Внеурочная деятельность библиотекаря в школе

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Николаенко Юлия Ивановна

Организация: МБОУ РСОШ №1

Населенный пункт: Алтайский край, Родинский район, с. Родино

Пояснительная записка.

Современная школа переживает новый этап своего развития. Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека?

Нормативно- правовая база

- Федерального государственного образовательного стандарта начального, основного и общего образования;

Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!

Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы.

Практическая значимость: программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятиях. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – библиотекарь – автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.

Новизна и педагогическая значимость: перед учителем и педагогом-библиотекарем стоит педагогическая значимость. Построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности.

Программа соответствует ФГОС.

Цель программы: углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

Задачи программы:

• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;

• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

• работать с различными типами текстов;

• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Сведения о сроках реализации программы: в течение 1 года.

Режим занятий: 70 часов в год, 2 часа

Периодичность занятий: еженедельно.

Дни недели: пятница.

Возраст детей: 11-12 лет.

Результаты освоения курса:

  • консультироваться у педагога- библиотекаря;
  • получать информацию;
  • думать:
  • устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;
  • критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;
  • уметь противостоять неуверенности и сложности;
  • занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;
  • оценивать произведения искусства и литературы;
  • сотрудничать:
  • уметь работать в группе;
  • принимать решения;
  • улаживать разногласия и конфликты;
  • договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
  • приниматься за дело:
  • включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;
  • доказать солидарность; организовать свою работу;
  • адаптироваться:
  • использовать новые технологии информации и коммуникации;
  • стойко противостоять трудностям; находить новые решения.

Содержание курса:

2. Работа с детской книгой.

Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного прочитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.

Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.

Ведущие принципы программы литературного кружка

Программа предполагает такое содержание книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.

Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Г. Корсаков Сахалинской области

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Руководитель:

педагог - библиотекарь

Пашкова Елена Владимировна

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Цель: дать обучающимся знания, умения, навыки информационного обеспечения их учебной деятельности, углубить и пополнить библиотечно – библиографические знания.

Задачи:

- освоение рациональных приёмов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами;

- совершенствование и развитие навыков литературного творчества, повышения грамотности;

-овладение методами формализованного свёртывания информации;

-изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно- исследовательской работы (подготовка сочинений, рефератов, докладов, обзоров);

-освоение метода оформления и ведения читательского дневника;

- усовершенствование навыков работы с информацией в Интернете;

- сплочение учащихся в единый коллектив для плодотворной работы;

- воспитание информационной культуры;

- воспитание деловых качеств и активной жизненной позиции;

- повышение коммуникативных способностей детей;

- повышение статуса детей в школьном коллективе;

-развитие и реализация творческих способностей;

Срок реализации программы неурочной деятельности 1 учебный год (35 недель) по 2 занятия в неделю (70 часов)

Формы и методы обучения:

- Словесный (рассказ, беседа, объяснение, убеждение, поощрение)

- Наглядный (демонстрация презентаций, образцов шрифтов, заметок, таблиц, периодических изданий).

- Практический (сбор информации, оформление читательских дневников, словариков, подготовка и написание сочинений, докладов, рефератов)

-Аналитический (наблюдение, сравнение, самоконтроль, самоанализ).

Средства обучения и воспитания:

-Материальные (плакаты, таблицы);

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Кол - во часов

Практические занятия

Роль книги в жизни общества и великих людей. Бережное отношение к книге.

Роль учебной литературы, особенности учебного фонда школьной библиотеки.

Знакомство с учебным фондом школьной библиотеки. Расстановка фонда, сигнальные комплекты.

Материал для передачи информации.

Рукописные книги. Печатные книги. Первопечатники.

Этапы развития книжного дела. История книгопечатания в России.

Встреча с работниками Корсаковской типографии

История библиотек. Древнейшие и известнейшие библиотеки мира.

Прядок пользования, правила посещения, особенности работы школьных библиотек.

Справочно – библиографический аппарат библиотеки.

Работа с полочными и буквенными разделителями, расстановка фонда на абонементе.

Внешние и внутренние элементы книги. Из чего сделана книга.

Как построена книга.

Как обращаться с книгой.

Иллюстрирование книги. Миниатюры, гравюры, буквицы.

Профессия художник- иллюстратор. Знаменитые художники детских книг.

Сказка в русской живописи.

Сказки Пушкина в рисунках художников.

Творческое задание по иллюстрированию.

Современные материалы для передачи информации. Электронные книги.

Новое явление на книжном рынке - НЕОкниги. Книги-рекордсмены.

Читательская биография – дневник чтения. Запись о прочитанном.

Оформление читательского дневника

Читательский отзыв. Навыки творческого чтения.

Иллюстрации и коллаж в читательском дневнике.

Оформление читательского дневника

Оформление читательского дневника

Библиотечные выставки. Современные формы и методы составления библиотечных выставок. Оформление выставки читательских дневников.

Конкурс на лучший читательский дневник. Презентации дневников.

Справочная литература. Роль справочной литературы в жизни общества. Структура справочной литературы.

Типы справочных изданий для школьников. Использование справочников в обучении.

Главная справочная книга – энциклопедия. Методика работы с энциклопедией.

Словари, принципы работы с ними.

Методы работы с информацией. Техника интеллектуального труда.

Конспектирование. Основные виды и принципы конспектирования Оформление цитат, тезисов.

Составить цитатник высказываний о пользе учения.

Методика оформления реферата.

Методика оформления доклада.

Подготовка к сочинению. Виды и особенности сочинений.

Основные виды и жанры художественной литературы.

Художественная литература в школьной библиотеке.

Детская литература, особенности оформления и расстановки в библиотеке.

Знаменитые детские писатели. Их роль в мировой литературе.

Русская литературная сказка. Писатели – сказочники. Особенности жанра литературной сказки.

Русская поэзия. Многогранность жанров и место в мировой литературе.

Библиотечно – библиографический каталог художественной литературы.

Научно-популярные книги. Их отличие от художественной литературы.

Отраслевая литература в школьной библиотеке.

Библиотечно – библиографический каталог отраслевой литературы.

Газеты и журналы как печатные издания. Отличия их от книг. Традиции русской периодики.

Русская журналистика 18, 19, 20 веков. Формирование жанров и нравственные основы русской журналистики.

Обзор периодических изданий, получаемых школьной библиотекой. Роль периодики в работе библиотеки.

Работа с каталогом периодических статей.

Телевидение и радиовещание в современном мире информации.

Роль компьютера в современном библиотечном информационном пространстве.

Безопасный и полезный Интернет.

Работа с поисковыми системами в Интернете в школьной библиотеке.

Экскурсия по образовательным сайтам.

Творческое оформление рефератов, докладов с помощью компьютерных программ.

Творческое оформление рефератов, докладов с помощью компьютерных программ.

Оформление творческих работ ( по выбору).

Презентации творческих проектов.

Выставка творческих проектов.

Содержание деятельности

Роль книги в жизни общества и великих людей. Бережное отношение к книге. Наглядные примеры из жизни ученых и писателей. Роли книги в жизни. Высказывания о книге. Народная мудрость о пользе книг. Роль учебной литературы, особенности учебного фонда школьной библиотеки. Посещение учебного фонда школьной библиотеки. Расстановка фонда.

Телевидение и радиовещание в современном мире информации. Информационно – образовательные каналы.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Формирование умений:
- грамотно выбирать и излагать информацию;
- правильно подготовить и написать сочинение, реферат, доклад;

-уметь оформить и вести читательский дневник, словарь литературоведческих терминов;

- грамотно вести беседу;
- определять жанровую природу периодических изданий, его структуру, уметь правильно выделить необходимый материал;

-уметь вести самостоятельный поиск информации в справочной литературе и Интернете;

- знать методы рационального свёртывания информации;
- развитие творческих способностей;

Список литературы:

( для реализации программы используется литература из фонда школьной библиотеки):

- Справочники:

-Шалаева Г.П. Новейший справочник школьника, Изд-во Эксмо, 2005.-784с.

- Новиков С.В. Справочник абитуриента, Изд – во АСТ, 2009.- 736с.

Славкина В.А. Справочник школьника, Изд –во Слово, 2010.- 510 с.

- Энциклопедии:

- Большая Российская энциклопедия: в 30 томах, Изд –во Большая Российская энциклопедия, 2012.

- Я познаю мир, детская энциклопедия, Изд – во

- Что такое. Кто такой, детская энциклопедия, Изд –во Современная педагогика, 2006.

- Ожегов С.И. Словарь русского языка, Изд – во Оникс, 2008.- 1200с.

- Черкасова М.Н. Современный словарь иностранных слов, Изд –во Феникс, 2009.- 469с.

- Словарь современного русского литературного языка в 20 томах, Изд –во Русский язык, 2001.

- Библиотечно – библиографическая классификация, таблицы для детских и школьных библиотек, Изд –во Книжная палата, 2000.- 248с.

- Немировский Е.Л. Путешествие к истокам книгопечатания, Изд – во Просвещение, 1991.- 224с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный этап общественного развития характеризуется стремительными инновационными преобразованиями различных сфер жизнедеятельности человека, в том числе и социальной. Обществу и государству сегодня нужны инициативные, думающие люди, умеющие социализироваться в быстроизменяющемся мире, люди творческие, активные, владеющие универсальными способами действий.

В связи с этим встают и новые требования к учебно-воспитательному процессу, целью которого должно стать развитие индивидуальности, повышение интеллектуального потенциала каждого члена общества.

Художественное, эстетическое образование, являясь неотъемлемой частью всего педагогического процесса, приобретает особую значимость. Посещение учащимися кружка художественного творчества имеет большое значение для формирования детского самосознания. Постигая секреты мастерства, школьники знакомятся с удивительным миром искусства, что способствует формированию эстетических вкусов, повышению культурного уровня.

Кукольный театр играет огромную роль в нравственном и эстетическом воспитании младших школьников.

Занятия в кукольном кружке развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, способствуют развитию общительности, коммуникабельности, развивают моторику рук и пальцев ребёнка, двигательную активность.

Играя в спектакле, дети перевоплощаются в различные образы, учатся выражать свои чувства в слове, интонации. Благодаря этому развивается выразительность речи.

В процессе работы над спектаклем дети учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива.

Содержание кукольных спектаклей преломляется через опыт ребенка, отношение детей к изображаемым в спектакле явлениям и оказывает воспитательное воздействие на них.

Занятия в кукольном кружке способствуют расширению кругозора детей, повышению эмоциональной культуры и культуры мышления, формированию убеждений и идеалов.

Цель программы:

  • Посредством кукольного театра развивать художественно- творческие способности обучающихся.

Задачи программы:

  • Познакомить учащихся с основами кукольной театрализации (история кукольного театра, приёмы кукловождения, сценическое движение, сценическая речь, декорации);
  • Обучать детей умению видеть в поведении героев театральных постановок, а затем и в окружающей действительности проявление положительных и отрицательных качеств личности.
  • Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками.

Ожидаемый результат:

В результате изучения данной программы учащийся приобретает представления:

  • об истории театральной куклы;
  • о профессиях людей, которые работают в театре (режиссер, художник-декоратор, бутафор, актер и т.д.);
  • об устройстве театра.
  • водить куклу над ширмой;
  • создавать декорации и афиши для спектаклей.
  • строить взаимоотношения в группе сверстников, занимаясь выполнением одного задания;
  • придерживаться заведенных на занятиях правил и традиций.

Работа кружка строится на следующих принципах:

- Уважении к личности ребенка, в сочетании с разумной требовательностью к нему.

- Учёте индивидуальных способностей и возможностей ребенка.

- Сознательности и активности учащихся.

- Эстетико-нравственной направленности занятий.

Основные формы и методы обучения

- Словесные (беседа, рассказ, объяснение, инструктаж, пример, декламация)

- Наглядный (показ, демонстрация, иллюстрация, пантомима)

- Практический (упражнение, изготовление кукол, костюмов, декораций; участие в спектаклях и пр.)

- Проблемно-поисковый (создание образов героев, подбор декораций, костюмов и пр.)

- Методы самостоятельной работы (работа с литературой).

Каждое занятие строится так, чтобы теоретические вопросы по каждой теме предшествовали практической деятельности детей.

Перед практическими работами с острыми предметами обязательно проводится инструктаж по технике безопасности.

Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся один раз в неделю по одному часу. Всего 34 часа, из них теоретических- 8; практических – 26. Количество занимающихся – 10 человек.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описываются формы работы на библиотечных уроках в курсе "Час чтения" и во внеурочной деятельности в 1-4 классах, есть ссылка и на тематическое планирование занятий, приведены примеры мероприятий по этим темам.

Система библиотечных занятий в начальной школе, разработанная учителями нашей гимназии, имеет свои цели. Это: формирование представлений о библиотеке, книге, источниках информации, традиционных библиотечных инструментах. Такие занятия способствуют формированию информационной культуры младшего школьника.

Для удобства работы темы библиотечных занятий в таблице сгруппированы в пять групп – пять столбцов. Вы видите, что некоторые темы повторяются из класса в класс, но в несколько изменённой форме, кроме того, они имеют связь с другими предметами, тесно переплетаются с внеурочной деятельностью учащихся.

Первое посещение библиотеки.

Маленькое путешествие в историю книги.

Творческий конкурс закладок.

С. Я. Маршака. Весёлая викторина по стихотворениям

Какими были первые книги

Иллюстраторы детских книг.

Первые газеты и журналы для детей. Кто такой Мурзилка?

- Книги-сборники былин, легенд, сказов.

- По страницам любимых книг.

История книги. Библиотеки мира.

Роль и значение иллюстраций. Знаменитые иллюстраторы детских книг.

Современные детские журналы.

- Работа с энциклопедиями.

История создания книги

Знакомство с детскими журналами и газетами. Работа с периодической печатью

Какие формы работы в библиотеке или в тесном сотрудничестве с библиотеками используются? Вот некоторые из них….

- Экскурсия по библиотеке. Мы в областной детской юношеской библиотеке побывали с обзорной экскурсией уже в пяти отделах.

- Ежемесячный обзор книг (тематику может выбирать сам учитель в соответствии со своим планированием). Мы привлекаем учащихся в помощь библиотекарю с театрализацией отрывков из отобранных книг для обзора.

- Выставки книг. Рассматривание и обсуждение книг с выставки в библиотеке разрешается. Чем наши учащиеся и пользуются постоянно.

- Презентация одной книги, автора с использованием мультимедийной презентацией. Такие возможности теперь в библиотеках есть.

- На базе библиотеки можно повести чемпионат по чтению (дети сами выбирают интересный отрывок), оценивается техника чтения и артистизм по 6-бальной шкале. Планирую такой чемпионат в конце года. Сначала отборочный тур в классе, а потом на базе гимназической библиотеки финал.

Некоторые из вышеперечисленных форм работы будут использоваться в работе и по другим темам.

- Беседа с мультимедийной презентацией. Выставка книг.

- Создание альбомов. Пресс-клиппинг – это тематическая подборка материалов из периодических изданий, сканированных копий изданий. Такой информационный продукт мы изготавливали вместе с родителями и детьми в 1 классе.

Информационное досье – собрание иллюстративного и справочного материала, досье на историю создания книги, например, с основными событиями. Может включать иллюстрации детей, которые они рисуют с удовольствием.

- Беседа с мультимедийной презентацией. Выставка книг.

- Альбом - досье – собрание иллюстративного и справочного материала на конкретную персону. Сюда входит биография, события жизни писателя, поэта, художника-иллюстратора.

- Конечно, обзор и обсуждение выставки детских журналов. Дети ежедневно посещают библиотеку гимназии и пользуются такими выставками.

Конкурс закладок ежегодно. Ещё творческие конкурсы (к столбцу № 5): конкурс на лучшую творческую работу о любом писателе, фестиваль поэзии (конкурс чтецов).

1. Знакомство с правилами заполнения библиографической карточки.

2. Работа со справочными стендами, указателями (используется и школьная библиотека).

3. Обучение формулированию информационного запроса.

4. Знакомство со способами упорядочивания книг (по темам, по алфавиту).

5. Ознакомление с правилами первого знакомства с новой книгой (работа с ориентировочным аппаратом книги – это название, оглавление, введение, послесловие, иллюстрации, аннотация). Используются книги фонда школьной библиотеки.

6. Знакомство с библиографическим поиском (поиск на основе библиографических данных – фамилии автора, названия произведения, места издания, года издания; в разных источниках – в печатных изданиях, электронных изданиях; по месту осуществления поиска: с помощью библиотекаря в каталогах, самостоятельный просмотр ориентировочного аппарата книг в библиотеке, поиск с родителями или учителем в сети Интернет). Такая работа осуществляется и на базе нашей библиотеки.

7. Работа со способами ориентировки в тексте (по размеру и цвету, видам шрифтов, сюда относятся и абзацы текста).

Литература:

Читайте также: