Воспитание школа и педагогическая мысль у народов ближнего и среднего востока

Обновлено: 06.07.2024

2.2. Воспитание и обучение в странах Древнего Востока.

Постепенно к концу I тысячелетия школьное образование становится сферой влияния семей, которые столетиями из поколения в поколение передавали мастерство писцов. В это время высокого уровня достигает искусство врачевания, которому обучали жрецы, поскольку оно приравнивалось к магическим ритуалам.

Первые школы в Древнем Египте появляются в Ш тысячелетии до н. э. Они были небольшими по числу учеников, за обучение в них взималась высокая плата. Школу посещали в основном мальчики из семей чиновников, жрецов, землевладельцев, зажиточных граждан, девочки чаще обучались дома. Обучение было индивидуальным, его продолжительность зависела от старания и способностей ученика. На начальном этапе обучения дети учились считать, читать и писать, на втором этапе происходила дифференциация: одни изучали музыку, литературу, грамматику, другие осваивали математику, третьи – основы ведения хозяйственной деятельности. Процесс обучения был рутинным и сводился к переписыванию и заучиванию стандартных текстов, поучений, примеров и т. п. Образование носило специализированный характер и считалась залогом успешной карьеры в будущем.

В Древней Индии обучение носило семейно-школьный характер, причем роль семьи была доминирующей. В Индии сложилась особая кастовая система общественного устройства. Вплоть до V в. до н. э. в период индуизма воспитание и обучение в Древней Индии основывалось на идее, согласно которой каждый человек должен развивать свои нравственные, физические и умственные качества, чтобы органично вписаться в свою касту. Таким образом, воспитательный идеал имел различия в зависимости от касты: для брахманов (жрецов) необходимо было воспитание праведности и чистоты помыслов, для кшатриев (воинов) – формирование смелости и мужества, для вайшьев (крестьян) требовалось развитие трудолюбия, для шудры (слуг) предусматривалось воспитание послушания и исполнительности.

К середине I тысячелетия до н. э. в Древней Индии выстроилась своеобразная система образования. На начальной ступени дети получали образование в семье. Сроки упанаямы для трех высших каст были неодинаковыми: для брахманов – 8 лет, для кшатриев – 11 лет, для вайшья – 12 лет. Самым широким было содержание образования брахманов, которое длилось около 8 лет и могло после этого продолжаться еще 3–4 года. Оно включало в себя поэзию и литературу, грамматику, зачатки философских знаний, математику, астрономию. Следующим уровнем образования повышенного типа, которому посвящали себя немногие ученики, было обучение у гуру – особо почитаемого учителя.

В целом народы Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт обучения и воспитания, создали первые в истории человечества школы, сформулировали начальные представления об обучении и воспитании.

Педагогическая мысль Ближнего и Среднего Востока в эпоху средневековья

Период IX-XIII вв. в востоковедении считается эпохой восточного Ренессанса поскольку задолго до европейского Возрождения ученые арабо-мусульманского мира подвергли глубокому изучению духовное наследие античности.

Арабский аристотелизм был тесно связан с конкретными науками: математикой, астрономией, медициной и в значительно меньшей степени с религией ислама. В своих воззрениях ученые Ближнего Востока выходили на идею о вечности мира. Их волновали проблемы соотношения Бога и человека, человека и природы, определения границ религии и науки. Несмотря на то что вслед за Платоном и Аристотелем они признавали божественное начало как первопричину всех причин, они в то же время высоко оценивали знания, основанные на опыте и логических доказательствах.

Главным в учении о человеке и его воспитании у восточных мыслителей выступало стремление проникнуть в суть человеческой природы. С этой целью они обращались к, условно говоря, практической философии, имеющей в центре своего внимания поведение, деятельность, функции человека. Природа индивида рассматривалась ими как с биолого-психологической, так и с социальной стороны. Придерживаясь аристотелевского тезиса о социальной сущности человека, восточные мыслители средневековья в своей философии обращали внимание на социальную сторону воспитания. Человек не может быть независимым в реализации своих личных потребностей, считал Авиценна, поскольку он удовлетворяет их не иначе, как в общении с другими представителями человеческого рода. Вследствие этого необходимо соглашение между людьми, установление норм справедливости и закона, которым законодатель должен придать статус обязательности.

Социальная функция воспитания человека согласно этой теории состоит в соблюдении этических норм, стремлении к образованности, помогающей усвоить эти нормы, и в овладении приемами самопознания и самовоспитания. При этом воспитание и образование должны неизменно подчиняться законам эволюции и прогресса. Высшая цель воспитания, по мнению восточных ученых, — это достижение счастья, формулу которого составляет сумма духовных навыков и благородных качеств человеческого характера.

Появление плеяды ученых-энциклопедистов во многом определило дальнейшее развитие педагогической мысли не только в странах Востока, но и во всем мире. Это были гуманисты по своим нравственным принципам, вклад которых в разработку педагогических идей нельзя переоценить.

расширение сети государственных учебных
заведений, особенно высших
введение в 606 г. новой системы государственных
экзаменов, которая официально допускала к сдаче
экзаменов
любого
человека,
который
предварительно
изучил
конфуцианские
классические книги, независимо от его
социального положения.
правление династии Суй (581617)
7

Вся система воспитания и образования в Китае была попрежнему ориентирована на изучение древних
классических книг, оторвана от реальной практической
жизни
становление неоконфуцианства, которое оказывало
сильное влияние на содержание воспитания и
образования в Китае в последующие века, вплоть до
начала XX в.
Династия Сун (960-1279)
9

неоконфуцианские идеи провозглашали незыблемость
существовавшей государственной власти, безусловное
подчинение старшим по возрасту, детей родителям,
подчиненных начальнику, что соответствовало основным
целям воспитания и образования в тогдашнем Китае.
Через систему образования и систему государственных
экзаменов учение Чжу Си играло важную роль в
воспитании подрастающего поколения в Китае вплоть до
начала XX в.
Учение Чжу Си оказало заметное влияние на философию
Кореи и Японии
неоконфуцианство
11

распространение монгольской письменности и
созданию монгольских школ, которые существовали
наряду с китайскими школами.
В 1289 г. в Китае функционировало более 24 тыс.
различных учебных заведений, многие из которых
имели земельные участки для того, чтобы с помощью
получаемых с них доходов покрывать расходы,
связанные с содержанием школ.
развитие астрономической, математической и
медицинской наук, что способствовало созданию
ряда учебных заведений соответствующих профилей.
В 1279-1368 гг. Китай находился
под правлением монгольской
династии Юань.
12

начальное обучение длилось 7-8 лет. За это время
учащиеся:
заучивали
до 3 тыс. наиболее употребительных
иероглифов,
получали элементарные знания по арифметике и
китайской истории
Обучались каллиграфии — искусству красиво писать
иероглифы.
После завершения начального обучения сдавались
экзамены. Те, кто успешно их выдерживал, могли
продолжать образование на второй ступени, в средней
школе.
Традиционная китайская система
школьного образования
17

Обучение на второй ступени длилось 5-6 лет, в течение
которых изучались классические книги, входившие в
конфуцианское четверокнижие.
На последних годах обучения второй ступени учащиеся
обучались стилистике и умению писать стихи, толковать
тексты классических книг и комментариев к ним, писать
сочинения по определенной форме.
В процессе обучения на второй ступени учащиеся сдавали
экзамены: месячные, квартальные и годовые.
Содержание обучения ограничивалось узкими рамками и
носило чисто гуманитарный характер. Преподавание
естественных наук, за исключением основ арифметики, не
входило в содержание образования.
Традиционная китайская система
школьного образования
18

длительная
консервация
феодальных
отношений в Китае,
что резко затормозило
социальноэкономическое
развитие страны,
науки, культуры и
образования
1644-1911 гг. правление
маньчжурской династии Цин
22

В Коране содержались все предписания поведения
людей.
Образованные
люди,
способные
не
только
проповедовать Коран, но и обучать грамоте,
становились
учителями
в
повсеместно
организованных при мечетях элементарных школах
— куттабах. Обучение в них проводилось поэтапно
от прослушивания свода правил Корана и его
первоначального осмысления к чтению и затем
переписыванию текстов.
Начиная посещать школу с шести лет, дети
находились в жестких условиях — многочасовые
монотонные занятия, жесткие наказания за леность и
проступки.
Развитие образования в
исламских государствах
24

Среднее и повышенное образование давалось в медресе,
где шло углубленное изучение арабского языка,
осмысление деяний пророков, овладение основами
правоведения, мусульманская теология, каллиграфия и
диалектика. Такая программа обучения вытекала из трех
основных установок ислама: освоение науки о чтении и
толковании Корана, деяний пророков и правоведения.
Цель обучения - религиозное образование. Большое
внимание
уделялось
и
развитию
умственных
способностей, в первую очередь — памяти.
Развитие образования в
исламских государствах
25

рассматривали педагогические проблемы не как
абстрактную теорию, а как часть живого процесса
развития человечества
Кинди, Фараби, Бируни,
Авиценна, Аверроэс, Туси, ИбнХалдун
26

Помимо школ при мечетях по всей территории
средневекового арабского Халифата возникали платные
школы и университеты, своего рода литературные салоны,
в которых обсуждались светские и религиозные
проблемы.
Появившиеся в этот период арабские университеты стали
прообразом
европейских

с
библиотеками,
лекционными залами, с приглашением крупных ученых
для преподавания.
Развитие образования в
исламских государствах
27

После освобождения от арабской зависимости и в связи с
формированием новоперсидского языка (фарсидари) в
Иране
появилось
большое
количество
научной
литературы и книг светского содержания.
В библиотеках, где можно было не только ознакомиться с
рукописями, но и получить образование, поскольку
библиотеки использовались как центры обучения, или
заняться переписыванием книг.
Хорошо организованное домашнее обучение детей знати
успешно дополняло сеть просветительских учреждений
Ирана.
IX в
29

от
исламской
догматики
стали
отпочковываться
естественные науки —
математика, география,
фармакология,
астрономия
Конец X до XI в. Иран
30

Восприятие
и
толкование
философских
трудов
античности приводило к развитию рационалистических
тенденций в мусульманской теологии, возникновению
самобытной философии
Переосмысление трудов Платона и Аристотеля
Главным в учении о человеке и его воспитании у
восточных
мыслителей
выступало
стремление
проникнуть в суть человеческой природы.
практическая философия, имеющая в центре своего
внимания поведение, деятельность, функции человека
IX-XIII вв. эпоха восточного
Ренессанса
31

Три идеологии:
брахманская
буддийская
мусульманская
3.Воспитание и педагогическая
мысль в средневековой Индии
34

богатые семьи держали дома людей, которые читали их
детям гимны из вед.
Со II-I вв. до н. э. стали открываться школы. Здесь с 8 лет
начинали обучаться брахманы, с 12 лет — кшатрии и
вайшьи. И до 16 лет.
Содержание образования религиозный характер, но наряду
с заучиванием вед-гимнов религиозного содержания оно
предполагало также изучение элементов математики,
истории, этики, астрономии, грамматики, философии,
физические упражнения.
Обучение было устным.
Ученик жил в доме учителя-гуру, который личным
примером воспитывал у него честность, преданность вере,
послушание
родителям.
Ученик
должен
были
беспрекословно подчиняться своему гуру и почитать его
больше, чем родителей.
Общественный статус наставника-гуру был очень высоким.
Профессия учителя-воспитателя считалась самой почетной
по сравнению с другими профессиями.
Образование высших слоев
36

дети
готовились
к
занятию
должностей
священнослужителей,
которые выполняли и
главные педагогические
функции.
Практические навыки в
каждой
касте
передавались
от
родителей детям.
брахманы
37

практическая
направленность
образования и воспитания
вайшья должен был уметь сеять
и различать хорошие и плохие
поля, он должен был быть
знаком
с
практическими
измерениями веса, площади,
объема и т. п. Поэтому изучал
сельское хозяйство, географию,
иностранные языки, а также
получал
опыт
участия
в
торговых операциях. Начальные
знания по своей профессии он
приобретал обычно у своих
родителей, помогая им в
ведении хозяйства и торговле.
каста вайшья
38

отказ от домашней системы обучения и перенос её в
школы при монастырях, в которых дети обучались на
протяжении 10-12 лет под руководством буддийских
монахов.
От учеников требовалось полное послушание, в случае
нарушения дисциплины ученика исключали из школы.
Содержание
обучения было сугубо религиознофилософским;
позднее
было
введено
обучение
грамматике, лексике, медицине, философии, логике.
образование было всеобщим достоянием.
с VI в. до н. э. и до VIII в. н. э
буддизм
39

мектебы
Обучение в велось на
языках
фарси
и
арабском
создавались
при
мечетях
и
были
аналогичны
индуистским
элементарным школам.
медресе
Обучение — только на
арабском.
Медресе были как бы
параллельными
учебным заведениям,
которые
готовили
молодых
людей
к
профессии
учителя,
священника,
судьи,
врача и т. п.
Мусульманское средневековье
40

По религиозным обычаям
посещение любых учебных
заведений для женщин
было невозможно. Однако
почти в каждой богатой
семье содержались учителя
для обучения девочек.
Широкой
известностью
пользовалась школа для
девочек,
созданная
Акбаром при его дворце,
где воспитанницы изучали
гуманитарные науки и
персидский язык.
Воспитание девочек
41

Собрав свыше 80 сирот, он
организовал
для
них
воспитательно-образовательное
отделение с целью подготовки к
поступлению
в
Иверскую
Монастырскую школу. Поскольку
дети были разных возрастов,
Мтациндели разделил их на
возрастные группы, разработав
для каждой соответствующую
программу обучения. Вместе со
своим сподвижником Георгием
Мцире он организовал обучение
таким
образом,
чтобы
оно
соответствовало природе ребенка:
в
процессе
обучения
использовались игры, физические
упражнения и подвижные игры
Симбиоз античной культуры и
народных традиций чередовались
с умственными занятиями.
Георгий
Мтациндели
44

Учебные заведения были государственными, церковными,
общественными
и
частными,
подразделяясь
на
элементарные школы, повышенные училища, семинарии
и вардапетараны — церковно-монастырские школы,
готовившие проповедников.
Обучение длилось от 2 до 5 лет в общественных школах,
от 4 до 6 лет в церковных и 7-8 лет в школах
повышенного типа. Полный курс образования достигал 20
лет.
система образования все более принимала светский
характер: познание внешнего мира приводилось в
соответствие с развитием и совершенствованием самого
человека.
Образование в Армении
45

Мовсес Хоренаци (410-492)
рекомендовал воспитывать
новое
поколение
на
примерах
героического
прошлого своего народа.
Для выработки умения
формировать ум и душу
было необходимо, по его
мнению,
создавать
специальные
центры
подготовки
высокообразованных
и
нравственно безупречных
учителей и наставников.
Образование в
Армении
46

В то время получили развитие такие отрасли знания, как
химия, медицина, математика, астрономия, которые, в
свою очередь, способствовали развитию и экономики, и
культуры в целом.
Центром подготовки специалистов в этих областях знания
стали университеты. Курс обучения в университетах
длился 7-8 лет и включал в себя обучение философским,
экономическим,
математическим,
политическим,
гуманитарным знаниям, а также знаниям Ветхого и
Нового завета.
Оканчивающие
университет
сдавали
письменные
экзамены и держали выпускную речь, после чего им
присваивался титул вардапета, который был даже выше
церковного чина.
Образование в Армении
47


Современная педагогическая наука объединяет в себе колоссальный опыт педагогического воспитания и образования, накопленный за многие тысячелетия мировыми цивилизациями. Значительная роль в формировании и развитии педагогической мысли заслуженно отводится мыслителям Средней Азии.

На особенности становления педагогической науки в Средней Азии большое влияние оказала исламизация туркменских племен, широко распространившаяся в послемонгольский период. На этих территориях стали создаваться коранические школы, а именно мектебы и медресе, обучение в которых напрямую было связано с религией. Считалось, что детей необходимо посылать в мектебы с 6 лет, чтобы они получили начальное образованию до 14 лет. Среднее образование являлось этапом специализации, когда школьники должны были получать практические навыки, которые были бы полезны в их будущей работе независимо от социального статуса ребенка. Языком обучения в учебном заведении стал арабский. Большая часть учебной литературы была написана учеными и великими мыслителями Средней Азии.

Для того чтобы понять особенности учебно-педагогического процесса данного периода, рассмотрим деятельность выдающихся ученых Средней Азии.

Большое распространение в философских учениях Средней Азии получили идеи всеобщего равенства людей. Например, великие мыслители Средней Азии Муслиходдин Саади и Алишер Навои утверждали, что все люди равны, и выступали за воспитание у молодежи уважительного отношения ко всем народам.

Основываясь на вышеупомянутых фактах, можно сделать вывод, что философы Средней Азии стремились к формированию самостоятельной, творческой, религиозной, трудолюбивой личности. Основная идея восточных мыслителей состоит в том, что именно научные знания и труд способствуют развитию лучших нравственных качеств, ведущих к духовному развитию, совершенствованию разума, сознания, интеллекта, мышления.

В заключение отметим, что педагогические идеи средневековых мыслителей, доработанные и обогащенные научной мыслью последующих поколений, находят свое отражение в современных педагогических концепциях, формируя основу развития методов, направлений и принципов воспитания и образования современной личности.

  1. Моисеева М. В. Нетрадиционные методы обучения / Вестник высшей школы. – 2000. – №3. – С. 15-26.
  2. Рахимов С. Р. Педагогические идеи Абу Али Ибн Сино. – Ташкент, 1979. – 84 с.
  3. Узаков Х. Поэт, поющий марш победы // Звезда Востока. – 1978. – №3.

Основные термины (генерируются автоматически): Азия, коллективное обучение, ребенок, воспитание личности, мыслитель, Навой, нравственное воспитание, образование, обучение.

Читайте также: