Воспитательно значимые проекты и программы в которых уже участвует доу
Обновлено: 05.07.2024
По официальной статистике в России детские сады посещают около 85% детей от 3 до 6 лет. И не зря так много родителей отдают предпочтение детским образовательным учреждениям, а не няне. Именно в детском саду ребенок учится взаимодействию с обществом. Чтобы всестороннее развитие ребенка было правильным и гармоничным, ему требуется взаимодействие с ровесниками. Кроме того, детский сад – это место способное обеспечить юному любознательному организму правильное и методическое обучение.
По официальной статистике в России детские сады посещают около 85% детей от 3 до 6 лет. И не зря так много родителей отдают предпочтение детским образовательным учреждениям, а не няне. Именно в детском саду ребенок учится взаимодействию с обществом. Чтобы всестороннее развитие ребенка было правильным и гармоничным, ему требуется взаимодействие с ровесниками. Кроме того, детский сад – это место способное обеспечить юному любознательному организму правильное и методическое обучение.
Порядок действий при проектировании программы воспитания в детском саду
- Создайте рабочую группу. Руководство вашего детского образовательного учреждения должно самостоятельно принять решение как о необходимом количестве членов рабочей группы, так и о том, кто войдет в состав команды. Рекомендуется привлечь максимальное количество воспитателей детского сада, а также включить в состав группы заинтересованных родителей и социальных партнеров. Не забудьте издать приказ о создании рабочей группы.
Пример приказа о создании рабочей группы
Структура программы воспитания
Каждое детское дошкольное учреждение на основе примерной рабочей программы воспитания разрабатывает собственную образовательную программу, опираясь на сложившийся в ней уклад, региональную и другую специфику. В детских садах цели и задачи воспитания всегда были приоритетны, вся работа этих образовательных организаций направлена на воспитание ребенка. Не стоит усложнять данный документ. Не забывайте: присмотр и уход за детьми — это не только комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня, но и обеспечение интеллектуального и эмоционального развития воспитанников детского сада.
Программа воспитания детского дошкольного учреждения состоит из двух основных частей:
- Программа воспитания, включающая в себя три раздела:
- Целевой
- Содержательный
- Организационный
- Ежегодный календарный план воспитательной работы
Целевой раздел
Целевой раздел состоит из пояснительной записки и описания планируемых результатов работы. В нем стоит отразить особенности современно социокультурной ситуации, в которой развиваются ваши воспитанники.
Пояснительная записка.
В пояснительной записке необходимо подробно и обстоятельно прописать какие цели вы ставите перед программой и какие задачи она призвана решить, а также на какие принципы вы опираетесь при написании программы воспитания в вашем детском саду. Опишите уклад вашей организации, особенности ее внутренней самобытной культуры.
Стоит указать наиболее важные для разработки и реализации вашей программы особенности, в том числе специфику психологического и эмоционального развития воспитанников вашего детского сада, их возрастные и индивидуальные особенности.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Планируемые результаты освоения программы.
Опишите, какие результаты вы хотите получить, реализуя эту программу. Каких успехов детей вы хотите достичь с ее помощью. На чем основываются ваши выводы.
Содержательный раздел
Содержательный раздел программы воспитания в дошкольном учреждении описывает материал, который призван обеспечить гармоничное развитие личности воспитанников. Он должен состоять из:
- описания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей в вашем дошкольном учреждении, опирающиеся на примеры основных образовательных программ дошкольного образования и методические пособия
- описание различных форм, способов, методов и средств реализации вашей образовательной программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, своеобразии их образовательных потребностей и интересов;
- описание деятельности по исправлению нарушений развития детей, если данная работа установлена вашей образовательной программой.
В содержательном разделе программы ценности воспитания должны быть соотнесены с направлениями воспитательной работы.
Что должно быть в образовательных программах дошкольных учреждений?
Пример соотнесения ценностей воспитания с направлениями воспитательной работы
В этом разделе должны быть учтены:
- особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
- способы и направления поддержки детской инициативы;
- особенности взаимодействия педагогического коллектива с родителями и опекунами детей;
В этой части программы необходимо прописать каким образом будут учитываться потребности, интересы и мотивы детей. Не стоит забывать о необходимости опираться на особенности менталитета различных национальностей и социокультурных групп. Ваша задача учесть все возможные факторы, которые могут повлиять на реализацию вашей программы воспитания.
Организационный раздел.
Организационный раздел включает в себя описание материально-технического обеспечения программы воспитания вашего детского сада. Проверьте наличие необходимых материалов, оборудования и инвентаря для обеспечения комфортного воспитания ваших подопечных, в том числе литературы, музыкальных инструментов и т.д. В этом разделе должны быть описаны общие требования к условиям реализации программы. А также особенности организации развивающей предметно-пространственной среды (оформление помещений, игрушки, оборудование). Подумайте хватает ли кадров, для обеспечения реализации вашей программы или может вам необходимо привлечь дополнительных специалистов.
Проанализируйте перечень методических материалами и средств обучения и воспитания, возможно вам необходимо внести изменения и/или подготовить новую документацию (планы, программы взаимодействия, правила внутреннего распорядка).
Календарный план воспитательной работы.
Календарный план воспитательной работы составляется на основе Рабочей Программы воспитания и является ее неотъемлемая частью. Он содержит проекты встреч и всех значимых мероприятий детского дошкольного учреждения. Проектирование событий позволяет составить целостный годовой цикл методической работы основываясь на традиционных ценностях ваших воспитанников. Календарный план позволяет воспитателям создать тематический творческий проект в своей группе и спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребенком.
Проектирование событий в виде календарного плана
Самое главное, не забывайте, что, составляя программу воспитания в вашем детском саду, вы в первую очередь должны учитывать интересы детей. Все ваши цели должны быть направлены на обеспечение комфортного и гармоничного развития ваших воспитанников. Нельзя руководствоваться только сухой буквой закона работая с детьми. Ведь дети – это самый непредсказуемый элемент любой программы.
Одним из главных условий личностного развития человека является поддержка активности личности. Проектная деятельность как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.
Прикреплённые файлы:
Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.
Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.
Взаимодействие с пансионатом ветеранов труда как одна из форм социально-коммуникативного развития дошкольников. Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру.
У детских садов новая обязанность – составить рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы. Срок – до 1 сентября 2021 года . Алгоритм действий и пример программы смотрите в рекомендации. Там же – образец приказа, чтобы утвердить программу в составе ООП.
Проведите педсовет
Новые требования связаны с поправками, которые внесли в Закон об образовании. Чтобы помочь коллегам разобраться в изменениях, обсудите их на педсовете.
Объясните, что поправки призваны усилить воспитательную миссию каждой образовательной организации, в первую очередь – детских садов. Поставьте задачу на ближайший год – подготовить такую программу воспитания, которая поможет каждому педагогу сосредоточиться на решении воспитательных и развивающих задач в комплексе с обучающими.
Рассмотрите понятия, которые добавили в Закон. Расскажите, в чем суть изменений и как они повлияют на работу коллектива. Для наглядности раздайте коллегам памятку
Создайте рабочую группу
Создайте рабочую группу, которая займется подготовкой программы воспитания и календарного плана. Включите в нее заместителя заведующего, старшего воспитателя, воспитателей и методистов, педагога-психолога.
Состав группы утвердите приказом. Издайте положение о ее работе.
Составьте проект программы воспитания
Поручите рабочей группе составить проект программы воспитания в детском саду. Пусть определит ее примерное содержание и структуру.
Содержание программы воспитания
Попросите привлечь к разработке родителей. Для этого оформите уголок на стенде, куда родители смогут прикреплять свои предложения. Также поручите провести опрос на родительском собрании. Тема опроса – как родители представляют себе воспитательную программу, что хотели бы в ней видеть.
Разработайте проект календарного плана воспитательной работы
Поручите рабочей группе составить к программе воспитания проект календарного плана воспитательной работы детского сада. Можно сделать его на год или на весь период освоения дошкольной программы и корректировать при необходимости.
Попросите разделить план на несколько частей в соответствии с направлениями, закрепленными в модулях программы воспитания. Проверьте, указали ли возрастную категорию воспитанников, для которой организуете мероприятия.
Согласуйте проекты с родителями
Поручите рабочей группе рассмотреть замечания и доработать проекты, если это не противоречит основным направлениям развития детского сада. При желании направьте доработанные проекты родителям повторно и дождитесь их мнения.
Утвердите программу воспитания и план
Сделайте рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы частью ООП (п. 9 ст. 2 и ч. 2 ст. 12.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Для этого внесите изменения в основную образовательную программу детского сада.
Рассмотрите окончательные версии проектов рабочей программы воспитания и календарного плана на заседании педагогического совета. Если замечаний нет, издайте приказ и включите программу воспитания и план в состав ООП ДО.
Образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) регламентируется целым рядом документов. При этом основополагающим, устанавливающим основные векторы учебно-воспитательного взаимодействия в конкретном детском саду, будет образовательная программа. Существует несколько программ, по которым сегодня строят свою работу ДОУ. Все они имеют свои особенности, плюсы и минусы, а также тонкости внедрения в практику.
Важные теоретические нюансы
Образовательная программа считается фундаментальной основой работы детского сада, однако и она претерпевает изменения год от года, что связано с изменяющимися реалиями жизни. Например, в последние годы в программы вносятся коррективы относительно меры привлечения компьютерных технологий в работу с дошкольниками.
Рабочая программа — это документ, опирающийся на образовательную программу и требования к организации учебно-воспитательного процесса в учреждении образования, то есть на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который отражает особенности работы педагогов разных специализаций с воспитанниками конкретного (!) возраста. Например, рабочая программа по развитию речи в средней группе, рабочая программа преподавателя музыки и т. п.
Рабочие программы составляются ежегодно под особенности развития конкретной группы малышей с опорой на общую образовательную программу ДОУ.
Рабочая программа составляется на основании образовательной с учётом особенностей детей в группе
Разновидности образовательных программ
Предназначение образовательной программы состоит в структурировании целостного педагогического процесса, способствующего многогранному развитию ребёнка — физическому, социально-коммуникативному, интеллектуальному, речевому и художественно-эстетическому. Пути реализации этой цели могут быть разными, поэтому существует несколько видов образовательных программ. Причём одна группа этих видов подходит к решению задач педагогического взаимодействия с дошкольниками комплексно, то есть сразу по всем векторам развития, а другая — с акцентом на одном или нескольких направлениях формирования личности ребёнка, такие программы называются парциальными. Как правило, детские сады работают по одной из комплексных программ и выбирают в дополнение парциальную, максимально вписывающуюся в образовательный контекст конкретного ДОУ, для введения в учебно-воспитательный процесс вариативной части, то есть дополнительных учебных курсов, кружков.
Некоторые комплексные программы, кроме основного образовательного курса, предлагают также и вариативные. Например, в программе Васильевой одним из таких курсов является английский язык.
Таблица: суть комплексных образовательных программ
- использование здоровьесберегающих технологий для гармоничного развития ребёнка;
- одобрение инициативы в освоении разных видов деятельности, в том числе творческих;
- воспитание духовной культуры.
- детально прописанная методика организации работы педагога со всей группой, с мини-группой и отдельным ребёнком;
- дети учатся учиться, находить нужную информацию.
Минус — нечастое использование фронтальных видов работы обуславливает отсутствие должной подготовки детей к обучению в школе.
- внедрение здоровьесберегающих технологий;
- приобщение детей к нормам морали и поведения через соответствующие их возрасту виды деятельности;
- побуждение к творчеству.
- детальное описание организации периода адаптации;
- наличие модели инклюзивного образования;
- методическое сопровождение занятий.
Минус — скомканное описание предметно-развивающей среды.
- творческое освоение культуры через игру;
- развитие креативности как ведущего личностного качества;
- приобщение взрослых в совместную деятельность;
- развитие умения учиться.
- внедрение здоровьесберегающих методик в работу ДОУ;
- приобщение семьи в процесс образования;
- применение современных технологий при разработке занятий;
- формирование условий для познавательного, физического, творческого и эмоционального развития дошколят.
- формирование предпосылок будущей учебной деятельности;
- создание ситуации успеха для каждого ребёнка;
- осуществление индивидуального подхода.
Минус — нацеленность на личный успех, что нивелирует ответственность каждого за коллектив.
- развитие художественных и интеллектуальных способностей детей как основного вектора процесса образования;
- формирование видения мира через игру;
- поощрение инициативы в работе.
- гармоничный подход к решению задач математического обучения — дети начинают не со счёта, а с математических отношений — больше/меньше/поровну;
- детально прописанные рекомендации по организации предметно-окружающей среды.
Минус — отсутствие полноценного учебно-методического сопровождения.
- интеграция видов активности для усиления результативности учебного процесса;
- творческий подход к выбору приёмов и средств взаимодействия с детьми;
- использование технологий здоровьесбережения;
- координация воздействия детского сада и влияния семьи;
индивидуальный подход; - обеспечение преемственности ДОУ и начальной школы.
- эффективность организации процесса взаимодействия с детьми, проверенная годами;
- всестороннее методическое сопровождение.
Минус — отсутствие адаптации к современным дошкольникам, в частности, использованию в работе ИКТ.
- обеспечение условий для получения ребёнком опыта в разных видах активности;
- формирование представлений о мире посредством решения посильных возрасту задач и проблем;
- подготовка к непрерывному обучению и самообразованию.
- укрепление здоровья малышей;
- развитие ключевых качеств личности;
- создание условий для сбалансированного развития в соответствии с гендерными и личностными особенностями;
- развитие речи и способностей в творческой деятельности;
- воспитание патриотизма;
- тесное сотрудничество детского сада с семьёй.
- создание в группах моделей социума, где ребёнок учится анализировать ситуации, находить выход;
- поощрение самостоятельности дошкольников.
- расхождения тем занятий с темами недели;
- недостаточно проработанные разделы, касающиеся организации индивидуального подхода.
- формирование положительной мотивации к разным видам активности;
- развитие творческого потенциала, в том числе и через индивидуальный подход;
- воспитание основных личностных качеств на основе духовно-нравственного опыта семьи и значимых взрослых.
- организация процесса обучения через игру;
- создание отношений в коллективе по типу семейных;
- развитие эмоционально-волевой сферы личности ребёнка.
- недостаточное внимание к индивидуальному подходу;
- отсутствие детально прописанного предметно-развивающего окружения.
- укрепление физического здоровья детей;
- обеспечение равных условий для развития;
- реализация целостного учебно-воспитательного процесса начиная с детского сада и заканчивая школой;
- обогащение общего культурного уровня ребёнка;
- обеспечение вариативности способов организации учебного процесса (занятия разных видов, проекты и пр.);
- просвещение родителей в вопросах воспитания детей.
- ребёнок получает максимальный для его уровня развития объём информации, но от него требуется усвоить минимальный объём для данного возраста;
- логопедическая направленность занятий;
- успешная подготовка к школе.
Минус — излишняя техническая направленность процесса образования.
Таблица: цели, задачи, достоинства и недостатки парциальных образовательных программ
- воспитание бережного отношения к миру вокруг;
- организация процесса познания через совместную с педагогами и родителями деятельность;
- развитие социальной активности дошкольников для облегчения процесса социализации.
- наличие методической литературы не только для педагогов, но и для родителей;
- практика работы детей в мини-группах и в парах.
Минус — возможные сложности в работе с детьми, чьи семьи придерживаются иных культурных традиций.
- развитие природных возможностей и способностей детей;
- формирование дошкольника как субъекта определённых видов активности.
- развитие познавательной сферы через предметную деятельность;
- стимуляция развития речи;
- формирование ведущей деятельности дошкольников — игровой.
- детальное методическое сопровождение (игры, виды работы);
- опора на преемственность со средним дошкольным возрастом.
Минусом некоторые методисты называют зацикленность на играх.
- интеграция личности ребёнка в культурное наследие;
- формирование деятельностной и коммуникативной личности;
- воспитание объективного восприятия окружающего мира.
- развитие музыкального слуха, чувства ритма;
- обогащение представлений о русской народной музыке в контексте мирового музыкального наследия;
- подготовка к освоению навыков игры на музыкальных инструментах.
- познание мира через игру;
- организация работы детей в разновозрастных группах;
- формирование интеллектуальной, социально активной личности через творческую деятельность;
- воспитание трепетного отношения к правилам и устоям вальдорфского детского сада.
- организация просветительской работы с родителями относительно возрастных особенностей детей;
- привлечение семьи в работу группы;
- создание максимально комфортных условий для малышей.
- индивидуальный подход является первостепенной целью;
- успешная адаптация детей к детскому саду.
Минус — отсутствие обновлений методического сопровождения работы с детьми.
- формирование условий для развития понимания речи через подражание;
- развитие памяти, внимания, мышления;
- пополнение словарного запаса;
- развитие навыков построения грамматически правильных высказываний.
- эффективность условий для развития понимания речи;
- методическое сопровождение программы.
Минус — отсутствие системы адаптации всех образовательных курсов под коррекционные занятия.
- адаптация всех рабочих программ под цели коррекционно-развивающей деятельности;
- тесная связь педагогов и медиков.
- укрепление физического и психического здоровья детей;
- совершенствование владением мячом и улучшение координации;
- формирование технико-тактических умений в играх с мячом;
- воспитание умения работать в команде.
- формирование умений ориентироваться в нестандартных ситуациях;
создание условий для всестороннего изучения правил ПДД; - воспитание ответственных участников движения на дороге.
- развитие критического мышления;
- поощрение инициативы;
- формирование умения ставить и решать задачи;
- развитие креативности;
- воспитание уважительного отношения к людям и природе.
- повышение защитных функций организма;
- тренировка дыхательной системы;
- профилактика плоскостопия;
- реализация потребности детей в движении;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Виды занятий по образовательным программам
Структура учебного процесса устанавливается по ФГОС, в то время как образовательные программы определяют его содержание. В связи с этим такие структурные элементы, как занятия, претерпевают изменения в самом ходе урока, но не в его организации (за исключением Вальдорфского детского сада). Что касается направленности занятий, то всеми комплексными программами предполагается следующий перечень:
Курс риторики предполагает, кроме разных форм говорения, постоянное обращение к книгам
Изучение немецкого языка в детском саду носит форму экспериментальной кружковой работы, причём его организация инициируется родителями.
Методические приёмы
Кроме того, обязательными приёмами, используемыми на занятиях вне зависимости от программы, будут:
- наглядность (картинки, показ видео, демонстрация порядка выполнения того или иного задания, движения и пр. по теме);
- слово — развитие речи воспитанников по любой программе является одним из приоритетных направлений, а без слушания и говорения в диалогах, монологах реализовать это невозможно.
Объяснение является ведущим словесным приёмом
Как написать рабочую программу
Составление рабочей программы вне зависимости от образовательного направления подчинено определённой структуре, установленной ФГОС:
- титульный лист;
- содержание документа;
- раздел целевого компонента;
- раздел содержания.
Две последние позиции, в свою очередь, также имеют определённый план оформления. С подробным описанием схемы составления рабочей программы можно ознакомиться здесь.
Читайте также: