Воспитание ребенка как человека культуры е в бондаревская кратко

Обновлено: 05.07.2024

25. Концепция педагогической поддержки ребенка и процесса его развития (О.С. Газман).

26. Теория самовоспитания школьников (Г.К. Селевко).

27. Концепция воспитания индивидуальности ребенка (Е.Н.Степанов).

28. Гуманно личностная концепция Ш.А. Амонашвили.

29. Преемственность в воспитании.

30. Педагогическое взаимодействие в воспитании.

31. Принципы и технологии гуманистического педагогического взаимодействия.

32. Педагогическое общение как вид межличностного взаимодействия и профессионально-этический феномен.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Исходной позицией в разработке указанной концепции является вера в то, что реальность подобного перехода зависит от образования, от воспитания человека культуры, который и выступает в концепции в качестве культурно-воспитательного идеала.

Другим концептуальным ориентиром для автора является образ российского общества XXI века как общества открытого, демократического, правового, с развитой структурой общественного самоуправления, населенного образованными, воспитанными, культурными людьми. Воспитание должно указывать человеку путь в такое общество. Центральным ориентиром в построении концепции явился образ культуры XXI века, которому должен соответствовать человек культуры — основной и единственный предмет заботы школы и цель воспитания.

Воспитание в этой концепции определяется как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении.

Автор концепции рассматривает воспитание, с одной стороны, как целенаправленную деятельность педагогов по созданию условий для саморазвития личности, с другой как восхождение личности к ценностям, смыслам, обретение ею ранее отсутствующих свойств, качеств, жизненных позиций. Поэтому главным элементом личностно-ориентированного воспитательного процесса является личность ребенка, сам же процесс предстает в форме последовательных позитивных изменений, результатом которых является личностный рост ребенка. Иными словами, воспитательный процесс — это процесс, происходящий с личностью ребенка, суть которого — в становлении его личностного образа.

Е.В. Бондаревская справедливо считает, что принципы воспитания человека культуры могут быть распространены на всю систему культурологического личностно-ориентированного образования, и называет следующие принципы:

- природосообразности, означающий отношение к ребенку как к части природы, что предполагает его воспитание учетом закономерностей природного развития, половозрастных особенностей, особенностей психофизической организации и задатков; принцип сосредоточивает внимание воспитателей на экологической проблематике, включающей как экологически чистую окружающую природную среду, так и бережёное отношение к природе ребенка, его индивидуальности;

- культуросообразности, ориентирующий воспитателей и всю систему образования на отношение: к детству — как культурному феномену; к ребенку — как к субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению; к педагогу — как к посреднику между ребенком и культурой, способному ввести его в мир культуры; к образованию – как к культурному процессу; к школе — как к целостному культурно-образовательному пространству, где воссоздаются культурные образы жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляются творение культуры и воспитание человека культуры;

- индивидуально-личностного подхода, предполагающий отношение к ребенку как к личности, индивидуальности, нуждающейся в педагогической поддержке; принцип ориентирует на учет незавершенности, открытости личности к постоянным изменениям, неисчерпаемости ее сущностных характеристик; принцип означает непременную направленность воспитания на выявление, сохранение и развитие индивидуальности, самобытности ребенка, на поддержку процессов саморазвития, самовоспитания;

- ценностно-смыслового подхода, направленный на создание условий для обретения ребенком смысла своего учения, жизни, на воспитание личностных смыслов всего происходящего в его общении с природой, социумом, культурой;

- сотрудничества, предусматривающий объединение целей детей и взрослых, организацию совместной жизнедеятельности, общение, взаимопонимание и взаимопомощь, взаимную поддержку и общую устремленность в будущее.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Современные Концепции Воспитания
14. Концепция воспитания ребенка как человека культуры
Е.В. Бондаревской

I. Воспитание – необходимое условие социялизации личности, является экономически и социальн обусловленным процессом, выполняющим в обществе процессообразующие и стабилизирующие функции:
• Сохранения, воспроизводства и развития культуры
• Обслуживания исторического процесса смены поколений
• Создание условий для свободного развития личности как субъекта культуры, исторического процесса, собственного развития и жизнетворчества
Гуманистически личностно ориентированное воспитание – педагогически управляемый процесс культурной идентификации, соц.адаптации и творческой самореализации, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие им всех творческих способностей и возможностей.

II. Глобальная цель воспитания – человек культуры.
Это означает такой тип личности, ядром которого являются субъектные свойства, определяющие меру ее свободы, гуманности, духовности, жизнетворчества.
Так же цель воспитания включает практическую подготовку воспитуемого к жизни в определенном культурном пространстве.
Человек культуры:
(Содержание воспитания + Критерии эффективности – наличие перечисленных признаков у личности воспитуемого):
1. Свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры
2. Гуманная личность. Гуманность – вершина нравственности.
3. Духовная личность (духовные потребности, общенациональные ценности, знание этических учений православия и других религий)
4. Творческая личность

II. Принципы воспитания:

1. Принцип гуманизации
2. принцип культуросообразности (определяет отношение между воспитанием и культурой как средой, растущей и питающей личность. Воспитание при этом не навязывает те или иные ценности, а лишь создае условия для их узнавания, понимания и выбора.
3. Принцип природосообразности – отношение к ребенку как к части природы, что предполагает его воспитание в единстве и согласи с природой. Предписывает учитывать половозрастные особенности детей.
4. Принцип личностного подхода. Определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса. Каждая личность универсальна и главной задачей воспитательной работы становится формирование индивидуальности, создание условий для развития творческого потенциала.

III. Механизм воспитания:
Основным механизмом воспитательного процесса является собственная активность личности, включенной в воспитательный процесс в качестве его субъекта и соавтора.
Пед.управление развитие ребенка осуществляется в формах пед.защиты, социально-пед.защиты, психолого-пед.коррекции индивидуального развития, стимулирования саморазвития.

Федосеева Любовь Алексеевна
ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)


Аннотация
Статья посвящена концепции воспитания социализированной личности, способной решать реальные жизненные проблемы. В статье рассмотрены методологические основы личностно-ориентированного образования на основе анализа работ Е. В. Бондаревской, внёсшей вклад в развитие теории профессионально-педагогической культуры.

Концепция воспитания человека культуры и нравственности, в которой воспитательный процесс является неотъемлемым атрибутом социализации личности, разработана известным ростовским академиком Евгенией Васильевной Бондаревской [1].

Актуальность концепции Е.В. Бондаревской обусловлена упадком школьного и вузовского образования, кризисом семейного воспитания, общим снижением уровня культуры и нравственной воспитанности всего населения, распространением в молодежной среде правонарушений, наркомании, асоциальных моделей поведения – вседозволенности, национальной нетерпимости, агрессии.

Концептуальным ориентиром для Е.В. Бондаревской является вера в то, что реальность подобного перехода зависит от образования, от воспитания человека культуры. Центральным ориентиром в построении концепции является образ российского общества как общества правового, демократического, открытого, с развитой структурой общественного самоуправления, населенного культурными, воспитанными, образованными людьми, в котором происходит смешение этносов, этнических культур и исключены межнациональные, межконфессиональные конфликты. Но в то же время обострено стремление каждой нации, этноса сохранить свои национальные ценности, свою идентичность [1].

В концепции Е.В. Бондаревской воспитание определяется как процесс педагогической помощи ребенку в становлении субъектных свойств, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении личности. Для проявления активности ребенку необходимо пространство свободы, где он имел бы возможность выбора, оценки, такое отношение является главным элементом культурологического, личностно-ориентированного, гуманистического воспитания [3].

Е.В Бондаревская рассматривает воспитание, с одной стороны, как целенаправленную деятельность педагогов по созданию условий для саморазвития личности, с другой как восхождение личности к смыслам, ценностям, обретение ею ранее отсутствующих качеств, свойств. Поэтому главным элементом личностно-ориентированного воспитания является личность ребенка, выступающая в концепции в качестве культурно-воспитательного идеала, а результатом последовательных позитивных изменений является становление его личностного образа, его личностный рост [3].

С самого рождения ребенок имеет свой путь индивидуального развития, и поэтому всякая личность должна найти свою идеальную форму. Личность выполняет в обществе стабилизирующие и прогрессирующие функции, а именно сохранение, воспроизводство, развитие культуры. Е.В. Бондаревская утверждает, что личностный смысл развития состоит в поиске индивидуального пути с уникальным набором событий, дел, поступков, переживаний и личностным отношением к ним, то есть с опытом, приобретенным на жизненном пути [4].

Воспитательный процесс — процесс становления осознанного отношения личности ко всему, что с ней происходит, это внутренняя духовная работа по оценке, осмыслению собственных дел и поступков, явлений природы, социума. В ходе этой работы и происходит становление позиций личности, нравственных отношений, что и формирует личностный образ человека.

  1. Максимова Г.П. Проблема взаимосвязи образования и культуры в деятельности научной школы академика РАО Е.В. Бондаревской//Научно-педагогическая школа академика РАО Е.В. Бондаревской в развитии образования юга России. 2016. C.179-186.
  2. Мареев В.И., Куликовская И.Э. Кафедра педагогики в Ростовском педагогическом университете – от истоков до Евгении Васильевны Бондаревской // Известия ВГПУ. 2017. №7 (120).
  3. Смолеусова Т.В. Концепция личностно-ориентированного подхода в образовании на основе проявления личности // Вестник НГПУ. 2016. №6 (34).
  4. Сторожакова Е.В. Памяти академика Евгении Васильевны Бондаревской (01. 01. 1931 – 28. 05. 2017) //Новое Прошлое / The New Past . 2017. №3.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Читайте также: