Во время занятий в школе шаровая молния залетела в учебный класс как должен поступить учитель

Обновлено: 04.07.2024

Проверьте себя: хорошо ли вы знаете, что вам разрешает закон. и здравый смысл. Сначала будут вопросы, чтобы вы попробовали сами на них ответить. Правильные ответы — они ниже — дадут семейный юрист Ольга Горбачёва и нейропсихолог Ксения Вотякова. Не подглядывайте! Начнём.

Итак, имеет ли учитель право.

  • Задавать домашнее задание в 1-ом классе;
  • давать задания на каникулы;
  • забирать телефон ученика, если он пользуется им во время урока;
  • задерживать детей после звонка;
  • кричать на ребёнка, швырять учебники и тетради, если разозлился;
  • выгонять из класса, если ученик нарушает дисциплину;
  • ставить двойку за плохое поведение на уроке;
  • не пускать ученика в класс, если он сильно опоздал на урок;
  • ставить двойку за невыполненное домашнее задание.

Ответили? А теперь давайте посмотрим, что говорят юрист и нейропсихолог.

1. Имеет ли право учитель задавать домашнее задание в 1-ом классе?

Юрист Ольга Горбачёва:

Согласно нормам СанПиН 2.4.2.2821-10 (ст. 10.10), задавать домашнее задание в 1-ом классе, а также балльно оценивать первоклассников было запрещено вплоть до 17 февраля 2020 года. Затем Министерство Просвещения пояснило, что этот вопрос теперь находится в ведении руководства школы. Иными словами, каждое конкретное учебное заведение самостоятельно решает, задавать ли домашнее задание в 1-ом классе и ставить ли оценки первоклассникам. Отвечая на вопрос, имеет ли право учитель задавать домашнее задание в 1-ом классе, можно сказать, что да, имеет, если это не запрещено правилами школы.

Нейропсихолог Ксения Вотякова:

Первое полугодие 1-го класса даётся на адаптацию ребёнка к школе, поэтому нагрузка не должна быть чрезмерной. В то же время дети осваивают достаточно сложные навыки — чтение, письмо и счёт. Для автоматизации и освоения навыка, например, умения читать, нужны не просто часы практики, но распределенные во времени регулярные тренировки. Поэтому домашнее задание даже в 1-ом классе важно. Предпочтение стоит отдавать игровым и интересным по содержанию заданиям, на выполнение которых дома уйдёт не больше 20-30 минут.

2. Имеет ли право учитель задавать задания на каникулы?

Юрист Ольга Горбачёва:

Нет, учитель не имеет такого права. Этот вопрос также регулируется СанПиН и говорит о том, что каникулы — это время отдыха детей. А когда дети делают домашнее задание — они не отдыхают. Данный подход дублируется также в Федеральном законе об образовании № 273-ФЗ п. 11 ст. 34.

Нейропсихолог Ксения Вотякова:

Периоды интенсивной работы и погружения в учёбу должны чередоваться с периодами полноценного отдыха, когда можно полностью переключиться на другие дела. После такой перезагрузки дети, как правило, готовы заниматься с большим интересом и эффективностью. Поэтому с психологической точки зрения оправдано задавать домашнее задание на каникулы по желанию. При этом санкции к ученику, который не выполнил задание, не применяются. Таким образом мы поддерживаем автономию, свободу выбора ребёнка, а значит, ценную внутреннюю учебную мотивацию.

3. Имеет ли право учитель забирать телефон ученика, если он пользуется им во время урока?

Юрист Ольга Горбачёва:

Мне как маме подростков хотелось бы сказать, что да. Но нет, учитель не имеет такого права. Телефон — это собственность, а право собственности охраняется законом. Исключение одно — сдача экзаменов. На ЕГЭ ребёнок не может взять телефон. В противном случае его могут дисквалифицировать.

Нейропсихолог Ксения Вотякова:

Если смартфон доступен, он сам по себе провоцирует на то, чтобы его взяли в руки и использовали. Это своего рода вкусное пирожное, которое стоит на вашем столе, и в голове постоянно крутятся мысли, когда вы его съедите, сейчас или потом. Приходится постоянно подавлять импульсивное желание съесть его прямо сейчас, а не подождать обеда и съесть его на десерт. Для некоторых детей мобильный телефон служит таким же мощным стимулом, который привлекает непроизвольное внимание и затягивает на уроке или на перемене. Я поддерживаю политику тех школ, которые вводят запрет использования гаджетов на территории школы.

4. Имеет ли право учитель задерживать детей после звонка?

Юрист Ольга Горбачёва:

Нейропсихолог Ксения Вотякова:

Очень важно, чтобы у детей был полноценный перерыв между уроками, когда они могут переключиться, подвигаться и размяться, пообщаться, подготовиться к другому уроку, если это необходимо.

5. Имеет ли право учитель кричать на ребёнка, швырять учебники и тетради, если разозлился?

Юрист Ольга Горбачёва:

Разумеется, нет. Декларация о правах ребёнка и Федеральный закон об образовании гарантируют школьнику право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.

Нейропсихолог Ксения Вотякова:

6. Имеет ли право учитель выгонять из класса, если ученик нарушает дисциплину?

Юрист Ольга Горбачёва

Учитель не имеет такого права. Права учителя подразумевают возможность обратиться к руководству, вызвать родителей или написать замечание.

Нейропсихолог Ксения Вотякова:

Я думаю, что случаются такие ситуации, когда ребёнка нужно вывести из класса, вывести из конфликтной ситуации. Например, если он демонстрирует агрессивное поведение или не может успокоиться. Ему нужно какое-то время, чтобы побыть одному. Но как санкция в наказание за плохое поведение — это плохая идея.

7. Имеет ли право учитель ставить двойку за плохое поведение на уроке?

Юрист Ольга Горбачёва:

Эти действия незаконны. В этом случае может последовать даже увольнение, хотя лично я о таком не слышала. Есть письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98г. № 1561/14-15, которое говорит о том, что оценка — это определение качества достигнутых школьником результатов обучения, а не поведения. Таким образом, права учителя не предусматривают возможность ставить оценки за поведение.

Нейропсихолог Ксения Вотякова:

Двойка в данном случае — попытка изменить поведение ребёнка с помощью наказания. Учитель ставит оценки за знания, умения, образовательные результаты. Эффективный способ повлиять на ученика — это разобраться в причинах нежелательного поведения и только потом решить, что именно делать. Причины такого поведения могут быть разными: индивидуальные особенности, например, гиперактивность или конфликтность, сложная жизненная ситуация, накопившееся в моменте утомление или острая эмоциональная реакция на стресс.

8. Имеет ли право учитель не пускать ученика в класс, если он сильно опоздал на урок?

Юрист Ольга Горбачёва:

Нет, так как в этом случае речь идёт о безопасности. Как только школьник прошёл через турникет, ответственность за его жизнь и здоровье несёт школа. Такие поступки запрещены как уставом школы, так и нормами СанПиН.

Нейропсихолог Ксения Вотякова:

Скорее всего, учитель не пускает ученика в класс в качестве наказания, чтобы показать, что такое поведение недопустимо. Хорошо бы обсудить последствия этого поведения для ученика и всего класса: пропустил начало урока и важную информацию — сократил себе время на выполнение заданий, создаешь репутацию необязательного и неорганизованного человека. Можно придумать другие санкции. Это могут быть дополнительные обязанности на уроке, устный ответ или плюс одна задачка к домашнему заданию. Можно обсудить уместность санкций и важность правил с учениками.

9. Имеет ли право учитель ставить двойку за невыполненное домашнее задание?

Юрист Ольга Горбачёва:

Это входит в права учителя. Домашнее задание — часть образовательного процесса, а оценка знаний входит в обязанности учителя. Если ребёнок болел или плохо себя чувствовал, и родители сообщили об этом, то учитель может поступить на своё усмотрение. Эти отношения регулируются уставом школы. Предполагается, что все участники образовательного процесса должны ознакомиться с этим документом.

Нейропсихолог Ксения Вотякова:

Больше материалов о правах учителя (с комментариями юриста)

Как быть учителю, если его троллит ученик — читайте здесь .

Как учителю не дать сорвать свой урок — об этом здесь .

А еще мы рассказали про обязанности учеников . Это рассказ в двух частях.
Часть 1 : какие законы регулируют жизнь учебного заведения, о понятиях добросовестной учебы и бережного отношения к имуществу школы.

Часть 2 : уважительное отношение ученика к педагогу, дежурство в классе, а также условия, при которых возможно исключение ученика из школы.

По статистике, риск гибели от удара молнией в 1000 раз ниже, чем в ДТП. Однако не стоит забывать об осторожности во время грозы.

Кроме обычной молнии, иногда наблюдается шаровая молния — светящийся шар, плавающий в воздухе над поверхностью земли и взрывающийся при столкновении с любым твердым предметом.

Если не соблюдать основные правила безопасности, встреча с шаровой молнией может закончиться трагически. Так в минувшую среду, 17 августа, в Приуральском районе Ямало-Ненецкого автономного округа во время грозы в чум залетела шаровая молния. В жилище находились женщина, трое детей и собака. От удара молнии на месте погибли семилетний мальчик и домашний питомец, сообщают СМИ.

Как избежать встречи с шаровой молнией?

В первую очередь следует соблюдать общие правила безопасности при грозе: не стоит прятаться поды высокими деревьями, бегать, открывать зонт, купаться в открытых водоёмах, топить печь и разводить костры. При этом обязательно выключите все электроприборы, в том числе мобильный телефон, по возможности находитесь в помещении, закройте окна и двери.

Эксперты по антитеррористической безопасности сходятся во мнении, что в случае вооруженного нападения на школу ученики должны строго слушаться учителей. Прежде всего, чтобы сохранить жизнь, нужно спрятаться в тех местах, где не достанет пуля или осколки взрывного устройства. Проще всего укрыться за партами, стараться не выдавать себя и ни в коем случае не паниковать.

Учитель должен запереть класс на ключ изнутри и отвести учеников вглубь помещения. Если дверь без замка, то ее следует забаррикадировать мебелью. Если у педагога есть навыки психолога, то он обязан предпринять любые усилия с целью успокоить детей, не давать им паниковать. Например, сказать, что это раздавались не выстрелы, а лопались воздушные шарики.

При нападении Ильназа Галявиева на школу № 175 в Казани некоторые ученики, спасаясь от стрелка, выпрыгивали из окон третьего этажа. По предварительным данным, среди девяти погибших двое школьников разбились насмерть, выпрыгнув из окна. Эвакуация таким образом крайне опасна. При нападении террориста следует как можно ближе пригнуться к полу, особенно вблизи окон. Это правило особенно важно в случае штурма помещения. После освобождения необходимо оставаться на месте и дожидаться своей эвакуации, в противном случае существует возможность попасть под шальную пулю.

Если террорист проник в класс, то следует подчиняться любым его требованиям, не спорить и тем более не устраивать словесную перепалку. Необходимо вести себя спокойно, не делать резких движений и стараться не смотреть ему в глаза. В противном случае стрелок может открыть огонь или совершить самоподрыв. В памятках МВД говорится о том, что нельзя самостоятельно вступать с преступником в переговоры и тем более постараться разоружить нападавшего. Но при этом важно запомнить максимум полезной информации, которая затем может пригодиться следователям. Прежде всего, это пол захватчика или захватчиков, примерный возраст, комплекция, говор или акцент, имена, оружие, поведение.

Всем тем, кто в момент нападения окажется вне класса, необходимо поскорее покинуть открытые помещения, будь то коридоры или холлы. Лучше всего спрятаться за какой-нибудь дверью и запереться на ключ. После этого нужно позвонить в службу спасения или родителям, рассказать, где находишься и что произошло. Но делать это нужно очень тихо, ни в коем случае не надо привлекать к себе внимание криками, потому что преступник может заподозрить неладное и просто взломать любую дверь выстрелом. Поэтому звук мобильных устройств тоже желательно отключить, чтобы они случайно не выдали ваше присутствие.

Во время штурма нужно сразу лечь плашмя на пол и прикрыть голову руками. Оставаться в таком положении надо до тех пор, пока не поступит команда от сотрудников правоохранительных органов. Если вы получили ранение, постарайтесь не двигаться и по возможности перевяжите рану, чтобы остановить кровотечение.


Что такое шаровая молния, и почему эта тайна до сих пор не изучена наукой? Что скрывается за мистическим появлением загадочного сгустка энергии, которого так боялись средневековые европейцы?

Существует мнение, что это посланники внеземных цивилизаций или вообще, существа, наделенные разумом. Но так ли это на самом деле?

Давайте разберемся с этим необыкновенно интересным явлением.

Что такое шаровая молния

Шаровая молния – редкое природное явление, выглядящее как светящееся и плавающее в воздухе образование. Это светящийся шар, который появляется, как кажется, из ниоткуда и исчезает в разреженном воздухе. Его диаметр варьируется от 5 до 25 см.

Обычно шаровую молнию можно увидеть непосредственно перед, после или во время грозы. Продолжительность самого явления колеблется в пределах от нескольких секунд до пары минут.

Продолжительность существования шаровой молнии имеет тенденцию увеличиваться с ее размером и уменьшаться с ее яркостью. Считается, что шаровые молнии, имеющие отчетливый оранжевый или голубой цвет, существуют дольше, чем обычные.

Шаровые молнии, как правило, летят параллельно земле, но также могут двигаться вертикальными скачками.

Обычно такая молния спускается с туч, но также может внезапно материализоваться на открытом воздухе или в помещении; она может проникать в комнату через закрытое или открытое окно, тонкие неметаллические стены или дымоход.

Загадка шаровой молнии

В первой половине 19 века французский физик, астроном и естествоиспытатель Франсуа Араго, возможно первым в истории цивилизации, произвёл сбор и систематизировал все известные на то время свидетельства появления шаровой молнии. В его книге было описано более 30 случаев наблюдения шаровых молний.

Шаровая молния

Некоторые физики предполагали, что шаровая молния появляется благодаря электрическим разрядам. Например, российский физик Петр Леонидович Капица полагал, что шаровая молния – это возникающий без электродов разряд, который вызывается сверхвысокочастотными (СВЧ) волнами неизвестного происхождения, существующими между тучами и землей.

Также рекомендуем прочитать: При разборе старого детсада обнаружили доску с посланием из 1937 года - INFOnotes

Согласно другой теории, наружные шаровые молнии вызываются атмосферным мазером (квантовым генератором СВЧ-диапазона).

Двое ученых из Новой Зеландии – Джон Абрамсон и Джеймс Диннис – уверены, что шаровые молнии состоят из клочковатых шариков горящего кремния, созданных ударом в землю обычной молнии.

Согласно их теории, когда молния ударяет в землю, минералы распадаются на крошечные частицы кремния и его составляющие – кислород и углерод.

Там он парит как шаровая молния или горящий шар из кремния, излучая энергию, поглощенную им от молнии в виде тепла и света, до тех пор, пока не сгорит.

В научной среде существует масса гипотез происхождения шаровых молний, о которых нет смысла рассказывать, так как все они являются только предположениями.

Шаровые молнии Николы Теслы

Первыми опытами по исследованию этого загадочного явления можно считать работы Николы Теслы в конце 19 века. В своей краткой заметке он сообщает, что, при определённых условиях, зажигая газовый разряд, он, после выключения напряжения, наблюдал сферический светящийся разряд диаметром 2-6 см.

Однако Тесла не сообщал подробности своего опыта, так что воспроизвести эту установку было затруднительно.

Очевидцы утверждали, что Тесла мог делать шаровые молнии на несколько минут, при этом он их брал в руки, клал в коробку, накрывал крышкой и опять доставал.

Исторические свидетельства

Многие физики 19 века, включая Кельвина и Фарадея, при своей жизни были склонны считать, что шаровая молния – это либо оптическая иллюзия, либо явление совершенно иной, неэлектрической природы.

Однако количество случаев, подробность описания явления и достоверность свидетельств возрастали, что привлекло внимание многих учёных, в том числе и известных физиков.

Приведем несколько достоверных исторических свидетельств наблюдения шаровой молнии.

Смерть Георга Рихмана

В 1753 году Георг Рихман, действительный член Санкт-Петербургской Академии Наук, погиб от удара шаровой молнией. Он изобрёл прибор для изучения атмосферного электричества, поэтому, когда на очередном заседании услышал, что надвигается гроза, срочно отправился домой вместе с гравёром, чтобы запечатлеть явление.

Во время эксперимента из прибора вылетел синевато-оранжевый шар и ударил учёного прямо в лоб. Раздался оглушительный грохот, схожий с выстрелом ружья. Рихман упал замертво.

Того, кто решил забрать тело, ударил второй шар; его сбило с ног, на теле остались лёгкие ожоги. Третий шар убил ещё одного человека.

Команда отметила, что после происшествия над палубой стоял отвратительный запах серы.

Современные свидетельства

  • Во время Второй Мировой войны пилоты сообщали о странных явлениях, которые могут быть истолкованы как шаровая молния. Они видели маленькие шары, двигающиеся по необычной траектории.
  • 6 августа 1944 года в шведском городе Уппсала шаровая молния прошла сквозь закрытое окно, оставив за собой круглую дырку около 5 см в диаметре. Явление наблюдали не только местные жители. Дело в том, что сработала система слежения за разрядами молнии Уппсальского университета, которая находится на отделении изучения электричества и молнии.
  • В 2008 году в Казани шаровая молния залетела в окно троллейбуса. Кондуктор с помощью валидатора отбросила её в конец салона, где не было пассажиров. Через несколько секунд произошёл взрыв. В салоне находилось 20 человек, однако никто не пострадал. Троллейбус вышел из строя, валидатор нагрелся и побелел, но остался в рабочем состоянии.

С древних времен шаровые молнии наблюдали тысячи людей в разных уголках мира. У большинства современных физиков не вызывает сомнений тот факт, что шаровая молния реально существует.

Однако до сих пор нет единого академического мнения о том, что такое шаровая молния и чем вызывается этот природный феномен.

Читайте также: