Воспитательная и досуговая деятельность учреждений культуры в дни школьных каникул

Обновлено: 08.07.2024

Методические рекомендации для педагогов дошкольных и младшей школьной групп.

Учебный год для детей связан с довольно серьезными физическими и психическими нагрузками. Поэтому ожидание каникул, особенно новогодних – это мечта о любимых занятиях, об удовлетворении спортивных, художественных, технических интересов. Наконец, они хотят вдоволь поиграть, пошалить, просто погулять.

Каникулы – это продолжение процесса формирования, социализации и образования личности через активное взаимодействие с окружающей средой, благодаря расширению поля его социального взаимодействия, повышению самостоятельности и изменению его деятельности.

Каникулы – компенсация духовных сил и физического развития ребёнка, создание образовательно-развивающей среды для жизнетворчества каждого ребёнка, организация личностно-значимой разнообразной деятельности.

Таким образом, основная идея каникул – сформировать образовательно-развивающую среду для жизнетворчества ребёнка на основе воспитания патриотического сознания, общечеловеческих ценностей и культурологического мышления.

Досуг – мост в большой мир, он обеспечивает дополнительное образование и развитие. Он пронизан, переполнен образами жизни. Суть досуга – поддержать ребенка как человека и как деятеля.

Досуг чаще всего определяют как развлечение. Раз – влечение. Влечение – сильная склонность к чему – либо. Досуг есть влечение к разному.

Досуг всегда деятельностен. Досуговая деятельность отличается абсолютной добровольностью. Заставить детей заниматься досугом невозможно. Возможно приохотить к нему. Досуг – это удовлетворение личных интересов и притязаний детей. Досуг для детей – всегда самореализация и самореабилитация. Это очень важные функции.

Игра – важнейшая сфера жизнедеятельности ребенка. Сливаясь с трудом, познанием, искусством, спортом, она обеспечивает необходимые эмоциональные условия для всестороннего развития личности.

Особое внимание следует уделить народным, национальным играм.

Музыка – искусство, отражающее действительность в звуках, звуковых художественных образах. Музыка не требует перевода. Язык её всеобщ. Надо только научить детей понимать мир звуков.

Модели работы: вечер любимой песни, вечер музыки, новогодняя дискотека, музыкальная викторина, фольклорный праздник, лекция – концерт и т. д.

Театр. Его посещение закладывает театральные привязанности ивкусы, формирует эстетическую культуру детей, раскрывает особенности природы театра, его языка. Театр – особый психологический феномен, смысл которого в очищении психики ребенка. Нашим детям, всем без исключения нужна личная театральная практика.

Модели работы: вечер театральных жанров, литературный карнавал, кукольный театр, настольный театр, театрализованные праздники и развлечения и т. д.

Спорт и другая двигательная деятельность. Спорт – высшая культурная ценность с времен античности, ибо движение – это жизнь. Вовлечение детей в спорт, в двигательную практику – это формирование важнейших черт национальной психологии: духа соперничества, культа молодости, желания и умения продлить жизнь. Спортивные мероприятия воспитывают в детях выносливость, смекалку, ловкость.

Модели работы: весёлые старты, игровой час, кросс, малые олимпийские игры, спартакиада народных игр, спортивный КВН, спортивные игры, эстафеты и т. д.

Веселых новогодних каникул!

Руководитель методического объединения педагогов Г. И. Мукина

Методические рекомендации для педагогов по обучению слабослышащих первоклассников С момента появления на свет, ребёнок познаёт окружающий мир с помощью различных анализаторов: зрения, слуха, обоняния, осязания. С помощью.

Как составить методические рекомендации. Информация для педагогов ДОУ Методические рекомендации – это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим.

Методические рекомендации организации и проведения экскурсий и целевых прогулок в ДОУ для педагогов С незапамятных времен человечество ценит природу и видит в ней не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Наблюдения.

Исходя из особенностей возраста и специфики работы можно сделать вывод, что стержневой проблемой клубного воспитания старшеклассников является выявление и формирование их интересов. Осуществление этой проблемы производится в основном методомвовлечения старшеклассников в деятельность клубных объединений по интересам.

Объединения по интересам – наиболее эффективная форма работы с детьми этой возрастной категории. Клуб помогает юношам и девушкам определить и расширить их интересы, способствует формированию познавательных потребностей.

Клуб – это учреждение отдыха, досуга. Поэтому любое мероприятие, способствующее выявлению и формированию интересов, следует насыщать развлекательными и занимательнымиэлементами, создавая тем самым определенную разрядку школьникам в свободное от занятий время.

Клубная работа со старшеклассниками должна бытьцеленаправленной и систематической. В ней следует различать три этапа.

На первом этапе следует изучить, какие вопросы больше всего привлекают юношей и девушек, заинтересовать их клубными мероприятиями, показать всевозможные результаты. Именно на этом этапе происходит знакомство клубных работников с теми, кого можно будет в будущем вовлечь в объединения по интересам.

Для формирования устойчивых, глубоких интересов у старшеклассников необходимо длительное систематическое и целенаправленное воспитательное воздействие. Такое воздействие может быть осуществлено только на базе внутриклубных объединений.

Выявив интересы и потребности школьников клубный работник переходит ко второму этапусвоей деятельности – к вовлечению старшеклассников в клубные объединения, к созданию коллективов по интересам.

По содержанию и форме можно дать следующую классификацию существующим клубным объединениям старшеклассников:

2. Объединения-циклы. К данному виду объединений относятся клубные циклы лекций, тематических вечеров, экскурсий, диспутов, КВН и пр. Объединения бывают посвященными одной проблеме и разнотемными. Состав их посетителей непостоянен.

3. Широкое распространение в настоящее время в клубах получили юношеские театральные студии, народные ансамбля, детские технические станции.

При организации любого клубного объединения первостепенной задачей является создание коллектива, который в наибольшей степени может содействовать нравственному воспитанию членов объединения. Коллектив, способствующий установлению устойчивых отношений между отдельными членами, делает состав объединения более постоянным, помогая тем самым осуществлять более глубоко работу по выявлению и формированию интересов и препятствуя возможной текучести участников. В центре внимания каждого члена объединения становятся общественные коллективные интересы.

Цельюучастников клубного объединения должна стать совместная общественно-полезная деятельность.Юношам и девушка необходимо знать, что занятия в объединении будут не только помогать им в развитии интересов, но и потребуют от них общественно полезной отдачи. Например, целью работы художественных коллективов является регулярное выступление с концертными номерами перед населением района и т.д.




Участие в общественно полезной деятельности будет формировать интересы в направлении общественной значимости, что особенно важно в нравственном воспитании.

Четкая организационная структура клубного объединения – основа успешной работы. Она определяет характер деятельности клубного объединения и способствует улучшению дисциплины, созданию атмосферы взаимовлияния, укреплению коллектива.

Главным в организации клубного объединения является выявление групп наиболее активных и увлеченных ребят. Они решают вопрос о названии клуба, его эмблеме, символике, традициях. В старшем школьном возрасте ребят еще не перестала привлекать символика, атрибутика. Это те элементы игры, которые принимаются с интересом, помогают сплочению коллектива.

ВОПРОС 31 Организация досуга детей и подростков во время Школьных каникул.

Именно в каникулы КДУ наиболее насыщены работой - нужно сделать каждый день для ребенка незабываемым и максимально наполненным впечатлениями. Каникулы в сфере досуга насыщаются мероприятиями разнопланового характера для полноценного отдыха детей и подростков. Формы работы с детьми на каникулах весьма разнообразны - от творческих недель до ежедневных конкурсно-игровых программ:

Исходя из особенностей возраста и специфики работы можно сделать вывод, что стержневой проблемой клубного воспитания старшеклассников является выявление и формирование их интересов. Осуществление этой проблемы производится в основном методомвовлечения старшеклассников в деятельность клубных объединений по интересам.

Объединения по интересам – наиболее эффективная форма работы с детьми этой возрастной категории. Клуб помогает юношам и девушкам определить и расширить их интересы, способствует формированию познавательных потребностей.

Клуб – это учреждение отдыха, досуга. Поэтому любое мероприятие, способствующее выявлению и формированию интересов, следует насыщать развлекательными и занимательнымиэлементами, создавая тем самым определенную разрядку школьникам в свободное от занятий время.

Клубная работа со старшеклассниками должна бытьцеленаправленной и систематической. В ней следует различать три этапа.

На первом этапе следует изучить, какие вопросы больше всего привлекают юношей и девушек, заинтересовать их клубными мероприятиями, показать всевозможные результаты. Именно на этом этапе происходит знакомство клубных работников с теми, кого можно будет в будущем вовлечь в объединения по интересам.

Для формирования устойчивых, глубоких интересов у старшеклассников необходимо длительное систематическое и целенаправленное воспитательное воздействие. Такое воздействие может быть осуществлено только на базе внутриклубных объединений.

Выявив интересы и потребности школьников клубный работник переходит ко второму этапусвоей деятельности – к вовлечению старшеклассников в клубные объединения, к созданию коллективов по интересам.

По содержанию и форме можно дать следующую классификацию существующим клубным объединениям старшеклассников:

2. Объединения-циклы. К данному виду объединений относятся клубные циклы лекций, тематических вечеров, экскурсий, диспутов, КВН и пр. Объединения бывают посвященными одной проблеме и разнотемными. Состав их посетителей непостоянен.

3. Широкое распространение в настоящее время в клубах получили юношеские театральные студии, народные ансамбля, детские технические станции.

При организации любого клубного объединения первостепенной задачей является создание коллектива, который в наибольшей степени может содействовать нравственному воспитанию членов объединения. Коллектив, способствующий установлению устойчивых отношений между отдельными членами, делает состав объединения более постоянным, помогая тем самым осуществлять более глубоко работу по выявлению и формированию интересов и препятствуя возможной текучести участников. В центре внимания каждого члена объединения становятся общественные коллективные интересы.

Цельюучастников клубного объединения должна стать совместная общественно-полезная деятельность.Юношам и девушка необходимо знать, что занятия в объединении будут не только помогать им в развитии интересов, но и потребуют от них общественно полезной отдачи. Например, целью работы художественных коллективов является регулярное выступление с концертными номерами перед населением района и т.д.

Участие в общественно полезной деятельности будет формировать интересы в направлении общественной значимости, что особенно важно в нравственном воспитании.

Четкая организационная структура клубного объединения – основа успешной работы. Она определяет характер деятельности клубного объединения и способствует улучшению дисциплины, созданию атмосферы взаимовлияния, укреплению коллектива.

Главным в организации клубного объединения является выявление групп наиболее активных и увлеченных ребят. Они решают вопрос о названии клуба, его эмблеме, символике, традициях. В старшем школьном возрасте ребят еще не перестала привлекать символика, атрибутика. Это те элементы игры, которые принимаются с интересом, помогают сплочению коллектива.

ВОПРОС 31 Организация досуга детей и подростков во время Школьных каникул.

Именно в каникулы КДУ наиболее насыщены работой - нужно сделать каждый день для ребенка незабываемым и максимально наполненным впечатлениями. Каникулы в сфере досуга насыщаются мероприятиями разнопланового характера для полноценного отдыха детей и подростков. Формы работы с детьми на каникулах весьма разнообразны - от творческих недель до ежедневных конкурсно-игровых программ:

Главная задача организации работы с детьми в каникулярное время – оздоровление детей и создание условий для развития личности ребенка во время каникул.

Актуальность.
Дополнительное образование детей – это особое образовательное пространство, где осуществляется специальная образовательная деятельность по развитию индивида, расширяются возможности его практического опыта, это создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья воспитанников, обеспечивающих развитие личности с учетом её индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по программе "Каникулы"
Название площадки - Экологическая
Направление деятельности - Обучения правилам пожарной безопасности. Освоение технологии выращивания кедра. Бережное отношение к экологии своей страны.
Средства - Пожарная машина, шланги, вода. Растения – кедр. Экологические макеты.
Результат - обогащение знаниями и опытом общения с природой; овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями, расширение кругозора; получение базы для самоопределения и профориентации; приобретение необходимой физической и моральной закалки, выносливости и мужества в экспедициях, экскурсиях, походах и палаточных лагерях; воспитание экологической культуры.

Название площадки - ПДД
Направление деятельности - лекции-пятиминутки, беседы, физкультминутки, интеллектуальные игры, конкурсносоревновательные мероприятия, эрудиционы, выставки рисунков, самостоятельная работа.
Средства - Карточки с дорожными знаками, настольные игры, пазлы, плакаты, Лэпбуки.
Результат - Формирование у обучающихся устойчивых знаний, умений и навыков в сфере безопасности дорожного движения; формирование культуры участника дорожного движения.

Название площадки - Спортивная
Направление деятельности - Спортивные эстафеты, физминутки, конкурс агит-бригад, игры на свежем воздухе, мастер-классы по каратэ-до,
Средства - Мячи, скакалки, обручи, кольца, канаты, мешки для бега, дартц, кегли, валенки, сарафаны, платки, муляжи лошадок, кольца с лентами.
Результат - формирование у детей и подростков понимания необходимости позитивного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; выработка умений и навыков здорового образа жизни, осознание ценности жизнедеятельности без вредных привычек; знание простейших способов укрепления собственного здоровья, профилактика заболеваний, профилактика вредных привычек.

Название площадки - Театральная
Направление деятельности - Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства, иными словами открыть для детей тайну театра.
Средства - Сцена, костюмы, музыкальное и световое оформление.
Результат - сформировать первоначальные представления о театральном искусстве; развить творческую и трудовую активность ребят, их стремление к самостоятельной деятельности; развить коммуникативные навыки, навыки работы в команде.

Название площадки - Музыкальная
Направление деятельности - дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный и музыкальный вкус, расширяют кругозор. эмоциональное раскрепощение ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через пение, игру, фантазирование.
Средства - актовый зал, фортепиано, музыкальное оборудование, записи фонограмм, сборники караоке, флеш-мобов, угадай-мелодию детских песен.
Результат - здоровьесберегающие навыки: разумное сочетание разнообразных видов деятельности; умения и навыки, приобретенные на музыкальных конкурсах; знакомство с разнообразными видами игровой деятельности; приобретение умений и навыков проведения музыкальных игр; приобретение способностей и навыков индивидуального и коллективного творчества.

Название площадки - Нарисуйка
Направление деятельности - Развитие личности обучающихся средствами искусства и получение опыта художественно-творческой деятельности, элементарной художественной грамоте и работе с различными художественными материалами.
Средства - Изо – листы, мольберты, гуашь, краски, кисти, карандаши, пастель, цветные мелки, мульти-медийная техника.
Результат - Научить элементам художественной грамоты и работе с различными художественными материалами. Развить творческий потенциал, воображение ребенка, навыки сотрудничества в художественной деятельности. Воспитать интерес к изобразительному искусству, обогатить нравственный опыт детей.

Аннотация.

В данном методическом пособии изложены способы организации досуговой деятельности обучающихся Дома творчества в каникулярное время, а также рекомендации по организации и проведению мероприятий, исходя из их воспитательной направленности. Данные материалы призваны помочь педагогам дополнительного образования более эффективно организовывать деятельность обучающихся во время каникул, что, в свою очередь, повышает эффективность всего обучающего процесса в целом.

Значение организации досуговой деятельности.

Организация досуга во время каникул

  • дети 5-10 лет, младший школьный возраст
  • дети 10-14 лет, средний школьный возраст

С точки зрения психологии и у первой, и у второй группы есть схожие особенности. Это:

    1. Стандартизация условий жизни и, как следствие, обязанности, необходимость управлять свое волей.
    2. Притязание на признание среди сверстников, то есть желание быть как все и в тоже время быть лучше.
    3. Притязание на признание со стороны взрослых, так как именно он является эталоном , носителем знаний о социальных нормах.
    4. Каникулы позволяют им уйти от излишнего психоэмоционального напряжения

Учитывая эти особенности, можно сделать вывод о том, что в независимости от разницы возрасте и направлениях деятельности студий Дома творчества, во время каникул ведущим способом проведения досуга детей является коллективная творческая деятельность, где взрослый выступает как организатор.

Естественно, деятельность должна быть развивающей. Наиболее популярными формами являются:

  • Вечеринки, чаепития
  • Спортивные игры, туризм
  • Встречи с интересными людьми
  • Праздники, драматизации
  • Экскурсии, культпоходы





Таким образом, можно сделать вывод о том, что работа по организации досуга детей в каникулярное время ведется систематически, используются наиболее популярные формы Далее предлагается несколько вариантов, которые могут дополнить работу педагогов в каникулярное время.

Поскольку во время каникул акцент во взаимодействии педагога и детей смешается с обучения на воспитание, я разделила эти варианты, исходя из воспитательных задач:

Нравственное воспитание

Интеллектуальная сфера.

Эмоциональное развитие.

Заключение.

Таким образом, в основе организации досуговой деятельности во время каникул должен лежать принцип интереса и занимательности. Именно это способствует непринужденному и конструктивному общению, что, в свою очередь, повышает положительный эмоциональный климат в коллективе.

“Хороший досуг - мудрости друг”
“Приобретешь на досуге - пригодится в жизни”,
так говорит народная мудрость.

Социально-воспитательный потенциал досуга определяется как важнейшая среда взаимодействия человека с окружением, особенно детей и подростков; незаменимое средство, благодаря которому происходит культурное развитие ребенка, в чем крайне заинтересовано государство, общество, семья и сам человек.

Составной частью культурно-досуговой деятельности ДДТ являются программы каникулярного отдыха детей. “В воспитании нет каникул” - эта педагогическая формула становится правилом для педагогов в дни школьных каникул. Основной целью работы педагога в каникулярное время становится: организация досуга детей и подростков, создание условий для творческой реализации и удовлетворения социальных потребностей ребёнка в выработке жизненных ориентиров, стиля взаимоотношений с окружающими.

Досуговая программа “Путешествие по стране “Каникуляндия” имеет несомненную ценность, поскольку стимулирует развитие умений и навыков у детей, представляет право ребенку выбирать и участвовать в различных видах деятельности в соответствии с его мотивационно-потребностной ориентацией.

Создание условий в организации досуга детей и подростков в каникулярный период.

Досуговая программа “Путешествие по стране “Каникуляндия” предназначена для детей дошкольного возраста, младшего и среднего звена, а также старшего школьного возраста.

Программа “Путешествие по стране “Каникуляндия”, предусматривает участие каждого творческого объединения в 3 направлениях созвучным временам года: осень, зима, весна.

1 Направление “Разноцветный листопад” - осень,

2 Направление “Белая метелица” - зима,

3 Направление “Весенняя капель” - весна.

  • приобщением детей к художественной культуре;
  • воспитанием у них культуры общения;
  • формированием культуры организации досуга;
  • обучение их основам культуры быта.

Содержание досуговой программы позволяет детям удовлетворить жажду интеллектуальной, эмоциональной, психической, физической разгрузки, снятия интеллектуального, социального напряжения. Формы досуговых мероприятий связаны с возрастной периодизацией личности ребенка.

  • осмысление детьми в рамках своего возраста досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности;
  • осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное от учебы время;
  • приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел, умения содержательно и разнообразно проводить свободное время;
  • освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры;
  • повышение культуры взаимоотношений детей, их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
  • изменение атмосферы в детском объединении, учреждении в целом на основе массового участия детей в совместных досуговых мероприятиях;
  • формирование традиций образовательного учреждения.

Содержательная характеристика программы

Младший школьный возраст от 6-10 лет (см. таблицу)

В приложении имеется: Методическое обеспечение досуговой программы, материально-техническое обеспечение программы, терминологический словарь различных форм культурно-досуговой деятельности и используемый список литературы при написании досуговой программы.

Читайте также: