Внеурочная деятельность школа развития речи 4 класс

Обновлено: 29.06.2024

Главное назначение начальной школы – целенаправленное формирование высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника.

  • способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка;
  • содействовать развитию речи детей;
  • совершенствовать у них навыки лингвистического анализа;
  • повышать уровень языкового развития школьников;
  • воспитывать познавательный интерес к родному языку;
  • решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Задачи курса:

  • обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
  • создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
  • формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
  • Слово
  • Предложение и словосочетание
  • Текст
  • Культура общения

Содержимое разработки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Зырянского района

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

для начальной школы

срок реализации 4 года

Возраст обучающихся 6,5-10 лет

Лебедевич Алла Анатольевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Пояснительная записка

Главное назначение начальной школы – целенаправленное формирование высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника. Начальная школа обязана научить не только осознанному чтению, письму, счёту, но и воспитывать лучшие нравственные качества, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей, научить правильной, полноценной речи.

В младших классах существенное значение имеет речевая активность обучаемых. Некоторые дети стесняются говорить, не участвуют в беседах, не могут ответить на прямой вопрос учителя, избегают рассказов или рассказывают очень кратко, допускают такие речевые ошибки, как пропуск необходимых слов, а иногда и существенных фактов, нарушение логической последовательности, нелепые суждения, неверные ударения в словах и логические – в тексте, малый словарный запас.

Язык - это средство общения людей, орудие формирования и вы­ражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, но­вых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом - инструментом обще­ния, мышления - это первооснова интеллекта ребёнка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период - одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.

способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка;

содействовать развитию речи детей;

совершенствовать у них навыки лингвистического анализа;

повышать уровень языкового развития школьников;

воспитывать познавательный интерес к родному языку;

решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Задачи курса:

обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;

создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;

формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

Предложение и словосочетание

Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса и построены следующим образом:

1. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

2. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

3. Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)

4. Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.

Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:

личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;

личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;

деятельностно-ориентированные: деятельности смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.

Требования к уровню подготовки обучающихся

знать:

- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный;

уметь:

- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

- выразительно читать небольшой текст по образцу;

- определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;

- быть хорошим слушателем;

- определять лексическое значение слова;

- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи;

Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:

овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей и т.д.

метапредметные:

осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации, построения рассуждений;

готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

опираться на использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач и т.д.

овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и т.д.

Таким образом, развитие речи, как предмет филологического цикла, помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ ВДШколаразвития речи 4А,к.2ШандыбинаМА.docx

Пояснительная записка

Общая характеристика курса

Данные занятия должны способствовать решению задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей младших школьников.

Занятия выстроены следующим образом:

Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее).

Форма занятий по развитию речи учащихся специально выделяемый один раз в неделю урок в рамках дополнительно предоставляемых образовательных услуг (33 занятия в год).

Место курса в учебном плане.

1 час в неделю ( 30 мин.), 33 часа в год.

Содержание программы.

Речь. Техника и выразительность речи.

Речь. Устная и письменная речь. Выразительная речь.

Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударные слова и сочетания слов, продумать мелодику речи.

Повторение изученного в 1 классе.

Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определить лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

Умение выделить слова в переносном значении в тексте, сравнить прямое и переносное значения, определить основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочиненное предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.

Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.

Тема,и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.

План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.

Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.

Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.

Культура общения. Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой

Обоснование отбора содержания

Язык - это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом - инструментом общения, мышления - это первооснова интеллекта ребёнка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период - одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Регулятивные УУД:

– определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

является сформированность следующих умений:

– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение)

в исполнении учителя, учащихся;

– осмысленно, правильно читать целыми словами;

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно пересказывать текст;

– составлять устный рассказ по картинке;

– заучивать наизусть небольшие стихотворения.

Цель программы: развитие речи первоклассников, воспитание у них интереса к языку, развитие у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.

учить детей рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных действиях;

находить характерные признаки в предметах и явлениях, сравнивать, группировать, классифицировать по определённым признакам, делать выводы и обобщения;

формировать положительное отношение к знаниям и познавательной деятельности.

Программа "Школа развития речи". Внеурочная деятельность. Для обучающихся 4 класса.

Содержимое разработки

Пояснительная записка.

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.

Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:

коммуникативные:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться словарями, справочниками;

У учащихся будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);

- осознание роли речи в общении людей;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.

- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

- интерес к изучению языка.

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;

- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,

- повышать уровень языкового развития школьников,

- воспитывать познавательный интерес к родному языку,

- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Задачи курса:

- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;

- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;

- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

Предложение и словосочетание

Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.

Занятия построены следующим образом:

Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)

Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.

Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:

личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;

личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;

деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.

Формой занятий по развитию речи учащихся может быть специально выделяемый один раз в неделю урок в рамках дополнительно предоставляемых образовательных услуг или внеклассные факультативные занятия.

Контрольно-измерительные материалы, предусмотренные ………

Требования к уровню подготовки обучающихся.

- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный;

- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

- выразительно читать небольшой текст по образцу;

-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы ;

-быть хорошим слушателем;

- определять лексическое значение слова;

- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи;

Культура речи.

Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.

Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.

Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.

Повторение изученного в 1 – 3 классах.

Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.

Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы , поговорки, афоризмы.

Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.

Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.

Речевой этикет: формы обращения.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.

Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…

Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.

Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).

Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.

- многозначные слова, омонимы, омоформы, каламбуры;

- изобразительно-выразительные средства языка: тропы, метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения;

- иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение.

- определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений в тексте; преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

- восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.

7 Предложение и словосочетание. Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нём неудачно подобранные слова, распространять предложение. Умение составлять простое распространённое предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данными. Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками). Текст. Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединённых общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам, по плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста. Культура общения. Волшебные слова. Слова - выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова - выражения приветствия, прощания. Умение пользоваться словами - выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учётом конкретной ситуации общения. Техника и выразительность речи. 2 класс. Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения. Слово. Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

8 Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера. Совершенствование умений, определённых программой 1 класса. Предложение и словосочетание. Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов. Текст. Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование. Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст. Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста. План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов. Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов. Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям. Сочинение загадок. Культура общения. Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой. знать: - многозначные слова, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы; - изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; - стили речи: разговорный и книжный; уметь:

9 - распознавать типы текстов; - устанавливать связь предложений в тексте; - распознавать стили речи; - выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте. - восстанавливать деформированный текст - устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. - составлять планы различных видов. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки. Слово Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительновыразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле. Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации. Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля. Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования. Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов. Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность. Техника и выразительность речи. 3 класс Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр,мелодика речи. Монолог и диалог. Предложение и словосочетание Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.

10 Текст Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана. Стили речи: разговорный и книжный( художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания. Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций. Культура общения Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации. знать: - многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы; - изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; - стили речи: разговорный и книжный; уметь: - распознавать типы текстов; - устанавливать связь предложений в тексте; - распознавать стили речи; - выделять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте. Культура речи. 4 класс Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.

11 Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст монолог и текст диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации. Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог. Слово. Повторение изученного в 1 3 классах. Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов. Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы. Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы. Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста. Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем. Речевой этикет: формы обращения. Предложение и словосочетание. Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом. Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов. Текст. Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический). Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

12 Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания. Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот. Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи. знать: - многозначные слова, омонимы, омоформы, каламбуры; - изобразительно-выразительные средства языка: тропы, метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения; - иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы. уметь: - распознавать типы текстов; - устанавливать связь предложений в тексте; - распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение. - определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений в тексте; преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот. - восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи. Оценка курса внеурочной деятельности Измерителями достижений являются результаты участия в конкурсах школьного уровня, степень продвижения результатов каждого обучающегося индивидуально отражается в портфолио.

13 Календарно-тематическое планирование 1 класс п/п Дата Тема Количество часов Умения, вырабатываемые в результате деятельности учащихся 1 Речь. 1 Определить роль речи в жизни людей. 2 Тише, громче. 1 Формирование навыков выразительной речи. 3 Слова, слова, слова. 1 Формирование представлений о слове как комплексе звуков, имеющем лексическое значение 4 Озорные буквы. 1 Формирование понятия о важности сохранения позиции каждой буквы в слове. 5 Слова играют в прятки. 1 Развитие внимательного отношения к слову. 6 Слово и его значение. 1 Формирование понятия о лексическом значении слова. 7 Прямое и переносное значение слова. 8 Многозначные слова. 1 Формирование понятия о прямом и переносном значении слова. 1 Формирование понятия многозначности слова. 9 Омонимы. 1 Формирование первичного представления об омонимах. 10 Синонимы. 1 Формирование первичного представления о синонимах. 11 Антонимы. 1 Формирование первичного представления об антонимах. 12 Тематические группы слов. 1 Познакомить с тематическими группами слов. 13 Наш цветной мир. 1 Формирование первичного представления об образности. 14 Что на что похоже 1 Формирование первичного представления о сравнении. 15 Голоса природы. 1 Развитие познавательного интереса к языку. 16 Творческая работа. 1 Выявить уровень усвоения изученного материала и умения применять знания в нестандартной ситуации. 17 Загадки. 1 Формирование умения отгадывать загадки.

17 17 Проверочная работа 18 План текста 1.Продолжить работу над выработкой умения составлять план Виды плана 2 Познакомить с разными видами плана. 21 Связь между 1 Работа над предложениям деформированным и в тексте. текстом. 22 Связь между частями текста 23 Работа с деформированн ым текстом 24 Редактировани е текста 1 1 Наблюдать за связью между частями текста. Развивать внимание, логическое мышление. 1 Проверить умение учащихся устанавливать связь между предложениями и восстанавливать деформированный текст 1 Проверить навыки построения связного текста, умение употреблять образные выражения. Развивать воображение, память. 2 Познакомить с текстом-описанием. Развивать воображение, внимание. Уметь делить текст на части, выделять в каждой части самое важное. Уметь различать картинный план, цитатный план. Уметь находить в деформированном тексте начало рассказа и уметь продолжать составлять рассказ. Уметь находить в тексте части и как они связаны друг с другом. Уметь устанавливать связь событий и соединять события линией. Уметь записывать рассказ. Уметь подбирать к словам словапризнаки, дополнять словами текст, придумывать свои образные выражения Типы текста. Описание. Уметь выбирать из текста словосочетания для описания. Уметь по вопросам составлять описание предмета, существа. 27 Текст 1 Познакомить с Уметь сравнивать не

22 Календарно-тематическое планирование 4 класс п/ п Дат а Тема занятия 1 Омонимы, омофоны, омоформы, каламбуры. Колич часов Элементы содержания 1 Отличие многозначного слова от омонимов. Знакомство с каламбурами. 2 Фразеологизмы. 1 Работа с фразеологизмами. Заменять слова фразеологизмами. Требования к уровню подготовки обучающихся Формирование представления об омонимах, омофонах, омоформах, каламбурах. Формирование представления о фразеологизмах. Уметь определять слова с переносным значением слова. 3 Фразеологизмы 1 Составить рассказ, используя фразеологизмы. 4 Диалектизмы. 1 Значение диалектизмов в литературном языке. 5 Сравнение, эпитеты, олицетворение. 1 Сведения об изобразительных средствах языка: олицетворении, сравнении, эпитете. 6 Метафора. 1 Знакомство с метафорой. Определение выражений с метафорой. 7 Пословицы и поговорки. Афоризмы. 1 Работа с пословицами и поговорками. 1Знакомство с афоризмами. Навыки употребления фразеологизмов устной письменной речи. Формирование представления о диалектизмах. Диалекты в литературном языке. Навыки употребления изобразительновыразительных средств в устной речи. Роль метафоры в художественном тексте. Умение уместного употребления пословиц в речи. в и

25 32 мультфильма. каждому герою роль. навыка составления мультфильма. 33 Конкурс на лучшее название конфет. 34 Обобщение. Творческая работа. 1 Собрать различные названия конфет. Установить источник происхождения этих названий. 1 Лингвистический турнир. Оформление своих исследований в виде презентации. Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации

Читайте также: