯЗЫК - 60
ИСТОРИЯ - 65
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ИЛИ ГЕОГРАФИЯ - 65
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК - 70

Международные отношения НИУ ВШЭ

Международные отношения НИУ ВШЭ запись закреплена

🌍

И первым героем рубрики в этом году стал Иван Владимирович Кривушин: любимый многими профессор нашего факультета, который, кажется, знает о международных отношениях абсолютно все!

👉🏻

Скорее листайте карточки и знакомьтесь с Иваном Владимировичем еще ближе! Мы также задали Ивану Владимировичу несколько вопросов, на которые он ответил в своем непревзойденном стиле

Алексей Батищев


Алексей Батищев

Иван Владимирович меня замотивировал, конечно, но я спрошу и у аудитории тоже: стоит смотреть "Декстера"?

Ksenia Murzina

Алексей Батищев


Алексей Батищев ответил Ksenia

Оля Котляр


Оля Котляр

Daria Nikishina


Daria Nikishina

Ренат Мухлиев


Ренат Мухлиев

Daria, могу прислать на Гугл диске все скачанные версии. Говорят, что из отдела фантастики убрали и перенесли в отдел "утопии"

Сабр Широв


Сабр Широв ответил Ренату

Международные отношения НИУ ВШЭ

Международные отношения НИУ ВШЭ запись закреплена

Вышка приняла ряд мер помощи студентам, оказавшимся в трудной ситуации: создан ситуационный центр для помощи студентам и сотрудникам. Работу ситуационного центра организует администрация ВШЭ совместно со Студенческим советом. К работе в центре привлечены психологи, юристы, сотрудники учебных офисов и других подразделений ВШЭ.

О наиболее важных мерах поддержки читайте в посте Студсовета и в прикрепленной памятке.

Студенческий Совет ФМЭиМП НИУ ВШЭ

После 24 февраля 2022 года Вышка приняла ряд мер помощи студентам, оказавшимся в трудном положении из-за последних событий. В ВШЭ создан ситуационный центр с целью помогать всем студентам по самым разным вопросам – от финансовых до психологических. В памятке рассказываем о наиболее важных мерах поддержки студентов. Самое главное - на карточках, подробнее - в прикреплённом документе
Показать полностью.

Чтобы подробнее узнать о работе ситуационного центра – пишите Лёше или Лизе.

💙

Берегите себя!
Ваш Студсовет

Международные отношения НИУ ВШЭ

Международные отношения НИУ ВШЭ запись закреплена

Карьера в кибердипломатии – что это?

Международные отношения НИУ ВШЭ

Международные отношения НИУ ВШЭ

Международные отношения НИУ ВШЭ запись закреплена

🙏🏻

Друзья, в это непростое время у многих повысился уровень тревожности и стресса. Мы подготовили несколько советов по их снижению, надеемся, они смогут быть полезны

🧡

Сил вам!

Международные отношения НИУ ВШЭ

Международные отношения НИУ ВШЭ запись закреплена
VI Международный Форум ЕАЭС

Друзья, рады сообщить, что мы возвращаемся! В период с 11 по 13 апреля в стенах НИУ ВШЭ пройдет VI Международный форум ЕАЭС!

🌍

Евразийский экономический союз — это международная организация региональной экономической интеграции, которая была создана в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик стран-участниц.
Показать полностью.

🥳

Форум, посвященный данной организации, стабильно организовывается в стенах ВШЭ уже шестой год! Но в этот раз событие будет особенным, так как оно приурочено к празднованию 20-ой годовщины факультета Мировой экономики и мировой политики!

👫

В этом году нашим участникам предстоит объединиться в команды и представить наилучшую идею для развития общей политики евразийского экономического союза.
Все детали и полная информация о месте, времени проведения мероприятия, задачах участников и программе форума будет опубликована позже. Надеемся на вашу поддержку и активное участие!

🎉

До встречи на форуме!

Международные отношения НИУ ВШЭ

Международные отношения НИУ ВШЭ запись закреплена

Карьера в международных организациях

Что такое СМР
Возможности для студентов в ПРООН / ДООН
Особенности работы в международных организациях
Как стать Добровольцем ООН

Международные отношения НИУ ВШЭ

Международные отношения НИУ ВШЭ запись закреплена

🇺🇲

22 февраля 1732 года родился человек, благодаря которому на карте мира появилось новое государство – первый президент и один из отцов-основателей США Джордж Вашингтон

Вашингтон родился в британской колонии Виргиния. В 1752 году он стал офицером вирджинского ополчения, принял участие в военных действиях против французов и индейцев. В 1758 году вышел в отставку в чине полковника и активно занялся обустройством своего имения.
Показать полностью.

🗣

В то время противоречия между Англией и американскими колониями продолжали нарастать. В 1770-х Англия обложила колонии большими налоговыми поборами и торговыми запретами, что привело к знаменитому Бостонскому чаепитию и созыву Первого Континентального конгресса

⚔

Джордж Вашингтон оказался одним из наиболее умеренных его делегатов. Идею полной независимости он поначалу отвергал. Но когда стало понятно, что метрополия не готова идти на уступки колонистам, Джордж согласился возглавить армию восставших провинций. Он отказался от жалованья, но потребовал оплатить все личные расходы за время войны. Начал он их с того, что заказал пять книг по военному искусству. Вашингтон руководил Континентальной армией на протяжении всей Войны за независимость от осады Бостона в 1775 году до капитуляции английских войск у Йорктауна в 1781-м

🙌🏻

В 1787 году Вашингтон участвовал в работе Конституционного конвента 1787 года, на котором были утверждены Конституция Соединённых Штатов и федеральное правительство. Вашингтон сыграл ключевую роль в принятии и ратификации Конституции. А в 1789 году он, в первый и последний раз за всю историю страны, единогласным решением коллегии выборщиков был избран президентом США. Вице-президентом стал Джон Адамс, соратник по борьбе за независимость

Будучи главой государства, Вашингтон содействовал укреплению нового государства и претворению в жизнь принципов Конституции. Занимался формированием центральных органов власти и системы управления, поощрял развитие экономики. Он также участвовал в строительстве столицы Соединённых Штатов, например, курировал строительство Белого Дома и заложил первый камень этого здания. Однако, окончания строительства он не застал, оно было завершено лишь через год после его смерти.

Первый президент США отвергал саму идею создания политических партий, он никогда не принадлежал ни одной из них и был единственным президентом, который не был связан с подобного рода политической деятельностью.

🌅

Вашингтон отказался баллотироваться на президентский пост в третий раз. Покинув пост президента, Вашингтон вернулся в усадьбу Маунт-Вернон и посвятил себя сельскому хозяйству. В ночь на 15 декабря 1799 года Вашингтон скончался и был похоронен в фамильном склепе в своей усадьбе

🌎

Вашингтон вошел в историю США как герой и отец-основатель: в честь него названа столица страны и один из штатов, его портрет высечен на горе Рашмор. В историю мировой политики он вошел как первый человек, ставший президентом, ведь до него подобного поста ни в одной стране не существовало и институт президентства во многом был сформирован именно Джорджем Вашингтоном

Государственный университет — Высшая школа экономики

Государственный университет — Высшая школа экономики (ГУ—ВШЭ, формально — Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования "Государственный университет — Высшая школа экономики") — российский вуз, с 2009 года — Национальный исследовательский университет [1] . Находится в непосредственном ведении Правительства Российской Федерации. Профиль университета - социально-экономические, гуманитарные науки, а также математика и информатика. В составе университета 21 факультет. Университет находится в Москве, имеет также 3 филиала: в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми.

Содержание

История

Создание

Идея создания Высшей школы экономики — экономической школы европейского образца — родилась на рубеже 1980—1990 годов, когда стало ясно, что существовавшая система планового экономического образования в стране не соответствует требованиям новой политической и экономической ситуации. Тогда группа преподавателей экономического факультета МГУ — Евгений Ясин, Ярослав Кузьминов, Револьд Энтов, Олег Ананьин, Рустем Нуреев — после нескольких попыток внедрить основы рыночной экономической теории в учебные планы действующих вузов осознали необходимость построить новую экономическую школу, которая с самого начала основывалась бы на принципах мировой экономической науки. Это значило — предоставить студентам инструментарий для анализа и прогнозирования реальных процессов, научить их работать со статистикой и экономическими моделями, дать им общий язык с мировым сообществом профессионалов-экономистов.

Первой реальной попыткой создать ВШЭ можно считать альтернативные кафедры экономической теории, организованные в МФТИ (1989—1990) и на физическом, историческом факультетах МГУ (1990—1991) [2] [3] . Студенты могли выбирать между курсами, которые вели молодые преподаватели и вчерашние выпускники экономфака, и маркситско-ленинской политической экономией. Школу этих кафедр прошли многие из тех, кто потом составил костяк ГУ—ВШЭ. Там же отрабатывалась методика преподавания экономической теории в стране с переходной экономикой. Начало нового дела облегчила поддержка Фонда Сороса, предоставившего в 1989 году годичный грант.

В 1991 году Евгением Ясиным и Ярославом Кузьминовым при очень активной помощи Леонида Абалкина и Егора Гайдара начала зарождаться концепция нового вуза. Первоначально он мыслился при Отделении экономики Российской академии наук. Тогда же проект поддержки Школы, подготовленный группой в составе: Ярослава Кузьминова, Олега Ананьина, Леонида Гребнева, Игоря Липсица, Льва Любимова, Рустема Нуреева, Револьда Энтова был предложен Комиссии Европейского союза, грант которой дал возможность заложить основы университета, соответствующего принятым Российской Федерацией мировым стандартам экономического образования.

Высшая школа экономики была создана постановлением правительства России 27 ноября 1992 года, первоначально — как центр подготовки магистров.

Ранние годы

Принцип ГУ—ВШЭ с первого дня её существования — сочетание строгой, даже жестокой подготовки с обсуждением и решением животрепещущих проблем российской экономики. Профессорами ВШЭ стали ведущие экономисты, работавшие в правительстве: Евгений Ясин, Александр Шохин, Леонид Васильев, Яков Уринсон, Владимир Коссов, Евгений Гавриленков, Михаил Копейкин, а также учёные, пришедшие в ГУ—ВШЭ из институтов Академии наук и других исследовательских центров, также как и из МГУ: Лев Любимов, Игорь Липсиц, Рустем Нуреев, Олег Ананьин, Леонид Гребнев.

В это же время создаётся система научных центров ГУ—ВШЭ, направленных на прикладные исследования по заказам Министерства экономики России, Центрального банка, Министерства образования России, коммерческих предприятий и банков.

ГУ—ВШЭ сегодня

К сегодняшнему дню устоялись принципы Государственного университета — Высшей школы экономики: опора на требования мировой экономической и социальной науки; междисциплинарное взаимодействие (например, экономисты получают значительную подготовку по праву, и наоборот); непосредственная связь преподавания с практикой реформ, с результатами прикладных исследований; просветительская миссия в образовательном сообществе России, в её регионах; преемственность преподавательского состава.

В Высшей школе экономики существуют три основных группы факультетов: экономика и управление; право, социальные и гуманитарные науки; математика и информатика.

Высшая школа экономики (в студенческом сообществе - "Вышка") отличается прозрачными процедурами приема и управления. Сайт ГУ-ВШЭ (который в университете называют порталом) является одним из лидеров образовательного интернета в России как по размерам, так и по посещаемости. Высшая школа экономики обеспечивает доступ студентов практически ко всем существующим электронным ресурсам по профилю своих факультетов. В ГУ-ВШЭ очень жесткие правила обучения, отсев на некоторых факультетах доходит до 20% студентов. Учебный год в бакалавриате разбит не на два семестра, а на пять модулей. Все это позволяет сохранять высокие требования к студентам на всем протяжении обучения.

65% студентов старших курсов ВШЭ получают опыт работы по специальности.

Свобода мнения и его высказывание во время учебного процесса в ГУ—ВШЭ не зависят от политических взглядов участников: преподаватели, как и студенты, имеют право делать любые выводы, отстаивать социалистические, кейнсианские, либеральные или любые другие взгляды, в зависимости от научной дисциплины, если их аргументы основаны на современном теоретическом анализе факторов и исходят из взаимного уважения противоположных мнений.

Научный и аналитический центр

ГУ-ВШЭ, имея в своем составе ведущих ученых в области экономики и социальных наук, уже с конца 90-х годов стал развиваться как центр исследований. На сегодняшний день в ГУ-ВШЭ работает 20 научно-исследовательских институтов, 11 научных центров, 20 научно-учебных лабораторий. Крупнейшими являются Институт государственного и муниципального управления (Директор: Андрей Клименко), Институт развития образования (Директор: Ирина Абанкина), Институт статистических исследований и экономики знаний (Директор: Леонид Гохберг), Институт гуманитарных историко-теоретических исследований (Директор: Ирина Савельева), Институт демографии (Директор: Анатолий Вишневский). Основными клиентами - заказчиками исследований университета традиционно являются федеральные ведомства, но в последние годы выросла доля проектов, исполняемых в интересах региональных администраций и корпораций.

В 2008 году Правительство России перевело ГУ-ВШЭ в свое непосредственное ведение, на университет официально возложено экспертно-аналитическое обеспечение деятельности Правительства Российской Федерации.

Развернута программа социально-экономических мониторингов (мониторинг макроэкономической ситуации и экономической политики, мониторинг инновационной активности предприятий, мониторинг экономики образования, мониторинг состояния гражданского общества, и др.), комплекс работ по развитию государственной статистики.

ГУ-ВШЭ - один из крупнейших исследовательских центров России и Европы, научный бюджет в расчете на одного преподавателя и научного сотрудника в последние годы превосходит $25,000 в год, что соответствует университетам Западной Европы.

Для координации поисковых исследований в 2008 году создан Центр фундаментальных исследований ГУ-ВШЭ, в составе которого работа организована по проектному принципу.

В 2004 году в университете создан собственный Научный фонд, проводящий конкурсы на поддержку инициативных исследований сотрудников университета. Бюджет Научного фонда составляет около 200 млн.руб. в год.

Образовательные инновации

Практически с самого начала существования ВШЭ сделал ставку на обновление как учебных программ, так и традиционных форм учебного процесса. Это было связано не только с необходимостью освоения западной традиции, но и с решением специфических для России проблем (низкой мотивации студентов, отсутствия достаточной подготовки по иностранному языку и математике и пр.) Помимо Я.И.Кузьминова, авторами основных образовательных инноваций ВШЭ являются Л.Л.Любимов, Р.М.Энтов, В.В.Радаев и С.Ю.Рощин. Ряд инноваций ВШЭ получил распространение в других российских вузах.

ВШЭ первым в России - с 1993 года - перешел на обучение по так называемой "болонской системе": 4 года бакалавриата и 2 года магистратуры. Это позволило привлекать лучших выпускников других вузов и быстро сформировать образовательный бренд ВШЭ.

Составная система оценки. Учебные программы ВШЭ, как правило, предусматривают от 2 до 4 промежуточных испытаний, за которые начисляются баллы. На долю заключительного испытания приходится не больше трети возможных баллов. Такая система стимулирует студентов не расслабляться, а напряженно работать в течение всего семестра.

Письменные экзамены. Итоговые и основная часть промежуточных испытаний проводятся исключительно в письменной форме, что, по мнению ВШЭ, снижает риски субъективизма.

Публичные рейтинги студентов. Имеются как текущие (за последний период обучения), так и кумулятивные (накопленные за весь период). На основании первых начисляются скидки и стипендии, вторые служат ориентиром для работодателей, а также основанием для отбора на учебные программы следующего уровня.

Скидки в оплате обучения для платных студентов, вошедших по итогам рейтинга в его верхнюю половину. Такие скидки покрывают до 70% стоимости обучения и являются аналогом scholarships (университетских грантов на обучение) в западных университетах. ВШЭ направляет на поддержку студентов около 20% своего дохода.

Опора на электронные ресурсы библиотеки. Если первый период работы ВШЭ характеризовался раздачей студентам так называемых "ридеров" (readers) - сборников обязательных статей и учебных материалов по каждому курсу, - то начиная с 2000 года университет стал переходить на предоставление электронных библиотечных ресурсов. В настоящее время ВШЭ подписана на 39 электронных библиотечных баз, открывающих полнотекстовый доступ к 53 тысячам научных журналов, начиная с XIX века.

В 2008 году в университете создан Фонд образовательных инноваций с целью поддержки новых инициативных проектов в области учебной и методической работы.


Научно-учебные и проектно-учебные лаборатории

Для вовлечения студентов в исследования и развития у них навыков практической работы организуются соответственно научно-учебные лаборатории и проектно-учебные лаборатории.

Научно-учебные лаборатории (НУЛы) объединяют молодых преподавателей, аспирантов и студентов. НУЛы строятся на принципах горизонтальной кооперации (студенты младших курсов и "взрослые" исследователи работают как коллеги; это подразумевает большую свободу, но и большую ответственность молодых исследователей) и становятся точками роста академической среды. Цель создания таких лабораторий - предоставить талантливой, академической ориентированной молодежи возможности для занятия исследовательской деятельностью в стенах ВШЭ.

Первой научно-учебной лабораторией, созданной в ГУ-ВШЭ в 2005 году, стала Лаборатория институционального анализа экономических реформ. Сегодня в Вышке действует 20 научно-учебных лабораторий (включая 4 лаборатории в филиалах), и в их работе участвуют студенты и аспиранты практически всех факультетов.

Проектно-учебные лаборатории (ПУЛы) создаются для того, чтобы дать студентам навыки практического применения полученных в университете теоретических знаний. Здесь выполняются реальные проекты для реальных заказчиков. Сфера может быть любой: бизнес, консультирование, аналитика, творчество.

Первая проектно-учебная лаборатория "Управление инновационными системами" была создана в Нижегородском филиале весной 2009 года, и сейчас в ГУ-ВШЭ работают более 10 подобных лабораторий и групп.

Инновационная образовательная программа

Национальный исследовательский университет

В 2009 году государство провело конкурс программ вузов, претендующих на статус национального исследовательского университета. ВШЭ стала одним из 12 победителей и единственным университетом социально-экономического профиля среди НИУ.

Приоритетные направления развития научно-исследовательской, образовательной и проектной деятельности:

  • экономика,
  • менеджмент,
  • государственное и муниципальное управление,
  • социология.

ГУ—ВШЭ в рейтингах

Преподаватели

Структура

Факультеты

В данный момент в ГУ—ВШЭ действуют следующие факультеты:

С 2010/2011 учебного года будет произведен первый набор на следующие факультеты и отделения:

Военная кафедра

ГУ—ВШЭ стал одним из нескольких десятков вузов, в которых после военной реформы была оставлена военная кафедра. Она готовит офицеров запаса по трём специальностям: МПО, ОГП и ТСО.

Филиалы

Филиалы ГУ—ВШЭ имеются в следующих городах:

Также существует Сибирский центр повышения квалификации.

Подразделения дополнительного образования

ГУ-ВШЭ реализует более 300 программ дополнительного и бизнес-образования (в том числе программы MBA, DBA, EMBA).

ВШЭ стала первым университетом в Восточной Европе, имеющим статус партнера Института сертифицированных финансовых аналитиков (CFA Institute, США), оказавшись в одном ряду с ведущими бизнес-школами мира.

Библиотека, Издательский дом

C 1994 года началось формирование библиотечного фонда ГУ—ВШЭ. На текущий момент суммарный книжный фонд составляет более 500 тысяч экземпляров. Приоритет, однако, отдается электронной подписке: к 2010 г. она включает различные базы зарубежной и отечественной научной периодики, аналитики, газет, словарей и энциклопедий, электронных книг. В части периодики охвачен практически весь спектр изданий по тематике университета. Доступ к электронной подписке обеспечен со всех компьютеров в зданиях ВШЭ, а также извне университета для сотрудников и студентов.

С 2000 года ГУ—ВШЭ имеет свой собственный Издательский дом. В 2009 г. открыт также собственный книжный магазин "БукВышка" (Москва, ул. Мясницкая, 20).

ВШЭ издает более 20 научных журналов, среди которых:


Основные журналы, включая и электронные, включены в список ВАК.

Примечания

Ссылки

президент А.Н. Шохин • научный руководитель Е.Г. Ясин • ректор Я.И. Кузьминов

Государственный университет — Высшая школа экономики

Государственный университет — Высшая школа экономики (ГУ—ВШЭ, формально — Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования "Государственный университет — Высшая школа экономики") — российский вуз, с 2009 года — Национальный исследовательский университет [1] . Находится в непосредственном ведении Правительства Российской Федерации. Профиль университета - социально-экономические, гуманитарные науки, а также математика и информатика. В составе университета 21 факультет. Университет находится в Москве, имеет также 3 филиала: в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми.

Содержание

История

Создание

Идея создания Высшей школы экономики — экономической школы европейского образца — родилась на рубеже 1980—1990 годов, когда стало ясно, что существовавшая система планового экономического образования в стране не соответствует требованиям новой политической и экономической ситуации. Тогда группа преподавателей экономического факультета МГУ — Евгений Ясин, Ярослав Кузьминов, Револьд Энтов, Олег Ананьин, Рустем Нуреев — после нескольких попыток внедрить основы рыночной экономической теории в учебные планы действующих вузов осознали необходимость построить новую экономическую школу, которая с самого начала основывалась бы на принципах мировой экономической науки. Это значило — предоставить студентам инструментарий для анализа и прогнозирования реальных процессов, научить их работать со статистикой и экономическими моделями, дать им общий язык с мировым сообществом профессионалов-экономистов.

Первой реальной попыткой создать ВШЭ можно считать альтернативные кафедры экономической теории, организованные в МФТИ (1989—1990) и на физическом, историческом факультетах МГУ (1990—1991) [2] [3] . Студенты могли выбирать между курсами, которые вели молодые преподаватели и вчерашние выпускники экономфака, и маркситско-ленинской политической экономией. Школу этих кафедр прошли многие из тех, кто потом составил костяк ГУ—ВШЭ. Там же отрабатывалась методика преподавания экономической теории в стране с переходной экономикой. Начало нового дела облегчила поддержка Фонда Сороса, предоставившего в 1989 году годичный грант.

В 1991 году Евгением Ясиным и Ярославом Кузьминовым при очень активной помощи Леонида Абалкина и Егора Гайдара начала зарождаться концепция нового вуза. Первоначально он мыслился при Отделении экономики Российской академии наук. Тогда же проект поддержки Школы, подготовленный группой в составе: Ярослава Кузьминова, Олега Ананьина, Леонида Гребнева, Игоря Липсица, Льва Любимова, Рустема Нуреева, Револьда Энтова был предложен Комиссии Европейского союза, грант которой дал возможность заложить основы университета, соответствующего принятым Российской Федерацией мировым стандартам экономического образования.

Высшая школа экономики была создана постановлением правительства России 27 ноября 1992 года, первоначально — как центр подготовки магистров.

Ранние годы

Принцип ГУ—ВШЭ с первого дня её существования — сочетание строгой, даже жестокой подготовки с обсуждением и решением животрепещущих проблем российской экономики. Профессорами ВШЭ стали ведущие экономисты, работавшие в правительстве: Евгений Ясин, Александр Шохин, Леонид Васильев, Яков Уринсон, Владимир Коссов, Евгений Гавриленков, Михаил Копейкин, а также учёные, пришедшие в ГУ—ВШЭ из институтов Академии наук и других исследовательских центров, также как и из МГУ: Лев Любимов, Игорь Липсиц, Рустем Нуреев, Олег Ананьин, Леонид Гребнев.

В это же время создаётся система научных центров ГУ—ВШЭ, направленных на прикладные исследования по заказам Министерства экономики России, Центрального банка, Министерства образования России, коммерческих предприятий и банков.

ГУ—ВШЭ сегодня

К сегодняшнему дню устоялись принципы Государственного университета — Высшей школы экономики: опора на требования мировой экономической и социальной науки; междисциплинарное взаимодействие (например, экономисты получают значительную подготовку по праву, и наоборот); непосредственная связь преподавания с практикой реформ, с результатами прикладных исследований; просветительская миссия в образовательном сообществе России, в её регионах; преемственность преподавательского состава.

В Высшей школе экономики существуют три основных группы факультетов: экономика и управление; право, социальные и гуманитарные науки; математика и информатика.

Высшая школа экономики (в студенческом сообществе - "Вышка") отличается прозрачными процедурами приема и управления. Сайт ГУ-ВШЭ (который в университете называют порталом) является одним из лидеров образовательного интернета в России как по размерам, так и по посещаемости. Высшая школа экономики обеспечивает доступ студентов практически ко всем существующим электронным ресурсам по профилю своих факультетов. В ГУ-ВШЭ очень жесткие правила обучения, отсев на некоторых факультетах доходит до 20% студентов. Учебный год в бакалавриате разбит не на два семестра, а на пять модулей. Все это позволяет сохранять высокие требования к студентам на всем протяжении обучения.

65% студентов старших курсов ВШЭ получают опыт работы по специальности.

Свобода мнения и его высказывание во время учебного процесса в ГУ—ВШЭ не зависят от политических взглядов участников: преподаватели, как и студенты, имеют право делать любые выводы, отстаивать социалистические, кейнсианские, либеральные или любые другие взгляды, в зависимости от научной дисциплины, если их аргументы основаны на современном теоретическом анализе факторов и исходят из взаимного уважения противоположных мнений.

Научный и аналитический центр

ГУ-ВШЭ, имея в своем составе ведущих ученых в области экономики и социальных наук, уже с конца 90-х годов стал развиваться как центр исследований. На сегодняшний день в ГУ-ВШЭ работает 20 научно-исследовательских институтов, 11 научных центров, 20 научно-учебных лабораторий. Крупнейшими являются Институт государственного и муниципального управления (Директор: Андрей Клименко), Институт развития образования (Директор: Ирина Абанкина), Институт статистических исследований и экономики знаний (Директор: Леонид Гохберг), Институт гуманитарных историко-теоретических исследований (Директор: Ирина Савельева), Институт демографии (Директор: Анатолий Вишневский). Основными клиентами - заказчиками исследований университета традиционно являются федеральные ведомства, но в последние годы выросла доля проектов, исполняемых в интересах региональных администраций и корпораций.

В 2008 году Правительство России перевело ГУ-ВШЭ в свое непосредственное ведение, на университет официально возложено экспертно-аналитическое обеспечение деятельности Правительства Российской Федерации.

Развернута программа социально-экономических мониторингов (мониторинг макроэкономической ситуации и экономической политики, мониторинг инновационной активности предприятий, мониторинг экономики образования, мониторинг состояния гражданского общества, и др.), комплекс работ по развитию государственной статистики.

ГУ-ВШЭ - один из крупнейших исследовательских центров России и Европы, научный бюджет в расчете на одного преподавателя и научного сотрудника в последние годы превосходит $25,000 в год, что соответствует университетам Западной Европы.

Для координации поисковых исследований в 2008 году создан Центр фундаментальных исследований ГУ-ВШЭ, в составе которого работа организована по проектному принципу.

В 2004 году в университете создан собственный Научный фонд, проводящий конкурсы на поддержку инициативных исследований сотрудников университета. Бюджет Научного фонда составляет около 200 млн.руб. в год.

Образовательные инновации

Практически с самого начала существования ВШЭ сделал ставку на обновление как учебных программ, так и традиционных форм учебного процесса. Это было связано не только с необходимостью освоения западной традиции, но и с решением специфических для России проблем (низкой мотивации студентов, отсутствия достаточной подготовки по иностранному языку и математике и пр.) Помимо Я.И.Кузьминова, авторами основных образовательных инноваций ВШЭ являются Л.Л.Любимов, Р.М.Энтов, В.В.Радаев и С.Ю.Рощин. Ряд инноваций ВШЭ получил распространение в других российских вузах.

ВШЭ первым в России - с 1993 года - перешел на обучение по так называемой "болонской системе": 4 года бакалавриата и 2 года магистратуры. Это позволило привлекать лучших выпускников других вузов и быстро сформировать образовательный бренд ВШЭ.

Составная система оценки. Учебные программы ВШЭ, как правило, предусматривают от 2 до 4 промежуточных испытаний, за которые начисляются баллы. На долю заключительного испытания приходится не больше трети возможных баллов. Такая система стимулирует студентов не расслабляться, а напряженно работать в течение всего семестра.

Письменные экзамены. Итоговые и основная часть промежуточных испытаний проводятся исключительно в письменной форме, что, по мнению ВШЭ, снижает риски субъективизма.

Публичные рейтинги студентов. Имеются как текущие (за последний период обучения), так и кумулятивные (накопленные за весь период). На основании первых начисляются скидки и стипендии, вторые служат ориентиром для работодателей, а также основанием для отбора на учебные программы следующего уровня.

Скидки в оплате обучения для платных студентов, вошедших по итогам рейтинга в его верхнюю половину. Такие скидки покрывают до 70% стоимости обучения и являются аналогом scholarships (университетских грантов на обучение) в западных университетах. ВШЭ направляет на поддержку студентов около 20% своего дохода.

Опора на электронные ресурсы библиотеки. Если первый период работы ВШЭ характеризовался раздачей студентам так называемых "ридеров" (readers) - сборников обязательных статей и учебных материалов по каждому курсу, - то начиная с 2000 года университет стал переходить на предоставление электронных библиотечных ресурсов. В настоящее время ВШЭ подписана на 39 электронных библиотечных баз, открывающих полнотекстовый доступ к 53 тысячам научных журналов, начиная с XIX века.

В 2008 году в университете создан Фонд образовательных инноваций с целью поддержки новых инициативных проектов в области учебной и методической работы.


Научно-учебные и проектно-учебные лаборатории

Для вовлечения студентов в исследования и развития у них навыков практической работы организуются соответственно научно-учебные лаборатории и проектно-учебные лаборатории.

Научно-учебные лаборатории (НУЛы) объединяют молодых преподавателей, аспирантов и студентов. НУЛы строятся на принципах горизонтальной кооперации (студенты младших курсов и "взрослые" исследователи работают как коллеги; это подразумевает большую свободу, но и большую ответственность молодых исследователей) и становятся точками роста академической среды. Цель создания таких лабораторий - предоставить талантливой, академической ориентированной молодежи возможности для занятия исследовательской деятельностью в стенах ВШЭ.

Первой научно-учебной лабораторией, созданной в ГУ-ВШЭ в 2005 году, стала Лаборатория институционального анализа экономических реформ. Сегодня в Вышке действует 20 научно-учебных лабораторий (включая 4 лаборатории в филиалах), и в их работе участвуют студенты и аспиранты практически всех факультетов.

Проектно-учебные лаборатории (ПУЛы) создаются для того, чтобы дать студентам навыки практического применения полученных в университете теоретических знаний. Здесь выполняются реальные проекты для реальных заказчиков. Сфера может быть любой: бизнес, консультирование, аналитика, творчество.

Первая проектно-учебная лаборатория "Управление инновационными системами" была создана в Нижегородском филиале весной 2009 года, и сейчас в ГУ-ВШЭ работают более 10 подобных лабораторий и групп.

Инновационная образовательная программа

Национальный исследовательский университет

В 2009 году государство провело конкурс программ вузов, претендующих на статус национального исследовательского университета. ВШЭ стала одним из 12 победителей и единственным университетом социально-экономического профиля среди НИУ.

Приоритетные направления развития научно-исследовательской, образовательной и проектной деятельности:

  • экономика,
  • менеджмент,
  • государственное и муниципальное управление,
  • социология.

ГУ—ВШЭ в рейтингах

Преподаватели

Структура

Факультеты

В данный момент в ГУ—ВШЭ действуют следующие факультеты:

С 2010/2011 учебного года будет произведен первый набор на следующие факультеты и отделения:

Военная кафедра

ГУ—ВШЭ стал одним из нескольких десятков вузов, в которых после военной реформы была оставлена военная кафедра. Она готовит офицеров запаса по трём специальностям: МПО, ОГП и ТСО.

Филиалы

Филиалы ГУ—ВШЭ имеются в следующих городах:

Также существует Сибирский центр повышения квалификации.

Подразделения дополнительного образования

ГУ-ВШЭ реализует более 300 программ дополнительного и бизнес-образования (в том числе программы MBA, DBA, EMBA).

ВШЭ стала первым университетом в Восточной Европе, имеющим статус партнера Института сертифицированных финансовых аналитиков (CFA Institute, США), оказавшись в одном ряду с ведущими бизнес-школами мира.

Библиотека, Издательский дом

C 1994 года началось формирование библиотечного фонда ГУ—ВШЭ. На текущий момент суммарный книжный фонд составляет более 500 тысяч экземпляров. Приоритет, однако, отдается электронной подписке: к 2010 г. она включает различные базы зарубежной и отечественной научной периодики, аналитики, газет, словарей и энциклопедий, электронных книг. В части периодики охвачен практически весь спектр изданий по тематике университета. Доступ к электронной подписке обеспечен со всех компьютеров в зданиях ВШЭ, а также извне университета для сотрудников и студентов.

С 2000 года ГУ—ВШЭ имеет свой собственный Издательский дом. В 2009 г. открыт также собственный книжный магазин "БукВышка" (Москва, ул. Мясницкая, 20).

ВШЭ издает более 20 научных журналов, среди которых:


Основные журналы, включая и электронные, включены в список ВАК.

Примечания

Ссылки

президент А.Н. Шохин • научный руководитель Е.Г. Ясин • ректор Я.И. Кузьминов

Читайте также: