Волевая готовность к школьному обучению рассматривается как

Обновлено: 02.07.2024

Необходимым условием школьной готовности является развитиепроизвольного поведения, которое обычно рас­сматривается как волевая готовность к школе.

Школьная жизнь требует от ребенка четкого выполнения определенных правил поведения и самостоятельной организации своей деятельности. Способность к подчинению правилам и требованиям взрослого является центральным звеном готовности к школьному обучению.

Для выявления этой способности существует множество ин­тересных методик, которые используются для диагностики го­товности ребенка к школе. Так, Л. А. Венгер (1988) разработал диагностически ценную мето­дику, в соответствии с которой дети должны нарисовать узор под диктовку. Для правильного выполнения этого задания ребенок должен усвоить и ряд правил, которые ему предварительно объяснили, и подчинять свои дей­ствия словам взрослого и этим правилам. По другой мето­дике детям предлагается раскрасить елочку зеленым ка­рандашом так, чтобы оставить место для елочных игрушек, которые будут рисовать и раскрашивать другие дети. Здесь ребенку необходимо удерживать в памяти заданное прави­ло и не нарушать его при выполнении привычной и увлека­тельной для него деятельности - не рисовать елочные игрушки самому, не закрашивать всю елку зеленым цве­том и т.д., что достаточно трудно для шестилетки.

В этих и других ситуациях ребенку необходимо остановить непосредственное, автоматическое действие и опосредовать его принятым правилом.

Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности. Анализируя эти пред­посылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры:

- умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

- умение ориентироваться на заданную систему тре­бований;

- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

- умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Фактически это параметры развития произвольности, являющиеся частью психологической готовности к школе, на которые опирается обучение в первом классе.

Психологические особенности дошкольного возраста таковы, что до определенного рубежа ребенку сложно вписаться в систему школьного образования. Маленькому школьнику нужно слушать и следовать инструкциям учителя, выполнять задания по образцу, а для этого необходимы волевые усилия. Соответственно, для успешной адаптации в новой социальной роли у дошкольника должна сформироваться эмоционально волевая готовность к школе.

Место эмоционально волевой подготовки в общей готовности к школе

Поступление в школу требует всесторонней готовности. Психическое развитие ребенка должно выйти на определенный уровень в отношении познавательных процессов, личностных качеств, мотивационных предпочтений. Формируется интеллектуальная готовность ребенка к школе, социально-коммуникативная, личностная готовность.

Волевая готовность к школе

Но этой подготовки будет недостаточно для успешного освоения в школе, если дошкольник не научится управлять своим вниманием и поведением.

Необходима воля, чтобы удерживать внимание и дольше трудиться над заданием, которое не вызывает интереса, но должно быть выполненным. Не обойтись без волевых усилий, чтобы уменьшить импульсивные реакции, когда рука устает выводить непослушные каракули.

Погружение в систематическую учебную деятельность опирается на сформированность у ребенка волевых функций:

  • произвольности познавательных процессов;
  • умения управлять своими действиями, обеспечивающими обучение;
  • способности сдерживать импульсивные и чрезмерно эмоциональные всплески.

Все это необходимые условия для того, чтобы первоклассник смог осваивать учебный материал, преодолевать трудности, проявлять организованность и настойчивость в новой для него деятельности.

Волевая готовность ребенка к школе

Дети, не готовые к школьному обучению, характеризуются слабым развитием волевых качеств: настойчивости, целеустремленности, организованности. Причина кроется в недостаточной сформированности аффективно-потребностной сферы. Дошкольнику сложно выполнять то, что ему неинтересно, и сознательно управлять собственным поведением.

Волевая готовность к школе – это настрой ребенка на произвольное поведение, его готовность направлять внимание на то, что говорит учитель, выполнять задания в соответствии с инструкциями и прикладывать усилия для достижения результата, готовность следовать принятым правилам.

Под волевым поведением подразумевают комплекс действий или поступков, которые направлены на достижение определенной цели. Мозговой центр, контролирующий импульсивные и эмоциональные реакции и подключающий волю, приобретает действенную силу только с 7 лет.

Напрашивается вывод, что взрослые должны находить способы заинтересовывать ребенка, поощрять самостоятельную деятельность, чтобы помочь ему тренировать произвольность познавательных процессов и пробуждать желание и волю. Когда детям интересен конечный результат, они осознают смысл собственных действий и прикладывают волевые усилия.

Эмоциональная готовность к школьному обучению

К моменту поступления в первый класс не менее важна и эмоциональная готовность к школе. Начнем с того, что нормой является, когда ребенок испытывает положительные эмоции в отношении предстоящего этапа своей жизни. Если же вместо радостного нетерпения дошкольник высказывает опасения и недовольство по поводу школы, имеет место страх.

Нежелание говорить о школе или негативное фантазирование на школьную тематику является очень серьезным сигналом, что ребенок может оказаться в стрессовой ситуации как только подойдет время обучения.

Дошкольники, выражающие негатив по поводу школы, также нуждаются в развитии эмоционального интеллекта и коммуникативных способностей. В их высказываниях звучит страх, что они окажутся нелюбимыми учениками для учителя, а одноклассники не захотят с ними дружить.

Условия формирования волевого поведения в дошкольном возрасте

Как мы уже подчеркнули, эмоционально волевая готовность ребенка к школе базируется на волевом управлении действиями и формируется, в лучшем случае, в преддверии школьного обучения или уже в первом классе. Проявлению волевых качеств у дошкольника способствуют кризисы возрастного развития, и в частности кризис 7-ми лет.

Развитие произвольности

Однако условия для развития силы воли есть и в дошкольном возрасте. Практически все виды деятельности, доступные дошкольнику, опираются не только на интерес, но и требуют в определенный момент особого старания или внимания.

Заложены ресурсы для развития волевого поведения в трудовой и продуктивной деятельности. Они направлены на достижение конкретного результата, предполагают приложение усилий, и тем самым способствуют развитию произвольности поведения и волевых качеств. Очевидно, что, если ребенок занят конструированием, и его изделие разваливается, то без волевых усилий довести дело до конца невозможно.

Признаки волевого поведения ситуативно проявляются в старшем дошкольном возрасте, когда дети вовлечены в ролевую игру.

Сюжетно-ролевые игры дают возможность ребенку удовлетворить те потребности, для реализации которых еще нет условий в обыденной жизни. Например, в соответствующей роли дошкольник может вести себя назидательно, поучать партнеров по игре. В реальной жизни подобных полномочий малышу никто не предоставит. И ради возможности реализовать свои назревшие желания дошкольник готов придерживаться правил игры, следить за соответствием своего поведения доставшейся ему роли. Этим еще раз подчеркивается значение ролевых игр для развития ребенка.

Давайте возможность дошкольнику проявлять выдумку и инициативу в играх и самостоятельной деятельности, будь то творческие или познавательные занятия, и тогда у него появится уверенность в себе, появится стремление ставить цели и добиваться результата. А это как раз и есть элементы эмоционально волевой готовности к обучению в школе.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Формированию волевой готовности к обучению в школе

Психологические особенности дошкольного возраста таковы, что до определенного рубежа ребенку сложно вписаться в систему школьного образования. Маленькому школьнику нужно слушать и следовать инструкциям учителя, выполнять задания по образцу, а для этого необходимы волевые усилия. Соответственно, для успешной адаптации в новой социальной роли у дошкольника должна сформироваться эмоционально волевая готовность к школе.

Дети, не готовые к школьному обучению, характеризуются слабым развитием волевых качеств: настойчивости, целеустремленности, организованности. Причина кроется в недостаточной сформированности аффективно-потребностной сферы. Дошкольнику сложно выполнять то, что ему неинтересно, и сознательно управлять собственным поведением.

Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.

Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца. Воля – это главное для овладения собственным поведением. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение. После овладения речью слово становится для детей не только средством общения, но и средством организации поведения.

У ребенка должна быть сформирована организованность, умение организовать рабочее место, своевременно начинать работу, уметь поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы.

Ребенок должен уметь:

-Понимать и принимать задачу, ее цель

-Спланировать свою деятельность.

-Подбирать средства для достижения цели.

-Преодолевать трудности, достигая результат.

-Оценивать результаты деятельности.

-Принимать помощь взрослых при выполнении задания.

Морально-волевая подготовка детей к обучению в школе начинается задолго до поступления в школу и осуществляется на занятиях в детском саду на основе привычных для детей видов деятельности: игры, рисования, конструирования и др.

Важнейшей задачей системы дошкольного воспитания является всестороннее развитие личности ребёнка, формирование навыков учебной деятельности и в первую очередь волевых проявлений, произвольности поведения и подготовка его к школе. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни.

Таким образом, морально-волевая подготовка детей к обучению в школе проходит в процессе различной деятельности (изобразительной, игровой, познавательной, трудовой, физкультурной и др.). и во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от развивающей предметной среды, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр, от организации активного участия родителей в различных мероприятиях. Если будут соблюдены все условия, то морально-волевая подготовка детей к обучению к школе будет эффективной.


Формирование волевой готовности детей 6-7 лет к школьному обучению



Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Подготовка к школе является итогом предшествующего развития ребенка в дошкольном возрасте и начальным звеном для его систематического обучения. Начало школьного обучения предполагает необходимость наличия у ребенка высокого уровня развития волевой регуляции, проявляющего в умении самостоятельно приобретать знания, контролировать свои действия и поступки, находить способы решения в трудных ситуациях, управлять своим поведением (Л.И. Божович, Н.И. Гуткина, В.А. Иванников, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин, Т.Н. Шульга и др.). [1- 132 с.]

Недостаточное развитие волевой сферы дошкольников выше перечисленные психологи связывают с неподготовленностью детей к обучению в школе, проявляющийся в импульсивных формах поведения, в неумении трудиться, в неадекватной реакции на трудности в учении, в неумении слушать и понимать учителя. Недостаточное развитие волевой сферы дошкольников затрудняет обучение ребенка в школе, вызывает ряд трудностей у педагогов в обучении детей. Волевая готовность к обучению в школе- это способность ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель.

Проблема формирования волевой готовности детей к школе является значимой для успешного последующего обучения детей в школе. С решением этой проблемы связано определение целей и принципов организации обучения и воспитании в дошкольных учреждениях.

Важными особенностями развития воли детей 6-7 лет являются:

формирование навыков целеполагания, умение планировать свою деятельность;

формируются достаточная способность к волевому усилию;

развивается произвольность в сфере движений, действий, познавательных процессов и общения со взрослыми.

В психологической готовности детей к школе развитие таких волевых качеств, как дисциплинированность, настойчивость, упорство, выдержка и других качеств играет важную роль. От уровня развития этих качеств зависит успешное овладение школьной программы.

Важную роль в развитии воли играет изменение во взаимоотношениях двух сигнальных систем. В течение дошкольного детства постепенно повышается влияние словесных сигналов на поведение ребенка, возрастает роль временных связей, образовавшихся на уровне второй сигнальной системы, в регуляции его действий. [2, с. 144] Выполнение словесных инструкций проходит на протяжении дошкольного возраста ряд ступеней в своем развитии. На ранних возрастных ступенях, например, ребенок возраста 2-3 года получив инструкцию что- либо делать забывают и начинают делать то, что им хочется, а не то, что было задано.

Таким образом, нам представляется важным исследовать волевой компонент детей 6-7 лет, как показателя психологической готовности к школе, который тесно связан с интеллектуальную и мотивационной готовностью детей и выступает фундаментом их успешного обучения в начальной школе.

Цель статьи- заключается в выявлении менее развитых уровней волевой готовности детей 6-7 лет и организации формирующей работы в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающий домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Методика рассчитана на детей 5-10 лет и может использоваться при определении готовности детей к школьному обучению.

Предназначена для исследования ориентации в пространстве.

Цель исследования: выявить умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.

Цель исследования: для выявления количества условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух.

Предназначена для исследования произвольного внимания и памяти при определении готовности детей к школе.

Цель исследования: выявление умения действовать по правилу.

У каждого ребенка при переходе на новую ступень обучения наступает переломный момент, он идет в школу. Зачастую, начало учения сопровождается множеством проблем, связанных с неподготовленностью ребенка. Детям трудно привыкнуть к новым правилам, требованиям, которые выдвигаются учителем. Возможно непонимание целей обучения, так как в большинстве случаев ребенка интересуют лишь школьные принадлежности для учения в школе, а желание учиться, как такового, не возникает.

Волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, у него формируется произвольность психологических процессов.

Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца. Своевременное включение в работу и достаточно быстрое переключение с одного вида деятельности на другой. Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок. Перечисленные умения обеспечивают безболезненную адаптацию ребенка к школе, к новой деятельности, способствуют его благоприятному обучению и развитию.

Для этого в программу были включены элементы, направленные на повышение уровня целеустремленности, настойчивости и самостоятельности.

Для реализации данной программы занятий требует следующие

Создать предметно- развивающую сферу в группе;

Привлечь детей к различным и развивающим занятиям;

Регулярно проводить мероприятия, направленные на формирование волевых качеств.

Содержание программы занятий основан на принципах:

Открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия);

Соответствие условий выбранным методикам, формирующим волевые качества;

Наглядность, доступность подачи информации, введение игрового элемента в процессе занятия;

Учет возрастных особенностей дошкольников.

Цель занятий:

Повысить уровень волевого качества;

Развитие творческих и познавательных способностей;

Развитие наблюдательности, внимания, памяти;

Вызвать интерес к обучению.

Задачи занятий:

Развитие волевых качеств, нравственных привычек;

Развитие познавательных и творческих способностей;

Развитие коммуникативных способностей.

Ожидаемый результат:

В первую очередь, повышением уровня волевого качества у дошкольников, формирование нравственных привычек, познавательных и творческих способностей, повышение уровня интереса к обучению. Также повышение уровня стабильности волевой регуляции деятельности, сформированность умения правильно выражать свои чувства и слова, снятие барьеров в общении и улучшение социально- психологического климата в группе.

Необходимые условия реализации программы:

Комната для занятий, необходимые атрибуты для выполнения заданий, атрибуты для проведения игр.

Содержание программы занятий

Задачи: развитие внимания и умения владеть собой; развитие воображения, эмоционально -выразительных движений, внимания и памяти; формирование навыков сотрудничества, развитие сплоченности и толерантности в группе.

Задачи: развитие навыков произвольного поведения, развитие уверенности в себе, развитие слухового внимания, формирование навыков сотрудничества в группе.

Задачи: развитие внимания, быстроты реакции, сплочение детского коллектива, создание бодрого настроения.

Задачи: развитие умения выражать свои чувства словесно; развитие внимания, развитие навыков сотрудничества, снижения напряженности и возбуждения.

: развитие умения свои чувства ; развитие внимания; умения по схеме; совершенствование регулировать свое , преодоление двигательного ; сплочение коллектива.

Задачи: слухового и внимания; стимуляция , развитие умения и точно реагировать на , совершенствование движений; сплочение коллектива, развитие по отношению друг к .

Задачи: развитие внимания, развитие слухового внимания, способности к волевому управлению поведением, сплочение детского коллектива.

Задачи: Развитие внимания, развитие способности быстро переключать внимание, воспитание выдержки и волевого усилия, сплочение детского коллектива.

Задачи: формирование навыков сотрудничества, развитие слухового внимания, способности к волевому управлению поведения, развитие сплоченности группы, создание бодрого настроения.

Задачи: напряжения и неуверенности; сообразительности, быстроты и координации, действовать согласованно; группы.

Задачи: умения выражать чувства ; развитие внимания; умения работать по ; совершенствование умения свое , преодоление двигательного ; сплочение детского .

Задачи: снятие напряжения и неуверенности; развитие сообразительности, быстроты реакции и координации, умения действовать согласованно; развитие внимания, сплочение группы.

Задачи: развитие внимания; сплочение детского коллектива.

Итоговое занятие

Задачи: снять страх перед школой, облегчить будущую адап­тацию к школе

Выводы: Наше исследование было посвящено решению важной задачи современного дошкольного образования- подготовке детей к школе.

В психолого –педагогических исследованиях достаточно большое внимание уделяется этому вопросу. Многие исследователи (Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Н.И. Гуткина, А.В. Запорожец, Е.О. Смирнова, Т.И. Шульга, Д.Б. Эльконин и др.) называют одной из причин не успешности обучения детей в школе слабое развитие волевого компонента.

Таким образом, нам представляется важным исследовать волевой компонент детей старшего дошкольного возраста как показателя психологической готовности к школе, который тесно связан с интеллектуальной и мотивационной готовностью детей, и выступает фундаментом их успешного обучения в начальной школе.

Особенности психического развития детей 6-7- летнего возраста / Под. ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера / Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер // М., 1988 - 132 с.

Иванников, В. А. Психологические механизмы волевой регуляции / В. А. Иванников // М., 1998. 144 с.

Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе. – 3-е изд., перераб. и дополн. – СПб.: Питер, 2000. – 184 с.: ил. – (Руководство практического психолога).

Читайте также: