Вкр психолого педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к доу

Обновлено: 12.05.2024

Цель исследования: выявление и теоретическое обоснование психолого-педагогических условий, с учетом которых разработать рекомендации педагогам и родителям, способствующие легкой адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Объект исследования: процесс адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

Содержание работы

Ведение 3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ 6
1.1. Проблема изучения адаптации в отечественной и зарубежной литературе 6
1.2. Особенности поведения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению 16
1.3. Психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению 30
Выводы по первой главе 42
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. 43
43
2.1. Организация и методы исследования адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению 43
2.2. Реализация программы адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению 52
2.3. Выявление результативности программы по адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении 57
Выводы по второй главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
Приложения

Файлы: 1 файл

диплом ноябрь 3.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Факультет начального, дошкольного и специального образования

Кафедра педагогика и психология детства

Допущен к защите

Мурзина Наталья Павловна

Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению

Выпускная квалификационная работа

Выполнил: студент 51 группы

заочной формы обучения

Цикало Елена Сергеевна

к.пс.н., доцент кафедры ПиПД

Ждакаева Елена Ивановна

Выпускная квалификационная работа

Председатель ГАК _______(подпись)

Ведение

Актуальность исследования. Адаптация детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике и психологии ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка, что сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка.

Адаптация - это сложный процесс приспособления организма на физиологическом, психологическом и социальном уровнях. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к детскому учреждению, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Новое помещение, новые игрушки, новые люди, новые правила в жизни малыша - это и эмоциональный, и информационный стресс. Исследования К.Л.Печора показали, что только 18,2% детей готовы к посещению дошкольного учреждения, 75,8% — условно готовы и 6% — не готовы [43, с. 96].

Большой вклад в изучение проблем адаптации личности сделан в отечественной (М.Р. Битянова, Я.Л. Коломинский, А.А.Налчаджян, А.В.Петровский, А.А.Реан и др.) и зарубежной психологии (А.Маслоу, Г.Селье, К.Роджерс, А.Фрейд, З.Фрейд, Т.Шибутани, Х.Хартманн и др.). В последние годы вопросы социальной адаптации активно рассматриваются в педагогических работах (Ш.А.Амонашвили, Г.Ф.Кумарина, А.В.Мудрик, И.П.Подласый, Е.А.Ямбург и др.).

Несомненная значимость данной проблемы послужила основанием для подробного рассмотрения данной темы в качестве дипломной работы.

Анализ психолого- педагогической литературы выявил противоречие между необходимостью изучения проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения и недостаточной теоретической её разработанностью и методической оснащённостью в профессиональной деятельности воспитателей ДОУ.

На основе противоречия нами была выделена проблема исследования - определить совокупность педагогических возможностей и условий, обеспечивающих эффективность адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.

Цель исследования: выявление и теоретическое обоснование психолого-педагогических условий, с учетом которых разработать рекомендации педагогам и родителям, способствующие легкой адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

Объект исследования: процесс адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.

Цель, объект, предмет, обусловили следующую гипотезу: процесс адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ будет менее болезненным, если будут созданы следующие психолого-педагогические условия:

- формирование адаптационных механизмов;

- психолого-педагогическое просвещение родителей;

- наблюдение педагогов за протеканием адаптации.

Реализация поставленной цели обусловила решение следующих задач:

  1. Раскрыть особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
  2. Выявить психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
  3. Экспериментально проверить эффективность разработанной системы сопровождения детей раннего возраста в адаптационный период с учетом психолого-педагогических условий.

Теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация.

Эмпирические: тестирование, эксперимент.

I этап – теоретико-аналитический (май – август 2013 г). На этом этапе проводилось обоснование и теоретическое осмысление темы. Изучалась научно-методическая литература по теме исследования. Были проанализированы различные подходы к проблеме адаптации ее формы методы, механизмы, определялись исходные позиции исследования, его методология, концептуальный аппарат, логика и организация исследования.

II этап – эмпирический (сентябрь - ноябрь 2013 г.). Был проведен констатирующий этап исследования, в ходе которого изучались особенности адаптации в раннем дошкольном возрасте. Проводилась количественная и качественная обработка полученных результатов. Разрабатывались рекомендации для родителей и воспитателей, направленные на успешную адаптацию детей раннего возраста.

III этап – обобщающий (декабрь 2013 г.) . На данном этапе проводился анализ и теоретическое осмысление полученных экспериментальных данных, обобщение и описание результатов, уточнялись теоретические выводы, завершалось литературное оформление ВКР.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования системы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ педагогами детских дошкольных учреждений в своей деятельности.

Структура выпускной квалификационной работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы, приложения.

ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

1.1. Проблема изучения адаптации в отечественной и зарубежной литературе

Адаптация является предметом исследования как зарубежных (К. Бэр; А. Вейсман, Ч. Дарвин, Р. Браун, Г. Гартманн, Э. Джонс, Л. Фестингер, З. Фрейд, Е. Хилгард, Ж. Сент-Илер и др.), так и отечественных (И.П.Павлов, Н.Д. Ватутина, Н.Ф. Виноградова, Т. А. Куликова, С. А. Козлова, М.Л. Печора, Р. В. Тонкова-Ямпольская, В.А. Сухомлинский. Налчаджян А.А. и др.) ученые.

Адаптация (лат. adaptatio - прилаживание, приспособление, от лат. adapto - приспособляю) - процесс приспособления, строения и функций организмов, и их органов к условиям среды. Понятие адаптация является основополагающим в концепциях, рассматривающих взаимоотношения индивида с его окружением как процессы гомеостатического уравновешения [26, с.68].

Так, Г. Ю. Айзенк определяет адаптацию как состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды - с другой, полностью удовлетворены, т.е. состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой. Кроме того, это процесс, посредством которого данное гармоничное состояние достигается [1, с. 32].

В теории Ж.Пиаже — адаптация это процесс, посредством которого существующие у ребенка схемы уточняются, видоизменяются и развиваются [1, с. 45].

М.Г. Ярошевский определяют адаптацию как постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса. Соотношение этих компонентов, определяющих характер поведения, зависит от целей и ценностных ориентации индивида и от целей и ценностных ориентации индивида и от возможностей их достижения в среде социальной [1, с. 34]. По определению А.А.Налчаджяна, адаптация – это активный процесс изменений функций организма и психики применительно к окружающей среде. Если этих изменений недостаточно, и две среды – внутренняя и внешняя – остаются несбалансированными, т.е. адаптация неэффективна, то человек автоматически компенсирует дисбаланс тем или иным способом [51, с. 109]. Ряд ученых рассматривают адаптацию личности в неразрывной связи с социализацией.

Согласно А.В. Петровскому, процесс социализации – это смена фаз адаптации, индивидуализации и интеграции. Каждый период жизни человека начинается фазой адаптации, в ходе которой происходит усвоение действующих в обществе норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Фаза индивидуализации связана с противоречием между достигнутым результатом адаптации и потребностью в максимальной реализации своих индивидуальных особенностей. Третья из перечисленных фаз вызвана противоречием между потребностью личности в самореализации и стремлением группы принять только часть ее индивидуальных особенностей, а в случае успешной социализации она разрешается как интеграция личности и группы [47, с. 213].

Ряд отечественных ученых (П.К. Анохин, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович) под адаптацией понимают приспособление человека к условиям жизни на уровне психических процессов [1, с 89].

Мы считаем данную позицию в некоторой степени узкой, так как она не подразумевает внутреннего характера адаптации, а сводит адаптационный процесс к элементарному приспособлению. В исследованиях А.Н.Леонтьева, Р.С.Немова, адаптация рассматривается как приспособление индивида к новым условиям существования и делится на биологическую адаптацию, которая рассматривает изменение физиологической активности органов и их систем ребенка в ответ на изменение условий существования и социальную, при которой формируются новые социальные отношения и связи. Их задачами являются:

1. Благополучное изменение физиологической активности органов и их систем ребенка в ответ на изменение условий существования. 2. Благополучное формирование новых социальных отношений и связей ребенка в группе [9, с. 83].

Читайте также: