Виды профессиональной деятельности спортивного педагога кратко
Обновлено: 04.07.2024
Педагогический процесс – взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заранее заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемого. Главная сущность педагогического процесса – обеспечение единства обучения, воспитания и развития.
Педагогический процесс представляет собой систему, состоящей из подсистем (а именно - это процессы обучения, воспитания и развития). Для каждой из этих подсистем (процесса) существуют собственные условия, формы и методы протекания.
Педагогический процесс совместно реализуют педагоги и воспитанники в объективных условиях:
- внутренних (материально-технические, санитарно-гигиенические, психологические этические, эстетические и проч.)
- и внешних (общественных, культурных, геополитических и проч.).
Педагогический процесс является специально организованным, поэтому его сущностными характеристиками являются: цели, задачи, содержание, методы и формы взаимодействия участников, достигаемые результаты. Таким образом, образуются компоненты педагогического процесса как системы – целевой, содержательный, деятельностный и результативный.
Целевой компонент процесса включает многообразие целей и задач: от стратегических до частных (всестороннего и гармоничного развития личности, достижение спортивного результата или задач формирования отдельных качеств, свойств личности)
Деятельностный (организационно-управленческий) компонент содержит совместное взаимодействие педагогов и воспитанников, организацию и управление процессом (методы и формы обучения, воспитания и развития).
Результативный компонент отражает эффективность протекания педагогического процесса, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленными целью и задачами.
Данные компоненты являются основой для определения структуры профессионально-педагогической деятельности. В педагогическом процессе реализуются следующие взаимосвязанные виды деятельности:
- диагностическая (связана с изучением учащихся, установлением уровня их развития, определения качества достижения целей и задач);
- ориентационно-прогностическая (выражена определением направлений предстоящей деятельности, ее конкретных целей и задач; прогнозировать ее результатов);
- конструктивно-проектировочная деятельность (означает определением содержания педагогических процессов);
- организаторская деятельность (связана с вовлечением воспитанников в педагогические процессы и поддержанием, стимулированием их активности);
- информационно-объяснительная деятельность (овладение источниками научной, мировоззренческой и проч. информацией, передача имеющегося знания воспитанникам);
- коммуникативно-стимулирующая деятельность (связана с оказанием влияния на учеников и поддержанием благоприятного морально-психологического климата в отношениях);
- аналитико-оценочная деятельность (анализ реализации педагогических процессов, оценка достоинств и недостатков хода и реализации деятельности);
- исследовательско-творческая деятельность (осмысление или поиск эффективных технологий реализации педагогического процесса).
Основными требованиями к качеству профессионально-педагогической деятельности являются:
1. Профессиональные:
- высокий уровень профессионализма;
-способность к самообразованию;
- способность к интегративной (педагогической, тренерской, рекреационно-реабилитационной и управленческой) проф. деятельности;
- владение системой знаний о сущности, содержании и структуре педагогических процессов;
- способность к моделированию и прогнозированию в сфере профессиональной деятельности;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям, ценностям физической культуры и спорта, формирование у них физической культуры личности;
- способность к интеграции со специалистами смежных и других специальностей;
2. Социально-психологические:
- умение управлять индивидом, группой людей, командой;
- владение психологией межличностных отношений, психологии больших и малых групп;
- понимание механизмов возникновения и разрешения социальных конфликтов;
- знание о способах порождения культурных норм, ценностей, и о механизмах сохранения и передачи их в качестве социокультурного опыта.
3. Личностные:
- понимание сущности и социальной значимости своей специальности;
- умение критически оценивать и корректировать свою профессиональную деятельность;
- следование этическим и правовым нормам общественной жизни;
- способность принимать решения и нести за них ответственность;
- наличие аксиологических устремлений (идеалов, ценностей, приоритетов, мотиваций, потребностей и т.д.);
- наличие харизматических качеств: справедливость, сочувствие, общительность, совестливость, готовность прийти на помощь, единство слова и дела, человеколюбие, альтруизм и др.;
- непроизводственные резервы личности (следование законам здорового образа жизни, работоспособность, умение создать благоприятный психологический климат в коллективе, участие в общественной жизни, патриотизм, чувство корпоративности, умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой и т.д.).
4. Креативные:
- творческое отношение к работе;
- выработка индивидуального стиля деятельности;
- наличие эстетического устремления и идеалов;
- интерес к обобщениям;
- владение методами педагогического конструирования;
- способности к саморазвитию и самосовершенствованию.
Существенной спецификой деятельности тренера, преподавателя ФКиС является педагогическое творчество. Различают следующие уровни творчества:
2 уровень – оптимизация деятельности на тренировочном занятии, начиная с его планирования. Творчество состоит в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известных тренеру содержания, методов и форм тренировки.
3 уровень – эвристический. Творчество характеризуется внесением в реализацию педагогических процессов тех или иных методических модификаций, рационализацией приемов и методов обучения, воспитания и развития.
Типы тренерского творчества (модели творческого поведения):
- Энтузиаст (увлечение делом, воодушевление педагогическим процессом и вовлечение в процесс поиска спортсменов).
- Новатор (поиск новых средств подготовки спортсменов, повышения уровня мастерства и результативности).
- Исследователь (изучение и анализ факторов тренерской деятельности, собственного опыта и опыта коллег. Создание на этой основе глубинных тренерских принципов, концепций спортивной тренировки).
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КАЧЕСТВАМ ПЕДАГОГА – ТРЕНЕРА. Педагогическая деятельность предъявляет следующие требования к личности:
1. Общественная направленность. Педагог-тренер призван воспитывать любовь к родине, народу, традициям, уважение к атрибутам власти (герб, гимн, флаг).
2. Глубокое и всестороннее знание предмета.
3. Широкая эрудиция.
Владение педагогической техникой. Под педагогической техникой понимается умение педагога оптимально выразить свои чувства и мысли в целях воздействия на воспитанников. Педагогическая техника включает: имидж, походку, осанку, мимику, пантомимику, голос, дикцию, фонационное дыхание (дыхание во время речи), самоконтроль, выдержку.
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ НАЧИНАЮЩИХ УЧИТЕЛЕЙ. В деятельности начинающего педагога чаще всего встречаются следующие ошибки:
1. Постановка голоса (говорят слишком тихо или громко, слишком быстро или медленно).
2. Используется излишне усложненный словарь.
3. Коммуникационные ошибки касаются манеры поведения (смотрят в сторону, на противоположную стену, на потолок, проявляется чрезмерная жестикуляция).
5. Ошибки, касающиеся дисциплины: (отсутствие четких правил, чрезмерно жесткий стиль, неоправданная снисходительность, чрезмерное увлечение индивидуальным подходом – работают только со слабыми или с сильными учащимися; школьники - безликая масса).
Читайте также: