Выборы как политический институт кратко

Обновлено: 02.07.2024

Социальный институт это исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле — это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.

Институт выборов как таковой имеет свою собственную структуру — нормативную базу в виде избирательного права, систему избирательных комиссий, практически работающую систему организации выборов, систему подготовки кадров организаторов выборов, изучение избирательного права и избирательного процесса в учебных заведениях, формы и методы работы с общественностью по ее участию в выборах, конституционно закрепленную (или определенную) систему голосования, систему общественного контроля за выборами, способы и формы интеграции института выборов в политическую систему и политическую жизнь страны1. Но и это еще не полный перечень характеристик. Если общественный институт — мощная динамическая система, своего рода социальная фабрика, которая что-то производит, кому-то предоставляет занятость и место работы, удовлетворяет чьи-то потребности и т. п., то не рассматривать в связи с ним такие явления, как мотивация и поведение людей, попросту невозможно. Институтами движут люди, подчиняющиеся известным нормам, распоряжениям и целям. В институте выборов принципиальную роль играет то, насколько активно принимают в них участие рядовые граждане, каковы мотивы избирательного участия, почему они не ходят на выборы, удовлетворены ли они избирательной практикой или требуют иной.

Политический институт, таким образом, тесно связан с жизнью людей, а не существует в некоем вакууме. Следовательно, рассматривая политический институт, мы обязаны анализировать и весь спектр форм политического поведения главных героев на этой сцене —людей.

Если те потеряли доверие к конкретному институту, скажем институту президентской власти или правительству, то необходимо говорить о кризисе института, или институциональном кризисе.

Выборы следует рассматривать как универсальный общественный (социальный) механизм, с помощью которого: а) рождается власть,

б) реализуется сущность гражданского общества, в) формируется политическая элита, г) идет процесс социализации личности, д) осуществляется контроль за деятельностью власти и регулирование этой деятельности со стороны граждан, е) снимаются показания общественных настроений, ж) реализуются отношения представительства избирателей в органах власти

Избирательное право совокупность правовых норм, устанавливающих порядок выборов главы государства, представительных и судебных органов власти. Избирательное право обычно регламентируется Конституцией и специальными законами о выборах. Оно определяет порядок выдвижения кандидатов, норм представительства, порядокопределения результатов голосования. Избирательным правом называют также право гражданинаучаствовать в выборах, избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивноеизбирательное право).

1) возрастной ценз означает необходимость наступления определенного возраста для возможности регистрации кандидатом на выборах. Так, депутатом Государственной Думы может стать гражданин, достигший 21 года. Президентом РФ - 35 лет. Законы некоторых субъектов Российской Федерации содержат и ограничения максимального возраста - пассивного избирательного права лишаются лица, достигшие определенного возраста (обычно 60-65 лет);

2) ценз оседлости предполагает требование проживания на определенной территории в течение определенного срока. Так, Президентом РФ мажет стать гражданин, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет (ст. 81 Конституции РФ). В региональном избирательном законодательстве содержатся различные модификации ценза оседлости, связанные с различным требуемым сроком проживания, а также с требованиями к самому проживанию (преимущественное, постоянное, непризывное проживание);

4) языковый ценззаключается в требовании знания государственных языков субъекта Федерации, где наряду с русским государственным является и язык титульной национальности республики в составе Российской Федерации. Такие цензы установлены в Адыгее, Башкортостане, Марий Эл и других республиках;

5) образовательный ценз предусматривает наличие у кандидата на выборную должность высшего образования (установлен в Хабаровском крае, Самарской области);

6) ценз судимости установлен в законодательстве Республики Саха (Якутия) - народными депутатами Государственного Собрания не могут быть из браны граждане, имеющие судимость, если она не снята или не погашена в установленном порядке;

7) ценз предыдущего издания означает, что не может быть избрано лицо, которое непосредственно перед выборами занимало выборную должность в течение нескольких сроков полномочий. Так, п. 3 ст. 81 Конституции РФ закрепляет, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

6. Понятие избирательная система.

Избирательная система — политический институт, связанный с организацией выборов политических деятелей, способом проведения и определения результатов голосования и распределением мандатов (юридическое отношение представительства, вакантное место, занимаемое посредством избрания) между партиями.

7. Избирательная кампания: особенности, структура и основные формы.

Избирательная кампания – это скоординированные, целенаправленные, осуществляемые в течение определенного законодательством времени публичные усилия с целью мобилизации поддержки кандидата избирателями и обеспечения его победы в день выборов.

Всех участников избирательных правоотношений можно разделить на две больших группы: индивидуальные и коллективные субъекты.


  • избиратели;

  • кандидаты;

  • доверенные лица и представители избирательных объединений;

  • наблюдатели;

  • члены избирательных комиссий с правом решающего голоса;

  • члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса;

  • избирательные комиссии;

  • избирательные объединения;

  • государственные органы и органы местного самоуправления;

  • средства массовой информации;

В литературе западной политической науки тема электорального поведения является весьма разработанной. Существует ряд теорий, описывающих поведение избирателя, которые были основаны на осмыслении довольно таки большого опыта проведения свободных выборов в устоявшихся демократиях.

В своем исследовании электорального поведения граждан Франции в период Третьей республики, А. Зигфирд пытался найти объяснение тому факту, что, несмотря на нестабильные и часто меняющиеся структуры партий и партийных систем, характер политических взглядов в различных регионах остается постоянным [5, c. 87]. Причины стабильности индивидуального поведения граждан, по его мнению, обусловлены совокупностью природных и социальных обстоятельств Работа Зигфирда дала толчок многочисленным исследованиям в области электорального поведения.

Причиной такого поведения является то, что отдельные политические субъекты (группы, классы и т.п.) провозглашают себя защитниками определенных ценностей и интересов, которые воспринимаются гражданами, принадлежащих к этой группе, как их собственные.

Граждане имеют врожденный инстинкт принадлежать к какой-то крупной социальной группе. Политическая партия как нельзя лучше подходит для реализации этого инстинкта, ибо она имеет свою идеологию, ценности и ритуалы, что, безусловно, привлекает граждан, т.к. дает им, в какой – то степени, смысл жизни. В связи с этим, индивид начинает идентифицировать себя с какой – либо партией, точно так же, как он идентифицирует себя, например, с какой – либо национальностью.

Недостаток обеих вышеупомянутых концепций заключается в том, что они никак не объясняют сдвиги в электоральных предпочтениях индивида. Особенно ярко упомянутый недостаток проявился в 60-ых – 70-ых годах, когда в большинстве стран с устоявшимися либеральными демократиями начался массовый отход избирателей от традиционных политических партий, и заметно ослабла связь между классовой принадлежностью и выбором при голосовании.

Но тут возникает другая проблема: очень трудно себе представить среднестатистического избирателя, который тщательнейшим образом разрабатывает все возможные последствия и результаты своего выбора, на основе сопоставления огромного массива информации.

В заключение можно сказать, что в политической науке не существует единой концепции понимания электорального поведения. Мы также хотим отметить, что основные теории, которые пытаются объяснить избирательное поведение граждан, хоть и являются фундаментальными концепциями, все равно носят фрагментарный характер. Каждая из основных вышеупомянутых теорий рассматривает электоральное поведение только лишь с одной стороны. На данный момент в мире не существует теории, которая бы пыталась описать электоральное поведение как совокупность социально-психологических, рационалистических и когнитивных факторов.

Понятие и общая характеристика выборов в политической системе общества

Выборы и опосредующая их проведение избирательная системы выступают важнейшими компонентами политической системы любого современного демократического государства. При этом необходимо обратить внимание на то, что, несмотря на распространение выборных начал в самых разнообразных сферах социального взаимодействия (партии, профсоюзы, организации, и т.д.), применительно к выборам, как компоненту политической системы общества, речь идет о выборах в масштабах всего государства либо его отдельных субъектов (муниципальных образований).

В наиболее общем виде дефиниция рассматриваемого механизма может быть сформулирована следующим образом:

Выборы – это основной способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления, а также избрания отдельных должностных лиц, в демократическом государстве, осуществляемый посредством выражения в строго установленном порядке политической воли граждан, обладающих избирательным правом.

Результатом проведения выборов в строгом соответствии с установленной в современной избирательной системе порядке, выступает наделение избранных кандидатом полномочиями по отправлению политической власти.

Проводя характеристику выборов, как элемента политической системы общества следует также обратить внимание на то, что рассматриваемых механизм всегда связан с проведением голосования. Тем не менее, как обоснованно отмечается в политологической литературе, обозначенные понятия имеют и существенные различия.

Так, выборы преимущественно понимаются как закрепленный в Конституции и иных законах относительно регулярный, производимый периодически процесс формирования органов государственной власти. При этом голосование не всегда связывается с выборами, поскольку используется также и в различных иных формах непосредственной демократии – референдумах, опросах, принятии решений на местных сходах граждан и т. д.

Таким образом, подводя итог общей характеристике роли и значения выборов в политической системы общества, представляется целесообразным особо подчеркнуть, что в условиях современных демократических государств выборы выступают их стержневым механизмом, главной формой проявления суверенитета народа и его политической роли как источника власти. Кроме того, именно они служат ключевым каналом представления в органах государственной власти интересов различных социальных групп.

Готовые работы на аналогичную тему

Иными словами, именно выборы позволяют гражданам осуществлять наибольшее влияние на власть: сохранять или сменять парламенты и правительства, обеспечивать их ответственность перед народом, изменять политический курс и т.д.

Функции выборов в политической системе общества

Роль и значение избирательных механизмов в условиях современных обществ отчетливо проявляется исходя из проведения характеристики тех функций, которые выполняются выборами в соответствующей сфере.

Так, анализ специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что посредством проведения выборов в политической системе общества выполняются следующие функции:

  • Обеспечивается возможность представления общественных интересов, поскольку в результате демократических выборов избиратели отдают предпочтение именно тем политическим силам, которые в наибольшей степени способны выразить их интересы;
  • Максимальная легитимация власти: выборы, как ни один иной политический механизм способы обеспечить легитимность действующей власти, то есть общественное признание и согласие ей подчиняться, поскольку граждане сами выбирают в результате непосредственного волеизъявления состав высших органов государственной власти и должностных лиц;
  • Функция выявления отношения общества к текущей ситуации в политической системе общества: через участие в выборах и выражение предпочтений определенным политическим силам граждане проявляют свое отношение к сложившимся политическим институтам, текущему политическому курсу страны, формируемому действующей властью, и т.д.;
  • Рекрутирование политической элиты – проведение выборов позволяет формировать и обновлять состав политической элиты конкретного общества, поскольку граждане, отдавая посредством голосования, предпочтение тем или иным кандидатам, оказывают им доверие и поддержку, что позволяет признавать таковых достойными осуществлять властные полномочия;
  • Функция политической социализации граждан, участие которых в проведении выборов означает их приобщение к наиболее эффективным способам взаимодействия общества и властей, формирование навыков отстаивания собственных политических интересов, формирование убеждений и предпочтений в соответствующей сфере, и т.д.

Принципы выборов в политической системе общества

Эффективность и демократичность выборов, проводимых в политической системе современного государства, обеспечиваются только тогда, когда соответствующие механизмы в части их организации и проведения, соответствуют ряду основополагающих принципов:

Изучением различных вариантов избирательных систем, сравнительным анализом их достоинств и недостатков занимается целое направление в политологии – электоральная политология.
Одна из общих закономерностей политики как раз состоит в том, что особенности института выборов определяют характер государственной власти, структуру партий и партийных систем, представительство интересов избирателей в парламенте и в местных выборных органах.
Принципиальные споры сторонников двух основных избирательных систем – пропорциональной и мажоритарной – привели к формированию различных смешанных вариантов голосования на выборах.
В зависимости от достоинств и недостатков установленной в конкретной стране избирательной системы формируется тот или иной политический режим.
Центральной политической проблемой, напрямую связанной с выборами, является давняя дискуссия о том, что важнее для данного общества: сильное правительство или более представительное правление?
Так, например, в политической науке существует устойчивое мнение о том, что мажоритарная система позволяет укрепить власть, а пропорциональная содействует плюрализму и развитию многопартийности.
В любом случае изучение основных избирательных систем с их достоинствами и недостатками представляется необходимым элементом в структуре политической науки, о чем и идет речь в данной главе.

10.1. Место избирательных систем в изучении политики

КОММЕНТАРИИ

В данной схеме определяется место избирательных систем в реальном политическом процессе и в изучении политики. Следует обратить внимание на то, что избирательные системы рассматриваются в контексте избирательного процесса в целом, а не в узком смысле этого понятия. В широком смысле слова избирательные системы – это политический институт выборов в целом.
Схема наглядно демонстрирует центральное место выборов в процессе становления политической системы общества.
Избирательная система– совокупность правил, приемов и процессов, обеспечивающих легитимное становление государственных и муниципальных органов власти и избрание на должность лиц, замещающих выборные государственные и муниципальные должности. В узком смысле слова избирательная система – способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата, какие политические партии допущены к распределению мандатов и каким образом устанавливается их количество.
Избирательный процесс– деятельность специально уполномоченных органов и лиц, направленная на организацию и проведение выборов в государственные органы и органы местного самоуправления.

10.2. Структура политического института выборов

КОММЕНТАРИИ

Данная схема отражает подход к изучению выборов как к самостоятельному политическому институту, имеющему свою собственную структуру.
Под выборамипонимаются все формы индивидуального или коллективного доступа к власти (как правило, на определенный законом срок и замещение должностей путем избрания голосованием (президента, депутатов и т. д.), что наделяет избранных лиц правом принимать решения в пределах определенной законом компетенции.
Данная схема демонстрирует важнейшие политико-юридические и организационные условия, наличие которых обеспечивает проведение демократических выборов. Одновременно с этим схема позволяет избежать поверхостного взгляда на выборы как на простую процедуру голосования избирателей.
Избирательные системы, являясь одним из центральных звеньев выборного процесса, необходимо рассматривать в самом широком контексте сложившихся в данном обществе политических отношений: тип политической системы, характер политического режима, уровень развития политической культуры, мотивация электорального поведения и многое другое самым непосредственным образом влияют на эффективность тех или иных избирательных систем.
Именно поэтому одни и те же виды избирательных систем, применяемые в различных странах, приводят к совершенно различным результатам. Вот почему при изучении выборов так важно учитывать все структурные элементы данного политического института, а не только конкретный тип избирательной системы.
Первостепенное значение при этом приобретают такие функции выборов, как легитимация власти, смена власти в рамках существующей политической системы, функция ротации политических и властвующих элит, функция политического участия.

10.3. Политико-правовые принципы проведения выборов

КОММЕНТАРИИ

Схема содержит перечень устоявшихся в политической науке политико-правовых принципов проведения выборов. Данные принципы являются методологической основой как изучения выборов, так и практики их проведения. Отказ от любого из перечисленных принципов выборов приводит на практике к искажению сущности выборов как основополагающего института демократии.
Реальное воплощение политико-правовых принципов выборов зависит в большой степени от характера государственного устройства и конкретного политического режима.

10.4. Стадии избирательного процесса

КОММЕНТАРИИ

10.5. Виды избирательных округов

КОММЕНТАРИИ

Данная схема демонстрирует существующие в политической практике виды избирательных округов и общий порядок их образования.
Под избирательным округомпонимается образованная в соответствии с действующим избирательным законодательством часть территории государства, от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутаты, выборные должностные лица.
Многомандатный избирательный округ– это образованная в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ территория, от которой гражданами РФ, непосредственно проживающими на данной территории, избираются несколько депутатов.
Одномандатный избирательный округ– это образованная в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ территория, от которой гражданами РФ, непосредственно проживающими на данной территории, избирается один депутат.

10.6. Типология избирательных систем

КОММЕНТАРИИ

Сложная и обширная проблематика выборов во многом связана с тем или иным типом избирательных систем. Политический институт выборов предусматривает два основных типа избирательных систем для избрания кандидатов в высшие органы власти – мажоритарный и пропорциональный.
Вместе с тем многие демократические страны, особенно в Европе, сочетают эти два подхода, иначе говоря, предусматривают также смешанный тип голосования.
Схема фиксирует типологию наиболее распространенных в мире избирательных систем, включающую в себя пропорциональную, мажоритарную и смешанную системы.
Мажоритарная система(франц. majorite –большинство) – одна из наиболее распространенных избирательных систем, при которой избранным считается тот кандидат, за которого подано большинство (относительное или абсолютное) голосов избирателей.
Пропорциональная система –избирательная система, предполагающая распределение депутатских мандатов пропорционально числу поданных за избирательные списки партий голосов.
Смешанные системы –смешанные избирательные системы, при которых часть депутатских мандатов (например, половина) замещается путем выборов по партийным спискам в целом по стране, а другая часть депутатских мандатов формируется через мажоритарные в одномандатных округах.
Следует иметь в виду, что смешанные системы применяются в самых различных сочетаниях мажоритарной и пропорциональной систем. Эти сочетания определяются, как правило, национальной спецификой отдельных государств и их политических систем. Иногда в учебниках и учебных пособиях по политологии отдельные варианты смешанных систем трактуются как самостоятельные типы избирательных систем. Однако все они в основе своей сводятся к выделенным в нашей схеме типам избирательных систем.
Специфические особенности национальных избирательных систем обычно отражаются в избирательном законодательстве.
На практике во многих странах применяются различные разновидности указанных в схеме основных избирательных систем, среди которых можно выделить следующие варианты, в данной схеме не отраженные, но вытекающие из предложенной типологии избирательных систем:
? связанные смешанные системы –смешанные избирательные системы, при которых выборы проводятся одновременно по партийным спискам в многомандатных округах и мажоритарные выборы в одномандатных округах, а при распределении мест по пропорциональному представительству учитывается число депутатских мест, занятых партией или избирательным блоком по результатам выборов в одномандатных округах;
? преференциальная система(лат. praeferre– предпочитать) – избирательная система, при которой избиратель выбирает кандидатов из списка в порядке предпочтения. Один вариант данной системы – система альтернативного выбора в одномандатных округах, когда избиратель определяет свой выбор, ставя цифру 1 против фамилии наиболее предпочтительного для него кандидата, цифру 2 против фамилии следующего и т. д. Другой вариант – повторное голосование по кандидатурам, набравшим наибольшее количество голосов избирателей в первом туре;
? голосование по закрытым партийным спискам –разновидность пропорциональной избирательной системы, при которой избиратель голосует за партийный список в целом, не меняя порядка расположения кандидатов. Голосование с открытыми партийными списками –разновидность пропорциональной избирательной системы, при которой избиратель имеет право голосовать не только за партийный список в целом, но и переставлять кандидатов в списке по своему выбору;
? параллельные смешанные системы –смешанные избирательные системы, при которых одновременно проводятся выборы по партийным спискам в многомандатных округах и мажоритарные выборы в одномандатных округах, а полученные при этом результаты являются независимыми (параллельными).

В политической системе существует ряд институтов, выполняющих схожую функцию представительства интересов. К ним можно отнести парламент, политические партии, лоббизм, корпоративизм и неокорпоративизм, средства массовой информации. В этом разделе речь пойдет о таких институтах, как партии, лоббизм, корпоративизм и неокорпоративизм, средства массовой информации. Каждый из этих институтов представительства и согласования интересов обладает своей спецификой осуществления функции артикуляции и агрегации интересов. В одних странах большую роль в системе представительства интересов получили политические партии, в других – лоббизм, в третьих – корпоративизм или неокорпоративизм.

11.1. Партия как политический институт

КОММЕНТАРИИ

11.2. Типы партий

КОММЕНТАРИИ

В политологии на основе различных критериев выделяются разные типы партий.
1. По происхождению партииподразделяются на парламентские и внепарламентские. Парламентскиепартии, произошедшие из парламентских фракций, – это объединения, стремящиеся к победе на выборах в представительные органы власти. Внепарламентскиепартии оценивают деятельность представительных органов власти и борьбу за депутатские мандаты как второстепенные. Их происхождение связано с развитием массовых движений и расширением политического участия рабочего класса.
2. В зависимости от положения в политической системепартии делятся на правительственные и оппозиционные. Первые из них, победившие на выборах, играют ведущую роль в формировании правительства. Оппозиционные же партии, представляющие интересы политического меньшинства, сосредоточиваются на критике правящих партий и проводимой политике.
3. С точки зрения характера организациипартии разделяют на кадровые и массовые. Кадровая партия, по мнению французского социолога М. Дюверже, – это группировка известных людей для подготовки выборов, проведения избирательных кампаний, контактов с избирателями. Массовые партии – это хорошо организованные объединения, основными признаками которых являются: широкое, активное членство, определенные идеология и мировоззрение. Для нее характерны строгая дисциплина, неукоснительное соблюдение устава и программы ее приверженцами.
4. В соответствии с идеологическими ориентациямивыделяют либеральные, консервативные, коммунистические, социалистические, фашистские и неофашистские партии.
5. Иногда в качестве критерия типологизации партий выбирают их программные установки. В этом случае партии подразделяются на крайне левые, левые, центристские, правые и крайне правые. К крайне левым относятся партии коммунистического толка, к левым – социалистические и социал-демократические, к центристским – умеренные партии, стремящиеся к компромиссам, сотрудничеству и стабильности, правыми партиями считаются либерально-консервативные, а крайне правыми – фашистские и неофашистские.
Существует взаимосвязь между программными установками партий, стоящих у власти, и уровнем социальных расходов на социальное обеспечение. Так, правление левых партий характеризуется высоким уровнем государственных расходов на социальные нужды. Доминирование же правых партий обусловливает низкий уровень государственных расходов на социальную сферу в экономически развитых странах.

11.3. Социальные и политические расколы и их отражение в партийных организациях (характерные для стран транзита)

КОММЕНТАРИИ

11.4. Типы партийных систем

КОММЕНТАРИИ

11.5. Методы лоббизма

КОММЕНТАРИИ

Одним из показателей и условий реальной демократии являются выборы в различного рода центральные и местные представительные учреждения. Эти учреждения создаются правоспособными гражданами посредством голосования за кандидатов, выдвигаемых в соответствии с установленными законом правилами. Существуют и иные органы, которые также избираются либо населением страны, либо населением субъектов федерации или административно - территориальных единиц. Во всех этих случаях проводятся всеобщие, федеральные, местные и т. д. выборы, представляющие собой массовые политические кампании. В ходе выборов разные группы населения имеют легальные возможности выступать с собственными требованиями и бороться за свои цели.

В политической системе общества выборы выполняют целый ряд значимых социально - политических функций. Среди них политологи традиционно выделяют следующие.

Во-первых, выборы представляют собой такой политический институт, который позволяет отдельным гражданам и социальным группам сформулировать свои требования, отвечающие их реальным либо мнимым интересам, а в ходе предвыборной кампании обеспечить поддержку действиям тех политических лидеров, позиции и взгляды которых соответствуют их запросам. В этом смысле выборы в демократическом государстве принимают вид особого политического рынка, где претенденты на властные роли обменивают свои программы, платформы, обещания на полномочия, делегируемые избирателями.

Во-вторых, выборы выступают одним из механизмов разрешения политических конфликтов.

В-третьих, выборы предстают надежным средством легитимации политического режима, так как способствуют вовлечению, организации населения в избирательные объединения, отдельные политические партии и иные общественно-политические организации, выступают в качестве демократической основы признания и поддержки избранных лидеров и властных институтов, по мере того, как формируются и действуют разного рода каналы коммуникации и взаимодействия с избирателями.

К функциям выборов также следует отнести политическую социализацию населения, поскольку реализация избирательных прав граждан, создание предвыборных организаций, широкое применение СМИ для агитации и пропаганды, а также партийных программ и платформ в той или иной степени прямо или косвенно способствуют как политическому просвещению широких масс, так и создают условия для активного вовлечения граждан и их объединений в политический процесс.

В данном случае мы видим взаимосвязь избирательной системы и политической системы, ее влияние на такое интегральное свойство, как качественный уровень политической элиты.

Эффективность выборов зависит от целого ряда факторов, в том числе экономического порядка в виде развитых институтов рыночной экономики, многоукладного хозяйства и конкуренции, действующей в рамках правового поля. Выборы для собственника, которому есть что терять и защищать правовым способом - обязательное условие выражения и защиты собственных интересов. Среди социальных условий эффективности выборов ведущим можно признать сложившуюся социальную структуру с ограниченным по своему весу и влиянию слоем маргиналов и люмпенов и наличием многочисленного среднего класса, выступающего за политическую стабильность и правопорядок. Важная роль здесь также принадлежит достаточно развитой политической и гражданской культуре, укорененным демократическим институтам и традициям.

В демократических государствах избирательное право является сегодня "формально равным". Это означает, во-первых, что каждому избирателю предоставляется равное количество голосов и, во-вторых, все граждане участвуют в выборах на равных основаниях, т. е. избирательные округа по своей численности должны быть одинаковыми.

Какие же требования, предъявляются к демократическим выборам? Во-первых, демократические выборы должны быть периодическими. Демократические страны не выбирают диктаторов или президентов пожизненно. Выборные официальные лица подотчетны народу и должны через определенный срок продлевать свой депутатский мандат[145].

Во-вторых, демократические выборы должны быть конкурентными. Оппозиционные партии и кандидаты должны пользоваться свободой слова, собраний и передвижения. Избиратели могут выбрать из числа альтернативных кандидатов.

В-третьих, демократические выборы всегда представительны. Кандидаты от различных политических партий представляют интересы различных социальных групп.

Выборы подразделяются на прямые и непрямые. Если закон предусматривает такой порядок (способ) волеизъявления, когда избиратели имеют возможность прямо выразить свое отношение к кандидатам посредством подачи голосов, то выборы будут прямыми (например, такие выборы проходят в Российской Федерации, Австрии, Бразилии, Ирландии, Мексике, Франции и других странах). Непрямые выборы, в свою очередь, подразделяются на косвенные и многостепенные. При косвенных выборах воля избирателей опосредуется специальной избирательной коллегией, которая только для этого и создается. Выполнив эту задачу, коллегия выборщиков распускается (например, такие выборы проходят в США, Аргентине). При многостепенных выборах воля избирателей опосредуется не особой, только для данного случая создаваемой коллегией, а постоянно действующим представительным учреждением, для которого избрание другого органа или должностного лица является лишь одним из полномочий, входящих в его компетенцию (такие выборы существуют в Италии, Индии и других странах).

Избирательное право предполагает определение типа голосования в ходе выборов, т. е. регламентацию основной процедуры избирательной кампании. Выделяют три основных типа голосования: альтернативное, кумулятивное, лимитированное.

В третьем варианте, при лимитированном голосовании, у избирателя, по существу, число голосов меньше, чем число кандидатов. И он, как и в предыдущем случае, имеет возможность отдать их одному кандидату, либо распределить между несколькими.

Выборы традиционно проводятся в установленные законом сроки. В странах, которые не знают института парламентской ответственности (президентские республики), глава государства обычно не имеет права роспуска парламента. Поэтому парламентские выборы в них проводятся в строго установленные сроки через определенные промежутки времени.

Обычно выборы объявляются указом главы государства, и с предусмотренного в этом акте срока начинается избирательная кампания, которая завершается к моменту окончания голосования.

Выборы проводятся по избирательным округам, которые на основании закона учреждаются центральным правительством либо органами власти субъектов федерации. Если от округа избирается один депутат, то такой округ называется одномандатным, а если несколько депутатов - то многомандатным; применяется и третий вид - т. н. общегосударственный округ. Обычно законодательство предписывает необходимость образования равных округов (применяется, так называемая нарезка избирательных округов) с тем, чтобы равное число депутатов избиралось от равного числа избирателей или населения. Избирательный округ подразделяется на избирательные участки, представляющие территориальные единицы, обслуживаемые одним пунктом для голосования. По избирательным участкам проводится регистрация избирателей; они же являются основной ячейкой, в пределах которой соответствующие органы политических партий проводят непосредственную обработку избирателей.

Для осуществления всех действий, связанных с избирательной кампанией, создаются особые органы по проведению выборов, на которые возлагается обязанность проведения регистрации избирателей и составления избирательных списков, регистрации кандидатов на выборные должности, проведения голосования, подсчет голосов определение результатов голосования. В каждой стране существует своя система организации таких органов. Применительно к России - это ЦИК (Центральная избирательная комиссия).

Важнейшим этапом выборов является регистрация избирателей и составление избирательных списков. При постоянной системе регистрации избиратель, однажды зарегистрировавшись, более не обязан являться для регистрации. Исправления в избирательные списки вносятся лишь в случае смерти, а также изменения места жительства или фамилии избирателя.

Важным этапом в избирательной кампании является выдвижение кандидатов в депутаты, т. е. определение круга лиц, из числа которых будут избраны депутаты [146]. Существует множество способов и методов выдвижения кандидатов в депутаты, которые, тем не менее, в общем виде, можно свести к следующим.

1. Для регистрации в качестве кандидата необходима подача в надлежащий орган заявления, подписанного самим кандидатом; иногда требуется, чтобы такое заявление было скреплено подписями установленного числа избирателей.

2. Выдвижение кандидата осуществляется посредством официального представления от имени партии или путем подачи петиции, подписанной определенным числом избирателей.

3. Выдвижение кандидатов осуществляется в том же порядке, что и избрание депутатов, поэтому сама процедура выдвижения кандидатов называется первичными выборами - праймериз.

Также выдвижение кандидатов осуществляется самими партиями, которые заранее подбирают кандидатов на выборные должности по избирательным округам. Делают это центральные или местные партийные органы либо для этого собираются партийные собрания и съезды (С 2005 года в Российской Федерации выдвижение кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ будет осуществляться только политическими партиями) [147].

Голосование, т. е. подача голосов за выдвинутых кандидатов, обычно осуществляется лично. Сам акт голосования законодательством большинства зарубежных стран рассматривается лишь как субъективное право избирателя, которым он волен распорядиться по своему усмотрению. Наряду с этим во многих странах, в том числе и демократических, введено обязательное голосование (например, в Австрии, Австралии, Италии, Германии и др.). Важнейшей гарантией свободного волеизъявления является тайное голосование, предусматривающее порядок подачи голосов, при котором избиратель заполняет бюллетень в изолированном помещении и лично опускает его в урну.

К общим требованиям, регулирующим участие в выборах, относят: обеспечение равенства шансов для всех участвующих кандидатов; ограничение доступа лиц, не соответствующих нормам и правилам; открытость источников финансирования; ограничение разумными пределами размеров взносов, с запретом наиболее дорогостоящих, либо уязвимых с точки зрения морали методов пропаганды; обеспечение системы государственного дотирования доходов.

Голосование является завершающим этапом избирательной кампании, после чего приступают к подсчету голосов и определению результатов выборов, процедура которых также регламентируется законодательством.

Читайте также: