Развитие педагогической системы школы посредством рационализации труда учителей

Обновлено: 05.07.2024

Статья будет интересна заместителям руководителей по научно-методической работе. На примере своей школы рассказывается о профессиональном росте педагогов. В статье использованы сведения из опыта работы, а также материалы сотрудников других общеобразовательных учреждений, авторы которых указаны в списке литературы.

Оценить 1891 0

Управление профессиональным развитием педагогических кадров образовательного учреждения.

Кардинальное реформирование российского общества, сопровождаемое радикальными изменениями во всех сферах жизни, требует обновления всех социальных институтов и систем, в том числе и образования. В современных условиях повысился спрос на социально активную, творческую личность, способную самостоятельно принимать решения и лично отвечать за их реализацию.

Реформа школы продолжается, и главным ее двигателем по-прежнему остается учитель, находящийся в центре школьной жизни. Повышается роль учителя, и растут требования к его профессиональным качествам.

В то же время школа и учитель сталкиваются с новыми трудностями.

В этих сложных условиях на педагогическом поприще нужны не просто профессионалы, а настоящие подвижники своего дела, яркие личности, способные преодолевать возникающие трудности и работать творчески. При этом необходимо, чтобы такими личностями становились не единицы, не одни лишь передовики и новаторы. Нужно, чтобы массовый учитель поднялся на более высокий уровень профессионально-личностного развития.

Личность, как известно, формируется в деятельности, и прежде всего в ведущей деятельности. Для учителей таковой является педагогическая деятельность.

Современный учитель является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями, коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Он постоянно повышает уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, ведет творческий поиск нового.

Изменяющаяся ситуация в системе общего образования формирует новые образовательные потребности педагогов. Обострившееся в современных условиях противоречие между объективными требованиями, предъявляемыми обществом к учителю, и возможностями их разрешения за счет имеющегося у учителя запаса знаний и опыта требует разработки непрерывной системы профессионального самосовершенствования учителя.

Учитывая внутренние и внешние мотивы, требования, предъявляемые обществом к учителю на современном этапе, и требования администрации образовательного учреждения, под влиянием морально-психологического климата, сложившегося в коллективе, учитель определяет направления своего совершенствования (элементы психолого-педагогической и методической подготовки, профессиональные и личностные качества) и определяет, через какие формы развития (методическую работу, самообразование, самовоспитание) будет осуществляться процесс творческого саморазвития, т. е. определяет индивидуальную траекторию своего развития.

Творчество учителя – важнейший признак педагогического мастерства. В условиях появления разнообразных педагогических концепций и новых тенденций в развитии педагогики творчески работающий учитель получил право выбора систем, технологий обучения и воспитания, программ, методов, средств и форм педагогического процесса.

Практика показывает, что основными формами повышения педагогического мастерства учителей сельской школы являются курсы повышения квалификации, школьные методические объединения, стажировочные площадки, творческие группы, шефские пары, конкурсы педагогического мастерства.

В школе ведется планомерная работа по повышению педагогического мастерства педагогов.

Ведущая роль отведена методическому совету, который руководит работой всех объединений педагогов.

Школьное методическое объединение учителей – предметников является основным организационным звеном методической работы. В школе сформировано 7 методических объединений учителей, 3 творческие группы, 1 стажировочная площадка. В методических объединениях каждый учитель работает над своей темой самообразования, с обобщенными результатами которой он знакомит своих коллег на заседаниях методических объединений.

Рост педагогической квалификации может осуществляться за пределами школы. Мы всячески поддерживаем стремление учителей посещать различные курсы, и не только сугубо педагогические, но и любые, способствующие личному росту.

Динамика повышения квалификации.

Конкурсы профессионального мастерства являются одной из наиболее эффективных инновационных форм повышения уровня профессионального творческого потенциала специалистов.

У каждого конкурса свои цели и задачи, но все они объединены одним принципом – активизировать работу коллективов образовательных учреждений.

Конкурсы профессионального мастерства пропагандируют передовой педагогический опыт, развивают готовность педагогов к реализации личностно-ориентированного подхода в педагогической деятельности, позволяют найти формы самовыражения, саморазвития, самосовершенствования, а главное – поощряют профессиональную активность и педагогическое творчество.

Д
инамика участия в методических мероприятиях.

За последние годы значительно повысился интерес учителей к печатной деятельности. Стимулом к этому является прежде всего желание поделиться приобретенным педагогическим опытом работы, кроме того это одно из условий успешной аттестации педагогов на первую и высшую квалификационные категории. Наблюдается положительная динамика участия педагогов в печатной деятельности: в 2010-2011 учебном году опубликовано 10 работ, в 2011-2012 - 14 работ, в 2012 — 2013 — 25.

Основной формой подведения итогов профессионального развития педагога выступает его аттестация. Педагоги нашей школы всегда успешно проходят аттестацию.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство педагогов стремятся постоянно повышать свой профессиональный уровень, готовы работать в инновационном режиме, представлять итоги своего труда на семинарах, конференциях и это радует. Ведь от того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система отношений школы и общества, насколько интеллектуальным и квалифицированным будет учитель, зависит благосостояние и образование наших детей, внуков, всех будущих поколений.

ЛИТЕРАТУРА

Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни/ К. А. Абульханова-Славская. – М, 1991.

Байкалова, В. Как подготовить публичный отчет?/В. Байкалова// Школьное планирование.- 2009. - №2.

Плюснина, Е. С. Конкурсы профессионального мастерства как средство творческой самореализации педагогических работников/Е. С. Плюснина// Методист. - 2008. - №10.

Фридман, Л. Мы сами все можем/Л. Фридман // Народное образование. – 1995. - №6.

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми ранее, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, ФГОС определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия.

Школа нуждается в переменах. Они являются важным элементом в процессе модернизации и инновационного развития – единственного пути, который, по оценкам экспертов, позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века. И в центре этих преобразований важную роль играют учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию, чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам современных школьников.

На пути развития новой школы решительно выделяются современные приоритеты, ибо в основе новой школы стоит новый руководитель – руководитель-менеджер, умеющий управлять новой школой и новый учитель – компетентный, широко образованный, с высоким общественным статусом, эффективно организующий учебно-воспитательный процесс.

Концепция модернизации образования определила основные направления и этапы важного процесса развития нашего общества:

- подготовка педагогов, обладающих высокой квалификацией и необходимой информационной культурой с тем, чтобы они были готовы и умели применять новые информационные технологии в процессе обучения и управления образованием.

Государство предпринимает последовательные шаги для формирования нового облика школ, создания качественных условий для творческого педагогического труда, эффективного обучения и воспитания подрастающего поколения.

В современных условиях существуют новые формы организации повышения квалификации и переподготовки. Сегодня потребители сами могут выбирать и место, и направление своего повышения квалификации. Это очные, очно-заочные, заочные, или дистанционные курсы.

А какие качества учителя могут указывать на то, что педагог является профессионально компетентным и уровень его компетентности соответствует требованиям инновационной педагогики? Какой труд учителя можно считать профессионально компетентным? Профессионально-компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности учителя, формирование готовности к принятию нового, развитие и восприимчивости к педагогическим инновациям. От уровня профессионализма педагогов, их способности к непрерывному образованию напрямую зависят результаты социально-экономического и духовного развития общества.

Современный учитель является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями, коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. При такой универсальности педагогической деятельности он не может стоять на месте, а должен двигаться вперёд, постоянно повышать уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, вести творческий поиск нового.

Важными инструментами методической поддержки и профессионального развития педагогов являются школьные и городские или районные методические объединения. Главной целью методической работы является непрерывное совершенствование квалификации педагога, непрерывное содействие повышению его эрудиции и компетентности в области методики преподавания. Всё это необходимо для перспективного развития процессов обучения и воспитания в связи с корректировкой учебно-воспитательной работы, постоянного саморазвития и самосовершенствования.

Все мы прекрасно понимаем, что учителя нельзя заставить быть творческим, интеллектуально и духовно развитым. Необходимо хотеть, желать развиваться самому учителю, но и необходимо создавать все условия для развития для развития его профессионального мастерства и личного самосовершенствования.

Одним из средств реализации новых направлений является аттестация педагогических кадров, задача которой – стимулирование роста профессионализма и продуктивности педагогического труда. Но аттестация – это только вершина айсберга, подводной частью которого является межаттестационный период. Вот, где поле работы методической службы для совершенствования уровня педагогической компетентности, а значит, и повышения качества образования.

Возросла активность участия педагогов в конкурсном движении. Это важно не только для престижа образовательного учреждения, повышения самооценки педагога, но и является мощным стимулом для профессионального роста учителя. Проводимые конкурсы не только стимулируют активность творческих и прогрессивно мыслящих педагогов, но и формируют инновационный образовательный ресурс школы. Однако, самым важным фактором профессионального развития является умение педагога учитывать возрастные особенности воспитанников, грамотно применять методики обучения и воспитания, а также умение установить с воспитанниками целесообразные с педагогической точки зрения, взаимоотношения и наличие педагогического такта. Сегодня мы ценим индивидуальность, признаём за ребёнком право быть самим собой.

Подведём итог по вопросу профессионального развития и самообразования:

  • Построение и следование плану самообразования
  • Создание и участие в различных творческих группах по обмену опытом
  • Систематическое повышение квалификации
  • Выступление на различных площадках с представлением собственного опыта
  • Ведение научно-исследовательской и печатной деятельности
  • Разработка системы стимулирования деятельности учителя.

Выделяют несколько направлений самообразования:

  • профессиональное (предмет преподавания)
  • психолого-педагогическое и психологическое
  • методическое
  • эстетическое
  • информационное (IT-технологии)
  • валеологическое
  • политическое
  • языковое

Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога:

  • Получение профессии/специальности с помощью средне-специального, высшего образования, или курсовой переподготовки;
  • Систематическое повышение квалификации:
  • в рамках курсовой подготовки очных, очно-заочных, заочных курсов;
  • с использованием дистанционных технологий.
  • Групповая самообразовательная работа:
  • работа методических объединений, творческих групп (проведение мастер-классов, ежегодных отчётов, посещение и анализ уроков коллег, подготовка, проведение и самоанализ открытых уроков, занятий, подготовка и проведение общешкольных КТД, мероприятий и их анализ).
  • участие в работе педсоветов, совещаний, семинаров и прочих площадок очного и заочного присутствия.
  • Индивидуальная самообразовательная работа с помощью:
  • печатных изданий, СМИ
  • интернета
  • библиотек, музеев
  • осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности
  • формирование портфолио, педагогической копилки.

Каждая деятельность бессмысленна, если в её результате не создаётся некий продукт, или нет никаких достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок. Что может быть результатом самообразования:

  • повышение качества преподавания предмета;
  • разработанные, изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
  • разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
  • доклады, выступления;
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
  • выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
  • разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
  • создание комплектов педагогических разработок;
  • проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Роль самообразования в развитие педагогических компетентностей учителя:

  • готовность к педагогическому творчеству
  • профессиональный и карьерный рост
  • создание имиджа современного учителя-новатора, учителя-мастера, учителя-наставника
  • соответствие учителя требованиям общества и государства.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

учитель начальных классов

Шхалахова Сусана Алиевна.

Профессиональное развитие педагога в современных условиях .

который учится всю жизнь,

только в этом случае он обретает право учить.

Я - учитель, я тот человек, который ответственен за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения. Школа – это мой дом. Ей я отдаю своё время и силы рядом с моими учениками все проблемы уходят на второй план. Жить по-другому уже не умею. Говоря о профессии учителя, нельзя забывать, что современный мир вокруг нас стремительно меняется и мы учителя, не можем не реагировать на эти изменения.

Человек, который решил работать учителем, ответственен за все, что знает и умеет. Именно ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учительская должность. Какими будут результаты труда учителя на сегодня – таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которой настолько зависела бы судьба каждого человека.

Современная образовательная система требует постоянного повышения профессионального уровня педагогических кадров. Непрерывность профессионального развития является необходимой для профессионального и личностного индивидуального опыта педагога.

Современный учитель должен иметь все качества идеального, современного, компетентного и профессионального учителя. А учитель– это образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне. Поэтому основным направлением работы на современном этапе развития общества является развитие профессиональной компетентности учителя. Компетентный учитель - это специалист, имеющий основные психолого-педагогические знания, овладевший профессиональными умениями, способный не только проектировать свою деятельность, но и управлять педагогическим процессом, чутко реагируя на любые изменения в области образования.

Таким образом, развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:

Участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-классах, форумах, обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Работая в школе уже двадцать один лет, я стараюсь сохранять и накапливать материалы, отражающие опыт моей работы. Работая над какой-либо новой темой, я неизменно советуюсь с коллегами, рассказываю им о своих трудностях, сомнениях. Ещё мои ученики участвуют в различных конкурсах и олимпиадах.

Курсы повышение квалификации педагогических работников – это уже потребность. Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Безусловно, чтобы учить других, нужно знать больше, чем остальные.

Одна из особенностей учительской профессии характеризуется необходимостью непрерывного образования. Учитель до тех пор профессионал, пока учится. Главная моя задача, как учителя, я считаю - это воспитывать в ученике человечность и доброту, научить его самостоятельно добывать знания, а для этого мне нужно постоянно совершенствоваться.

Курсы повышения квалификации дают нам возможность не только узнавать о новых требованиях и технологиях современного образования, но, прежде всего, встречаться с людьми, искренне преданными своему делу.

Важным требованием к профессиональному развитию педагога является его профессиональное саморазвитие. Учитель должен стремиться к постоянному совершенствованию, как личностных качеств, так и профессиональных. Обычно движущей силой профессионального самообразования выступает потребность в самосовершенствовании.

Невозможно быть современным учителем без соответствующего культурного и интеллектуального уровня. Такой учитель не интересен ученикам, он ограничен только знанием своего предмета. Работая в начальной школе учитель должен быть творческой личностью. Несомненно, развитый интеллект и общая культура личности – это тот фундамент, на котором строится любая педагогическая технология.

В моей педагогической деятельности процесс самообразования играет очень важную роль. Ведь для того, чтобы учить других, я должна знать больше, чем все остальные. И вся моя жизнь- это ежедневная работа с информацией, ведь готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию возникает необходимость поиска и анализа новой информации. А узнавать новое всегда интересно.

Таким образом, самообразование педагога – это не просто работа над методической темой, это подлинное саморазвитие и самосовершенствование, которое даёт ему ощущение личностного роста, уверенность в своей значимости и необходимости, осознание высокой миссии учителя.

Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.

Безусловно, учитель - профессия творческая, а творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану, проводить одни и те же классные часы. Я нахожусь в постоянном поиске новых эффективных методов и приёмов работы, чтобы работа была интересной и доставляла удовольствие мне и моим ученикам.

Высокие достижения педагога в учебной деятельности являются фактором, существенно развивающим личность. Занимаясь инновационной деятельностью, развивая инновационную активность, создавая что-то значительное, новое, достойное внимания, педагог и сам растет, поскольку в творческих, доблестных делах человека — важнейший источник его роста.

Современный учитель должен осознавать необходимость развития в себе качеств личности, помогающих работать на уровне современных требований.

Для успешной педагогической деятельности, специалист должен обладать такими профессиональными навыками как профессиональная готовность, педагогическая компетентность, профессиональное самосознание, готовность к педагогической деятельности, педагогическое общение, профессиональное саморазвитие, стремление к повышению квалификации. Без стремления к выполнению данных требований педагог не может быть в полной мере профессионалом в своей деятельности.

Кроме того, для успешной деятельности педагог должен осознавать и усваивать представления современного общества о предъявляемых к нему требованиях, стремиться к постоянному профессиональному развитию и саморазвитию, к обеспечению высокого уровня обучения учащимся. В процессе профессионального развития педагог реализуется в системе образовательной среды, достигает большего успеха в своей деятельности, его работа становится более эффективной, повышается уровень его профессионализма. Учитывая перечисленные требования, учитель может работать более организованно, может ориентироваться сам и ориентировать учащихся на современные установки общества.

Таким образом, современное образовательное пространство нуждается в инициативных, творческих педагогах, способных к постоянному самообразованию, саморазвитию, поиску новых эффективных способов преподавания.

Повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни, - необходимое условие модернизации системы образования.


Повышение качества образования обусловлено требованием высокого уровня профессиональной компетентности педагогических кадров.

Современные социально-экономические условия характеризуются необходимостью постоянной адаптации педагога к изменениям во всех сферах общественной жизни, прежде всего, в сфере образования. Чтобы быть профессионально успешным, современному педагогу необходимо овладевать обновляющимся содержанием образования и технологиями обучения, различными методами выявления результатов собственной профессиональной деятельности. Соответственно, актуальным становится не формальное повышение квалификации педагогов, а их профессиональное развитие.

Учитывая, что профессионализм предполагает высокий уровень владения умениями, необходимыми для выполнения определенных видов деятельности, исследователи выделили четыре стадии профессионального развития: профессиональной адаптации, первичной профессионализации, вторичной профессионализации и стадию профессионального мастерства [1;4;5, с.3–4].

Содержание первой стадии включает освоение профессии и приобретение профессионально важных качеств.

На второй стадии профессионального развития — стадии первичной профессионализации — формируется система интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений педагога к миру, индивидуальный стиль педагогической деятельности.

На стадии вторичной профессионализации, которая является третьей стадией профессионального развития, педагог приобретает профессиональный менталитет, ключевые компетенции и профессиональную мобильность.

Профессиональное мастерство педагога является четвертой стадией и вершиной его профессионального развития. Профессиональное мастерство прежде всего подразумевает профессиональную самостоятельность, высокое качество выполняемой работы, культуру педагогического труда.

Отметим, что знание и понимание сущности и стадий профессионального развития педагогических работников может являться своеобразным инструментом для руководства образовательной организации при разработке и формировании кадровой политики, которая должна быть направлена на то, чтобы большинство педагогов выходили на стадию профессионального мастерства.

Реализация современной концепции развития персонала предполагает повышение гибкости системы обучения педагогических работников, групповые формы работы, замену преподавателей консультантами с опорой на андрагогическую модель обучения, в которой обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения [2, с. 24–25].

На основе данной андрагогической модели традиционно применяются следующие формы профессионального развития педагогических работников:

– профессиональное саморазвитие и самообразование педагогических работников;

– активизация творческой деятельности руководителей и педагогов, включение их в научно-методическую, инновационную и опытно-экспериментальную работу;

– организация работы по распространению (диссеминации) передового и инновационного опыта с целью преобразования педагогической действительности;

– стимулирование профессионального развития педагогических кадров посредством организаций конкурсов профессионального педагогического мастерства;

– организации обмена информацией в сетевых сообществах информационно-коммуникативной среды.

Вместе с тем, для профессионального развития педагогических работников большое значение имеет диагностико-аналитическая деятельность как форма индивидуальной работы с педагогом, которая позволяет выявить его профессиональные проблемы и на этой основе проектировать его участие в научно-исследовательской работе, систему повышения квалификации и роста творческого мастерства.

Включение педагогов в научно-методическую, опытно-экспериментальную, инновационную работу, активизация их творческой деятельности может осуществляться в специальных формах, обеспечивающих профессиональное развитие, таких как проблемная дискуссия, профессиональные тренинги, экспериментальные лаборатории в рамках деятельности временных творческих коллективов педагогов, публикация аналитических статей, интерактивные деловые игры, кейс-технологии (решение педагогических ситуаций), методический практикум, педагогическое портфолио.

Так, проблемная дискуссия представляет собой критический диалог, свободное обсуждение конкретных педагогических задач, целью которой является вовлечение педагогов в активное обсуждение проблемы и поиск ее решения. Тренинги могут использоваться методической службой образовательной организацией и как самостоятельная форма актуализации развития профессионально важных компетенций, и как методический прием на обучающем семинаре по повышению квалификации.

Работа экспериментальной лаборатории в рамках временного творческого коллектива педагогов призвана обеспечить проведение педагогического эксперимента. Такая лаборатория осуществляет консультирование педагогов, испытывающих затруднения в опытно-экспериментальной работе: помогает в разработке программы эксперимента, диагностики его хода, в описании и оформлении результатов опытно-экспериментальной работы. При этом, состав лаборатории может меняться в зависимости от решаемой проблемы.

Целью кейс-технологий является анализ педагогами логики и особенностей педагогического процесса, ознакомление с характером деятельности участников образовательного процесса, системой их взаимоотношений. Работа с кейсом учит педагогов выделять из многообразия педагогических явлений главное, оценить позицию каждого субъекта образовательного процесса, представить возможные последствия каждого предполагаемого шага. Одним из главных требований при решении кейса — предлагаемые варианты решения задачи должны отражать современные и эффективные формы и приемы организации и проведения учебной работы.

Отличительной чертой методического практикума является четко сформулированная и осознанная педагогами методическая проблема, процесс решения которой и составляет содержание подобного практикума. Соответственно, не только структура методического практикума и его содержание, направленное на решение конкретных методических проблем, но и инновационные формы обеспечивают творческую активность педагогов в профессиональном саморазвитии.

Портфолио, являясь одной из современных форм профессионального развития педагога, позволяет оценить все составляющие его профессиональной компетентности. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской, а также рефлексировать по поводу перспектив профессионального развития.

Таким образом, в современных исследованиях по управлению персоналом, развитию персонала особое внимание уделяют новым формам профессионального развития. В процессе профессионального развития педагогических работников используется как традиционные хорошо зарекомендовавшие себя формы, так и более современные: тренинги, кейс-метод, методический практикум, портфолио педагога, проблемная дискуссия, экспериментальная лаборатория, что позволяет усилить эффективность и качество данного процесса.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное развитие, методический практикум, опытно-экспериментальная работа, педагог, проблемная дискуссия, профессиональное мастерство, стадий, вторичная профессионализация, образовательная организация, образовательный процесс.

Читайте также: