Водовозов педагогические идеи кратко

Обновлено: 05.07.2024

• Родилась 17 августа 1844 года в Смоленской губернии. Она окончила в 1862 году Смольный институт, где училась у К. Д. Ушинского и В. И. Водовозова. В том же 1862 году она стала женой Водовозова.

• В конце 1860-х побывала в Германии и Швейцарии, где изучала детские сады, работавшие по системе Ф. Фребеля.

С 1863 года она публиковала свои произведения в прессе.

• В 1886 году, овдовев, вышла замуж за ученика и друга первого мужа В. И. Семевского.

В последние годы жила в бедности и одиночестве, часто думала о самоубийстве.

Умерла Елизавета Николаевна Водовозова 23 марта 1923 года в Петрограде

Педагогические взгляды

Главная цель воспитания, писала Е. Н. Водовозова,— это “воспитывать человека — будущего общественного деятеля и гражданина своей родины, проникнутого идеей человечества”

Воспитатель, воспитание и обучение

играют ведущую роль во всестороннем развитии ребенка, самым действенным образом влияют на развитие всех его задатков, физических и умственных сил и способностей.

Е. Н Водовозова утверждала, что правильно организованно воспитание является наиболее плодотворным фактором.

Отсюда задача родителей и воспитателей — изучать не только индивидуальные особенности детей в процессе воспитания и обучения, но и науку о воспитании, регулировать влияния внешней среды и создавать обстановку, необходимую для воспитания

Е. Н. Водовозова требовала от воспитателей и родителей проявления гуманного отношения к детям.

Воспитание ребенка — живое, творческое дело;

без педагогических знании, без самовоспитания, без любви к детям оно будет малоуспешным, утверждала она

Развитие детей дошкольного возраста должно быть всесторонним:

“Физическое, нравственное и умственное воспитание всегда должны идти рука об руку и помогать друг другу в достижении возможно полных всесторонних воспитательных результатов”

• умственное и нравственное воспитание

Е. Н. Водовозова первая в дошкольной педагогике полно раскрыла проблемы умственного и нравственного воспитания детей начиная с раннего возраста.

Она правильно указывала, что нравственное воспитание ребенка так тесно связано с его умственным развитием, что трудно говорить о каждом из них отдельно.

Лучше всего учить детей поступать нравственно путем наглядных примеров, а не поучений

развитие наблюдательности и любознательности;

расширение кругозора ребенка через ознакомление с окружающем миром;

обучение родному языку;

развитие внимания, памяти и др.

• психологические основы умственного воспитания

Одной из составных частей умственного воспитания Водовозова считала своевременное и правильное развитие органов чувств. Это достигается разными упражнениями.

Важное значение в развитии органов чувств имеют игры и занятия детей.

Е. Н. Водовозова дала практические указания родителям и воспитателям, как надо развивать зрение, слух детей, развивать у них наблюдательность, возбуждать их любознательность и приучать замечать признаки и качества предметов.

Она считала необходимым также научить детей наблюдать близкие им явления общественной жизни, понимать взаимоотношения людей, замечать, как трудно живется людям труда

Основа нравственного воспитания детей:

организованная воспитательная среда,

систематичность и последовательность в развитии ума и воли ребенка,

воспитание чувства любви к Родине

свободные, естественные движения детей как средство физического воспитания

Разработала практические указания для родителей и воспитателей о том, как можно развивать моторику ребенка.

Подвижные игры, не должны проводиться по команде, как это делалось в фребелевских детских садах

Ею разработаны следующие ценные указания по методике проведения подвижных игр детей:

подвижная коллективная игра должна уничтожить сословный, узко семейный элемент, присущий индивидуальным играм детей в семье;

в подвижных играх не должно быть повода к азарту;

подвижные игры должны сопровождаться развитием находчивости, сообразительности, фантазии, чтобы потом дети сами могли изобретать игры;

главное условие при проведении подвижных игр — дать детям как можно более разнообразия, свободы

Она придавала большое значение постановке трудового воспитания детей как одной из сторон нравственного воспитания. Оно сближает детей с трудовым народом. Следует как можно раньше начинать воспитывать у детей деятельную любовь к людям труда, чувства, связывающие детей с народом, развивать у них “теплое участие, горячую привязанность к ближнему”

Родители и воспитатели должны также возможно раньше приучать детей к посильному труду.

Водовозова разработала разные виды детского труда в природе (выращивание растений, цветов, овощей и др., уход за животными) и некоторые виды самообслуживающего труда малолетних детей. Она считала необходимым знакомить детей дошкольного возраста с трудом ремесленников, крестьян, с орудиями их труда, чтобы дети проникались бы любовью и уважением к простому народу

Е. Н. Водовозова выступала против преждевременного обучения детей грамоте, письму, счету и иностранным языкам.

Зато большое значение она придавала пробуждению у ребенка самостоятельной мысли. Этому должны содействовать разные занятия: беседы, рассказывание, особенно — самостоятельные опыты детей. В процессе этих занятий детей знакомят с признаками и свойствами предметов, дети же сами делают сравнения, умозаключения, что способствует также развитию их речи.

Водовозова разработала программу практических наблюдений детей в окружающей жизни и в природе (по временам года, серию опытов, помогающих развитию деятельности и мышления детей

Е. Н. Водовозова занималась и вопросами, эстетического воспитания детей. Она указывала, что пение является одним из средств эстетического воспитания ребенка дошкольного возраста, развивает его слух, способствует развитию речи. Необходим тщательный отбор детских песен.

Рисование Водовозова рассматривала не только как средство эстетического воспитания, но и как одно из средств подготовки детей к письму. Особо важное значение она придавала рисованию по сетке, которое при условии хорошего выполнения рисунка дает детям много наслаждения. Оно приучает их глубже вникать в форму предметов, в соотношение его отдельных частей, подготовляет к свободному рисованию. Рисование содействует и умственному развитию детей. При рисовании ребенок должен наблюдать форму срисовываемых предметов, приучать глаз к различению световых оттенков, развивать способность живо воспроизводить представление о виденном, развивать память и воображение, а также развивать навык четко передавать все очертания линий

• ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

Следуя указаниям. К. Д. Ушинского, она рекомендовала начинать “разумную подготовку детей к школьному обучению уже в дошкольные годы.

Эта подготовка должна заключаться

в правильной организации жизни детей, своевременном

развитии их сил и способностей,

в пробуждении у них интереса к учению.

Необходимо предложить ребенку разумную деятельность, соответствующую его возрасту, которая бы всесторонне развивала его чувства

В основу своей системы семейного и общественного воспитания детей дошкольного возраста

Е. Н. Водовозова положила идею народности воспитания.

Использование при работе с детьми с раннего возраста народных песен, загадок, пословиц, сказок и игр должно обеспечить воспитание у них чувства любви к народу, родине

Исходя из идеи народности воспитания, Е. Н. Водовозова занималась отбором материала для воспитательной работы с детьми дошкольного возраста. Она разработала программу развития у детей родной речи и методику использования в воспитании детей русского фольклора —

в этом ее большая заслуга

Она отделяла игру от занятий, считала ее самостоятельной деятельностью детей, содействующей всестороннему развитию.

Е. Н. Водовозова указывала, что благодаря творческому воображению детей различные дидактические материалы, в частности строительные, кубики, лучинки, палочки и т. д., в играх, могут превращаться в игрушки, которые предоставляют детям полную возможность каждый день строить новые конструкции и предметы и играть с ними.

Не отрицая пользы готовых детских игрушек, Водовозова выступала против того, чтобы давать детям слишком много игрушек, так как это рассеивает их внимание.

В своей книге она дала обзор наиболее развивающих детских игрушек, употреблявшихся в летнее и зимнее время в играх русских детей

Елизавета-Николаевна Водовозова (1844—1923), ученица и последовательница К. Д. Ушинского, внесла значительный вклад в теорию дошкольного воспитания, главным образом семейного. Она была известной детской писательницей, создала замечательные для своего времени очерки и рассказы о природе, о жизни народов России и западноевропейских государств. Е. Н. Водовозов — автор интересных мемуаров, в которых нашли яркое освещение быт и нравы мелкопоместного дворянства, крепостническая система воспитания, существовавшая в России в 40—50-х годах XIX в., обстановка жизни и воспитание “благородных девиц в Смольном институте и др.

На формирование взглядов Е. Н. Водовозовой огромное влияние оказал К. Д. Ушинский, бывший во время ее учебы в Смольном институте инспектором классов, а также приглашенные им молодые учителя, в частности ее будущий муж, друг К. Д. Ушинского — Василий Иванович Водовозов (1825—1880), известный талантливый методист русского языка и литературы. Окончив Смольный институт, Е. Н. Водовозова решила идти по пути своего учителя и стать педагогом.

Е. Н. Водовозова помогала мужу в организации в Петербурге воскресной школы, давала частные уроки, участвовала в заседаниях С. -Петербургского педагогического собрания.

В 1863 г. Е. Н. Водовозова написала статью по поводу романа Н. Г. Чернышевского “Что делать? под названием “Что женщине мешает быть самостоятельною?”. Эта статья была голосом русской женщины, искавшей пути “духовного освобождения от крепостного гнета, предрассудков, суеверий, желавшей вступить на путь общественного служения.

В конце 60-х годов XIX в. Е. Н. и В. И. Водовозовы предприняли заграничную поездку для изучения опыта детских садов, школ, а также семейного воспитания. В 1871 г. Е. Н. Водовозова издала свой главный труд по дошкольной педагогике “Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста”, получивший в то время высокую оценку в печати. Книга предназначалась для воспитателей и матерей и состояла из следующих частей: в первой освещались принципиальные вопросы нравственного и умственного воспитания (гл. I—IV); во второй раскрывалось значение системы Фребеля, его игр и занятий (гл. V); в третьей содержание и методика воспитания детей по отдельным возрастам (1—4 года, 4—6 лет, 6—8 лет); четвертая представляла собой обзор “наиболее развивающих детских игрушек”, в книге было приложение (таблицы ручных занятий, песни с нотами). В последующие издания Водовозова включала новые разделы, в которых она освещала и подвергала критике систему Монтессори и теорию “свободного воспитания (7-е издание вышло в 1913 г.).

Педагогические взгляды Е. Н. Водовозовой

Главная цель воспитания, писала Е. Н. Водовозова,— это “воспитывать человека — будущего общественного деятеля и гражданина своей родины, проникнутого идеей человечества”.

Вслед за К. Д. Ушинским она считала, что воспитатель, воспитание и обучение играют ведущую роль во всестороннем развитии ребенка, самым действенным образом влияют на развитие всех его задатков, физических и умственных сил и способностей Е. Н Водовозова утверждала, что правильно организованно воспитание является наиболее плодотворным фактором “Если что последнее осмыслено, основано не только на педагогическом такте, но и на серьезных научных данных, то оно дает гораздо более плодотворные, верные и точные результаты, чем то воспитание, которое дает человеку природа и обстоятельства”. Отсюда задача родителей и воспитателей — изучать не только индивидуальные особенности детей в процессе воспитания и обучения, но и науку о воспитании, регулировать влияния внешней среды и создавать обстановку, необходимую для воспитания.

Е Н. Водовозова требовала от воспитателей и родителей проявления гуманного отношения к детям. Воспитание ребенка — живое, творческое. дело; без педагогических знании", без самовоспитания, без любви к детям оно будет малоуспешным, утверждала она.

Развитие детей дошкольного возраста должно быть всесторонним: “Физическое, нравственное и умственное воспитание всегда должны идти рука об руку и помогать друг другу в достижении возможно полных всесторонних воспитательных результатов”.

Воспитание, указывала Е. Н. Водовозова, должно начинаться с колыбели. “Все наши неудачи в воспитании происходят от того, что оно начинается только со школьной скамьи, когда характер уже сложился, а ум, привыкший к бездействию, принял известное направление”, писала она и доказывала, что пренебрежение к воспитанию и подготовительному учению детей в дошкольном возрасте влечет за собой, особенно в первые годы учения, страдания школьников, приносит много огорчений и новых забот родителям.

Следуя указаниям. К. Д. Ушинского, она рекомендовала начинать “разумную подготовку детей к школьному обучению уже в дошкольные годы. Эта подготовка должна заключаться в правильной организации жизни детей, своевременном развитии их сил и способностей, в пробуждении у них интереса к учению. Необходимо предложить ребенку разумную деятельность, соответствующую его возрасту, которая бы всесторонне развивала его чувства Е. Н. Водовозова сокрушалась о том, что “до сих пор не выработано по этому предмету совершенно твердой системы”.

В основу своей системы семейного и общественного воспитания детей дошкольного возраста Е. Н. Водовозова положила идею народности воспитания. Она писала. “Наши детские сады должны быть созданы на народной, русской почве. Мне заметят что для этого всякому воспитателю придется изучать народ. Но кто привык думать по-русски, сочувствовать всему, в чем выражаются лучшие стороны живого народного ума, тому это будет не трудно”. Использование при работе с детьми с раннего возраста народных песен, загадок, пословиц, сказок и игр должно обеспечить воспитание у них чувства любви к народу, родине.

Е. Н. Водовозова своими трудами содействовала теоретической разработке содержания и методики воспитательной работы с детьми дошкольного возраста главным образом в условиях семейного воспитания

В истории образования так нередко случается, что одно яркое имя, завладевшее всеобщим вниманием, затмевает окружающих современников, зачастую очень незаурядных педагогов. Все это в полной мере относится к Василию Ивановичу ВОДОВО­ЗОВУ (27 сентября (9 октября) 1825 – 17(29) мая 1886), выдающемуся педагогу и методисту – словеснику, переводчику, детскому писателю, а главное – общественному деятелю, внесшему большой вклад в развитие российского образования. Долгое время в отечественной истории педагогики его считали скорее не самостоятельной величиной, а соратником, последователем и страстным защитником идей К.Д.Ушинского, с именем которого олицетворялись все достижения отечественной педагогики 60‑х годов XIX века.


Редкий талант-самородок

Василий Водовозов родился 27 сен­тября 1825 г. в Петербурге в семье крупного коммерсанта. Однако отец вскоре разорился и умер, оставив на руках 42‑летней вдовы четырех дочерей и троих сыновей, младшему из которых, Василию, было около трех лет. Семья оказалась совершенно без средств к существованию, так как все имущество было описано и продано на уплату долгов.

Этому девизу Водовозов остался верен на протяжении всей своей жизни. Он тщательно готовился к реализации своего призвания и осуществлению возложенной на себя миссии.

Ярко выраженное дарование и выдающиеся лингвистические способности – свободное владение десятью языками, в том числе французским, немецким, итальянским, польским, греческим и латинским, – давали ему возможность знакомиться с обширной литературой.

Превосходный преподаватель

В 1847 г. В.И.Водовозов блестяще окончил университет. В том же году в реальной гимназии Варшавы в должности младшего учителя русского языка началась его педагогическая деятельность, в которой он обрел призвание и проявил несомненный педагогический талант.

До его появления в гимназии у польских учащихся к русскому языку было самое прохладное отношение, благодаря учителю русский язык стал любимым предметом. В это время В.И.Водовозов много переводил в стихах и прозе. Одновременно у него зародились планы исследований по русской грамматике и преподаванию словесности.

Все это в дальнейшем помогло ему получить в 1851 г. место старшего учителя словесности в Первой петербургской гимназии. Здесь он настойчиво искал пути улучшения постановки преподавания. Разрабатывая свой курс, педагог прежде всего стремился к составлению такой программы обучения, которая способствовала бы развитию умственных сил и способностей учеников и давала бы гимназистам определенную систему знаний.

Яркий общественный деятель

Общественный темперамент Василия Ивановича был неиссякаем. В это время он руководил организованной им при Первой петербургской гимназии женской воскресной школой (1861-1862), преподавал в женской учительской семинарии (1863). К преподаванию в воскресной школе были привлечены его лучшие ученики из старших классов гимназии и воспитанницы Смольного института. Помимо обучения чтению, письму и счету в воскресной школе сообщались сведения из истории, естествознания, географии и художественной литературы. В образовательной работе доминировало домашнее чтение.

Также Василий Водовозов активно участвовал в деятельности Петербургского педагогического общества, где решительно выступал за кардинальный пересмотр целей и задач воспитания в духе подлинной народности, за увеличение объема знаний по русской литературе, введение новых методов преподавания и коренную перестройку народной школы.

Всего Водовозов опубликовал свыше 120 статей по педагогической теории и практике, по истории античной литературы, по теории русской словесности, очерки о школах в европейских странах, критические статьи, переводы и произведения для детей.

Сподвижник Ушинского

Уже к началу 60‑х годов В.И.Водовозов был известен как один из лучших словесников столицы, его выступления в печати привлекли внимание К.Д.Ушинского, проводившего тогда преобразование учебного дела в Смольном институте. В.И.Водовозов оказался в числе первых педагогов, приглашенных им в привилегированный институт. Это особенно показательно, так как при выборе своих помощников Константин Дмитриевич не считался с дипломами и чинами, важно было, чтобы избираемый учитель имел дарование и педагогическое чутье, был педагогом-новатором.

Так с 1860 г., продолжая работу в Первой петербургской гимназии, Василий Иванович стал одновременно преподавать русскую словесность и в Смольном институте. Здесь среди смолянок он обретет свое личное счастье. В 1862 г. Водовозов женился на Елизавете Николаевне Цевловской, которая станет не только его верным спутником, но и незаурядным педагогом, талантливой писательницей. Но в то же время Василий Иванович возложил на себя ответственность за судьбу девушки в два раза младше его.

Расплата за свободомыслие

Однако деятельность В.И.Водовозова в Смольном продолжалась недолго. В 1862 г. был уволен из института К.Д.Ушинский, и в знак протеста Водовозов ушел оттуда. Вслед за ним Смольный покинули и другие лучшие учителя.

Тогда Василием Ивановичем это было расценено как, конечно, неприятное, но временное обстоятельство. В отставке еще не виделась намечавшаяся в правительстве консервативная линия, которая через несколько лет уже бесповоротно изменит жизнь педагога. Впрочем, печальные события не заставили себя долго ждать.

До весны 1866 г. В.И.Водовозов еще продолжал педагогическую работу, совмещая ее с литературной и общественно-педагогической деятельностью. Он принимал деятельное участие в обсуждении проектов реформы начальной и средней школы. Последовательно выступал за всемерное развитие сети школ, их доступность для широких слоев населения, улучшение содержания и всей постановки обучения. Он настаивал на том, чтобы в начальной школе помимо чтения, письма и счета учащиеся получали обстоятельные сведения по естествознанию, географии и истории, а средняя школа давала учащимся разнообразные гуманитарные и естественно-научные знания. Отстаивал земские школы от попыток замены их церковно-приходскими.

Водовозов – Каракозов

Вторая половина 1860‑х гг. для В.И.Водовозова была самым тяжелым периодом и в моральном, и в материальном отношении, тем более что второй сын был хронически больным ребенком, и постоянно требовались немалые деньги на докторов и дорогие лекарства. Мало-мальски ценное, небольшие золотые и серебряные вещицы, – все было продано.

Конечно, Василий Иванович не сидел сложа руки. Он упорно пробивался к реализации своей высокой миссии вопреки политическим, социальным и личностным обстоятельствам. После отстранения от преподавания Водовозов работал в Комитете грамотности, выступал с публичными лекциями и рефератами, продолжал принимать активное участие в деятельности Петербургского педагогического общества.

Василий Иванович всегда находил понимание и признание у учителей и деятелей общественного движения. На проходивших в различных регионах учительских курсах Водовозов, высокообразованный, опытный педагог, замечательный лектор, пользовался неизменным успехом. Учителей поражали его глубокая убежденность, страстное желание донести выстраданные им идеи.

Связь Водовозова с отдельными участниками съездов-курсов не прекращалась с окончанием работы. Многие учителя письменно обращались к нему за советами как по педагогическим вопросам, так и по личным. И он охотно отвечал на эти письма.

Как видно, гонения и лишения не сломили его дух. Отметим, что В.И.Водовозов отличался редкой работоспособностью. Он обычно трудился 14 часов в сутки, как правило, работая над двумя-тремя произведениями одновременно. Поэтому многие сочинения его выходили в свет одно за другим.

Оригинальный методист-словесник

Хотя двери учебных заведений были перед ним закрыты, В.И.Водовозов не переставал работать над совершенствованием гимназического курса по русскому языку и литературе и методике преподавания. Он преследовал всегда одну цель: выработка для русской школы продуктивной педагогической системы на общечеловеческой основе.

Несущими основами новой парадигмы выступали такие принципы, как насыщение процесса изучения художественных произведений идеями и смыслами современности, использование стимула жизненно-практического значения знаний, сознательное усвоение гимназистами содержания произведений, отход от самодостаточного чисто филологического усвоения знаний.

Собственно, в методическом кластере акцент делался на самостоятельной работе учащихся. Он был убежден, что для того, чтобы пробудить самодеятельность мысли ученика, развить ее самостоятельность, необходимо употребить все средства, доступные школе. К таким средствам Водовозов относил способы преподавания, заставляющие больше говорить учащегося, чем учителя, наглядность во всех видах, впечатления самих детей от природы, а также домашнее чтение, написание и последующие взаимные анализ и оценивание сочинений, подготовку рефератов на литературные темы.

В содержании литературного образования происходил стратегический сдвиг от истории древнерусской литературы к изучению современных произведений вплоть до русских писателей 60‑х годов XIX века. В основу школьного курса он положил идейно-художественный разбор образцов литературных произведений выдающихся русских писателей. Значительное место методист отводил сравнительному рассмотрению текстов художественных произведений (по сходству или по контрасту), благодаря чему активизировалась самостоятельная работа учащихся.

Подчеркнем, что, конечно, все педагогические и методические искания В.И.Водовозова диаметрально расходились со всей направленностью официальной педагогики после 1866 г. И только мощная сила таланта и убежденность в правоте своих взглядов давали возможность Василию Ивановичу реализовать свою общественно-педагогическую миссию и методическую деятельность.

Выдающийся педагог-просветитель

На протяжении второй половины 60‑х – первой половины 80‑х гг. В.И.Водовозов создавал оригинальный и продуктивный методический комплекс. Основные его методические труды долгие годы являлись лучшими методическими пособиями для учителей и во многом не утратили своего значения и в наши дни.

В результате такой напряженной деятельности положение В.И.Водовозова, как материальное, так и статусное, начало существенно меняться к лучшему. Он преподавал на женских курсах. Его активно стали приглашать в различные регионы в качестве руководителя учительских курсов. Василий Иванович стал систематически выезжать за границу для изучения достижений передовой педагогической науки и практики. Кстати, характерная деталь, свидетельствующая о блестящих лингвистических способностях Водовозова. Оказавшись в Лондоне, он за две недели стал свободно говорить по-английски.

Впрочем, было бы односторонне характеризовать Василия Ивановича только лишь как общественно-педагогического деятеля, методиста и переводчика. Он увлекался разведением цветов, очень любил работать руками, охотно чинил мебель, ремонтировал замки, в день рождения жены на даче всегда сам устраивал фейерверк.

Долгие годы истинный шестидесятник В.И.Водовозов оставался чист и юн душой, сохранял свою поэтическую, романтическую, идеалистическую натуру. Облысевший в двадцать лет, со столь идущей его лицу окладистой бородой, он отличался удивительным здоровьем и крепкими нервами. Мог спать в невероятный шум, работал в самой неудобной обстановке, углубившись в себя и не обращая внимания на все происходящее вокруг. Обычно он писал свои произведения с 9 вечера до 5 утра, вследствие крайней близорукости (один глаз совсем не видел) низко наклоняясь к рукописи и затягиваясь из длинного чубука.

Отдаваясь с большим увлечением литературному труду, Водовозов не испытывал все же от него полного удовлетворения. Он страстно любил педагогическую работу с учащимися, его постоянно тянуло к ней, без нее он тосковал. И только в самые последние годы жизни ему удалось хоть частично развеять эту тоску, заполнить ту пустоту в душе, которую он ощущал после удаления из школы…

Умер Василий Иванович 17 мая 1886 г. без агонии, мгновенно. Похоронили его 19 мая на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга рядом с его старшим сыном (могила не сохранилась).

Безусловно, актуализация педагогического наследия В.И.Водовозова не только раскрывает яркие и самобытные страницы истории становления и развития русской школы, педагогической и методической теории, но и обогащает современных педагогов, руководителей образования, ученых-педагогов и методистов интересными и животворными идеями.

Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, заведующий лабораторией истории педагогики и образования Института стратегии развития образования РАО, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, председатель Научного совета по истории образования и педагогической науки отделения философии образования и теоретической педагогики РАО

В. И. Водовозов

Магия приворота

Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Заговоры: да или нет?

По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Сглаз и порча

Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Как приворожить?

Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.



Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся.


Прочитать полностью >>




Почему снятся ушедшие из жизни люди?

Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений.


Прочитать полностью >>




Если приснился плохой сон.

Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро.


Прочитать полностью >>

К чему снятся кошки

Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает.

К чему снятся змеи

Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что .

К чему снятся деньги

Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные.

К чему снятся пауки

Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда.

Что вам сегодня приснилось?

Гороскоп совместимости

Выбор имени по святцам

Календарь именин


читать далее >>

Сочетание имени и отчества

При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.


Читать далее >>

Сочетание имени и фамилии

Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?


Читать далее >>

Психология совместной жизни

Рецепты ухода за собой

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

Совместимость имен в браке

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

Искусство тонкой маскировки

О серебре

Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

О красоте

Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.


читать далее >>

Стильно и недорого - как?

Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.


читать статью полностью >>

Как работает оберег?

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

Камни-талисманы

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

Читайте также: