Внеурочная деятельность в начальной школе по татарскому языку

Обновлено: 19.05.2024

Образовательной программы МБОУ СШ №55 (утверждена приказом директора МБОУ СШ №55 №119 от 01.09.2015г.)

Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. (Письмо Департамента общего образования Министерства образования России от 12.05.2011 г. № 03-296).

Программа составлена с учетом требований ФГОС начального общего образования и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность.

Актуальность и перспективность программы.

Каждый человек должен знать историческое прошлое, культуру, национальные традиции своего народа. Содержание программы отобрано с учётом того, чтобы учащиеся знакомились со всеми составляющими народной культуры: фольклором, народным искусством, литературой, праздниками и т. д.

Программа ориентирована на становление личностных характеристик ученика:

любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и татарский языки, уважающий татарский народ, его культуру и духовные традиции;

осознающий и принимающий ценности семьи, многонационального российского народа;

активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда и творчества;

умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

социально активный, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;

уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.

В качестве основного подхода в обучении татарскому языку определен системно-деятельностный подход, который предусматривеает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Главным компонентом, образующим систему, является результат: личностный, метапредметный, предметный. Таким образом, все компоненты системы обучения татарскому языку (программы, учебно-методические комплекты, управление учебным процессом, контроль, качество обучения) служат единственной цели - результату.

Содержание программы составляет фундаментальную основу системы основного общего образования, а также служит духовному и нравственному воспитанию учащихся, формированию у них общих универсальных действий. Программа основной школы является продолжением программы начального общего образования.

Программа определяет в качестве основного метода обучения коммуникативную технологию. Учебный процесс организуется с учетом как общедидактических принципов, так и основных принципов коммуникативной технологии: принцип обучения общению через общение (максимальное приближение учебного процесса к условиям естественного общения); принцип личной индивидуализации (организация учебного процесса с учетом личных потребностей, пожеланий и индивидуально-психологических особенностей учащихся); принцип изучения языка на основе активной мыслительной деятельности (обеспечение практического употребления изученных лексико-грамматических единиц в ситуациях общения с учетом коммуникативной задачи); принцип функционального подхода к изучению языка (определение лексико-грамматического материала с учетом коммуникативной цели, необходимости общения и частоты употребления в речи); принцип учета особенностей родного языка учащихся. Кроме этого, следует уделять особое внимание принципу взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности.

Развитие коммуникативной компетенции учащихся предусматривает практическое овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования татарского языка в различных ситуациях общения, соответствующих возрастным и психологическим особенностям учащихся основной школы.

Формирование языковой компетенции направлено на овладение основными нормами татарского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Культуроведческая компетенция предполагает овладение нормами татарского речевого этикета, культурой межнационального общения, изучение национально-культурных особенностей татарского языка.

Цель и задачи программы:

Приобщение учащихся к богатствам культуры родного народа, развитие способности эстетического восприятия и оценки явлений культуры и отраженной в ней действительности и на этой основе формирование эстетических вкусов, потребностей, личностной идейно- нравственной позиции.

формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

-чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народа, историю осознания ответственности человека за благосостояние общества;

формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:

-доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;

уважение к окружающим - умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение, принимать решение с учетом позиций всех участников;

развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:ориентации в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих, развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. По ходу изучения курса организуются экскурсии в Краеведческий музей, а завершается оно защитой проектных работ (как групповых, так и индивидуальных) по одной из тем курса.

Возрастная группа обучающихся.

Программа предназначена для дополнительного обучения и воспитания в системе школьного образования и рассчитана на 1 год обучения в 3-х классах.

Объем часов, отпущенных на занятия.

Общий объем часов по изучению курса составляет 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель)

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В результате практического овладения татарским языком на ступени основного общего образования у школьников должны быть сформированы представления о роли и значимости татарского языка в поликультурном мире. Изучение татарского языка должно заложить основы уважительного отношения к иной культуре, способствовать более глубокому осознанию учащимися особенностей культуры своего народа. Соизучение языков и культур, общепринятых человеческих и базовых национальных ценностей заложит основу для формирования у учащихся чувства патриотизма.

Освоение выпускниками программы основной общеобразовательной школы предусматривает формирование у них следующих личностных ценностей по отношению к себе и к окружающим их людям:

- уважительное отношение к татарскому языку как средству межличностного и межкультурного общения и желание изучить его на должном уровне;

- ориентация в нравственных правилах и понимание обязательности их выполнения;

- оценивание жизненных ситуаций, исходя из общечеловеческих норм;

- правильное восприятие понятий “семья”, “Родина”, “милосердие”;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религий;

доброжелательное отношение, уважение и толерантность к другому народу, компетентность в межкультурном диалоге.

Обучение татарскому языку в основной общеобразовательной школе способствует формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий, необходимых для развития у учащихся интеллектуальных и творческих способностей, а также для решения ими реальных жизненных проблем.

Учащиеся получают необходимые навыки жизнедеятельности в информационном обществе, опыт работы с информационными объектами, которые передаются через тексты, графические рисунки, движущиеся и недвижущиеся изображения, т.е. через коммуникационные технологии. Учащиеся учатся выступать перед небольшой аудиторией, используя подготовленные презентационные материалы. У них формируются навыки использования приемов, которые не наносят вред здоровью при работе с компьютером и другими ИКТ.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

Программы по изучению татарского языка и культуры.

Н. С. Нурмухамедова. УИПК ПРО 2009;

Актуальность программы заключается в том, что наша страна многонациональная, а дети с изучением иностранных языков забывают о своём родном языке, они не знают культуры своего народа, поэтому в настоящее время наиболее остро стоит проблема межнационального общения людей. Невозможно воспитать в ребёнке уважительное отношение к другим языкам и культуре, если для него свой родной язык и культура - чужды. Именно у младших и средних школьников основным достижением является национальная идентификация, проявляющаяся в осознанном обозначении национальной принадлежности. В условиях многонациональности идея воспитания детей в духе патриотизма к родной стране и одновременного взаимного уважения к культурным традициям других народов является актуальной и востребованной.

Рабочая программа составлена из расчёта 1 час в неделю, соответственно 35 часов в год.

Программа разработана на один год обучения и предназначена для учащихся 1-8 классов. Тематика занятий позволяет осуществлять разноуровневый подход.

В учебный план включены разделы:

Исторические памятники Татарстана

Праздники, традиции, обычаи

Цели и задачи реализации программы

Изучение татарского языка и культуры в школе направлено на достижение следующих целей:

формирование умений сознательно и грамотно пользоваться богатыми ресурсами татарского языка в речевой практике, развитие интуиции и "чувства" языка;

воспитание уважения к языку, чувства сопричастности к сохранению его самобытности и чистоты, стремления познавать свойства родного слова и совершенствовать свою речь.

Достижение указанных целей возможно через решение следующих

развитие у учащихся патриотического чувства по отношению к родному языку, любви и интереса к нему, осознание его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части татарской национальной культуры;

осознания себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге с миром и с самим собой;

сформировать орфографические и пунктуационные умения и навыки (в рамках программы);

формирование чувства родного языка;

воспитание потребности пользоваться языковым богатством (а значит и познавать его), совершенствовать свою речь;

Воспитывать у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к татарскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты.

Общая характеристика курса.

Личностные, метапредметные результаты освоения курса

эмоциональность, умение осознавать и определять свои эмоции;

умение осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать другим людям, сопереживать;

умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться совершенствовать свою речь;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению и ведению диалога;

осознание ответственности к произнесённому или написанному слову;

МЕТАПРЕДМЕТНЫМИ результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

совместно с учителем определять степень успешности своей работы и работы других;

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица, схема, карта, иллюстрация;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме, с учётомречевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

воспринимать на слух высказывания;

создавать связные устные высказывания;

Содержание учебного предмета

Занятие 1. Вводный урок.

Цель: познакомить учащихся с программой кружка; заинтересовать их изучением родного языка и культуры.

Занятие 2. Правила этикета татарского народа.

Цель: повторить татарский алфавит; сформировать представления о правилах поведения в общественных местах, дома.

Занятие 3, 4. Откуда пошли татары.

Занятие 5. Мое имя.

Цель: познакомить со знанием своего имени.

Занятие 6. Мое генеалогическое древо.

Занятие 7,8. Путешествие по Татарстану.

Цель: познакомить с городами Татарстана. Их достопримечательностями.

Цель: закрепить знания по разделу.

Занятие 10. Экскурсия в библиотеку.

Цель: воспитать культуру поведения.

Занятие 11. Биляр.

Цель: познакомить с историческим памятником; рассказать его историю.

Занятие 12. Булгар.

Цель: познакомить с историческим памятником; рассказать его историю.

Цель: закрепить знания по разделу.

Цель: систематизировать знания по пройденному материалу.

Занятие 15. Экскурсия в библиотеку.

Цель: воспитать культуру поведения.

Занятие 16. Ураза гаете.

Цель: познакомить с народным праздником, показать его особенности.

Занятие 17. Корбан гаете.

Цель: познакомить с народным праздником, показать его особенности.

Занятие 18. Сабантуй.

Цель: познакомить с народным праздником, показать его особенности.

Занятие 19. Новый год. Чаепитие.

Цель: познакомить с народным праздником, показать его особенности.

Занятие 20. Навру. Нардуган. Каз омезе.

Цель: познакомить с народным праздником, показать его особенности.

Занятие 21. Обряды и обычаи.

Цель: познакомить с обычаями оформления дома.

Цель: закрепить знания по разделу.

Цель: систематизировать знания по пройденному материалу.

Занятие 24. Экскурсия в библиотеку.

Цель: воспитать культуру поведения.

Цель: тренировать чтение; познакомить с народными сказками.

Цель: тренировать чтение. Познакомить с биографией писателя и его произведениями.

Цель: тренировать чтение. Познакомить с биографией писателя и его произведениями.

Цель: тренировать чтение. Познакомить с биографией писателя и его произведениями.

Цель: тренировать чтение. Познакомить с биографией писателя и его произведениями.

Цель: тренировать чтение, развивать мышление и речь.

Занятие 33. Литературная викторина.

Цель: систематизировать знания по пройденному материалу.

Занятие 34. Экскурсия в библиотеку.

Цель: воспитать культуру поведения.

Занятие 35. Подведение итогов.

Цель: обобщить достижения детей.

Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности учащихся

Экскурсия в библиотеку.

Праздники и традиции:

Новый год. Чаепитие

Навруз. Нардуган. Каз омезе.

Обряды и обычаи.

Экскурсия в библиотеку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для учащихся 2 классов, интересующихся родным языком историей своего края, обычаями и традициями своего народа. Она направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

Основной целью внеурочной деятельности можно считать:

- реализацию детьми своих способностей и потенциала личности,

- формирование коммуникативных навыков,

- формирование навыков организации рабочего пространства и использование рабочего времени,

- формирование навыков работы с информацией,

- формирования умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор,

- формирование у учащихся духовно-нравственных качеств.

Программа позволяет реализовать компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

- познакомить учащихся со способами поиска информации, со структурой исследовательской деятельности,

- мотивировать учащихся на выполнение задач, требующих усердия и самостоятельности,

-прививать интерес к родному языку, краю, к обычаям и традициям своего народа,

-прививать навыки организации научного труда, работы со словарями, энциклопедиями, периодической печатью.

Рабочая программа составлена в соответствии с годовым календарным графиком, учебным планом на текущий учебный год.

Результаты освоения учащимися внеурочной деятельности

Результаты освоения учащимися внеурочной деятельности являются:

Содержание внеурочной деятельности

Вводное занятие. (1ч.)

Знакомство. Ознакомление с тематикой внеурочной деятельности.

Мой родной язык ( 5 ч.)

Поэты о родном языке. В стране букв. Какого цвета радуга? Сколько тебе лет? Отгадай загадку.

Природа родного края (5 ч.)

Времена года. Животный мир. Как помочь птицам? Собираем лекарственные растения.

Природные памятники Башкирии.

Мои родственники. Национальные блюда. Национальные праздники и обычаи.

Секреты вежливости (4 ч.)

Писатели - детям. (5 ч.)

Г. Тукай и дети. Стихи Р.Миннуллина. Сказки А.Алиша. Читаем рассказы Ф.Яруллина.

Мультфильмы по произведениям писателей.

Читаем сказки (4 ч.)

Татарские народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки. Сочиняем сказки.

Подведение итогов. (3 ч.)

Создание папки с творческими работами учащихся. Фото-отчет о работе внеурочной деятельности. Выставка. Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год.

Технические средства обучения:

2. аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.


Рабочая программа поможет в формировании умений сознательно и грамотно пользоваться богатыми ресурсами татарского языка в речевой практике, развитии интуиции и "чувства" языка.

Описание разработки

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность курса

1. Формирование у детей лингвистической компетенции:

а) овладение знаниями, умениями и навы­ками по фонетике, лексикологии, словообразованию, грамматике;

б) формирование навыков по орфоэпии, орфографии и пунктуации.

2 Выработка навыков коммуникативной компетенции т. е. владение умениями аудирования, говорения (диалога и монолога), чтения и письма.

Цели и задачи курса

Изучение татарского языка в школе направлено на достижение следующих целей:

- формирование умений сознательно и грамотно пользоваться богатыми ресурсами татарского языка в речевой практике, развитие интуиции и "чувства" языка;

- воспитание уважения к языку, чувства сопричастности к сохранению его самобытности и чистоты, стремления познавать свойства родного слова и совершенствовать свою речь.

Достижение указанных целей возможно через решение следующих задач:

- дать представление о роли языка в жизни человека, о богатстве и выразительности средств татарского языка, свойствах родного слова;

- обеспечить первоначальных знаний о системе татарского языка, в частности из области лексики, фонетики и графики, грамматики татарского языка, а также формирование умений применять эти знания на практике;

- сформировать орфографические и пунктуационные умения и навыки (в рамках программы);

- развивать речь учащихся: обогащать их словарный запас, грамматический строй речи, способствовать усвоению орфоэпических норм литературного языка, формировать речевые умения, позволяющие адекватно воспринимать, воспроизводить чужую речь и создавать собственную в устной и письменной форме;

- способствовать развитию интереса к родному языку, познавательных и творческих способностей детей;

- Воспитывать у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к татарскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты.

Описание места учебного курса в учебном плане

Рабочая программа по кружку Увлекательный татарский язык

Занятие проводится 3 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 102 часа в год.

Читайте также: