Восстание 1863 1864 в беларуси план урока

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проект урока истории

ВОССТАНИЕ 1863-1864 ГГ.

В ПОЛЬШЕ, ЛИТВЕ И БЕЛАРУСИ

учитель I квалификационной категории

1. Целевой компонент

Цель урока: предполагается, что в результате учебной деятельности на уроке учащиеся смогут определить, в чём заключался революционно-демократический характер взглядов К.Калиновского и его соратников; будут знать : причины и историческое значение восстания; уметь давать характеристику основным политическим группировкам в восстании 1863-1864 гг.

Задачи урока:

создать условия для изучения и первичного закрепления знаний о событиях восстания 1863-1864 гг. в Польше, Литве и Беларуси;

содействовать формированию навыка анализа исторических фактов и событий (на основе комплексного анализа взглядов участников восстания, анализа исторических документов) и навыка работы с исторической картой (через локализацию на карте региона, охваченного восстанием);

содействовать воспитанию гуманизма и восприятию идей социальной справедливости как ценности современного белорусского общества.

Оборудование:

История Беларуси, конец XVIII — начало ХХ в.: учеб. пособие для 9-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / С. В. Морозова, В. А. Сосно, С. В. Панов; под ред. В. А. Сосно; пер. с белорус. яз. Т. Н. Шахмуть. — Минск: Изд. центр БГУ, 2011. — 199 с.: ил.

Тип урока : комбинированный.

2. Содержательно-деятельностный компонент

Актуализация опорных знаний и способов деятельности

Какими были цели и состав участников восстания 1830-1831 гг.?

Кто такие временнообязанные крестьяне?

Формирование новых знаний и способов деятельности

1. Причины и характер восстания

Эвристическая беседа по вопросам:

Были ли достигнуты цели восстания 1830-1831 гг.?

Могли ли эти цели стать целями восстания 1863-1864 гг.?

В результате совместной интеллектуальной деятельности делается вывод о причинах и характере восстания 1863-1864 гг.

Работа с данным материалом строится с учётом двух обстоятельств:

1. Акцентируется внимание учащихся на достижение учебной цели (т.е. в результате работы с различными источниками информации необходимо определить, в чём заключался революционно-демократический характер взглядов К.Калиновского и его соратников).

2. Учащиеся на момент изучения темы урока уже изучили биографию и творчество К.Калиновского на уроках белорусской литературы.

перед просмотром фильма.

Вопросы к кинофильму:

1. Что стало поводом к началу восстания?

2. Насколько готовы были революционеры Беларуси и Литвы к восстанию?
3. Какая часть Беларуси была наиболее охвачена восстанием?

4. Представители каких сословий поддержали восстание?

5. Как отнеслись к восстанию крестьяне? В чём причины такого отношения к восстанию?

6. В чём заключались причины поражения восстания?

7. Какую роль в подавлении восстания сыграл М.Н.Муравьёв?

После просмотра кинофильма учащиеся отвечают на предложенные вопросы. Учитель вносит необходимые дополнения и коррективы.

Далее работа по усвоению нового материала организуется через работу с медиаматериалами в группах.

Познакомьтесь с воспоминаниями о К.Калиновском и ответьте на вопросы.

1. На основе анализа документальных источников определите основные черты характера К.Калиновского и сущность его взглядов.

2. Поясните, как Я.Гейштар оценивает личность и деятельность К.Калиновского?

3. Можно ли назвать оценку Я.Гейштара объективной, учитывая, что он и К.Калиновский принадлежали к разным течениям в восстании? Свой ответ обоснуйте.

4. Почему К.Калиновский считал участие шляхты в восстании вредным? Подтвердил ли дальнейший ход событий его мнение?

5. В чём, по-вашему, заключается мужество и общественный подвиг К.Калиновского?

1. Прокомментируйте портрет К.Калиновского (придумайте к нему подписи) с точки зрения:

властей, подавивших восстания,

3. Предположите, когда (до восстания или после) и где был сделан этот портрет.

4. Назовите событие, которому посвящена картина П.Сергиевича.

5. Кто из персонажей здесь изображён и почему?

6. Какие символы использует художник?

7. Какую идею хотел донести до нас автор картины?

8. Какую историческую ошибку допустил художник в своей работе?

Расскажите о них по плану:

2. Деятельность Л.Плятэра.

3. Отношение крестьян Полотчины к повстанцам.

4. Участие полоцких кадетов в восстании.

2. Охарактеризуйте отношение К.Калиновского к политике царской власти в Беларуси. Подтвердите свои суждения цитатами из текста.

3. Определите, к чему призывает крестьянство К.Калиновский?

4. Попробуйте объяснить название издания, исходя из его содержания.

1. На основе предложенной литературы оформите выставку художественной литературы, посвящённой восстанию 1863-1864 гг. и К.Калиновскому.

2. Придумайте название выставки.

3. Объясните, почему именно это название вы выбрали.

4. Подготовьте небольшую презентацию выставки.

Охарактеризуйте чувства, которые высказывает в своих строках К.Калиновский.

Какую роль отводит К.Калиновский разуму и науке?

Задание для совместного выполнения (записано на доске): на основе услышанной информации и рассуждений объясните, в чём заключался революционно-демократический характер взглядов К.Калиновского и его сторонников.

4. Влияние восстания 1863-1864 гг. на условия освобождения крестьян белорусских губерний.

Объяснение учителя по плану:

причины изменений условий освобождения крестьян белорусских губерний;

отмена временнообязанного положения крестьян;

сокращение размеров выкупных платежей;

значение изменения условий освобождения крестьян белорусских губерний.

Закрепление новых знаний и умений

Так же учащимся предлагается

предположить, какие положительные и отрицательные последствия были у восстания 1863-1864 гг.;

определить историческое значение восстания.

3. Рефлексивно-оценочный компонент

Д/з: §15, ответы на вопросы

Использованные источники:

Арлоў, У.А. Таямніцы полацкай гісторыі/ У.А.Арлоў. - Мінск: Беларусь, 1994. 463 с.

Корзюк, А.А. Выкарыстанне гістарычных крыніц на ўроках гісторыі і грамадазнаўства: вучэбна-метадычны дапаможнік для настаўнікаў / А.А. Корзюк. – Мінск: ВЦ БДУ, 2016.

Гісторыя Беларусі ў 9 класе: вучэбна-метадычны дапаможнік для настаўнікаў / С.В.Паноў, Н.І.Дзярабіна, В.В.Швед. – Мінск: Народная асвета, 2012.

Паноў, С.В. Урокі па вучэбным прадмеце “Гісторыя Беларусі” у 9 класе: дапам. для настаўнікаў устаноў агул. сярэд. адукацыі. сярэд. адукацыі / С.В. Паноў. – Мінск: Сэр-Віт, 2015. 144 с.

История Беларуси, конец XVIII — начало ХХ в.: учеб. пособие для 9-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / С. В. Морозова, В. А. Сосно, С. В. Панов; под ред. В. А. Сосно; пер. с белорус. яз. Т. Н. Шахмуть. — Минск: Изд. центр БГУ, 2011. — 199 с.: ил .

Приложение №1 (на диске)

Приложение №2

«Это была натура вспыльчивая, но справедливая, без малейшей тени лицемерия. Предан был душой и сердцем народу и Отчизне, однако сторонник крайних революционных теорий, не останавливавшийся даже перед развязыванием гражданской войны, помышлявший к тому же о самостоятельности Литвы. Был он несравненно образцовым конспиратором, душой Комитета (Литовского провинциального комитета), безупречным исполнителем тех распоряжений, которые сам разделял.

При первом знакомстве доказывал мне, что участие шляхты и помещиков в восстании не только не нужно, но и вредно. Народ сам завоюет себе свободу и потребует собственность у помещиков… Он был образцом стойкого конспиратора; только он один мог на протяжении нескольких месяцев, несмотря на разгул террора, работать в Вильно так, как никто.

Приложение №3

Мужыцкая праўда. №4

Няма і куска зямлі на свеце, каб людзі былі адзін у другога ўсё добрыя, не хацелі жыці з крыўдаю свайго бліжняга. Для таго, каб была справядлівасць і праўда на свеце, а злыя людзі не збыткавалі і крыўды другім не рабілі, е ронд, што бярэ падаткі, робіць школы, наўчае кажнага, каб жыў па праўдзе, становіць суд; а калі гэта не памагае і робіцца несправядлівасць, то наймае войска і так сцеражэ кажнага ад ліха і здзерства. От на што ронд патрэбны. І як добры слуга глядзіць худобы гаспадарскай і слухае свайго гаспадара, так добры ронд глядзець павінен шчасця людзей, слухаць народу і рабіці так, як народаві лепей. І не дзіва, бо не народ зроблены для ронду, а ронд для народу.

Гэтак, дзецюкі, робіцца на цалюськам свеце. А калі за граніцаю, чы то ў Пранцуза, чы ў Англічаніна, народ спагадае рондаві, то для таго, што ронд слухае народу і робіць так, каб народ быў багаты і шчаслівы.

А ў нас, дзецюкі, чы гэтак? Чы ў нас е справядлівая наука ў школах, што учыць жыці без крыўды другога? Чы е праўда і справядлівасць у судзе? Чы можа чалавек быць пэўны, што яго ніхто не скрыўдзіць? Чы ронд маскоўскі думае аб людзях, каб яны маглі жыці шчасліве? Самі скажэце.

У нас, дзецюкі, адно учаць у школах, каб ты знаў чытаці па-маскоўску, а то для таго, каб цябе заўсім перарабіці на маскаля. Суды маскоўскія — гэта воўчая яма, гдзе не разбіраюць, чы за табою праўда, чы не, а скубуць адно як могуць. Бяспечнасці пад маскалём ніякай няма, хто дужшы, той і глуміць; а войска то не для таго трымаюць, каб аберагаці кажнага ад злых людзей і ад глуму, а для таго, каб не пазволіць народаві і застанаць, калі пазнае сваю няволю, калі згледзіцца, што дзяруць з яго над сілы. Ронд маскоўскі, як той ліхі пан, што, пачаўшы ад камісара аж да цівуна, пазваляе кажнаму народ глуміці, каб адно як найбольш грошай у кішэнь яго дасталася. Ронд маскоўскі, дзецюкі, не так робіць, як рабіці трэба, не думае, каб палегчыць народаві, а вымышляе адно спосабы, як абадраці і заўсім людзей зглуміці.

Чаму гэтак робіцца пад рондам маскоўскім, я вам скажу — вы адно мяне паслухайце.

Ронд — гэта заўсім так сама, як чалавек. І як чалавек мае галаву на тое, каб думаў, а рукі і ногі, каб зрабіў так, як задумаў, так ронд мае цара, каб рондзіў, а чыноўнікаў па ўсіх местах і мястэчках, каб рабілі, як цар захоча. Для таго як галава ў чалавека калі задумае кепскае, то ногі і рукі кепскае зробяць, так у рондзе, калі цар глуму захоча, то чыноўнікі глуму наробяць. А з гэтага то і відаць, што здзерства, якое ў нас вычаўпляюць, то не для таго робіцца, што ў нашым краю няма людзей, здатных на чыноўнікаў, гатовых і жыццё сваё аддаці для народу, а для таго, што цар гэтакіх людзей у Сыбір высылае, а за нашыя грошы назначае чыноўнікамі гэтых, што адно самі людзей глумяць, другім глуміці пазваляюць і Бога не баяцца. Гэтакі чыноўнік не давядзе ўжэ да розуму — ён, калі і няма прыказу цара, то сам выдумае спосаб, як абадраці бедны народ. І гдзе ж тут шукаці праўды?

Так з гэтага пісьма і відна, што глум, здзерства і несправядлівасць выходзяць ад самаго цара — ён-то з нас выбірае войска, ён-то з нас выдзірае грошы нібы на патрэбу народа, а узяўшыся за ўсімі гыцлямі за рукі, адно нас цяменжыць, трымае ў няволі. Но прыходзіць яму ўжэ канец, бо мужык пачуў вольнасць, а мужыцкая вольнасць — гэта ўсё роўна, што шубеніца для ўсіх здзерцаў і глуміцеляў народу! Для таго-то цар спыняе вольнасць мужыцкую і спыняці будзе, для таго-то калі ў паноў сто раз пытаў, якую яны хочуць даці вольнасць мужыкам, у мужыкоў і разу не спытаў, якой яны хочуць вольнасці. Ён знае, якая-то вольнасць мужыцкая, ён ведае, што наш мужык хоча, каб ніхто не смеў драці з нікога — і для таго як мы яго ронду, так ён нашай вольнасці баіцца.

Дзяры з нас, цар, дзярэце з нас, чыноўнікі яго, хаця да астатняй шкуры, но памятайце, што і на нас прыйдзе пара, памятайце, што калі мужык разгуляецца, то, як свет шырокі, кроў ваша пальецца.

Яська-гаспадар з-пад Віл ьні

Приложение №4

Браты мае, мужыкі родныя. З-пад шыбеніцы маскоўскай прыходзіць мне да вас пісаці, і можа раз астатні. Горка пакінуць зямельку родную і цябе, дарагі мой народзе. Грудзі застогнуць, забаліць сэрца,- но не жаль згінуць за тваю праўду.

Прыймі, народзе, па шчырасці маё слова прадсмертнае, бо яно як з таго света толькі для дабра твайго напісана.

Няма ш, браткі, большага шчасця на гэтым свеце, як калі чалавек у галаве мае розум і науку. Тагды ён толька магчыме жыці ў багацтве, папраўдзе, тагды ён толька, памаліўшысь Богу, заслужыць неба, калі збагаціць наукай розум, разаўе сэрца і радню цэлу сэрцам палюбіць. Но як дзень з ноччу не ходзіць разам, так не ідзе разам наука праўдзіва з няволяй маскоўскай. Дапокуль яна ў нас будзе, у нас нічога не будзе, не будзе праўды, багацтва і ніякай наукі,- адно намі, як скацінай, варочаць будуць не для дабра, но на пагібель нашу.

Для таго, Народзе, як толька калі пачуеш, што браты твае з-пад Варшавы б’юцца за праўду й свабоду, тагды і ты не аставайся ззаду, но, ухапіўшы за што зможаш, за касу, сакеру, цэлай грамадой ідзі ваяваці за сваё чалавечае і народнае права, за сваю зямлю радную.

Бо я табе з-пад шeбеніцы кажу, Народзе, што тагды толькі зажывеш шчасліва, калі над табою Маскаля ўжэ не будзе.



История Беларуси, 9 класс (Морозова, Сосно, Панов, 2011)

Вспомните.

1. Какими были цели и состав участников восстания 1830—1831 гг.?

2. Кто такие временнообязанные крестьяне?

Учебная задача.

Определить, в чем заключался революционно-демократический характер взглядов К. Калиновского и его соратников.

Причины и характер восстания. Продолжением борьбы за возрождение государственности на землях бывшей Речи Посполитой было восстание 1863—1864 гг. Его центром стали этнически польские территории с Варшавой, а причиной, как и ранее, — стремление восстановить государственность на территории бывшей Речи Посполитой в границах 1772 г.

События в Польше нашли отклик в тех регионах, которые ранее входили в состав Речи Посполитой, в том числе в Беларуси и Литве. Восстание в Беларуси было направлено против самодержавия, остатков крепостного права и сословного неравенства.


Председателем ЛПК с октября 1862 г. стал шляхтич с Гродненщины Кас-тусь (Константин Викентий Семенович) Калиновский (1838—1864). Он окончил Свислочское уездное училище. Во время учебы на юридическом факультете Петербургского университета участвовал в революционных кружках. Здесь стал сторонником идей установления народной власти путем крестьянской революции и наделения угнетенных народов правом на самоопределение своей судьбы. В 1861 г. вернулся на родину.


Мінула ўжэ тое, калі здавалася ўсім, што мужыцкая рука здасца толькі да сахі, — цяпер настаў такі час, што мы самі можам пісаці, і то пісаці такую праў-ду справядліву, як Бог на небе. О, загрыміць наша праўда і, як маланка, пера-ляціць па свеце! Няхай пазнаюць, што мы можам не толькі карміць сваім хлебам, но яшчэ і ўчыць сваёй мужыцкай праўды.

1 февраля 1863 г. ЛПК провозгласил себя Временным провинциальным правительством Литвы и Беларуси и обнародовал программные документы, которые дублировали программу польских повстанцев. Население призывалось к вооруженной борьбе, жители объявлялись равноправными гражданами независимо от сословной принадлежности, национальности и вероисповедания. Декларировалась безвозмездная передача в собственность крестьян земельных наделов, находящихся в их пользовании, а с помещиками за землю рассчитывалось государство. Рекрутство заменялось 3-летней всеобщей воинской повинностью. Восстанавливалась униатская церковь.

Большинство местных отрядов повстанцев в западных уездах Беларуси сформировалось в марте — апреле 1863 г. В их состав вошли мелкая шляхта, учащаяся и студенческая молодежь, ремесленники, крестьяне, офицеры, оставившие царскую армию. Эти отряды возглавили на Гродненщине Ф. Рожанский и В. Врублевский — будущий генерал Парижской Коммуны. Руководителем местных отрядов в Минской губернии стал один из последователей К. Калиновского Антон Трусов. После подавления восстания он жил в эмиграции, в 1870 г. стал одним из организаторов Русской секции І Интернационала.

Общего плана действий у повстанцев не было, не хватало также оружия. Они использовали партизанские методы борьбы. Значительной акцией повстанцев стал захват города Горки, чему содействовали студенты Горы-Горец-кого земледельческого института. Однако наиболее активно действовали повстанцы на западе, во многом благодаря непосредственным усилиям К. Калиновского как комиссара Гродненского воеводства (губернии). Масштабностью и ожесточенностью характеризовалась битва под Миловидами в Слонимском уезде. На Брестчине сражался отряд, который возглавлял местный шляхтич, бывший подполковник русской армии, участник Крымской войны Ромуальд Траугутт. В чине генерала он был представителем повстанческих властей за границей, а с октября 1863 г. фактически являлся руководителем всего восстания.



Царские власти жесткими военными мерами боролись с восстанием. В мае 1863 г. в Вильну прибыл новый генерал-губернатор Михаил Николаевич Муравьев. Ранее он последовательно занимал губернаторские должности в Могилеве, Гродно, Минске. Начались публичные казни повстанцев, возросло количество арестов. Одновременно разворачивалась масштабная и достаточно действенная анти-повстанческая, антипольская и антикатолическая пропаганда. Власти обязали сельские общества наблюдать за местной шляхтой, создавались крестьянские стражи для борьбы с повстанцами.

Бывай здаровы, мужыцкі народзе,

Жыві ў шчасці, жыві ў свабодзе.

І часам спамяні пра Яську свайго,

Што згінуў за праўду для дабра твайго.

Восстание 1863—1864 гг. было подавлено царскими властями. По официальным данным, в Беларуси и Литве 128 повстанцев были казнены, более 850 осуждены на каторгу, около 12 тыс. человек сосланы и выселены из края (**1, 2). Дело восстания не прошло бесследно: оно пробуждало к борьбе за свободу грядущие поколения.

Влияние восстания 1863—1864 гг. на условия освобождения крестьян белорусских губерний. Чтобы отвлечь крестьян от массового участия в восстании и склонить их на свою сторону, царское правительство вынуждено было изменить в их пользу некоторые условия реформы. Согласно специальным царским указам в Гродненской, Виленской и Минской губерниях с 1 мая 1863 г., а в Витебской и Могилевской губерниях с 1 января 1864 г. прекращались временнообязанные отношения. Крестьяне, независимо от согласия помещиков, срочно переводились на обязательный выкуп земельных наделов, причем размер выкупных платежей снижался на 20 %. Тем, кто был обезземелен помещиками в предреформенный период, полностью или частично возвращались наделы. Эти уступки самодержавия существенно смягчали условия освобождения крестьян в Литве и Беларуси по сравнению с другими регионами Российской империи.

**2. Известным в мире стало имя уроженца Беларуси Зигмунта Минейко. Он был человеком, для которого идеалы свободы, независимости и справедливости были превыше всего. В его характере сочетались трезвый прагматизм и романтизм. Во время восстания был военным начальником Ошмянского уезда и командиром отряда. Был приговорен сначала к расстрелу, замененному позже 12 годами каторги в Сибири. В 1865 г. бежал за границу. Окончил Академию Генерального штаба в Париже. С 1891 г. в Греции, участвовал в войне с Турцией за Крит. Увлекался древнегреческой историей, отыскал во время археологических раскопок древний город, где находилось святилище Зевса. Будучи отличным инженером, участвовал в строительстве спортивных объектов в Афинах к первым Олимпийским играм 1896 г. и даже работал на них репортером: писал для польских газет. В 1910 г. греческий парламент присвоил ему звание почетного гражданина Греции. За участие в качестве военного специалиста в Балканской войне 1912—1913 гг. был удостоен самой высокой воинской награды Греции — Золотого креста заслуги.


Вопросы и задания

Признаки для сравнения

Политические группировки

  • РАЗДЕЛ І. Беларусь на исходе феодализма: конец XVIII — середина ХІХ вв.

История Беларуси, конец XVIII — начало ХХ в.: учеб. пособие для 9-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / С. В. Морозова, В. А. Сосно, С. В. Панов; под ред. В. А. Сосно; пер. с белорус. яз. Т. Н. Шахмуть. — Минск: Изд. центр БГУ, 2011. — 199 с.: ил.


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Восстание в Беларуси было направлено против:

  • политики самодержавия
  • остатков помещичьего землевладения
  • сословного неравенства
  • национального угнетения
  • влияние Польши на белорусские земли
Вопрос 2

Интересы мелкой и безземельной шляхты, мещан, крестьян выражали

Вопрос 3

Интересы крупных землевладельцев и буржуазии выражали:

Вопрос 4

Восстановить государственность на территории бывшей Речи Посполитой путем всенародного восстанания хотели:

  • Красные (правые)
  • Красные (левые)
  • Белые
Вопрос 5

За установление демократического республиканского строя путем крестьянской революции, за самоопределение народов выступали:

  • Красные (правые)
  • Красные (левые)
  • Белые
Вопрос 6

Восстановить независимость Речи Посполитой хотели при тактике давления на Россию и налаживании дружественных отношений с правительствами Франции и Англии:

  • Красные (правые)
  • Красные (левые)
  • Белые
Вопрос 7

Председателем ЛПК с октября 1862 г. был:

  • К.Калиновский
  • Ф.Рожанский
  • В.Врублевский
Вопрос 8

Нелегальная газета "красных", которая издавалась с 1862 по 1863 гг. - это

Вопрос 9

Установите соответствие между элементами двух множеств.

  • Издание газеты "Мужыцкая праўда"
  • Образование ЛПК (Литовского провинциального комитета)
  • Начало восстания в Польше
  • Прекращение временнообязанных отношений в Витебской и Могилевской губерниях
Вопрос 10

Восстание 1863-1864 гг. подавил:

  • М.Н.Муравьев
  • Ромуальд Траугутт
  • К.Калиновский
  • В.Врублевский
Вопрос 11

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своей работе мы хотели определиться – что за события произошли в 1863-1864 гг.: это было продолжение буржуазной революции в России, начавшейся с отмены крепостного права в 1861 г., но только уже в вооружённой форме или мятеж, имевший узкоэгоистические цели.

Сбор и анализ доступных документов по данному вопросу, возможность их осмысления и сравнения, а также неисследованность по данной тематике выявляет актуальность нашей работы.

Объектом исследования стали события 1863-1864 гг.

Предметом исследования являются печатные и архивные документы разных годов, в которых рассказывается о причинах, основных событиях восстания в Менской губернии и в Борисовском уезде в частности, мероприятиях власти по ликвидации повстанческого движения.

Аддзел адукацыі Барысаўскага раённага выканаўчага камітэта

Дзяржаўная ўстанова адукацыі

“Беларускамоўная гімназія №2 г.Барысава”

Даследчая праца на тэму:

“Паўстанне 1863-1864 гадоў у Менскай губерніі”

вучаніцы 10 “Б” класа

гімназія №2 г.Барысава”

Дакука Сяргей Іванавіч,

настаўнік гісторыі і

гімназія №2 г.Барысава”

на исследовательскую работу

Дакуко Сергея Ивановича

150 лет назад на территории Российской империи произошло национально-освободительное восстание. Нас заинтересовали эти события и мы решили выяснить как они отразились на политическом и социально - экономическом положении белорусского общества того времени.

По данной тематике мы изучили различные труды польских, белорусских и российских историков, в которых содержится описание восстания. Но, как правило, учёные выражали мнение о восстании той или иной стороны. Мы же хотели для себя конкретизировать и расширить представления, которые сложились у нас после изучения тех работ, а так же осуществить поиск новых фактов о тех далеких событиях, проследить на фактическом материале изменения в судьбах людей и общества в целом после поражения восстания.

В своей работе мы хотели определиться – что за события произошли в 1863-1864 гг.: это было продолжение буржуазной революции в России, начавшейся с отмены крепостного права в 1861 г., но только уже в вооружённой форме или мятеж, имевший узкоэгоистические цели.

Сбор и анализ доступных документов по данному вопросу, возможность их осмысления и сравнения, а также неисследованность по данной тематике выявляет актуальность нашей работы.

Объектом исследования стали события 1863-1864 гг.

Предметом исследования являются печатные и архивные документы разных годов, в которых рассказывается о причинах, основных событиях восстания в Менской губернии и в Борисовском уезде в частности, мероприятиях власти по ликвидации повстанческого движения.

Целью исследования явилось воссоздание атмосферы событий восстания.

Задачами исследования было:

а) изучение причин восстания;

б) анализ программ руководства;

в) определение характера действий повстанцев в Менской губернии;

г) ознакомление с архивными документами 1863 – 1864 гг., раскрывающими методы и формы борьбы правительства с повстанцами;

д) поиск и отбор архивных материалов, которые помогут точно передать атмосферу событий, связанных с восстанием 1863-1864г.г.;

е) систематизация собранного материала и составление хронологической таблицы восстания;

ж) анализ статистических данных;

з) обобщение сделанных результатов исследования.

Для исследования нами были использованы каморный и сравнительный методы. Они наиболее способствуют достижению поставленной цели, решению задач и являются наиболее адекватными самой логике исследования.

Каморный метод был использован при изучении материалов как архивных из Национального исторического архива Республики Беларусь, так и общедоступных, сравнительный – при их систематизации.

Научная новизна нашей работы заключается в том, что впервые были собраны и проанализированы разные архивные документы, которые помогают воссоздать и понять атмосферу произошедших событий того исторического периода.

Теоретическая значимость работы заключается в формировании патриотического мировоззрения учащихся на процессы, происходящие в обществе.

В ходе нашего исследования, мы пришли к выводу, что участие в восстании, решительность и самостоятельность в руководстве движения К. Калиновского, А.Трусова и других свидетельствуют о продолжении буржуазной революции в России, но только в вооруженной форме.

Собранный нами материал приведён в соответствии с хронологическим ходом восстания. Также была обработана карта восстания, что дало возможность создать таблицу боевых действий. Она показывает периоды наибольшей активности восставших, показывает очаги восстания.

В ходе исследования мы в первую очередь акцентировали внимание на архивных документах по Борисовскому уезду, а также по ближайшим к нему населенным пунктам. Наша работа воссоздаёт трагическую атмосферу того периода, она является одной из первых по данной тематике нашего края.

Хочется надеяться, что эта работа будет полезной для читателей как источник собранного материала, а также мы думаем, что она даст толчок для активизации работы по изучению истории нашей Родины.


Какие изменения произошли в правовом статусе шляхетского сословия после вхождения белорусских земель в состав Российской империи?

Сайт: Профильное обучение
Курс: История Беларуси, XIX – начало XXI в., 11 класс
Книга: § 1–2. Восстание 1863—1864 гг.
Напечатано:: Гость
Дата: Понедельник, 7 Март 2022, 08:30

Оглавление

1. Причины восстания

Продолжением борьбы за возрождение былой Речи Посполитой явилось восстание 1863—1864 гг. Его центром стали этнические польские территории. Общественное движение на белорусских землях в этот период испытывало сильное влияние польского национально-освободительного движения.

После отмены в 1861 г. крепостного права в Российской империи усилилось крестьянское движение. Крестьянские выступления происходили также в Литве и западной части Беларуси. Крестьяне требовали отменить повинности в пользу помещиков. Позже, в 1864 г., М. Н. Муравьев писал царю, что крестьян западных губерний к участию в восстании привлекли не решенные крестьянскими реформами социальные и экономические проблемы.

Так, очередной подъем крестьянского движения в Беларуси, который был вызван борьбой за улучшение экономического положения, по времени совпал с национально-освободительным восстанием, охватившим в 1863 г. всю Польшу и часть белорусских земель.

2. Политические течения повстанцев

В 1862 г. для подготовки восстания в Варшаве был создан Центральный национальный комитет (ЦНК). Подавляющее большинство его членов составляла шляхта, которая в своей программе на первое место ставила вопрос восстановления Речи Посполитой в границах 1772 г. Главную роль в реализации этой идеи отводили крупным землевладельцам и верхушке буржуазии, а вспомогательную — крестьянству. Летом 1862 г. в Вильне был организован Литовский провинциальный комитет (ЛПК), который подчинялся ЦНК. Председателем ЛПК стал В. К. Калиновский. Большинство в комитете принадлежало правому крылу, которое в восстании делало ставку на обедневшую шляхту и демократические слои городского населения.


3. Характер и результаты восстания

Восстание началось 10 января 1863 г., когда стало известно о намерении царского правительства провести рекрутский набор. На службу должны были быть призваны те, на кого рассчитывали в восстании. Подготовка к выступлению еще не была завершена. ЦНК издал манифест, в котором призвал к вооруженному восстанию и объявил все население Польши свободным. Аграрные вопросы были затронуты минимально: наделы, которыми пользовались крестьяне, должны были перейти в их собственность; безземельные должны были получить наделы при условии, что они примут участие в восстании. Обнародованная программа была непоследовательна и ограниченна. Декларируемые предложения не удовлетворяли крестьян.

1 февраля 1863 г. ЛПК провозгласил себя Временным провинциальным правительством и поддержал восстание в Польше. Он обратился к населению Беларуси и Литвы с манифестом, в котором содержался призыв поддержать участников восстания в Польше. Из числа мелкой шляхты, учащейся и студенческой молодежи, ремесленников были сформированы повстанческие отряды. Численность повстанцев из этих социальных групп достигала 75 %. Наибольшее количество крестьян участвовало в восстании в Гродненской и Виленской губерниях. В Минской, Витебской и Могилевской губерниях крестьяне часто помогали царским войскам, выступая против повстанцев. Всего среди восставших крестьяне составляли около 18 %.

В конце января 1863 г. на территории западных уездов Беларуси появились отряды из Польши. Первые местные отряды начали действовать в Гродненской губернии в марте — апреле. На борьбу с восстанием была направлена российская армия, генерал-губернатором был назначен М. Н. Муравьев, который обладал неограниченными полномочиями. Новый виленский генерал-губернатор призвал действовать против крестьян лишь в исключительных случаях.

В Минской губернии уже к концу июня несколько оставшихся отрядов, которые вели партизанскую борьбу, были рассеяны. В Могилевской губернии активное участие в боевых действиях приняли студенты Горы-Горецкого земледельческого института, но в конце апреля восстание там угасло. В Витебской губернии действовали лишь немногочисленные отряды. К маю 1863 г. восстание в Минской, Могилевской и Витебской губерниях было подавлено. В этих губерниях в подавлении восстания приняло участие и местное население, в основном православного вероисповедания. Это часто было связано с жестоким обращением повстанцев с местным населением и особенно православным духовенством.

В Гродненской губернии восстанием руководил В. К. Калиновский, и там оно продолжалось дольше всего. В губернии действовало пять крупных отрядов, шли упорные бои. Повстанцы потерпели поражение в этих местах в середине июня 1863 г.

Восстание 1863—1864 гг. было подавлено царскими властями. По официальным данным, в Беларуси и Литве 128 повстанцев было приговорено к смертной казни. Это были те, чья жестокость по отношению к местному населению и сопротивление российским властям были доказаны. Около 12 тыс. человек были высланы из края и отправлены на каторгу.

4. Политика российского правительства на белорусских землях после подавления восстания 1863—1864 гг.

С целью недопущения аналогичных восстаний власти пошли на ряд мер. Для привлечения крестьян на свою сторону российское правительство внесло некоторые изменения в реформу по отмене крепостного права. По специальному царскому указу в Гродненской, Виленской и Минской губерниях с 1 мая 1863 г., а в Витебской и Могилевской с 1 января 1864 г. прекращались временнообязанные отношения. Крестьяне, независимо от согласия помещиков, переводились на обязательный выкуп земельных наделов, а размер выкупных платежей уменьшался на 20 %.

С целью снижения влияния местной элиты имения помещиков, имевших отношение к восстанию, конфисковали и на льготных условиях передавали чиновникам из центральных губерний империи. Специально разработанные чрезвычайные законы были направлены на то, чтобы уменьшить в регионе польское влияние.

Католическое духовенство официально не поддерживало восстание, но его представители зачитывали прихожанам манифест Временного провинциального правительства. Православные же священники и их семьи, которые отказались поддерживать восстание, подвергались жестоким расправам со стороны повстанцев. После подавления восстания царское правительство оказало поддержку православной церкви в крае, а многих представителей католического духовенства отправило в ссылку.

Вопросы и задания


1. Сравните восстания 1830—1831 и 1863—1864 гг. по следующим параметрам: причины восстания; главные цели восставших; социальный состав; основные итоги. Обсудите, можно ли считать их двумя этапами борьбы за возрождение Речи Посполитой.

2. Охарактеризуйте политические течения в восстании 1863—1864 гг.

3. Установите причинно-следственные связи между историческими явлениями: разделы Речи Посполитой — восстания 1830—1831 и 1863—1864 гг. — усиление консерватизма в политике российского правительства.

4. Объясните, почему политический курс российского правительства после подавления восстаний 1830—1831 и 1863—1864 гг. в белорусских губерниях определяется как консервативный.

Читайте также: