Влияние изобразительной деятельности на успешность адаптации к доу детей раннего возраста

Обновлено: 30.06.2024

Автор: Соловьева Елена Ивановна

Организация: ГБДОУ детский сад №4

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Адаптацией принято называть процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и болезненное привыкание к её условиям. Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптированные возможности ребёнка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состояние могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

Каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию в период адаптации. Воспитателю необходимо установить с ребенком такие отношения, чтобы он стал для него близким человеком, создать эмоционально благоприятную сферу, комфортные условия для пребывания ребенка в группе – это залог успешности решения всего комплекса и образовательных задач, формирования эмоциональной сферы детей и благополучной адаптации детей.

В ходе педагогической деятельности было замечено, что изобразительное творчество детям доставляет большое удовольствие и приносит много радости. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, поддержка и развитие интереса детей к творчеству, является необходимым средством для облегчения процесса адаптации у детей раннего возраста. Так как изобразительное творчество приносит положительные эмоции, а положительные эмоции составляют основу психологического здоровья и благополучия детей.

Занимаясь рисованием, малыш отвлекается от своих переживаний, связанных с отсутствием мамы. Он берет в руки карандаши, краски, кисти, бумагу, и начинается процесс творчества. С его помощью малыш может преодолеть свой страх перед незнакомым местом, людьми, вследствие чего процесс адаптации пройдет легче.

В период адаптации не нужно обучать детей рисованию, т.к. ведущая деятельность детей 2-го года жизни – это предметная деятельность. Т.е. овладение ребенком действиями с предметами. Различные изобразительные материалы (карандаши, гуашь, краски, кисти и т.д.) – это тоже предметы.

Почему пальчиками, ладошками, а не кисточкой? Пальчиковые краски привлекают малышей яркостью и красочностью; кроме того, в раннем возрасте дети лучше чувствуют и познают предметы руками. Пальчиковые краски обеспечивают большую свободу и разнообразие действий, чем действия с кистью.

Вначале проводятся индивидуальные занятия. Когда каждый ребенок овладеет техникой работы с краской, организуются занятия с двумя-тремя детьми. В ходе занятий они воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание), которые педагог сопровождает словами одобрения.

Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. Движения ладонью и пальцами по листу бумаги вызывают неподдельный восторг.

Пальчиковой гуашью дети создают причудливую смесь красок. На первых занятиях они, как правило, используют один-два цвета (в основном красный и зеленый), на последующих палитра становится богаче: в ней появляются синий, желтый цвета.

Следующий этап предусматривает ознакомление детей с гуашевыми красками и кистью. В ходе игр-экспериментов с краской дети открывают для себя новую возможность ее нанесения на бумагу (с помощью кисти). Действуя каждый раз с гуашью разного цвета, они познают новый материал; причем от импульсивных действий переходят к проверке, а затем и к подтверждению обнаруженного свойства гуаши (оказывается, она оставляет следы), многократно повторяют одни и те же движения. Эксперимент с краской с помощью кисти становится игрой с художественными материалами. Игры обретают изобразительный смысл, а дети получаю удовольствие и от своих движений, и о возможности воздействовать на материал (краску) инструментом (кистью).

В результате некоторые малыши сразу идут на контакт и увлекаются игрой, и также увлекаются рисованием, а те, что еще плачут или не идут на контакт, успокаиваются, начинают смотреть заинтересованно на происходящее, постепенно подходят и тоже увлекаются, и начинают рисовать. А уходя домой малыши говорят, что придут в детский сад рисовать. У детей формируется положительная установка, желание идти в детский сад, и сохраняется положительный настрой в течение дня, и у детей формируется интерес к рисованию.

Рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природного материала – это то что интересно ребенку. Используемые в работе активные игры по художественному творчеству: рисование пальчиками, разноцветные кирпичики, цветные брызги, зеркальное озеро, пластилинография, кляксография, нетрадиционное рисование хорошо снижает эмоциональную напряженность детей, учит управлять своими чувствами, отвлекает от переживаний, помогает преодолеть свой страх перед незнакомым местом, людьми, вследствие чего процесс адаптации проходит легче.

Зачастую рисование красками является новым видом деятельности для ребенка младшего дошкольного возраста, т. к. большинство родителей не любят, когда ребенок пачкается сам, и пачкает все вокруг, поскольку рисование довольно грязное занятие. Придя в детский сад, ребенок открывает для себя новые горизонты.

Таким образом, можно сделать вывод, что изобразительная деятельность является средством успешной адаптации дошкольников к ДОУ, а это необходимое условие полноценного развития ребенка.

Кажется, еще вчера ребенок делал свои первые шаги. Время летит не заметно, и вот пришло время малышу идти в детский сад. Очень важно, для нас, чтобы маленький ребенок успешно адаптировался к детскому саду, и помочь ему в этом — должны мы взрослые - воспитатели, родители.

В период адаптации моя работа с детьми основывалась на следующих принципах: 1. Не ограничивать ребенка и не навязывать своего мнения.

2. Педагог является лишь направляющим.

3. Проявлять внимательное и терпеливое отношение к детям, которое проявляется в том, что ребенок чувствует к себе любовь и принятие таким, какой он есть

В своей работе мы используем активные игры по художественному творчеству: рисование пальчиками, разноцветные кирпичики, цветные брызги, пластилинография, кляксография, нетрадиционное рисование. Это хорошо снижает эмоциональную напряженность детей, учит управлять своими чувствами, переживаниями. Эстетически оформленная развивающая среда у нас в группе так же способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности и творчества.

Центр изобразительной деятельности мы расположили в хорошо освещенном месте, в стороне от играющих детей. Эстетическое оформление его создает атмосферу красоты и творчества, спокойствия и умиротворенности. Особенностью в оформлении группы являются разнообразные красочные коробочки разных размеров и формы, стаканчики, которые выглядят как живые, притягивая взор ребенка. Мы позаботиться о том, чтобы в поле зрения малыша оказались разнообразные материалы художественного творчества. Материалы для художественного творчества мы подобрали достаточно прочными, так как малыш, исследуя эти вещи, не всегда использует их по назначению.. Не следует одновременно давать слишком много материала, это рассеивает внимание малыша. Он может катать, бросать карандаши, стучать ими, просовывать в какую-нибудь щель, пробовать на вкус и т. д. Бумагу он может мять, и рвать на мелкие кусочки. Если интерес малыша иссяк, мы предлагали ему материал другого свойства, цвета, величины и т. д. Давали возможность малышу опробовать материал так, как он хочет, шли на встречу его желаниям (исключая действия, опасные для его здоровья).

Художественная деятельность является одним из любимейших занятий детей. С помощью процесса творчества малыш может преодолеть свой страх перед незнакомым местом, людьми. На основании полученного опыта можно сделать вывод, что художественная деятельность является средством успешной адаптации дошкольников к ДОУ, а это необходимое условие полноценного развития ребенка.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Доклад на педагогический совет:

«Влияние изобразительной деятельности (рисования) на успешность адаптации к ДОУ

подготовила: Дёмина Марина Сергеевна,

Кажется, еще вчера ребенок делал свои первые шаги. Время летит не заметно, и вот пришло время, малышу идти в детский сад. Очень важно, для нас, чтобы маленький ребенок успешно адаптировался к детскому саду , и помочь ему в этом — должны мы взрослые - воспитатели, родители.

С приходом в детский сад у ребенка начинается новый этап в его жизни. У всех детей адаптационный период протекает по-разному, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Создание эмоционально-комфортных условий в группе, это залог успешности решения всего комплекса образовательных задач, формирования эмоциональной сферы детей и благополучной адаптации .

Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей . Занимаясь рисованием, малыш отвлекается от своих переживаний, связанных с отсутствием мамы. Он берет в руки карандаши, краски, кисти, бумагу, и начинается процесс творчества . С его помощью малыш может преодолеть свой страх перед незнакомым местом, людьми, вследствие чего процесс адаптации пройдет легче .

Зачастую рисование красками является новым видом деятельности для ребенка младшего дошкольного возраста , т. к. большинство родителей не любят, когда ребенок пачкается сам, и пачкает все вокруг, поскольку рисование довольно грязное занятие. Придя в детский сад, ребенок открывает для себя новые горизонты.

Обеспечение успешной адаптации детей к условиям дошкольного учреждения посредством художественного творчества .

Способствовать созданию плавного перехода от воспитания в условиях дома к воспитанию детей в дошкольном образовательном учреждении.

Создать предметно-развивающую среду, которая бы служила пусковым механизмом для художественного творчества .

Учить детей использовать расширенный спектр материалов для художественного творчества .

Привлечь внимание родителей к ценности художественного творчества как источника познания внутреннего мира ребенка, особенности восприятия им окружающего мира.

Каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию в период адаптации . Воспитателю необходимо установить с ребенком такие отношения, чтобы он стал для него близким человеком, и создать эмоционально - комфортные условия в группе - это залог успешности решения всего комплекса и образовательных задач, формирования эмоциональной сферы детей и благополучной адаптации детей .

Для того чтобы адаптация ребенка была безболезненной к новым условиям, воспитатель должен активизировать свой творческий потенциал , развивать и проявлять свое творчество .

Одной из основных составляющих успешной адаптации в детском саду является:

обеспечение чувство уверенности малыша

создание благоприятной атмосферы в группе

красочное оформление группы и центра художественного творчества

использование расширенного спектра материалов для творчества

использование всех доступных поверхностей и природных материалов для изобразительной деятельности

Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создании в группе предметно-пространственной среды.

Если малыш видит красочный изобразительный материал или взрослый дает ему лист бумаги и карандаш, он начинает манипулировать ими.

Чем ярче и привлекательнее они будут, тем лучше. Это могут быть цветные карандаши, фломастеры, бумага, природный материал и др.).

Поэтому педагогам очень важно позаботиться о том, чтобы в поле зрения малыша оказались разнообразные материалы художественного творчества .

В группе оборудован центр изобразительной деятельности. Эстетическое оформление центра создает атмосферу красоты и творчества .

Оборудование в центре расположено так, чтобы был обеспечен свободный подход к необходимым материалам.

В ходе оформления центра большое внимание уделялось оригинальности, красочности.

Несомненно, у каждого педагога свое представление об уютной группе, в которой все гармонично, вариабельно, удобно, функционально и просторно. Но как реализовать эту мечту? От части, это проблема решается с помощью модулей, мебели, в сочетании по цвету, материалу.

Центр изобразительной деятельности расположен в хорошо освещенном месте, в стороне от играющих детей . Для центра практичны и очень удобны столы, для продуктивной художественной деятельности , полки наполненные необходимым изобразительным материалом : дидактические игры, карандаши, бумага, картон.

Материалы для художественного творчества должны быть достаточно прочными, так как малыш, исследуя эти вещи, не всегда использует их по назначению. Не следует одновременно давать слишком много материала, это рассеивает внимание малыша. Он может катать, бросать карандаши, стучать ими, просовывать в какую-нибудь щель, пробовать на вкус и т. д. Бумагу он будет мять, и рвать на мелкие кусочки. Если интерес малыша иссяк, можно предложить ему материал другого свойства, цвета, величины и т. д. Надо дать возможность малышу опробовать материал так, как он хочет, пойти навстречу его желаниям (исключая действия, опасные для его здоровья) .

Большого внимания требует объяснение родителям того, как нужно относиться к работам детей , чтобы побуждать ребят к творчеству . Результаты художественной деятельности наших воспитанников мы представляем в оформляемые тематические выставки детских работ.

Родители видят, чем живет их ребенок, как он воспринимает окружающий мир. Эти выставки заставляют многих родителей взглянуть на рисунки своих детей другими глазами . Можно без конца удивляться богатству красок и декора, интересным и оригинальным находкам, поражаться необычному, свежему видению мира, радоваться тому, как дети развиваются и утверждаются в жизни. А дети видят, что продукты их труда значимы и интересны не только им, но и взрослым.

Анализируя свою работу можно сделать вывод, что художественная деятельность является средством успешной адаптации дошкольников к ДОУ , а это – необходимое условие полноценного развития ребенка.

Художественная деятельность отвечает психологическим и эмоциональным потребностям ребенка и оказывает на его психическое состояние положительное действие. Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей.

Оценить 1305 0

С приходом в детский сад у ребенка начинается новый этап в его жизни. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. В период адаптации у ребенка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс, проявления которого у ребенка разнообразны: отказ от еды, сна, общения с окружающими, уход в себя, плач, болезни. Эмоциональные проблемы малыша требуют разрешения в первые же дни его пребывания в группе. От успешности деятельности педагога в этом направлении зависит дальнейшая жизнь ребенка, и не только в детском саду. Для оптимального осуществления периода адаптации переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение необходимо сделать по возможности более плавным. Поэтому в период адаптации с детьми необходимо проведение особой работы, чтобы облегчить этот процесс.

Художественная деятельность отвечает психологическим и эмоциональным потребностям ребенка и оказывает на его психическое состояние положительное действие. Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунках свои впечатления от увиденного и пережитого. Он берет в руки карандаш, краски, кисти, бумагу, и начинается процесс творчества. С его помощью малыш может преодолеть свой страх перед незнакомым местом, людьми, вследствие чего процесс адаптации пройдет легче. Создавая образы, пусть в виде каракуль, головоногов и т. п., ребенок бессознательно передает свои чувства. Конечно, ребенок раннего возраста еще не способен четко выразить в рисунках свои страхи, но, тем не менее, занимаясь рисованием, малыш отвлекается от своих переживаний, связанных с отсутствием мамы.

В период адаптации моя работа с детьми основывается на следующих принципах:

1. Не ограничивать ребенка и не навязывать своего мнения.

2. Педагог является лишь направляющим.

3. Проявлять внимательное и терпеливое отношение к детям, которое проявляется в том, что ребенок чувствует к себе любовь и принятие таким, какой он есть.

В своей работе я использую активные игры по художественному творчеству: рисование пальчиками, разноцветные кирпичики, цветные брызги, пластилинография, кляксография, нетрадиционное рисование. Это хорошо снижает эмоциональную напряженность детей, учит управлять своими чувствами, переживаниями. Эстетически оформленная развивающая среда в группе так же способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности и творчества.

Ребенок раннего возраста охотно вовлекается в продуктивную познавательно-творческую деятельность. В ней ребенок выступает, с одной стороны, в качестве ведомого взрослым и через различные способы и формы включается в основание художественного творчества. Изобразительная деятельность крайне важна для овладения умением рисовать. Дети в процессе изобразительной деятельности приобретают способность всматриваться, вслушиваться, ощущать, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличное. У детей развивается внимание, усидчивость, тренируется рука и глаз.

Занятия изобразительной деятельностью не только помогают ребенку овладеть элементарными приемами рисования, но и благотворно влияют на общее развитие детей: побуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, формируют трудолюбие, развивают мышление, память, воображение.

Вот и пришел сентябрь. В группу приходят новые малыши. Хочется, чтобы было меньше слез, чтобы малышам всегда было весело и интересно. Малышам интересно оставлять на листе бумаги следы карандашом.

А если предложить им рисовать ладошками? Да это просто восторг для них. Мы дарим радость детям, а они нам отвечают взамен благодарностью.

Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом.

На этапе адаптации цель таких занятий - способствовать созданию эмоционального положительного климата в группе. Часто этот вид деятельности несёт в себе и элементы психотерапии – успокаивает, отвлекает ребёнка.

Лепка всегда привлекает малышей. А пластилинография интересна вдвойне, ведь ребенок и не подозревает, что пластилином можно рисовать. Таким образом, при помощи взрослого ребёнок знакомится с новой техникой, развивает свои творческие способности и мелкую моторику.

Основными целями и задачами обучения детей данной технике являются:

- формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;

- обучение умению ориентироваться на листе бумаги;

- развитие мелкой моторики;

- ознакомление с окружающим миром;

- развитие эмоций и фантазии

- развитие пространственного мышления и творческих способностей;

- воспитание у детей художественного вкуса;

- развитие моторики пальцев рук детей.

Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности.

Техника рисования штампами, нравится всем без исключения детям и даже взрослым.

Художественная деятельность является одним из любимейших занятий детей. С помощью процесса творчества малыш может преодолеть свой страх перед незнакомым местом, людьми. На основании полученного опыта можно сделать вывод, что художественная деятельность является средством успешной адаптации дошкольников к ДОУ, а это необходимое условие полноценного развития ребенка.

Читайте также: