Познание как вид духовной деятельности и феномен культуры кратко

Обновлено: 08.07.2024

Познание - процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом - получение нового знания об окружающем мире.

Природу познания, его возможности, отношение знания к реальности, условия достоверности и истинности знания изучает раздел философии, называемыйгносеологией (теорией познания). 1

Существуют две основные точки зрения на процесс познания:

Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.

Агностики (часто - идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:

сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума);

Познание как вид деятельности

Так как познание является деятельностью, оно имеет общие черты с другими видами деятельности - трудом, обучением, игрой, общением и т.д. Поэтому в познании можно выделить элементы, характерные для любого вида деятельности:

  • потребность,
  • мотив,
  • цель,
  • средства,
  • результат.

Познавательная потребность является одной из важнейших в структуре потребностей человека и выражена в любопытстве, стремлении к пониманию, духовных исканиях и т.д. Стремление к неизвестному, попытки объяснить непонятное - необходимый элемент жизни человека.

Мотивы познания разнообразны и, как правило, практичны: мы пытаемся узнать что-то о предмете для того, чтобы понять, как его можно использовать или как добиться более эффективного его использования. Но мотивы могут быть и теоретическими: человек часто получает удовольствие просто от решения запутанной интеллектуальной проблемы или открытия чего-то нового.

Цель познания - получение достоверных знаний об исследуемых предметах, явлениях, о мире в целом. В конечном счете познавательная деятельность направлена на достижение истины. Средствами (методами) познания можно назвать наблюдение, измерение, эксперимент, сравнение, анализ и т.д.

Действия в процессе познания также многообразны. Например, внаучном познаниипринята такая последовательность действий: выдвижение проблемы, постановка гипотезы, выбор методов, изучение проблемы, выработка теории.

Результат познания - это собственно знания о предмете: его внешних и внутренних характеристиках, свойствах, элементах, связях, историческом развитии и т.п. Отметим, что иногда можно достичь результата, не ставя перед собой осознанных целей поиска истины. Знания могут быть побочным следствием другой деятельности. Например, представления о свойствах разных материалов можно получать в процессе труда или игры. Поэтому можно говорить, что познавательная деятельность вплетена во все другие формы деятельности.

Если рассматривать процесс познания в целом как системное образование, то в качестве его элементов в первую очередь следует выделить субъект и объект познания.

Субъект познания - это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания.

В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом). В случае, когда субъектом познания является индивид, то его самосознание (переживание собственного “Я”) определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории. Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе.

Объект познания - это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность.

Объектом познания могут быть как материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут стать объектом познания. Таким образом, объектами становятся существующие независимо от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются либо в ходе практической деятельности, либо в ходе познания. В этой связи ясно, что понятия объекта и предмета отличаются друг от друга. Предмет есть лишь одна сторона объекта, на которую направлено внимание какой-либо науки.

Помимо объекта в познании часто выделяют предмет - часть объекта, которая специально вычленяется познавательными средствами. Например, объектом всех гуманитарных наук являетсячеловек, но познавательные средства психологии направлены на духовный мир человека, археологии - на его происхождение,культурологии- на культуру, этнографии - на нравы и обычаи человечества. Соответственно в качестве предмета этих наук выступают духовный мир, происхождение, культура и т.д. 3

Уровни познания

Чувственное и рациональное - два уровня познания, выделяемые в философии.

Чувственное - это непосредственное познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), поскольку чувства прямо связывают нас с окружающим миром, предполагая тесный контакт с ним.

Особенности чувственного познания: непосредственность; наглядность и предметность; воспроизведение внешних свойств и сторон.

Основными элементами (формами) чувственногопознания являются:

  • ощущение - отражение свойств предметов и процессов, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств;
  • восприятие - непосредственное воздействие на органы чувств целостного образа предмета;
  • представление - чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия.

На характер и содержание чувственного образа познаваемого предмета влияют не только особенности органов чувств, но также индивидуальный и культурно-исторический опыт. Известно, сколь различно восприятие расстояния и пространства у детей и взрослых, у людей разных культур. Конечно, в своей обобщающей способности чувства всегда бывают ограничены, т.к. они - лишь начальная стадия обобщения. Чувственное знание не дает полного знания объекта, оно обеспечивает знание лишь отдельных сторон изучаемых объектов. Результатом чувственного познания является субъективный образ объективного мира.

Рациональное познание - познание посредством мышления, это наиболее высокий уровень познавательной деятельности, приносящий опосредованное знание.

Особенности рационального познания: опора на результаты чувственного познания; абстрактность и обобщенность; воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений.

Основными формами рационального познания являются:

  • понятие - мысль, отражающая предметы и явления в их общих, существенных признаках;
  • суждение - форма мысли, в которой через связь понятий что-либо утверждается или отрицается; (или это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе);
  • умозаключение - вывод, основанный на логической связи суждений.
  • индуктивное (от частного к общему);
  • дедуктивное (от общего к частному);
  • по аналогии.

Рациональное познание обеспечивает глубокое проникновение в реальность, обнаружение существенных связей и отношений. В результате достигается более полное и правильное понимание того, что происходит вокруг, обнаруживается истина.

Между чувственным и рациональным познанием существует неразрывная связь. Вопрос о том, какой из источников знаний - разум или чувства - является определяющим в познавательной деятельности человека, стал предметом острого спора среди философских направлений и школ. 4

Эмпиризм - единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.

Рационализм - наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.

Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности.

Что такое знание?

  • знание как способности, умения навыки, базирующиеся на осведомленности;
  • знание как познавательно-значимая информация;
  • знание как отношение человека к действительности.

Виды знаний:

  • Житейское - строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию).
  • Практическое - строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира.
  • Художественное - строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии).
  • Научное - строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы).
  • Рациональное - отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении.
  • Иррациональное - отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.
  • Личностное (неявное) - зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности. 5

Типология вненаучного знания

Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и ненаучное знания, то выделяют следующие формы. 6

В последующей истории философской мысли сформировалось несколько различных подходов к пониманию бытия. Фактически все различия в философских воззрениях касаются в первую очередь различий трактовки их взаимоотношения и взаимодействия, и прежде всего это различие в вопросе о том, какая из форм бытия является основной, исходной. Так, материализм считает основной формой природное бытие, а остальные – производными.

Субъективный идеализм основной формой считает субъективное бытие; объективный идеализм – объективный дух. Внутри этих течений существуют различия в понимании исходных форм бытия. В зависимости от того, что положено в основание мира, какой сфере бытия приписывается первичность, все философы делятся на материалистов и идеалистов.

Лекция № 6. Познание

Основные точки зрения на процесс познания

Познание представляет собой форму активной деятельности людей, направленную на приобретение знаний о мире. Знание – это результат познавательной деятельности, выраженный в идеальных образах и закрепленный в знаках естественных и искусственных языков. Познание обусловлено общественно-исторической практикой. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

Представители такого учения, как агностицизм отрицают (полностью или частично) принципиальную возможность познания реального мира, выявления его закономерностей и постижения объективной истины.

Сторонники скептицизма в отличие от агностиков не отрицают познаваемость мира, но либо сомневаются в возможности его познания, либо, совсем не сомневаясь в этом, останавливаются на отрицательном результате. Подобный подход излишне субъективен, хотя скептицизм в каком-то определенном смысле способствует преодолению заблуждений и достижению истины.

Материалистические теории познания строятся на понимании того, что познание – это отражение внешнего мира в голове человека, воспроизведение изучаемого объекта таким, каков он есть вне человеческого сознания. Приблизительно так материализм XVII–XIX вв. (Ф. Бэкон, М. Гоббс, Д. Локк, П. Гольбах, Б. Спиноза, Л. Фейербах, Н. Чернышевский и др.) хотя и исходил из этого положения, но не выстраивали его последовательно. Ограниченность материалистов этого периода в понимании познания заключалась в том, что для их гносеологических концепций были характерны созерцательность, метафизичность и механистичность.

В диалектико-материалистической философии познание понимается не как зеркальное отражение, пассивное созерцание мира отдельным субъектом, а как сложный диалектический, социально и культурно обусловленный процесс активного творческого отражения действительности. Этот процесс осуществляется человеком как общественным существом в ходе изменения им действительности, т. е. в ходе социально-исторической практики. На современном этапе развития теории познания (особенно в отечественном варианте) начинает преобладать представление о том, что познание как отражение действительности и познавательная деятельность хотя и связаны, но не синонимы.

Теория познания, или наука гносеология – это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа познания, его возможности и границы, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, истины и заблуждения, условия достоверности знания, формы и уровни познания, его социокультурные факторы и ряд других проблем.

Лекция № 7. Виды познания

Существуют два вида познания. Познание как процесс и как форма духовной деятельности. Как форма духовной деятельности оно существует в обществе с момента его возникновения, проходя с ним определенные этапы развития. На каждом из этапов процесс познания осуществляется в многообразных и взаимосвязанных социально-культурных формах, выработанных в ходе истории человечества. Следовательно, познание как целостный феномен нельзя сводить к какой-либо одной форме, даже такой важной, как наука.

На ранних этапах развития истории человечества существовало обыденно-практическое познание, заложившее элементарные сведения о природе, а также о самих людях, их условиях жизни, общении, социальных связях и т. д. Основой данной формы познания был и опыт повседневной жизни, практика людей.

Исторически первая форма – игровое познание как важный элемент деятельности не только детей, но и взрослых. В ходе игры человек развивает активную познавательную деятельность, приобретает большой объем новых знаний, впитывает в себя богатства культуры: деловые игры, спортивные игры, игра актеров и т. п.

Также в рамках мифологии зарождается художественно-образная форма познания, которая в дальнейшем получила выражение в искусстве. Хотя оно специально и не решает познавательных задач, но содержит в себе достаточно мощный гносеологический потенциал. Художественно осваивая действительность в различных своих видах, удовлетворяя эстетические потребности людей, искусство одновременно познает мир, а человек творит его, в том числе и по законам красоты.

Одними из древних форм познания являются философское и религиозное познания. Религиозное, будучи фантастическим отражением действительности, содержит в себе определенные знания о ней, хотя нередко и превратные. В религиозном познании эмоциональное отношение к миру соединяется с верой в сверхъестественное.

Говоря о многообразии форм познавательной деятельности, нельзя обойти вниманием достаточно известную концепцию личностного знания, разработанную британским ученым М. Полани. Он подразумевал под знанием активное постижение познаваемых вещей, действие, требующее особого искусства и особых инструментов. Поскольку науку делают люди, то получаемые в процессе научной деятельности знания (как и сам этот процесс) не могут быть деперсонифицированными.

Типологизация знания может быть проведена по самым различным основаниям (критериям). В этой связи выделяют например знания рациональные и эмоциональные, феноменалистские (качественные концепции) и эссенциалистские (вооруженные в основном количественными средствами анализа), эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, философские и частнонаучные, естественно-научные и гуманитарные, научные и вненаучные и т. д.

Лекция № 8. Субъект и объект познания

Когда излагают теорию и историю культуры, говорят не только о религии, нравственности, искусстве, но и о науке, о философии. Многие исследователи считают, что истина – одна из высших ценностей культуры, что знание, образование – неотъемлемые ее составляющие, что разумность, интеллектуальное развитие – критерии культурности. Все это так, и не совсем так, поскольку в понимание культуры при этом включается то, что присуще скорее цивилизации.

Конечно, в наше время совершенно очевидно, что невежественный человек некультурен или малокультурен. Следовательно, познание, знание, образование и просвещение необходимы для культуры. Но, с другой стороны, столь же очевидно, что познание и само по себе знание чего бы то ни было не делает человека ни добрее, ни злее, ни благороднее, ни подлее. Познание и знание, в общем, ценностно нейтральны. Во всяком случае, научное познание, истины науки. В шутке, что ученый – это человек, который удовлетворяет свое любопытство за счет общества, есть большая доля правды. Такое любопытство ценнее, чем состояние нелюбознательности, нежелание знать. Но стремление к знанию, познание имеет отношение к культуре только в том случае, если речь идет о знании особого рода, об истине жизни, ее смысле, а не о знании фактов.

Например, философия будет в меньшей степени причастна к культуре, чем больше она стремится быть объективной позитивной наукой, строгим и точным знанием о мире. А чем больше она озабочена смысложизненной проблематикой, вечными проблемами человеческого бытия и его ценностей, тем больше она становится феноменом и выражением культуры, ее языком. Философия, которая ищет человеческие смыслы существования, пробуждает у человека стремление быть воистину человеком, в том числе и в процессах познания мира, самопознания, самообретения. А просто ученость – это только возможная база для культуры. Знание необходимо для обогащения духовного опыта, но недостаточно ни для культурности высокого уровня, ни для того, что иногда называют настоящей интеллигентностью.

4.5.2. Образованность, интеллигентность, культурность.

Об интеллигентности речь зашла потому, что ее, как и цивилизованность, нередко отождествляют с культурностью. А интеллигентными считаются как раз те люди, которые образованны, учены и обладают знаниями разного рода.

Интеллигенция – это разумная, образованная, умственно развития часть жителей (В. Даль), общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом.[151].

Таким образом, в разряд интеллигенции попадают ученые, учителя, врачи, инженеры, люди искусства и т. д. Они считаются духовно ведущим слоем народа, который создает, развивает и распространяет культуру, а также сохраняет и творит ее ценности. И поэтому сама интеллигентность (и ее носитель – интеллигенция) – неоспоримая ценность культуры.

То, что называют интеллигентностью, включает в себя образованность, но ее одной мало. Интеллигент всегда образован, но образованный человек не всегда интеллигентен. И далеко не всегда культурен. Образование дает человеку возможность выхода на довольно высокий уровень культуры (специализированный), для которого характерно доминирование интереса к той или иной деятельности, становящейся в известной мере самоценной. Например, образованные люди могут увлекаться познанием, наукой и научно–техническим творчеством настолько, что комфортность, удобство бытия и личная выгода отступают на задний план. Кажется, что в их жизни дух торжествует над грубой пользой и что эти люди действительно в высшей степени интеллигентны и культурны. Такое заблуждение понятно, ведь это – ученые, изобретатели, учителя, врачи. Они создают и передают духовные ценности, а значит, во многом действительно обогащают культуру, живут поисками истины.

Ни наука, ни образование, ни профессиональные занятия умственным и творческим трудом, интеллектуальной духовной деятельностью сами по себе не обеспечивают уровня действительной культуры в полном смысле этого слова.

4.5.3. Истина как культурная ценность.

Хосе Ортега–и–Гассет, рассуждая о вере и истине, писал, что философия пытается искать истину (исследуя сомнение) с тем, чтобы жизнь обрела подлинность, чтобы у человека была убежденность, истинная вера (не обязательно религиозная):

Философия не должна доказывать истину на примере жизни, напротив, она должна доказывать истину для того, чтобы наша жизнь обрела подлинность.[157].

Вот эта подлинность жизни (не заданная, а создаваемая людьми) выявляется прежде всего как реализуемая в этом мире истинность веры, добра и красоты, истинность как проявленность действительной, а не фальшивой веры, настоящего добра, подлинной красоты, а не их лживых имитаций.

В. Гейзенберг, П. Дирак и многие другие ученые ХХ в. были убеждены в родстве красоты и истины. Гейзенберг писал о красоте в точных науках, как о предупреждающем сиянии, блеске истины.[159] Дирак утверждал, что красота формулы удостоверяет ее истинность. То есть они видели, что появление красоты как бы свидетельствует об истинности. И это так, потому что в этих частных и других случаях истинность порождает ощущение красоты, а это ощущение, эстетический восторг стимулируют к дальнейшему движению познания.

Поэтому если все же остается сомнение в том, что наука – это феномен культуры, а не только цивилизации, то оно вызвано, во–первых, тем, что к науке зачастую относят то, что, по сути, ею не является. Например, М. К. Мамардашвили считал, что так называемые прикладные науки – это не науки. Во–вторых, науку противопоставляют культуре еще и потому, что ее достижения могут использоваться против человека и против культуры (атомная бомба, химическое, бактериологическое оружие). Но это, как и то, что сам ученый может быть бесчеловечным, не аргумент. Мы же не отказываемся считать искусство явлением культуры из–за того, что изящной бронзовой статуэткой можно убивать, что в форме, близкой к искусству, можно заниматься пропагандой, что даже настоящее искусство можно использовать идеологически нечистоплотно, что конкретный художник может быть человеком невысокой культуры.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




ПОЗНАНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Гносеология – наука о познании. В теории познания основное внимание уделяется проблеме познаваемости мира, вопросу о границах нашего знания, способах его получения и критериях достоверности. Здесь познание рассматривается в широком культурно-историческом контексте, в неразрывной связи с многообразными видами человеческой деятельности. Гносеология раскрывает связь и соотношение индивидуального вклада познающего субъекта и социального опыта, формирующегося в совместной деятельности людей. Исследуя познавательные способности человека, гносеология вскрывает сущностные стороны его бытия как субъекта познания. Поэтому проблемы, решаемые гносеологией, являются сопряженными с онтологией, антропологией, социальной философией, аксиологией.

Познание – это духовная деятельность, содержанием которой является использование имеющегося в данный момент знания для производства нового. Процесс познания не существует в виде некоторого законченного результата, а является движением ко все более полному и глубокому знанию, обладающему достоинством истинности. Как определенный вид человеческой деятельности познание включает в себя необходимые элементы: объект и субъект познания, средства и методы познания, результат, т.е. знание и его оценка. Рассмотрение названных элементов позволяет ответить на ключевые вопросы гносеологии.

Познаваем ли мир? Если да, то как мы его познаем? Исчерпывающе, абсолютно или человеческое познание имеет свои пределы? Что такое истина? Эти и другие вопросы волновали людей издавна и впоследствии стали классическими вопросами религии, философии и науки

Познание – получение человеком сведений и знаний об окружающем мире. Человек познает с помощью слуха, обоняния, осязания, зрения

Познание нельзя представлять как отношение одинокого, маленького, бессильного человека, обратившего свои взоры вдаль бесконечной Вселенной. Познание осуществляет не отдельный человек и даже не целое поколение, а человечество в целом – только при таком подходе можно понять основные его закономерности и суть. Познание коллективно, социально, оно вплетено во все другие общественные феномены человека. Познание исторично, его роль в обществе и возможности зависят от уровня развития человечества наоборот. И если первобытному человеку знание о том, что металл прочнее камня, чрезвычайно важно было для решения насущных, скажем, экологических проблем. Практика, материальная , производственная деятельность являются основой, целью и средством познания. Будучи противоположными человеческими способностями, практика и познание неразрывны и невозможны друг без друга.

Если человек и общество в целом это субъект познания, то его объектом является весь мир . Разумеется, в каждый конкретный исторический период в зависимости от теоретических и технических возможностей человек способен обратить познавательное внимание лишь на часть Вселенной и самого общества, что и составляет предмет познания многих наук. Бесконечность объекта и ограниченность возможностей субъекта познания, качественная противоположность познаваемого и знания, частые ошибки и заблуждения познания породили устойчивое неверие, скептицизм у некоторой части философов в возможность адекватного познания мира. Это направление в истории философии называется агностицизмом

Чувственное и рациональное познание.

Познание состоит из двух качественно отличных друг от друга основных ступеней – чувственной и рациональной. Исторически и, как правило, логически познание начинается с форм чувственного познания – ощущений, восприятий, представлений, доставляемых человеку органами чувств. Их ц человека много, но в познании основными выступают зрение, слух, вкус, осязание, обоняние.

Ощущение- отражение отдельной стороны познаваемого явления. Человек ежедневно фиксирует холодное, твердое, сладкое, шум, запах и так далее. Восприятие – целостный образ вещи, совокупность ощущений, более высокая форма чувственного познания. Для взрослого человека оно более распространенный способ отражения мира, поскольку благодаря практике и повседневному опыту за многими ощущениями он учится усиливать и воспринимать вещь целиком. Сигнал проезжающего мимо дома транспорта не просто звуковое ощущение, а целый образ со многими подробностями. Так, по звуку человек может определить, что это, скажем не трактор, и не грузовик, а легковой автомобиль, а автолюбители даже угадывают марку и так далее. Представление - это то же восприятие, сохранившееся в сознании благодаря памяти, когда предмет отражения отсутствует.

В реальном познании чувственное, рациональное, иррациональное сложно переплетены и в такой последовательности, с выделением их границ, как мы описали, конечно же, не всегда фиксируемы. Поэтому в теории познания всегда существовали сенсуалисты, рационалисты и интуитивисты, которые преувеличивали роль отдельных форм, ступеней и этапов познания и умаляли значимость других. Чтобы избежать этого, важно не попасть в плен односторонности, установить подлинную значимость каждого и оптимальные соотношения между ними в сложном познавательном процессе.

Истина и их заблуждение

Если стратегической целью познания является практика, то его ближайшей целью оказывается истина – верное, адекватное человеческое представление о познаваемом предмете. Истина может быть чувством, восприятием, суждением, теорией и тому подобным духовным феноменом, для получения которого как результата познания человек порой прилагает немалые усилия. При этом главной задачей познающего субъекта оказывается достижение объективности истины – получение такого ее содержания, которое зависит от самого объекта, отражает разные его свойства и элементы. Таким образом, будучи человеческим, субъективным феноменом, истина в тоже время всегда объективна.

Но истина, тем более, если она сложна и система, всегда содержит элементы заблуждения – непреднамеренных ошибок, неточностей, а порой и натяжек, пристрастий, неопределяемых обстоятельств. Заблуждение – неизбежный результат бесконечного процесса познания. Поэтому живая, развивающаяся истина состоит из абсолютного – точного, раз и навсегда установленного, незыблемого, завершенного знания, что позволяет говорить об абсолютности истины. Но наличие в ней заблуждений, приблизительного, уточняемого и так далее – свидетельство относительности истины. Учение Чарлза Дарвина о происхождении человека от обезьяны содержит как неопровержимые факты анатомического сходства, значения борьбы за существование для развития видов и так далее, так и уточняемые – география антропосоцио-генеза, его длительности, конкретные условия и много е другое.

Познание движется между этими полюсами от относительной истины и абсолютной, подчиняясь требованиям конкретности истины. Важнейшее требование – учет всех обстоятельств предмета познания в познавательном образе, является недостижимой задачей. На деле человек вынужден ограничиться фиксированием в познании важнейших, по его мнению, сторон и отношений предмета, сознательно.

Определяя истину как представление, соответствующее действительному предмету познания,гносеология, теория познания в своей многовековой истории предложила различные способы восстановления и мерила этого соответствует. Их поиск производился в широком диапазоне - от идеальных феноменов до практических действий человека. Ясность отчетливость, запятая, логично интуитивно очевидность истины, по мнению специалистов, являются убедительными критериями истины. Наоборот сенсуалисты и эмпирики считают чувства или опыт подлинными гарантами истинности результатов познания. Диалектико-материалистическая философия настаивает на общественной практике как единственном критерии истины. Неопозитивисты ведущее место в системе критериев истины знания отводят принцип верификации-сложной гипотетико-дедуктивной системе сопоставления узловых элементов гипотезы с данными опыта или эксперимента. По мнению Карла Поппера. самым эффективным способом испытания знания является фальсификация, позволяющая установить ошибочность знания. В естествознании и математике широко пользуются доказательством, принципами простоты и красоты и так далее.

В сложном познании трудно подобрать оптимальный критерий истины для каждого знания, многих представлений и гипотез. Его зачастую просто не существует в силу исторической ограниченности человеческих возможностей. Особенно нелегка проверка практикой, экспериментом - наиболее эффективными мерилами истинности знаний. Поэтому имеет смысл в каждом конкретном случае прибегать к доступному критерии, хотя и уступающему названным достоверности.

Познание и творчество.

Творчество - это только человеческая способность, но оно может быть как материальным. так и духовным. Произведения Уильяма Шекспира и Сальвадора дали, Петра Чайковского и Федерико Феллини - это высочайшие творения человеческого духа. Но достижения Исаака Ньютона и Иммануила Канта, Альберта Эйнштейна и Норберта Винера привели к коренным преобразованиям в экономической, технической, социальной жизни людей. Научно-техническое новшество непосредственно и масштабно влияет на развитие общества. Изобретение письма.Бумаги, печатания, стекла. Электричества, компьютера и так далее по своим последствиям не могут быть превзойдены. поскольку в них сконцентрированы предельные достижения человеческого разума. В чистом виде, как создание принципиально нового, человеческое творчество максимально проявляет себя в познавательной деятельности.

Только осознанию свойственно опережаюющее отражение действительности, создание образов того, чего еще нет. Но творчество это не иллюзорное и фантасмагорическое сознание, его творения ценны, гуманны, перспективны. Именно в организованном познании, в исследовании, проводимом с применением тех или иных средств и методов, творческая мощь человека достигает наивысших показателей. В таком процессе субъекту познания удается максимально постичь, открыть самые таинственные закономерности природы и сокровенные тенденции человеческого духа.

Многие спорят: чего больше в творчестве - сознательного или бессознательного? Вряд ли возможен однозначный ответ. Сознательное и умелое применение определенной методики и методологии, конечно, не гарантирует высокого творчества. Но оно необходимо. хотя и не достаточно. Воображение, интуиция, озарение и другие элементы не рационального и иррационального дополняет испытанные познавательные операции и процедуры для полнокровного творчества

Итоговым результатом познания является знание. Познание, решая задачу открытие истины, ее обоснования- превращения истинны в знание, однако, не сводится к этим двум основным этапам - открытия и обоснования. Ошибки и заблуждения, пристрастия предрассудки,гносеологически неопределенное и заведомо ложное и многое другое сопровождают познание на всем ее длительном историческом и логическом пути.

Чрезвычайно интересным феноменом познания предстает вера. Вера может быть понята как принятие суждения в качестве истинного без специального обоснования. Начальной формой бездоказательного суждения является мнение, у которого, как говорил Кант, нет оснований, достаточных как субъективной, так и с объективной стороны. В отличие от мнения у веры есть субъективные основания – скажем, индивидуальный опыт, логические выкладки человека, авторитет старшего, священные книги и так далее. Но веры нет непредвзятого, экспериментального или иного объективного обоснования - иначе она бы была знанием.

Вера разнообразна - говорят о практической вере, рациональной, религиозной, даже о научной вере. Религиозная вера - наиболее распространенный вид вер ,и исторически, и иногда логически она предшествует знанию. Мифологические представления. религиозная вера. а зачем обыденное и научное знание - таков вектор развития человеческого познания. Поэтому даже религиозную веру нельзя считать аномалией, отклонением от нормального познания.

В отличие от знания религиозных вера субъективна - у каждого своя вера. если даже предмет веры один. Все, кто верит в ангелов, верит по-своему. по своему их представляет. Религиозная вера эмоциональна, парадоксальна и иррациональна, она плод не столько умствования, размышлений, сколько чувств, впечатляющих культовых образов, экстатических озарений.Религиозная вера авторитарна,зиждется на безусловном преклонении поклонении обожествленного.

Итак, познание – это неотъемлемое свойство человеческой натуры, вечный поиск истины. Он вмещает в себя муки творчества, радость от удач и досаду от допущенных ошибок. Каждому встающему на путь познания следует знать, говоря словами Д. Бруно, что тысячи дорог ведут к заблуждению, но лишь одна – к Истине.

У познания две цели: а) прямая, непосредственная – получение знания, достижение истины, б) косвенная, опосредованная – использование полученных знаний в практической деятельности. Понятно, что вторая цель (практическая) базируется на первой (теоретической).


Порассуждаем над вопросом: чем отличается познание окружающего мира животными и человеком. Выделим субъект и объект познания. Охарактеризуем его как вид деятельности: определимся с мотивами, целями, средствами и результатами познания. Назовём основные виды знаний и методы самопознания. Выясним, какие ответы дают мыслители на вопрос: познаваем ли мир?


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Познание"

У нас с вами есть много разных качеств, которые отличают нас от животных. Можно ли отнести к их числу любознательность, стремление познать окружающий мир? На этот вопрос трудно ответить однозначно. Животные, безусловно, исследуют то пространство, в котором они живут.



Нам трудно судить о мотивах, движущих в некоторых случаях животными. Мы не можем пообщаться друг с другом на абсолютно понятном для обоих собеседников языке.

Но одно можно сказать с полной определённостью. Познавательная деятельность человека направлена не только на то, чтобы определить, каков он - окружающий мир. Но и на то, чтобы объяснить, почему он именно такой. Правильно объяснить или неправильно - это уже другой вопрос.

Всю историю человечества можно рассматривать как процесс расширения и уточнения знаний о мире и о самих себе.


Наши предки начали с выработки технологий обработки камня и совершенствования способов добывания огня. Мы сейчас бьёмся над проблемой сохранения и использования информации. Познавательная деятельность приобрела такой размах, что количество информации стало нарастать лавинообразно. По данным на май 2015 года количество только оцифрованной информации достигло 6,5 зеттабайт. Что значит оцифрованная, вам, вероятно понятно? Переведённая на цифровые, электронные носители. Короче, вы можете найти её в Интернете. А зеттабайт - это такая чудовищная единица - два в семидесятой степени стандартных байта. Кто не может представить, сколько это, поверьте на слово: очень много.


Так что вопрос о том, как именно осуществляется познание, и можем ли мы быть уверены в истинности его результатов - далеко не праздный. Существует особое направление в философской науке - гносеология: теория познания. Термин происходит от двух греческих слов: гносис - знание, и логос - учение.

Познание - это творческая деятельность человека, направленная на получение достоверных знаний о мире. Знаний, которые могут объяснить происходящее. Знаний, которыми мы можем руководствоваться в своих действиях.

Субъектом познания может выступать как отдельный человек, так и совокупность людей, общество в целом. Но в любом случае познание имеет социальную природу. Исследователь-одиночка опирается на уже имеющийся опыт, пытается его расширить или опровергнуть.


Объектом познания является весь окружающий мир в его многообразии. Это если говорить вообще. А в каждом конкретном случае речь идёт о более узком предмете познания: процессе, явлении, событии, внутреннем состоянии человека. Разумеется, познание может быть направлено и на сам субъект. Человек может пытаться понять самого себя, осуществлять самопознание.

Как и в любом другом виде деятельности - труде, учении, игре - в познании можно выделить потребность, мотив, цель, средства и результат.

Потребность в познании одна из важнейших для человека. Его пугает неизвестное. Ему жизненно необходимо дать объяснение непонятному.


Мотивы познания разнообразны. Чаще всего они достаточны практичны. Мы что-то узнаём о том или ином объекте. Понимаем, как мы можем его использовать. Зная особенности поведения мамонта и места, где его можно встретить, голодным не останешься. Кроме того, хочется придумать, как сделать что-то наиболее эффективно. Получить максимальный результат при минимальных усилиях. Есть даже такая шутка, что самым мощным двигателем технического прогресса является лень. Надоело человеку пешком ходить и таскать на себе всякие грузы - он придумал колесо. Но мотивы могут быть и чисто теоретическими. Вы никогда не получали удовольствия от решения какой-то запутанной задачки или разгадывания головоломки?

Целью познания является получение достоверных знаний об объекте познания, о мире в целом. Возможно ли это? Есть разные подходы к ответу на этот вопрос.


Чем агностики обосновывают свою позицию? Ведь трудно отрицать, что люди что-то знают об окружающем мире. Опираясь на свои знания, они действуют и получают какие-то результаты. Причём, достаточно часто именно те, на которые рассчитывают. Так-то оно так. Кое-какие связи разных явлений люди способны заметить. Но проникнуть в суть вещей они не в состоянии. То, что мы видим вокруг себя, - не реальный мир. Это всего лишь то, что мы способны увидеть. Или услышать. Или как-то ещё ощутить. Наши органы чувств слишком несовершенны. Наше сознание получает с их помощью искажённую картинку. Приблизительно так объяснял своё отношение к проблеме знаменитый немецкий философ Иммануил Кант. А знаете ли вы, что к числу всемирно известных агностиков относят Чарльза Дарвина и Альберта Эйнштейна. Учёные, которые внесли огромный вклад в познание и объяснение тайн природы, не верили в познавательные возможности человека?


Это кажется парадоксом, но, тем не менее, это так. Впрочем, о философских взглядах Дарвина и Эйнштейна мы можете, если хотите, более подробно узнать самостоятельно.

Гносеологический скептицизм, в принципе, не отрицает самой возможности познания мира. Скептики сомневаются, что человек обладает достаточными для этого средствами. Нашим чувствам нельзя доверять. Во-первых, они субъективны. Каждый видит и оценивает действительность по-своему. Вы думаете, что устрицы, например, это вкусно.


А мне они кажутся отвратительными. Во-вторых, наши органы чувств могут нас обманывать. Какой из отрезков на рисунке кажется более длинным: первый или второй? Ну, вы догадались, наверное?


На самом деле они одинаковые. Да и разуму нашему доверять не приходится. Нет, мы можем рассуждать логично и доказательно. Проблема в другом. Любое доказательство должно опираться на некие данные, аргументы. Их истинность, в свою очередь, тоже нужно чем-то доказать. И если мы пройдёмся по этой цепочке, то что найдём в самом начале? Некое утверждение, которое мы просто принимаем на веру. В математике это называют аксиомой.

И, наконец, гносеологические оптимисты. Они дают положительный ответ на вопрос о познаваемости мира. Человек может получить достоверные знания о нём, если использует правильные методы познания. Но в возможность полного абсолютного знания оптимисты тоже не верят. Точнее, они знают, что это невозможно. Но не из-за того, что способности человека ограничены. А потому что мир бесконечен. А значит, бесконечны и знания о нём. Чтобы представить эту идею более наглядно, изобразим наши знания в виде шара. То, что внутри него, информация, которой мы располагаем. То, что вокруг, бесконечный мир. Поверхность шара - площадь соприкосновения нашего знания с тем, что ещё нами не познано. Что произойдёт с шаром в процессе познания?


Он увеличится, его диаметр станет больше. А значит, станет больше и площадь поверхности. Итак, чем больше мы знаем, тем больше неизвестного и непознанного видим вокруг себя.

Когда люди ничего не знали о мельчайших болезнетворных организмах, могли спокойно считать эпидемии наказанием Божьим. Помогать больным. Или не помогать, а просто изолировать их от пока здоровых. Пытаться изобрести какие-то способы лечения. А после открытия бактерий и вирусов появилась куча новых вопросов.


Сколько их видов существует? Как они влияют на жизнь человека? Что можно сделать с этим влиянием? Раньше люди даже не могли представить, что такие вопросы у них появятся.

Для достижения цели используются определённые средства. Подробнее о формах и методах познавательной деятельности вы будете говорить позже. А пока просто назовём их. Наблюдение. Эксперимент. Измерение. Анализ. Синтез. Сравнение. Классификация. Аналогия. Моделирование. Дедукция. Индукция. Есть и другие. Когда речь идёт о самопознании, используется самонаблюдение. Человек анализирует своё поведение в процессе общения, игры, труда. Определяет мотивы своих действий. Даёт им оценку и сравнивает с оценкой окружающих. Узнаёт себя, отвечая на вопросы различных анкет и тестов. Этот процесс анализа своих мыслей и чувств, размышления о том, что происходит в собственном сознании, принято называть рефлексией.

Итак, цели определены, средства выбраны. Начинаются конкретные познавательные действия. Они очень многообразны. Познакомимся с последовательностью действий в научном познании. Первым этапом является формулировка проблемы. Определение того, что мы уже знаем, а что ещё неизвестно. Следующая ступень - выдвижение гипотезы. Предположения о том, что является решением проблемы. Затем проводится исследование, собираются и анализируются факты. В результате гипотеза либо доказывается, либо опровергается.


И последний этап: формулировка теории. Теория - системно организованное знание. Она объясняет, что собой представляет объект, каково его строение. Каким образом он связан с другими объектами. Почему с ним происходят те или иные изменения. И как он может измениться в определённых обстоятельствах. Вы не раз уже слшали, например, об эволюционной теории. Чтобы признаваться научной, теория должна быть логичной и проверяемой.

Теория - это результат познавательной деятельности? Если речь идёт о науке, да. Но кроме научного знания есть и другие его виды. Например, житейское, практическое. Оно не формулируется в виде теорий. Чаще всего, это констатация фактов и их описание. Практическое знание предполагает также умение использовать его в преобразовании окружающего мира. Такое знание часто бывает побочным результатов другой деятельности. Мы знаем, что необходимо варить яйцо 8 - 10 минут, чтобы оно стало крутым. Почему? Да как-то не задумывались. Но когда однажды мы сняли его с огня раньше, через 5 минут, желток был ещё жидковат - яйцо получилось всмятку.


Художественное знание также отображает мир и место человека в этом мире. Но не в понятиях, а в образах, чувственных, эмоционально окрашенных. Это знание, пожалуй, наиболее субъективно. Оно передаёт тот образ мира, который сложился у художника, творца.


Да и как можно доказать существование сверхъестественного? На то оно и сверхъестественное, что его нельзя было обнаружить с помощью органов чувств, как материю. Даже если вооружить их сложными приборами.

Читайте также: