Воспитание как социокультурный феномен кратко

Обновлено: 06.07.2024

Сущность воспитания как общественного явления, его характерные черты и функции. Социальная природа воспитания, его общечеловеческий и социально-исторический характер. Факторы воспитания. Соотношение категорий социализации, образования, воспитания, обучения и развития. Воспитание как управление развитием и саморазвитием ребенка. Объект и субъект воспитания. Воспитательные взаимодействия и отношения субъектов воспитания. Основные функции воспитания: стимуляция развития сущностных сил личности, создание воспитывающей среды, организация взаимодействия и взаимоотношений субъектов воспитания. Сущность воспитания как педагогического процесса. Основные характеристики воспитательного процесса: непрерывность, закономерность, последовательность, целенаправленность, системно-структурный характер, наличие движущих сил и т.д. Основные этапы воспитательного процесса: целеполагание, планирование, целе-реализация, контроль и оценка. Воспитание как системно-структурное образование. Педагогическая задача как единица педагогического процесса

Воспитание как общественное явление — сложный и противо­речивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества; в быт, общественно-производственную деятельность, творчество, духовность; становле­ние их людьми, развитыми личностями и индивидуальностями, важнейшим элементом производительных сил общества, созидателями собственного счастья. Оно обеспечивает общественный про­гресс и преемственность поколений.

Воспитание как общественное явление характеризуется следу­ющими основными чертами, выражающими его сущность:

а) Воспитание возникло из практической потребности приспособления, приобщения подрастающих поколений к условиям общественной жизни и производства, замены ими стареющих и выбывающих из жизни поколений. В результате дети, становясь взрослыми, обеспечивают собственную жизнь и жизнь утрачивающих способность к труду старших поколений.

б) Воспитание — категория вечная, необходимая и общая. Оно появляется вместе с возникновением человеческого общества и существует пока живет само общество. Оно необходимо потому,

что является одним из важнейших средств обеспечения существования и преемственности общества, подготовки его производительных сил и развития человека. Категория воспитания общая. В ней отражаются закономерные взаимозависимости и взаимосвязи этого явления с другими общественными явлениями. Воспитание включает в себя, как часть обучение и образование человека.

в) Воспитание на каждом этапе общественно-исторического развития по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-исторический характер. Оно обусловлено характером и организацией жизни общества и потому отражает общественные противоречия своего времени. В классовом обществе коренные тенденции воспитания детей различных классов, слоев, групп порой противоположны.

г) Воспитание подрастающих поколений осуществляется за счет освоения ими основных элементов социального опыта, в процессе и результате вовлечения их старшим поколением в общественные отношения, систему общения и общественно-необходимую деятельность. Общественные отношения и взаимоотношения, воздействия и взаимодействия, в которые вступают между собой взрослые и дети, всегда являются воспитательными или воспитывающими, независимо от степени их осознания как взрослыми, так и детьми. В самой общей форме эти взаимоотношения направлены на обеспечение жизни, здоровья и питания детей, определение их места в обществе и состояния их духа. По мере того, как взрослые осознают свои воспитательные взаимоотношения с детьми и ставят перед собой определенные цели формирования у детей тех или иных качеств, их отношения становятся все более педагогическими, сознательно целенаправленными.

На основе осознания взрослыми основных черт воспитания как общественного явления в обществе возникает стремление к сознательному и целенаправленному использованию законов воспитания в интересах детей и общества. Старшие поколения сознательно обращаются к обобщению опыта воспитательных отношений, к изучению проявляющихся в нем тенденций, связей, законов, к использованию их в целях формирования личности. На этой основе и возникает педагогика, наука о законах воспитания и их использовании в целях сознательного и целенаправленного руководства жизнью и деятельностью детей.

Итак, общественное явление — воспитание — необходимо как способ обеспечения жизни общества и индивида; оно осуществляется в конкретно-исторических условиях в результате определенным образом сложившихся общественных отношений и образа жизни общества; основным критерием его осуществления, реализации является степень соответствия свойств и качеств личности требованиям жизни.

Воспитание – процесс всеобщий. Все жизненное пространство, в котором развивается, формируется и реализует свое природное назначение человек, пронизано воспитанием.

Воспитание – процесс объективный. Оно не зависит от меры его признания, от терми-логических споров и конъюнктурных метаний. Это реальность человеческого бытия.

Воспитание – процесс многомерный. Его большая часть связана с социальной адаптацией, с само-регуляцией каждой личности. В то же время другая часть осуществляется с помощью педагогов, родителей, воспитателей. Воспитание, конечно же, отражает особенности конкретной исторической ситуации, общее состояние всей государственной, в том числе образовательной, системы. Оптимальный путь к успеху – гуманистическая воспитательная система.

Таким образом, воспитание – это и сложный процесс освоения духовной и социально – исторического наследия нации, и вид педагогической деятельности, и великое искусство усовершенствования человеческой природы, и отрасль науки – педагогика.

Воспитательный процесс – это профессионально организованный целостный учебно-воспитательный процесс, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством, культурным содержанием и методами освоения культуры.

Основные компоненты воспитательного процесса:

Целевой компонент (цели, задачи и социализация личности).

Содержательный компонент (соответствие потребностям личности; стандарт образования).

Операционно- деятельностный (организация деятельности детей на уроках и во внеурочное время).

Аналитико-результативный (анализ результатов педагогической деятельности).

В системе реальных отношений воспитанника с внешним миром отражаются объективные причинно-следственные связи, которые приобретают характер педагогических закономерностей. Из этого следует, что педагогические закономерности есть отражение прежде всего объективных причинно-следственных связей в системе реальных отношений воспитанника с внешним миром.

Закономерности и мета-принципы воспитания. Среди закономерностей функционирования и развития воспитания в целостном педагогическом процессе необходимо выделить главную - ориентацию на развитие личности, природосообразность воспитания. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от ценностных оснований воспитания. Этой закономерностью обусловлен другой мета-принцип воспитания - принцип его культуросообразности. Этот принцип разрабатывали С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский и др. Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур, когда учащийся выступает субъектом воспитания.

Данная закономерность обусловливает единство в реализации деятельностного и личностного подходов. Личностный подход, персонализации педагогического взаимодействия, который требует отказа от ролевых масок, поли-субъектного (диалогического) подхода. индивидуализации и творческой направленности воспитательного процесса. Данная закономерность составляет основу такого мета-принципа воспитания, как индивидуально-творческий подход. Индивидуально-творческий подход предполагает создание условий для самореализации личности, выявления (диагностики) и развития ее творческих возможностей: мета-принципа, как профессионально-этической взаимоответственности. Мета-принципы гуманистического воспитания - это концентрированное, инструментальное выражение тех положений, которые имеют всеобщее значение, действуют в любых педагогических ситуациях и при любых условиях организации образования. Все принципы определенным образом соподчинены, Одним из таких принципов является принцип обучения и воспитания детей в коллективе. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса.

Большую роль в организации воспитания имеет принцип связи воспитания с жизнью и производственной практикой. Особую роль в воспитательном процессе имеет обоснованный Б.Т.Лихачевым принцип эстетизации детской жизни. Формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности Важнейший принцип организации детской деятельности - уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. А. С. Макаренко: как можно больше требований к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему. Реализация принципа уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью тесно связана с принципом опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности. Школьники, которым очень часто напоминают о недостатках, начинают смотреть на себя как на неисправимых- согласованности требований школы, семьи и общественности. Управление деятельностью воспитанников требует реализации принципа увлечения их перспективами, создания ситуаций ожидания завтрашней радости. Большое практическое значение в управлении деятельностью воспитанников имеет принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий. Педагогика, по утверждению А. С. Макаренко, есть педагогика не прямого, а параллельного действия. Каждое воздействие в соответствии с этим принципом должно быть воздействием на коллектив, и наоборот. Только совокупное действие всех принципов обеспечивает успешное определение задач, отбор содержания, выбор форм, методов, средств деятельности педагога и педагогически целесообразную деятельность воспитанников.

Принципы воспитания: основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. Принципы воспитания отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроизводству конкретного типа личности, определяют его стратегию, цели, содержание и методы воспитания, общее направление его осуществления, стиль взаимодействия субъектов воспитания. В современной отечественной педагогике проблема Принципов воспитания не имеет однозначного решения. Большое число П.в. объясняется различным пониманием педагогами сущности воспитания, соотношения воспитания и обучения, а также идеологическими соображениями.

Принцип гуманистической направленности воспитания. Идея о необходимости гуманизации воспитания содержалась уже в трудах Я.А. Коменского, но наиболее последовательно отразилась в теориях свободного воспитания Ж.Ж. Руссо и Л.Н. Толстого, а в 20 в. в гуманистических психологии и педагогике. Принцип предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, субъект-субъектных отношений. Реализация этого принципа оказывает существенное влияние на становление человека, на все аспекты его социализации. Принцип природосообразности воспитания. Идея о необходимости природосообразности воспитания зародилась в античности в произведениях Демокрита, Платона, Аристотеля, а принцип сформулировал в 17 в. Я.А. Коменский. Развитие наук о природе и человеке в 20 в., особенно учение В.И. Вернадского о ноосфере существенно обогатили содержание принципа. Его современная трактовка предполагает, что воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту.

Принцип культуросообразности воспитания. Идея о необходимости культуросообразности воспитания появилась в трудах Дж. Локка, К. Гельвеция и И.Г. Песталоцци. Принцип, сформулированный в 19 в. А. Дистервегом, в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с непротиворечащими общечеловеческими ценностями и нормами национальных культур и особенностями, присущими населению тех или иных регионов.

Принцип незавершимости воспитания: вытекает из мобильного характера социализированности, который свидетельствует о незавершимости развития личности на каждом возрастном этапе. Соответственно воспитание необходимо строить т.о., чтобы на каждом возрастном этапе каждый человек имел возможность заново познать себя и других, реализовать свои возможности, найти своё место в мире. Наряду с общими сложились и специфические принципы воспитания, например, конфессиональная педагогика формулирует принципы религиозного воспитания, семейная - семейного воспитания, социальная педагогика - социального воспитания.

Принцип вариативности социального воспитания. В современных обществах вариативность социального воспитания определяется многообразием и мобильностью как потребностей и интересов личности, так и потребностей общества.

Принцип коллективности социального воспитания. Идея о том, что коллектив - важнейшее средство воспитания, появилась очень давно, но интенсивно разрабатывалась отечественной педагогикой с середины 19 в. Современная трактовка принципа предполагает, что социальное воспитание, осуществляясь в коллективах различного типа, даёт человеку опыт жизни в обществе, создаёт условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, а в целом - для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе.

Принцип центрации социального воспитания на развитии личности.

Принцип диалогичности социального воспитания. Принцип предполагает, что духовно-ценностная ориентация человека и в большой мере его развитие осуществляются в процессе взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в быту и жизнедеятельности воспитательных организаций. Этот обмен становится эффективным, если воспитатели стремятся придать диалогический характер своему взаимодействию с воспитуемыми.

Принципы воспитательного процесса:

принцип гуманистической направленности деятельности педагогов и учащихся;

-принцип адекватности системе социальных отношений;

-принцип целенаправленности и комплексности педагогических воздействий;

-принцип интеграции и дифференциации в организации изучения различных предметов;

-мотивация учебной деятельности;

-принцип индивидуализации в организации учебно-воспитательной деятельности;

-принцип педагогического оптимизма;

-принцип демократизации в воспитании.

Закономерности воспитательного процесса:

взаимосвязь форм организации и содержания педагогического процесса;

единство действий участников педагогического процесса;

зависимость организации педагогического процесса от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

взаимосвязь процесса образования, обучения, воспитания;

гармонизация личных и общественных интересов;

обусловленность содержания педагогического процесса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Экологическое воспитание в ДОУ, как основополагающий педагогический процесс

Экологическое образование и воспитание дошкольников , как система создания экологически развивающей среды в детском саду.


Музыкальное воспитание дошкольников в ДОУ как педагогический процесс Авторы: Сиркина А.И., Артемьева Д.М.

Предствленный материал позволяет систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам гражданско-патриотического воспитания.


Данный материал об организации взаимодействия детского сада с семьей посредством проведения педагогической площадки для родителей.



Воспитание как общественное явление и педагогический процесс

Сущность воспитания как общественного явления, его характерные черты и функции. Социальная природа воспитания, его общечеловеческий и социально-исторический характер. Факторы воспитания. Соотношение к.

1) социальное (социокультурное) развитие человека;

2) процесс, интегрирующий все воспитательные влияния (как теоретическая модель);

3) конкретная деятельность воспитателя.

Общепринято под воспитанием понимать процесс передачи подрастающему поколению накопленного человечеством опыта. Воспитание как передача опыта не является исключительной характеристикой человека, животные также передают опыт. Но только для человека характерно наличие культуры, духовности. Между культурой и воспитанием сложная двусторонняя связь. Возникнув вместе с человеком, культура включала в себя и воспитание. Воспитание, став элементом культуры, приобретает свойства культуры. С развитием государственности, разделением общества на классы, воспитание все больше дистанцировалось от культуры, становясь важным идеологическим средством. Это было характерно и для советской педагогики. Современная педагогика пытается вернуть воспитание в контекст культуры (Е. В. Бондаревская). Тем более, что существующая ситуация развития ребенка все больше приобретает черты антикультуры. Среди особенностей социально-педагогической ситуации выделяют: стремительное изменение условий жизни, непредсказуемость этих изменений, повышенный прагматизм в ожиданиях учащихся и их родителей, агрессивность окружающей среды и др.

Рассматривая воспитание в контексте культуры, Н. Е. Щуркова выделяет три его слагаемых: 1) освоение культуры; 2) усвоение ценностей культуры; 3) присвоение (введение в личностную структуру) культуры.

Освоение – это накопление системы знаний об окружающем мире, когда назначение, функции, содержание, сущность, свойства множества объектов познаются ребенком.

Усвоить – значит овладеть культурными умениями и навыками, необходимыми для жизни в данной культуре.

Присвоение ценностей культуры означает введение их в личностную структуру, создание собственной иерархии ценностных для своей жизни объектов.

В социокультурном аспекте воспитание рассматривается как специально организованный процесс социокультурной идентификации (отождествления) человека через эмоциональное принятие им моральных норм и ограничений, регулирующих его социальное поведение в рамках определенной культуры.

Основными характеристиками человека культуры, по мнению Е. В. Бондаревской, являются свобода, гуманность, духовность, творческость и адаптивность личности.

Вопросы и задания:

1. Определите круг проблем современной жизни, которые затрудняют организацию воспитания.

3. Наполните конкретным содержанием (покажите на примерах) слагаемые воспитания в контексте культуры: освоение, усвоение, присвоение культуры.

Процесс воспитания

Сущность, структура, характерные черты процесса воспитания. Движущие силы и психологические основы процесса воспитания. Теории воспитания.

Процесс воспитания – это процесс целенаправленного взаимодействия педагогов и воспитанников, в результате которого осуществляется становление личности, развитие и саморазвитие ее индивидуальных способностей, склонностей и интересов.

Для процесса воспитания характерны следующие специфические черты: целенаправленность; непрерывность, деятельностный характер; многофакторность; технологичность; диалогичность; ситуативность (основное средство – воспитывающая ситуация); перспективность, возможность управления; эмоциональность, отдаленность результатов.

Процесс воспитания включает в себя самовоспитание и перевоспитание. Его логика строится так, что процесс воспитания должен переходить в процесс самовоспитания. Самовоспитание – это сознательная, целенаправленная, самостоятельная деятельность, ведущая к возможно более полной реализации, развитию и самосовершенствованию личности. Перевоспитание – это перестройка установок, взглядов и способов поведения, противоречащих этическим нормам и другим требованиям общества.

Структуру процесса воспитания представляет взаимосвязь и взаимообусловленность следующих компонентов:

Диагностика воспитанности личности → постановка целей и задач воспитания → определение содержания воспитания → выбор методов, форм, средств воспитания → анализ результатов воспитания.

Движущими силами процесса воспитания является выявление и разрешение противоречий: между имеющимся уровнем развития и новыми, более высокими потребностями; между требованиями среды к человеку и его возможностями удовлетворить эти требования; между школой и семьей; между словом и делом; между преобладанием словесных методов воспитания и относительной их обособленности от практического поведения личности и др.

Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое. С позиций психологии воспитание есть процесс интериоризации, т. е. перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план, в ее убеждения, установки, поведение, требования, предъявляемые личностью к самой себе. В связи с этим процесс воспитания рассматривается как последовательность следующих его отдельных частей:

• процесс педагогического воздействия на личность;

• процесс принятия этого воздействия личностью;

• процесс самовоспитания личности в соответствии с внешними требованиями.

На сегодняшний день имеется значительное разнообразие теорий воспитания. Анализ позволяет объединить их в две группы. Первая группа - это авторитарные теории, в которых воспитание рассматривается как более или менее жесткое руководство учащимися, формирование заданных обществом свойств личности. Вторая – гуманистические теории, в которых процесс воспитания понимается как помощь в саморазвитии, как процесс самоактуализации.

Например, бихевиоризм понимает воспитание как модификацию поведения, как выработку поведенческих реакций. Данный подход не ориентирует ребенка на развитие собственной внутренней мотивации поведения.

Неотомизм, как религиозная теория воспитания, рассматривает его как процесс воспитания человеческих добродетелей, которые трактуются в духе традиционных религиозных догм о смирении, терпении, скромности.

В основе теории прагматизма лежит идея формирования таких качеств, которые необходимы личности для достижения жизненного, карьерного успеха.

В рамках системно-ролевой теории воспитание понимается как процесс человековедения, протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей.

Вопросы и задания:

1. Дайте определение процесса воспитания.

2. Обоснуйте логику компонентов в структуре процесса воспитания.

3. Изучите и проанализируйте одну из зарубежных или отечественных теорий воспитания. Какие особенности воспитания выделяются в рамках этой теории?

4. По проблеме возможностей перевоспитания в науке и практике нет однозначной позиции. Насколько, на Ваш взгляд, возможна организация перевоспитания в школьном коллективе?

5. Наполните конкретным содержанием (приведите примеры из школьной практики) основные противоречия процесса воспитания.

Воспитание - главный компонент педагогического процесса, чрезвычайно сложное социальное явление, направленное на формирование у воспитанников научного мировоззрения, личностных гражданских рис, интеллектуального, профессионального, нравственного, правового, физического, экологического развития.

Воспитание как целостный процесс имеет две стороны: внешнюю (собственное воспитание, воспитывающая деятельность как передача социального опыта) и внутреннюю (самовоспитание, целенаправленный процесс самосовершенствования путем усвоения социального опыта деятельности, поведения, духовного обогащения). Поэтому оно является одним из основных видов деятельности человечества.

Философская категория "сущность" отражает, во-первых, глубинные связи и внутренние отношения, которые определяют основные черты и тенденции развития данного явления, во-вторых, переход внешнего (объективного) во внутреннее (субъективное), то есть в сознание человека. Следовательно, сущность означает смысл данной вещи или явления, то, чем оно является в отличие от всех других вещей.

В основе воспитательного процесса лежит система воспитательных отношений, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитанников по общественно заданным целям формирования личности. Сущность процесса воспитания состоит в умелой организации и стимулировании воспитателем психологически и педагогически обоснованной деятельности воспитанника, в формировании и поддержании у него мотивации постоянного творческого самосовершенствования, формирования у него устойчивых форм поведения в обществе через навыки и привычки, постоянная помощь, поддержка, сочувствие и сопереживание.

Традиционно в педагогике категорию "воспитание" рассматривали в разных аспектах, а именно:

1) в широком смысле (как социальное явление; как общественное явление; как процесс и результат развития личности; как процесс формирования личности в целом);

2) в узком смысле (влияние или систему влияний воспитателей на воспитанников; специфический процесс формирования социальных и духовных ценностей, систему ценностных ориентаций и соответствующего поведения).

3) в специальном педагогическом смысле как процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности;

4) в широком педагогическом смысле, когда понятие "воспитание" охватывает и процесс обучения и собственно воспитания, то есть педагогический процесс в целом.

Разница в подходах вызывает определенные затруднения в научном толковании этого понятия, поэтому выделим его основные категорийные признаки.

Воспитание есть социально-историческое явление - это процесс передачи и усвоения социального опыта, духовной культуры, направленный на развитие личности. Национальное воспитание является конкретно-историческим проявлением общечеловеческого гуманистического и демократического воспитания (Л.Кузь, М.Стельмахович, М.Касьяненко).

Воспитание есть процесс формирования и развития личности, что ведет к определенным изменениям в ее структуре (Ю.Бабанський, Н.Кузьмина, Костюк, М.Болдирев) многогранный процесс духовного обогащения личности (В. Сухомлинский) процесс взаимодействия двух участников воспитания (С.Шабанов, Г.Легенький, М.Таланчук).

Воспитание есть влияние на развитие личности, которой понимается не как механическая проекция педагогического воздействия на воспитанника, а как внутренняя глубинная работа субъектов педагогического взаимодействия, которая пробуждает их активность (Б. Ананьев, Н.Кузьмина, Г.Щукина, И.Бех) .

Воспитание есть взаимодействие совокупности субъектов и объектов воспитательного процесса, следствием чего являются взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок (Н.Кузьмина, В.Генецинський, Л.Таланчук).

Воспитание есть деятельность - целенаправленная, разнообразная И.Моносзон, Б.Т.Лихачов) взаимосвязана (А.. Китов, М.Болдирев) коллективная творческая деятельность (И.Иванов, Ш.Амонашвили, Ю.Азаров).

Воспитание является управление процессом формирования, развития личности в соответствии с потребностями общества (Б. Ананьев, С.Батищев, Костюк, В.Журавльов, В.Якунин).

Воспитание есть руководство развитием личности воспитанников, их задатков, способностей соответствии с потребностями общества (М.Данилов, Ф.Корольов, Костюк, Г.Щукина).




Итак, можно сделать вывод, что воспитание - это:

• социальное явление, детерминированное природными задатками;

• процесс, ведущий к определенным изменениям;

• управление и руководство развитием личности;

• действие всех субъектов и объектов педагогического процесса;

выделенные признаки не являются универсальными, однако они позволяют представить специфические особенности процесса воспитания и подтвердить его сложность, полиаспектность.

Осуществлен категориальный анализ понятия "воспитание" дает возможность сформулировать его определение в таком виде: воспитание - это процесс сознательного развития личности, осуществляется под воздействием педагога-воспитателя совместной деятельности, направленной на овладение воспитанниками способами морального саморазвития и опытом общественных отношений.

Структурными элементами процесса воспитания цель воспитания, его задачи, содержание; формы, методы и средства воспитания; результаты; корректировки результатов воспитания.

Согласно структурных элементов выделяют основные компоненты воспитательного процесса, а именно:

• мотивационный компонент - который заключается в определении цели воспитания и организации воздействия на мотивационную сферу воспитанников;

• участники прогресса воспитания - субъекты воспитательного взаимодействия (субъект 1 - учитель, воспитатель, родители; субъект 2 - ребенок, ученик, воспитанник);

• способы совместной деятельности участников воспитательного процесса - формы, методы, средства, приемы этой работы;

• результат - сформированная личность (определенный уровень воспитанности личности).

Ученик взаимодействует с педагогом сознательно. Итак, воспитательные отношения всегда носят субъект-субъектный характер. Воспитательный процесс - активная, целеустремленная и содержательная взаимодействие воспитателей и воспитанников, при осуществлении которого последние усваивают определенную совокупность знаний, приобретают практические навыки и умения соответствующего поведения, всесторонне развивают свои эмоциональные, чувственные, волевые, мотивационные сферы и другие ведущие свойства личности, формируют свой внутренний духовный мир.

Воспитание является многофакторным процессом. Процесс воспитания зависит от объективных и субъективных факторов.

Объективными факторами являются: особенности развития Украины вообще и системы учреждений образования в частности; перестройка экономики на рыночных принципах, особенности развития социальной сферы; возрождение национальных традиций, народной педагогики, влияние среды.

К субъективным факторам относят: социально-педагогическую деятельность семьи и общественных организаций; учебно-воспитательную деятельность учреждений образования; целенаправленную деятельность средств массовой информации и культуры; воспитательную деятельность внешкольных учреждений и деятельность церкви.

Воспитание - главный компонент педагогического процесса, чрезвычайно сложное социальное явление, направленное на формирование у воспитанников научного мировоззрения, личностных гражданских рис, интеллектуального, профессионального, нравственного, правового, физического, экологического развития.

Воспитание как целостный процесс имеет две стороны: внешнюю (собственное воспитание, воспитывающая деятельность как передача социального опыта) и внутреннюю (самовоспитание, целенаправленный процесс самосовершенствования путем усвоения социального опыта деятельности, поведения, духовного обогащения). Поэтому оно является одним из основных видов деятельности человечества.

Философская категория "сущность" отражает, во-первых, глубинные связи и внутренние отношения, которые определяют основные черты и тенденции развития данного явления, во-вторых, переход внешнего (объективного) во внутреннее (субъективное), то есть в сознание человека. Следовательно, сущность означает смысл данной вещи или явления, то, чем оно является в отличие от всех других вещей.

В основе воспитательного процесса лежит система воспитательных отношений, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитанников по общественно заданным целям формирования личности. Сущность процесса воспитания состоит в умелой организации и стимулировании воспитателем психологически и педагогически обоснованной деятельности воспитанника, в формировании и поддержании у него мотивации постоянного творческого самосовершенствования, формирования у него устойчивых форм поведения в обществе через навыки и привычки, постоянная помощь, поддержка, сочувствие и сопереживание.

Традиционно в педагогике категорию "воспитание" рассматривали в разных аспектах, а именно:

1) в широком смысле (как социальное явление; как общественное явление; как процесс и результат развития личности; как процесс формирования личности в целом);

2) в узком смысле (влияние или систему влияний воспитателей на воспитанников; специфический процесс формирования социальных и духовных ценностей, систему ценностных ориентаций и соответствующего поведения).

3) в специальном педагогическом смысле как процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности;

4) в широком педагогическом смысле, когда понятие "воспитание" охватывает и процесс обучения и собственно воспитания, то есть педагогический процесс в целом.

Разница в подходах вызывает определенные затруднения в научном толковании этого понятия, поэтому выделим его основные категорийные признаки.

Воспитание есть социально-историческое явление - это процесс передачи и усвоения социального опыта, духовной культуры, направленный на развитие личности. Национальное воспитание является конкретно-историческим проявлением общечеловеческого гуманистического и демократического воспитания (Л.Кузь, М.Стельмахович, М.Касьяненко).

Воспитание есть процесс формирования и развития личности, что ведет к определенным изменениям в ее структуре (Ю.Бабанський, Н.Кузьмина, Костюк, М.Болдирев) многогранный процесс духовного обогащения личности (В. Сухомлинский) процесс взаимодействия двух участников воспитания (С.Шабанов, Г.Легенький, М.Таланчук).

Воспитание есть влияние на развитие личности, которой понимается не как механическая проекция педагогического воздействия на воспитанника, а как внутренняя глубинная работа субъектов педагогического взаимодействия, которая пробуждает их активность (Б. Ананьев, Н.Кузьмина, Г.Щукина, И.Бех) .

Воспитание есть взаимодействие совокупности субъектов и объектов воспитательного процесса, следствием чего являются взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок (Н.Кузьмина, В.Генецинський, Л.Таланчук).

Воспитание есть деятельность - целенаправленная, разнообразная И.Моносзон, Б.Т.Лихачов) взаимосвязана (А.. Китов, М.Болдирев) коллективная творческая деятельность (И.Иванов, Ш.Амонашвили, Ю.Азаров).

Воспитание является управление процессом формирования, развития личности в соответствии с потребностями общества (Б. Ананьев, С.Батищев, Костюк, В.Журавльов, В.Якунин).

Воспитание есть руководство развитием личности воспитанников, их задатков, способностей соответствии с потребностями общества (М.Данилов, Ф.Корольов, Костюк, Г.Щукина).

Итак, можно сделать вывод, что воспитание - это:

• социальное явление, детерминированное природными задатками;

• процесс, ведущий к определенным изменениям;

• управление и руководство развитием личности;

• действие всех субъектов и объектов педагогического процесса;

выделенные признаки не являются универсальными, однако они позволяют представить специфические особенности процесса воспитания и подтвердить его сложность, полиаспектность.

Осуществлен категориальный анализ понятия "воспитание" дает возможность сформулировать его определение в таком виде: воспитание - это процесс сознательного развития личности, осуществляется под воздействием педагога-воспитателя совместной деятельности, направленной на овладение воспитанниками способами морального саморазвития и опытом общественных отношений.

Структурными элементами процесса воспитания цель воспитания, его задачи, содержание; формы, методы и средства воспитания; результаты; корректировки результатов воспитания.

Согласно структурных элементов выделяют основные компоненты воспитательного процесса, а именно:

• мотивационный компонент - который заключается в определении цели воспитания и организации воздействия на мотивационную сферу воспитанников;

• участники прогресса воспитания - субъекты воспитательного взаимодействия (субъект 1 - учитель, воспитатель, родители; субъект 2 - ребенок, ученик, воспитанник);

• способы совместной деятельности участников воспитательного процесса - формы, методы, средства, приемы этой работы;

• результат - сформированная личность (определенный уровень воспитанности личности).

Ученик взаимодействует с педагогом сознательно. Итак, воспитательные отношения всегда носят субъект-субъектный характер. Воспитательный процесс - активная, целеустремленная и содержательная взаимодействие воспитателей и воспитанников, при осуществлении которого последние усваивают определенную совокупность знаний, приобретают практические навыки и умения соответствующего поведения, всесторонне развивают свои эмоциональные, чувственные, волевые, мотивационные сферы и другие ведущие свойства личности, формируют свой внутренний духовный мир.

Воспитание является многофакторным процессом. Процесс воспитания зависит от объективных и субъективных факторов.

Объективными факторами являются: особенности развития Украины вообще и системы учреждений образования в частности; перестройка экономики на рыночных принципах, особенности развития социальной сферы; возрождение национальных традиций, народной педагогики, влияние среды.

К субъективным факторам относят: социально-педагогическую деятельность семьи и общественных организаций; учебно-воспитательную деятельность учреждений образования; целенаправленную деятельность средств массовой информации и культуры; воспитательную деятельность внешкольных учреждений и деятельность церкви.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Воспитание как социокультурный феномен. Предмет и задачи воспитания. Воспитание. Презентация на заданную тему содержит 12 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Воспитание как социокультурный феномен. Предмет и задачи воспитания. Воспитание в структуре целостного образовательного процесса. Выполнила: Вельц Анастасия ТЭ-ЭИБ-21

Воспитание как социокультурный феномен Воспитание является важнейшим явлением духовной жизни общества. Оно появилось с возникновением человеческого общества, с ним вместе и развивается. В зависимости от типа культуры изменяются цели воспитания, его содержание, формы и методы, но неизменно предметом воспитания всегда рассматривается человек, испытывающий воспитательное воздействие. На важность воспитания, его приоритетность указывали многие выдающиеся люди прошлого. Не теряет своего значения, а, наоборот, приобретает все большую актуальность мысль Д.И. Менделеева о том, что знания, не подкрепленные воспитанием, подобны мечу в руках сумасшедшего.

Рассматривая воспитание в контексте культуры, Н. Е. Щуркова выделяет три его слагаемых: 1) освоение культуры; 2) усвоение ценностей культуры; 3) присвоение (введение в личностную структуру) культуры. Рассматривая воспитание в контексте культуры, Н. Е. Щуркова выделяет три его слагаемых: 1) освоение культуры; 2) усвоение ценностей культуры; 3) присвоение (введение в личностную структуру) культуры. Освоение – это накопление системы знаний об окружающем мире, когда назначение, функции, содержание, сущность, свойства множества объектов познаются ребенком. Усвоить – значит овладеть культурными умениями и навыками, необходимыми для жизни в данной культуре. Присвоение ценностей культуры означает введение их в личностную структуру, создание собственной иерархии ценностных для своей жизни объектов.

В социокультурном аспекте воспитание рассматривается как специально организованный процесс социокультурной идентификации (отождествления) человека через эмоциональное принятие им моральных норм и ограничений, регулирующих его социальное поведение в рамках определенной культуры. В социокультурном аспекте воспитание рассматривается как специально организованный процесс социокультурной идентификации (отождествления) человека через эмоциональное принятие им моральных норм и ограничений, регулирующих его социальное поведение в рамках определенной культуры. Основными характеристиками человека культуры, по мнению Е. В. Бондаревской, являются свобода, гуманность, духовность, творчество и адаптивность личности.

Предмет и задачи воспитания Воспитание в педагогическом смысле В широком педагогическом смысле воспитание - это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач. Предмет Предметом воспитания является личность, а также ее формирование и всестороннее, гармоничное развитие.

Задачи Задачи Поскольку цель воспитания отличается некоторой абстрактностью, чрезмерной общностью, она конкретизируется, уточняется с помощью формулировки комплекса задач воспитания. Среди задач воспитания в современной системе российского образования выделяются следующие: - формирование у каждого воспитанника ясной смысло-жизненной установки, соответствующей природным задаткам и конкретному индивидуальному социальному положению; - гармоническое развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных возможностей и с учетом требований общества; - овладение общечеловеческими нравственными ценностями, гуманистическим опытом Отечества, призванными служить прочным фундаментом всего духовного мира личности; - формирование активной гражданской позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам, свободам и обязанностям личности; - развитие активности в решении трудовых, практических задач, творческого отношения к выполнению своих производственных обязанностей; - обеспечение высокого уровня общения, взаимоотношений в учебном и трудовом коллективе на основе сложившихся социально значимых коллективных норм.

Воспитание в целостной структуре образовательного процесса Воспитание как педагогическое явление выступает неотъемлемой частью целостного образовательного процесса как деятельности, в ходе которой идет овладение системой знаний основ наук и соответствующих им умений и навыков, закладываются основы мировоззрения, развиваются познавательные силы, творческие способности и эмоционально-волевая сфера личности, формируются нравственные качества и привычки поведения.

В целостной структуре образовательного процесса тесно взаимодействуют два взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных процесса: 1) обучение – целенаправленная, специально организованная деятельность, направленная на передачу подрастающим поколениям (преподавание) и освоение ими (учение) совокупности знаний, формирование на этой основе умений и навыков, развитие познавательных и творческих способностей; 2) воспитание – целенаправленная, специально организованная деятельность, призванная формировать у подрастающего поколения систему качеств личности на основе освоения норм и правил поведения, принятых в обществе. В целостной структуре образовательного процесса тесно взаимодействуют два взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных процесса: 1) обучение – целенаправленная, специально организованная деятельность, направленная на передачу подрастающим поколениям (преподавание) и освоение ими (учение) совокупности знаний, формирование на этой основе умений и навыков, развитие познавательных и творческих способностей; 2) воспитание – целенаправленная, специально организованная деятельность, призванная формировать у подрастающего поколения систему качеств личности на основе освоения норм и правил поведения, принятых в обществе.

Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в целостной структуре образовательного процесса выражается в нескольких аспектах. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в целостной структуре образовательного процесса выражается в нескольких аспектах. 1. Оба эти процесса протекают в рамках одного образовательного учреждения (детский сад, школа, гимназия, колледж, ПТУ, вуз, учреждение дополнительного образования и др.), осуществляются одним и тем же человеком (педагогом) и направлены на достижение общей цели – подготовку личности к активной жизнедеятельности в обществе.

2. Воспитание всегда содержит в себе элементы обучения, поскольку, передавая личности знания о нормах и правилах поведения (нравственное воспитание), достижениях человеческой культуры (эстетическое воспитание), многообразии видов профессиональной деятельности (трудовое воспитание) и т. д., формируя навыки поведения в конкретных жизненных ситуациях, педагог одновременно обучает личность. 2. Воспитание всегда содержит в себе элементы обучения, поскольку, передавая личности знания о нормах и правилах поведения (нравственное воспитание), достижениях человеческой культуры (эстетическое воспитание), многообразии видов профессиональной деятельности (трудовое воспитание) и т. д., формируя навыки поведения в конкретных жизненных ситуациях, педагог одновременно обучает личность.

3. В ходе процесса обучения, направленного на освоение научных знаний, всегда имеет место воспитательный аспект, реализуемый через содержание учебного материала, методику его подачи, характер педагогического взаимодействия учителя и учащихся. 3. В ходе процесса обучения, направленного на освоение научных знаний, всегда имеет место воспитательный аспект, реализуемый через содержание учебного материала, методику его подачи, характер педагогического взаимодействия учителя и учащихся. Обучение и воспитание – это самостоятельные процессы, каждый из которых в целостной структуре образовательного процесса имеет свою специфику. Целью процесса обучения является передача знаний, умений и навыков, т. е. формирование интеллектуальной культуры личности; цель воспитательного процесса – освоение норм поведения, т. е. формирование поведенческой культуры личности. Процесс обучения строго регламентирован, поскольку имеет четкие временные границы, осуществляется на основе обязательных учебных планов, его результаты замеряются на основе четкой нормы оценок; процесс воспитания не имеет четкой регламентации, во многом хаотичен, не ограничен во времени, не имеет конкретных качественных и количественных показателей. Хотя процессы обучения и воспитания оперируют общим понятийным аппаратом, конкретное содержание этих категорий в теории обучения и теории воспитания различно.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Воспитание как социокультурный феномен.

«Воспитание в том и заключается, что более

взрослое поколение передает свой опыт, свою

А какие требования к воспитанию предъявляются социумом сегодня? Я бы выделила несколько концепций, которые, на мой взгляд, наиболее полно раскрывают эти требования.

Концепция воспитания жизнеспособных поколений Н.М. Ильинского. предлагает в качестве цели формирование жизнеспособной, гуманистически ориентированной индивидуальности по отношению к обществу и самой себе. Жизнеспособность - это наличие у человека (поколения) таких свойств и качеств, которые позволяют не только выжить, не деградируя, в "жестких" и ухудшающихся условиях социальной и природной среды, но и жить и развиться, духовно возвышаться, воспроизводить и воспитывать потомство, не менее жизнеспособное в биологическом и социальном плане, чем он сам.

Исходя из этих концепций, мы можем сказать, что воспитательный процесс современности должен способствовать к становлению ребенка как субъекта жизни, истории, культуры, а также к развитию качеств жизнеспособности. Цель воспитания должна отвечать триединству разумного, духовного, творческого.

Читайте также: