Внеурочная деятельность в доу

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Методическое объединение воспитателей13.02.2018г.

Система российского образования чутко реагирует на изменения, происходящие в общественной жизни нашего государства. Переосмысление социально-экономических ориентиров, смещение границ нравственности, утверждение новых ценностей в первую очередь отражается на детях, которые на интуитивном уровне копируют модель поведения взрослых и стремятся к ее воспроизведению. Большинство выпускников школы испытывают трудности с социальной адаптацией, демонстрируют низкий уровень воспитанности, затрудняются сделать профессиональный выбор. В связи с этим в рамках разработки образовательных стандартов второго поколения была пересмотрена система организации внеурочной деятельности школьников.

Внеурочная деятельность по ФГОС – необъемлемая часть основной образовательной программы.

Основная образовательная программа:

1) Определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание, организацию образовательной деятельности.

2) Внеурочная деятельность включена в основную образовательную программу. Время, отводимое на внеурочную деятельность, и ее содержание определяет образовательная организация самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий.

Внеурочная деятельность и дополнительное образование — это два разных вида образования, у них - разная нормативно-правовая база.

В основе организации дополнительного образования лежат отдельные документы. Для внеурочной деятельности самый главный документ — это ФГОС, ее регламентируют именно те документы, которые регламентируют образовательный процесс в общем образовании.

Что относится к внеурочной деятельности:

все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации;

деятельность, организуемая вне уроков для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности;

деятельность, которая направлена на реализацию и развитие индивидуальных способностей, интересов и склонностей учеников в разных видах деятельности;

специально организованная деятельность, представляющая собой неотъемлемую часть образовательного процесса в школе, отличная от урочной системы обучения и направленная на решение воспитательных задач;

разные формы и виды активности учеников после уроков;

это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.

1)Под планом внеурочной деятельности следует понимать нормативный документ образовательного учреждения, который определяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся, состав и структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения или для ступени общего образования.

План внеурочной деятельности формируется образовательным учреждением и должен быть направлен в первую очередь на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

2) План внеурочной деятельности наполняется за счет рабочих программ курсов внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность — комплекс видов активности (кроме учебной), реализация которых способствует успешному освоению детьми основной образовательной программы.

Главные показатели деятельности — доступность, наглядность, связь с реальностью, учет возрастных особенностей. Вовлечение школьников в активный познавательный досуг. Обеспечение связующих компонентов между теоретической и практической частью. Сочетание групповых и индивидуальных форм просветительской работы. Последовательность и систематичность обучения (переход от простого к сложному, позволяющий фиксировать стадии прогресса, повышать мотивацию к освоению новых знаний, умений).

Вопросы по организации внеурочной работы в образовательных организациях представлены в таких нормативно-правовых актах: СанПиН 2.4.2 2821-10, регламентирующие условия обучения в школах. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.10 №1897 об утверждении ФГОС ООО. Письмо Минобрнауки РФ, устанавливающее порядок реализации внеурочной деятельности при внедрении образовательных стандартов второго поколения. Согласно актуальной нормативно-правовой базе, право на распределение часов внеурочной деятельности согласно нормам ФГОС по направлениям остается прерогативой школьной администрации, которая при разработке перспективного плана должна учитывать кадровые и материально-технические возможности учреждения, пожелания учащихся, мнение родительской общественности и педагогов. Все реализуемые виды внеучебной активности должны способствовать достижению целей и задач воспитательно-образовательного комплекса.

Направления внеурочной деятельности

Внеурочная работа в школе в соответствии с требованиями Стандарта должна реализоваться по основным направлениям развития личности. Такая модель работы позволяет органично вписать содержательную досуговую активность школьников в общевоспитательный процесс, обеспечивать построение межпредметных связей, развивать надпредметные умения и навыки детей, а также гарантирует возможность педагогического состава трудиться слаженно, двигаясь к общей цели

Направления осуществления внеурочной активности:

Общеинтеллектуальное

-Развитие критического мышления, способностей к анализу информационного потока.

- Расширение кругозора, освоение новых методов получения информации.

--Демонстрация ценности знаний на примере анализа различных сфер жизнеобеспечения (например, изучение правил дорожного движения).

--Формирование первичной профессиональной ориентации.

Спортивно-оздоровительное:

- Гармоничное психофизическое развитие детей.

-Привитие школьникам здоровых привычек.

-Ведение просветительской работы, направленной на воспитание у учащихся умений, навыков следования поведенческой модели, способствующей сохранению и укреплению психофизического здоровья.

-Информирование о вредных и полезных привычках. Формирование культуры здоровья.

-Приобщение школьников к различным видам физической активности, рефлексии, способствующей стабилизации эмоциональной сферы.

- Осознание важности социальных норм и установок.

-Формирование социальных навыков.

-Знакомство с законами развития общества.

-Организация личного опыта школьников в осуществлении социально значимой деятельности.

-Приобщение к практикам самопознания, самоуправления, самоконтроля. Данное направление организации внеурочной деятельности также предусматривает оказание психолого-педагогической поддержки в случаях выявления проблем адаптационного характера.

Общекультурное:

- Привитие эстетических ценностей.

-Расширение знаний учащихся о культурологических, общеэстетических понятиях. -Стимулирование художественно-образного способа познания мира.

-Организация творческого самосовершенствования учащихся.

-Реализация различных форм взаимодействия с природой.

Духовно-нравственное :

- Приобщение к национальным и общечеловеческим гуманистическим ценностям. -Патриотическое воспитание. Изучение национальной истории, культуры, природы и особенностей родного края.

-Организация работы по туристско-исследовательскому направлению.

-Оказание консультативной помощи по нравственному самосовершенствованию.

Виды внеурочной деятельности

Реализация различных направлений внеучебной деятельности, направленной на удовлетворение подрастающего поколения граждан в содержательном досуге, осуществляется через различные виды деятельности.

Игровая: Ввиду перенасыщения воспитательно-образовательного комплекса информацией интеллектуальные и дидактические игры являются оптимальной формой обучающей деятельности, позволяющей в досуговой, интересной форме создавать ситуации применения усвоенных знаний, умений, навыков. Познавательная: Стимулирование любознательности, исследовательского интереса обучающихся к конкретным ситуациям, явлениям. Следствием этого становиться повышение общего уровня мотивации к обучению, саморазвитию. Проблемно-ценностное общение : Организуется для коррекции отношения школьников к жизненным проблемам, понимания смысла и ценности жизни. Результаты образовательной деятельности можно разделить по уровням:

первый уровень предусматривает приобретение учащимися социальных навыков, осознаний социальных реалий;

второй — формирование позитивного отношения к общественным ценностям, выработка стимула улучшать существующие реалии, служить своему народу и государству; к результатам проблемно-ценностного общения третьего уровня относят самостоятельное выполнение ребенком значимого социального действия (участие в социальной жизни, проявление активной гражданской и нравственной позиции).

Досугово-развлекательная

Данный вид реализации внеурочной деятельности предусматривает обеспечение содержательного, полезного отдыха детей. При реализации данного направления важно учитывать: свободу выбора (принудительные мероприятия нельзя считать досугом); досуговые интересы учащихся; активный характер участия, который может выражаться в активизации психофизической или эмоциональной сферы. Художественное творчество

Организация комплекса кружковой деятельности, позволяющей создать оптимальные условия для гармоничного развития обучающихся.

Социальное творчество

Подготовка к участию в жизни социума, которая может осуществляться параллельно по двум направлениям: способность быстрой адаптации будущих выпускников к существующим реалиям; готовность вести преобразующую деятельность, ориентируясь на активно меняющиеся общественные тенденции.

Трудовая Деятельность ,

Направлена на овладение теоретической и практической базой производственных действий, организуется в рамках кружковой работы с целью развития талантов учащихся, воспитания трудолюбия, уважительного отношения к результатам чужого труда, утверждения принципов взаимопомощи и взаимоподдержки. В процессе работы очень важно привить детям навыки организации трудовой деятельности с систематическими перерывами на отдых, навыки организации самостоятельного и коллективного труда.

Спортивно-оздоровительная

Выполняется путем привлечения школьников к участию в спортивно-массовых мероприятиях, активизации интереса детей к различным видам спорта, поощрения ориентации на здоровый образ жизни.

Туристско-краеведческая Туристическая и краеведческая деятельность реализуется как цельный образовательный комплекс, способствующий психофизическому, интеллектуальному, культурному, экологическому воспитанию. Это один из наиболее результативных видов внеурочной активности.

Формы внеурочной деятельности

Успешность реализации внеучебной работы со школьниками определяется уровнем мотивации. Повысить интерес учащихся к конкретным направлениям внеурочной работы помогает выбор нестандартных форм активности, отличающихся от традиционных уроков не только по форме и содержанию, но и по стилю общения ответственного педагога с детьми. Универсальных методических рекомендаций по выбору форм реализуемой внеурочной деятельности не разработано. Школа в лице администрации, методистов, учительского состава имеет право самостоятельно определять приоритетные формы взаимодействия с учащимися в соответствии с региональными особенностями, материальными и техническими ресурсами, кадровой укомплектованностью, пожеланиями детей и их родителей.

Приоритетные формы проведения внеучебной воспитательно-образовательной работы:

-Кружковая работа, секции, студии Клубы по интересам

-Интеллектуальные игры, дискуссии, круглые столы, конференции

-Трудовой десант, производственные бригады

-Кружки художественного творчества

-Экскурсии Походы, военно-спортивные игры, экспедиции

-Социальные и гражданские акции

Социально значимые проекты

- Детские общественные организации

-Подготовка и проведение научных ярмарок, выставок

-Школьные научные общества

Приоритетными формами внеучебной работы могут стать традиционные внеурочные занятия, посвященные новаторским направлениям обучения: информационным технологиям, азам программирования, робототехнике, а также журналистике, психологии, социологии.

Организация внеурочной деятельности

Перспективное планирование является основным организационным методом реализации комплекса внеучебной активности школьников. Документ составляется на учебный год, исходя из мониторинга познавательных потребностей школьников, социального заказа родительской общественности, возможностей кадрового состава ОУ, материально-технических возможностей поэтапного введения инноваций в процесс воспитания, в соответствии с принципами соблюдения преемственности обучения.

К плану организации внеурочной деятельности прилагается пояснительная записка, в которой рекомендуется представить используемую нормативно-правовую базу, обоснование целевой направленности, выбранных форм просветительской работы, основные принципы плана, ожидаемые результаты по каждому направлению развития.

Основной документ планирования используется в качестве опорного акта при анализе внеучебной активности за прошедший год, поэтому от качества его составления зависит не только результативность работы педагогического состава, но и эффективность итогового мониторинга.

. Внеурочную активность следует реализовать в формах, отличных от традиционных урочных. Реализацию основного образовательного комплекса и досуговых занятий необходимо разделять динамической паузой, продолжительностью от 40 минут. В систему внеурочной активности должны включаться как регулярные занятия, так и интенсивы — содержательно насыщенные, сложные формы организации досуга (экспедиции, походы, экскурсии). Комплектование групп для разных видов деятельности должно производиться не по возрастному принципу, а в соответствии с интересами учащихся. Численность группы не должна превышать 15 человек. В случаях, когда количество желающих значительно превышает показатели комплектности, при наличии кадровых и материально-технических ресурсов рекомендуется деление одного класса-комплекта на подгруппы.

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программное обеспечение комплекса внеурочной работы составляется на основе примерных программ, адаптированных с учетом особенностей функционирования школы. Содержание выбранной программы организации внеурочной деятельности по ФГОС должно отражать особенности содержательного досуга, цели и задачи внеучебной работы, планируемые результаты.

.Количество внеаудиторных и аудиторных занятий (которые не должны превышать 50 % от общего числа деятельности) — еще один важный пункт программного содержания, которое может реализоваться как в отдельном классе, так и в учебных группах, составленных в соответствии с интересами школьников. Проработанная программа внеучебной активности утверждается на педагогическом совете и заверяется руководителем образовательной организации. .

В современной педагогической науке принято выделять такие типы программ по внеучебной деятельности :

-Методические разработки, посвященные обучению по одному направлению (например, общешкольная программа по туристической деятельности, содержащая рекомендации по работе с разными возрастными группами детей). -Комплексные программы, реализуемые с целью обеспечения перевода внеучебной деятельности на качественно новый уровень.

-Тематические рабочие программы по ведению внеурочной деятельности, предусматривающие ведение учебно-воспитательной работы по ряду проблемных вопросов.

-Программные разработки, используемые для оказания помощи школьникам в достижении определенного уровня знаний и умений (например, осознания базовых правил поведения в социуме).

В настоящее время, в связи с вступлением в силу Федеральных Государственных Требований к структуре основной образовательной программы, введением Федеральных государственных стандартов изменилась работа по воспитанию и развитию детей в дошкольном учреждении. Дополнительное образование играет большую роль в воспитании и развитии ребенка. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования заложен основной принцип дошкольного образования - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Согласно теории Л. С. Выготского сущность развития ребенка заключается в его постепенном вхождении в человеческую культуру через овладение различными видами деятельности, через развитие возможности видеть мир и взаимодействовать с ним существующими способами.

Сейчас широко применяется на практике в дошкольном учреждении с

воспитанниками кружковая работа. Кружки являются составляющей единого образовательного пространства ДОУ и создаются для детей, с целью расширения кругозора, развития творческих и познавательных способностей, осуществления реализации их потребностей и самораскрытия.

Кружок это не что иное, как свободное объединение детей в группу для определенного вида деятельности, основанном на общем интересе под руководством педагога.

При организации кружковой работы необходимо учитывать интересы, желания, потребности детей, необходимость развития определенных навыков у ребенка. При помощи анкетирования необходимо выяснить пожелания родителей по организации кружковой работы. Целесообразно побеседовать с родителями, проконсультировать их по данному вопросу.

Кружковая работа относится к дополнительному образованию, цели и задачи кружка перекликаются с целями и задачами ДОУ проблемой, выявленной в процессе образовательно-воспитательной работы педагогами ДОУ. Какие же задачи можно рассматривать при организации кружковой работы :

• создание условий для развития личности;

• развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

• создание эмоционального благополучия - развитие интеллектуальной и духовной стороны личности ребенка;

• развитие инициативы, воли, смекалки;

• развитие чувства коллективизма;

Занятия кружка проводятся во второй половине дня, четыре раза в месяц, по времени не превышает время непосредственно организованной деятельности в утренний промежуток времени. Начинаются занятия кружковой работой с октября, заканчиваются в мае. Дети включаются в деятельность непринужденно. Педагог организует рабочее пространство, создает условия для деятельности, мотивирует детей при помощи игровых ситуаций. Кружковая работа может вестись по образовательным направлениям:

Игра является ведущим видом деятельности детей. На основе игры педагог выстраивает деятельность кружковой работы. Учитываются возрастные особенности детей, индивидуальные особенности.

Моделирование игрового пространства в ДОУ с учётом требований ФГОС Совет Министерства образования и науки Российской Федерации утвердил Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,.

Организация работы по физическому развитию в ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Предлагается иное содержание, иные подходы,.

Организация здоровьесберегающей среды на уроках и внеурочной деятельности через личностно-ориентированный подход в обучении Организация здоровьесберегающей среды на уроках и внеурочной деятельности через личностно-ориентированный подход в обучении. Все здоровые.

Профессиональная компетентность заместителя заведующего в контексте единых требований профессионального стандарта педагога Мантурова Т. И. Заместитель заведующего по ВМР МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 317 Статья посвящена актуальному на сегодняшний.

Тематические дни в детском саду в контексте ФГОС до Тематические дни в детском саду в контексте ФГОС ДОВ дошкольном образовании изменились требования к построению образовательного процесса.

Тематические дни в детском саду в контексте ФГОС до (3,4 дни)3 деньМы- маленькие волшебники Основные задачи: • Развить творческую индивидуальность детей; • Развить воображение, восприятие,.

Мероприятия для внеурочной деятельности Дошкольникам и другие полезные материалы для учителя по внеурочной деятельности, которые вы можете выбрать и скачать бесплатно в этом разделе.


Семь чудес Кузбасса: Золотая Шория

Мероприятия


Развлекательное мероприятие "Мистер Июнь"

Мероприятия

Конспект мероприятия с использованием коррекционных и здоровьесберегающих технологий


Новогоднее развлечение "Новый год на новый лад"

Мероприятия

Новогоднее развлечение для начальных классов. У нас участвовали 0-4 классы. Сказочные герои: Баба Яга, Леший, Дед Мороз, Снегурочка, Зима. Желательно, чтобы роли исполняли.


Мероприятия

Этот семейный праздник доставилмного всем радостных и волнующих минут. Мамы и папы гордились своими детьми, а внуки и внучки – бабушками, а мы – творческой фантазией.


Мастер-класс "Мамы и малыши" по теме: "Танцевальная зумба для всех"

Мероприятия

Данная разработка будет полезна педагогам дополнительного образования, педагогам по ритмике, возможно использовать методическую разработку в качестве открытого занятия по.


Открытое занятие на тему "Учимся прощать"

Мероприятия

Вашему вниманию предлагается открытое занятие на тему "Учимся прощать", по духовно-нравственному воспитанию


Мероприятия


Технологическая карта краткосрочной образовательной практики "Крестики-нолики"

Мероприятия

На свете существует много интересных забавных небольших настольных игр. И практически каждая из них имеет, какой то свой смысл, знания которого позволяет быть главным претендентом.


"Семейный калейдоскоп"

Мероприятия

Внеклассное мероприятие, приуроченное к празднованию Дня Семьи. Цели: 1. Создать атмосферу взаимопонимания, дружбы, между родителями и детьми. 2. Воспитать культуру общения.


"Мамин праздник"

Мероприятия

Мероприятие предназначено для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Построено в виде конкурсно- игровой программы, посвященной международному женскому дню 8 марта.


Получайте новое первыми










Лицензия на право ведения образовательной деятельности №5251 от 25.08.2017 г.

Дети играются в песке

Деятельность в литературе психолого-педагогической направленности определяется специфическим видом проявления инициативы человека, предполагающим познание, творческое осмысление мира вокруг и понимание себя в этом мире.

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определены пять векторов образовательного процесса (познавательное развитие, развитие речи, социально-коммуникативное развитие, физическое, художественно-эстетическое), которые реализуются комбинациями форм практикуемых в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) видов активности, выполняющими конкретную миссию в зависимости от возраста воспитанников.

Дети стоят на пешеходном переходе со знаками ПДД в руках

Вовлечение детей в разные виды деятельности происходит посредством целого комплекса форм взаимодействия

Таблица: виды деятельности и формы взаимодействия с детьми в ДОУ

Познакомиться с теоретическими основами организации занятия по конструированию можно здесь.
Интересные виды работы можно найти в картотеке игр по конструированию.

  • исполнительство, то есть игра на музыкальных инструментах, певческая деятельность;
  • творчество, то есть вовлечение в процесс создания музыки.
  • чтение;
  • заучивание наизусть;
  • обсуждение, рассуждение;
  • беседа.
  • гимнастика (бег, ходьба, строевые задания, упражнения с блоками движений спортивного характера, хореографические движения);
  • игры (подвижные, хороводные, туристические, то есть походы, экскурсии);
  • пальчиковые игры, нацеленные на разработку мелкой моторики;
  • ритмопластика;
  • катание на санках, лыжах, самокатах и пр.

Это интересно. Миссия организации активности дошколят едина для малышей всех групп, различия заключаются лишь в задачах, которые ставятся перед детьми того или иного возраста.

Таблица: цели и задачи видов деятельности по возрастным группам

В подготовительной группе добавляется уход за обувью, которую малыши после соответствующей погоды моют, протирают, чистят кремом.


Образовательная система СВУ предполагает круглосуточное пребывание обучающихся в его стенах (часто такую систему называют интернатной), соответственно, предполагается и заполнение внеучебного времени суворовцев деятельностью развивающего, воспитательного и социализирующего характера.

Если мы обратимся к распорядку дня старших курсов (обучающихся по стандартам предыдущего поколения), то увидим, что в нем предусмотрено время для внеклассных мероприятий, которые проводятся по отдельному расписанию.

Следовательно, по своей сущности, внеурочная деятельность (в том числе и социальной направленности) для суворовского училища не является чем-либо инородным (в отличие от школ, где введение внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС второго поколения, помимо прочего, требует полного перестроения режима функционирования).

Что же нового для нас несет ФГОС второго поколения в контексте внеурочной деятельности?

Ответ на этот вопрос мы можем дать лишь частично и только сейчас, когда появился первый опыт реализации внеурочной деятельности в СВУ по ФГОС второго поколения.

Согласно стандарту второго поколения, внеурочная деятельность — это одна из форм организации внеучебного времени, направленная на развитие личности обучающихся. Она предполагает четкое планирование педагогами училища, достижение конкретных результатов освоения основной общеобразовательной программы, т. е., по сути, становится ее частью.

В качестве одного из обязательных (наряду со спортивно-оздоровительным, духовно-нравственным, общеинтеллектуальным, общекультурным) обозначено социальное направление внеурочной деятельности.

Особенность внеурочной деятельности социальной направленности в СВУ состоит в том, рекомендуемые для социального направления виды деятельности уже являются неотъемлемой составляющей его образовательного процесса.

Например, предлагаемый методическими пособиями в качестве одной из основ общественно-полезный труд есть неотъемлемая часть воспитательного процесса СВУ, это его традиционная составляющая (ПХД, самообслуживание, уборка городских некрополей и т. п.). Военно-патриотическая и связанная с ней спортивная основа — лейтмотив всей образовательной системы СВУ.

Именно поэтому в качестве фундамента социального направления мы выделяем социализацию обучающихся (здесь свои условия диктуют особенности учебного заведения интернатного типа).

Нам близко понимание сущности процесса социализации как диалектического единства процессов адаптации (как вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам) и самореализации личностью своих потенций и творческих способностей (как преодоление негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению) [2, с. 140].

Поскольку суворовцы — будущие защитники Отечества, граждане, принимающие судьбу России как свою собственную, для нас важно формировать у них хорошие адаптационные навыки и качества, а также навыки и качества, позволяющие преодолевать негативное влияние среды, вести эффективную преобразующую деятельность в условиях меняющегося социума, реализовывать свои творческие способности и т. п.

Таким образом, мы определяем цель деятельности в рамках социального направления в УГСВУ как создание условий для перехода обучающегося в позицию адаптивного и активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе базовых ценностей, вырабатывать их собственное понимание, разрабатывать и реализовывать проекты преобразования общества [3].

Внеурочная деятельность социальной направленности является приоритетной для воспитателей, педагогов-психологов и педагогов-организаторов. Это обусловлено должностными обязанностями данных категорий педагогов. Хотя в плановом процессе развития, воспитания и социализации обучающихся участвуют теперь не только они. На совершенно законных основания привлекаются преподаватели-предметники, педагоги дополнительного образования (например, общекультурное, спортивно-оздоровительное направления). Все эти категории педагогов работают, по сути, на результат, который заложен в программе основного общего образования.

Старший воспитатель, воспитатели учебных взводов, педагог-организатор и педагог-психолог роты — это педагоги одного подразделения, они имеют возможность (в отличие от школ) и должны ставить единую, генеральную цель воспитания и социализации для всего курса. Под эту цель они разрабатывают целевые аспекты своих рабочих программ, а также координируют деятельность в зависимости от особенностей суворовского коллектива роты, взвода и индивидуальных особенностей детей.

Организационно наиболее тесно в рамках внеурочной деятельности СВУ с социальным направлением связаны духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное (хотя, как упоминалось ранее, все направления внеурочной деятельности работают на развитие, воспитание и социализацию). Именно эти направления являются преимущественными в деятельности педагогов курса.

При этомпедагог-организатор разрабатывает свою рабочую программу, педагог-психолог — свою, воспитатели реализуют программу воспитания и социализации, плюс в рамках спортивно-массовой работы они реализуют мероприятия программы спортивно-оздоровительного направления. У педагогов появляется возможность заранее согласовать соотношение мероприятий по направленностям между педагогами роты, а также удельный вес мероприятий той или иной направленности.

Еще одной специфической особенностью организации внеурочной деятельности социальной направленности в УГСВУ является ее обязательность. Если в рамках общекультурного и общеинтеллектуального направлений у обучающихся есть возможность выбора кружков, клубов и т. д., то посещение внеурочных мероприятий социальной, спортивно-оздоровительной и духовно-нравственной направленности обязательно для всех суворовцев. Здесь сказывается традиционность и военная направленность образовательного процесса в СВУ.

Реализация внеурочной деятельности на этапе основного общего образования (в том числе социальной) предполагает ее преемственность у начального общего образования. В училище обеспечить эту преемственность не представляется возможным, поскольку суворовцы поступают в УГСВУ по окончании начальной школы из самых разных регионов России. Учитывая данную особенность, программы социальной направленности для пятого класса ориентированы на скорейшую адаптацию обучающихся к условиям УГСВУ.

А затем, когда в течение первого года обучения педагоги курса в достаточной степени изучат личностные особенности данных обучающихся, возможно построение преемственного курса программ внеурочной деятельности только на последующие годы обучения.

В рамках внеурочной деятельности по социализации обучающихся планируются следующие результаты:

Результаты первого уровня:

− приобретение социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Результаты второго уровня:

− получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Результаты третьего уровня:

− получение опыта самостоятельного общественного действиях [1].

Эти результаты заложены в программе воспитания и социализации, отражены в рабочих программах социальной направленности и реализуются в ходе различных мероприятий. Однако при разработке программ, выборе форм и средств достижения поставленных целей возникают определенные вопросы. Регламентированность образовательного процесса СВУ, особая организация жизнедеятельности обучающихся в ощутимой степени усложняют реализацию форм и видов внеурочной деятельности, необходимых для достижения результатов третьего уровня, поскольку предполагают достаточно широкий круг внешних социальных связей и свободное взаимодействие обучающихся с открытым социумом.

Таким образом, несмотря на то, что воспитание всегда являлось неотъемлемой частью образовательного процесса СВУ, реализовывалось в специально отведенное для этого время и имело определенную направленность, сейчас, в условиях внедрения ФГОС второго поколения, оно трансформируется и приобретает новые черты. Нормативно закрепленный акцент на активную социализацию обучающихся требует поиска новых форм и методов реализации теперь уже всей внеурочной деятельности. Кадровые и временные ресурсы, заложенные в системе построения образовательного процесса СВУ, позволяют решать поставленные перед педагогическим коллективом задачи. Однако современные тенденции требуют от педагогического коллектива СВУ избавления от стереотипов при сохранении традиций, творческого поиска и постоянного повышения профессионального уровня.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, социальная направленность, социальное направление, образовательный процесс, социализация обучающихся, негативное влияние среды, образовательная система, основное общее образование, социальная реальность, спортивно-оздоровительное направление.

Похожие статьи

Основные методы педагогической поддержки социализации.

Педагогическая поддержка социализации осуществляется в процессе образования, расширения возможностей образовательной среды, создания дополнительных пространств самореализации учащихся с учётом урочной и внеурочной деятельности.

Формы организации внеурочной деятельности подростка, как.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, школа, образовательный процесс, социальная реальность, дополнительное образование детей, стандарт, ребенок, самостоятельное общественное действие, ролевая игра.

– спортивно-оздоровительная деятельность; – туристско-краеведческая деятельность. [1, с. 5]. Виды и направления внеурочной деятельности воспитанников тесно связаны между собой. Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов

Внеурочная деятельность и развитие метапредметных.

Внеурочная деятельность социальной направленности в ДОУ МО РФ: особенности организации и реализации. Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей кадет в рамках реализации ФГОС.

Физкультурно-спортивные мероприятия как средство.

Физкультурно-спортивные мероприятия как средство формирования здоровьесбережения и социализации обучающихся с ограниченными возможностями

Современное образование характеризуется множеством изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса.

Роль внеурочной деятельности и дополнительного.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, дополнительное образование, программа, здоровый образ жизни, социальное направление, составная часть, православная культура, качество личности, кадет, спортивно-оздоровительное направление.

Взаимодействие образовательной организации с социальными.

Социальное партнерство создает благоприятные условия для развития и социализации участников образовательного процесса в школе. Такая работа способствует разрушению привычного стереотипа и общественного мнения о работе школьного учреждения только с.

Организация внеурочной деятельности детей.

Социальной адаптацией называется активное приспособление к условиям социальной среды благодаря усвоению и принятию ценностей, норм, стилей поведения, принятых в обществе.

Особое место в этом процессе занимает внеурочная деятельность.

Читайте также: