Внеурочная деятельность в школе по географии

Обновлено: 04.07.2024

2 Цель реферата: отразить сущность понятия и значимость внеурочной деятельности по географии в школе.

3 Задачи: 1) Охарактеризовать особенности внеурочной деятельности по географии; 2) Выяснить роль внеурочной деятельности в обучении и воспитании; 3) Разработать неделю географии - как одну из форм внеурочной деятельности.

4 Несколько форм проведения внеурочной работы: научные исследовательские географические общества; географические конференции ; географические вечера; экскурсии; уроки-игры; неделя географии.

5 Неделя географии в школе комплексное мероприятие, сочетающее в себе разнообразные формы внеклассной работы: вечера, конференции, смотры-конкурсы географических знаний, конкурсы газет, рефератов и т. д.

6 Основная задача проведения недели географии развитие интереса у учащихся к географии, профессиональная ориентация на географические профессии, воспитание любвик своейРодине.

7 В неделю географии включают следующие мероприятия: - подготовку и оформление плана проведения недели; -подготовку и проведение дня географии в каждом классе; - конкурс рефератовпогеографии; -выпуск тематических стенных газет, конкурс на лучшую стенную газету; -проведение экскурсий в музеи, на предприятия, в институты, на метеостанции.

10 Главное достоинство проведения предметной недели: привлечении большого числа учащихся к разным видам деятельности

11 Виды деятельности уч-ся: участие в: географических конференциях, школьной олимпиаде, экскурсиях, конкурсах на лучшую фотографию, рисунок, сочинение, наглядное пособие, в географических вечерах и т.д.

12 Положение о проведении предметных недель I. Общие положения 1.1. Предметные недели проводятся ежегодно методическими объединениями с целью повышения профессиональной компетентности учителей в рамках плана методической и научно-методической работы, а также для развития познавательной и творческой активности обучающихся.

13 1.2. Задачи предметной недели: - совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий; - вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам; -выявление обучающихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины или образовательной области.

14 Подготовительный этап Вся ответственность лежит на педагоге по данному предмету. Учитель планирует игры, конкурсы, выставки викторины и другие мероприятия, их тематику классы, которые будут в них принимать участия, время и место проведения. За несколько недель сообщается ученикам о времени проведения недели географии в школе и мероприятиях, в которых они могут принять участие или прийти посмотреть. Заранее рассказать о правилах игры и дать классу задание, чтобы учащиеся могли готовиться к конкурсам.

15 Для проведения недели географии создается организационная группа: ведущие игр, конкурсов, помощники ведущего, фотографы, экскурсоводы, редколлегия и другие.

16 Критерии оценки Во всех видах деятельности учитывается не только оценка знаний, но и: творческие способности ученика, его активность, дисциплина в выполнение заданий. Каждое мероприятие оценивается по бальной системе, максимальное количество - 10 баллов, минимальное 1 балл. В пятницу, после проведения последнего конкурса, подсчитывается общее количество баллов каждого класса за все мероприятия. С 6-8 и 9-10 классы оцениваются отдельно. Максимальное количество баллов за все конкурсы недели географии

17 Подведение итогов недели географии После подведения итогов, классы, занявшие первые места награждаются призами, грамотами или медалями. Остальным участникам вручаются утешительные призы.

18 Выводы: Именно внеурочная деятельность способствует развитию коллективного творчества, формирует коммуникативные навыки, чувство ответственности, умения свободно мыслить, преодолевать барьер при обучении на уроке, создает условия для сотрудничества, развивает навыки работы с дополнительной литературой, умения планировать, анализировать и обобщать.

19 Успех внеурочной работы зависит: от активных учащихся, от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность. Основным условием успешной организации и развития внеурочной работы по географии - это специальная подготовка педагогов.

Роль внеурочной деятельности в современном географическом образовании .

География относится к числу тех предметов, где всегда активно проводилась внеурочная работа. Внеурочные занятия по географии проводились в школах России и в дореволюционное время. Но если в современной школе внеурочная деятельность стала обязательной деятельностью, то в царской России Министерство просвещения запрещало учителям в свободное от уроков время организовывать кружки, общества, не имеющие прямого отношения к учебным занятиям. Сейчас же, нам, педагогам, представлено огромное поле деятельности для выбора форм проведения занятий во внеурочное время.

Согласно ФГОС второго поколения внеурочная деятельность школьника является неотъемлемой частью системы учебно-воспитательной работы школы и важным средством всестороннего развития школьников. Разработка системы внеурочной деятельности по географии является актуальной проблемой, так как она не только повышает мотивацию, но и имеет практическое значение и воспитательную направленность. Внеурочная деятельность является одной из главных в процессе преподавания и проводится в соответствии со спецификой предмета. Она расширяет мировоззрение, воспитывает уважение к людям своей страны и своего родного края, организует свободное время школьников с целью их общего развития, нравственного и эстетического воспитания.

География — единственный школьный предмет, формирующий у учащихся комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы. Комплексное, всестороннее представление позволяет формировать у обучающихся универсальные учебные действия.

География как учебный предмет имеет большие возможности для проведения внеурочной деятельности, так как ее содержание тесно связано с окружающей природой, с хозяйственной деятельностью людей, с международными и текущими событиями в нашей стране. Это позволяет организовать внеурочную деятельность практически по всем пяти рекомендованным стандартам направлениям.

Составными частями географического образования являются учебная и внеурочная краеведческая работа. По своему существу, педагогическому значению и целевым установкам оба эти направления тесно связаны между собой, взаимообусловлены и дополняют друг друга.

Отсюда задача учителя заключается в том, чтобы активизировать внеурочную деятельность учащихся.

В этих целях во многих школах, где придают должное значение внеклассной работе по географии, практикуются:

а) наблюдения учащихся за природно - экономическими явлениями и процессами своей местности;

б) природоведческие и производственные экскурсии;

в) индивидуальные задания учащимся по изучению и описанию отдельных природных и хозяйственных объектов или отдельных их сторон и особенностей

г) организация внеклассного чтения учащимися научной и художественной краеведческой литературы

Внеурочная работа по географии - это деятельность учащихся, осуществляемая на основе добровольного участия и самостоятельности, направляемая учителем и способствующая углублению знаний учащихся по предмету, развитию их познавательных интересов и способностей.

Важнейшей задачей внеурочной работы с учащимися по предмету является усиление их интереса к географической науке. Развитие познавательного интереса к географии на основе внеурочной работы обеспечивается привлечением средств занимательности, знакомством с важнейшими достижениями науки, экскурсиями в природу или на производство.

В содержании внеурочной работы можно выделить два основных направления:

1) углубление основных вопросов содержания школьного курса, вызывающих большой интерес у школьников

2) формирование умений и навыков исследовательского характера при проведении практических работ на местности, при работе с различными источниками информации (картами, справочниками, научной литературой, Интернет-ресурсами и т.д.).

Все это не только положительно влияет на географическую подготовку, но и развивает мышление, самостоятельность, творческую активность.

Формы внеурочной работы могут быть различны в зависимости от количества участвующих и от периодичности проведения занятий. Различают фронтальную, групповую и индивидуальную формы работы. Периодичность проведения занятий ограничивается рамками одного учебного года.

Эпизодическая внеурочная работа рассчитана на проведение отдельных разовых мероприятий, заданий. Это - вечера, походы, олимпиады, конференции.

Массовые формы работы - неделя географии, географические олимпиады, КВНы, тематические вечера, научно-практические конференции, встречи с интересными людьми и т.д.

Методы организации деятельности школьников во внеурочной работе во многом совпадают с методами организации деятельности учащихся на уроке, поскольку выбор их определен прежде всего спецификой изучаемого материала- географическими знаниями. Большое внимание уделяется наблюдениям в природе во время экскурсий, походов, экспедиций, работе с географической литературой при подготовке к занятиям:

  • Работа в природе (экскурсии, походы, наблюдения и др.)
  • Работа с географической литературой ( подготовка рефератов, докладов, выпуск газет и стендов и др).
  • Игровая деятельность (вечера, олимпиады марафоны, викторины, деловые игры).

Кабинет географии становится центром, организующим и направляющим всю внеурочную работу.

Имея положительный опыт проведения практических, исследовательских работ на уроках в 5-6 классах, я решила применить его и во внеурочной деятельности и в 4-х классах.

Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике образования единой, рассчитанной на период обучения с 4 по 5 класс, программы дополнительного образования с исследовательской направленностью. Продолжение данного курса в среднем звене (5 класс) будет, по нашему мнению, способствовать более успешной адаптации учащихся младших классов к обучению в основной школе и даст возможность педагогу проанализировать результаты формирования поисково-исследовательских умений своих учеников. Актуальность программы курса обусловлена и тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Программа включает в себя разделы, которые являются началом изучения земных оболочек в 5-6 классах, для каждого из которых я подобрала простейшие в проведении опыты.

Фрагмент программы

Тема 2. Жизнь земной коры – 7 часов

Опыт, доказывающий неоднородность внутреннего строения (с яйцом)

Опыт, который доказывает, что звук распространяется в разных средах с разной скоростью

Опыт, демонстрирующий свойства океанической и материковой земной коры

Тема 3. Голубая планета -8 часов.

1.Опыт «Распределение воды между водными объектами планеты

9. Опыт, демонстрирующий зависимость солености от температуры воды

14 Домашний эксперимент – наблюдение (после дождя понаблюдать за поведением воды – что с ней произошло в поле, в лесу, на асфальте?) Рассмотреть под лупой расстояние между частичками песка и глины Поразмыслим: Почему в саду дорожки посыпают песком?

17. Измерение толщины снежного покрова.

Тема 4. Воздушное покрывало – 7 часов.

Опыты с термометром

Ветер – движение воздуха

Причина образования ветра

Зависимость АД и силы ветра

Знакомство с приборами (барометр, барограф, флюгер)

Опыт «Как быстро высушить влажный зонт?

Как образуются облака

Знакомство с приборами (гигрометр, психрометр)

Тема 5: Зеленая планета -5часов.

Тема 6. Ориентирование на местности - 4 часов

Ориентирование на местности

Составление простейших планов местности с помощью условных знаков.

Занятия кружка предполагают и развлекательно- познавательные занятия (настольные географические игры, географические пазлы), которые очень любят ребята.

При планировании внеурочной работы особо следует позаботиться о том, что бы уже начиная с начального курса физической географии, школьники привлекались к работе в кружках. Чем раньше начинает формироваться интерес к предмету, тем больше возможностей полнее познакомить учащихся с достижениями данной отрасли науки, повлиять на формирование их интересов.
Основные показатели эффективности внеурочной работы по географии (Результативность внеурочной работы ) :

Считаю, что данная работа имеет положительный результат, т.к.

Качество знаний в 5-х классах достаточно высокое: 60-65%, при 100% успеваемости.

Обучающиеся 5-х классов принимают активное участие в дистанционных олимпиадах.

Обучающиеся 5-х классов принимают активное участие во Всероссийской олимпиаде:

- муниципальный уровень: 4 участника из которых 1 победитель, 1 призер.

По результатам мониторинга по определению мотивации обучающихся к географии сформировалась такая картина:

Целью курса является расширение географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.

При изучении данного курса решаются следующие задачи:

- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска, включаю работу с различными источниками географической информации;

- развивать познавательные потребности и способности, креативность.

Программа внеурочной деятельности содержит систему практических заданий-экспериментов, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:

Планируемые результаты освоения

Личностные

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
  • формирование ценностного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное и духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, религии, традициям, языку, вере, гражданской позиции, готовность и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной и учебно-исследовательской деятельности;
  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически-ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметные

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирование и регуляция своей деятельности, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Обучающийся научится:

  • проводить наблюдения за природными объектами;
  • элементарным практическим умениям использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
  • правилам поведения в природе;
  • оценке текущей метеорологической, фенологической и экологической обстановки;
  • по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
  • строить простые планы местности;
  • ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;
  • называть и показывать по карте основные географические объекты;
  • описывать погоду своей местности;
  • основным навыкам нахождения, использования и презентации географической информации;
  • объяснять значение ключевых понятий.

Обучающийся получит возможность научиться:

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяется по трем уровням.

Первый уровень результатов (получение школьниками социально-значимых знаний): приобретение школьником представлений о проектной деятельности, профориентационных знаний по ряду профессий (топограф, журналист, картограф, минеролог, геолог, фенолог, сейсмолог, метеоролог, гидробиолог).

Второй уровень результатов (развитие социально-значимых отношений школьников): развитие ценностных отношений школьника к своему Отечеству, природе, знаниям, науке, формирование позитивного отношения к учебной дисциплине географии, исследовательской деятельности.

Третий уровень результатов (приобретение школьниками опыта социально-значимого действия): получение школьником опыта самостоятельного группового действия в процессе реализации проекта, опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт формирования позитивного отношения к труду; опыт общения со сверстниками.

Формы подведения итогов и реализации программы:

  • занимательные упражнения (викторины, загадки, кроссворды, графические упражнения, составление географических карт);
  • индивидуальное моделирование и конструирование;
  • анализ источников информации;
  • подготовка и защита учащимися проектов, рефератов, стенгазет, презентаций и других творческих работ.

Основное содержание программы внеурочной деятельности

Введение - 1 ч

Введение. Школа юного географа - исследователя. Географические исследования – приемы, модели, приборы от древности до наших дней. Методы географии и значение науки в жизни людей.

Земля — планета Солнечной системы - 3 ч

Земля — планета Солнечной системы. Наблюдения за положением и высотой Солнца. Годовое движение Земли вокруг Солнца и вращение вокруг своей оси. Определение последствий вращения Земли. Разница во времени на территории России. Вычисление времени в разных частях страны (решение задач).

Географ – путешественник. История географических открытий – 4 ч

Почувствуем себя древними путешественниками. Основные этапы познания поверхности планеты. Географические путешествия и открытия. Сравниваем маршруты путешествий.

Географ – топограф. Изображение земной поверхности на плане - 7 ч

Масштабы плана. Способы определения расстояний на местности, их изображение на плане. Определение расстояний на плане. Определение средней дины своего шага.

Сторо­ны горизонта на местности и на плане. Ориентирование в пространстве и на местности. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам. Определение направлений. Азимут. Компас. Осваиваем моделирование! Создаём модель компаса.

Почувствуйте себя геодезистами. Относительная и абсолютная высота точки местности
Изображение на плане местности неровностей земной поверхности​: горизонтали, бергштрихи, отметки высот. Построение холма.

Способы съемки плана местности. Общие приемы работы при глазомерной съемке плана местности. Полярная и маршрутная съемки. Осо­бенности изображения своего или ближайшего населенного пункта (села, города или части города). Опре­деление (примерно) местонахождения своей школы.

Географ-картограф. Географическая карта – 6 ч

Глобус - модель Земли. Сравнение формы глобуса и Земли. Измерение окружности по глобусу.

Многообразие географических карт. Легенда карты. Картография. Значение карт. Особенности изображения земной поверхности на различных видах географических карт. Физическая карта полушарий. Материки и океаны.

Определение объектов по их географическим координатам. Географические координаты своего населенного пункта и его высота над уровнем моря.

Природа Земли - 13 ч

Географ-геолог. Путешествие к центру Земли. Ядро, мантия, земная кора. Строим свою модель Земли (практическое занятие).

Географ – сейсмолог. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор. Литосферные плиты. Конструирование литосферных плит.

Огненное кольцо. Определение положения действующих вулканов на границах литосферных плит. Осваиваем метод моделирования. Изготовление модели вулкана.

Географ – синоптик. Воздушная одежда Земли.

Атмосферное давление, опыты по определению и измерению атмосферного давления. Изготовление самодельного барометра (моделирование).

Суточный и годовой ход температуры воздуха. Анализ графика хода температур.

Наблюдения за погодой. Читаем карту погоды. Народные приметы о погоде.

Природные зоны Земли. Описание природных зон. Создание коллажа каждой природной зоны.

Номера уроков
по порядку

№ урока
в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Введение - 1 ч

1.

Введение. Географические исследования – приемы, модели, приборы от древности до наших дней.

Земля — планета Солнечной системы - 3 ч

2.

Земля — планета Солнечной системы. Наблюдения за положением и высотой Солнца.

3.

Вращение Земли. Определение последствий вращения Земли.

4.

Разница во времени на территории России. Вычисление времени в разных частях страны.

Географ-путешественник. История географических открытий - 4 ч

5.

Основные этапы познания поверхности планеты.

6.

Географические путешествия и открытия.

7.

Сравниваем маршруты путешествий.

8.

Географ-топограф. Изображение земной поверхности на плане - 7 ч

9.

10.

11.

Масштабы плана. Определение расстояний на плане. Определение средней дины своего шага.

12.

Сторо­ны горизонта на местности и на плане. Способы ориентирования. Определение направлений. Движение по азимуту.

13.

Компас. Создаём модель компаса.

14.

Изображение на плане местности неровностей земной поверхности. Построение холма.

15.

Способы съемки плана местности. Опре­деление местонахождения своей школы.

Географ-картограф. Географическая карта – 6 ч

16.

Модель Земли – глобус. Измерение окружности по глобусу.

17.

Многообразие географических карт. Изучаем физическую карту полушарий.

18.

Определение объектов по их географическим координатам.

19.

Государства на карте мира. Учимся работать со статистическими данными.

20.

Достопримечательности отдельных стран мира.

21.

Природа Земли - 13 ч

22.

Путешествие к центру Земли. Строим свою модель Земли.

23.

Коллекционирование. Изучаем коллекции горных пород и минералов

24.

Литосферные плиты. Конструирование литосферных плит.

25.

Вулканы. Огненное кольцо. Изготовление модели вулкана.

26.

Воздушная одежда Земли. Атмосферное давление, опыты по определению и измерению атмосферного давления. Изготовление самодельного барометра

27.

Суточный и годовой ход температуры воздуха. Анализ графика хода температур.

Читайте также: