Воля в профессиональной деятельности врача кратко

Обновлено: 18.05.2024

В обзоре представлены размышления о проблеме конфликта разума и эмоций, о значении этих сфер в деятельности практикующего врача.

Ключевые слова

Обзор

Эмоции против разума в практике врача

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ

кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Внутренний конфликт между рациональностью и эмоциональностью является постоянным источником стресса для врачей, которые часто связывают личные переживания с жизненно важными вопросами своих пациентов. С самого начала учебы и дальнейшей карьеры врачей учат мыслить рационально. Однако, все мы не машины, которые могли бы активно выключать эмоции. Наблюдение за принятием решений врачами показало некую смесь импульсивного и методического, что же должно преобладать? Какое есть решение, чтобы объединить их?

Разум - способность воспринимать, оценивать и интегрировать элементы мира (физические или теоретические) по своему смыслу. Короче говоря, разум позволяет понимать мир вокруг нас.

Эмоции, с другой стороны, представляют собой смесь психологических и физических реакций, по которым в целом производится оценка самого себя и окружающего мира. Это - непосредственное, подсознательное суждение о своих ценностях, настроении и прошлом опыте.

Так, например, "любовь с первого взгляда" имеет место, потому что есть автоматическая эмоциональная реакция. Однако, не может быть "разума на первый взгляд", потому что мысли должны быть обработаны посредством рассуждения. Оцениваете ли вы разум более высоко, чем эмоции, или наоборот, является вопросом оценочного суждения, воспитания, образования и личного выбора.

Почему эмоция так важна?

Эмоция - это своеобразный двигатель нашей жизни. Без эмоции мы не чувствуем необходимость действовать, независимо от того, насколько широкий и глубокий может быть запас знаний о проблеме. Любовь и страх - две стороны нашей эмоциональной медали. Когда врач принимает решения, старается поставить точный диагноз и назначить эффективное лечение, то именно здесь прослеживается любовь к собрату - своему пациенту. Страхи же появляются от мыслей поставить неправильный диагноз, неумышленно нанести угрозу пациенту, понести ответственность за содеянное. Чувства переживания, счастья или страха врача могут накапливаться и проявляться при последующем контакте врача со случайным пациентом, может возникнуть неадекватное расположение врача к больному. Это и является причиной того, что медицинское образование исключает принятие решений, эмоционально обоснованных.

Разум и эмоция не противоречивы и не взаимозаменяемы. Факт (опухоль пациента, например) не может быть изменен из-за того, что кто-то переживает об этом. То же самое сохраняется для протоколов лечения. Процессы принятия решений и в диагнозе и в лечении, поэтому, зависят от причины, разумного мышления. Это - то, на что должны ориентироваться все врачи и работники здравоохранения.

С другой стороны, для пациентов, у которых по большей части нет медицинского образования и многолетнего опыта, большее значение имеют эмоции, которым они дают волю, оказываясь в ситуациях, касающихся их здоровья или лечения. Именно здесь теряется связь между действительностью и эмоциями пациентов. Их страхи берут верх над здравым смыслом. Обладающий самосознанием пациент - тот, кто может успешно отделить причину от эмоции во время принятия врачом решений, которые затрагивают их здоровье и благосостояние.

Эмоции не могут быть отделены от человеческого опыта. Они по сути и не положительны, и не отрицательны. Эмоции, сдержанные опытом, вместе с образованием и самоанализом врача являются самым вернейшим путем не только к достижению правильных медицинских решений, но также и ,более существенно, к наслаждению своей жизнью.

Литература

Маклаков А.Г. Общая психология / СПб.: Питер, 2006. - 582 с.

Мананикова Е.Н. Психология личности / 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2009. - 218 с.

Немов Р.С. Общая психология: [крат. курс] / Р.С. Немов. - СПб.: Питер, 2008. - 304 с.

Важной задачей врача является ориентировка в состоянии пациента, в том числе и по внешним признакам поведения (мимика и пантомимика).

В лечебной практике нельзя избежать и проявлений агрессивности, ненависти, эмоциональных реакций, стыда, далее – печаль, скорбь, траур (можно рассмотреть как отдельную задачу – работу с родственниками пациента и подготовку их к неблагоприятному исходу, несмотря на лечебное вмешательство); беспомощность, апатия, депрессивные переживания и многое другое.

Работа врача по психопрофилактике угрозы своему здоровью со стороны чрезмерного стресса, приобретающего характер деструктивного влияния. По статистике американских ученых, врачи живут на 10-12 лет меньше своих пациентов (во многом из-за недооценки серьезности дистрессовых переживаний).

7.2. Материал для самоподготовки

1. Дайте определение эмоций.

2. Дайте определение чувств.

3. Назовите функции эмоций.

4. Назовите центры физиологической деятельности организма.

5. Назовите виды эмоциональных состояний.

6. Назовите современные психологические теории эмоций.

7. На чём базируется активационная теория Линдсея-Хебба?

8. Назовите критерии, по которым классифицируют эмоции.

10. Назовите сходства и различия между эмоциями и чувствами.

11. Назовите моральные чувства.

12. Назовите интеллектуальные чувства.

13. Дайте понятие воли.

14. Назовите функции воли.

1. Кто утверждал, что эмоции возникли в процессе эволюции?

2. Что выражено ярче в поведении человека?

3. Какая из форм эмоциональных переживаний является наиболее распространенной среди живых существ?

4. Какую функцию при проявлении эмоций выполняет движение мышц лица, жесты, покраснение кожи?

5. Кто выделил стенические и астенические эмоции?

6. Кто стал автором эволюционной теории эмоций?

7. На основе какой теории возникла активационная теория Линдсея-Хебба?

в) когнитивного диссонанса

8. Кто является автором теории когнитивного диссонанса?

9. Кому принадлежит первая попытка классификации эмоций?

10. Кто выделил триаду чувств, позволяющую охарактеризовать любую эмоцию?

11. Автором классификации, позволяющей прогнозировать характер и силу эмоционального переживания, является…

12. Основными функциями воли являются…

Задачи для самоподготовки:

Практическая часть для самоподготовки:

8. Материалы для разбора с преподавателем и контроля его усвоения:

8.1. Разбор с преподавателем узловых вопросов для освоения темы занятия.

8.2. Демонстрация преподавателем методик практических приемов по теме.

8.3. Материал для контроля усвоения материала:

Вопросы для решения с преподавателем:

1. Понятие об эмоциях и чувствах.

2. Значение эмоций в жизни человека и животных, основные функции эмоций.

3. Физиологические механизмы эмоций.

4. Современные психологические теории эмоций.

5. Классификация эмоций по разным критериям. Особенности проявления и выражения отдельных эмоций.

6. Виды эмоциональных состояний.

7. Стресс. Профилактика и преодоление стресса.

8. Соотношение эмоций и чувств. Виды чувств.

9. Определение воли как регулятора деятельности.

10. Роль и функции воли. Волевые усилия.

11. Эмоции и воля в профессиональной деятельности врача.

Тесты для решения с преподавателем:

Вставьте пропущенные слова в определениях:

1. Эмоции – особый класс субъективных психологических …, отражающих в форме непосредственных …, … приятного или неприятного, … человека к миру и людям, процесс и результаты его … .

2. Чувства – … культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными …, … … и …, окружающими человека.

3. Настроение – это общее … …, … в течение значительного времени отдельные … … и … .

4. Эмоции – непосредственное … , … сложившихся отношений, а не их .

5. Чувства носят … характер, связываются с … или … о некотором объекте.

6. Аффекты – это особо выраженные … …, сопровождаемые видимыми изменениями в … …, который их испытывает.

7. Страсть представляет собой сплав …, … и …, сконцентрированных вокруг определенного вида … или … .

Задачи 1 уровня:

1. Расскажите, какую роль играют эмоции и чувства в жизни человека.

2. Перечислите основные функции эмоций.

4. Назовите основные функции воли.

1. Расскажите о физиологических механизмах эмоций.

2. Почему эмоциональные возбуждения вызывают усиленную деятельность ряда

3. Назовите психологов, занимавшихся изучением видов эмоций.

1. Назовите и проанализируйте основные теории эмоций.

2. Дайте сравнительную характеристику эмоций и чувств.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Волевая регуляция, структура и содержание волевого действия. Волевая регуляция поведения, ее основные этапы. Включение в регуляцию эмоций. Волевое регулирование поведения в профессиональной деятельности медицинского работника. Волевые качества личности.

Для более экономного использования дискового пространства на сервере работы запакованы в zip-архивы.
Чтобы их распаковать и посмотреть, необходимо иметь установленный на вашем компьютере архиватор, например, WinZip или WinRAR или другой, распаковывающий zip-архивы.
Или после того, как архив вами был загружен на ваш компьютер, воспользуйтесь любым из онлайн-сервисов распаковки архивов, например, B1.org. Перейдя на сайт B1.org, кликаете по "Click here" и выбираете на своем компьютере скачанный архив. Все - архив распакован, скачивайте файл с документом. Не забываете загружать на наш сайт ваши хорошие работы :-) Будем признательны.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 16.11.2013
Размер файла 113,1 K


Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Понятие воли как способа преодоления сопротивления, а также других желаний и потребностей на пути к намеченной цели; ее теории и функции. Волевая регуляция поведения человека и ее механизм. Определение данных качеств личности; развитие воли у человека.

реферат [46,3 K], добавлен 25.10.2014

Гетерономные и автономные (волюнтаристские) теории воли, их сущность и характеристика. Произвольные и волевые действия. Основные направления развития воли. Волевая регуляция личности. Различные проявления безволия и нарушения волевого контроля.

реферат [26,7 K], добавлен 13.02.2012

Значение воли в психической деятельности: активизирующая и тормозящая. Структура волевого поступка: побуждение к совершению действий, желание, осмысление цели действия, принятие решения, борьба мотивов, волевое усилие, внешнее и внутреннее исполнение.

курсовая работа [87,1 K], добавлен 24.04.2015

Личность человека как интегральная целостность биогенных, социогенных и психогенных элементов. Волевые качества, эмоции и мотивация личности. Основные признаки волевого акта. Простые и сложные волевые действия. Свобода воли и личностная ответственность.

контрольная работа [48,3 K], добавлен 04.08.2011

Характеристика понятия воля, определение и описание волевых качеств личности. Функции воли, волевые акты и их признаки. Развитие воли у человека. Поведенческая саморегуляция. Волевые качества личности. Разница между решительностью и мотивацией решения.


Лучше всего переносят психологические нагрузки эмоционально устойчивые люди.


О том, как сотрудники медицинских учреждений могут повысить свою эмоциональную устойчивость, рассказывает медицинский психолог городской клинической больницы № 67 имени Л. А. Ворохобова Департамента здравоохранения города Москвы Светлана Королёва.

Профессиональные проблемы медиков

Эмоции играют в нашей жизни очень важную роль. Разум — это опора на опыт и знания, а эмоции проявляются в нашей жизни уже с момента рождения, и именно они обеспечивают нам выживание и умение адаптироваться в окружающем мире. Эмоции украшают человека и подчёркивают его индивидуальность, но всё хорошо в меру: если мы будем слишком откровенны в своих эмоциональных проявлениях, то можем напугать, обидеть или оскорбить других людей. Поэтому каждому человеку в своём поведении важно достичь определённого баланса: руководствоваться разумом, но при этом сохранять эмоции. Для работников сферы здравоохранения умение владеть своими эмоциями особенно важно, так как по роду своей профессиональной деятельности они находятся в эмоционально неблагоприятной среде и чаще других сталкиваются с негативными эмоциональными проявлениями. Они вынуждены принимать на себя большой поток негатива со стороны пациентов, подавляя при этом собственные эмоции. Это колоссальная нагрузка, которая требует развития такого качества, как эмоциональная устойчивость.


Путь к эмоциональному равновесию

Чтобы предупредить неблагоприятное влияние эмоций со стороны неуравновешенных пациентов, нужно научиться признавать за ними право на свободное проявление этих чувств и не принимать их выпады в свой адрес. Для этого нужно чаще напоминать себе, что проблемы не у вас, а у пациентов: это с ними, а не с вами жизнь сыграла злую шутку, и они теряют самообладание из-за собственных нерешённых проблем. Постарайтесь снисходительно относиться к таким пациентам, простить им негативные эмоции и оправдать их недостойное поведение болезнью или другими проблемами. Выработав такую гибкость, вы сможете сохранять эмоциональное равновесие в любой ситуации, и работать вам будет намного легче. Напоминайте себе, что чужой негатив — вполне нормальное явление, и это поможет вам быстрее освободиться от эмоционального напряжения.

Причин для развития эмоциональной устойчивости у работников сферы здравоохранения очень много, но главными из них являются следующие.

Причина первая. Негативные эмоции пациентов, стресс и различные неприятности приводят сотрудников медицинских учреждений к снижению работоспособности: человек устаёт и перестаёт сопротивляться стрессу и накопившимся проблемам. При недостаточной эмоциональной устойчивости в такой ситуации можно потерять самообладание, и тогда может произойти эмоциональный срыв. Недавно был чудовищный случай с врачом, который избил пациента до смерти, — яркий пример того, как человек не смог совладать со своими эмоциями и в состоянии, близком к аффекту, совершил страшный поступок.

Причина вторая. Профессия медиков требует сдерживания эмоций, а это очень опасно для здоровья: постоянное сдерживание негативных эмоций (страх, тревога, раздражение и т. п.) отравляет наш организм токсинами стресса и приводит к психосоматическим заболеваниям. Длительное подавление раздражения и гнева — это прямой путь к ишемии, гипертонии, заболеваниям ЖКТ и двенадцатиперстной кишки.

Причина третья. Неумение контролировать свои эмоции может также привести к конфликтам с другими людьми. Чтобы сохранить своё здоровье и при этом достойно выглядеть в глазах пациентов, каждый медицинский работник должен уметь контролировать свои эмоции в любой ситуации. Развитие эмоциональной устойчивости поможет решить эту проблему.


Но бывают случаи, когда выйти из помещения или дать волю своим эмоциям невозможно — например, если вы сидите на совещании. Чтобы быстрее успокоиться в такой ситуации, нужно перевести угол зрения. Попробуйте посмотреть в окно, причём не просто так, а фиксированно: рассмотрите, что там происходит, и перечислите мысленно всё, что вы там видите, или просто медленно считайте до десяти — за это время эмоция должна уйти. Если посмотреть в окно не удаётся, переведите взгляд на своих сослуживцев: кто как выглядит, кто во что одет, какие у них причёски. Это тоже поможет отвлечься от неприятностей.

Самые простые способы снизить эмоциональное напряжение

Глубоко и медленно дышать

Массировать кончик мизинца

Придумать собственные мантры и мысленно повторять их в трудной ситуации.

Подводя итог

В идеале для развития эмоциональной устойчивости неплохо стать оптимистом: люди с позитивным отношением к жизни в любой ситуации ищут положительные стороны и обязательно их находят. Пессимисты концентрируются на мрачных вещах, поэтому у них преобладают отрицательные эмоции, которые негативно отражаются на здоровье, эмоциональном состоянии и карьере. Старайтесь жить так, чтобы любая опасность воспринималась не как катастрофа, а как временная трудность. Если вы научитесь экономно расходовать свои эмоциональные ресурсы и силой разума корректировать своё поведение, это поможет в любой ситуации сохранять эмоциональную устойчивость и тем самым избежать многих проблем.


Управление эмоциями: пошаговая инструкция

Чтобы научиться управлять своими эмоциями, нужно понять природу их появления и научиться использовать их с максимальной выгодой для себя.

Шаг первый: признать появление неблагоприятной эмоции.

Шаг второй: выяснить причину появления неблагоприятных эмоций.

Для этого нужно составить для себя перечень ситуаций, которые вызывают негативные эмоции, и понять круг проблем, которые к ним ведут. Другими словами — выяснить, что именно вас цепляет в каждом конкретном случае. Причины могут быть разные: социальные проблемы, повышенный риск, угроза здоровью или благополучию. Изучив перечень ситуаций, в которых у вас возникают нежелательные эмоции, вы сможете к ним подготовиться.


Шаг третий: научиться преодолевать негативную эмоцию, если предупредить её не удалось.

Читайте также: