Внеурочное занятие в начальной школе на тему для кого пуста пустыня

Обновлено: 05.07.2024

Цели: сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь; ознакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей.

Формируемые УУД: познавательные — сравнивать различные объекты, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Тест

1. Зона степей расположена на:

а) севере нашей страны

б) востоке нашей страны

в) юге нашей страны +

2. Характерным признаком зоны степей является:

а) сплошной травянистый растительный покров +

б) отсутствие сплошного растительного покрова

в) обилие мхов, лишайников, кустарников

3. К степным птицам относятся:

а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки

б) ястребы, кедровки, сойки

в) журавли-красавки, дрофы, пустельги +

4. Для растений степи характерны:

а) стелющиеся корни, крупные листья

б) длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки

в) корни-луковицы, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли +

5. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы:

а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины

б) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство +

в) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей

6. Цепь питания, характерная для степи:

а) ежевика —> лемминг —> песец

б) растения —> заяц-беляк —> рысь

в) зерно суслик —> беркут +

7. Основным занятием населения степей является:

8. В Красную книгу занесены степные растения и животные:

а) кречет, стерх, краснозобая казарка

б) пион тонколистный, журавль-красавка, степная дыбка +

в) зубр, филин, женьшень

2. Кроссворд

(Работу можно выполнить в группах, парах или индивидуально.)

- Разгадайте кроссворд и в выделенных клетках прочитайте название растения.


3. Работа в парах

- Давайте проверим друг у друга выполнение заданий 3, 4 на с. 54 рабочей тетради.

(Ученики проверяют, правильно ли наклеены рисунки растений, подписаны рисунки животных.)

(Проверка выполнения задания 8 на с. 56 рабочей тетради.

Ученики с рисунками выходят к доске, кратко комментируют свои работы. Можно отметить лучшие рисунки.)

— Кто хочет поделиться своими научными открытиями о растениях и животных степи?

III. Самоопределение к деятельности

Работа в группах

(Две группы получают разные задания с целью узнать зону, которую будут изучать на уроке.)

Карточка для первой группы

Знаете ли вы, что на Земле есть место, где в летний день стоит нестерпимая, изнуряющая жара, а ночью температура падает до нуля градусов, осадков выпадает чрезвычайно мало, а местами дождей не бывает несколько лет подряд. Дождь испаряется, не достигнув земли.

Во время бури солнечный свет не доходит до земли и на некоторое время становится темно. Существуют миражи — призрак чего-либо (оптический обман зрения).

— Что это за место? (Пустыни.)

Ребус для второй группы


— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

— Что мы будем делать для достижения этой цели?

— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

Сегодня мы с вами отправимся туда,

Где много солнца и не видна вода.

Юго-запад России раскроет свои тайны нам.

Узнаем, что за звери обитают там,

Какие растения там растут

И почему так природную зону зовут.

IV. Открытие нового знания

1. Работа с картой

— Покажите на карте зоны полупустынь и пустынь. Что вы можете по карте рассказать о них? (Пустыни расположены на юго-западе страны по берегам Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Это небольшая по площади природная зона. Поверхность пустыни равнинная.)

Пустыни в России занимают небольшую площадь к западу и востоку от низовьев реки Волги. Гораздо обширнее полупустыни, которые находятся между степью и настоящей пустыней. Пустыни располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Между Каспийским морем и рекой Амударьей находится пустыня Каракумы (это Туркменистан), между реками Амударья и Сырдарья находится пустыня Кызылкум (это Узбекистан и Казахстан). Эти реки впадают в Аральское море.

2. Работа в группах

(Экологи, зоологи, ботаники приглашаются на ученый совет. Первоначально группы состоят из представителей разных ученых: 2 эколога, 2 зоолога, 2 ботаника.)

— Сначала каждый ученый читает текст учебника (с. 120— 124) и выделяет необходимую ему информацию: зоологи изучают животный мир, а ботаники — растительный мир, экологи выявляют экологические проблемы. Затем все экологи садятся за стол № 1, зоологи — за стол № 2, ботаники — за стол № 3 и совместно обсуждают свои вопросы.

(Желательно роли в группах поменять: те, кто был на прошлом уроке биологом, становится экологом, эколог — зоологом и т. д., чтобы ученики поработали в разных направлениях.)

- Ботаники, используя гербарий, рисунки с изображением растений, атлас-определитель, расскажите о растениях пустынь по плану.

План рассказа о растительном мире

1. Общая особенность растений.

2. Индивидуальное приспособление к природным условиям (корень, стебель, лист).

3. Значение в природе.

План рассказа о животном мире

1. Приспособленность животных пустыни к природным условиям: размеры, окраска, образ жизни, чем питаются.

2. Значение в природе.

— Экологи, расскажите о пустынях по плану.

План рассказа об экологических проблемах

1. Экологические проблемы пустыни и пути их решения.

2. Охрана редких растений и животных, заповедники.

V. Первичное закрепление

(После завершения работы ученые возвращаются в первоначальные группы и по очереди делятся новыми знаниями. Члены группы могут задавать им вопросы.)

— Итак, о чем новом узнали, поработав в группах?

(К доске с рассказом выходят ребята, которые не занимались данным вопросом, а только слушали. Сами ученые дополняют этот рассказ.)

Рассказ о растениях. Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространенное растение пустыни — верблюжья колючка. У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 м. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка — растение невысокое. Джузгун — это небольшой кустарник. Его листья — зеленые веточки, корни хорошо закреплены в песке и удерживают его от передвижения. Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк, у него тоже тонкие листья. В пустыне встречаются и деревья, например саксаул. Это низкие деревья, не более 4—5 м, и растут на большом расстоянии друг от друга. Это дерево почти не дает тени. У него очень плотная, тяжелая древесина, которая тонет в воде. Саксаул нельзя пилить и рубить топором — слишком хрупок. Гораздо проще его ломать. Это лучшее древесное топливо в мире, лучше многих сортов бурого угля, потому что дает больше тепла.

Что такое оазис. Там, где есть вода, растет все: деревья, кустарники, травы. Такие места называют оазисами. Величайшим оазисом среди высоких гор является Ферганская долина (показ на карте), по которой протекает река Сырдарья. Горы с юга защищают от ветров. С гор стекают реки в долину, от них проведены оросительные каналы на поля и в сады. Много света, тепла и воды. Что еще нужно для роста растений! На поливных землях выращивают хлопчатник. Там так много трав и цветов, но через 2—3 недели все исчезает. Эти растения пользуются весенней влагой и за короткое время успевают вырасти, отцвести и дать семена (тюльпаны, лилии, красный мак).

Рассказ о животных. Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Окраска под цвет песка — это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных; в выборе пищи животные неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить. В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерка быстрая, ящерица-круглоголовка. Все они быстро передвигаются, а ящерица-круглоголовка мгновенно может зарыться в землю в случае опасности. Лисичка корсак и ушастый еж имеют большие уши (показ рисунков). Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки. Одни из них роют норы, другие — тушканчики — быстро передвигаются большими прыжками до 3 м в длину. Крупными животными считаются сайгаки и верблюды. Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать. Из насекомых в пустыне встречаются скорпионы, кобылки, жуки-чернотелки, скарабеи.

— Как же приспособились растения и животные к жизни в зоне пустынь? (Примерный ответ. Растения имеют крошечные листочки или колючки — так меньше испаряется влаги. Корни растений уходят вглубь на 15—20 м в поисках воды. У многих животных кожа покрыта твердыми щитками — защита от жары и испарения. Мелкие зверьки ведут ночной образ жизни — спасаются от жары. Пустынные животные довольствуются влагой, которая содержится в пище, используют вместо воды запасы жира — спасение от жажды. Вывод: все приспособления связаны с недостатком влаги и периодической засухой.)

- Кто в вашей группе наиболее интересно рассказал свой материал? (Высказывания детей.)

VI. Физкультминутка

VII. Включение новых знаний в систему знаний

Рассказ об удивительном животном пустыни — верблюде. Верблюда называют кораблем пустыни. О верблюде рассказывают сказки, что в своих горбах он носит запас воды, но это не так. Есть два вида верблюдов: одногорбые и двугорбые. В наших пустынях обитают двугорбые верблюды. Они достигают двух метров в высоту, навьюченный верблюд может нести до 500 кг. Жить в пустыне ему помогает строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь. Верблюд поедает жесткие колючие растения без всякого вреда для себя: его небо, губы и язык покрыты толстой кожей. А в горбах находится запас жира. Верблюд может обходиться без питья в сильную жару по 3—4 дня, зато, добравшись до водопоя, может выпить сразу 6—8 ведер. Такие интересные животные обитают в пустыне.

В пустыне почти нет птиц, они плохо переносят жажду.

• Сколько важности в походке!

По колючкам босиком

Кто идет с горбом-мешком? (Верблюд.)

• Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва. (Тушканчик.)

• Я ростом невелик, мои листья — зеленые веточки, своими корнями удерживаю пески. (Джузгун.)

• Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок. (Ящерица-круглоголовка.)

• Мой ствол как камень. Весной я красавец. А листья мои тонкие, как вязальные спицы. (Саксаул.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

(Задания 1—6 на с. 57—59 выполняют по усмотрению учителя.)

3. Работа с CD

VIII. Подведение итогов урока

— Подумайте и ответьте на вопрос: почему в пустыне два хозяина — солнце и ветер? (Солнце — хозяин, потому что там всегда жарко. Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, так как пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует.)

— Какова была цель урока? Достигли мы ее? (Высказывания детей.)

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы, сформулированные в начале урока.)

IX. Рефлексия

(Оценивание работы группы.)

— Кого из ребят вашей группы вы могли бы сегодня назвать лучшими исследователями?

— Кто из ребят работал сегодня недостаточно активно или мешал работе группы?

Цели и задачи занятия: познакомить детей с особенностями пустыни, ее растительным и животным миром. Показать детям взаимосвязь между внешним видом растений и животных и условиями жизни в пустыне. Развивать кругозор и словарный запас детей.

Оценить 1125 0

Цели и задачи: п ознакомить детей с особенностями пустыни, ее растительным и животным миром. Показать детям взаимосвязь между внешним видом растений и животных и условиями жизни в пустыне. Развивать кругозор и словарный запас детей.

Предварительная работа: рассматривание книг, картинок, слайдов о пустынях, рассматривание пустынь на глобусе, чтение их названий.

Материал к занятию: глобус; картины с изображением растений и животных пустыни; карточки с изображением разных животных и растений; доска.

- Ребята, на наших занятиях мы путешествуем по нашей планете. Давайте вспомним, где мы с вами побывали. Ответы детей.

- Сегодня мы с вами снова отправляемся в путешествие. А куда мы попадем вы узнаете, отгадав загадку:

Льется и льется на желтый песок.

В воздухе желтом

и плотном как мед,

Желтая птица неслышно плывет.

- Куда мы с вами попали?

- Верно, в пустыню.

Пустыня – это большое пространство, покрытое песком, там очень жарко. Песок лежит повсюду, даже горы из песка – барханы. ( Рассказ педагога сопровождается показом слайдов. )

- Самая большая пустыня на Земле - Сахара в Африке.

- Интересно, какого цвета пустыня на глобусе? Ответы детей.

- Почему? Ответы детей.

- Я думаю, что пустыню так называют, потому что там пусто. Вы согласны с моим мнением? (Нет.)

- Действительно, название "пустыня" совсем не означает полное отсутствие жизни. Некоторые животные и растения хорошо приспособились к жизни в таких условиях.

-В пустыне выпадает очень мало осадков, там редко появляются облака. Но если тучи сгустились, то это очень опасно. Поднимается ветер, который передвигает песок, в воздухе вьются столбы пыли, понижается температура воздуха. Буря в пустыне представляет большую опасность для животных, растений песчаная буря.

Лето в пустыне длится 5-6 месяцев, оно безоблачное и жаркое. Средняя температура воздуха летом +30 градусов. Местами жара достигает 40-50 градусов. В результате, песок в пустыне днем накаляется до 70-80 градусов, при желании в песке можно испечь яйцо. А вот ночи в пустыне, наоборот, прохладные. За все лето, бывает, не выпадает ни капли дождя. Он испаряется, не долетев до земли.

- Как вы думаете, легко ли передвигаться по пустыне?

- Путешествовать по пустыне очень непросто. Ноги утопают в песке, дует горячий ветер.

В этой трудной ситуации нам сможет помочь одно животное, какое вы узнаете, отгадав загадку: Сколько важности в походке!

По колючкам босиком

Кто идет с горбом-мешком? (Верблюд.)

- Конечно, это верблюд. Давайте, посмотрим, что есть у верблюда на спине? (Горбы)

- А как вы думаете, зачем верблюду горбы? Ответы детей.

- В своих горбах верблюд содержит запасы жира, что позволяет ему обходиться без пищи и воды. Существуют верблюды одногорбые и двугорбые. Жить в пустыне ему помогает строение тела и ног.

- Верблюда называют кораблем пустыни. Как вы думаете, почему?

Только верблюд может свободно передвигаться в пустыне, как корабль в море. На его ногах есть круглые подушечки, позволяющие ему передвигаться по горячему песку, не обжигая ног и не проваливаясь. Когда в пустыне поднимается ветер, ноздри верблюда закрываются, и это не мешает кораблю пустыни бороздить барханы. Верблюд очень сильное животное, может переносить тяжести. Может подолгу обходиться без пищи и воды. Именно поэтому верблюдов использовали для перевозки грузов по пустыне. Обойтись без верблюда в пустыне невозможно. Для жителей пустынь – это домашнее животное.

- Подумайте и скажите, как еще приспособился верблюд к жизни в песчаной пустыне? Ответы детей. (Окрас у этого животного под цвет песка.)

- Посмотрите на этого зверька. Он похож на маленького кенгуру. Кто это? (Тушканчик.)

- Какого цвета тушканчик? Почему? (Это маскировка под цвет песка.)

Тушканчика очень трудно заметить на жёлтом песке. Обратите внимание на размер этого животного. - Это животное некрупное. Как вы думаете, почему? (Ему негде спрятаться в пустыне.)

- Эти грызуны являются всеядными животными. Но наибольшее предпочтение отдают пище растительного происхождения. Истинными лакомствами являются различные семена, побеги и корни растений. Если же за ночь грызуну не удалось зеленую растительность, он вполне может довольствоваться насекомыми и их личинками. Интересен еще тот факт, что тушканчик совсем не пьет воду. Ему достаточно соков тех растений, которые он употребляет в пищу. Ночью бодрствуют, а днем отдыхают в норках.

- Вы, наверное, устали?

- И поэтому все встали.

Дружно вытянули шеи,

И, как змеи зашипели.

Как тушканчик поскакали.

За барханом мы пропали.

- Рассмотрим следующее изображение. Кулан - вид из семейства лошадиных. Обратите внимание, что куланы – довольно крупные животные. Посмотрите, какого цвета куланы? (Они тоже песочного цвета, потому что так удобнее маскироваться). Эти животные живут стадами. Питаются пустынными растениями.

- Кого вы видите на картине? (Ящерица-круглоголовка.)

- Она умеет мгновенно зарываться в песок в случае опасности.

- А вот змея - песчаный удавчик. Они очень быстро передвигаются по пустыне. Эти животные при отсутствии пищи и воды впадают в спячку.

- Вот на нашем пути показался самый настоящий рай в пустыне. Что это? Богатая растительность, богатый животный мир. Даже слышно журчание воды. (Это оазис - расположенный около воды островок растительности в пустыне.)

-А теперь давайте посмотрим, какие же растения есть в пустыне.

- Мы видим необычное для нас растение с листочками в виде колючек. Кто знает, как называется это растение? (Это верблюжья колючка).

- Как вы думаете, почему это растение так назвали? (Это растение с удовольствием едят верблюды.)

- У верблюжьей колючки длинный корень, почти 20 метров, с его помощью растение питает себя водой.

Вода через песок уходит быстрее, практически не задерживаясь на поверхности. Следовательно, в пустыне вода находится далеко от поверхности.

Если вода далеко, то нужно за ней тянуться. Так и растение тянется за водой.

- У верблюжьей колючки такой длинный корень потому, что вода очень глубоко и корню приходится тянуться за ней.

- Посмотрите, какие листья у верблюжьей колючки? Как вы думаете, почему? (Это позволяет воде меньше испаряться).

- Верблюжья колючка - растение невысокое. А почему, как вы думаете? (Оно бережет влагу, если бы растение было высоким, воды нужно было бы больше).

- Кактус - это растение c толстым сочным стеблем, покрытым колючками. Как мы уже сказали, воды в пустыне очень мало, поэтому стебель должен не только доставлять воду к листьям, но и хранить ее.

- Какое необычное дерево растет в пустыне. Кто знает, как оно называется? (Саксаул.)

- Как вы думаете, почему это дерево без листьев? Ответы детей.

- Дело в том, что саксаул – это дерево пустыни. Оно приспособилось к условиям пустыни, не боится соленых грунтовых вод, хорошо переносит засуху, т. к. лишено листьев и поэтому испаряет мало влаги. Его древесина плотная и прочная. Весной это дерево покрывается своеобразным покровом. Его зеленые ветви тонкие, длинные, как вязальные спицы. Крона у саксаула прозрачная, но массивная. В марте, в период цветения, деревца стоят, обсыпанные желтыми мелкими цветками. А осенью у него созревают плоды, которые ветер разносит по пустыне. Попав в почву, они за два-три дня прорастают. С наступлением холодов зеленые веточки опадают, и дерево обнажается.

- Вам нужно собрать только животных и растения пустыни.

- А теперь давайте проверим, как мы справились с заданием.

- В пустыне очень жарко, мало воды, много песка. Животные и растения пустыни смогли приспособиться к таким трудным условиям, а как именно? Ответы детей.

- Что нового, интересного вы узнали сегодня о животных и растениях пустыни? Каждый из детей высказывается

Здравствуйте, ребята! Напоми наю, что меня з овут А лина Алимпашаевна.

Сегодня занятие по экологии у вас проведу я. Присаживайтесь!

Ребята, посмот рите на доску. На доске написаны сл ова: солнце, б олото,

колючка, верблю д, северное сияние, песок, тушканч ик. Найдите лишние

слова. Почему они лишние? Для чег о характерны все эт и сл ова? Правильн о,

Скажите, что так ое пу стыня? Как вы понимаете это сл ово?

Пустыня - это прир одная зона с о чень малым к оличеством о садков и с редк ой

Как вы ду маете, какой кл имат в пустыне? К акая там пог ода?

Тип климата — те плый, су хой. Воздух пустынь, обла дая крайне низкой

влажностью. О бычная температу ра + 50 °C, а макс имальная темпе ратура,

зарегистриров анная в Сахаре, составл яет + 58 °C. Ночью температу ра

гораздо ниже, та к как нагретая почва быстро теряет тепл о (погода в пу стыне

почти всегда ясна я, и ночью после жа ркого дня возм ожны иног да даже

заморозки). В пу стыне пост оянно дуют ветры, достигающи е скорости 15 —

20 м/с. Условия су ществования в пустынях очень су ровы: о тсутствие в оды,

сухость возду ха, зимние мороз ы при очень малом с нежном покрове или ег о

Ребята, поду майте, какие жив отные мог ут приспос обиться к таким у словиям?

Для пустынь хара ктерны быст ро передв игающиеся жив отные, что связан о с

поисками в оды (водопои удалены) и кор ма , a также с защ итой от

преследовани я хищниками (у крытия от сутству ют). В связи с

необходимость ю укрытия от врагов и су ровыми климат ическими у словиями

у ряда животны х сильно развиты приспос об ления для рытья в песке. Они

сооружают по дземные у бежища (норы), часто очень боль шие, глубокие и

сложные (песчан ка), или способн ы быстро за капываться в рыхлый пес ок

(ящерицы кру глоголовки, некоторые на секомые ). Имеются быстро бегающ ие

формы. Многие пу стынные п ресмыкающиеся (яще рицы и з меи) также

жёлтые, светло - бу рые и серые то на, что делает мн огих жив отных

малозаметными. Б ольшая часть пустынной фау ны летом ве дёт ночной образ

Дефицит влаги, о собенно питьево й воды, — одна из главн ых тру дностей в

жизни обитателе й пу стыни. Одни из них пьют регул ярно и много и в связи с

этим передвигают ся в поисках в оды на з начительные расст ояния ил и на

сухое время го да переселяются бл иже к воде. Дру гие пользуются в одопоем

редко или с овсем не пьют, ограничиваясь влагой, полу чаемой из пищи.

Некоторые живот ные имеют жиз ненный р итм, синхронн ый с годовым

ритмом: они деятельны лишь в определенны й, благоприятный для них

период, а при на ступлении неблагоприятного п ериода впа дают в спячку ,

например, сре днеазиатская че репаха. Д ругие приспосо бились к су точным

ритмам. Ориги нальные пу стынные и сухостепны е грызуны—тушканчики

днем у крываются во време нных норах с единственн ым ходом, а в сумерки и

ночью веду т активный образ ж изни. Ту шканчики доволь ствуются той влаг ой,

которая попад ает в их организм с п ищей, и за всю свою жизнь не выпивают

ни капли вод ы. В полуденные часы жители пу стыни влезают на ветки

пустынных ку старников, саксау ла и там дожидаются вечерн ей прохлады. Т ак

поступают некот орые зме и, степная ага ма, насекомые. К опытные ж ивотные

Широко рас пространенн ые в пустынях рептили и — типичнейшие обит атели

заросших песков. Это степная че репаха, агама, ящурка. Об итает в песка х и

удивительное п ресмыкающееся — сер ый варан — полу тораметровая

ящерица, неу томимый охот ник на мелких ящер иц и грызу нов.

На заросших пе сках — бесчисле нное множеств о птиц. На де ревьях и

кустарниках гнез дятся пу стынный ворон, бел оголовый дяте л, саксау льный

воробей, сарыч и дру гие. Среди ку старников и трав гнез дятся бормоту шки,

Встречаются ежи и грызуны (су слики, ту шканчики, слепушонки). Заяц -

песчаник под з емлю и в нору не прячется. Он ко рмится, прячется от врагов,

солнца и ветра на поверхности, в т ени деревь ев или кустар ников. Здесь же

Там, где есть травоя дные, неизбеж ны хищники. М ногие из них обитают в

глинистых, песча ных и щебнист ых пустынях. На кру тых склонах ж ивут

многочисленные му равьи, жу желицы, богомол ы. Бегают по камням ящерка и

круглоголовка. Вь ют на скалах гн езда филин и сыч, сокол ы и вороны.

Работа с карт очками. Вам предстоит выполнить ра боту в гру ппах по рядам.

Отгадайте слов о, согласно коду . Чья команда справится быстрее - поднимает

Ребята, мы с вам и поговорил и о фауне пу стынь, теперь дав айте поговорим о

флоре. Как вы счит аете, как ов раститель ный мир пустынь ?

Растительный ми р пустынь в разны х района х неодинаков. Главную массу

растений составл яют здесь ви ды, особенно у стойчивые к н едостатку вл аги.

Прекрасно приспособ ились к засу хе деревья и ку старники пу стынь. Они, как

правило, невы соки. И х корявые, причу дливо изогнутые (например, у

саксаула) или стр ойные и гибкие (к ак у песчан ой акации) ст волы редко

достигают в высоту 8—10 м. Ча ще всего стар ое двух - трехметров ое дерево

кажется в пу стыне гигантом. Н о как мог учи и длинны у них корни! Толст ые,

покрытые прочн ой корой, они проника ют в землю на глу бину 10 —15 м, д о

тех горизонт ов, где в течение в сего года имеетс я влага. А не большой

полуку старник верблюжья колючка пр оникает своим и корнями на 20— 30 -

метровую глубину. Поэтому неудивите льно, что эти ра стения даже в пер иод

самого сильного з ноя, когда все ж ивое изнем огае т от жа ры, стоят с ярк ими

зелеными листь ями, словно не чувств уя палящего с олнца, т. к. их корни

Травы в пустыне не имеют су щественного значен ия, если не считать видов,

которые развиваю тся только ве сной, когда в пу стыне достат очн о влажно и

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-экспедиция по окружающему миру тема "Пустыня". Знакомство с животным и растительным миром пустынь.

Урок окружающего мира

Тема урока: Природные зоны России. Пустыни

Тип урока: урок открытия новых знаний

Форма урока: урок – экспедиция Цели урока: формирование у обучающихся представление о природной зоне

пустынь, её особенностях

Обучающая: сформировать представление о природной зоне пустынь и её экологических проблемах

Развивающая: развивать коммуникативные способности, способности наблюдать и делать выводы, интерес к предмету

Воспитывающая: вырабатывать у обучающихся навыки поддержки других и поддержки самого себя, воспитывать любовь, доброту, бережное отношение к природе

Вопросы, на которые необходимо ответить ученикам в ходе урока:

1. Есть ли в пустыне жизнь?

2. Экологические проблемы пустыни?

Оборудование:

Для учителя:

персональный компьютер с программой Power Point, Microsoft Оffiсe Excel, проигрыватель Windows Media (для просмотра видеофрагмента)

Для учащихся:

персональные компьютеры с программой Power Point, Microsoft Оffiсe Excel, проигрыватель Windows Media (для просмотра видеофрагмента);

карточки исследователей пустыни;

гербарий (растения пустыни)

карта природных зон;

Оформление класса: выставка книг о пустынях

I. Организация деятельности обучающихся

Класс заранее разделён на 3 группы

Задание на релаксацию

- Посмотрите друг на друга, назовите своё имя, улыбнитесь

II. Целеполагание

- Сегодня свои тайны раскроет перед нами ещё одна природная зона России, но для этого надо разгадать ребус (2 слайд ребуса пустыни)

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока?

- Как вы думаете, что можно вспомнить, узнать нового, исходя из темы нашего урока?

Давайте наметим план наших действий по достижению цели урока

1. Исследовать зону пустынь по плану: (3 слайд плана урока)

б) Растительный мир

г) Деятельность человека в пустыне

2. Сделать вывод

3. Оценить свою работу на уроке, используя оценочный лист (4 слайд лист)

Перед исследованием следующей природной зоны, мы должны убедиться, что особенности предыдущей зоны знаем хорошо

Индивидуальная работа на ПК.

- Кто получил пять? Молодцы! Какие вопросы вызвали затруднение?

III. Организация восприятия осмысления новой информации

- А теперь внимание на экран! (5 слайд слово пустыни)

- Что знаете об этом слове?

Мы с вами оказались на самом юге России, точнее, на юго-западе.

Рассказ учителя: Пустыня – это жёлтое и голубое. Пески и небо. Земля, опалённая солнцем. Всюду сугробы золотого песка. Тонкие болота, засыпанные белой солью. Камни, почерневшие от солнца и лопнувшие от жары. Здесь всё непривычно и непонятно. Озёра без воды. Реки никуда не впадают. Дожди высыхают, не долетая до земли. Под деревьями нет тени. Земля без земли. Текучее море песков…
Страна солнечного огня.

Обратимся к карте. (6 слайд карты)

Рассказ учителя: В России пустыни занимают небольшую площадь. Они расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря и востоку от низовья Волги. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Огромные пустыни раскинулись в других государствах: Казахстане, Туркменистане, Узбекистане. Пустыни находятся в умеренном поясе и располагаются ещё ближе к северному тропику, в глубине материка, далеко от океанов, поэтому там так жарко. Это небольшая по площади природная зона.

Посмотрите на поверхность. Что о ней можете сказать? (7 слайд виды пустынь) Пустыни бывают равнинные, с валами из песка, каменистые, глинистые, солончаковые. Трещины на глинистых пустынях называются ТАКЫРАМИ (8 слайд)

Рассказ учителя: Ветер пустынь, сухой и горячий, сушит песок и образует песчаные горки. Иногда горки не очень высокие в 30 – 50 см. А иногда – высокие: с 10-тиэтажный дом! Уже не гора – горище! Называются эти горки из песка БАРХАНЫ. (9 слайд) Ветер всё время передвигает пески. За один день барханы могут уйти на сотни метров от старого места.

Мало осадков, может за всё лето ни капли дождя.

Зима длится 2 – 3 месяца, -12º.

Ветер сухой и горячий – суховеи.

Пустыни – большое, не заселённое людьми пространство, лишённое растительности.

Проблемный вопрос!

- Действительно ли пустыня – это пустота?

- Как ответить на этот вопрос?

- Мы должны узнать есть ли там жизнь.

- Вы согласны с этим определением?

IV. Самостоятельная работа в группах.

Наша задача, ответить на вопрос есть ли в пустыне жизнь.

Сколько важности в походке!

По пустыне – сковородке!

По колючкам – босиком!

Кто идёт с горбом – мешком!

(11 слайд три верблюда)

- А почему их три?

Класс раздели на три группы.

1 группа - исследует растительный мир пустынь

2 группа - исследует животный мир пустынь

3 группа - исследует экологические проблемы и деятельность человека в пустынях Вспомним, как надо работать в группах

(12 слайд работа в группах). В помощь возьмите карту исследователя ( приложение)

V. Выступление групп сопровождается слайдами и дополнением учителя

Выступление исследователей растительного мира (13, 14 слайды)

Дополнение учителя: Саксаул – невысокое дерево с листьями чешуйками. Бывает белый и чёрный.

Верблюжья колючка – корни проникают на глубину до 20 м. любимое лакомство верблюдов.

Джузгун – вместо листьев зелёные веточки. Плоды лёгкие, их переносит ветер

Кактус – способны долгое время обходиться без воды. Нет листьев – только колючки, что способствует сохранению влаги.

Сравните растения, что общего?

- Длинные корни, узкие листья, колючки, либо вообще нет листьев.

В пустынях редкая растительность, хорошо приспособленная к жаркому и сухому климату.

Вывод исследователей растительного мира пустынь:

- Листья узкие или в виде колючек, чтобы меньше испарять влаги

- Длинные корни, чтобы добывать воду на большой глубине

- Растут на большом расстоянии друг от друга

Выступление исследователей животного мира. (15 слайды)

Дополнение учителя: Верблюд – из растительноядных самое крупное животное. Ест колючие травы, ветки кустарников. Ноги у него имеют мозоли, которые защищают от раскалённого песка. У верблюда густая шерсть. Она также хорошо защищает от холода и зноя. На голодные дни он имеет запас жира в горбах. Кроме того в организме из жира образуется вода, поэтому верблюд может долго не есть и не пить, зато потом сразу выпивает несколько вёдер.

Джейран – пустынная дикая коза.. стремительное животное с окраской под цвет песка.

Тушканчик – маленький грызун окраска под цвет песка.. живёт в норах. Передвигается очень быстро, благодаря задним ногам, делая большие прыжки из стороны в сторону. Большие уши – признак отличного слуха.

Песчанки, ящерица круглоголовка – просмотр видеофрагментов

Вывод исследователей животного мира пустынь хорошо приспособленных к природным условиям:

- Окраска под цвет песка

- Ведут ночной образ жизни

- Воду получают, поедая растения

- Неприхотливы в выборе пищи

- Быстро передвигаются или впадают в спячку

3. Физкультминутка для глаз (видео ролик)

Выступление исследователей экологических проблем зоны пустынь.

Итог: экологические проблемы пустыни: неумеренное орошение, выпас скота, браконьерство.

- Рассмотрите эту фотографию (17 слайд оазис)

- Похоже это на пустыню?

Там где есть вода, растёт всё: деревья, кустарники, травы – это оазисы.

Зелёный островок среди пустыни. Человек занимается орошением земель. На орошаемых землях появляются сады, виноградники. Разводят животных.

Но человек может нанести и ущерб природе:

- В орошении надо знать меру, так как неумеренное орошение приводит к беде, в почвах накапливается соль, растения гибнут.

- Выпас животных, приводит к вытаптыванию растений, которые держат пески, пески становятся подвижными.

Вывод:Люди осваивают пустыню. Но делать это нужно так, чтобы не наносить ущерб природе.

- Давайте подведём итог: есть ли в пустыне жизнь?

VI. Рефлексия

- У пустыни два хозяина – солнце и ветер. Солнце, потому что там всегда жарко. Оно направляет на эту территорию почти прямые свои лучи, так как пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует

- А сейчас предлагаю проверить, как вы запомнили животный и растительный мир пустынь. VI. Рефлексия

VII. Подведение итогов

Давайте оценим свою работу и работу в группах, для этого надо заполнить оценочный лист

Читайте также: