Внеаудиторная деятельность в школе

Обновлено: 02.07.2024

Состоялся обстоятельный разговор об организации и проведении внеаудиторной деятельности в школе и реализации Директив I и II Педагогического конгресса, направленного на повышение качества образования, так как образование через культуру – это перспектива развитии общества. Членами педколлектива созданы условия для проявления и развития ребенком своих интересов и способностей на основе свободного выбора, постижения им духовно – нравственных ценностей и культурных традиций. В школе эффективно используется оптимизационная модель внеурочной деятельности, которая на основе оптимизации всех внутренних ресурсов и минимизации финансовых расходов предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники учреждения. Внеаудиторная деятельность организуется в целях формирования единого образовательного пространства средней школы для повышения качества образования и осуществления процесса становления личности школьника в разнообразных развивающих средах. Она отлична от классно– урочной, но направлена на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы, о чем сказала в своем выступлении заместитель директора по учебной работе Сартыкова З.М., проанализировав итоги ЕГЭ и ОГЭ за последние 3 года и обозначив конкретные проблемы.

Обучению конструированию через создание простейших моделей, развитию логического и технического мышления и управлению готовыми моделями способствуют кружки по робототехнике, о становлении и деятельности которых представила свою презентацию молодой педагог Анна Михайловна Гаврильева. Показав некоторые работы детей, она высказалась о необходимости приобретения более сложного оборудования и готовности сотрудничать с другими школами.

В ходе бурного обсуждения были названы проблемы, с которыми сталкиваются в своей работе члены педагогического коллектива. По этому поводу специалисты ХРУО дали полезные советы по привлечению выпускников школы, родителей к организации внеаудиторной деятельности, специалистов из музыкальных школ, училищ, других ОУ для проведения мастер- классов, возможности приобретения необходимого инвентаря, оборудования, музыкальных инструментов и популяризации опыта учителей.

Содержание и технологии воспитательной работы должны отвечать запросам общества, традициям, позитивному опыту. Четкая и последовательная внеаудиторная деятельность должна стать важным средством повышения качества образования в школе.

Решение педсовета было принято единогласно с учетом того, что внеклассная работа интересна, познавательна и значима для работы с детьми, так как формирует высоконравственную, творческую, инициативную и ответственную личность, стремящуюся к знаниям, развитию и самосовершенствованию.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Словарь профессионального образования так толкует понятия:

 « ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА , ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА - это

общеобразовательная и воспитательная работа , проводимая вне учебного плана и программ , а также разного рода мероприятия , организуемые для контингента образовательного учреждения с

целью более полного и глубокого освоения знаний и развития технического творчества .

Это конкурсы профессионального мастерства , научнопрактические конференции , встречи с новаторами , рационализаторами и

изобретателями , видными представителями науки и

Внеурочная деятельность в школе - одна из проблем, которая волнует родительскую общественность, школьников и педагогов. Одна часть родителей говорит о том, что учителя насильственно принуждают школьников посещать занятия, которые они сами организовывают, другая часть утверждает, что внекласска - это способ получить дополнительное финансирование, что это не кружки, а обязательные предметы. Другая часть довольна тем, что много кружков по интересам, тем более, что есть большой выбор по каждому направлению и это всё добровольно .

Так что же такое внеурочка?

Внеурочная деятельность в школе представляет собой инновацию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Согласно Федеральному закону об образовании содержание образования образовательной организации определяется её основной образовательной программой, которая разрабатывается в соответствии с ФГОС, утверждается и реализуется образовательной организацией самостоятельно с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

- начальное общее образование 1350часов за 4 года обучения;

- основное общее образование 1750 часов за 5 лет обучения с учетом интересов обучающихся и возможностей организации , осуществляющей образовательную деятельность.
Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах) в 1-11 классах независимо от продолжительности учебной недели должен быть не более 10 .
Согласно СанПин 2.4.2.2821-10, - часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.
Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяются приказом образовательного учреждения.
Образовательное учреждение самостоятельно решает вопросы формирования и наполняемости групп. В соответствии с СанПин 2.4.2.2821-10 количество учащихся в группе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося не менее 2,5 кв. метра и не более 3,5 кв. метра на 1 обучающегося при организации групповых форм. При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы с меньшей наполняемостью.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.
Главной целью внеурочной деятельности является решение задач воспитания и социализации детей .

В процессе внеурочной деятельности формируются нравственные черты личности, школьник учится коммуникации не только в обществе, но и вне его. В ходе внеурочной деятельности обучающийся должен научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
Результатом проведения внеурочной деятельности в школе предполагается увеличение численности детей, охваченных организованным досугом, формирование социальной культуры школьников, чувства патриотизма и гражданственности, предрасположенность к здоровому образу жизни, воспитание толерантности, уважительного отношения к окружающему миру.
Кроме того для большинства родителей, у которых нет физической или финансовой возможности водить детей в учреждения дополнительного образования или какие-то частные спортивные секции и развивающие студии, внеурочная деятельность образовательного учреждения позволяет предоставить своим детям такую возможность на бесплатной основе.
В соответствии с ФГОС организация внеурочной деятельности образовательной организацией являются обязательной, ибо она составная часть ООП. При этом образовательная организация обязана предоставить участникам образовательных отношений право выбора различных форм внеурочной деятельности на добровольной основе .
Также согласно СанПин 2.4.2.2821-10 внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений .

Если обучающийся посещает кружки, спортивные секции и т. д. в учреждениях дополнительного образования, то он может обратиться в администрацию образовательной организации, в которой он обучается, с просьбой зачесть его результаты по соответствующему направлению внеурочной деятельности при условии, если в образовательной организации имеется соответствующий локальный акт.

Таким образом, исходя из вышеизложенного можно сделать вывод: говоря о внеаудиторной нагрузке, мы говорим о внеурочной деятельности или о внеклассной работе, которую словарь определяет: как деятельность учащихся класса (классного коллектива) вне уроков (после уроков), в свободное от занятий время, осуществляемая под руководством и совместно с педагогом (классным воспитателем, классным руководителем, куратором)

Источники:
Закон РФ “ Об образовании” от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ.
СанПин 2.4.2.2821-10 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413
Письмо Минобрнауки России от 12 мая 2011г. № 03-296
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Примерная основная образовательная программа основного общего образования.

1 Технология организации внеаудиторной деятельности школьников.

3 Качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных образовательных результатов социальным и личностным ожиданиям, формально воплощенная в нормативных требованиях.

4 Компетентность – совокупность личностных качеств воспитанника (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социальной и личностно-значимой сфере. Ключевые компетентности можно рассматривать как результат образования, выражающийся в овладении воспитанником определенным набором (меню) способов деятельности по отношению к определенному предмету воздействия.

5 Выделяется комплекс из 4 слагаемых, являющихся основными ориентирами в оценке качества образования: традиционные знания, умения и навыки (например: закон Ньютона, правила правописания, алгоритм решения задач и т.п.); надпредметные понятия (например: Родина, совесть, любовь; а также другого рода понятия: знак, деятельность, миф); ключевые компетентности (социальные, правовые, экономические, информационные и другие); общественно-значимый социальный опыт (волонтерство, участие в патриотических, социальных, творческих и других проектах, акциях, где нет никакой состязательности или прямого обучения, но есть опыт принесения пользы людям, обществу, государству).

6 Надпредметные понятия Надпредметные понятия у учащихся являются ориентирами в их личной и общественной деятельности. Интерес к нравственным качествам людей, нормам их поведения, к их взаимоотношениям друг с другом, их нравственным поступкам формирует у воспитанников нравственные идеалы, воплощенные в духовном облике человека. Формирование надпредметных понятий, вмещающих в себя такие ценности, как Родина, совесть, любовь, заключается в том, что во время обучения внимание, в первую очередь, уделяется духовному развитию личности.

7 Комплекс качеств, которые отражают современные научные представления о формировании надпредметных понятий у учащихся уровень сформированности нравственной культуры; уровень развития гражданского самосознания и гражданской ответственности; уровень развития патриотических чувств; уровень сформированности толерантности.

8 В связи с этим приоритетным становится формирование, а следовательно, и оценка таких качеств личности у учащегося как патриотизм, гражданственность, толерантность, совестливость.

9 Классификация ключевых компетентностей по А.В. Хуторскому ценностно-смысловая общекультурная учебно-познавательная информационная коммуникативная социально-трудовая личностная компетенция

10 КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ компетентности здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни; компетентности ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка) науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;

11 КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ компетентности интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширения приращения накопленных знаний; компетентности гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн); компетентности самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком;

12 КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ компетентности социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность; компетентности в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросскультурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента;

13 КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ компетентности познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность; компетентности деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности; компетентности информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), масс медийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет технологией

15 СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ УЧАЩИХСЯ Под социальным опытом понимается опыт участия школьника в различных видах деятельности и межличностного взаимодействия при исполнении комплекса социальных ролей, наложивший отпечаток на понимание жизни и отношение к ее различным проявлениям, определивший содержание установок и знаний учащегося, уровень развития его умений и навыков. Для учащегося овладеть социальным опытом значит не просто усвоить сумму сведений, образцов, а научиться тем способам деятельности и общения, результатом которых он (опыт) и является.

16 В.В. Краевский и И.Я. Лернер выделяют следующие составляющие социального опыта: знание – представляет собой всю накопленную информацию о мире и способах выполнения различных видов деятельности; опыт осуществления известных способов деятельности – включает готовность выполнять установленные нормы, правила деятель­ности в их проявлении, а также систему общих интеллектуальных и практических навыков и умений;

17 В.В. Краевский и И.Я. Лернер выделяют следующие составляющие социального опыта: опыт творческой деятельности – предполагает сформированное творческое отношение к деятельности и готовность личности к организации собственных творческих инициатив; опыт эмоционально-ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека – содержит совокупность социальных потребностей, обусловливающих эмоциональное восприятие личностно определенных объектов, входящих в систему ценностей.

18 ключевые компетентности обеспечиваются через проектные, творческие, исследовательские, трудовые, спортивные и другие занятия, как часть образовательного процесса; надпредметные понятия обеспечиваются успешнее всего через внеклассную, внеурочную виды образовательной деятельности; общественно полезный социальный опыт обеспечивается через практическую деятельность учащихся, присутствующую как в урочной, так и во внеурочной деятельности образовательного процесса.

19 Внеаудиторную деятельность учащихся в образовательном учреждении обеспечивают два субъекта образовательного процесса: классный руководитель и учитель-предметник. Преимущества ВД: предоставление учащимся возможности выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Наполнение конкретным содержанием данного раздела находится в компетенции образовательного учреждения

20 Время, которое остается после уроков, можно разделить на 2 основных вида внеаудиторной деятельности учащихся Внеклассная работа – организация педагогом (чаще всего классным руководителем) различных видов деятельности детского коллектива, обеспечивающих необходимые условия для социализации ребенка Внеклассная работа Внеурочная работа – организация педагогом (чаще всего учителем-предметником) различных видов самостоятельной учебной деятельности, которую школьник выполняет за рамками урока (вне урока)Внеурочная работа

21 Соотношение между разными видами деятельности должно составлять: 80-60% - аудиторные часы; 30-20% - неаудиторные часы; до 10% - общеполезная деятельность и приобретение социального опыта

22 Успешность работы педагога зависит от следующих показателей: развитость самоуправления в ученическом коллективе; участие в молодежных и детских общественных организациях; общественная активность учащихся; охват системой дополнительного образования; развитие экспериментальной и исследовательской деятельности учащихся; активность участия в конкурсах, смотрах, мастер-классах по учебно-воспитательным проблемам различных уровней; внедрение инновационных образовательных технологий; повышение квалификации педагога.

23 Виды внеаудиторной деятельности Игровая деятельность Познавательная деятельность Проблемно-ценностное общение Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение) Художественное творчество Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность) Трудовая (производственная) деятельность Спортивно-оздоровительная деятельность Туристско-краеведческая деятельность

24 Базисный образовательный план и направления внеаудиторной деятельности Спортивно-оздоровительное Художественно-эстетическое Научно-познавательное Военно-патриотическое Общественно полезная деятельность Проектная деятельность

25 Результаты и эффекты Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата.

26 Образовательные результаты внеаудиторной деятельности школьников Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

27 Результаты внеаудиторной деятельности 1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь 2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь 3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни

28 Образовательные эффекты внеаудиторной деятельности (эффекты воспитания и социализации детей) формирование ключевых компетентностей школьниковключевых компетентностей формирование у обучающихся социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.

29 Выделение трех уровней результатов внеаудиторной деятельности позволяет разрабатывать образовательные программы внеаудиторной деятельности с четким и внятным представлением о результате; подбирать такие формы внеаудиторной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня; выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому; диагностировать результативность и эффективность внеаудиторной деятельности; оценивать качество программ внеаудиторной деятельности (по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.).

30 Внеаудиторные занятия должны содержать разные формы общения между педагогом и учениками - монолог, диалог, полилог; разные формы деятельности с учениками - индивидуальные, коллективные, работа в парах, в малой группе и т.д.

Вместе с тем в положении вот что говорится о задачах внеаудиторной деятельности (ВД):

· Формирование личности, обладающей высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествами гражданина-патриота.

· Создание условий для раскрытия и развития творческих способностей, гражданского самоопределения и самореализации, гармонизации потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, культурном и физическом развитии.

· Создание необходимых условий для личностного развития обучающихся через организацию проектно-исследовательской деятельности по предмету.

· Организация досуга обучающихся во внеучебное время.

· Сохранение и приумножение традиций школы.

А вот это перечень видов ВД:

Внеаудиторная деятельность включает следующие виды работы с обучающимися:

2.1. Проведение учителем консультаций и дополнительных занятий с обучающимися, в том числе работа с обучающимися, имеющими пробелы в знаниях и с мотивированными обучающимися.

2.2. Подготовка учащихся к олимпиадам, конференциям, смотрам, конкурсам.

2.3. Внеклассная организационная и воспитательная работа с обучающимися.

2.4. Методическая работа, научно-методическая работа.

2.5. Проведение культурно-массовых, спортивных, физкультурно -­ оздоровительных, научных мероприятий.

2.6. Организация работы по пропаганде здорового образа жизни, профилактике девиантного поведения в молодежной среде.

2.7. Содействие работе общественных объединений: профсоюзной организации, органам ученического самоуправления, клубам и объединениям.

Лично я нахожусь в состоянии ступора от создавшейся ситуации. Может быть чего-то не понимаю? Почему в эти злосчастные 10% занятости впихнули почти всю внеаудиторную деятельность учителя, тогда как, помнится, ранее при другом руководстве школы, эти 10% занятости предполагалось отводить на подготовку к урокам, проведение учебно-методической работы, консультации с детьми по предмету и т.п.

Если бы только бюрократия… Это желание без оплаты учительского труда за внеаудиторную деятельность заставить учителя работать бесплатно. Я так вижу эту ситуацию.

В том же Письме чётко и ясно написано следующее:
`рабочее время учителей может быть конкретизировано по времени (то есть в часах, в минутах) только в части проводимых уроков и других учебных занятий, не превышающих 45 минут, коротких перерывов (перемен), а также согласно пункту 2.3 в части периодических кратковременных дежурств в образовательной организации в период образовательного процесса, к которым педагогические работники привлекаются в дни-проведения ими уроков и учебных занятий не ранее чем за 20 минут до начала учебных занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего учебного занятия.

Оснований для нормирования локальными актами образовательных организаций в часах (минутах) времени выполнения иных обязанностей учителей не имеется, в связи с чем подобные действия работодателей не могут быть признанными правомерными`.

Поскольку никто особо этими подсчетами не занимается, я думаю по этой линии от излишней работы можно отказаться, главное правильно завуча испугать и СанПин под подушку положить.

Лидия Васильевна, ситуация абсурдная. Сверху - это если верхом считать финуправление. Наши местные.

Читайте также: