Внеурочная деятельность физкультурно оздоровительной направленности в основной и старшей школе

Обновлено: 05.07.2024

Актуальность выбранной темы "Спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности" обусловлена необходимостью организации целостного воспитательного процесса в единстве урочной и внеурочной деятельности для полноценного развития личности, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, а также требования к учителю по усвоению учащихся базового курса физической культуры.

Оценить 1476 0

Спортивно-оздоровительное направление

во внеурочной деятельности

Кононенко Т.А.

Кононенко Татьяна Алексеевна-учитель физической культуры

Аннотация:актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью организации целостного воспитательного процесса в единстве урочной и внеурочной деятельности для полноценного развития личности, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, а также требования к учителю по усвоению учащихся базового курса физической культуры.

Ключевые слова: стандарт, личность, воспитание, обучение, деятельность, формирование.

Гении не падают с неба,

они должны иметь возможность образоваться и развиться.

Давно уже было замечено, что таланты являются всюду и всегда,

где и когда существуют общественные условия,

благоприятные для их развития.

Современное общество Донецкой Народной Республики формирует для системы образования новый социальный заказ.

Молодому государству необходимы не только высокообразованные, но и духовно богатые, инициативные граждане, способные адекватно относиться к происходящим в мире и стране событиям, культурному и научному наследию, историческим достижениям, к пониманию себя, своего места в обществе, к принятию ответственных решений в сложных ситуациях, прогнозированию возможных последствий совершаемых действий; открытые к взаимодействию, мобильные, активные, сопричастные к судьбе Отечества.

В связи с этим возрастает значимость воспитательного компонента системы образования. Предметом воспитательной деятельности становятся не только теоретические знания, различные компетенции, практические навыки, но и физическое и духовное здоровье, чувственно-эмоциональная сфера, ценностное восприятие себя и окружающего мира, стратегия поведения в социуме и конкретная просоциально - ориентированная деятельность.

Новое время требует от нас понимания воспитания как главного условия динамичного развития и расцвета общества.

Проблема воспитания детей и молодежи постоянно находится в центре внимания государства, так как воспитание является главным средством передачи подрастающему поколению социально-исторического опыта, культуры, духовно-нравственных традиций, накопленных каждым отдельным этносом и человечеством в целом. На сегодняшний день проблема воспитания становится одним из приоритетных направлений развития системы образования, при этом воспитательный процесс выполняет ведущую функцию в образовательных отношениях.

В общеобразовательных организациях, реализуются новые государственные образовательные стандарты (ГОС ДНР).

Государственный образовательный стандарт среднего общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего общего образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию.

Анализируя документ, мы наблюдаем стремление к организации целостного воспитательного процесса в единстве урочной и внеурочной деятельности учащихся, активно внедряются научные подходы к воспитанию подрастающего поколения, инновационные методики и технологии воспитательной деятельности.

ГОС ДНР направлен на:

1.Создание условий для полноценного развития личности, сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

2.Обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

3.Развитие умений и навыков личности, применение на практике полученных знаний из разных учебных предметов, успешную адаптацию человека в социуме, профессиональную самореализацию, формирование способностей к коллективной деятельности и самообразованию.

Методологической основой Стандарта являются: компетентностно-ориентированный, личностно-ориентированный, системно-деятельностный подходы.

1.Компетентностно-ориентированный подход – направленность учебно-воспитательного процесса на достижение результатов, которыми являются иерархически подчиненные ключевая, общепредметная и предметная компетентность;

2. Личностно-ориентированный подход - направленность учебно-воспитательного процесса на взаимодействие и плодотворное развитие личности педагога и его учеников на основе равенства в общении и партнерства в обучении;

3.Системно-деятельностный подход – направленность учебно-воспитательного процесса на развитие умений и навыков личности, применение на практике полученных знаний из разных учебных предметов, успешную адаптацию человека в социуме, профессиональную самореализацию, формирование способностей к коллективной деятельности и самообразованию.

Согласно Концепции развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики, особенностью современного системно - деятельностного подхода к оценке воспитательной деятельности образовательных организаций, направленного, в том числе, на воспитание стремления к самостоятельному непрерывному образованию и развитие творческих способностей, является системное видение процесса воспитания, охватывающего различные уровни образования (дошкольное, общее, дополнительное и профессиональное), и выделение целостного комплекса необходимых условий и факторов, обеспечивающих эффективность этой работы.

Эти основные подходы в образовании обеспечивают:

1.Формирование готовности учащихся к саморазвитию и непрерывному образованию.

2.Проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения.

3.Активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.

4.Построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, и возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

В Стандарте учтены возможности учебной среды, благоприятной для удовлетворения физических, социокультурных и познавательных потребностей обучающихся.

К каждому учителю физической культуры предъявлены очень высокие требования. По усвоению базового курса физической культуры мы обязаны достичь таких результатов у учащихся:

1) Умение ими использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга.

2) Владение ими современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью.

3) Формирование у учащихся культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и оздоровительной направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;

4) Расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности;

5)Формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств.

Оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность ее воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией.

5) Владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств.

6) Знания, умения и навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями.

7) Владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности.

8) Создание мотивации обучающихся по бережному отношению к собственному здоровью, занятиям физической культурой, совершенствованию физического, социального, психического и духовного составляющего здоровья.

9) Осознание учениками ценности жизни и здоровья, значимости здорового и безопасного образа жизни и физической культуры.

10) Углубление знаний у обучающихся о собственном здоровье, физическом развитии; о необходимости ведения здорового образа жизни, безопасном поведении, физической культуре личности.

11) Формирование жизненных ценностей обучающихся как основы социальной нормы.

12) Развитие принципов гармоничного сочетания нравственных, физических и интеллектуальных качеств личности.

В ГОС ДНР внеурочной деятельности уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе.

Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, в полной мере способствующая реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования.

Цель внеурочной деятельности: активизация социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время; развитие здоровой, творчески растущей личности; формирование гражданской ответственности и правого самосознания, подготовка к жизнедеятельности в новых условиях.

Задачи внеурочной деятельности:

-выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;

-создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

-развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

- создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

-развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

расширение рамок общения в социуме.

Внеурочная деятельность реализуется по пяти направлениям:

Модель внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной включает направленность спортивно-оздоровительных форм работы с учащимися в рамках семьи, школы, ДЮСШ и ЦДЮТ.

Итак, какие формы этой деятельности могут дать родители своим детям:

- гимнастика после сна;

- обязательные ежедневные прогулки;

- самостоятельная двигательная активность детей;

- подвижные игры на свежем воздухе;

- обязательное проведение утренней гимнастики, физкультминуток на свежем воздухе;

- воздушные ванны в облегченной одежде;

- гимнастика и физкультурные занятия на свежем воздухе;

- постоянный контроль за осанкой;

- физиопроцедуры, в том числе и для детей-аллергиков;

Так же используются методы нетрадиционной медицины:

- зарядка для глаз;

-профилактика близорукости и дальнозоркости.

А также в совместной работе с семьей, что проявляется в пропаганде здорового образа жизни, через систему организационно-теоретических и практических занятий на родительских собраниях. А это-совместные досуги с родителями и младшими школьниками, спортивные праздники и развлечения. беседы по ЗОЖ, ОБЖ, валеологии.

Формы внеурочной деятельности физкультурно-оздоровительной направленности в школе:

2.Динамические паузы во время урока, подвижные перемены, тематические перемены на физкультурно-спортивную тематику.

3.Беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.

4.Спортивно-оздоровительные часы, прогулки, свободная деятельность в ГПД.

7.Праздники и соревнования.

8.Олимпиада по физической культуре.

9.Неделя физической культуры и спорта.

10.Кружки физкультурно-спортивной направленности.

12.Занятия в спортивных секциях.

13.Спортивные и оздоровительные акции в окружающем школу социуме.

17.Работа пришкольных лагерей.

В учебном учреждении нового образца должна быть разработана модель внеурочной деятельности на основе сложившейся системы существующих требований, к которым относятся следующие:

– интеграция урочной, внеурочной и внешкольной деятельности учащихся, обеспечивающая достижение общих образовательных целей;

-системность организации внеурочной деятельности школьников, обеспечивающая взаимосвязь выделенных направлений в ГОС с общепринятыми направлениями в сфере дополнительного образования детей;

– вариативность организации акций, творческих фестивалей; участие в деятельности научного общества учащихся, летних практиках, каникулярных мероприятий.

Правильно организованные условия внеурочной деятельности обеспечат создание уникальной среды, направленной на решение задач воспитания высоконравственных, конкурентоспособных, компетентных граждан Донецкой Народной Республики.

Организация внеурочной деятельности по физической культуре на ступени основного общего образования по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению.

Характеристика внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и оздоровительной работы

Содержание внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной работы

Направления внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной работы

Реализация основных направлений внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и оздоровительной направленности МКОУ Красноселовской СОШ:

Утренняя гимнастика (зарядка до уроков)

Подвижные игры, развлечения

Спортивные кружки и секции

Анализ деятельности школы по реализации модели внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной направленности


Характеристика внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и оздоровительной работы.

На современном этапе развития общества акцент ставится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. При этом ориентация нового стандарта не только на предметные, но и на метапредметные и личностные результаты образования определяет развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Такая работа помогает удовлетворить потребность детей и молодежи в неформальном общении в клубах и любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т . д.

Необходимость построения внеурочной деятельности нужна для того, чтобы ученик сохранил физическое и духовное здоровье, укрепил веру в свои силы, сформировал симпатию к людям, окружающим его в лицее, проявил интерес к содержанию школьной жизни.

Большое развитие внеурочная деятельность получила при таких педагогах как: А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий ,В.Н. Сорока-Росинский. Они рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанную на принципах добровольности, активности и самостоятельности

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса школы и организуется по направлениям развития личности:

В учебном плане школы на уроки физической культуры отводится ограниченное количество времени. Одна из приоритетных направлений внеурочной деятельности школы является физкультурно-спортивная и оздоровительная работа. Она проводится вне урочного расписания, в свободное для учащихся время, имеет широкий выбор внеурочных форм занятий физическими упражнениями. Школьнику предоставляется свобода выбора форм занятий по своему усмотрению.

Внеурочные формы занятий школьников составляют особое содержание работы учителя физической культуры. Они способствуют более успешному решению общих задач физического воспитания, и в то же время имеют свои специфические особенности.

Такими задачами являются следующие:

1. Осуществлять неразрывную связь учебной и внеклассной работы.

2. Привить интерес к физической культуре и спорту, к профессии учителя физической культуры, тренера.

3. Выработать потребность обучающихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

4. Реализовать скрытые возможности каждого ученика, развивая необходимые физические качества.

5. Мотивировать школьников к систематической физической подготовке на уроке, в спортивной секции, самостоятельно с цель сдачи норм комплекса ГТО.

6. Достижение спортивных результатов учащимися на основе Единой спортивной классификации.

7. Привлечь к физическому воспитанию обучающихся, педагогический коллектив, родителей, общественные организации.

В нашей стране физическая культура и спорт рассматриваются как одно из важнейших средств воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Физическая культура является не только эффективным средством физического развития человека, укрепления и охраны его здоровья, сферой общения и проявления социальной активности учащихся, но бесспорно влияет на другие стороны человеческой жизни: авторитет и положение в коллективе.

Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека – важный показатель его личного успеха. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль школы в этом вопросе.

Современная школа – это та социальная среда, в которой дети находятся значительное время, и нередко создаёт для них психологические трудности. Современный учебный процесс обусловлен не только продолжительностью учебного дня, объёмом домашних заданий, количеством, темпом и способами преподавания, но и исходным функциональным состоянием, адаптивностью ученика, характером его эмоционального фона и другими факторами его физиологии. Следовательно, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, психологически здоровой образовательной среды через различные формы внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Внеурочная деятельность призвана:

- обеспечить благоприятную адаптацию школьников в общеобразовательном учреждении;

- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

- улучшить условия для развития учащихся в школе;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности школьников.

Внеурочная деятельность отличается от учебной тем, что:

- осуществляется на добровольных началах, а ее содержание и формы организации определяются с учетом интересов большинства учащихся и условий школы;

- она строится на основе широкой общественной активности школьников, объединенных в коллектив физической культуры, при контроле и поддержке со стороны администрации, учителей, родителей, шефов;

Основными задачами внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной направленности школьников являются:

1.Совершенствование нормативно-правовых условий развития и сохранения здоровья учащихся.

2.Развитие материально-технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся.

3.Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры, спорта и туризма.

Внеурочная деятельность помогает удовлетворять потребность детей и молодёжи в свободное от учёбы время, а также формирование негативного отношения к вредным привычкам через различные формы здорового образа жизни.

Успех внеурочной деятельности зависит не только от активности детей заниматься спортом и вести здоровый образ жизни, но и от педагогического влияния, умения учителей придать интересам воспитанников общественно-полезную направленность.

1. Разносторонность её содержания, и общественную направленность.

2.Необходимо, чтобы она охватывала нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание.

3. Важной стороной этой работы является использование её массовых форм, как для воспитания школьников, так и для разумной организации их свободного времени.

4. Педагогическому коллективу следует заботиться, чтобы внеурочная работа охватывала всех учащихся.

5. Внеурочная работа должна способствовать развитию общественных интересов, активности и самостоятельности учащихся.

Успеху внеурочной воспитательной деятельности физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной направленности, содействует чёткая организация. Осуществление комплексного подхода к воспитанию требует, чтобы при организации всех мероприятий решалась бы не только одна профильная задача, важно, чтобы каждое мероприятие решало максимум воспитательных задач. При выборе содержания, организацией форм всегда необходимо соблюдать принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важным условием действенности всех видов воспитательной работы является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия.

Содержание внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной работы

В настоящее время необходимость изменения приоритетов в образовательном процессе, не только выдвигает на первый план традиционную задачу повышения качества образования, соответствия его требованиям ФГОС НОО и ФГОС ООО, но и требует в первую очередь педагогических усилий для решения проблем адаптации и сохранения здоровья учащихся. Качество здоровья подрастающего поколения - важный показатель качества жизни общества и государства.

Здоровье подрастающего человека - это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья через многообразие форм внеурочной деятельности - это, прежде всего процесс социализации - воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.

Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества. Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, специалистов имеющих подготовку по основам валеологии формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.

Двигательная активность школьников является естественным фактором стимуляции роста и развития. Очень большое значение имеет проблема оценки влияния разных уровней двигательной активности на организм школьников. Лишь оптимальная двигательная активность оказывает благоприятное влияние на развитие детей.

При организации внеклассных форм работы наши учителя, педагоги дополнительного образования осуществляют преемственность между учебным и воспитательным процессом и тем самым учат детей беречь свое здоровье. В их обязанности входит:

1) Организация классных часов по профилактике вредных привычек.

2) Подготовка и проведение экскурсий, туристических походов, отдыха на природе;

3) Организация динамических пауз на свежем воздухе в группах продленного дня;

6) Подготовка и проведение спортивных праздников Здоровья.

7) Предметных недель

8) Спортивных соревнований

9) Организация спортивных кружков и секций дополнительного образования.

Чтобы правильно организовать внеурочную деятельность школьников, особенно средних и старших классов, педагогам целесообразно руководствоваться основами возрастных особенностей школьников. Учитывать медицинские противопоказания к различным видам спортивных нагрузок. Консультироваться со специалистами местной поликлиники.

В каждой школе должна быть общешкольная программа "Здоровье", которая должна включать следующие разделы:

- повышение медицинских знаний педагогов, персонала школы;

- обучение учащихся сохранению здоровья (урочные, внеурочные

-оздоровление детей в школе;

- работа с родителями;

Для ее реализации используются различные формы деятельности администрации школы, педагогического коллектива, учащихся. Одной из форм обучения школьников основам здоровья является подготовка и проведение дня, недели, месячника здоровья как видов эмоционально-игровой деятельности, которые способствуют закреплению урочного материала. Они повышают уровень знаний учащихся о том, как сохранить свое здоровье, формируют соответствующие навыки.

Основными принципами организации внеурочной деятельности являются:

- учёт возрастных особенностей;

- преемственность с технологиями учебной деятельности;

- опора на ценности воспитательной системы школы;

- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы.

Ориентиры в организации внеурочной деятельности:

- запросы родителей, законных представителей учащихся;

- приоритетные направления деятельности школы;

- интересы и склонности педагогов;

- рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.

В ходе реализации программы Здоровья в нашей школе была создана здоровьесберегающая образовательная среда, способствующая не только сохранению, но и развитию здоровья, обеспечивающая высокий потенциал творческого роста учащихся.

Программа разработана с целью оптимального использования здоровьесберегающих технологий в процессе образования учащихся и ориентирована на охрану и укрепление их здоровья через различные формы внеурочной деятельности, получение полноценного образования.

Путем реализации программы раскрываются возможности образовательного учреждения в осуществлении здоровьесберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни, в формировании культуры здоровья воспитанников.

Большую роль для реализации системы работы по здоровьесбережению играет такой компонент, как социум. На современном этапе развития образования становится ясным, что заказ общества - это здоровый и успешный выпускник. Для достижения этой цели у нас налажены взаимоотношения с внешними учреждениями, образовательными центрами в области охраны здоровья.

Для формирования навыков ЗОЖ школа работает по следующим направлениям:

- формирование негативного отношения к вредным привычкам;

- разработка и проведение уроков здоровья, тематических классных часов (1-11 классы);

- организация внеклассной и внеурочной работы (День здоровья-1 раз в месяц, кружки, секции, спортивные праздники, военно-спортивные игры, походы).

Направления внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной работы.

Одна из перспективных направлений развития образования является разработка модели организации деятельности по сохранению и укреплению здоровья школьников в процессе обучения, способствующих не только решению образовательных задач, воспитанию личностных качеств и гармоничному физическому развитию, но и развитию индивидуальности учащихся через внеурочные виды деятельности.

Для механизма реализации внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной работы среди школьников, наша школа на протяжении многих лет сталкивается с одной и той же проблемой:

- отсутствие сельского дома культуры с наличием второго спортивного зала;

-отсутствие компетентных тренеров-преподавателей дополнительного образования;

- отсутствие зачастую материально-технических условий;

- проблемы финансового обеспечения

В данной ситуации возникает необходимость в выявлении наиболее типичных социокультурных ситуаций, в условиях которых будет организовываться внеурочная деятельность, определении педагогических условий создания развивающей среды для воспитания и социализации и на основе полученных результатов – в разработке оптимальной модели реализации внеурочной деятельности по сохранению и укреплению здоровья школьников в условиях сельской малокомплектной школы.

Разработка модели формирования здоровьесберегающей среды в МКОУ Красноселовская СОШ с учетом индивидуального подхода к обучающимся, воспитанникам основывается на имеющихся документах, законодательных правовых актах Российской Федерации, гарантирующих право на охрану здоровья, образование, оздоровление и отдых всем детям, а также основных нормативных документах, обеспечивающих функционирование системы отдыха детей и молодежи, регламентирующих различные отношения в рамках системы организаций и физических лиц:

- Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 г. (от 17.11.2008 № 1663-р) Формирование здорового образа жизни и экологических стандартов жизни.

- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки от 28 декабря 2010 г. № 2106)9

Для успешной реализации внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной направленности в условиях сельской малокомплектной школы, мы разработали системную модель здоровьеформирующего образовательного пространства среднего общеобразовательного учреждения.

Главной целью внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной работы – это создание условий для формирования, сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса, как важнейшего фактора развития личности.

Основными задачами являются:

1. Обеспечение безопасной и здоровой среды в образовательном учреждении. 2.Последовательное формирование в образовательном учреждении здоровьесберегающего образовательного пространства, с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий.

3. Просветительско-воспитательная работа с учащимися, педагогами, специалистами и родителями, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

4. Организация здорового питания.

5. Осуществление медико-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и всех его участников.

6. Установление тесной взаимосвязи с медицинскими, спортивными и дополнительными образовательными учреждениями района.

Для нашей школы приемлема оптимизационная модель внеурочной деятельности, которая на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие не только учителя-предметники ОБЖ и физической культуры, но и заместитель директора по ВР, старшая вожатая, классные руководители, учреждения дополнительного образования района.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Обучающимся предоставляется возможность выбора, спектра занятий, направленных на их развитие. Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации.

В период каникул для продолжения внеурочной деятельности дети посещают детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием при школе, трёхдневный передвижной палаточный лагерь, районный туристический слёт.

Автор: Коновалова Елена Васильевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ "Средняя школа № 42"
Населённый пункт: г. Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: Статья
Тема: "Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС нового поколения"
Раздел: полное образование

Коновалова Е.В., Фризен М.А.

Спортивно-оздоровительное

направление

деятельности

условиях внедрения ФГОС нового поколения

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего

деятельность опирается на содержание основного образования, интегрируется с

ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем

продуктивное взаимодействие ученика и учителя выступает контекстом становления

личности ребенка, его всестороннего развития [1,3,5].

В рамках ФГОС предлагается организовывать внеурочную деятельность по

пяти направлениям: общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-

нравственное и спортивно-оздоровительное. Такого рода работу, по мнению Д.В.

Григорьева и П.В. Степанова [2], целесообразно организовывать за счет следующих

1) игровая деятельность;

2) познавательная деятельность;

3) проблемно-ценностное общение;

4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

5) художественное творчество;

7) трудовая (производственная) деятельность;

8) спортивно-оздоровительная деятельность;

9) туристско-краеведческая деятельность.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны

деятельности школьников как объединяющее все виды деятельности школьников

(кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания

и социализации. Целью внеурочной деятельности является создание условий для

проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора,

постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

образовательным потребностям обучающегося.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию

учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных

от урочной системы обучения. Перечень направлений и количество часов на каждое

направление внеурочной деятельности являются примерными. Сумма недельных

часов, рекомендуемых к реализации, может быть не равна 10. Образовательное

ребенком занятий внеурочной деятельности более чем в трех детских объединениях,

поскольку деятельность на пределе возможностей ребенка не будет эффективной,

приведет к его демотивации, в том числе в образовательном процессе в целом.

Важно, чтобы сумма недельных часов по внеурочной деятельности не превышала 10

часов в неделю на одного обучающегося.

В основу работы нами положены следующие принципы:

взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласование с общими

законами развития природы и человека, воспитание ребенка сообразно полу и

возрасту, а также формирует у него ответственность за развитие самого себя;

принцип культуросообразности предполагает, что спортивно-оздоровительная

ценностях физической культуры и строиться в соответствии с ценностями и

особенностями, присущими спортивным и здоровьесберегающим традициям

тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

школьников в различные пласты физической и спортивной культуры этноса;

ребенка через взаимодействие в коллективной спортивной деятельности;

диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация

детей и их развитие осуществляются в процессе взаимодействия педагога и

Диалогичность воспитания не предполагает равенства между педагогом и

искренности общения, признания и принятия ребенка;

деятельности педагога на подготовку и включение ребёнка в самостоятельное

проектное действие, развёртываемое в логике «замысел — реализация —

предусматривается подготовка спортивно-оздоровительного проекта;

Говоря о классификации результатов внеурочной деятельности обучающихся,

уровня. Первый уровень результатов — приобретение

школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о

социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.),

данном уровне формируются когнитивные представления о нормах, жизненных

значимого знания учителем, другим значимым взрослым. В рамках физического

воспитания таким социально значимым знанием, безусловно, является проблематика

здоровья, здорового образа жизни. Например, в беседе о здоровом образе жизни

ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает

её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог

классные руководители нашей школы являются ярким примером, когда участвуют

классическое средство педагогики - воспитание личным примером.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и

позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество,

реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение

имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в

отвергает) [2]. Например, участие детей в социально значимых проектах на уровне

класса и школы, посвященных 70-летию Великой Победы. В рамках физической

соотвествующих полезных привычек. Образец учителя также будет повышать эту

значимость. Важно опираться на примеры, которые смогут убедить обучающихся в

значимости сохранения здоровья - своего и окружающих людей, нации в целом:

спортсмены-олимпийцы и паралимпийцы; лица, сдавшие норму ГТО, и др.

п ол у ч е н и е

ш кол ь н и ком

самостоятельного общественного действия [2], только в его контексте обучающийся

сможет полноценно реализовать сформированные у него знания и ценности, в том

числе, связанные со здоровьем. Важно, чтобы уроки физической культуры были

дополнены спортивно-оздоровительной внеурочной деятельности и в совокупности

составил систему, позволяющую ребенку приобрести опыт реализации здорового

образа жизни в реальности, опыт осознания его значимости.

Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает

появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников

могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская

гендерном и других аспектах. Что касается физического воспитания, внеурочная

планировании усилий, ответственность за собственное развитие как в физическом,

так и в личностном плане. Очень важно создать школьникам контексты, в которых

Например, старшие ребята могут заниматься просвещением обучающихся младшего

возраста, проводить для них тренировки, соревнования. Такая ответственная роль

обеспечит усиление субъектной активности обучающихся.

реализации требуются все более сложные и разнообразные формы. Постепенно

внеурочной деятельности становится субъектом собственного жизненного пути, что

и является одно из важнейших задач современной школы.

№2 (художественная гимнастика), МБУ ДО ДЮСШ №4 (баскетбол)).

Организуя спортивно-оздоровительную внеурочную деятельность, мы обязательно

учитываем индивидуально-возрастные особенности обучающихся, их образовательные

потребности. Так, работая с обучающимися начальной школы, мы создаем условия для

их успешной адаптации к школьному обучению, продуктивной социализации в его

Реализация программ внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного

направления, во-первых, должна способствовать формированию у младшего школьника

устойчивой мотивации к занятиям физической культурой и спортом, что позволит не

только сохранять, но и укреплять здоровье детей, во-вторых, должна быть направлена па

достижение определенных воспитательных результатов, которые распределяются по


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Рабочая программа по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительного направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.

-Адаптированная программа для Детско-юношеской спортивной школы (2002г.)

способствовать всестороннему физическому развитию;

способствовать вовлечению учащихся в двигательную деятельность.

В соответствии с целями данной программы можно сформулировать три группы задач, направленных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.

Основные задачи:

Совершенствование физического развития.

2.Образовательная задача.

Обучение основам техники и тактики игры баскетбол.

Развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;

Формирование у занимающихся необходимых теоретических знаний в области физической культуры для самостоятельного использования их в повседневной жизни.

3.Воспитательная задача.

Формирование у занимающихся устойчивого интереса к занятиям баскетболом.

Воспитание моральных и волевых качеств.

-принцип сознательности и активности, основанный на формирование у детей осмысленного отношения к выполнению поставленных задач.

-принцип доступности, основанный на индивидуальном подходе к ученикам, который создает благоприятные условия для развития личностных способностей.

- принцип последовательности обеспечивает перевод двигательного умения в двигательный навык.

Результаты освоения программного материала оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно метапредметными и предметными результатами.

Метапредметные результаты:

-определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;

-умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.

Предметные результаты:

-формирование знаний о баскетболе и его роли в укреплении здоровья;

- умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;

- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития

Универсальные учебные действия:

Познавательные:

- определяют, где применяют действия с мячом,

- используют общие приёмы решения поставленных задач,

- ставят и формулируют проблемы,

- ориентируются в разнообразии способов решения задач.

- принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении упражнений и участии в игре,

- принимают инструкцию педагога и четко следуют ей,

- осуществляют итоговый и шаговый контроль,

- выполняют действия в соответствии с поставленной задачей и условиям её реализации,

- используют установленные правила в контроле способа решения,

- планируют свои действия.

Коммуникативные:

- договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности,

- ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии,

- используют речь для регуляции своего действия,

- формулируют собственное мнение и позицию,

- проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей,

- умеют управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми,

- оказывают бескорыстную помощь своим сверстникам, умеют находить общий язык и общие интересы,

- ориентируются на понимании причин успеха в учебной деятельности,

- самоанализ и самооценка результата,

- понимают значение знаний для человека и принимают его, стремятся хорошо учиться,

- раскрывают внутреннюю позицию школьника.

Данная программа делает акцент на формирование у учащихся активистской культуры здоровья и предполагает:

потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие результаты на соревнованиях;

умение использовать полученные знания для успешного выступления на соревнованиях;

спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях;

стремление индивида вовлечь в занятия баскетболом свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллег и т.д.).

Место программы в учебном плане.

Программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 6 класса, рассчитанная на 68 учебных часов и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям с целью проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками.

Режим занятий: занятия по данной программе проводятся в форме урока, ограниченного временем (40мин) в системе целого учебного дня 2 раза в неделю.

Место проведения: спортивный зал школы. Особенности набора детей – учащиеся 6 классов с разным уровнем физической подготовленности, группой здоровья – основная и подготовительная (по заключению врача).

Количество обучающихся – 12-15 человек. Формы занятий – в форме урока, беседы, урок-презентация, урок-марафон Формы контроля – опрос, тесты-практикумы.

Цель программы:

Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.

Профилактика вредных привычек.

Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.

Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.

Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.

Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Общая характеристика курса

Здоровьесберегающая организация внеурочной деятельности предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника: игра; соревнование; беседа; просмотр видеофильмов, рисунков, таблиц; походы.

Основные направления реализации программы:

– организация и проведение исследований уровня физического и психофизического здоровья учащихся;

– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

– организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;

– организация питания учащихся;

– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;

– организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;

– организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;

– организация и проведение профилактической работы с родителями;

– организация встреч родителей с медицинскими работниками;

– проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;

– организация и проведение мероприятий с использованием спортивных упражнений: ходьба на лыжах, катание на коньках, санках; разнообразных спортивных игр; развивающих упражнений с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);

– активное использование спортивных площадок (футбольная, баскетбольная, волейбольная, хоккейная коробка) в рамках работы программы.

В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье. Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей. Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста. Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.

III. Место курса в учебном плане

IV. Требования к результатам реализации программ внеурочной деятельности:

Определение и высказывание под руководством учителя самых простых и общих для всех людей правил поведения при сотрудничестве (этические нормы);

Умение делать выбор как поступить в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения , при поддержке других участников группы и педагога.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

определение и формулирование цели деятельности на занятии с помощью учителя;

проговаривание последовательности действий;

высказывание своего предположения (версии) на основе работы с иллюстрацией; работа по предложенному учителем плану;

Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса.

Познавательные УУД:

умение делать предварительный отбор источников информации: энциклопедии, справочники, интернет-ресурсы.

перерабатывание полученной информации: умение делать выводы в результате совместной работы всего класса;

умение преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД :

умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

умение слушать и понимать речь других;

умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты:

Информационные: знать правила и закономерности здорового образа жизни. Поведенческие: закрепить социально одобряемые модели поведения.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

осознание учащимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Планируемые результаты:

составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

различать “полезные” и “вредные” продукты;

использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;

определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;

заботиться о своем здоровье;

находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;

Обучающийся получит возможность научиться:

применять коммуникативные и презентационные навыки;

использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;

оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;

находить выход из стрессовых ситуаций;

принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;

адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

отвечать за свои поступки;

отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

V. Содержание курса

Данные блоки взаимосвязаны между собой. Каждая четверть посвящена изучению какого-либо раздела.

Порядок блоков в первом классе обусловлен следующими моментами:

апрель и май – подходящее время для занятий туризмом.

В первом классе основным воспитательным моментом становится формирование понимания значимости здорового образа жизни. Дети знакомятся с самим понятием здоровья (что это такое?), определяют его ценность. Немаловажным является мотивирование учащихся на посещение спортивных кружков и секций.

Основными понятиями, которые красной нитью проходят через всю воспитательную работу по реализации этого направления являются здоровье , здоровый образ жизни , ценностное отношение к здоровью.

VI . Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Компьютер с принтером.

Читайте также: