Всестороннее изучение всех направлений деятельности учителя коллектива школы это

Обновлено: 05.07.2024

Успешность работы учителя определяется не только методами обучения и воспитания, имеющимися в его арсенале, а в большей степени обуславливается его личностью, характером, мастерством, взаимоотношениями с учащимися, творческим отношением к делу. Личность учителя — основное условие и средство успеха педагогического процесса, ее не могут заменить ни учебные пособия, ни мастерски выполненные методические разработки. Выполнить свою задачу учитель сможет лишь в том случае, если будет непрерывно обогащаться научными знаниями, педагогическими умениями, будет совершенствовать свою личность, достигнет педагогического мастерства.

Педагогическое мастерство требует огромного труда души, постоянного поиска, напряжения духовных и физических сил, активной работы над собой. Личность учителя представляет собой не простую совокупность свойств и характеристик, а целостное динамическое образование, поэтому прежде следует остановиться на вопросе о структуре личности учителя, о профессионально важных качествах, которые определяются профессиограммой учителя.

Профессиограмма — понятие весьма широкое, оно включает множество аспектов. В психолого-педагогической литературе профессиограмма учителя рассматривается как обобщенная идеальная абстрактная модель личности учителя, интегрирующая наиболее существенные личностные и специфические производственные качества, профессиональные знания, навыки и умения, обеспечивающие успех в решении задач профессионального становления.

Деятельность учителя и неисчислимое множество нужных для нее профессиональных и душевных качеств в рамки профессиограммы вместить трудно. И все-таки можно выделить профессионально важные качества учителя, т. е. качества, способствующие эффективному выполнению педагогической деятельности и достижению педагогического мастерства.

Состав профессионально значимых характеристик личности учителя довольно обширен — он включает наряду с несколькими десятками социальных характеристик несколько десятков психологических. Анализ исследований (Ф.Н.Гоноболин, В. Н. Крутецкий, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская и др.) позволяет выделить следующие основные профессиональные качества личности учителя:

  1. умственные;
  2. дидактические (способность и умение перерабатывать материал науки в материал учебного предмета, доступный учащимся; применять и развивать систему эффективных методов обучения; обеспечивать обратную связь и т. д.);
  3. перцептивные качества (умение и способность проникать в душевный мир учащихся, развитая психологическая наблюдательность);
  4. организаторские качества;
  5. волевые профессиональные качества (умение преодолевать трудности, проявлять настойчивость, выдержку, решительность, требовательность и др.);
  6. коммуникативные;
  7. тактичность;
  8. педагогическое воображение, способность к распределению внимания;
  9. динамизм личности — способность к волевому воздействию и логическому убеждению;
  10. эмоциональная устойчивость (способность владеть собой);
  11. оптимистическое прогнозирование;
  12. креативность [1] .

Среди психологических характеристик общепризнанными являются педагогическое мышление, педагогическая рефлексия, педагогическое самосознание, педагогическое воображение, педагогическая самооценка, педагогическая наблюдательность, педагогическое прогнозирование, толерантность, эмпатия и др. (А.К.Маркова). Чем более развиты педагогическое мышление, педагогическая рефлексия, способности управлять своими мыслями, действиями, поступками, отношениями и др., тем более продуктивной, интересной, результативной является педагогическая деятельность.

Личность — сложное социально-психологическое образование, состоящее из ряда взаимосвязанных и взаимопроникающих подструктур. В социально-психологической литературе пока не сложилось единого и общепринятого понимания личности. Согласно психологической концепции личности, разработанной К. К. Платоновым, содержание ведущей подструктуры составляет социальная направленность личности, система ее ведущих отношений и потребностей, ее мотивов, идеалов, взглядов.

Во вторую подструктуру включено все, что входит в содержание опыта индивида: знания, умения, актуальные способности, общая культура и развитость, навыки, привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения.

Четвертая подструктура — биопсихическая подструктура личности — охватывает наследственно заданные индивидуальные особенности личности и включает в себя свойства темперамента (типологические свойства личности), половые и возрастные свойства. Четыре основные иерархически рядоположенные пересекающиеся подструктуры личности тесно взаимодействуют друг с другом и включают в себя все известные свойства личности.

Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности — ее мировоззрением и направленностью, потребностями и интересами, идеалами и стремлениями, моральными и эстетическими качествами.

Таким образом, динамическая структура личности образуется в процессе взаимодействия четырех групп качеств:

  1. социально обусловленных качеств личности;
  2. уровня ее подготовленности (опыт личности);
  3. особенностей ее отдельных психических процессов;
  4. биологически обусловленных особенностей личности (темперамент, тип нервной системы, физические недостатки, болезненные отклонения и задатки).

Исходя из этого требования к личности учителя можно разделить на несколько групп:

  1. требования как к представителю общества и исполнителю социального заказа (идейно-политические и нравственно-педагогические качества, убеждения, мотивы поведения, общеличностные качества и черты характера, чувство долга и ответственности);
  2. требования, касающиеся индивидуального опыта (теоретическая и методическая подготовленность по преподаваемому предмету, педагогическая и психологическая грамотность, специальные профессиональные умения и способности — познавательные, конструктивные, коммуникативные, информационные, организаторские, общее развитие);
  3. требования к развитию психических процессов (педагогическое мышление, эмоционально-волевые качества);
  4. требования к психофизическим особенностям личности (состояние здоровья, темперамент, уравновешенность, приспособленность человека к требованиям профессии).

Профессиональные качества и свойства в структуре личности К. К. Платонова размещаются по вертикали, пронизывая все подструктуры. Такая классификация позволяет учесть все признаки профессионализма.

А. К. Маркова предлагает свою структуру личности учителя, которая включает:

  1. мотивацию личности (гражданскую, познавательную, самообразовательную направленности личности);
  2. свойства личности (педагогические способности, характер и его черты, психические процессы и состояния личности);
  3. интегральные характеристики личности, определяющие ее неповторимость и уникальность (педагогическое самосознание; индивидуальный стиль деятельности; креативность как творческий потенциал).

Педагогическое творчество предполагает наличие у учителя как общих качеств (эрудированность, чувство нового, способность к анализу и самоанализу, гибкость мышления, активность, волевые качества и т. д.), так и специфических педагогических способностей и качеств личности (педагогическая наблюдательность, распределенное внимание, умение передавать другим накопленные знания, перцептивные качества, педагогический такт, умение проектировать развитие личности ученика), которые многими исследователями признаются весьма существенными для творческой активности (Ф.И.Гоноболин, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, А.И.Щербаков).

В реальной жизни общие и специфические черты личности неразрывно слиты, поэтому ученые-исследователи выделяют следующие интегральные характеристики личности учителя:

  • направленность;
  • знания;
  • способности;
  • умения.

Направленность личности учителя связана с системой педагогических целей и осознанием способов их достижения, с умением общаться с детьми, с желанием обучать и воспитывать их. Она определяется, прежде всего, мировоззрением учителя, его политическими и нравственными идеалами.

Л. Ф. Спирин определяет направленность личности учителя как мировоззренческую позицию, определяющую систему активных отношений педагога к профессиональной деятельности и ее основному объекту — ребенку и проявляющуюся в духовных и социальных потребностях личности, в ее взглядах, в мотивах поведения, в установках, ожиданиях, идеалах [5] .

Направленность личности является основой саморазвития и профессионализма. Будучи сформированной, ставшая свойством личности, профессиональная направленность влияет на уровень текущих мотивов, повышает эффективность деятельности.

Выделяют четыре стадии развития профессиональной направленности:

  1. выявление интереса к профессии как отражение потребности ее приобретения;
  2. формирование устойчивого интереса к профессиональной деятельности;
  3. формирование целеустремленности в овладении основами педагогического мастерства;
  4. становление комплекса качеств, профессионально значимых для учительского труда [7] .

Высшая форма профессиональной направленности характеризуется педагогическим мастерством.

Обобщение материалов многих исследований позволяет выделить в профессиональной подготовке учителя три стороны:

  1. научно-теоретическую, отражающую степень владения учителем основами науки и учебным предметом;
  2. психолого-педагогическую, фиксирующую уровень владения основами педагогики и психологии (умение проводить научно-педагогический анализ программ и учебников; умение формулировать педагогические цели; владение знаниями возрастной физиологии, возрастной и педагогической психологии; владение методами обучения и воспитания);
  3. методическую, свидетельствующую об уровне овладения методикой обучения и воспитания (владение учебным материалом, владение учебно-наглядными пособиями и техническими средствами обучения, умение организовать учебную и внеклассную работу по предмету и воспитательную работу) [8] .

Н. С. Яковлев, много лет проработавший директором сельской школы, считает: «Учитель должен быть,

Н. В. Кузьмина определяет способности как индивидуальные, устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям деятельности (рефлексивный уровень) и нахождению наиболее продуктивных способов получения в ней искомых результатов (проективный уровень) [14] .

Исследования советских психологов и педагогов Ф. Н. Гоноболина, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, А. И. Щербакова и др. показали, что педагогические способности — сложное структурное психологическое образование.

В структуре педагогических способностей выделяют три подструктуры:

  1. личностные способности (характерологические черты): расположенность к детям, выдержка и самообладание;
  2. дидактические способности (связанные с передачей информации учащимся): способность объяснять, экспрессивно-речевые способности, академические способности;
  3. организационно-коммуникативные способности (связанные с организаторской функцией и общением): организаторские способности, коммуникативные способности, перцептивные способности, суггестивная способность (волевое воздействие на учащихся), педагогический такт, педагогическое воображение (способность предвидеть последствия своих действий).

Ведущими в ансамбле педагогических способностей Ф. Н. Гоноболин считает:

  • умения понимать ученика;
  • доступное изложение материала;
  • организаторские способности;
  • педагогический такт;
  • предвидение результатов работы, возможных трудностей и ошибок;
  • способность проектировать качества своих учеников и др.

А. И. Щербаков выделяет в своих исследованиях ряд педагогических способностей:

Н. В. Кузьмина относит к педагогическим способностям:

  • педагогическую наблюдательность;
  • педагогическое воображение;
  • педагогический такт;
  • распределение внимания;
  • требовательность.

Прежде всего к умениям и навыкам, необходимым для решения педагогических задач, относится педагогическая техника, которая включает в себя:

  • умение найти верный тон и стиль общения с детьми;
  • овладевать и управлять их вниманием;
  • выбирать оптимальный темп обучения;
  • управлять проявлением своих чувств;
  • убедительно выражать внешне (мимикой, жестикуляцией, голосом) свое отношение к действиям и поступкам учащихся.

Педагогическая техника включает две группы умений:

  1. умение управлять собой (владение своим телом, эмоциональным состоянием, техникой речи);
  2. умение взаимодействовать в процессе решения педагогических задач (дидактические, организаторские умения, владение техникой контактного взаимодействия).

Ю. И. Турчанинова считает овладение педагогической техникой одной из ступенек к мастерству. Педагогическая техника в структуре педагогической деятельности выполняет роль инструмента, помогающего воплотить решение. Учитель тогда овладеет личной педагогической техникой, когда им будет отработан, отшлифован тот или иной прием до состояния навыка, который в дальнейшем будет использоваться легко и свободно. Это происходит только в процессе педагогической деятельности при непосредственном взаимодействии с учащимися.

Педагогический такт требует знания психологии, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства.

Педагогический такт является той основой, на которой вырастает духовная близость между учителем и учащимися, зарождается доверие. Особенно отчетливо он проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость.

Деятельность учителя направлена на:

  • проектирование;
  • конструирование учебного процесса и его осуществление.

Исходя из того, что общепедагогические умения являются основой частных, специальных умений, а специальные, специфические умения являются особенным отражением интегральных, опираясь на структуру деятельности учителя, определены следующие умения (Н.В.Кузьмина, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, М. Л. Фрумкин, А. И. Щербаков и др.):

гностические (умения расширять свои знания, изучать опыт коллег, анализировать собственный опыт или исследование учащихся, учебного процесса и результатов педагогической деятельности);

конструктивно-проектировочные (умения, связанные с анализом собственной деятельности и проектированием учебно-воспитательного процесса);

— -организаторские (умения организовывать свою деятельность и деятельность учащихся в соответствии с поставленными целями);

— -коммуникативные (умения, необходимые для взаимодействия и воздействия в динамике педагогического процесса и являющиеся условием обеспечения передачи информации в процессе педагогического общения);

прикладные (умения, определяемые художественными, спортивными и иными способностями учителя, а также требованиями педагогической работы (пение, хореография, спорт и т. д.)).

Н. В. Кузьмина и А. И. Щербаков установили, что в деятельности учителя-мастера при ведущей роли одного или нескольких компонентов гармонически сочетаются все ее компоненты. [19]

Постоянное творческое профессионально-личностное самовоспитание поможет учителю развить в себе необходимые качества и умения для того, чтобы овладеть педагогическим мастерством и стать мастером педагогического труда, создать собственную творческую лабораторию.

Список литературы:

[1] См.: Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии. — 1975. — № 1; Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. — Л., 1967; Крутецкий В. Н. Психология. — М., 1980.

[2] Платонов К.К. О системе психологии. — М., 1972. — С. 125.

[3] Платонов К. К. Структура и развитие личности. — М., 1986. — С. 134.

[4] Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. — Л., 1970. — С. 36-37.

[5] Спирин Л. Ф. Профессиограмма общепедагогическая. — М., 1997. — С. 11.

[6] Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. — М., 1976. — С. 22.

[7] См.: Хозяинов Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя. — М., 1988.

[8] См.: Учитель-методист — наставник стажера. — М., 1988. — С. 60 — 61.

[9] Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учеб.-воспитат. работы в сел. сред. школе. — М., 1979. — С. 51.

[10] Там же, с. 51 — 52.

[12] Яковлев Н. С. Записки директора школы. — М., 1987. — С. 32.

[13] Крутецкий В. А. Педагогические способности как профессионально значимые качества личности в системе формирования социально активной личности учителя. — В кн. Формирование социально активной личности учителя. — М., 1983. — С. 36.

[14] См.: Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. — Л., 1985. — С. 8, 14 — 15.

[15] Раченко И.П. НОТ учителя. — М., 1982. — С. 38 — 39.

[16] Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. — Л., 1967. — С. 146.

[17] Гоноболин Ф. Н. Книга об учителе. — М., 1965. — С. 223.

[18] Вяткина З. Н. Индивидуальный стиль деятельности в педагогическом мастерстве учителя. — Пермь, 1979. — С. 15

[19] См.: Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. — Л., 1967. Щербаков А.И. О методологии и методике изучения психологии труда и личности учителя. — В кн.: Психология труда и личности учителя. Вып. 1. — Л., 1976.

[20] Поташник М. М. Как развивать педагогическое творчество. — М., 1987. — С. 76.

Афоризм “Человек тверже камня, но нежнее розы” с точки зрения воспитания отражает:Противоречивую природу человека.

Бабанский рассматривал целостный процесс как: единство обучающей, развивающей и воспитывающей функции

Биологический и духовный рост личности в процессе жизни и деятельности – это: B) Формирование

Бурный рост и развитие организма, половое созревание происходят в возрасте: B ) Подростковом

В каком возрасте ребенок должен иметь постоянные, посильные обязанности по дому: дошкольном

В каком типе уроков присутствуют следующие этапы: 1) проверка выполнения домашнего задания и опрос учащихся в целях проверки знаний; 2) изложение нового материала; 3) закрепление новых знаний: В) Комбинированный урок .

В основе воспитывающей ситуации лежит противоречие

В основу классификации методов обучения положили характер познавательной деятельности учащихся: М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер

В педагогической науке закономерности педагогического процесса исследовали: Ю.К.Бабанский, Б.Т.Лихачев, В.А.Сластенин, Н.Д.Хмель.

В полемике относительно эффективности работы учителя в качестве основных критериев рассматривают достижения учителя, процесс и результативность преподавания

В работе начинающего учителя основной опорой является развернутый конспект

В рамках исследования урока члены группы вовлечены в процесс в равной степени

В современных технологиях обучения путь к успехам ученика: включение каждого в самостоятельную познавательную деятельность

В состав предметно-методического объединения входят: B) Учителя одного или нескольких предметов.

В структуру процесса обучения как системного процесса входит: B ) Цель обучения.

В трудах какого педагога классно-урочная система получила теоретическое обоснование:Я. А. Коменского

Важнейшей проблемой юности является выбор профессии

Важнейший принцип в воспитании: природосообразность

Валидность теста – это: D) Измерение тех знаний, для которого разработана тест

Валидность, надежность и объективность – это: B) Требования к тестам.

Вариант организации конкретного воспитательного процесса – это: C ) Формы воспитания.

Великую дидактику написал:Я.А. Коменский

Вид памяти, зависящий от способности к воспроизведению символами семантическая

Вид памяти, состоящий из трех компонентов: процедурная, эпизодическая и семантическая долгосрочная

Вид эксперимента, определяющий фактическое состояние педагогического процесса –это: C) Констатирующий

Виды контроля в обучении: предварительный, текущий, итоговый

Виды планов работы школы – это: D) Перспективный, годовой, текущий.

Владение способами применять усвоенные знания на практике называется: D) Умениями .

Владение способом деятельности – это: A) Умение .

Возраст начала воспитания ребенка: младенческий и ранний

Вопросы, направленные на запоминание, закрытые

Воспитание богобоязненной личности, формирование христианских добродетелей, как цель воспитания провозглашены: C) Неотомизм.

Воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими – это: B ) Семейное воспитание

Воспитание положительного отношения, ответственности к окружающей природной среде C) Задача экологического воспитания

Воспитание чувства прекрасного в искусстве и быту – это: C) Задача эстетического воспитания

Воспитание, обучение, образование – это категории: A) Педагогические.

Воспитание, осуществляемое в целях укрепления здоровья человека и достижения правильного физического развития – это: B ) Физическое воспитание

Восприятие, осмысление, обобщение, закрепление, применение на практике – это: D) Этапы процесса усвоения знаний

Впервые возрастную периодизацию произвел:Аристотель.

Всестороннее изучение всех направлений деятельности учителя, коллектива школы – это: E) Фронтальный контроль.

Выдвинул систему перспективных линий в воспитании коллектива: А.С. Макаренко

Вычлените из нижеследующего категорию “дидактики”: D) Содержание образования.

Гипотеза – это:Предположение, нуждающееся в проверке.

Годовой план работы утверждает: A) Педагогический совет .

Государственный документ, который устанавливает состав учебных предметов по годам их изучения, количество часов, отводимых на них – это: В) Учебный план

Группа высокого уровня развития, отличающаяся сплоченностью, интегративной деятельностью: коллектив

Группу социально-психологического тренинга называют: Т-группой

Движущей силой психического развития, по Л. С. Выготскому, является: обучение

Движущие силы педагогического процесса – это: A) Объективные и субъективные противоречия, возникающие в педагогическом процессе.

Движущие силы процесса воспитания – это: D) Разрешение противоречии, возникающих в воспитательном процессе.

Движущими силами учебного процесса являются: B ) Противоречия между учебными задачами и наличным уровнем знаний.

Двусторонний характер обучения проявляется в тесном взаимодействии: C) Преподавания и учения.

Демократизация и гуманизация, системность и целостность, разумное сочетание децентрализации и централизации, единство единоначалия и коллегиальности, объективность и полнота информации – это: D) Принципы управления

Демократизация и гуманизация.

Деятельность , направленная на поиск и реализацию инноваций в целях совершенствования технологии и организации производства инновационная деятельность

Деятельность по организации учения и руководству самостоятельной работой учащихся – это: В) Преподавание

Деятельность, выполнение которой приводит к возникновению психологических новообразований: ведущая

Деятельность, лежащая в основе обучения: познавательная

Джон Локк предложил:Систему воспитания джентльмена.

Диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение изученного: D ) Учебная беседа

Дидактика - это раздел педагогики, изучающий: B ) Теорию обучения и образования.

Дидактику как систему научных знаний впервые разработал:Я.А. Коменский

Дидактическая система, в которой доминирующую роль играет преподавание – это: В) Традиционная

Дидактический принцип обучения, предписывающий обеспечить связь нового материала с пройденным: B) Последовательность .

Дидактический тест – это:Набор стандартизированных заданий по определенному материалу.

Диктант – это: A) Метод контроля

Дискуссия, активизирующая познавательную деятельность обучаемого, рассматривается как D ) Метод обучения .

Для выставления отметок и составления отчетности используется оценивание суммативное

Для того чтобы речь ребенка раннего возраста активно развивалась, необходимо: больше разговаривать с ребенком

Документ, определяющий перечень учебных предметов, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество часов Учебный план

Документ, содержащий объяснительную записку о целях изучения предмета, основных требованиях к знаниям, умениям, навыкам, рекомендации о формах и методах обучения, тематическое содержание учебного материала, ориентировочное время для изучения отдельных вопросов – это: B ) Учебная программа

Дополняющий тип инноваций характеризуется: расширением, обогащением существующего

Единая общая способность, одинаково развивающаяся у всех интеллект

Естественный эксперимент в педагогике – это: A ) Научно организованный опыт проверки гипотезы без нарушения педагогического процесса.

Закон движения коллектива в теории А.С.Макаренко выражается: в наличии у коллектива социально значимых дел, в которых принимают участие дети класса

Закономерности педагогического процесса – это: B) Объективные, повторяющиеся связи между педагогическими явлениями.

Закономерности развития и функционирования образовательных и воспитательных систем в различных странах изучает: A ) Сравнительная педагогика

Заместителей директора назначает: C) Директор школы.

Знания о процессах , практике и методах преподавания и учения, базирующихся на знании общих образовательных основ, целей и задач образования. Педагогические знания

Значительный вклад в развитие педагогики в 17 веке внес:Я.А. Коменский

Зона ближайщего развития – это: возможности ребенка усвоить и решить задачи с помощью взрослого

Игра, в которой ребенок воспроизводит события сказки или рассказа сюжетная

Идея утопистов о соединении теоретического образования с трудом принадлежит:Р.Оэну

Из ниже перечисленных факторов меньше всего влияет на формирование личности – это:. B ) Географическая среда.

Изучение конкретного направления в системе деятельности учителя, коллектива школы – это: D) Тематический контроль .

Изучение школьной документации, устный и письменный контроль, анкетирование – это: D) Методы внутришкольного контроля

Изучением современных педагогических технологий Занимались В.П.Беспалько, В.М.Монахов, Г.К.Селевко

Имеется ли какая-либо обязательная единая форма тематического плана?: Не имеется

Имея сформированные навыки критического мышления, ученик и учитель должны быть настроены на их практическое использование

Индивидуализация обучения – это: C ) Организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Индивидуальность - это: A) Своеобразие психологии и личности индивида, ее неповторимость, которая проявляется в чертах темперамента, характера, в эмоциональной и интеллектуальной сферах, потребностях и способностях.

Индивидуальные, парные, групповые, коллективные - это основные организационные . обучения: Формы

Интеллектуально – эмоциональное воздействие на воспитанника, основанное на доказательствах, с целью выработки у него собственных взглядов, суть метода: C) Убеждение .

Исследуемые ученики при плпнировании подхода Исследование урока относятся к категориям высокий, средний, низкий уровень успеваемости

К группе методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения относятся: D) Упражнение

К инновационной деятельности учителя относится: осмысление роли системы внутришкольного управления как реализатора значимых ценностей

К какому принципу вы отнесете правила: от легкого к трудному; от известного к неизвестному; от простого к сложному: C) Доступности

К какому принципу вы отнесете правило: «В методах преподавания отражайте методы научного познания, развивайте мышление обучаемых, подводите их к поисковому, творческому, познавательному труду? A) Научности

К классу методов стимулирования поведения школьников относятся: A) Поощрение

К классу методов формирования нравственного сознания школьников относятся: E) Убеждение.

К ключевым факторам , определяющим эффективностьучебного процесса в классе относится понимание учениками процесса обучения

К коллективной форме проведения урока относится: Работа по группам

К методам воспитания не относится: A) Наглядность

К методам воспитания относится педагогические требования

К методам обучения по характеру познавательной деятельности относится: проблемное изложение

К методам формирования сознания не относится: D ) Педагогическое требование

К методу научно-педагогического наблюдения можно отнести наблюдение: C ) Классного руководителя за коллективом учеников по определенной схеме с конкретной целью, регистрацией и обработкой данных.

К форме организации методической работы в школе не относится: E) Совет школы.

К.Д. Ушинский “природными педагогами” называл:Институт бабушек и дедушек.

Казахстанский автор технологии трехмерной методической системы обучения: Ж. Қараев

Казахстанский педагог-исследователь, разрабатывающий теорию целостного педагогического процесса, - это: A) Н.Д. Хмель

Казахстанский педагог-исследователь, разрабатывающий теорию целостного педагогического процесса: Н. Д. Хмель

Какая из ниже перечисленных форм обучения в школе признается дидактикой в качестве излагаемого материала: A) Объяснение

Какие документы определяют содержание образования: C) Учебный план, учебная программа, учебник.

Какой метод обучения использует учитель, если этот метод включает пояснение, анализ, истолкование и доказательство различных положений ( словесный? )

Какой метод обучения используется если учащиеся под руководством учителя проделывают опыты или выполняют задании: В) Лабораторный метод

Какой принцип обучения требует привлечения всех органов чувств к восприятию учебного материала? C ) Наглядности.

Какой способ подачи материала в учебниках 5-8 классов является основным?: дедуктивный

573. План учителя, в котором отражены различные виды внеклассной деятельности учащихся и другие мероприятия – это:

  1. Календарно-тематический план
  2. Поурочный план
  3. Учебный план
  4. План воспитательной работы классного руководителя
  5. Календарный план

574. Документ, который лежит в основе проверки знаний учащихся

  1. Учебные программы
  2. Учебный план
  3. Учебники
  4. Поурочные планы учителя
  5. Классный журнал учителя

575. Принципы, которыми руководствуется классный руководитель при составлении

  1. Научности, наглядности, самостоятельности
  2. Оптимальности, научности, перспективности, конкретности
  3. Учета специфических особенностей класса
  4. Перспективности, традиций школы
  5. Доступности, народности

576. Годовой план работы утверждает

  1. Педагогический совет
  2. Методический совет
  3. Родительский комитет
  4. Совет школы
  5. Ученический совет

577. Один из основных принципов составления общешкольного плана

  1. Перспективность плана
  2. Принцип декларативности
  3. Принцип компьютеризации планирования
  4. Принцип обучения на высоком уровне трудностей
  5. Принцип алгоритмизации

578. Один из основных принципов составления общешкольного плана

  1. Принцип декларативности
  2. Принцип объективного учета деятельности школьного коллектива
  3. Принцип компьютеризации планирования
  4. Принцип обучения на высоком уровне трудностей
  5. Принцип алгоритмизации

579. Один из основных принципов составления общешкольного плана

  1. Принцип декларативности
  2. Принцип алгоритмизации
  3. Принцип коллективности
  4. Принцип обучения на высоком уровне трудностей
  5. Принцип компьютеризации планирования

580. Один из основных принципов составления общешкольного плана

  1. Принцип декларативности
  2. Принцип компьютеризации планирования
  3. Принцип алгоритмизации
  4. Принцип обучения на высоком уровне трудностей
  5. Научность планирования

581. Объект управления администрации школы

  1. Учебный процесс
  2. Учащиеся и их родители
  3. Педагогический процесс
  4. Педагоги и учащиеся
  5. Сотрудники и учителя

582. Учебно-нормативные документы, определяющие содержание деятельности общеобразовательной школы:

583. Документ, не отражающий содержание образования

  1. Учебная программа
  2. Классный журнал
  3. Учебники
  4. Госстандарт образования РК
  5. Учебный план

584. Государственные стандарты образования – это:

585. Номенклатурный документ установленного образца, куда вносятся данные ученика

  1. Школьный журнал
  2. Рабочая тетрадь
  3. Дневник
  4. Медицинская карточка
  5. Личное дело учащегося

586. Документы, которые могут помочь классному руководителю в изучении учащихся

  1. Личные дела, дневники, рабочие тетради
  2. Медицинские карточки, табеля успеваемости
  3. Классный журнал, консультации школьных специалистов
  4. Классный журнал, медицинские карточки, личные дела

5. Рабочие тетради, личные дневники

587. Мастерство учителя на уроке определяется

  1. Знанием психологии учеников
  2. Большим стажем работы
  3. Наличием большой собственности библиотеки
  4. Качеством овладения методикой и техникой урока
  5. Заинтересованностью в большой зарплаты

588. Методологическая культура учителя - это

  1. Часть общей культуры
  2. Знание методологии педагогики и умение ее применять в педагогической деятельности
  3. Культура общения с учащимися в педагогическом процессе
  4. Культура исследовательской работы
  5. Культура работы с научно-педагогической литературой

589. Организация методической работы в школе строится на

  1. Создании условий для методического совершенствования педагогов
  2. Основе календарно-тематического плана
  3. В соответствии с индивидуальным планом учителя
  4. Основе должностных инструкций педагогических кадров
  5. Основе приказа директора школы

590. Организация методической работы в школе строится на

  1. Системном подходе
  2. Основе календарно-тематического плана
  3. В соответствии с индивидуальным планом учителя
  4. Основе должностных инструкций педагогических кадров
  5. Основе приказа директора школы

591. Организация методической работы в школе строится на

  1. Коллективном и индивидуальном планировании
  2. Основе календарно-тематического плана
  3. В соответствии с индивидуальным планом учителя
  4. Основе должностных инструкций педагогических кадров
  5. Основе приказа директора школы

592. Повышение методического уровня учителей – это функция

  1. Педагогического совета
  2. Совета школы
  3. Органов самоуправления
  4. Методического совета
  5. Родительского комитета

593. Содержательная форма индивидуальной методической работы

  1. Рефлексия и анализ собственной деятельности
  2. Кружок качества
  3. Предметное методическое объединение
  4. Группа взаимопосещения и поддержки
  5. Мастер-класс

594. Содержательная форма индивидуальной методической работы

  1. Работа над методической темой
  2. Кружок качества
  3. Предметное методическое объединение
  4. Группа взаимопосещения и поддержки
  5. Мастер-класс

595. Содержательная форма индивидуальной методической работы

  1. Разработка программы самообразования
  2. Кружок качества
  3. Предметное методическое объединение
  4. Группа взаимопосещения и поддержки
  5. Мастер-класс

596. Главные критерии оценки труда учителя

  1. Качество знаний учащихся по предмету, их воспитанность
  2. Умение использования наглядных пособий
  3. Качество знаний самого учителя
  4. Умение общаться с учениками
  5. Качество урока

597. Область педагогического исследования, направленного на диагностирование профессиональных качеств педагогов

  1. Аксиология
  2. Акмеология
  3. Квалиметрия
  4. Квалификация
  5. Диагностика

598. Принцип аттестации учителей

  1. Идеализация
  2. Автономность
  3. Моделирование
  4. Квалиметрия
  5. Демократичность

599. Принцип аттестации учителей

  1. Идеализация
  2. Автономность
  3. Моделирование
  4. Квалиметрия
  5. Стимулирование непрерывного образования

600. Принцип аттестации учителей

  1. Идеализация
  2. Автономность
  3. Моделирование
  4. Квалиметрия
  5. Систематичность

Педагогическая деятельность – это один из особых видов профессиональной (социальной) деятельности, направленный на реализацию образовательных целей.

Педагогическая деятельность является профессиональной активностью педагога, в рамках которой с помощью разнообразных средств педагогического воздействия на учащихся, реализуются ведущие задачи воспитания и обучения.

Сущность педагогической деятельность заключается в том, что она представляет собой особый, многоплановый и многогранный вид деятельности, находящийся в тесной взаимосвязи с воспитанием и обучением.

Структура педагогической деятельности (автор Н.В. Кузьмина) включает в себя ряд функциональных компонентов, таких как:

  • проектировочный;
  • гностический;
  • коммуникативный;
  • организаторский;
  • конструктивный.

Представленная структура педагогической деятельности имеет ряд уточнений, которые способствуют выделению относительно самостоятельных и функциональных видов деятельности:

  1. Познавательная деятельность – представляет собой общую эрудированность, разнообразные предметные, психологические и методические знания.
  2. Проектировочная деятельность – характеризуется выстраиванием перспектив воспитания и обучения на отдаленное и ближайшее будущее. Данные перспективы представлены в виде конкретных проектов, например: поурочное планирование, календарно-тематическое планирование, поурочное планирование и т.д.
  3. Организационная деятельность – представляет собой вовлечение педагогом коллектива учащихся в познавательную и иные виды деятельности, которые организуются в соответствие с поставленными воспитательными и образовательными целями.
  4. Коммуникативная деятельность – подразумевает создание и постоянное поддержание атмосферы позитивного и психологического комфортного климата, способствующего плодотворному и эффективному общению, взаимоотношению, взаимопониманию и информативному взаимообмену между педагогом и учащимися, а также между самим учениками.
  5. Исследовательская деятельность – предполагает планомерное и целенаправленное изучение и последующее совершенствование педагогического процесса, с целью повышения его результативности.

Готовые работы на аналогичную тему

Виды педагогической деятельности

По традиции основными видами педагогической деятельности, реализуемой в рамках целостного педагогического процесса, являются воспитание и обучение.

Под воспитанием понимают целенаправленную воспитательную работы, под обучением подразумевают организованное преподавание.

Воспитательная работа – это целенаправленная педагогическая деятельность, подразумевающая организацию воспитания и управление различными видами деятельности детей (учащихся, воспитанников), направленных на решение задач по своевременному и гармоничному развитию личности.

Преподавание – это один из видов педагогической деятельности, направленный на организацию качественного управления познавательной деятельности детей.

Ряд авторов, считают, что воспитательная и педагогическая деятельность являются тождественными понятиями. Это связано с тем, что данное соотношение преподавания и воспитательной работы раскрывать смысл утверждения о единстве воспитания и обучения.

Преподавание, которое осуществляется в рамках любой из организационных форм, не только на учебном занятии, чаще всего имеет строго очерченные временные рамки, четкую цель, способы, методы, средства и приёмы её достижения. Одним из важнейших критериев эффективности реализованного преподавания является результативность по достижению поставленной учебной цели.

В воспитательной работе возможно только лишь предусмотреть и проследить за последовательным решением конкретных воспитательных задач, каждая из которых ориентирована на достижение воспитательной цели. Одним из важнейших критериев эффективности решения воспитательных задач являются положительные изменения в сознании воспитанников, которые проявляются во внешних эмоциональных реакциях, деятельности и поведении.

Основными видами профессиональной педагогической деятельности учителя являются:

  1. Преподавательская деятельность – представлена организацией обучающего процесса и управлением познавательной деятельностью учащихся.
  2. Воспитательная деятельность – направлена на организацию эффективной воспитательной среды и управление всеми видами внеурочной и внеклассной деятельности учащихся.
  3. Социально-педагогическая деятельность – направлена на организацию успешной социализации ребенка в современном мире и осуществление его социальной защиты в рамках собственных полномочий.
  4. Культурно-просветительская деятельность – предполагает приобщение учащихся к общечеловеческой и мировой культуре.
  5. Научно-методическая деятельность – направлена на своевременное освоение педагогом инновационных технологий, современных научных и просветительских теорий в области обучения и воспитания, осуществление на их основе разработки собственных авторских подходов и способов организации воспитательно-образовательного процесса, написание научно-методических работ.
  6. Управленческая деятельность – представляет собой организацию разнообразных видов деятельности учащихся.
  7. Коррекционно-развивающая деятельность – направлена на выявление и своевременное устранение недостатков в личностном развитии учащихся.

Функции педагогической деятельности

Реализация педагогической деятельности осуществляется посредством организованной системы действий, которые подчинены конкретным целям и задачами, поставленным педагогом перед началом деятельности. В зависимости от поставленных целей воспитательно-образовательной работы выделяют следующие функции педагогической деятельности:

  1. Диагностическая функция – направлена на всестороннее исследование каждого ученика, определение уровня его психического развития, а также исследование всего ученического коллектива (коллективы класса, параллели, школы).
  2. Ориентационно-прогностическая функция – характеризуется умением определять правильность поставленных целей и задач воспитательно-образовательной деятельности, осуществлять предварительное прогнозирование результатов ее реализации.
  3. Конструктивно-проектировочная деятельность – предусматривает организацию адекватного конструирования и проектирования содержания воспитательно-образовательной деятельности на основании осуществленного предварительно прогноза.
  4. Организаторская функция – предполагает вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность, посредством организации эмоционально-нравственного стимулирования.
  5. Информационно-объяснительная функция – предусматривает осуществление своевременного информирования учащихся в разных научных областях знаний, с учетом последних открытий и достижений науки и техники.
  6. Коммуникативно-стимулирующая функция – основана на создании эффективной атмосферы учебного взаимодействия и сотрудничества, гуманных отношений между учащимися и педагогом.
  7. Аналитико-оценочная функция – состоит в осуществлении качественного и полного анализа воспитательно-образовательного процесса, умении выявлять недостатки и своевременно вносить необходимые коррективы.
  8. Исследовательско-творческая функция – направлена на осмысление и творческое развитие теоретических положений педагогической деятельности, использование полученных результатов собственных исследований и исследований коллег в практической работе.

Комплекс всех указанных функций педагогической деятельности представляет собой систему органически связанных и логически реализуемых педагогических действий и операций, направленных на решение конкретных задач воспитания, обучения и развития детей.

Читайте также: