Воспитательный потенциал школьного музея реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности

Обновлено: 04.07.2024

Статья, посвященная музейной педагогике. Данный материал предназначен для классных руководителей 5-7 классов.

Оценить 888 0

Шувалова Елена Сергеевна

ГБОУ СОШ №653 г. Санкт-Петербурга

учитель хинди и английского языка

Педагогический потенциал музея: интерактивность музейного пространства.

Сегодня под музейной педагогикой понимают научную дисциплину на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающую музей как образовательную систему 4 . Главная особенность музейной педагогики - изменение отношения к аудитории, которая начинает восприниматься не как объект, который необходимо обучать и воспитывать, а как равноправный участник коммуникативного процесса, диалога, осуществляемого в музейной среде 5 . Это в полной мере отвечает современной личностно-ориентированной парадигме образования, в рамках которой создаются оптимальные условия для саморазвития каждой личности, полноценной самореализации.

Музей сегодня призван не только дополнять и иллюстрировать школьный учебник, делать материал, изложенный в учебнике наглядным, а само содержание более простым и понятным для ребенка, но и оказывать серьезную помощь в воспитательной работе, охватывая практически все ее направления, включая не только такие традиционные и приоритетные для музея как духовно-нравственное, эстетическое и этическое воспитание, но и экологическое, трудовое, патриотическое воспитание, которое возможно реализовывать в рамках специализированных музеев.

Выделим ряд ключевых образовательных задач, которые стоят перед музеем сегодня 6 :

стимулирование познания школьников, развитие познавательного интереса. Музей развивает наблюдательность, способность сопоставлять, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы 7 ;

развитие навыков самостоятельного обучения и извлечения информации из первоисточника. Музей уделяет огромное внимание работе с информацией (сбору, обработке, накоплению, систематизации, хранению, оценке, анализу, последующей передаче и т.д.), а значит, школьники получают возможность овладеть определенными умениями и навыками работы с этой информацией, научатся извлекать информацию из первоисточников;

развитие эмоциональной сферы подростка;

воспитание толерантного мышления. Музей является исторически сложившимся институтом, построенным на принципе диалога культур прошлого и настоящего, хранящим в подлинных экспонатах непреходящие ценности, различные картины мира, отличные друг от друга способы познания бытия, в среде музея осуществляется трансляция духовного и культурного опыта, накопленного человечеством за долгие века своего существования;

побуждение детей и подростков к творчеству. Для музейной педагогика характерно применение поискового метода, который позволяет музейному педагогу отойти в сторону и предоставить учащимся свободу действий. Еще одна успешная в педагогическом плане обучающая методика, применяемая в музейных программах - различные деятельностные формы (изготовление бумаги, прядение шерсти, приготовление пищи и т.д.);

формирование пространственно-временных представлений. Музейная среда расширяет представление человека о мире, позволяет прикоснуться к минувшим эпохам, формируя тем самым у подростка пространственно-временные представления, ценностное отношения к прошлому и настоящему, к национально-культурным традициям и реалиям 8 ;

помощь школе в преодолении слабость межпредметной интеграции, изолированности содержания многих учебных дисциплин. В отличие от школы, где учебные предметы оказываются разрозненными и изолированными друг от друга и в силу этого не дают полноценной картины мира, музей позволяет увидеть целостность окружающей действительности во всем ее многообразии, что способствует формированию познавательного интереса к изучению не только отдельных предметов, но и групп предметов, связанных единой направленностью;

формирование общекультурной компетенции детей и подростков. Музей может помочь ребенку научиться ориентироваться в пространстве культуры, сформировать систему ценностных ориентиров, быть готовым к рефлексии и творчеству, к поликультурному диалогу, интегрировать ребенка в современную культуру, сделать его активным субъектом культуры;

формирование ценностных ориентаций личности. Музей представляет собой овеществленную в памятниках историческую традицию народа, является хранителем духовного опыта человечества 9 . В этой ситуации возрастает роль музея как образовательно-воспитательного института, способного транслировать традиционные культурные стандарты, имеющие общенациональное и мировое значение и тем самым обеспечивать межпоколенную передачу культурного наследия, преемственность гуманистических ценностей и воспроизводство национального духовного достояния;

Для реализации этих задач у музея достаточное количество инструментов, таких как, например, музейные коллекции и экспозиции. Но эффективность этих средств значительно повышается, если они включаются в интерактивное пространство музея и становятся его частью или же, сами превращают музей в такое пространство.

В связи с внедрением в Европе идеи о непрерывном образовании длиною в жизнь, расширении возможностей получать неформальное и информальное образование как никогда актуальной становится проблема организации образовательной среды во внешкольных учреждениях. Однако не всякая среда может стать образовательной, а только та, в условиях которой человек включается во все большее количество опосредованных культурных связей с окружающим миром и которая позволяет человеку ориентироваться в классе новых задач и более эффективно решать старые 10 . Среда детского музея становится образовательным пространством лишь тогда, когда в его деятельности реализуются образовательная, развивающая и воспитательная функция. Образовательная среда является местом, где создаются условия для самообучения и саморазвития обучаемого, где включаются его внутренние механизмы активности в процессе взаимодействия со средой 11 .

В след за Н.П. Макаровой выделим следующие четыре типа моделей детского музея:

Американская модель, в основе которого лежит концепция так называемого интерактивного музея, где дети осваивают предметную среду путем непосредственного взаимодействия с ней. Акцент делается на развивающем моменте, при минимальном использовании предметов-подлинников.

Авторская модель предполагает, что личность автора - основателя музея и его и его индивидуальный подход определяют формы подачи материала.

Смешанный тип предполагает использование интерактивных экспозиций с обязательным включением раритетного компонента (предметов старины, представленных в экспозиции музея). Сегодня это самый популярный тип детского музея 14 .

В современных условиях американская модель музея оказывается гораздо более востребованной, поскольку является примером полноценного интерактивного музея, однако, отсутствие подлинных экспонатов или их минимальное включение в экспозицию не позволяет сформировать у подростков уважительное отношение к предметам старины, а, значит, и к истории в целом. Европейская модель музея, ориентированная на использование классической музейной коллекции, в гораздо большей степени способствует формированию общекультурной компетенции школьников, но для более эффективного решения стоящих перед ней задач музею следует концентрировать свое внимание на интерактивных приемах работы с посетителями.

Необходимо выделить ведущие принципы организации деятельности современного музея, ориентированного на детей и подростков:

принцип интерактивности, предполагающий прямое исследование реальных предметов через взаимодействие с ними, познание мира через игру, творчество, самодеятельность, возможность использования всего спектра чувств ребенка (в том числе и физических и эмоциональных ощущений от общения с музейным предметом, возможности к нему прикоснуться);

принцип диалогичности, обеспечивающий ребенку открытое взаимодействие с внешним окружением, способствующее его оптимальному развитию;

принцип адресности - ориентация на конкретную социальную группу, учитывание специфики аудитории и их интересов, возрастных особенностей посетителей;

В своей работе музей вступает в контакт не только с посетителями, общностью решаемых задач и непосредственными деловыми контактами, он связан с самыми различными институтами культуры и образования, с учебными учреждениями и, прежде всего, со школой. Однако и музею сложно организовать подобную работу без участия школы, и сама школа нуждается в поддержке со стороны музея, поскольку не имеет соответствующих ресурсов. В связи с этим возникает необходимость в выстраивании тесных партнерских отношений между школой и музеем.

Учитель сегодня становится потенциальным союзником в организации музейно-педагогического процесса. Посредством учителей музей имеет возможность воздействовать на значительно большую часть школьной аудитории, а кроме того, учителя, получившие подготовку в художественном музее, будут эффективнее осуществлять знакомство детей с коллекциями,
чем музейные сотрудники, поскольку обладают профессиональной
педагогической подготовкой и лучше знают уровень знаний своих
учеников, а также круг их интересов.

Список литературы:

1. Буров Н. В. Современный музей: от просветительства к образовательно- воспитательной деятельности современного музея // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2010. - № 1. - С. 36 - 42.

2. Ильинская Н.И. Образовательные традиции художественных музеев России конца хх – начала xxI в. (на примере государственного русского музея) [Текст]: автореферат дис. … докт. пед. наук /Н.И. Ильинская. - М., 2012. - 18 с.

3. Макарова Н.П. Деятельность детского музея как фактор становления образовательной среды для младших школьников [Текст]: дис. … докт. пед. наук / Н.П. Макарова. - Самара, 2000. - 254 с.

4. Музейная педагогика за рубежом: работа музеев с детской аудиторией / Сост и ред. М.Ю. Юхневич. - М. : РИК, 1997. - 73 с.

5. Рощина Е. Интерактивность как новейшая технология музейного образования // Музейная эпистема: Сборник статей. - СПб., 2009. - С. 245-265.

6. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие / Б.А. Столяров. — М.: Высш. шк., 2004 — 216 с.

7. Тимофеева Л.С. Музейное образование и образование в музее. Трансформация образовательной функции музея: историческая ретроспектива (17 - начало 20 вв. ) // Вопросы музеологии. - 2010. - №1. - С. 82- 88

9. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. Учебное пособие по музейной педагогике / М.Ю. Юхневич. - М., 2001. - 233 с.

1 Тимофеева Л.С. Музейное образование и образование в музее. Трансформация образовательной функции музея: историческая ретроспектива (17 - начало 20 вв. ) // Вопросы музеологии. - 2010. - №1. - С. 82.

2 Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. Учебное пособие по музейной педагогике / М.Ю. Юхневич. - М., 2001. - С.7.

4 Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. Учебное пособие по музейной педагогике / М.Ю. Юхневич. - М., 2001. - С. 15.

6 Макарова Н.П. Деятельность детского музея как фактор становления образовательной среды для младших школьников [Текст]: дис. … докт. пед. наук / Н.П. Макарова. - Самара, 2000. - С. 119-123.

7 Музейная педагогика за рубежом: работа музеев с детской аудиторией / Сост и ред. М.Ю. Юхневич. - М. : РИК, 1997. - С. 14.

8 Буров Н. В. Современный музей: от просветительства к образовательно- воспитательной деятельности современного музея // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2010. - № 1. - С. 40.

9 Ильинская Н.И. Образовательные традиции художественных музеев России конца хх – начала xxI в. (на примере государственного русского музея) [Текст]: автореферат дис. … докт. пед. наук /Н.И. Ильинская. - М., 2012. - С. 11.

10 Макарова Н.П. Деятельность детского музея как фактор становления образовательной среды для младших школьников [Текст]: дис. … докт. пед. наук / Н.П. Макарова. - Самара, 2000. - с.43.

12 Рощина Е. Интерактивность как новейшая технология музейного образования // Музейная эпистема: Сборник статей. - СПб., 2009. - С. 247.

14 Макарова Н.П. Деятельность детского музея как фактор становления образовательной среды для младших школьников [Текст]: дис. … докт. пед. наук / Н.П. Макарова. - Самара, 2000. - с.46-47.

15 Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие / Б.А. Столяров. — М.: Высш. шк., 2004 — С.159.


Формирование нравственных основ подрастающего поколения — первостепенная задача во все времена, так как нравственность — способность к различению добра и зла. Молодежь формирует эту способность во многом на основе нравственных устоев общества. Трудности возникают лишь в случае, когда отрицание нравственных традиций происходит и в искусстве, и в культуре, и особенно — в средствах массовой информации. В этом случае взаимодействие музеев с образовательными учреждениями имеет важное значение, так как приобщение человека к сокровищам мировой культуры и искусства является значимым фактором формирования нравственного сознания. Во многих странах качество образования оценивается по уровню общекультурной осведомленности и социализации учащихся.

В России музеи сотрудничают со школой, но этот союз чаще всего носит односторонний характер. Между тем, именно школа в силу своей природы и уникальных возможностей может и должна готовить юное поколение к восприятию ценностей истории и культуры и, в частности тех, что сосредоточены в музеях. Данное взаимодействие будет эффективным при внедрении системы обязательных договорных, партнерских отношений между школой и музеем, где каждый социальный институт будет иметь свои контрольные обязательства в системе нравственно-эстетического воспитания подрастающих поколений.

Музею необходимо интегрироваться в региональную систему просвещения, образования и воспитания, обеспечить конструктивную и постоянную связь с образовательными организациями, а также с семьями, так как именно там начинаю формироваться зачатки нравственности. [2, С.122]

Положительное значение музея в формировании нравственных ориентиров молодежи очевидно так как:

– музей — открытая социально-педагогическая система;

– музей принимает на себя функции просвещения, образования и воспитания;

– музей формирует свою деятельность на принципах педагогики сотворчества музейных специалистов и посетителей, то есть создает у последних эффект сопричастности к непреходящим ценностям цивилизации;

– музей подчиняет содержание музейной деятельности формированию духовной культуры общества и его отдельных членов;

– взаимодействуя с образовательными и иными социальными институтами, общественными объединениями либо с каждым конкретным человеком, музей становится уникальным механизмом социально-культурной коммуникации, которая способствует воспроизводству культуры, взаимодействию эпох и культурных общностей;

– музей отличается многообразием инновационных, неформальных способов воздействия на аудиторию, в том числе и интерактивных, связанных с современным креативно-информационным мышлением молодежи.

Благодаря соединению формальных и инновационные форм работы, музей, как и прежде, популярен среди молодого поколения и остается средством нравственного ориентирования молодежи, приучает к идеалам гуманизма и красоты, сохранению все прекрасное, что за многие тысячелетия создано человеческим гением. [1, С. 237]

Необходима дальнейшая разработка и реализация основ педагогической культурологии музейной деятельности как области научного знания и социальной практики, что способствует закреплению достижений музейной педагогики и обеспечивают новое качество воспитательного воздействия музея.

Педагогический потенциал музея XXI в. наиболее ярко проявляется в том, что помогает преодолеть слабую межпредметную интеграцию в школе. Музейная педагогика, включаясь в систему образования, воздействует на интеллектуальную и эмоциональную сферу личности, стимулирует формирование целостного отношения к прошлому и настоящему, к национально-культурным традициям и реалиям третьего тысячелетия, то есть музей формирует положительные нравственные ориентиры будущего поколения.

Основные термины (генерируются автоматически): музей, музейная деятельность, музейная педагогика, подрастающее поколение, школа.

Похожие статьи

Музейная педагогика в школе | Статья в журнале.

музей, экскурсия, музейная педагогика, музейная экскурсия, ценность, образовательная деятельность, музейное учреждение, мировая культура

Музей редко выступают инициаторами реализации музейной педагогики, инициатива. Музейная педагогика в школе.

Эстетическое воспитание учащихся средствами музейной.

Переосмысление концепции музея вызвано серьезными гуманистическими социальными проблемами. Эстетическое воспитание и художественное образование подрастающего поколения –важные задачи современной музейной педагогики.

Музей как инновационное образовательное пространство школы

музей, экскурсия, музейная педагогика, музейная экскурсия, ценность, образовательная деятельность, музейное учреждение, мировая культура, краеведческий музей, успешная работа.

Музейная педагогика в школе | Статья в журнале.

Культурно-просветительская деятельность музеев: формы.

музей, культурно-образовательная деятельность, музейная аудитория, музейная информация, музейная деятельность, музейная коммуникация, музейная работа, профиль музея, подрастающее поколение.

музей, экскурсия, музейная педагогика, музейная экскурсия.

. музейная информация, музейная деятельность, музейная коммуникация, музейная работа, профиль музея, подрастающее поколение, музейная среда.

Музейная педагогика — это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии.

Музейная педагогика как технология в школьном историческом.

музейная педагогика, занятие, музейное занятие, ребенок, иркутск, музей, познавательный интерес, образовательная деятельность, двигательная активность, Российская Федерация.

Музейная педагогика как мотиватор познания дошкольника.

школьный музей, музей, детский музей, детская аудитория, музейный предмет, ребенок, музейная деятельность, детская, школа, наглядное преподавание.

Музейная педагогика — это педагогика открытой среды, интеграция музея, музееведения и педагогической науки.

Возможности школьного музея в гражданском воспитании детей.

Деятельность музея исторического профиля может быть посвящена какой-либо историко-краеведческой проблеме региона, либо отдельному событию, также изучению

6. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2004.

Роль музея в образовательном процессе школы

музей, экскурсия, музейная педагогика, музейная экскурсия, ценность, образовательная деятельность, музейное учреждение, мировая культура, краеведческий музей, успешная работа.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Потенциал школьного музея в патриотическом воспитании школьников

Зайцева Марина Владимировна,

учитель истории и обществознания

Ключевым условием жизнеспособности государства, консолидирующей силой, способствующей духовному единению народа, является патриотизм. Патриотизм составляет основу национального самосознания. Он выражается в любви и преданности к своей Родине, родной земле и своему народу, его истории, культуре. Актуальность патриотической проблематики присуща не только современности. Она привлекала большое внимание мыслителей-философов. Ученых, политических деятелей, педагогов на протяжении всей истории человечества. Патриотизм связан с историческим прошлым. История свидетельствует, что благодаря патриотизму народа России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в сложный период своей истории (Смута, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война). История многому учит. Это - коллективная память народа. Поле деятельности педагогов и воспитателей в этом направлении огромно. Это означает, что нам россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего. Нам есть чем гордиться, есть о чем рассказывать детям. Тем более, что арсенал форм и методов работы в этом направлении велик, и не стоит им пренебрегать. Одной из форм работы по патриотическому воспитанию является создание школьного музея.

В 2011 году при обращении к Федеральному Собранию президент РФ Дмитрий Медведев выступил, что государством делается акцент на воспитание гражданина РФ, патриота – носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины. Для выполнения этой задачи – в создании системы патриотического воспитания, немаловажную роль играет деятельность школьного музея.

Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности за сохранение памяти о земляках, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.

Одной из основных задач музея является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.

Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевыми изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего села, школы учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.

Историческое образование в современных условиях немыслимо без серьезного и внимательного изучения повседневной жизни людей в прошлом. Музей – большой помощник в обучении и воспитании учащихся. Он учит детей любить нашу малую Родину, показывает, кем стали выпускники нашей маленькой школы. Школьный музей способствует развитию творческой самостоятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов по истории природы и общества, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Школьный музей призван способствовать расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей детей, овладению практическими навыками поисковой, исследовательской работы, служить целям совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Основная функция школьного музея - образовательно-воспитательная. Школьный музей - это не просто собирание памятников (хотя без этого нельзя обойтись), это не только создание экспозиций (хотя без них музей немыслим), а это еще и многогранная деятельность, направление на повышение образования, нравственное воспитание и формирование исторического сознания, что может быть достигнуто с помощью различных форм музейной деятельности, в том числе массовой научно-просветительной работы.

- документирование истории культуры и природы родного края, России путем выявления, сбора, изучения и хранения музейных предметов;

- осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;

- организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом;

- развитие детского самоуправления.

Музей - большой помощник в обучении и воспитанию учащихся. Он учит любить наш родной край. Школьный музей способствует развитию творческой самостоятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления материалов. Школьный музей призван способствовать расширению кругозора. Основная функция школьного музея - образовательно-воспитательная.

В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются регионарные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования.

Наш музей был создан 4 апреля 2013 г. Организаторами стали директор школы Земцова С.В., выпускница школы, а ныне учитель русского языка и литературы Шамаева Н.Н., выпускник школы, а ныне депутат Волгоградской Думы Горняков С.В., учитель истории и обществознания Зайцева М.В.

В музее собраны подлинные документы Великой Отечественной войны. Есть даже солдатские каски, прострелянные пулями, пули, фляжка.

Недаром говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И перед ребятами не просто музейные экспонаты - за ними стоят солдаты, которые много лет назад держали эти вещи в руках, пользовались ими. Наша школа учувствует в конкурсах, посвященных Великой Отечественной войне. У нас есть почетные грамоты. Никакие беседы не могут дать больше в смысле патриотического воспитания, национального самосознания, гордости за то, что совершили наши деды.

Школьный музей не должен являться самоцелью. Он лишь звено в единой цепи, часть образовательно - воспитательной системы и выполняет только присущие ему функции. Музей не может заменить урок. Он лишь дополняет учебную и воспитательную работу, насыщая её историко-краеведческим содержанием. Из многочисленных форм работы следует выбрать только те, которые могут войти в структуру работы каждой конкретной, отдельно взятой школы. Овладение основами музейного дела, знакомство со спецификой различных ремесел, народных промыслов в процессе краеведческих изысканий оказывает определенное влияние на профессиональную ориентацию учащихся. Нередко ученики, занимавшиеся военно-историческими краеведческими изысканиями, становятся профессиональными военными, пожарными, работниками правоохранительных органом. Важное место в жизни подростка занимает школа, которая как сложный социальный организм отражает характер, проблемы, противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяют ориентацию конкретной личности. Этот потенциал школы может быть реализован лишь при соответствующих условиях, которые позволяют наиболее результативно формировать гражданственность подростков. Среди множества условий одно из важнейших - умение педагогов управлять процессом воспитания юных граждан дифференцированных на диагностической основе с учетом их индивидуально-возрастных особенностей. Правильное воспитание-это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. Существующая практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов:

Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом.

Поведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея.

Использование научного и учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практической конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.

Опора музейной деятельности на предметные кружки и факультативы, элективные курсы.

Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания в жизни музея.

Помощь руководителю музея, Совету музея со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда.

Связь с общественностью, с ветеранами труда и войны, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда.

Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея.

Строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.

Организация постоянных связей с государственными музеями и архивами, их научно-методическая помощь школьным музеям.

Лекция 3. Интеграция музея в воспитательный компонент образования

Слайд 1. Интеграция деятельности музея в образовательно-воспитательный процесс в соответствии с программой воспитания образовательной организации.

Слайд 2. Основные вопросы лекции:

1. Содержательные компоненты музейной педагогики. Основные направления деятельности музея образовательной организации.

2. Методы, формы, приемы и средства организации воспитательной деятельности.

3. Технологии проведения экскурсий, организации выставок.

4. Критерии эффективности деятельности музея образовательной организации.

Как часть социокультурного пространства, образовательная среда музея, объединяя элементы образовательных систем, образовательный материал и субъектов образовательного процесса, является средством формирования культурного опыта каждой личности.

Рассмотрим выделенные содержательные компоненты более подробно.

Понимание образовательной среды музея связано со становлением музейной образовательной деятельности и музейной педагогики, с их базовой установкой на развитие музейными средствами эмоциональной, познавательной и мотивационной сфер. Существующая взаимосвязь между исторически сложившимся пониманием образовательной деятельности музея и современным осмыслением значения музейной образовательной среды, позволяет сделать вывод о том, что эта специфическая среда, имеющая длительный опыт образовательной деятельности, являет особой частью социально-культурной среды. Образовательная среда музея, имея в своей основе в преобладающем большинстве случаев информационные принципы работы с посетителями, расширяет представление людей о картине мира и направлена на передачу узкоспециальных знаний. В музейной среде есть возможность не только испытать эмоциональный подъем, очищение, но и прикоснуться к прошлым эпохам, а также почувствовать свое место в истории, чего не могут дать другие образовательные институты (А. Робер).


Рис. 1. Содержательные компоненты музейной педагогики

Образовательная среда музея позволяет выстраивать многоуровневое взаимодействие взрослого и детей в пространстве современного искусства в форме диалога ребенка с самим собой: как автора и зрителя (Я – Я другой), ребенка – зрителя с автором художественного произведения (Я – Автор), ребенка – зрителя с иной культурой (Я – Культура) и разных культур между собой (Культура – Культура).

Выдающийся педагог начала XX века А.В. Бакушинский, рассматривая образовательную деятельность художественного музея как педагогический процесс, подчеркивал, что значительная роль в этом принадлежит педагогам, пред которыми стоят обязательные условия:

знать историко-искусствоведческий контекст произведения;

уметь самому переживать произведения искусства;

учитывать психологические особенности группы.

Музейному педагогу, как профессионалу, должны быть присущи следующие качества:

1) знание коллекций;

2) умение организовывать образовательный процесс;

3) хорошая ориентировка в экспозициях для оптимального выбора маршрута движения детей по музею;

4) способность легко варьировать и приспосабливать музейные программы к конкретной аудитории;

5) умение задавать вопросы и выслушивать ответы;

6) умение свободно общаться с аудиторией;

7) обладать знаниями в области возрастной физиологии, психологии и педагогики.

Приведите пример фрагмента экскурсии для разных уровней с использованием конкретного музейного предмета.

При реализации любых программ в музее необходимо обеспечить несколько уровней взаимосвязи, представленных на рис. 2.


Рис. 2. Уровни взаимосвязи музейного педагога и ребенка в образовательном пространстве музея

Осуществляя познавательную деятельность в образовательном пространстве музея, музейный педагог должен выбрать методику, способствующую наиболее точной интерпретации новых музейных понятий. В образовательном пространстве музейная педагогика использует различные обучающие методики, опираясь на данные возрастной психологии, физиологии и педагогики.

Основные функции и формы деятельности МУЗЕЯ отражены в ПОЛОЖЕНИ И О МУЗЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ .

3.1. Интеграция деятельности МУЗЕЯ в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения.

3.2. Осуществление музейными средствами учебно-воспитательных задач на основе музейных коллекций.

3.3. Сохранение историко-культурного и природного наследия как национального достояния.

Школьный музей является своеобразной платформой, объединяющей культурную и познавательную составляющие образовательного процесса. В школьном музее можно изучать учебные дисциплины, реализовывать программы внеурочной деятельности и дополнительного образования, организовывать исследовательскую деятельность.

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

"Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 17 февраля 2021 г.) определены основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования (статья 3). Одним из принципов является воспитание гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия и свободного развития личности. Одной из самых актуальных задач современного общества является создание благоприятных условий для формирования полноценной, здоровой личности, ориентированной на общечеловеческие, культурно-исторические, художественно-эстетические, духовные ценности. Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создает почву для осознания им себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. В настоящее время наше общество начинает все яснее сознавать, что будущее России и судьбы новых поколений в огромной степени зависят от того, удастся ли нам сохранить и приумножить богатейшее наследие национальной культуры. Сегодня как никогда важно укреплять национальное достоинство и авторитет России в современном мире, что невозможно без осознания нами своей собственной культурной самобытности и понимания богатейшего духовно-нравственного наследия, завещанного нам предками.

В центре примерной программы воспитания в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально значимые качества личности; активное участие в социально значимой деятельности.

Примерная программа воспитания – это не перечень обязательных для школы мероприятий, а описание системы возможных форм и способов работы с детьми.

На основе примерной программы воспитания образовательные организации разрабатывают свои рабочие программы воспитания. Примерную программу необходимо воспринимать как конструктор для создания рабочей программы воспитания. Он позволяет каждой образовательной организации, взяв за основу содержание основных ее разделов, корректировать их там, где это необходимо: добавлять нужные или удалять неактуальные материалы, приводя тем самым свою программу в соответствие с реальной деятельностью, которая школа будет осуществлять в сфере воспитания.

Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирование других составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять большее, но не единственное внимание.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом деятельность музея может способствовать достижению следующих образовательных результатов:

− сформированность российской гражданской идентичности, любви к Отечеству и чувства гордости за свой край;

− готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

− сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

− сформированность мотивации школьников к целенаправленной

− сформированность навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в разных видах деятельности.

Метапредметных:

− умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая второстепенные и приоритетные задачи;

− умение самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность;

− умение использовать различные ресурсы для достижения целей;

− умение устанавливать контакты с представителями социума;

− овладение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

− способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач.

− приобретение опыта предметной деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания.

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках различных направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.

Приведенные виды и формы деятельности носят примерный характер. Если школа в организации процесса воспитания использует потенциал экскурсий, походов и экспедиций, то в данном модуле Программы ее разработчикам необходимо описать те виды и формы деятельности, которые используются в работе именно их школы. При этом в их реализации педагогам важно ориентироваться на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями их воспитанников.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.

Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:

- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;

- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;

- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;

- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;

- качеством существующего в школе ученического самоуправления;

- качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений;

- качеством проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов;

- качеством профориентационной работы школы;

- качеством работы школьных медиа;

- качеством организации предметно-эстетической среды школы;

- качеством взаимодействия школы и семей школьников.

Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.

Музейная деятельность детей должна быть интегрирована в учебновоспитательный процесс. Через разные формы музей связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин, организацией внеурочной деятельности и дополнительным образованием. Благодаря интеграции ресурсов музея в учебно-воспитательный процесс формируется единое образовательное пространство, способствующее воспитанию гражданской позиции личности и патриотических качеств у школьников, расширению кругозора, развитию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности; повышается эффективность достижения образовательных результатов.

Можно выделить следующие взаимосвязанные направления совместной деятельности взрослых и детей: поисковое, исследовательское, оформительское, методическое, информационно-презентационное, проектное. Каждое из направлений предполагает определенные виды деятельности обучающихся.


Формы работы с музейной аудиторией – это способы реализации культурнообразовательной деятельности музея. Все они обладают как устойчивостью, так и подвижностью. К базовым формам относятся экскурсия, лекция, консультация; в современной музейной практике активно используются также научные чтения (конференции, сессии, заседания), клубная работа (кружок, студия), конкурсы (олимпиада, викторина), концерты (литературный вечер, театрализованное представление), музейный праздник, историческая игра. Их синтез и соединение с формами, заимствованными из других практик, становятся основой для появления новых форм (экскурсия-урок, театрализованная экскурсия, арт-терапевтическое занятие), что стимулирует расширение музейной аудитории и интеграцию музея в местное сообщество.

Проведите ранжирование данных форм в порядке уменьшения популярности использования.

Ведущая форма культурно-образовательной деятельности музея – экскурсия.

Порядок этапов для подготовки экскурсии.

1) определение цели и задач экскурсии;

2) выбор темы;

3) отбор и составление списка литературы;

4) определение источников экскурсионного материала;

5) отбор и изучение экскурсионных объектов;

6) составление маршрута экскурсии;

7) предварительный объезд или обход маршрута;

8) подготовка контрольного текста экскурсии;

10) определение методических приемов проведения экскурсии;

11) определение техники ведения экскурсии;

12) составление методической разработки;

13) составление индивидуального текста экскурсии;

14) прием (сдача ) экскурсии; 15) утверждение экскурсии.

Слайд 11. Чек-лист к открытию музея.

ü Разработать рекламную продукцию ( буклеты , путеводители , объявления, листовки, памятки, закладки и т.п.) и организовать рекламную кампанию музея в местной печати, телевидении.

ü Написать сценарий проведения экскурсии и провести официальное открытие музея.

Источники информации

• Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание: Опыт исследований на материале пространственных искусств / А.В. Бакушинский. – М.: Культура и просвещение, 1992. – 66 с.

• Развитие музейного пространства с учетом целей воспитания ( ссылка на видеолекцию )

• Актуальная информация о примерной программе воспитания

• Содержани е, виды и формы деятельности в соответствии с Программой воспитания

• 0 Примерная программа воспитания и социализации обучающихся на

ступени основного общего образования D (презентация)

• 9 Музейная педагогика в культурно - образовательной и практической D деятельности личности

Читайте также: