Внеурочная деятельность арт терапия начальная школа

Обновлено: 08.07.2024

Рекомендуем посмотреть:

Похожие статьи:

Конечно, замечательно, но желательно посмотреть бы всю программу. Я так понимаю-это авторское? А так, мой голос вам!

Здравствуйте, это программа внеурочной деятельности, она составлена мной. но упражнения я подбирала в основном из интернета, какие-то видоизменяла. а часть в их начальном виде оставила, по этому можно сказать, что авторская частично)

Спасибо за интересный познавательный материал, упражнения можно использовать и в работе с дошкольниками.

Вам спасибо за то. что сочли интересным) Конечно можно!)Удачи Вам в работе, надеюсь что-то из представленного пригодится

Трудности и социально-экономические проблемы современного мира привели к явным проявлениям психоэмоционального состояния населения. Особенно остро этот вопрос касается детей, в частности, младших школьников в силу их возрастных особенностей. Дети в этом возрасте обладают высокой чуткостью к происходящим событиям и эмоциональной окрашенностью их вос­приятия. Ребенок погружается в новую для него учебную деятельность, испытывает новые эмоциональные перегрузки. Этот новый этап жизни, богатый разнообразными эмоциями, чувствами, требует от ребёнка правильного их понимания и соответствующего на них реагирования. Помочь детям восстановить эмоциональное равновесие способна арт-терапия, как средство творческого свободного самовыражения личности, невербального языка искусства. Арт-терапия имеет латентное терапевтическое влияние на эмоциональное состояние ребенка, ориентируется на внутренний потенциал каждого учащегося и помогает ему выразить свои мысли и чувства посредством творчества, погружения в различные виды искусства.

Таким образом, арт-терапия выступит средством адаптации, площадкой для регуляции эмоционального состояния младшего школьника. Процесс создания творческого продукта позволит учащимся проявить свою фантазию, активизировать мышление и восприятие, увидеть результат своей деятельности в символической, художественной форме, проявить свои творческие способности, развить коммуникационные навыки.

Цель программы: самовыражение детей в процессе творческой деятельности для регуляции их эмоционального состояния.

Задачи программы:

способствовать выражению эмоционального состояния детей при помощи арт-терапевтических средств;

помочь детям научиться реагировать на проявление эмоционального поведения других людей;

сформировать у учащихся способность к успешной коммуникации;

способствовать развитию сенсорных и моторных качеств ребенка;

снизить уровень эмоционального напряжения детей;

выявить у учащихся скрытые творческие способности;

научить детей уверенной работе в команде.

Педагогическая деятельность организуется по следующим принципам:

принцип системности - логическое построение содержания воспитательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами на каждом этапе их реализации;

принцип гармоничности - комплексное развитие всех формируемых свойств и качеств личности в процессе воспитания;

принцип преемственности и перспективности в выборе целей и задач воспитания;

принцип оптимальности выбора форм, методов и средств реализации содержания;

принцип интеграции изучаемого курса с предметами общеобразовательного и художественно-эстетического циклов;

принцип доступности и легкости предлагаемой детям теоретической информации;

принцип тесной связи теории с практикой;

принцип самореализации детей в творческой деятельности.

Общая характеристика программы

Главное преимущество занятий по арт-терапии в том, что каждый ребенок в группе сможет свободно выразить свою позицию, мнение в творческой форме. В процессе работы ребенок творчески самовыражается, развивает свои художественные способности в целом, повышает свои адаптационные способности за счет раскрытия внутренних ресурсов.

Арт – терапию часто называют исцеляющим творчеством, потому что оно приносит удовольствие, обучает выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно. Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний.

В программе арт-терапии используются все виды искусства, которые и определяют ее направления:

Каждое направление имеет определенное коррекционно-развивающее значение.

Изотерапия способствуют сенсорному развитию, формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.

Музыкотерапия помогает детям осваивать окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах. Активизирующиеся чувства, эмоции, переживания ребенка, создают условия для осмысления прекрасного и безобразного, доброго и злого, любви и ненависти, помогают эмоционально-чувственно и деятельно откликнуться на них, обеспечивают ощущение собственной самоценности, сопричастности с другими людьми, адекватности коммуникативных проявлений. Успокаивая эмоциональное состояние и наполняя его новыми радостными переживаниями, музыка помогает ребенку ослабить негативные реакции.

Сказкотерапия расширяет границы воображения, всегда вызывает интерес, эмоциональный отклик, определенные переживания. В процессе занятий закладывается фундамент читательской культуры, потребность в общении с книгой.

Игротерапия дает положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Они обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности детей.

Это далеко не полный перечень коррекционных возможностей арт-терапии в образовании.

Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний, всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, в социальной работе.

Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисунком. Случается так, что для некоторых людей – это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности. Предоставить такую возможность всем нуждающимся – задача арт-терапии.

В процессе занятий дети не только проявляют свои творческие способности, но и учатся устанавливать визуальный контакт, коммуникационные связи, выражать свое настроение, получить новые знания об искусстве, познать себя и своих одноклассников.

Арт-терапия ресурсна, так как находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности детям в своих силах. Чем лучше ребенок умеет выражать себя, тем полноценнее его ощущение себя неповторимой личностью.

Стоит отметить, что игротерапия применяется на каждом занятии вместе с другими видами арт-терапии. Игровая форма занятия поможет учащемуся более раскрепощено выражать свое эмоциональное состояние и устанавливать межличностные связи.

Описание места курса в учебном плане

Количество занятий – 1 час в неделю.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Общее количество часов за год: 35 ч.

Возраст учащихся – 7-9 лет.

Продолжительность занятия – 35 минут.

Форма работы – групповая и индивидуальная.

Формы организации деятельности

Основная форма работы – практическое занятие, результатом которого будет творческий продукт ребенка.

Методы и приемы обучения

В процессе организации занятий используются следующие методы работы:

упражнение – организованное повторение какого-либо планомерного действия для погружения в арт-терапевтическое занятие и его завершения;

словесный метод, который включает в себя лекции, объяснительные и обобщающие беседы, коллективные обсуждения, диспуты и т. п;

наглядно-демонстрационннный метод, подразумевающий использование различных аудио-,видеосредств, способствующих более эффективному усвоению теоретического материала;

практический метод, предполагающий использование различных форм самостоятельной работы - групповые практикумы, сюжетно-ролевые игры, тренинги, упражнения, творческие задания, творческие показы и т. п.

На занятиях используются следующие приемы:

Структура занятий по арт-терапии:

Упражнение на погружение в арт-терапию (игровая форма);

Основная часть занятия (выполнение творческого продукта);

Упражнение на завершение занятия (игровые упражнения, рефлексия в форме тестов и т.п.)

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса:

Занятия по арт-терапии решают воспитательные, диагностические, коррекционные, развивающие педагогические задачи.

У ребенка появится понимание себя, своего внутреннего мира и эмоционального состояния. Диагностические тесты помогут педагогу определить направление приоритетных задач для развития каждого ребенка.

Предметными результатами являются:

умение различать основные виды художественных материалов;

формирование начальных знаний в области искусства;

способность к созданию своего творческого продукта и воплощения в нем собственного внутреннего мира;

уверенное владение техникой работы с различными видами материалов (ткань,бумага, нить, краски, цифровые материалы, глина, пластилин и т.д.).

Метапредметными результатами являются:

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;

объективная оценка результатов собственного труда;

формирование знаково-символической деятельности учащихся;

формирование произвольность психических процессов;

формирование наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;

развитие моторных способностей детей.

Личностными результатами являются:

развитие творческого воображения;

выражение своего эмоционального состояния в процессе творчества;

преодоление коммуникативного зажима;

понимание своего внутреннего мира;

развитие новых творческих способностей;

появление учебной инициативности и самостоятельности суждений;

формирование эмоциональной культуры учащихся;

снижение эмоциональной тревожности;

закрепление положительных поведенческих реакций;

уверенная работа в группе, преодоление стеснения.

Сформированность универсальных учебных действий (УУД) в результате освоения программы:

Регулятивные УУД:

овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности;

овладение действиями планирования — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

составление плана и последовательности действий;

овладение действием контроля;

осуществление действия коррекции;

способность к действию оценки,оценка результатов работы;

освоение способов решения проблем творческого характера;

способность к рефлексии.

Личностные УУД:

принятие социальной роли ученика;

сформированность внутренней позиции школьника;

принятие и соблюдение норм школьного поведения;

осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой действий;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

овладение навыками адаптации в социуме.

Умение оценивать свое положение в системе социальных отношений.

Познавательные УУД:

овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;

установление аналогий, простых причинно-следственных связей.

Способность отличать известное от неизвестного;

Умение оценить собственные мысли и действия со стороны

Коммуникативные УУД:

способность к планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; возможность постановки вопросов;

способность к разрешению конфликтов;

умения излагать свое мнение и оценку событий;

умения знакомиться, присоединяться к группе;

умения благодарить и принимать комплименты;

умения выразить свои теплые чувства к другому;

умения слушать и слышать собеседника;

умение осознавать свои чувства и выражать их;

умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Содержание программы

Изотерапия. Художественный продукт как средство самовыражения ребенка. Помощь рисунка в проявлении содержания внутреннего мира ребенка. Развитие сенсорики, моторики, воображения. Свободное рисование. Рисование пальцами. Аппликации из цветной бумаги.

Музыкотерапия. Интеллектуальная релаксация ребенка. Развитие образности мышления. Регуляция психоэмоционального состояния ребенка с помощью воздействия определенной кодированной музыкальной композицией. Снятие стресса, усталости. Прослушивание музыкальных композиций. Упражнения по игроритмике.

Игротерапия. Развитие вербального и невербального контакта. Развитие коммуникационных навыков. Развитие двигательной координации. Формирование моторики, графомоторики, слухового восприятия, тактильного восприятия, зрительного восприятия. Формирование пространственных представлений. Игры-повторялки. Игры на знакомство, на сплочение, на активизацию мышления, на формирование двигательной активности. Упражнения-разминки и упражнения-рефлексии.

Мульттерапия. Моделирование положительных эмоций. Видение себя со стороны. Регуляция психоэмоционального состояния. Отождествление своего эмоционального состояния с эмоциональным состоянием героя на экране.

Фототерапия. Закрепление работы в команде. Регуляция эмоционального состояния. Развитие более широкого образного видения, внимания. Собирание фотомозаики. Поиск фотоотличий. Создание коллажей.

Пластическая терапия. Развитие сенсорики, моторики, воображения. Жгутовая техника. Техника пластилиновой аппликации. Лепка из пластилина простых форм и предметов.

Предметная арт-терапия. Развитие сенсорики,моторики. Новое видение образов. Улучшение тактильных ощущений. Работа с кусочками ткани. Работа с обычными предметами (изделия из дерева, кожи, ткани, веревок, ниток ит.п.) и их применение в терапевтических целях. Игры с предметами. Отождествление предмета с предлагаемой ситуацией. Картины из нити. Изготовление мягких подарков друг другу. Создание сказочного героя из ткани.

Программа основана на комплексном подходе, имеет индивидуальную коррекционно-развивающую направленность и ориентирована не столько на прямую передачу детям специальных умений и навыков, сколько на решение задач активизации их внутреннего потенциала, повышения мотивации к различным видам художественной деятельности, развития творческой активности, формирования адекватного межличностного поведения и конструктивного общения на основе эмоционально-значимой деятельности.

Данная программа содержит высокий коррекционный потенциал: способствует успешной адаптации в условиях нового коллектива, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе, агрессивности. Группа сверстников дает возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность, сдерживаться и пр.

Уникальность программы арт-терапия заключается в том, что она имеет универсальный характер и рассчитана на любого ребенка, т. е. инициирует резервные возможности как детей с нормой, так и с проблемами в развитии, разница заключается только в качестве достигаемого результата.

Отличительные особенности программы:

Отличительной особенностью программы является то, что в ней органично соединяются изобразительное, декоративно – прикладное, театральное искусство и трудовое обучение. Практическая работа занимает главное место в данной программе. Обучающиеся не усваивают готовые знания, а приобретают их через прочувствованное созерцание окружающего мира, прочувствование и познание самих себя, а также изделий изобразительного и декоративно – прикладного искусства, знакомятся с технологией художественного творчества. Затем приобретённые знания обучающиеся используют в своей творческой деятельности, повседневной жизни.

Цели и задачи программы

Цель программы педагогической арт-терапия – инициация резервных возможностей детей, активизация и обогащение предшествующего художественного опыта, развитие эмоциональной сферы, адаптация в условиях нового коллектива средствами художественных видов деятельности, содействие благоприятному течению социально-психологической адаптации пятиклассников к школьному обучению.

Формирование положительного отношения к школе, стимулирование познавательной активности школьников;

Знакомство школьника с нормами школьной жизни, содействие принятию требований учителя и ритма учебной деятельности, овладению правилами поведения на уроке и перемене, формирование личностных БУД;

Развитие эмоционально-волевой сферы, содействие формированию произвольности и саморегуляции поведения, снятие страхов и эмоционального напряжения, формирование регулятивных БУД.

Развитие познавательных психических процессов, формирование познавательных БУД;

Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогами, формирование коммуникативных БУД.

Создание условий для развития групповой сплоченности классного коллектива, принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности.

Профилактика школьной дезадаптации.

Способствовать формированию мотивации к различным видам художественной деятельности;

Формировать изобразительно-выразительные навыки детей, связанные с усвоением особенностей выразительного языка каждого вида искусства;

Обеспечивать художественно-познавательные потребности детей через активное участие в творческих видах деятельности;

Способствовать повышению адаптационных способностей личности в коллективе, изменению негативных стереотипов поведения, к активной индивидуальной и коллективной деятельности в мире искусства.

Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм. Помимо обучения, воспитания, творческого и коммуникативного развития личности, программа решает ряд социально значимых проблем, таких как: обеспечение занятости детей, их самореализация и социальная адаптация, формирование нравственности, гражданской позиции, здорового образа жизни.

Программа арт-терапии включает 4 блока:

Игровая терапия – 10ч.

Изотерапия – 1 7ч.

Каждый блок имеет определенное коррекционно-развивающее значение.

Изотерапия - способствуют сенсорному развитию, формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.

Музыкотерапия - помогает детям осваивать окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах. Активизирующиеся чувства, эмоции, переживания ребенка, создают условия для осмысления прекрасного и безобразного, доброго и злого, любви и ненависти, помогают эмоционально-чувственно и деятельно откликнуться на них, обеспечивают ощущение собственной самоценности, сопричастности с другими людьми, адекватности коммуникативных проявлений. Успокаивая эмоциональное состояние и наполняя его новыми радостными переживаниями, музыка помогает ребенку ослабить негативные реакции.

Сказкотерапия - расширяет границы воображения, всегда вызывает интерес, эмоциональный отклик, определенные переживания. В процессе занятий закладывается фундамент читательской культуры, потребность в общении с книгой.

Игротерапия- дает положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Они обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности детей.

Объем и срок освоения программы

Рабочая программа рассчитана на 34 часов в год

Форма занятий – групповая. Учебный процесс строится согласно календарно-тематическому планированию.

Формы и методы работы:

Изотерапия —воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.;

Музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки;

Сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи.

Игровая терапия - воздействие с использованием игры.

Особенности организации образовательного процесса

Программа реализуется в свободное от основной учебной нагрузки время и исключает переутомляемость детей за счет:

обеспечения личностно-ориентированного и личностно-мотивированного участия детей в интересной и доступной для них деятельности, свободы выбора личностно-значимого содержания образования, форм деятельности и общения;

использование социально-значимых и интерактивных способов усвоения образовательного материала;

организации соответствующих для каждого возраста форм активности.

Все уроки проходят с применением здоровьесберегающих технологий, с соблюдением всех принципов специальной педагогики, с учётом индивидуальных особенностей организма каждого ребёнка, на основе личностно - ориентированного, дифференцированного, разноуровневого подхода.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Личностные результаты

добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность,

положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;

бережное отношение к своему здоровью;

проявление толерантности, уважительного отношения к иному мнению;

овладение навыками коммуникации при общении со сверстниками в совместной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих базовых учебных действий (УД).

умение проговаривать последовательность действий;

умение совместно с учителем и другими учениками давать оценку действию;

умение работать по предложенному учителем плану;

организующие умения: вовремя приходить на занятие, организованно входить, знать и выполнять правила внутреннего распорядка, санитарно-гигиенические требования,

умение соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем,

умение формулировать совместно с учителем задание.

умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

умение анализировать, сравнивать, группировать различные материалы, инструменты;

умение осуществлять совместную деятельность;

умение участвовать в работе группы, распределять обязанности, договариваться друг с другом.

умение сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми, умение слушать и понимать речь других;

умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

Другими результатами изучения курса являются следующие знания и умения:

выявления и инициации потенциальных художественных возможностей каждого ребенка,

обогащения новым опытом художественной деятельности,

развития эмоциональной сферы и творческой активности,

повышения мотивации к различным видам искусства,

максимально быстрой адаптации средствами искусства в новом коллективе,

развития и коррекции коммуникативных качеств личности, навыков конструктивного общения.

активное участие в процессе создания творческих работ;

позитивный настрой детей в работе.

Предметными результатами изучения курса являются следующие знания и умения:

Материалы и приспособления, применяемые при работе с природным материалом, разнообразие техники работ с природным материалом,

Виды бумаги, ее свойства и применение, материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой, разнообразие техник работ с бумагой;

Повышение мотивации к различным видам искусства,

Представление о самих себе, развитие интереса к самому себе.

Развитие уверенности в себе, повышение самооценки.

гармонизация эмоционального состояния.

новые приёмы рисования.

Приемы снятия эмоционального и мышечного напряжения.

навыки позитивного взаимодействия

художественные произведения отечественных и зарубежных авторов.

- сказочных персонажей, осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные образы

- Способность целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.

-Способность согласовывать свои действия и движения.

- Способность опосредовать свою деятельность речью.

- осуществлять презентацию индивидуального продукта.

-Участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их; уметь различать наиболее распространенные геометрические фигуры и их цвета; согласовывать свои действия с условиями игры; изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнера; находить нужные для осуществления игрового замысла атрибуты игры, использовать в процессе ее разнообразные заменители; при столкновении с проблемами должны использовать свой внутренний потенциал и творчески подходить к их решению.

- Узнавать предметы по словесному описанию без опоры на зрительное восприятие предметов. Уметь выделять предметы в группу (сказку), опираясь на зрительный образ, владеть техниками конструктивного решения конфликтов, уметь преодолевать свои страхи, адекватно выражать свои эмоции

уметь четко и ёмко излагать свои мысли. умение слушать и принимать чужую точку зрения; умение высказывать, отстаивать свою точку зрения; Передавать в рисунке своё настроение. - ---Создавать композиции по теме. Уметь проводить коллективные исследования. задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Правила поведения в общественных местах;

правила общения со взрослыми;

правила общения со сверстниками

танцевальные движения и музыкальные игры и произведения

художественные произведения отечественных и зарубежных авторов.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам,

- выделять существенные признаки предметов,

- обобщать, делать несложные выводы,

- классифицировать явления, предметы,

- определять последовательность выполнения операций,

- давать определения тем или иным понятиям,

- осуществлять поисково-аналитическую деятельность для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении учебных предметов,

- слушать и понимать обращенную к нему речь,

Оценка планируемых результатов освоения программы

В основу программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия ребенка в мероприятиях. О достижении результатов следует судить по следующим критериям:

по оценке творческой продукции ребенка;

по повышению уровня общей культуры;

по введению речевого материала занятий в активный словарь обучающихся;

по отношению в коллективе.

Воспитательные результаты освоения программы оцениваются по трем уровням:

Первый уровень результатов

знание танцевальных движений и музыкальных игр и произведений, эмоциональных состояний сказочных персонажей, художественных произведений отечественных и зарубежных авторов, форм, величин, цвета, знание негативных проявлений, которые портят жизнь и ребенку и окружающим его людям. Правила поведения в общественных местах; правила общения со взрослыми; правила общения со сверстниками (девочками и мальчиками); различных техник рисования, 7 цветов сектора, их оттенки по насыщенности и цветовому тону.

Второй уровень результатов

умения различать речевые и неречевые звуки; выполнять упражнения в определенном ритме и темпе; сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания, различать характер мелодии (веселая – грустная), Узнавать предметы по словесному описанию без опоры на зрительное восприятие предметов, преодолевать свои страхи, адекватно выражать свои эмоции, слушать и понимать обращенную к нему речь, участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их; уметь согласовывать свои действия с условиями игры; изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнера; находить нужные для осуществления игрового замысла атрибуты игры, использовать в процессе ее разнообразные заменители; уметь четко и ёмко излагать свои мысли. умение слушать и принимать чужую точку зрения; умение высказывать, отстаивать свою точку зрения; Передавать в рисунке своё настроение. Создавать композиции по теме. Уметь проводить коллективные исследования. задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Третий уровень результатов

Получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения.

Главная задача современной школы - раскрытие способностей каждого обучающегося, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Школьное обучение должно способствовать личному росту школьника, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации.

Цель школы - вызвать к жизни внутренние силы и возможности школьника, использовать их для более полного и свободного развития личности.

На современном этапе развития общества обозначилась тенденция ухудшения здоровья детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития, нарушения слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата.

В этой связи возрастает актуальность музыкального воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих психические и физические отклонения, которые обусловливают нарушения общего развития, требует использование особых технологий и приемов обучения. Новизна современной педагогической практики преподавания музыки детям с ограниченные возможности здоровья характеризуется изменением педагогической технологии на раскрытие, развитие творческих способностей, самоутверждение.

При данном подходе художественное мышление и как разновидность его - музыкальное мышление - это процесс самопознания и проявления духовной красоты личности. Развитие мыслительных навыков необходимо не только в учебе, но и в обычной жизни, требующей принимать решения, работать с информацией, анализировать.

Личный опыт показывает, что если процесс получения знаний организован правильно: интересен и мотивирован, усвоение материала не создает эффекта перегрузки.

У школьника наблюдается положительная мотивация к учебе, к получению новых знаний и умений.

Поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности школьника. Внеурочная деятельность требует определённой степени подготовленности и в физиологическом, и в социальном отношении. Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой. При диагностике психических процессов школьников, их эмоционально-личностной сферы всё чаще встречаются дети с недостаточным и достаточным уровнем развития. Стало очень актуальным комплексное психологическое сопровождение школьников. Помочь таким детям могут не только специалисты - логопеды, дефектологи, но и учителя музыки, уделяя на своих занятиях внимание дыхательной гимнастике, вокальным упражнениям и ритмической работе.

Главная цель учителя музыки - сохранить психологическое здоровье школьников. Основная задача - обеспечить подготовку школьников к полноценной жизни в обществе, их социальная адаптация.

Применяя элементы арт – терапии во внеурочной деятельности, следует отметить, что арт – терапия оказывает значительное психотерапевтическое действие, которое снимает нервно-психологическое напряжение, вызванное другими уроками. Арт-терапевтические приёмы музыкального направления, не только сохраняют здоровье школьников, но и помогают развивать творческую свободу, фантазию, пробуждают процессы воображения и представления.

И неправда, что кто-то не умеет петь, слушать музыку, двигаться под музыку или у кого-то нет слуха. Все эти способности можно и нужно развивать. Рисование, особенно под музыку, помогает осмыслить и привести к гармоническому состоянию внутренний мир, слушание музыки помогает представить образ какого – либо героя из услышанного музыкального произведения. Развитие исполнительских возможностей обучающихся, развитие специальных музыкальных способностей музыкально-слуховые представления, музыкальный слух, музыкальная память, способность ярко характеризовать образ героя помогут школьнику раскрыть творческие способности.

2. Направления внеурочной деятельности

На своих занятиях я использую общекультурное направление с применением методов арт – терапии в работе с младшими школьниками.

Арт-терапевтические формы помогают создать такие условия, при которых осуществляется решение ряда важнейших задач:

- осознание наличия разных эмоциональных состояний у школьников и умение выражать свои эмоции и чувства;

- развитие способности экспериментировать с разными художественными материалами;

- умение создавать из обычных предметов, которые нас окружают, произведения искусства;

- развитие и укрепление внутреннего "Я";

- помощь родителям с "особыми" детьми и детьми с признаками одарённости;

- получение дополнительных сведений о детях с помощью простых тестов;

- дополнительная возможность развития психологических основ личности;

- раскрытие важных сенсорных каналов ребёнка.

Упражнения со школьниками по арт-терапии служат инструментом для изучения чувств, идей и событий, развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности, а также создания более уверенного образа себя.

Особенностями арт – терапевтического подхода является:

1. Безоценочное восприятие:

в арт-терапии нет "правильного" или "неправильного", и обучающиеся это знают. Детям нужно чувствовать себя в безопасности, знать, что создание образов - это способ передачи своего опыта, мыслей и чувств и что их не будут оценивать.

2. Обучающиеся являются экспертами.

Упражнения созданы таким образом, что отправная точка - опыт каждого ребёнка. В этом смысле дети - "эксперты" в отношении своих работ.

3. Важен вклад каждого из школьника.

Все задания, полученные на уроке, а также и домашнее задание нужно рассматривать с равным уважением, вне зависимости от профессионализма.

Прикреплённые файлы:

Использование методов песочной терапии в развитии эмоционально-личностной сферы дошкольников

Использование методов песочной терапии в развитии эмоционально-личностной сферы дошкольников В последнее время под влиянием телевидения и социума дети перенимают неуместные способы поведения и грубое выражение чувств посредством.

Внедрение здоровьесберегающих нетрадиционных методов терапии в логопедической работе Нетрадиционные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими.

Внеурочная деятельность и ее особенности Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одарённых детей, в общеобразовательном учреждении могут быть организованы разнообразные.

Читайте также: