Виды журналистской деятельности кратко

Обновлено: 02.07.2024

6. Владеющим практическими навыками.Никто не будет спрашивать в редакциях, знаете ли ли вы теорию журналистики.

Основные заповеди журналиста

• Сам предлагай новые темы!

• Помни о срочности!

• Не забывай, что факты важнее комментариев!

• Не подводи редакцию!

• Не ленись! Создавай контент регулярно!

Законодательное регулирование системы СМИ Республики Беларусь

Конституция Республики Беларусь

Указ Президента Беларуси № 60 от 1 февраля 2010 г. "О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет"

Декларации и кодексы журналистской этики (БСЖ, БАЖ)

Ведущие общественно-политические издания Республики Беларусь

Ну че не назовете чтоли лал сук пздц(((

Виды и принципы деятельности журналиста в СМИ

• Каждый журналист должен уметь выполнять
пять основных видов профессиональной деятельности

• 1. Журналистика авторская

• Выбор и обоснование темы

• Подготовка к сбору информации

• Сбор фактов, накопление материала

• Анализ фактов, их проверка, выбор
героев, цитат, цифр

• Составление плана (жанр, рубрика,
объем, стиль, заголовок, лид и др.)

• Набросок чернового варианта

• Написание текста (сценария)

• 2. Журналистика организаторская

– определение людей, которых надо привлекать к подготовке публикаций, созданию теле-, радиопрограмм и передач;

– помощь нештатным авторам в подготовке материалов для СМИ;

– массовая работа (организация и проведение опросов, дискуссий и обсуждений, ток-шоу и т.д.);

– организация и проведение массовых мероприятий (просветительские, спортивные акции, конкурсы, викторины, игры и т.д.);

– работа с редакционной почтой: чтение писем, подготовка к публикации

• 3. Журналистика редакторская

– оценка степени готовности к публикации в печати или в эфире предоставленного редакции материала;

– редактирование печатного текста, аудио- и видеоматериала;

– согласование правки с автором материала.

• 4. Журналистика программирующая

– участие в разработке и концепции издания, теле-и радиоканала;

– участие в перспективном и оперативном планировании деятельности СМИ;

– планирование собственной работы, составление индивидуальных творческих планов;

• 5. Журналистика производственно-технологическая




– подготовка текста к печати, выходу в эфир; участие в верстке, в монтаже аудио- и видеоматериала;

-- работа с системами управления сайтами (CMS), аудио- и видеомонтаж, работа в редакции интернет-издания

• Принципы деятельности журналиста в СМИ

Обратная связь с аудиторией

6. Приоритетная проблематика республиканских и региональных СМИ. Тематические модели газет разных типов

Общая характеристика современной системы СМИ Республики Беларусь

• Структура системы СМИ

• Интернет-СМИ (онлайновые версии традиционынх СМИ, самостоятельные он-лайновые издания)

• Пресс-службы
Службы паблик рилейшнз (PR)

• Рекламные и PR-агентства

АНАНИЧ Лилия Станиславовна, министр информации

Профессиональные качества журналиста. Навыки, умения, знания. Европейские стандарты журналистики

Каким должен быть журналист?

4. Мультимедийным.Писать тексты, готовить аудио, видеоконтент

5. Социальным.Наша главная работа – общаться со всеми и везде

6. Владеющим практическими навыками.Никто не будет спрашивать в редакциях, знаете ли ли вы теорию журналистики.

Основные заповеди журналиста

• Сам предлагай новые темы!

• Помни о срочности!

• Не забывай, что факты важнее комментариев!

• Не подводи редакцию!

• Не ленись! Создавай контент регулярно!

Законодательное регулирование системы СМИ Республики Беларусь

Конституция Республики Беларусь

Указ Президента Беларуси № 60 от 1 февраля 2010 г. "О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет"

Декларации и кодексы журналистской этики (БСЖ, БАЖ)

Ведущие общественно-политические издания Республики Беларусь

Ну че не назовете чтоли лал сук пздц(((

Виды и принципы деятельности журналиста в СМИ

• Каждый журналист должен уметь выполнять
пять основных видов профессиональной деятельности

• 1. Журналистика авторская

• Выбор и обоснование темы

• Подготовка к сбору информации

• Сбор фактов, накопление материала

• Анализ фактов, их проверка, выбор
героев, цитат, цифр

• Составление плана (жанр, рубрика,
объем, стиль, заголовок, лид и др.)

• Набросок чернового варианта

• Написание текста (сценария)

• 2. Журналистика организаторская

– определение людей, которых надо привлекать к подготовке публикаций, созданию теле-, радиопрограмм и передач;

– помощь нештатным авторам в подготовке материалов для СМИ;

– массовая работа (организация и проведение опросов, дискуссий и обсуждений, ток-шоу и т.д.);

– организация и проведение массовых мероприятий (просветительские, спортивные акции, конкурсы, викторины, игры и т.д.);

– работа с редакционной почтой: чтение писем, подготовка к публикации

• 3. Журналистика редакторская

– оценка степени готовности к публикации в печати или в эфире предоставленного редакции материала;

– редактирование печатного текста, аудио- и видеоматериала;

– согласование правки с автором материала.

• 4. Журналистика программирующая

– участие в разработке и концепции издания, теле-и радиоканала;

– участие в перспективном и оперативном планировании деятельности СМИ;

– планирование собственной работы, составление индивидуальных творческих планов;

• 5. Журналистика производственно-технологическая

– подготовка текста к печати, выходу в эфир; участие в верстке, в монтаже аудио- и видеоматериала;

-- работа с системами управления сайтами (CMS), аудио- и видеомонтаж, работа в редакции интернет-издания

• Принципы деятельности журналиста в СМИ

Обратная связь с аудиторией

6. Приоритетная проблематика республиканских и региональных СМИ. Тематические модели газет разных типов

Следуя традициям искусствоведения и литературоведения, теория журналистики исследует жанры и виды журналистских произведений. Основа же такого деления зиждется на огромном количестве видов социальной деятельности человека, великом многообразии окружающей действительности и творческого потенциала ее отражения.

Содержание:

Любое журналистское произведение основывается на факте, т.е. на свершившемся событии. Факты составляют базу информации и обладают такими свойствами как общественная значимость, правдивость, свежесть, достоверность и небанальность.

Исследователи классифицируют журналистские жанры разными способами. В наиболее распространенном из них жанры делятся на художественно-публицистические, аналитические и информационные. Однако есть и другие способы: к примеру, известный литературовед и педагог Лев Кройчик выделяет следующие виды журналистских текстов:

  • Исследовательско-образные (к ним относятся эссе и фельетоны).
  • Исследовательско-новостные (к ним относятся комментарии, корреспонденции и рецензии).
  • Исследовательские (к ним относятся письма и статьи).
  • Оперативно-исследовательские (к ним относятся интервью, репортажи и отчеты).
  • Оперативно-новостные (к ним относятся любые заметки).

Согласно Кройчику, жанр представляет собой особую организационную форму жизненного материала, наделенную различными структурно-композиционными признаками. В то же время несколько иначе рассматривает данный вопрос советский и российский историк Семен Гуревич. Жанр как таковой он считает рядом устойчивых особенностей содержательно-тематических характеристик, типом отображаемой реальности, стилистики и композиции. Исходя из этого, отличается и его разделение жанров журналистики. Гуревич выделяет:

A Сатирические жанры
B Художественно-публицистические жанры
C Эпистолярные жанры
D Ситуативно-аналитические жанры
E Диалогические жанры
F Жанры новостной информации

Но вернемся к наиболее распространенному разделению на жанры. Самыми востребованными в журналистике считаются художественно-публицистические, аналитические и информационные. К художественно-публицистическим относятся памфлеты, фельетоны, пасквили, очерки, эссе и зарисовки. В категории аналитических можно назвать обзоры, мемуары, рейтинги, беседы, рецензии, письма, статьи, комментарии. А среди информационных отметим отчеты, некрологи, хроники, репортажи, событийные интервью, заметки и расширенную информацию на ту или иную тему.

Информационные жанры передают объективную информацию о явлениях, людях и событиях до общественности. Журналист здесь является фиксатором протекания событий, источником данных, которые не могут быть получены аудиторией из первых рук, посредником, передающим сведения в режиме реального времени. Но критический анализ и оценка информации в этом случае отходят на второй план, т.к. эту задачу выполняют аналитические жанры. А художественно-публицистические жанры позволяют журналисту в полной мере проявить свое творческое мышление, представить свою картину мира.

Не будет ошибкой добавить и то, что три упомянутых выше жанра и ассоциируются сегодня с журналистикой у большинства людей. Но этим ее многогранность вовсе не ограничивается – жанры журналистики тесно переплетаются с ее типологией, поэтому и ей тоже необходимо уделить некоторое внимание.

Типология журналистики

Разграничить журналистику по типам можно лишь условно, ведь ее опорой служит общественное объективно-истинное знание, попадающее под влияние ценностных социальных норм. Но и эти нормы в каждом конкретном социуме могут отличаться. Чтобы провести полноценный анализ типологии журналистики, нужно выявить ее исторически сложившиеся разделы, их взаимовлияние и периодизацию. У нашего курса нет такой задачи (при желании вы можете провести собственное исследование), поэтому мы просто перечислим основные типы, на которые подразделяется на сегодняшний день журналистика.

Журналистика бывает:

При этом выделяют также журналистские расследования, трэвел- и гонзо-журналистику, а также интернет-журналистику.

Любой из типов предполагает использование специальных методов. Беря во внимание то, что предметом журналистики является общественная жизнь во всем ее многообразии, а обязанность представителя журналистской профессии – это донесение до людей правды и поиск истины в спорных вопросах, достигать поставленных целей помогают:

1 Диалоги, в которых обсуждаются актуальные и важные проблемы.
2 Дискуссии, позволяющие узнавать различные точки зрения на одни и те же вопросы и приближаться к истинному пониманию вещей.
3 Сомнения, заставляющие искать аргументы, трезво рассуждать и отыскивать правду.
4 Критика, посредством которой исследуется внутренняя природа вещей и достигается объективная интерпретация сведений.
5 Проблематизация, при помощи которой ставятся конкретные проблемы и ищутся их решения.

Когда речь идет о журналистике, автоматически подразумевается сбор и творческая обработка полученной информации о социальной жизни, тенденциях, новостях и т.д. Эти сведения впоследствии будут распространены при помощи СМИ. И уже в зависимости от того, какие для распространения данных будут использоваться технические средства, определяется направление журналистики.

Направления журналистки

Всего на данный момент можно выделить пять основных направлений:

  • Фотожурналистика
  • Тележурналистика
  • Радиожурналистика
  • Периодическая печать
  • Интернет-журналистика

Рассмотрим основные отличия этих направлений.

Фотожурналистика

Фотожурналистика является особым направлением журналистики, где главным средством выражений информации служат фотографии. Среди обязательных условий этого направления можно выделить объективность (фото должны точно воспроизводить события), хронологию и последовательность (фото должны передавать зрителю смысл изображенных на них событий).

Тележурналистика

Тележурналистика признана сегодня самым массовым и самым мощным способом распространения информации. На общественность она оказывает максимальное воздействие. Отличается наличием возможности параллельной передачи видеоряда, музыкального сопровождения, комментариев авторов, а также возможностью применения аудио- и видеоэффектов. Для журналистского творчества здесь кроются неисчерпаемые возможности.

Радиожурналистика

Радиожурналистика предполагает применения средств радиовещания для распространения информации. Характерные черты данного направления состоят в высокой оперативности и специфическом характере эмоционального воздействия на аудиторию.

Периодическая печать

Периодическая печать считается самым старым направлением журналистики. Сведения распространятся в этом случае посредством печатной продукции, такой как журналы, газеты, специализированные издания каких-либо организаций, информационные бюллетени и т.п. Задача любого подобного издания – это информирование (литературно-художественное, научное, общественно-политическое и т.д.) общества. Также периодическая печать формирует общественное мнение на тему того или иного вопроса.

Интернет-журналистика

Интернет-журналистика – это новейшее направление, начавшее распространяться около 20 лет назад. Ее специфика заключается в практически неограниченном потенциале для любого человека, который хочет испытать свои силы на поприще журналиста, и максимально высокой степени оперативности.

Названные нами направления могут быть как вполне самостоятельными, так и дополнять друг друга, переплетаться между собой. К примеру, в периодических печатных изданиях часто помещаются фотографии, а на интернет-ресурсах запросто транслируются телевизионные каналы и радиостанции и т.п.

Немаловажен и тот факт, что каждая эпоха характеризуется своими собственными тенденциями, а это значит, что со временем одни жанры и направления журналистики начинают преобладать над прочими. Если, например, в 90-х годах прошлого столетия отмечался бум тележурналистики с ее громкими скандалами и расследованиями, то сейчас все большие обороты набирает интернет-журналистика. И дабы не идти вразрез с тенденциями нашего времени, мы хотим посвятить отдельный блок урока именно ей.

Интернет-журналистика

Интернет-журналистика, как мы уже и сказали, представляет собой новое направление журналистики. Она появилась в самом конце 1990-х годов, что связано с бурным развитием и повсеместным распространением интернета. Благодаря специфике Всемирной паутины начало организовываться систематическое информационное вещание на широкие массы, не требующее развертывания специальной технической базы. Это позволило практически любому человеку иметь возможность создавать СМИ.

Онлайн-издания бывают и официальными, и неофициальными. А интернет-журналист, работающий на одно из таких изданий, в большинстве случаев не сталкивается в своей деятельности с множеством атрибутов журналистики традиционной формы, например, с полиграфией, звукозаписывающим или телевизионным оборудованием и т.д. Однако правовой аспект для интернет-журналиста все так же важен, т.к. по факту он всегда несет ответственность за то, что публикует.

Тесно связана с интернет-журналистикой и индивидуализация журналистского дела. Личность стала выступать в качестве производителя и распространителя информации, работающего вне какого бы то ни было внешнего контроля. Так, широкое распространение получила блогосфера (совокупность всех блогов как сообщества), по причине чего даже в научных кругах и прессе стал подниматься вопрос о том, не вытеснят ли блоги традиционные СМИ.

На настоящий момент множество людей приходят к заключению, что блогосфера (именно ее, кстати, можно называть непрофессиональной, гражданской или индивидуальной журналистикой) и профессиональная журналистика служат дополнением друг для друга, т.к. недостатки одной с лихвой восполняются преимуществами другой и наоборот.

Интернет-журналистику как совершенно неординарное и необычное явление в области журналистики вообще вполне можно расценивать как новую ступень в ее эволюции. Это отчетливо прослеживается по таким ее признакам как децентрализация СМИ, интерактивность, отказ от монолога и переход к диалогу и т.д. И если продолжить рассматривать развитие журналистики в этом ключе, в глаза бросается еще одно новое направление, именуемое Web 2.0. Собственно, говоря об интернет-журналистике, не упомянуть о нем в принципе было бы неверно.

Web 2.0

Для определения сути Web 2.0 вполне подходит определение комплексного подхода, дающего возможность организовывать, реализовывать и поддерживать веб-ресурсы. Предлагаем вам ознакомиться лишь с несколькими успешными проектами, где Web 2.0 прекрасно себя проявила (наверняка вы и сами чуть ли не ежедневно сталкиваетесь с ними):

Периодическая печать

периодическая печать

Традиционным и самым первым из всех направлений является периодическая печать. Это газеты, журналы, издания научных сообществ, ежегодники, информационные бюллетени и другое. Свое название подобные издания получили в силу того, что они выходят с определенной периодичностью.

Основная функция – идеологическая, то есть формирование общественного мнения. Также периодическая печать выполняет информационную функцию, как и все остальные виды журналистики.

Фотожурналистика

фотожурналистика

Фотожурналистика – особое направление, основным средством которого является фотография. Обязательными критериями работ являются:

  1. объективность (фотоснимки должны передавать все ключевые моменты и детали),
  2. хронология (тема должна оставаться злободневной)
  3. повествовательность (фотографии способны передавать аудитории информацию без помощи слов).

В работе фотокорреспондента есть свои тонкости: разрешены к использованию только кадрирование, цветокоррекция и настройка резкости, остальные уровни обработки фото могут нарушить этику журналиста и исказить иформацию.

Среди самых известных фотожурналистов находятся Уильям Смит, Эдди Адамс, Джеймс Нахтвей, Александр Земляниченко, Юрий Козырев и многие другие.

Радиожурналистика

радиожурналистика

Вторая по возрасту отрасль – радиожурналистика. Долгое время радио было единственной альтернативой газетам и журналам. С появлением телевидения радиожурналисты стараются разнообразить контент различными обсуждениями, интервью и музыкой.

Помимо хорошей дикции и правильной речи, профессионал своего дела должен уметь эмоционально влиять на аудиторию, а также работать в прямом эфире.

Тележурналистика

тележурналистика

Тележурналистика – самый массовый способ распространения информации, но в последнее время конкурирует с Интернет-изданиями. В зависимости от формата, варьируются необходимые навыки и умения. К примеру, для документальных и научных проектов важно умение подавать факты, в развлекательных – эпатаж, умение заявить о себе и высокие рейтинги, для новостных – оперативность.

Телевидение, конечно же, открывает перед журналистом больше возможностей:

  • одновременная трансляция видеоряда, авторских комментариев, музыкального сопровождения
  • использование различных графических, визуальных, аудиоэффектов.

Это также значит, что в тележурналистике большой спектр профессий: редакторы, ведущие, сценаристы, монтажеры, специалисты по рекламе и пиару.

Примеры: BBC, CNN, Первый канал, Россия-1 и так далее.

Интернет-журналистика

интернет-журналистика

Самым новым видом журналистики является Интернет-журналистика. Именно она открыла эру конвергентиной журналистики, которая имеет практически неограниченные возможности в передаче любой информации. Охват Интернет-СМИ, действительно, очень большой. Здесь любой может встретить и новостные порталы, и развлекательный контент, и любительские передачи, и блоги.

Среди отличительных черт Интернет-изданий: доступность, большой территориальный охват и децентрализованность.

Когда мы говорим о журналистике, то подразумеваем сбор и творческую обработку информации о событиях текущей жизни, актуальных тенденциях и последующее распространение с помощью различных средств массовой информации (телевидения, прессы, интернета, радио). В зависимости от того, какие технологии и оборудование используются в процессе сбора и распространения материала, определяются направления журналистики, которых на сегодняшний день существует пять.

Направления журналистики:

  • Периодическая печать;
  • Фотожурналистика;
  • Радиожурналистика;
  • Тележурналистика;
  • Интернет-журналистика.

Наиболее древнее из всех других, это направление журналистики подразумевает распространение информации с помощью печатных изданий: газет, журналов, изданий научных обществ, информационных бюллетеней и т.д. Функциями подобных изданий является информирование (общественно-политическое, научное, литературно-художественное и др.) и формирование общественного мнения по тому или иному освещаемому вопросу.

Направление журналистики, использующее для распространения информации средства радиовещания. Особенностями этого направления являются высокая оперативность и специфический характер эмоционального влияния на аудиторию.

Данное направление является на сегодняшний день наиболее массовым способом распространения информации и наиболее мощным по силе влияния на общественность. Возможность одновременной трансляции видеоряда, авторских комментариев, музыкального сопровождения, использование различных видео- и аудиоэффектов открывает перед тележурналистами огромные возможности для творчества.

Особое направление журналистики, основным средством выражения которого являются фотоснимки. Обязательными условиями направления являются объективность (фотографии точно воспроизводят события), хронология и повествовательность (снимки способны передать аудитории суть запечатлённых событий).

Новейшее направление, получившее распространение на протяжении последних десятилетий. Спецификой являются практически неограниченные возможности для каждого, желающего попробовать себя в роли журналиста и самая высокая степень оперативности.

Указанные направления могут переплетаться и взаимодополнять друг друга. Так, фотографии помещаются в печатных изданиях, а теле- и радиоканалы транслируются через интернет.

Читайте также: