Совместно последовательная деятельность в доу

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Соловьева Елена Петровна

Организация: ГБДОУ детский сад № 2 компенсирующего вида Кировского района

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Совместная деятельность взрослых и детей – одно из требований ФГОС ДО к организации образовательного процесса.

В деятельности творческой и самостоятельной по своему характеру люди и их психика не только проявляются, но и созидаются, формируются, развиваются.

Схема развития деятельности:

- совместная деятельность с взрослым

- совместная деятельность с сверстниками

Оптимальной формой организации сотрудничества является совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка.

Совместная деятельность – это субъект – субъектные отношения.

Совместная деятельность – взаимосвязь двух явлений, взаимодействия и взаимные отношения которых отличаются высокой динамичностью и процессуальностью. (Е.В. Шорохова)

Совместная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности. При этом совместная деятельность взрослого и ребенка – это не только этап в развитии любого вида деятельности, но еще и особая система взаимоотношений и взаимодействия. Сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – не руководство, а наличие партнерской позиции и партнерской формы организации.

Что значит быть партнером детей? (по Н.А. Коротковой):

- Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.

- Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения.)

- Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства.)

- Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе.)

Партнерская позиция способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.

Значимым является утверждение В. А.Сухомлинского о том, что педагогическое взаимодействие направлено на развитие ребенка и не только. В самом педагогическом взаимодействии заложена необходимость и возможность саморазвития педагога. В итоге взаимодействие дает целостное развитие (саморазвитие) всех участвующих в нем субъектов.

Таким образом, сотрудничество взрослых и детей на фоне совместной деятельности, их содружество в реальных и живых контактах друг с другом - это та среда, где возникают качества развивающейся личности ребенка.

3. Отмечается сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности.
4. Неразвитость тонкой моторики рукистарших дошкольников, отсутствие графических навыков.
5. Недостаточная социальная компетентность детей дошкольного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты.
6. Большое количество детейтс нарушениями речевого развития

7. Серьезную тревогу вызывает нежелание значительной части сегодняшних дошкольников познавать окружающий мир
8. Низкий уровень коммуникативной компетентности.

9. Все больше становится детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности.

- в процессе наблюдения во время прогулки воспитатель сам комментирует увиденное, дети молча слушают рассказ воспитателя;

- все действия с материалами в процессе экспериментальной деятельности осуществляет взрослый, дети только наблюдают;

- совместное обсуждение отсутствует;

- выводы по результатам опытов делает взрослый;

- воспитатель ставит перед детьми проблему и сам же предлагает вариант, как ее решить;

- на всех этапах игры дети действуют по указанию воспитателя, детская инициатива и самостоятельность отсутствуют и т.д.

Это еще раз доказывает, что деятельность воспитателя с детьми должна быть не просто формально совместной, а партнёрской, являлась сотрудничеством взрослого и ребёнка. Воспитатели должны решать образовательные задачи в совместной партнерской деятельности с детьми и создавать условия для свободной самостоятельной деятельности дошкольников. Совместная партнерская деятельность воспитателя и ребенка – оптимальная форма сотрудничества.

Рассмотрим основные компоненты совместной деятельности - сотрудничества:

1. Общая цель. Совместное выполнение задания.

2. Общий мотив. Всегда объединяет усилия партнеров. Приводит их к сотрудничеству.

3. Совместные действия. Направлены на то, чтобы достичь общую цель. Вначале необходимо понять цель, распределить самостоятельные и совместные действия, определить очередность этих действий, уточнить и скорректировать.

4. Общий результат. Завершающий этап совместной деятельности, который объединяет всех участников. Он позволяет оценить индивидуальные и совместные действия на основе полученного результата.

Какие требования должен соблюдать педагог, какие качества помогут грамотно организовать партнерскую деятельность:

  • Наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации деятельности.
  • Педагога – партнёра отличает особый стиль взаимоотношений, взаимодействия с детьми.
  • Он уважает мнение детей, умеет слушать и слышать своих воспитанников, в общении с ними предпочитает диалог, предоставляет детям свободу выбора ( выбор партнёра, материалов, способов действия).
  • Педагог - партнёр не забывает о том, что ребенок – это полноценный участник образовательных отношений.

Партнёрские формы организации деятельности с детьми различны:

1) Проведение круглого стола.

Обычно педагог выделяет волнующие вопросы детей, конфликтные ситуации или желание просто организовать подготовку к празднику, например:

  • Новогодние самоделкины
  • Мастерская флористов (изготовление цветов для мам)
  • “Мальчики и девочки. Какие они?”
  • “Я и моя семья” (или “Семейные традиции”)
  • “Учимся весело и быстро учить стихи” (с помощью мнемотаблиц, логоритмических упражнений, пальчиковых игр и т.д.)
  • круглые столы, в которых в деятельность включены педагоги, дети и их родители

2) Серия совместной деятельности под лозунгом “Кто может или хочет помочь мне? (помощнику воспитателя)

3) Такой вид деятельности, как “Кто может меня научить. ”

  • “В поисках угощения” (приурочена дню города)
  • “Осеннее путешествие”
  • “Пасхальные игры”
  • “Я знаю правила дорожного движения”
  • “Зеленый огонек” (приурочена дню Земли)
  • “Сбережем природу вместе”

Правильно организованная совместная деятельность со взрослым способствует достижению целевых ориентиров развития дошкольника:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Мастер – класс

Цель: Профессиональное развитие педагогов, внедрение инновационных технологий в образовательный процесс.

1.Закрепить теоретические знания педагогов о технологии формирования сотрудничества у детей дошкольного возраста;

2. Познакомить с алгоритмом организации непосредственно образовательной деятельности на 2 этапе формирования навыков сотрудничества.

Ход мероприятия:

Игра на снятие напряжения

Свой мастер– класс начну с небольших вопросов, а вы внимательно их послушайте и выполняйте, то о чем я вас попрошу.

Если Вы уверены, что качество воспитательно – образовательной работы в современном детском саду невозможно повысить без использования инновационных технологий – поднимите правую руку.

Если Вы считаете, что освоение инновационных технологий невозможно без повышения профессиональной компетентности педагогов – кивните головой.

Если Вам интересно познакомиться с современными педагогическими технологиями – похлопайте в ладоши.

Вы абсолютно правы: повышение качества дошкольного образования, - это использование современных инновационных технологий в образовательной деятельности дошкольной организации.

Сейчас мы продолжим знакомство с технологией сотрудничества.

Как вы уже знаете, в основе технологии Е.М.Фадеевой лежит этапность обучения детей навыкам сотрудничества. Освоение детьми одного этапа зависит от другого. Я предлагаю вам их вспомнить. Для этого нужно объединиться в пары.

Перед вами лежат карточки с названиями этапов, целей, форм организации, видов деятельности каждого этапа. Я вам предлагаю соотнести этап обучения детей навыкам сотрудничества с его характеристиками и внести все данные в одну таблицу. Педагоги, на столе которых лежит цифра 1, работают по характеристикам 1 этапа и т.д.

Работа педагогов в парах.

Предлагаю вам сравнить результаты вашей работы с теоретическими основами технологии.

Если вы считаете, что вы верно справились с заданием – поднимите зеленый сигнал, если не правильно – красный.

Самооценка работы

Итак, мы вспомнили 4 этапа обучения детей навыкам сотрудничества. Все вы правильно соотнесли этап обучения и его характеристики.

Глядя в глаза друг другу, говорят слова:

Подобные игры используются на первом этапе и учат детей взаимодействовать со сверстниками, способствуют сплочению детского коллектива.

- Сколько ушей у зайчат?

- Сколько ножек у стола?

- Какая по счету среда?

- Сколько будет 15 -12?

Данный игровой прием, развивает умение согласовывать действия с партнером, помогает снять эмоциональное напряжение детей.

А сейчас, предлагаю вам следующий игровой прием. Один из вас звонит по телефону другому и говорит, что у него разбилась чашка. Просит купить такую же и описывает её. А вы должны по описанию зарисовать чашку. Договоритесь, кто будет звонить, а кто рисовать.

Этот игровой прием направлен на развитие умения распределять действия, учитывать возможности партнера, принимать на себя роль и действовать в ее рамках.

Данные игровые приемы для обучения сотрудничеству можно использовать в режимные моменты.

Технология обучения дошкольников навыкам сотрудничества со сверстником используется чаще всего в ходе непосредственно образовательной деятельности по следующему алгоритму предложенного нам Е.М.Фадеевой

(слайд – алгоритма НОД)

Сейчас мы продолжаем знакомство с технологией сотрудничества. Второй этап технологии обучения детей сотрудничеству основывается на совместно -последовательной деятельности.

Совместно – последовательная деятельность в НОД представляет собой два основных этапа:

индивидуальная работа ребенка над элементом, частью общего изделия, продукта деятельности;

последовательная работа, связанная со сборкой, определенной операцией последовательного монтажа коллективного изделия.

Сейчас мы с вами попробуем проиграть непосредственно образовательную деятельность в технологии сотрудничества построенную на совместно – последовательной деятельности.

На столах лежит алгоритм проведения непосредственно образовательной деятельности, он вам поможет понять организацию совместно – последовательной деятельности в данной НОД и определить к какому этапу совместно – последовательной деятельности относится наша НОД.

Мотивация: Посмотрите у меня на столе лежат продукты. Как вы думаете для чего? Что можно из них приготовить прямо сейчас?

Целепологание: мы будем с вами готовить канапе. Согласны со мной?

Предлагаю вам приготовить фруктовое канапе и канапе из колбасы, сыра и хлеба.

Планирование:

-С чего начнем готовить канапе? (Нарезают продукты: хлеб, сыр, колбаса; груша, яблоко, банан).

- Какой следующий этап изготовления? (нанизывают все на шпажку)

- А затем что можно сделать? (оформить на тарелке).

( по каждому действию выставляется карточка-схема)

Мотивация к объединению:

- Теперь, давайте посмотрим, сколько операций у нас получилось? (3)

- Значит, по сколько человек будем объединяться?

Выбор способа к объединению: им можно предложить свой или они выбирают сами

У вас в руках картинки с изображением разных продуктов. Предлагаю объединиться в две подгруппы. Одна подгруппа будет делать канапе из фруктов, а другая из колбасы и сыра.

Конкретизация групповой цели:

Ваша группа, какое канапе будет готовить? А ваша?

Распределение деятельности: договоритесь в своей группе: кто, какую операцию будет выполнять.

Проговаривание индивидуальной цели:

Договорились? Вы что будете делать, а вы что?

( каждый озвучивает индивидуальную цель)

Организация рабочего стола:

Раз мы все распределили то можно приступать к работе.

- А теперь подойдите к столам и возьмите все, что вам нужно для работы и можете приступать к работе.

Осуществление деятельности

Оценка результата: Получилось у вас канапе? Вы легко договорились, кто что будет делать?

Скажите, пожалуйста, хорошо ли вам было вместе работать?

Если, вы довольны полученным результатом, то вы на свое канапе добавьте - зеленые оливки (виноград - на фруктовое канапе)

Если, вам было не интересно, то вы добавьте черные оливки (виноград)

Спасибо за участие.

Ну что ж, мы сегодня с вами продуктивно поработали и сделали еще один шаг вперед в освоении технологии сотрудничества.

Ведь технология сотрудничества имеет огромный развивающий потенциал. Создает условия для речевой и познавательной активности каждого ребенка, его самореализации, повышает интерес к познавательной деятельности, формирует предпосылки учебной деятельности, открывает возможности взаимного обучения.

В системе дошкольного образования России за последние годы произошли большие изменения. Дошкольные организации вступили в период глубоких качественных изменений. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования изменяет содержание и структуру образования в целом. Целью образования становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а создание благоприятных условий для развития каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Содержание дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, в том числе, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности, готовности к совместной деятельности, развитие социального интеллекта.

Таким образом, современный дошкольник не только должен усваивать определенный объем знаний, но и учиться сотрудничать, планировать свою деятельность, оценивать результаты работы, работать с разными видами информации, свободно высказываться в устной и письменной форме и многое другое.

Современные требования к дошкольному образованию требуют освоения и использования педагогами дошкольных образовательных учреждений новых эффективных педагогических технологий, новых способов организации деятельности детей.

В связи с этим, актуальным в организации деятельности дошкольников является обучение детей взаимодействию со сверстниками и взрослыми на основе сотрудничества.

Сотрудничество – это стремление человека к согласованной, слаженной работе с людьми. Готовность поддержать и оказать им помощь.

Основные идеи педагогики сотрудничества:

- Сделать ребенка добровольным и заинтересованным соратником, единомышленником воспитателей, родителей в своем же воспитании, образовании, обучении, становлении, равноправным участником педагогического процесса, заботливым и ответственным за результаты этого процесса.

- Изменение условий и сущности усвоения знаний – переход от репродуктивных методов обучения на поисковые, творческие, осуществляющиеся в совместной деятельности педагога и ребенка.

- Применение эффективных форм взаимодействия педагога и ребенка в образовательном процессе.

- Создание атмосферы радости и оптимизма как необходимого элемента процесса обучения, развития и воспитания.

Из современных педагогов проблемой организации совместной деятельности дошкольников занимались Е.М. Фадеева, И.В. Маврина.

Взаимодействие на основе сотрудничества актуально и для периода дошкольного детства. В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослым сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития детям этого возраста уже недостаточно общаться только со взрослыми. В ситуации общения с ровесниками ребенок более самостоятелен и независим. Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетенция.

Для развития отношений сотрудничества дошкольников необходима помощь взрослого – специальная организация совместной деятельности, где дети осваивают способы взаимодействия.

Наиболее ярко развитие взаимодействия и общения детей проявляется в игре - ведущей деятельности дошкольников. Но возможности сотрудничества детей можно пронаблюдать и на занятиях, если создать для этого необходимые условия - предложить детям специальные задания, при выполнении которых они будут вступать в отношения сотрудничества (согласования и соподчинения действий). Учитывая возрастные особенности детей, при организации совместной деятельности дошкольников в образовательной деятельности необходимо придерживаться определенных правил.

Требования к организации совместной деятельности дошкольников

3 – 4 лет (младшая группа)

1) Занятия по организации начальных форм сотрудничества проводятся, начиная со второй половины учебного года.

2) Совместную деятельность лучше всего осваивать во время продуктивной деятельности и занятий по сенсорному воспитанию.

3) Состав микрогрупп – пары, обучение диалогу двух партнеров.

4) Для работы берется знакомый материал, с которым ранее дети действовали индивидуально – т.е. материал для закрепления и повторения.

5) Первоначальные 4-6 занятий состоят из 3-х частей:

  • объединение детей в диады для совместного выполнения задания.
  • ребенок может выбирать сверстника по своему желанию.
  • После этого каждой паре детей предлагается пройти к столику и договориться, как они будут работать вместе.
  • Детям предоставляются либо маски, либо небольшие игрушки в точном соответствии с теми героями, которые использовались при демонстрации способов сотрудничества в 1 части занятия.
  • Взрослый помогает выбрать игрушку или маску и предлагает вспомнить, как куклы (зверюшки) договаривались друг с другом, что делал каждый персонаж.
  • работа проводится с каждой парой детей в отдельности.
  • взрослый вмешивается в дальнейшую работу пары только в тех случаях, когда возникающие разногласия могут привести к разрушению кооперации. Если пары дошкольников не справляются с заданием, с ними еще раз проговаривается соответствующий способ взаимодействия. Возникающие конфликтные ситуации обсуждается только с конкретной парой дошкольников, без привлечения внимания остальных сверстников.
  • На данном этапе взаимодействие детей является очень непродолжительным по времени. Часть детей могут покинуть занятие до его завершения, часть, выполнив задание, предлагают своему партнеру повторить его еще раз или выбирают другого сверстника для совместной работы. В обоих случаях пожелания детей учитываются.

6) Следующие занятия (не менее 10 занятий) имеют другую структуру:

  • вербальное обозначение взрослым ситуации занятия
  • напоминание правил игры или содержания продуктивной деятельности,
  • обсуждение вместе с детьми адекватного способа совместного выполнения задания.
  • образование диад по желанию;
  • помощь взрослого детям, испытывающим затруднения в выборе партнеров
  • самостоятельное распределение обязанностей в диаде, разделение операций,
  • совместное выполнение задания,
  • помощь взрослого в тех случаях, когда возникающие между детьми разногласия могут привести к разрушению совместных действий
  • Педагог организовывает выставку детских работ, обращает внимание детей на работы сверстников, предлагает рассмотреть их, сравнить со своими, давая при этом образец доброжелательной конструктивной оценки.

Требования к организации совместной деятельности дошкольников

4 – 5 лет (средняя группа)

1) В работе можно использовать новый материал

2) Совместную деятельность лучше всего организовывать во время продуктивной деятельности на материале ознакомления с природой

3) состав подгрупп – 3-4 человека

4) Каждое последующее занятие усложняется по содержанию работы

5) Первые 5 занятий:

- ведущая роль в планировании совместной работы остается за взрослым

- состав подгрупп – 3 человека

  • создание положительного эмоционального настроя перед совместной работой (беседа по теме работы с использованием стихотворений, музыки, иллюстраций и т.п. им
  • объединение детей в подгруппы
  • помощь взрослого в планировании совместной работы
  • реализация детьми коллективного замысла продукта.
  • анализ и оценка продуктов совместной творческой деятельности.
  • взрослый особо выделяет оригинальные находки в каждой композиции.

6) Последующие занятия (не менее 4-х занятий):

- состав подгрупп увеличивается до 4-х человек

- этапы занятия сохраняются те же, что и на предыдущих занятиях

- детям предоставляется больше самостоятельности в выборе материалов и в планировании работы.

Требования к организации совместной деятельности дошкольников

5 – 6 лет (старшая группа)

Ребенок 5-6 лет способен самостоятельно предложить план общего дела и договориться о распределении обязанностей.

1) Совместную деятельность можно организовывать в продуктивной, физической, познавательной деятельности.

2) Состав подгрупп может быть 4-5 человек

5) Помощь педагога:

- в ведении спора и выхода из конфликтной ситуации

- в организации работы только тем, кто не может договориться и найти свое место в общем деле.

6) Вводится распределение работы между участниками подгруппы

  • В 1-ый раз – педагог проводит подробное совместное обсуждение, распределение обязанностей, демонстрирует способы согласования мнений
  • В последующих случаях дети пробуют самостоятельно

9) Если во время совместной работы кто-то из детей раньше закончил выполнять свою часть работы, педагог может предложить ему дополнительное задание в рамках групповой работы

10) В течение всего года педагог осуществляет постоянный контроль за тем, все ли дети принимают участие в обсуждении замысла, плана работы и вовлекает пассивных детей.

11) В ходе работы допускается некардинальное изменение замысла.

Требования к организации совместной деятельности дошкольников

6 – 7 лет (подготовительная группа)

Дети 6-7 лет могут самостоятельно продумать тему, сюжет, композицию; спланировать действия, распределить роли в группе.

1) Совместную деятельность можно организовывать во всех видах деятельности (образовательная, трудовая, музыкальная, продуктивная и т.д.)

2) Совместную деятельность можно использовать при изучении новой темы, при освоении нового способа деятельности.

3) В совместной деятельности возможна интегративная деятельность (например, сначала выполнить коллективный рисунок, затем составить по нему коллективный рассказ)

4) Состав подгрупп может быть 4-6 человек.

6) Способ сотрудничества зависит от программного материала.

7) Перед началом каждой совместной работы педагог подчеркивает зависимость общего результата от качества работы каждого.

8) Практикуется ответственность за то, что участник группы может подвести всю группу.

9) Педагог осуществляет постоянный контроль за тем, все ли дети принимают участие в обсуждении замысла, плана работы и вовлекает пассивных детей

10) В конце коллективной работы обязательно проводится выставка работ с взаимооценкой и самооценкой

11) После выполнения коллективной работы педагог может предложить подгруппе рассказать о том, как они работали:

12) Для формирования навыков сотрудничества необходимо вводить в игру детей следующие приемы:

- в игре взрослого с ребенком взрослый показывает ребенку образцы взаимодействия на правах равного партнера;

- игра, в которой ребенок исполняет одновременно две роли с взаимно противоположными интересами, благодаря чему у него формируется умение одновременно рассматривать ситуацию с разных сторон.

Возможные варианты объединения детей в микрогруппы

1) пары, включающие детей с одинаковым уровнем возможностей.

2) пары, включающие детей с разным уровнем возможностей;

3) пары, сформированные по единообразию задачи;

4) по желанию детей.

Возможные формы организации совместной деятельности дошкольников

1) Совместно-индивидуальная модель сотрудничества - каждый ребёнок выполняет свою часть общей работы индивидуально. Это часть станет частью общего итогового результата.

При данной форме организации воспитателю необходимо:

2) Совместно-последовательная модель - последовательное выполнение действий детьми, когда результат действия, выполненного одним ребёнком, становится предметом деятельности другого.

Например: изготовление цепочки из бумаги: 1 – режет полосочки, 2 – склеивает.

3) Совместно-взаимодействующая модель - сначала дети работают в парах или подгруппах, а затем осуществляют взаимодействие между ними для достижения общего результата. Предполагает или одновременную совместную работу всех участников коллективного творчества (работа на одном листе, плоскости), или постоянное согласование действия всех участников коллективной деятельности.

Например: Подготовка к спектаклю: 1 группа - костюмы, 2 группа -декорации, роли.

Список используемых источников:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Мастер - класс для педагогов "Организация игровой деятельности дошкольников с учетом ФГОС ". Изготовление города для игрушек.

Обобщение и дополнение знания педагогов о том, как правильно организовать игровую деятельность дошкольника, а именно, как сформировать у детей способность к принятию собственных решений, опираясь на с.


Ребенок - это, прежде всего эстет:Он реагирует на внешность,На видимость, на очертания и формы.И. Бродский Дошкольники - прирожденные исследователи. И подтверждение тому – их любознательность, по.

Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет "Образовательный маршрут "Волшебный мир магнитов"


Этот образовательный маршрут посвящен песку. Песок - с одной стороны такой знакомый всем и простой материал, а с другой - такой загадочный и таинственный. Смотришь на него и не можешь оторвать взгляд.



В системе дошкольного образования России за последние годы произошли большие изменения. Дошкольные организации вступили в период глубоких качественных изменений. Федеральный государственный образовате.

Совместная деятельность воспитателя и детей: как выполнить требования ФГОС ДО

Совместная деятельность – это организованная система активности взаимодействия индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры
(Психологический словарь).

Что требует ФГОС дошкольного образования

Совместная деятельность – одно из требований ФГОС ДО, которое должны выполнять воспитатели и другие педагоги детского сада. Воспитатели должны решать образовательные задачи в совместной партнерской деятельности с детьми и создавать условия для свободной самостоятельной деятельности дошкольников.

Ребенок – это полноценный участник (субъект) образовательных отношений, поэтому образовательная деятельность должна строиться на основе взаимодействия взрослых с детьми. Кроме того, задача воспитателя поддерживать положительное, доброжелательное отношение детей друг к другу и взаимодействие детей друг с другом (ФГОС ДО, подп. 3 , 4 п. 3.2.1).

Четыре компонента совместной деятельности

1. Общая цель
Совместное выполнение задания, игра или проект.

2. Общий мотив
Всегда объединяет усилия партнеров, приводит их к сотрудничеству.

3. Совместные действия
Направлены на то, чтобы достичь общую цель. Вначале необходимо понять цель, распределить самостоятельные и совместные действия, определить очередность этих действий, уточнить и скорректировать.

4. Общий результат
Завершающий этап совместной деятельности, который объединяет всех участников. Он позволяет оценить индивидуальные и совместные действия на основе полученного результата

Совместная партнерская деятельность воспитателя и ребенка – оптимальная форма сотрудничества. Что значит быть партнером детей? Взрослый-партнер находится рядом (вместе) в едином пространстве (например, воспитатель сидит с дошкольниками за общим столом), уважает их мнение, в общении предпочитает диалог, предоставляет свободу выбора (партнера, деятельности, материала).

В зависимости от образовательной ситуации воспитатели могут принимать разные позиции. Это может быть педагог-тьютор, который помогает ребенку в трудной ситуации или советует, обсуждает с детьми, как решить задание. При этом помощь воспитатель оказывает только в том случае, если ребенок ее попросит сам.

При необходимости педагог моделирует и изменяет предметно-пространственную среду, привносит в нее мотивирующие элементы. В этом случае он может выступить в роли экспериментатора, участвовать в проектах вместе с детьми.

Совместная деятельность предполагает общение в форме конструктивного диалога, которым дети еще не владеют. Он развивается в процессе содержательного взаимодействия с другими людьми. Поэтому важно показывать детям, как вести диалог, и учить их общению. Таким образом, основными признаками совместной деятельности взрослых и детей являются: наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации деятельности.

Совместную деятельность воспитатель реализует посредством различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграции. Педагог выбирает формы и методы работы в зависимости от контингента детей, их уровня освоения программы и образовательных задач, которые он хочет решить.

При организации совместной деятельности важно соблюдать ряд условий (по Н.А. Коротковой): воспитатель включен в деятельность наравне с детьми; дошкольники участвуют в деятельности добровольно (без психического и дисциплинарного принуждения); во время деятельности дети свободно общаются и перемещаются; ООД имеет открытый временной конец (каждый работает в своем темпе). Когда воспитатель выполняет эти условия, ребенок чувствует и осознает свою успешность.

Читайте также: