Воспитатель как субъект педагогической деятельности в доу

Обновлено: 05.07.2024

Профессия воспитателя - особая по своей сущности и значимости. Особенность его труда состоит прежде всего в том, что объектом является ребенок - самый уникальный продукт природы, а также его физическое, психическое, духовное развитие. Вот почему профессию воспитателя справедливо считают наиболее важной в современном мире.

Педагогическая деятельность выступает как метадеятельность, т. е. деятельность, направленная на организацию и управление другой деятельностью. В определенном смысле деятельность воспитателя ДОУ связана со многими другими видами деятельностей: трудовой, игровой, музыкальной и различными видами творческой деятельности.

Педагогическая деятельность воспитателя реализуется через определенные функции.

Коммуникативно-стимулирующая функция связана с умением педагога общаться с детьми, умением устанавливать и поддерживать с ними доброжелательные отношения. Это определенный стиль взаимоотношений воспитателя с детьми, который включает в себя проявление любви к детям, душевное отношение, теплоту и заботу о них. Данная функция предполагает общение не только с детьми, но и с другими педагогами, с администрацией детского сада, родителями детей.

Диагностическая функция педагогической деятельности связана с изучением детей и установлением уровня их развития, воспитанности.

Нельзя осуществлять учебно-воспитательную работу, не зная уровня его физического и психического развития, нравственной воспитанности, условий семейной жизни и воспитания и т.д.

Ориентационно-прогностическая функция педагогической деятельности выражается в умении воспитателя определять направление воспитательной деятельности, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы, прогнозировать ее результаты.

Конструктивно-проектировочная функция деятельности, органически связанная с ориентационно-прогностической, выражается в умении педагога не только планировать учебную и воспитательную работу, но и творчески подходить к ее организации.

Организаторская функция педагогической деятельности связана с вовлечением воспитанников в намеченную воспитательную работу и стимулированием их активности. Данная функция реализуется через отбор и структурирование информации в процессе общения с детьми; организацию различных видов деятельности воспитанников; организацию собственной деятельности и поведения в процессе взаимодействия с детьми.

Информационно-объяснительная функция педагогической деятельности выражается в том, что в педагогическом процессе ДОУ воспитатель для ребенка всегда является источником информации.

Гностическая (исследовательская) функция педагогической деятельности осуществляется успешно, если воспитатель обладает потребностью к самообразованию и совершенствованию своего педагогического мастерства, повышению определенных исследовательских навыков. Гностическая (исследовательская) функция предполагает развитие умения анализировать, систематизировать, обобщать, классифицировать, оценивать.

Особо следует выделить функцию материнскую, обеспечивающую положительное эмоциональное состояние ребенка, его комфортность, защищенность, так необходимые для психического развития ребенка.

Педагог должен обладать определенными профессиональными и личностными качествами. Можно выделить доминантные качества личности воспитателя детского сада, отсутствие любого из которых влечет невозможность эффективного осуществления педагогической деятельности: любовь к детям и желание работать с ними; гуманность - стремление и умение оказывать своевременную помощь и поддержку ребенку в его личностном развитии; толерантность - терпимость в работе с детьми; эмпатия (вчувствование) - умение понимать состояние ребенка, поставить себя на его место; педагогический оптимизм - вера в ребенка и его дальнейшее развитие; педагогический такт - соблюдения общечеловеческих норм общения и взаимодействия с детьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей; справедливость - способность действовать беспристрастно; честность и искренность в работе с детьми, добросовестность в своей профессиональной деятельности; уравновешенность - способность контролировать свои поступки и действия в любых педагогических ситуациях; способность не теряться в любых экстремальны ситуациях - умение оперативно принимать педагогические решения действовать в соответствии с ними; обаяние - сплав духовности, привлекательности и вкуса; чувство юмора - умение не терять его в различны жизненных ситуациях; мудрость - наличие жизненного опыта; социальная активность - готовность и способность деятельно содействовать решению общественных проблем в сфере профессионально-педагогическо деятельности.

Определен и круг должностных обязанностей воспитателя:

• планирует, организует жизнедеятельность детей и осуществляет и воспитание;

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

• проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для социально психологической реабилитации детей, социальной трудовой адаптации;

• использует разнообразные приемы, методы и средства обучения;

• на основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендации психолога планирует и проводит с детьми коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально);

• совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение укрепление здоровья детей, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечает за их жизнь и здоровье.

Деятельность педагога:

• организует выполнение детьми режима дня, организации досуга и получении дополнительного образования, вовлекая их в различны виды творческой деятельности согласно интересам и потребности каждого ребенка;

• организует с учетом возраста детей работу по самообслуживании: участие в общественно полезном труде;

• проводит работу по профилактике отклоняющегося поведения вредных привычек у детей;

• взаимодействует с родителями детей или лицами, их заменяющими информирует родителей о развитии и воспитании ребенка в ДОУ;

• координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя в рамках единого образовательного процесса;

• организует и проводит культурно-массовую работу с детьми в тесном контакте с советом образовательного учреждения;

• планирует педагогический процесс в своей возрастной группе.

Педагог должен знать:

• Конституцию Российской Федерации; законы РФ, решения Правительства Российской Федерации по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка;

• педагогику, психологию, возрастную физиологию, гигиену; основы доврачебной медицинской помощи; теорию и методику воспитательной работы.

Одним из важнейших требований, которые выдвигает педагогическая деятельность является четкость социальной и профессиональной позиций ее представителей. Именно с помощью этих позиций воспитатель выражает себя, как субъект педагогической деятельности, под которым понимается, прежде всего, личность, способная индивидуально точно применять знания педагогики и психологии.

Воспитатель, как субъект профессиональной деятельности есть носитель сознания и самосознания, характеризующийся способностью к саморегуляции и самореализации, соответственно своими замыслами и намерениями.

С введением и реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования профессиональная деятельность воспитателя рассматривается, как инновационная. Переход от традиционного метода обучения к деятельностному методу требует от воспитателя дошкольного образования изменения мировоззрения, всей привычной системы взаимодействия между ними и воспитанниками.

Ведущее место в профессиональной деятельности занимает направленность личности воспитателя, которая проявляется во всех ситуациях, связанных с профессиональной жизнедеятельностью. Так же, направленность личности определяет систему базовых отношений человека к миру и самому себе, смысловое единство его поведения и деятельности, создает устойчивость личности, позволяя противостоять нежелательным влияниям и является основой саморазвития и профессионализма.

Профессиональная направленность личности воспитателя характеризуется, прежде всего, наличием интереса к педагогической профессии и педагогического призвания. Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств.

Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов

Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов Предлагаю вашему вниманию выступление на методическом объединении. Надеюсь, что материал будет полезен для работы. 1 слайд – тема выступления.

Новые образовательные стандарты-базис модернизации ДОУ. Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя Дошкольный возраст –время закладывания и формирования навыков и умений переходящих в фундоментальные навыки сопровождающие человека на протяжении.

Отчет профессиональной деятельности

Отчет профессиональной деятельности Приоритетным направлением социальной политики российского государства и стран мирового сообщества является создание системы эффективной.

Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического.

Родители, как неотъемлемый субъект образовательного процесса Современный педагог дошкольного учреждения, если не взаимодействует с родителями воспитанника, то достигает лишь поверхностных и мимолётных.

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя Самоанализ профессиональной деятельности Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.

Сведения о результативности профессиональной деятельности Цель моей педагогической деятельности - создание благоприятных условий, направленных на развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных.

Выступая как индивидуальный субъект педагогической деятельности, педагог в то же время представляет собой общественный субъект - носитель общественных знаний и ценностей. В силу этого в субъектной характеристике педагога всегда соединяются аксиологическая (ценностная) и когнитивная (знаниевая: общекультурные и предметно-профессиональные знания) плоскости.

Как индивидуальный субъект, педагог всегда представляет собой личность во всем многообразии индивидуально-психологических, поведенческих и коммуникативных качеств.

П.Ф. Каптерев выделил объективные и субъективные свойства, факторы, наметил их иерархию. Свойства педагога подразделяются на:

1)Личностные - нравственно-волевые качества;

2)Специальные, которые подразделяются на:

- объективные - научная подготовка учителя;

- субъективные - это личный учительский талант.

Еще одним субъектным свойством педагогической деятельности является сопротивление синдрому эмоционального сгорания или психофизиологического истощения. Н.А. Аминов приводит признаки этого синдрома:

1) истощение, усталость;

2) психосоматические осложнения;

4) негативные установки по отношению к клиентам;

5) негативные установки по отношению к своей работе;

6) пренебрежение исполнением своих обязанностей;

7) увеличение приема психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);

8) уменьшение аппетита или переедание;

9) негативная самооценка;

10) усиление агрессивности (раздражительности, гневливости, напряженности);

11) усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);

12) чувство вины.

Индивидуально-психологические особенности субъекта педагогической деятельности внутренне связаны со способностями человека, которые формируются по специфическим психологическим закономерностям, а не заложены в свойствах нервной системы, при этом, процессы обучения будут протекать иначе у лиц с высокой и низкой динамичностью нервных процессов, а музыкальный слух будет иначе формироваться у лиц с нервной системой высокой и низкой чувствительности.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.002)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ГОБ ПОУ Усманский промышленно-технологический колледж

Преподаватель: Т.А. Воронина

Основные виды педагогической деятельности

Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются преподавание и воспитательная работа.

Воспитательная работа - это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности.

А преподавание - это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников. По большому счету, педагогическая и воспитательная деятельность - понятия тождественные. Такое понимание соотношения воспитательной работы и преподавания раскрывает смысл тезиса о единстве обучения и воспитания.

Обучение, раскрытию сущности и содержания которого посвящено много исследований, лишь условно, для удобства и более глубокого его познания, рассматривается изолированно от воспитания. Не случайно педагоги, занимающиеся разработкой проблемы содержания образования неотъемлемыми его компонентами наряду со знаниями и умениями, которыми человек овладевает в процессе обучения, считают опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. Без единства преподавания и воспитательной работы реализовать названные элементы образования не представляется возможным.

Сравним в общих чертах деятельность преподавания, имеющую место, как в процессе обучения, так и во внеурочное время, и воспитательную работу, которая осуществляется в целостном педагогическом процессе.

Преподавание, осуществляемое в рамках любой организационной формы, а не только урока, имеет обычно жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты способов ее достижения. Важнейшим критерием эффективности преподавания является достижение учебной цели. Воспитательная работа, также осуществляемая в рамках любой организационной формы, не преследует прямого достижения цели, ибо она недостижима в ограниченные временными рамками организационной формы сроки. В воспитательной работе можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель. Важнейшим критерием эффективного решения воспитательных задач являются позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении и деятельности.

Содержание обучения, а, следовательно, и логику преподавания, можно жестко запрограммировать, чего не допускает содержание воспитательной работы. Формирование знаний, умений и навыков из области этики, эстетики и других наук и искусств, изучение которых не предусмотрено учебными планами, по существу есть не что иное, как обучение. В воспитательной работе приемлемо планирование лишь в самых общих чертах: отношение к обществу, к труду, к людям, к науке (учению), к природе, к вещам, предметам и явлениям окружающего мира, к самому себе. Логику воспитательной работы учителя в каждом отдельно взятом классе нельзя предопределить нормативными документами.

Отмеченные различия в организации деятельности преподавания и воспитательной работы показывают, что преподавание значительно легче по способам его организации и реализации, а в структуре целостного педагогического процесса оно занимает подчиненное положение. Если в процессе обучения практически все можно доказать или вывести логически, то вызвать и закрепить те или иные отношения личности значительно сложнее, поскольку решающую роль здесь играет свобода выбора. Именно поэтому успешность учения во многом зависит от сформированного познавательного интереса и отношения к учебной деятельности в целом, т.е. от результатов не только преподавания, но и воспитательной работы.

Выявление специфики основных видов педагогической деятельности показывает, что преподавание и воспитательная работа в их диалектическом единстве имеют место в деятельности педагога любой специальности. Например, мастер производственного обучения в системе профессионально-технического образования в процессе своей деятельности решает две основные задачи: вооружить обучающихся знаниями, умениями и навыками рационально выполнять различные операции и работы при соблюдении всех требований современной технологии производства и организации труда; подготовить такого квалифицированного рабочего, который сознательно стремился бы к повышению производительности труда, качества выполняемой работы, был бы организован, дорожил честью своего цеха, предприятия. Хороший мастер не только передает свои знания ученикам, но и направляет их гражданское и профессиональное становление. В этом собственно и заключается суть профессионального воспитания молодежи.

Только мастер, знающий и любящий свое дело, людей, сможет привить учащимся чувство профессиональной чести и вызвать потребность в совершенном овладении специальностью.

Структура педагогической деятельности

В отличие от принятого в психологии понимания деятельности как многоуровневой системы, компонентами которой являются цель, мотивы, действия и результат, применительно к педагогической деятельности преобладает подход выделения ее компонентов как относительно самостоятельных функциональных видов деятельности педагога.

Н.В. Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях.

Конструктивная деятельность, в свою очередь, распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).

Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.

Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.

Однако названные компоненты, с одной стороны, в равной мере могут быть отнесены не только к педагогической, но и почти к любой другой деятельности, а с другой - они не раскрывают с достаточной полнотой все стороны и области педагогической деятельности.

Некоторые авторы относят конструктивный, организаторский и исследовательский компоненты (функции) к общетрудовым, т.е. проявляющимся в любой деятельности. Но он конкретизирует функцию учителя на этапе реализации педагогического процесса, представив организаторский компонент педагогической деятельности как единство информационной, развивающей, ориентационной и мобилизационной функций. Особо следует обратить внимание на исследовательскую функцию, хотя она и относится к общетрудовым. Реализация исследовательской функции требует от учителя научного подхода к педагогическим явлениям, владения умениями эвристического поиска и методами научно-педагогического исследования, в том числе анализа собственного опыта и опыта других учителей. Конструктивный компонент педагогической деятельности может быть представлен как внутренне взаимосвязанные аналитическая, прогностическая и проективная функции.

Эффективность педагогического процесса обусловлена наличием постоянной обратной связи. Она позволяет учителю своевременно получать информацию о соответствии полученных результатов планировавшимся задачам. В силу этого в структуре педагогической деятельности необходимо выделить и контрольно-оценочный (рефлексивный) компонент.

Педагог как субъект образовательного процесса

Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности.

Позиция педагога - это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности в частности, которые являются источником его активности.

Она определяется, с одной стороны, теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет ему общество. А с другой стороны, действуют внутренние, личные источники активности - влечения, переживания, мотивы и цели педагога, его ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы.

В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности. Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, убеждений и ценностных ориентации, которые были сформированы еще в общеобразовательной школе. В процессе профессиональной подготовки на их базе формируется мотивационно ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности в самом широком ее понимании в конечном итоге выражается в направленности, составляющей ядро личности учителя.

Социальная позиция педагога во многом определяет и его профессиональную позицию. Однако здесь нет какой бы то ни было прямой зависимости, поскольку воспитание всегда строится на основе личностного взаимодействия. Именно поэтому педагог, четко осознавая, что он делает, далеко не всегда может дать развернутый ответ, почему он поступает так, а не иначе, нередко вопреки здравому смыслу и логике. Никакой анализ не поможет выявить, какие источники активности возобладали при выборе педагогом той или иной позиции в сложившейся ситуации, если он сам объясняет свое решение интуицией. На выбор профессиональной позиции педагога оказывают влияние многие факторы. Однако решающими среди них являются его профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности личности, темперамент и характер.

Некоторые авторы дают характеристику типичных ролевых педагогических позиций. Педагог может выступать в качестве:

- друга, если он стремился проникнуть в душу ребенка;

- диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;

- советчика, если использует осторожное уговаривание;

- вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) интересными целями, перспективами.

Каждая из этих позиций может давать положительный и отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя. Однако всегда дают отрицательные результаты несправедливость и произвол; подыгрывание ребенку, превращение его в маленького кумира и диктатора; подкуп, неуважение к личности ребенка, подавление его инициативы и т.п.

Таким образом, можно сделать вывод, что позиция педагога - это система интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности.

1. Венгер Л.А. Психология развития. Словарь / Л.А. Венгер. - М.: ПЕР СЭ, 2006. -176 с.

2. Ильясов И.И. Структура процесса учения./И.И Ильясов - М.: Издательство МГУ, 1986. - с.102

4. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя./Н.В. Кузьмина. -- Л.: наука 1995. - 212 с

5. Клюева Н.В.Педагогическая психология / Н.В. Клюева. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с

6. Ростопшин П. Психология и педагогика / П. Ростопшин. - М.: ПРИОР, 2000. - 96 с

Читайте также: