Воспитание поликультурной личности как главная задача школ казахстана

Обновлено: 02.07.2024

Полиязчие - необходимость сегодняшнего дня. Полиязычие и полиязычное преподавание иностранных языков - абсолютная необходимость, веление времени, поскольку весь мир полиэтичен, полилингвистичен.

ВложениеРазмер
puti_formirovaniya_dosumova_mm.doc 64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель английского языка

СШ № 2 г.Петропавловск

Пути формирования поликультурной личности

в условиях полиязычного мира

Народ будет мудр в воспитании потомства,

заботясь о его здоровье, образовании и мировоззрении…

Будет одинаково хорошо владеть казахским,

русским и английским языками…

Он будет патриотом своей страны,

известной и уважаемой во всём мире

В Казахстане при взаимодействии западной и восточной цивилизаций, славянской и арабской культуры, мусульманской, христианской и буддистской религии сохранена межнациональная стабильность. В настоящее время в стране проживают представители более 130 наций и народностей, принадлежащих к 46 религиозным конфессиям. Такая консолидация совершается на базе единства экономической, социально-политической и культурной жизни различных этносов.

Около 70% населения Земли владеют, в той или иной степени, двумя или более языками, причем, это наиболее свойственно для регионов, на территории которых проживают люди разных национальностей. Для Казахстана, где существуют государственный казахский и официальный русский языки, также характерно многоязычие. Для полиэтнического государства, каким является Казахстан, задача укрепления межнационального согласия – одно из основополагающих условий развития и успеха осуществляемых реформ на новом этапе интенсивного развития.

Стремление Казахстана к стабилизации межнациональных отношений, укреплению дружбы между народами, к социальному взаимодействию с представителями разных национальностей продиктовано не только его полиэтническим и многоконфессиональным составом, но и решением конкретных задач образовательной политики, в числе которых – воспитание поликультурной личности. Вопросы организации учебного процесса с учетом поликультурного образования обусловлены потребностью воспитания у подрастающего поколения ценностных отношений в сфере национальных интересов, планетарного менталитета, уважения к другим этносам.

По мнению Президента Н.Назарбаева ". Казахстан уникален и силен своей многонациональностью. На его земле сформировалось уникальное поликультурное пространство… Поликультурность Казахстана - это прогрессивный фактор развития общества. Евразийские корни народов Казахстана позволяют соединить восточные, азиатские, западные, европейские потоки и создать уникальный казахстанский вариант развития поликультурности".

Поликультурное образование в Республике Казахстан на сегодняшний момент является одним из главных направлений в системе образования. Именно школа является важнейшим этапом в процессе формирования и развития поликультурной личности, этапом, когда осознанно формируются основные ценности и жизненные принципы. Именно школа способна предоставить учащемуся благоприятную среду, обеспечивающую гармоничное сочетание развития гуманистических общечеловеческих качеств личности с возможностью полной реализации его национально-культурных, этнических потребностей.

Знание иностранного языка стало неотъемлемой частью культурного уровня большинства людей в стране. Интерес к нему постоянно растёт. Сегодня обучение языкам относится к ведущим факторам, в значительной мере определяющим успех межкультурных контактов в деловой и профессиональной сфере деятельности.

Основная цель изучения иностранных языков в школе ― формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Для достижения данной цели необходимо усиление социокультурной направленности обучения иностранным языкам, ориентация на усиление культуроведческого аспекта в содержании обучения, на включение школьников в диалог культур (Е. И. Пасов). Все это способствует приобщению учащихся к культуре страны изучаемого языка, развитию взаимопонимания, толерантного отношения к проявлению иной культуры, помогает им лучше осознать особенности культуры своей страны и развивает у них умение представлять ее в процессе общения средствами иностранного языка.

Иноязычная коммуникативная компетенция предусматривает развитие коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности: говорении, понимании воспринимаемого на слух (аудировании), чтении и письме. Предметное содержание речи определяется на основе сфер общения (социально-бытовой, социально-культурной, учебно-трудовой), ситуаций общения и выделенной на их основе тематики общения. Таким образом, компонентами содержания обучения являются:

предметное содержание речи и эмоционально-ценностное отношение к нему (ценностные ориентации); коммуникативные умения в названных видах речевой деятельности; языковые знания и навыки; социокультурные знания и навыки; учебно-познавательные и компенсаторные умения (общеучебные умения и специальные/предметные умения).

Сколько языков нужно знать современному казахстанцу? В связи с этим, Президент в Послании народу Казахстана "Новый Казахстан в новом мире" подчеркнул: ". предлагаю начать поэтапную реализацию культурного проекта "Триединство языков". Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками . ". В этой связи необходимо последовательно осуществлять работу по развитию казахского языка как государственного, русского языка как языка межнационального общения и английского языка - языка успешной интеграции в глобальную экономику и рассматривать это как один из основных приоритетов государственной языковой политики.

Будущее нашего многонационального государства – это сегодняшние дети: дошкольники, школьники. И их завтрашние личностные и профессиональные компетенции закладываются сегодня. Какими средствами и методами необходимо эффективно сформировать у детей, подростков качества, которые помогут им найти достойное место в мировом сообществе, уверенно чувствовать себя в любой профессиональной деятельности, стать личностью, яркой, независимой – вопрос, который волнует нас.

Необходимым условием успешного вхождения ребенка в современный мир является внедрение полилингвизма в образовательный процесс. Понимание роли языков в современном мире с особой остротой ставит перед нами вопрос о результативности обучения языкам и повышении уровня языковой подготовки учащихся. Концепция развития образования в Республике Казахстан направлена на качественное обновление форм и методов подготовки профессиональных кадров, квалификационно отвечающей общемировым стандартам. Большое внимание при этом уделяется полиязычному образованию, которое рассматривается как действенный инструмент подготовки молодого поколения к жизнедеятельности в условиях взаимосвязанного и взаимозависимого мира.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного процесса, определение целей образования, учитывающих государственные, образовательные и личностные потребности и интересы всех участников учебно-воспитательного процесса. В этой связи особое внимание уделяется качеству образования, которое определяется достигнутыми образовательными результатами, носящими не только предметный, но и надпредметный и личностный характер. Важное место этим требованиям отводится в государственном образовательном стандарте нового поколения, в соответствии с которыми учебно-воспитательный процесс должен быть построен на новых формах общности педагогов и учащихся, на новых способах и техниках педагогической деятельности и мышления.

Обновление содержания образования, его методической основы коснулось и изучения иностранного языка в школе. В первую очередь, происходит изменение парадигмы школьного иноязычного образования, её целостно-смысловой структуры в условиях начальной школы.

Изучение иностранного языка с 1 класса является признанием объективно существующего социального интереса к изучению иностранных языков и подтверждением важности предмета для реализации перспективных задач разностороннего развития поликультурной личности в условиях полиязычного и поликультурного мира.

Несомненно, основой формирования поликультурной личности является полиязычие. Полиязычие рассматривается как действенный инструмент подготовки молодого поколения в условиях взаимосвязанного и взаимозависимого мира. В этой связи понимание роли языков в современном мире ставит перед нами вопрос обучения языкам и повышение уровня языковой подготовки. Система принципов обучения в системе полиязычия: казахский язык – русский язык – английский язык. Согласно законодательству об образовании в РК 2007 года все организации образования, независимо от форм собственности, должны обеспечить знания обучающимися казахского языка как государственного, а также изучения русского языка и одного из иностранных языков в соответствии с государственным общеобязательным стандартом соответствующего уровня образования. В условиях поликультурного и полиязычного мира изучение иностранного языка наряду с казахским и русским языками становится одним из приоритетных направлений модернизации начального школьного образования. Это обусловлено целым рядом причин, связанных с цивилизационными изменениями общепланетарного масштаба: обучение иностранным языкам признаётся важнейшим направлением образования во всех документах Совета Европы и в новых казахстанских документах об образовании.

На современном этапе успешное развитие общества возможно при определённом уровне иноязычной грамотности его граждан. Иноязычная грамотность повышает конкурентоспособность государства, способствует перестройке экономики внутри страны, интеграции государства в мировое экономическое и культурное сообщество, открывает доступ к всемирной информации и новейшим информационным технологиям. Иностранный язык вносит существенный вклад в формирование всесторонне развитой, гармоничной личности младшего школьника. Иностранный язык рассматривается сегодня как средство познания других народов, стран и их культур. В качестве одного из предметов филологической направленности в начальной школе он должен, прежде всего, обеспечить развитие коммуникативной компетенции младших школьников со всеми составляющими её видами: лингвистической, речевой, социолингвистической, социокультурной и стратегической.

Введение иностранного языка в начальной школе как учебного предмета создаёт основу для развития интереса к английскому языку, формирует базовые навыки аудирования, говорения, чтения и письма. Отечественный и зарубежный опыт раннего обучения иностранному языку свидетельствует о восприимчивости младших школьников к усвоению предмета. Дети этого возраста обладают большими имитационными способностями и познавательными интересами, они имеют потребность в эмоциональных контактах. В этой связи задача педагога воспитывать чувства уважения и патриотизма, гордости за свою Родину; способствовать формированию общегражданских ценностей личности, активной гражданской позиции; воспитывать чувство толерантности, позитивной установки личности; развивать положительное отношение к культурным ценностям казахстанского общества на основе изучения мировой художественной литературы.

Одной из инновационных технологий, позволяющих добиться положительных результатов в поликультурном воспитании и обучении школьников в условиях полиязычного мира, является технология педагогического проектирования. Идеи внесения в деятельность педагога исследовательского стимула отражены в трудах Я.А. Коменского. В ряде исследований рассматриваются идеи развития проектной деятельности в социально-образовательной сфере (Дж. Дьюи, О.Б. Даутова, В.Х. Килпатрик, О.Н. Крылова, Е.С. Полат, К. Поппер, И.С. Сергеев, А.С. Сиденко, С.Т. Шацкий), анализа методологических основ как особого вида мыследеятельности (Г.П. Щедровицкий, П.Г. Щедровицкий); проектирования как культурной формы образовательных инноваций (Ю.В. Громыко), как полифункциональной деятельности (И.А. Колесникова), как проектного воспитания (О.С. Газман), как коллективного воспитания (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский).

Я, как учитель иностранного языка знакомлю учащихся с миром зарубежных сверстников через детский фольклор, образцы детской художественной литературы и традиции носителей изучаемого языка. Тем самым я веду ребёнка к пониманию того, что он живёт в многоязычном и поликультурном сообществе. Уважение культуры других народов, развитие доверия и способности к пониманию других людей, других культур – это факторы, на которые нацелено изучение иностранного языка.

В XXI веке каждый гражданин нашей республики должен уверенно общаться с мировым сообществом, быть на высоком уровне в своей деятельности. А знание иностранных языков откроет путь к богатствам науки, литературы и культуры многих народов.

Полиязычие – необходимость сегодняшнего дня. Полиязычие и полиязычное преподавание иностранных языков — абсолютная необходимость, веление времени, поскольку весь мир полиэтичен, полилингвистичен. И в решении главной проблемы современного мира — согласия и взаимопонимания между людьми, преодоления трудностей межэтнического общения, межкультурной коммуникации может способствовать в большей мере и в большей степени именно сохранение и поддержка ситуации полиязычия в каждом государстве и в отношениях между государствами.

Бесспорно, использование учителями инновационных методов, методов формирования интереса к обучению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.), методов формирования долга и ответственности в обучении (поощрение, одобрение, порицание и др.); внедрение в образовательный процесс учителями и учащимися новых технологий (презентаций учебного материала, электронных пособий, аудио- и видеоматериалов и пр.), активизируют процесс языкового обучения и способствуют эффективности усвоения казахского, русского и иностранных языков. Гордость за культурное наследие своего народа способствует его самосовершенствованию и обостряет стремление к реализации всех своих потенциальных возможностей. Таким образом, для формирования конкурентоспособного специалиста, коммуникабельной позитивной личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым пониманием и чувством уважения других культур, умением жить в мире и согласии необходимо поликультурное и полиязычное образование.


Многоязычие сегодня становится важнейшим фактором современного поликультурного мира. В нашей стране изучаются казахский язык — самый богатый и древний в системе тюркских языков мира; русский — параллельно функционирующий с государственным языком как язык межнационального общения и английский язык — деловой язык организации объединенных наций, язык науки и один из мировых языков.

Государственная образовательная политика в области обучения иностранным языкам основывается на признании важности развития многоязычия на территории Казахстана.

Идея формирования поликультурной личности всегда имела место в казахской народной педагогике. Многоязычие, как отмечает Э.Д. Сулейменова, является неоспоримой и существенной характеристикой языковой ситуации Казахстана. Оно создается активным участием в нем казахского, русского, английского и других языков. Казахская, русская и английская языковые компетенции являются естественным отражением потребности практического и профессионального владения несколькими языками для получения реальных шансов занять в обществе более престижное социальное и профессиональное положение[1].

Сегодня вопросы поликультурного воспитания в сфере образования актуальны. Это связано со становлением независимого государства Республики Казахстан, этнокультурными особенностями населения и полувековым господством унифицированной системы образования, приведшим к отчуждению людей от истории, языка и культуры своего народа.

Полиязычие – основа формирования поликультурной личности. Полиязычным можно назвать человека, говорящего, понимающего и умеющего в различных ситуациях общения пользоваться иностранными языками. Изучение иностранного языка еще не говорит о получении образования. О полиязычном образовании можно говорить в тех случаях, когда на изучаемом иностранном языке преподаются еще другие учебные дисциплины, например, литература изучаемого языка, страноведение и т.п.[2]. Доктор педагогических наук, профессор Жетписбаева Б.А. понимает полиязычное образование как целенаправленно организованный процесс формирования полиязыковой личности на основе параллельного овладения тремя и более языками [3].

Развитие поликультурной и всесторонне гармоничной личности является одной из главных целей образования Республики Казахстан. Современная образовательная ситуация в Казахстане требует не только принципиально новых моделей описания культуры, но и внедрения в практику образования инновационных парадигм. В этой связи, проблема поликультурного образования сегодня, становится более чем актуальной.

По мнению В.В.Лезина, становление поликультурного образования в Казахстане имеет характер диалектического развития и связан с историей Российского государства. Школы с полиэтническим составом учащихся стали появляться в Российской империи в конце XIX века. Этому способствовало быстрое развитие капитализма в России, капиталистическое развитие народов, входящих в ее состав. Национально-образовательная политика в Казахстане строилась на гуманной основе, но с ориентацией на русификацию. Этот процесс разворачивался поэтапно. Открытие школ имело прогрессивное значение. Многие российские учителя, долгое время, работая в казахских школах, прониклись глубоким уважением к казахскому народу, стали изучать казахский язык. Приобщая население к русской культуре, учителя бережно относились к национальной культуре казахов. После 1917 года число таких школ резко сократилось, начали появляться национальные школы. Это было связано с Октябрьской революцией, приведшей к распаду Российской империи и повлекшей за собой создание новых независимых государств. В те годы происходило становление и расширение национальной школы.

Новый толчок для роста числа школ с полиэтническим составом учащихся дала Великая Отечественная война. Происходили перемещения больших масс людей различных национальностей из западных районов на юг и восток СССР. Уже к весне 1942 года в тылу было размещено 7417 тысяч эвакуированных, в том числе около 600 тысяч человек в Казахстане. В составе эвакуированных оказались тысячи школьников, обучавшихся в тех школах, которыми располагала республика. Вследствие этого основная масса школ приобрела статус полиэтнических.

Интерес к поликультурному воспитанию обусловлен расширением международного сотрудничества, усилением борьбы этнических и расовых меньшинств за свои права в сообществах с полиэтническим составом.

Целью поликультурного образования сегодня является формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым пониманием и чувством уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, убеждений и верований.

Поликультурное образование в Казахстане базируется на идеях этнографов (Ж. Артыкбаев, Ю.В. Бромлей), историков (М. Козыбаев, М. Муканов), социальных философов (Ж.М. Абдильдин, 3.Мукашев, А.Н. Нысанбаев), этнополитологов (И. Кушербаев), этнокультурологов(Ж.К. Каракозова, А. Сейдимбеков), этнопсихологов (Н. Джандильдин. К.Б. Жарыкбаев. Ж.И. Намазбаева, В.К. Шабельников), этнопедагогов и социальных педагогов (Ж. Асанова, К.Б. Болеева, С.К. Калиева, К.Ж. Кожахметова) и др. [6].

Поликультурное образование – важная часть современного образования, способствующая усвоению учащимися знаний о других культурах, традиций, образа жизни, духовных ценностях народов; воспитанию молодежи в духе уважения инокультурных систем и может способствоватъ повышению этнической идентичности будущего поколения.

Президент страны Н.А. Назарбаев поставил достаточно высокую планку перед национальным образованием. Образование должно стать, конкурентоспособным, высококачественным. Таким, чтобы выпускники казахстанской школы могли легко продолжить обучение в зарубежных вузах.

К задачам поликультурного образования относятся:

формирование представлений о культуре и культурном многообразии;

приобщение к культурным ценностям народов, проживающих в Казахстане, формирование позитивных ценностных ориентаций к казахстанской культуре;

формирование позитивного отношения к культурным различиям, преодоление негативных этно-социальных стереотипов;

развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями разных культур;

формирование культуры межнационального общения.

Содержание поликультурного образования многоаспектно и отличается высокой степенью междисциплинарности, что позволяет рассматривать проблемы поликультурного образования в составе учебных дисциплин гуманитарного, естественнонаучного, художественно-эстетического циклов и специальных курсах по истории и культуре отдельных народов.

Критериями отражения принципов поликультурного образования в учебном материале являются:

отражение гуманистических идей;

характеристика самобытных черт и общих элементов в культурах народов мира и этнических групп Казахстана;

раскрытие процесса глобализации, усиления взаимосвязанности стран и народов в современных условиях;

выделение многообразных форм взаимодействия и взаимовлияния культур.

Годы развития суверенного Казахстана показывают, что двуязычие и полиязычие в обществе не только не ущемляет права и достоинства казахского языка, но и создаёт все необходимые условия для его развития и прогресса. Но это зависит от глубоко продуманной языковой политики Президента Назарбаева и государства и способности национальной интеллигенции сохранить и развить культуру, историю и язык казахского народа.[2].

По нашему мнению, поликультурное образование активизирует процессы самопознания, саморазвития, способствующие развитию механизмов рефлексии; направляет деятельность преподавателей на выявление субъектами образования их важнейших потребностей и проблем по организации процесса педагогического взаимодействия, в котором каждый имеет возможность выявить личностно-значимые цели жизнедеятельности (индивидуальной сферы самореализации); актуализирует поиск средств и форм адаптации, защиты и поддержки личности консультативного, информационного и практического характера; направлено на развитие толерантных качеств личности.

В качестве основополагающей цели обучения иностранным языкам становится формирование поликультурной и полиязыковой личности, обладающей информационными, коммуникативными и интеллектуальными потребностями, способностями и компетенциями, которые позволят ей успешно действовать в условиях межкультурного общения и профессионально-языковой деятельности в роли субъекта иноязычного познания, иноязычного общения и иноязычного творчества.

Полиязычие и полиязычное образование - это веление времени, поскольку весь мир полиэтичен, полилингвистичен. Разумное, грамотное и правильное внедрение полиязычия даст возможность выпускникам наших школ быть коммуникативно-адаптированными в любой среде.[9].

Развитие поликультурной личности, которая знает и уважает культуру и традиции другого народа очень важна для нашей республики. Так как будущее Казахстана в руках нашей молодёжи.

Литература:

1.А.А.Сыродеева Поликультурное образование: Учебное - методическое пособие. - М.,2001.

2.Чан Динь Лам “Полиязычное образование – важнейшая стратегия развития Казахстана”.

3.Жетписбаева Б.А. Полиязычное образование: теория и методология: Монография.-Алматы: Білім,2008.

4.Формирование и развитие языковой личности в условиях реформирования системы образования РК № 5 (2007 стр. 23-24).

5.Назарбаев Н.А.Стратегия трансформации общества и возрождения евразийской цивилизации. – М., 2000. – С.16-18.

6.Э.Д. Сулейменова Языковые процессы и политика. Алматы: Казахский университет, 2011. – 117с.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Поликультурное образование в Республике Казахстан. Презентация на заданную тему содержит 22 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

В Республике Казахстан создание национальной системы обучения и воспитания базируется на идее культурного и лингвистического плюрализма, сочетающей мировой уровень технической и информационной оснащенности образования с традиционными культурными ценностями. В Республике Казахстан создание национальной системы обучения и воспитания базируется на идее культурного и лингвистического плюрализма, сочетающей мировой уровень технической и информационной оснащенности образования с традиционными культурными ценностями.

Задачи поликультурного образования в Казахстане: развитие и укрепление национальных начал образования и школы; признание и обеспечение безусловного приоритета для личности родного языка и культуры; демократизация образования; вариативность и мобильность образования по многообразию каналов реализации этнокультурных интересов; непрерывность образовательной деятельности, направленной на реализацию этнокультурных запросов личности и общества; целенаправленная ориентация системы образования на выявление и удовлетворение спроса на услуги в области этнокультурных потребностей.

Принципы поликультурного образования в Казахстане: 4) внедрение в практику глобальных ценностей интернациональной культуры: консолидации и межнационального согласия, прав и свобод индивидуума и т.д.; 5) осуществление подхода к образованию не как к механизму передачи знаний и профессиональной подготовки кадров, а как к важнейшему средству сохранения и развития индивидуумом человеческой и национальной самобытности; 6) разработка и внедрение защитного механизма от политизации и идеологизации образования и школы; 7) программный и комплексный подход к решению проблемы, учет различных сторон сложных процессов многонационального культурного бытия

Условия реализации идеи поликультурного образования в Казахстане: Основным условием реализации идеи поликультурного образования является создание этнокультурного образовательного пространства – культурной почвы, поля для развития этнических культур, материальных условий развития национальных и культурных общностей

Компоненты этнокультурного образовательного пространства: семья; материнская школа; детские дошкольные учреждения, школы, вузы, национально-культурные центры, кружки и курсы, т.е. структура такого пространства состоит из трех взаимосвязанных частей: институциональная (школы, колледжи, вузы и т.д.) Вне-институциональная (курсы, библиотеки, радио и т.д.), неформальная (обучение и воспитание в семье, общение в кругу друзей, соседей и т.д.).

II Этап (Институциональное образование) На данном этапе этнокультурное образование реализуется в детских садах, школах, средних специальных и высших учебных заведениях. Обязательным условием его будет многоязычие: изучение родного и государственного языков. Этнокультурное образовательное пространство в этой части создается тем, что родной и государственный языки становятся языками обучения и общения. Основные языки обучения – это государственный и русский. В то же время всем желающим представлена возможность дополнительного изучения родного языка, литературы, истории.

III Этап На более высокой ступени обучения (средние специальные и высшие учебные заведения) этнокультурное образовательное пространство создается также языками обучения и содержанием курсов. Особое место в системе этнокультурного образования занимает вне-институциональное обучение и погружение в практику. Именно они позволяют эффективно осуществить задачу – приближение этнокультурного образования к практическим потребностям индивидов.

Внеучебная деятельность как дополнительное средство создания этнокультурного образовательного пространства в Казахстане Этнокультурное образовательное пространство также помогают создать национально-культурные центры, кружки и курсы при школах, дворцах культуры, в учебных заведениях, иных организациях.

Суть поликультурного образования в республике Беларусь В соответствии с положениями Концепции сущность поликультурного воспитания заключается в создании межкультурной образовательной среды на основе организации межкультурной коммуникации и формировании общекультурной и межкультурной компетентности.

Для эффективного межэтнического взаимодействия и успешной адаптации учащихся в поликультурной среде большое значение приобретают знания о культуре, традициях и обычаях других народов; 2) понимание значимости этнокультурного разнообразия; уважительное отношение к иным точкам зрения и ценностям, отличным от собственных; умение преодолевать трудности в коммуникативных и иных формах взаимодействия с членами различных этнических общностей, идти на разумный компромисс

Важнейшими направлениями по формированию знаний и умений в области поликультурного образования и межкультурного диалога организация познавательной деятельности учащихся по обогащению знаний о культуре межнациональных отношений; воспитание эмоционально-ценностного отношения к людям другой национальности; стимулирование эмоционально-ценностного отношения к знаниям, практической деятельности по формированию культуры межнациональных отношений, людям другой национальности, их культуре;

4) формирование понятия о культуре межнациональных отношений как важнейшей норме морали, убежденности в ее значимости для соблюдения нравственных норм поведения в сфере межнациональных отношений; 5) расширение и обогащение системы знаний учащихся о культуре, истории, языке, литературе, искусстве, быте, обычаях и традициях своего и других народов, об этнических, национальных особенностях культур;

7) совершенствование понимания подростками взаимной зависимости и общности исторического прошлого, традиций, культуры своего народа; 8) закрепление знания элементарных норм поведения, общечеловеческих ценностей в сфере межнациональных отношений и осознание необходимости действовать в соответствии с ними 9) накопление подростками практического опыта в сфере общения в многонациональном коллективе

Особенности развития системы поликультурного образования в республике Беларусь В школах республики создается активная социально-педагогическая среда, которая предполагает существование ценностных целевых оснований и перспектив межкультурного взаимодействия и диалога, которые доступны каждому субъекту образовательного пространства. Организация межкультурной коммуникации в Беларуси организована на принципах, во многом опирающихся на некоторые аспекты интернационального воспитания учащихся, который долгие годы служил верой и правдой советскому обществу

Большинство государств планеты, по данным ЮНЕСКО, многонациональны, и, следовательно, важнейшим условием прочности формирования государства становится формирование дружественных межнациональных отношений на основе гибкой национальной политики, в частности, в области образования, так как именно в период школьного обучения закладываются основы мировоззрения и миропонимания личности. В то же время в условиях активного возрождения культуры этносов, развития национального самосознания актуализируется проблема углубления взаимосвязей народов и их культур, толерантности, уважения друг к другу.

Культурно-образовательная ситуация современного мирового сообщества определяется двумя основными тенденциями в его развитии: глобализацией и информационно-технической революцией.

Новые формы организации труда, растущий сектор услуг, международная конкуренция и зарождающийся глобальный рынок труда представляют собой реальное последствие этих тенденций. Появляется необходимость развивать в себе способности, которые позволят быстро адаптироваться к изменяющейся ситуации и новым требованиям. Наряду с такими личностными качествами, как гибкость, способность работать в коллективе и т.д., речь идет о культурной и интеркультурной компетенции и знании языков.

Положение школ Республики Казахстан уникально для реализации взаимосвязи и диалога культур.

Наша республика — один из немногих исторически сложившихся поликультурных регионов, где веками жили представители разных этнических и культурных групп.

Республика Казахстан является государством, где установлен билингвизм: согласно Конституции РК, казахский язык является государственным, а русский ­– официально-употребляемым, языком межнационального общения. Именно поэтому система образования республики характеризуется как система двуязычного образования, которая очень быстро трансформируется в полиязычную. Языковые цели современной системы образования республики сводятся к следующему: полиязычие и поликультура; понимание и гармония между различными языковыми и культурными группами; овладение в совершенстве другим языком и повышение профессиональных шансов учащихся на международном уровне.

В своем Послании народу Казахстана от 3 марта 2004 года Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев отметил, что достичь уровня конкурентоспособной страны Казахстан сможет лишь в том случае, когда будет отвечать всем требованиям мирового сообщества, а именно: соответствовать всем стандартам, принятым в мире. Это относится и к образованию, и экономике. Добиться признания мирового сообщества наше государство сможет, создав все условия для формирования полиязычной и поликультурной личности. Реализовать в полной мере процесс формирования такой личности сможет лишь профессионально подготовленный педагог. Таким образом, роль педагога - одна из самых важных в воспитании нового поколения, соответствующего современным требованиям. Необходимо подготовить специалистов, способных воспитать полноценную, всесторонне развитую личность, знающую несколько языков, прекрасно ориентирующуюся в разной культурной среде.

Цель процесса формирования полиязычной и поликультурной личности: передавать подрастающему поколению богатства языка и культуры родного народа, опыт жизни, традиции и духовно-нравственные ценности, обогащать культурой народов совместного проживания, приобщать к ценностям мировой культуры — синтезу лучших достижений культур различных народов, населяющих нашу планету.

Взаимосвязь языка и культуры несомненна, несомненно и их соизучение, основная цель — понимание ценности каждого языка и культуры. Овладение межкультурной коммуникацией — постепенный процесс, требующий больше времени и подготовки, в условиях современной школы может быть решен путем интеграции культуроведческих сведений из различных областей знаний.

Перед коллективами педагогов необходимо ставить задачу формирования культуры мира, которая представляется нам как целостная система, состоящая из двух звеньев:

— развитие национального самосознания учащихся на базе своей культуры и языковой среды;

— овладение достижениями мировой культуры, системой общечеловеческих ценностей.

Подытоживая сказанное, можно выделить следующие положительные результаты межкультурного образования:

— формируется и развивается культурологическая компетенция учащихся (умение сравнивать и сопоставлять культуру разных народов, их особенности и общие черты);

— расширяется страноведческий кругозор (знание дополнительных сведений о стране изучаемого языка, обычаях, традициях, известных людях, современных политических и культурных событиях);

— четко проявляется мотивация изучения языков, связанная с будущей профессией;

— повышается общая культура (в том числе коммуникативная).

Автор: Наталья МАКСИМЕНКО, учитель русского языка и литературы Сарканской районной гуманитарно-экономической школы-лицея им. Н. Островского с ДМЦ

Читайте также: