Внеурочная деятельность школьная мотивация

Обновлено: 30.06.2024

Проанализировав структуру основных типов уроков, приходим к выводу, что можно выделить этап, характерный для всех уроков – мотивация учебной деятельности. Мотивация учения в рамках урока представляет собой завершенный цикл и проходит ряд этапов: от мотивации начала работы (готовность, включенность) к мотивации хода выполнения работы и затем к мотивации завершения работы (удовлетворенность или неудовлетворенность результатами, постановка дальнейших целей и т.д.)

Первый этап любого урока по ФГОС - это этап мотивации учащихся к деятельности на уроке. Важное мотивационное значение имеет этап постановки цели и задач урока.

Цель не появляется сама собой со звонком. Целеполагание – процесс трудоемкий и ответственный. Поэтому главная задача – это согласование целей двух сторон, когда педагог умело переводит учебные цели в цели деятельности ученика.

В конечном счёте необходимо совместными усилиями перевести цель в разряд личностно-значимой для ученика, и в данном случае она плавно и закономерно трансформируется в задачи. Учителю в этот момент необходимо обеспечить следующие условия: создать такую ситуацию, в которой ученик обнаружит свое собственное суждение об обсуждаемом предмете; откроет для себя другие точки зрения; поймет недостаточность своего знания для решения возникшей задачи. Только в этом случае задача будет принята, будет желание её выполнить.

Воспитательно-образовательный процесс в Оренбургском президентском кадетском училище имеет свою специфику, которая накладывает отпечаток и на процесс становления личности воспитанника, и на обязанности воспитателя. Внеурочная деятельность, как и деятельность кадет в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше. Особое место занимают в ней занимают часы личностного развития (классные часы, воспитательные занятия), на которых воспитанник не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Они проводятся согласно плана по субботам.

Следующий аспект – содержательный. Транслируемая педагогом информация, находящаяся вне потребностей обучающегося, никогда не найдёт отклика. Она должна иметь для него значение в трёх направлениях: актуальность, оригинальность и исследование. Только в этом случае она будет эмоционально и умственно перерабатываться. Только в этом случае юноша вступит в незаметное сотрудничество с педагогом по постановке задач предстоящего мероприятия. И на данном этапе необходимо учитывать организационный аспект: формы, методы и приёмы.

- Итак, какие задачи, вы обозначили? - На что вы обратили внимание? (на слаженность, чёткость действий…

- Благодаря чему достигается эта слаженность? (тщательная подготовка)

- Ребята, а что стоит за выполнением каждой задачи? (Предварительная подготовка: планирование, прогнозирование)

Применяя данный приём и наполняя форму соответствующим содержанием, мы подспудно выставили задачи ученикам, с которыми и будем заниматься планированием и прогнозированием, тем, что они сами увидели в момент мотивации.

- Сегодня мы поговорим о бедствии, которому подвержены буквально все страны. Это самая мощная эпидемия, охватившая все государства. В докладе Всемирной организации здравоохранения за 2014 год появилась информация, что это убило больше населения, чем СПИД и туберкулез вместе взятые. Данные Роспотребнадзора за 2016 год свидетельствует, что этим в России болеет больше пяти миллионов человек. Смертность от ЭТОГО в год составляет полмиллиона жителей страны. С этим прямо или косвенно связано:

  • 62 % суицидов;
  • 72 % убийств;
  • 60 % летальных случаев панкреатита;
  • свыше 23 % случаев гибели от сердечно-сосудистых заболеваний.

Таким образом, мотивация, которая словно играет главную скрипку в оркестре, задавая тон всему концерту, позволяет говорить о том, что системно-деятельностный подход, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса, напрямую зависит от удачного использования современных педагогических технологий, среди которых мотивационные приёмы лежат в основе развития основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители обучающиеся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности образовательного процесса.

Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою , но заставить его напиться нельзя.

Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.

Как же пробудить у ребят желание "напиться" из источника знаний? В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у обучающихся мотивации к получению знаний? Устойчивый интерес к учебной деятельности у школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

Формирование мотивации – это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению.

Школьники любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет.Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай сделать - и я пойму.- Эта китайская пословица должна стать девизом для учителя на каждом проводимом им уроке.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты помимо учебных занятий включают в себя и внеурочную деятельность. Она предполагает занятость учащихся по интересам во второй половине дня.

Внеурочная деятельность для школьников – это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя. Разнообразная форма организации внеурочной деятельности значительно повышает активность и работоспособность детей.

Внеурочная работа во взаимосвязи с учебной, служит тем действенным средством, которое мобилизует активность ученика в поиске знаний.

Внеурочная деятельность для школьников – это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя.

Отличительной особенностью между формированием мотивации на уроке и вне его является следующее:

- для внеурочной деятельности - формирование потребности в приобретении новых знаний и умений (а через них и навыков), а для урочной - удовлетворение этой потребности.

При всем многообразии форм внеурочная работа должна быть органически связана со школьной программой, выходить за пределы и вместе с тем дополнять ее, то есть должна существовать тесная взаимосвязь между учебной и внеурочной работой.

Внеурочная деятельность основана на потребностях и интересах обучающихся, традициях школы и способствует развитию социальных компетентностей, обучающихся осужденных Некоторые общешкольные воспитательные мероприятия стали уже традиционными:

Ежегодно проводится праздничный концерт, посвящённый Дню учителя. Мероприятие направлено на выявление и развитие творческих способностей учащихся, воспитание уважения к профессии учителя, привитие любви к школе и учителю.

Одно из наиболее любимых учениками традиционных мероприятий-мероприятие, посвящённое Дню матери. И это неудивительно, ведь вряд ли найдётся человек, у которого нет светлых ассоциаций, связанных с этим словом. Ученики исполняли песни о матери, читали стихи, посвящённые ей. Были подготовлены трогательные презентации, отразившие всю многогранность и значимость матери в жизни каждого человека.

Открывая для себя эту полную драматизма историю взаимоотношений мужчины и женщины, знакомясь со стихотворениями этих двух замечательных поэтов, учащиеся пытались найти ответ на вопрос: любили они друг друга или только мучили, будучи не в силах вырваться из сладкого плена муз. Через знакомство с историей недолгого брака, оставшегося заметной вехой в истории русской литературы, зрители и участники мероприятия имели возможность соприкоснуться с тайной трагической любви.

Разнообразная форма организации внеурочной деятельности значительно повышает активность и работоспособность, способствует психологической разрядке осужденных, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений. а значит. Эффективности обучения.

Внеурочная с успехом может учитывать возрастные особенности и намного более свободна в выборе форм, средств и методик, нежели учебная деятельность.

Проектируя свою внеурочную деятельность, мы используем разнообразные формы проведения занятий, направленных на повышение интереса ребят по предметам.

Формы внеурочной деятельности нам широко известны:

- участие в предметных олимпиадах

- выпуск тематических газет,

-создание клубов знатоков,

-проведение тематических викторин по предмету

- групповые и индивидуальные исследования, защита исследовательских работ,

-посещение объектов с исследовательской целью.

Разнообразная форма организации внеурочной деятельности значительно повышает активность и работоспособность детей, способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения.

Внеурочная деятельность с успехом может учитывать возрастные особенности и намного более свободна в выборе форм, средств и методик, нежели учебная деятельность.

Приведу несколько примеров использования разных технологий и форм организации деятельности в рамках внеурочной деятельности:

Использование игровых технологий.

Цель учителя: закрепляем, и углубляем, и расширяем знания по предметам.

А дети, с большим удовольствием включаясь в игровую деятельность, может быть сами того не понимая, становятся участниками образовательного процесса. Для них – это в первую очередь, игра. Но, как показывает опыт, очень эффективная.

Это и ребусы, кроссворды, выпуск газет, создание книг, выставки, спектакли и др.

Начальная школа активно участвует в творческих делах школы (праздники, проекты). Внутри классов есть индивидуальные проекты. Опять же во внеурочной деятельности в полной мере мы можем это осуществить.

В начале выступления было сказано – во внеурочной деятельности формируется потребность в приобретении знаний, а в урочной – удовлетворение этой потребности.

Закончить своё выступление хочу словами выдающегося математика и педагога Джорджа Пойа:

А это значит, что в возможностях ищущего и творческого учителя сделать так, чтобы на его уроках было интересно приобретать знания.

Внеурочная работа во взаимосвязи с учебной служит тем действенным средством, которое мобилизует активность ученика в поиске знаний и помогает полнее удовлетворить интересы школьников.

Разнообразная форма организации внеурочной деятельности значительно повышает активность и работоспособность детей, способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения.


В данной статье описаны формы, методы и приёмы повышения мотивации школьников к обучению как на уроках, так и на занятиях внеурочной деятельности.

Ключевые слова: мотивация, внеурочная деятельность

Учебная мотивация — это процесс, который направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это комплексная система, которая состоит их мотивов, целей, реакций на неудачу и потребностей ученика в получении новых знаний. [5, 44].

От мотивации учащихся зависит их успешность, уровень знаний, желание учиться всю жизнь. Не стоит забывать, что, согласно современным исследованиям, результаты деятельности человека лишь на 20 % зависят от врождённого интеллекта, а на 70–80 % — от мотивации.

Учебная мотивация состоит из следующих составляющих:

– положительный настрой обучающегося;

– ясная цель, к которой нужно стремиться;

– мотивы достижения цели;

– настойчивость по достижению результата своей деятельности (цели).

Положительный настрой для выполнения заданий можно создать путём неформальной обстановки на занятии: переставить парты непривычным образом; поделить детей на группы; превратить обычный стандартный урок в увлекательную игру, но не забывая об обучающей цели занятия. Учитель должен помогать младшим школьникам в выборе цели, так как в начальной школе у них низкий уровень сформированности универсальных учебных действий. Дети должны чётко и ясно понимать то, к чему нужно стремиться.

Что же делать учителю, если ребёнок не желает учиться?

Младшие школьники очень любят играть, мечтать, разгадывать ребусы и загадки, раскрывать тайное и неизведанное. Однообразная и длительная работа быстро их утомляет, пропадает желание.

Устойчивый интерес к обучению у младших школьников формируется через проведение следующих форм уроков:

Применение на различных этапах урока разнообразных форм, методов и приёмов повышения мотивации, их чередование укрепляет желание детей учиться, открывать новые для себя знания.

На уроке ученик должен быть настроен на эффективный процесс познания, иметь в нем личную заинтересованность, понимать, что и зачем он будет делать. Без возникновения этих мотивов обучения, без мотивации учебной деятельности познания не может принести положительный результат. Для достижения нужного результата следует использовать различные приёмы развития познавательных мотивов.

– Разгадайте кроссворд, заполнив пустые ячейки.

– Сформулируйте вопрос к словам, в заполненном кроссворде.

– Заполните кроссворд, в котором выделены определенные квадратики. Из букв, попавших в них, составьте ключевое слово и объясните его содержание.

– Составьте кроссворд, используя понятия по теме урока.

  1. Мотивация учебной деятельности путем создания ситуации успеха. Это эффективный способ для формирования и сохранения мотивации у младших школьников. С педагогической точки зрения ситуация успеха — это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. [1, 30].

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех — результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. [2, 30].

Развивать положительную мотивацию к обучению следует и во внеурочной деятельности. На занятиях внеурочной деятельности нельзя использовать те же методы, приёмы, подходы, которые применяются при изучении основных предметов.

Внеурочная деятельность — это деятельность, организуемая во внеучебное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в общественно-полезной деятельности [4]. Это деятельность по интересам учащихся, она не является обязательной. И в этом есть большой плюс: у обучающихся появляется опора положительной мотивации — свобода выбора. Когда ученик приходит на занятия внеурочной деятельности, он изъявляет собственное желание, а это значит, что у ребёнка начинает появляться положительная мотивация.

Для младших школьников внеурочная деятельность — это возможность научиться тому, чему не может научить обычный урок; это понимание реального мира, это поиск себя в новой деятельности. Различные приёмы, методы и формы организации внеурочной деятельности очень повышают работоспособность детей, способствует снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в социум, соответственно и эффективности обучения.

При проведении уроков невозможно ответить на все вопросы учащихся, а внеурочная деятельность служит тем действенным средством в своей взаимосвязи с учебной деятельностью, которое повышает активность ребёнка в поиске знаний.

Повышению мотивации способствуют следующие формы и методы организации внеурочной деятельности:

– школьные концерты и конкурсы;

– выпуск буклетов и праздничных стенгазет;

В заключении хочется сказать, ребёнок приходит в школу с большим желанием учиться. Если он потеряет интерес к учёбе, в этом виноват не только ребёнок и его семья, но и школа, и ее методы обучения. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе — завтрашний успех в жизни!

Главной задача начального общего образования — помочь пробудить в каждом ребёнке заложенные природные задатки, найти самого себя и стать личностью.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, учебная деятельность, положительная мотивация, мотивация, проблемная ситуация, урок, ученик, возможность, ситуация успеха, учебная мотивация.

Ключевые слова

Похожие статьи

Учебная мотивация младших школьников | Статья в журнале.

Развитие у школьников мотивации к учению | Статья в журнале.

учебная деятельность, уровень, III, уровень мотивации, мотив, учащийся, класс, учебная работа, школа, мотивация.

Развитие положительной мотивации учения младших.

игра, мотив, учебная деятельность, учебная мотивация, группа игр, процесс игры, учащийся, интерес, внутренний мир, игровая деятельность.

Формирование положительной учебной мотивации у школьников

учебная деятельность, ребенок, престижная мотивация, мотивация достижения успеха, мотивация, учебная задача, устойчивая мотивация достижения успеха, мотив получения, мотивация избегания неудачи, учебный.

Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение.

урок, учебная деятельность, учитель, химия, учащийся, ребенок, положительная мотивация, устный счет, учебная мотивация, объяснение нового материала.

Инновационная деятельность педагога как средство повышения.

 ситуация успеха. Ученикам предлагается задачи, которые каждый ученик решает без

Формирование положительной учебной мотивации у школьников. Исследовательская деятельность учащихся — один из способов повышения учебной мотивации.

Формирование мотивации и познавательной активности.

Обучение — это вид деятельности по приобретению, усвоению знаний, умений, навыков, нахождение решений учебных задач на практике и теории. Говоря о младших школьниках, нужно отметить, что учебная деятельность для них является ведущей.

Внеурочная предметная деятельность и её роль на.

Ключевые слова: внеурочная предметная деятельность, формы внеклассной работы, результативное сотрудничество, учебная мотивация, поиск решения проблемы, творчество, самостоятельность.

Формы и методы инновационной деятельности на уроках.

Наглядность, особая атмосфера таких уроков повышают мотивацию у учащихся, стимулируют их на включение в инновационную деятельность. Эти виды и формы работы могут плавно трансформироваться во внеурочную деятельность.

Учебная мотивация младших школьников | Статья в журнале.

Развитие у школьников мотивации к учению | Статья в журнале.

учебная деятельность, уровень, III, уровень мотивации, мотив, учащийся, класс, учебная работа, школа, мотивация.

Развитие положительной мотивации учения младших.

игра, мотив, учебная деятельность, учебная мотивация, группа игр, процесс игры, учащийся, интерес, внутренний мир, игровая деятельность.

Формирование положительной учебной мотивации у школьников

учебная деятельность, ребенок, престижная мотивация, мотивация достижения успеха, мотивация, учебная задача, устойчивая мотивация достижения успеха, мотив получения, мотивация избегания неудачи, учебный.

Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение.

урок, учебная деятельность, учитель, химия, учащийся, ребенок, положительная мотивация, устный счет, учебная мотивация, объяснение нового материала.

Инновационная деятельность педагога как средство повышения.

 ситуация успеха. Ученикам предлагается задачи, которые каждый ученик решает без

Формирование положительной учебной мотивации у школьников. Исследовательская деятельность учащихся — один из способов повышения учебной мотивации.

Формирование мотивации и познавательной активности.

Обучение — это вид деятельности по приобретению, усвоению знаний, умений, навыков, нахождение решений учебных задач на практике и теории. Говоря о младших школьниках, нужно отметить, что учебная деятельность для них является ведущей.

Внеурочная предметная деятельность и её роль на.

Ключевые слова: внеурочная предметная деятельность, формы внеклассной работы, результативное сотрудничество, учебная мотивация, поиск решения проблемы, творчество, самостоятельность.

Формы и методы инновационной деятельности на уроках.

Наглядность, особая атмосфера таких уроков повышают мотивацию у учащихся, стимулируют их на включение в инновационную деятельность. Эти виды и формы работы могут плавно трансформироваться во внеурочную деятельность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виды мотивации во внеурочной деятельности как источник внутреннего побуждения к знаниям, умственному труду.

Мотивация во внеурочной деятельности.

Годы детства — это, прежде всего, воспитание сердца. Воспитание — не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с душой человека.

В.А. Сухомлинский

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОСНОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность. Основное предназначение внеурочной деятельности— удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей учеников.

В возрасте 6–10 лет творческие способности детей активно развиваются, ведь младшие школьники открыты, восприимчивы и любознательны.

Цели внеурочной деятельности связаны с созданием условий для:

• проявления и развития интересов ученика на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций;

• позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:

обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

улучшить условия для развития ученика;

учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

накопить опыт творческой деятельности.

Программами внеурочной деятельности определены пять направлений воспитания и развития личности:

Содержание материалов всех программ ориентировано на игровые, творческие формы, работу с фольклорной и художественной литературой, проектную деятельность (хотя проектная деятельность — основа всех направлений внеурочной деятельности). Это позволяет в яркой форме сформировать у учащихся представления о внутреннем мире человека.

Источником как урочной так и внеурочной деятельности школьников является мотивация.

Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.

Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определённой ситуации, зависит объём усилий, которые он прилагает в своей учёбе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Виды мотивации:

Мотивация достижения успеха

Мотивация избегания неудачи

Познавательная мотивация

Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается данная мотивация. Человек обогащается знаниями только тогда, когда эти знания для него что-то значат.

Мотивация достижения успеха

У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, — наиболее ценный мотив.

Престижная мотивация

Характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым. Она становится мощным двигателем развития отличника. Если же престижная мотивация сочетается со средними способностями, глубокая неуверенность в себе, обычно не осознаваемая ребенком приводят к бурным реакциям в ситуациях неуспеха.

Мотивация избегания неудачи

У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается. Мотивация достижения успеха, а также мотив получения высокой оценки характерны для начала обучения в школе. Но и в это время отчетливо проявляется вторая тенденция — мотивация избегания неудачи.

Компенсаторная мотивация

У неуспевающих детей возникает и особая мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием … Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится исходной.

Важным элементом во внеурочной деятельности учащихся начальной школы является сотрудничество школы с родителями. Родители принимают самое активное участие в подготовке и проведении школьных мероприятий, организовывают поездки, помогают в создании проектов.

Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное отношение к школе, усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов — с другой.

Читайте также: