Виды изобразительной деятельности в дошкольных и школьных учреждениях для детей с нарушениями речи

Обновлено: 04.07.2024

Вопросы к теме:

3. Раскройте программные требования по воспитанию и развитию ребенка в изобразительной деятельности и принципы отбора содержания изобразительной деятельности.

4. Охарактеризуйте усложнение содержания раздела по годам обучения.

5. Раскройте последовательность отработки речевого и художественного материла.

6. Проанализируйте соотношение видов изобразительной деятельности(рисование, лепка, аппликация) в зависимости от года обучения и вида речевого нарушения.

Форма отчетности: письменные выписки с ответами на вопросы.

Литература:

1. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Старшая группа детского сада / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М., 2003.

2. Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М.А. Васильева. – М., 1978.

3. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы) / Г.А. Каше, Т.Б. Филичева. – М., 1978.

4. Программа обучения правильной речи заикающихся детей старшего дошкольного возраста / сост. С.А. Миронова. – М., 1978.

5. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М., 1989.

6. Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада / Н.В. Нищева. – СПб., 2007.

7. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (4-7 лет) / Н.В. Нищева. – СПб., 2006.

8. Речецветик (парциальная программа комплексного развития коммуникативно-познавательных речевых способностей дошкольников) / Г.А. Ванюхина. – Екатеринбург, 2000.

9. Степанова, О.А. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов: Справочное пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2008.

Тема 2 Виды изобразительной деятельности в дошкольных и школьных учреждениях для детей с нарушениями речи

Семинар №2.

Задачи изучения темы:уточнить представления студентов о видах изобразительной деятельности, их специфике и месте в коррекционно-развивающем обучении и эстетическом воспитании дошкольников и младших школьников с нарушениями речи; учиться сравнивать и обобщать учебный материал.

Вопросы к теме:

1. Какие способности развиваются у детей на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией, на уроках декоративного, тематического рисования и рисования с натуры?

2. Что является основными изобразительными средствами рисования?

3. Своеобразие аппликации в старшем дошкольном возрасте.

4. Взаимосвязь рисования, лепки и аппликации с другими видами деятельности (игра, труд, общение).

5. Варианты индивидуального педагогического руководства изобразительной деятельностью детей с заиканием, моторной алалией, ОНР II уровня в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

Форма отчетности: письменные выписки по вопросам.

Литература:

2. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М. : Академия, 2000.

3. Грошенков, И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе. – М., 1993.

4. Гусакова, М.А. Аппликация. – М. : Просвещение, 1987.

5. Доронова, Т.Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре (младшая разновозрастная группа) / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон. – М. : Просвещение, 1992.

6. Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. – М., 1961.

7. Казакова, Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности. – М. : Просвещение, 1996.

8. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова. – М. : Владос, 2012.

9. Кузин, В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах.– М., 1984.

10. Сакулина, Н.П. и др. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – М. : Просвещение, 1982.

Тема 5 Виды изобразительной деятельности в дошкольных и школьных учреждениях для детей с нарушениями речи

Практическое занятие №1.

Задачи изучения темы: познакомиться с возможностями развития речи детей с речевыми нарушениями в разных видах изобразительной деятельности; учиться анализировать речевой материал, используемый в разных видах изобразительной деятельности в контексте реализации принципов комплексного коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи.

Вопросы для обсуждения:

1. Раскройте возможности развития речи и сенсомоторики дошкольников на занятиях изобразительной деятельностью (рисование, лепка, аппликация).

2. Раскройте своеобразие использования игровых приемов в разных типах занятий.

3. Проанализируйте связь лепки с игрой (обыгрывание вылепленных предметов).

4. Охарактеризуйте приемы обогащения словаря и развития связной речи в разных видах изобразительной деятельности дошкольников с нарушениями речи.

5. Раскройте взаимодействие логопеда и воспитателя по развитию речи дошкольников на занятиях изобразительной деятельностью.




Структура конспекта занятия:

1. Тема. 2. Цели и задачи. 3. Материал и оборудование к занятию. 4. Организация и ход занятия. 5. Методика проведения занятия – приемы, направленные на создание эмоционального настроя, развитие речи, психических процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения), эмоционально-личностное развитие).

Форма отчетности: письменные выписки по вопросам, конспект занятия.

Литература:

1. Безруких, М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. – М., 2001.

3. Галанов, А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству / А.С. Галанов, С.Н. Корнилова, С.Л. Куликова. – М. : Сфера, 2002.

4. Григорьева, Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М. : Просвещение, 1995.

5. Доронова, Т.Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре (младшая разновозрастная группа) / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон. – М. : Просвещение, 1992.

6. Казакова, Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности. – М. : Просвещение, 1996.

7. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова. – М. : Владос, 2012.

8. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / под ред. Т.С. Комаровой. – М. : Просвещение, 1991.

9. Сакулина, Н.П. и др. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – М. : Просвещение, 1982.

10. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Т.Г. Казакова. – М. : Просвещение, 1985.

11. Халезова, Н.Б. и др. Лепка в детском саду / Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина, Г.С. Пантюхина.– М. : Просвещение, 1986.

Тема 3. Пропедевтический период, уроки декоративного, тематического и натурного рисования

Семинар №3.

Задачи изучения темы:уточнить представления студентов о пропедевтическом периоде и о разных видах уроков: рисования с натуры, тематического и декоративного рисования, обучающих изобразительной деятельности детей с нарушениями речи; учиться сравнивать и обобщать учебный материал.

Вопросы к теме:

1. Дайте характеристику разных видов уроков: рисования с натуры, тематического и декоративного рисования, обучающих изобразительной деятельности детей с нарушениями речи.

2. Раскройте специфику использования разных методов и приемов, обучающих изобразительной деятельности в рамках уроков рисования с натуры, тематического и декоративного рисования для детей с нарушениями речи.

3. Охарактеризуйте специфику коррекционно-развивающей работы в пропедевтический период обучения изобразительной деятельности в зависимости от возраста детей, степени выраженности речевого нарушения, уровня познавательного и сенсомоторного развития.

Форма отчетности: письменные выписки по вопросам.

Литература:

2. Грошенков, И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе. – М., 1993.

3. Друнина, М.Г. Навстречу друг другу : программа совместной художественно-творческой деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М. : ЛИНКА-Пресс, 2007.

4. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова. – М. : Владос, 2012.

5. Кузнецова, Г.В. Основы изодеятельности. Методические рекомендации к обучению изодеятельности детей с ДЦП в пропедевтическом периоде. – М., 1998.

6. Шибанова, Н.Я. Воспитание у детей младшего школьного возраста самостоятельности в рисовании. ­ Пермь, 1974.

Практическое занятие №2.

Задачи изучения темы:познакомиться с содержанием, методами и приемами пропедевтического периода, уроков декоративного, тематического и натурного рисования; учиться обобщать и анализировать учебный материал.

Вопросы для обсуждения:

1. Раскрыть цель и задачи пропедевтического периода обучения изобразительной деятельности.

2. Охарактеризовать соотношение разных форм речи и видов изобразительной деятельности на начальных этапах обучения.

3. Проанализировать объем и содержание речевого материала на уроках декоративного, тематического и натурного рисования в младшем школьном возрасте.

4. Раскрыть направления работы по развитию изобразительной деятельности у детей с нарушениями речи в младшем школьном возрасте.

5. Охарактеризовать методику работы обучения тематическому рисованию в соответствии с задачами по развитию речи.

Практическое задание: составить фрагмент конспекта занятия пропедевтического периода с использованием гимнастических и графических упражнений.

Форма отчетности: письменные ответы на вопросы, фрагмент конспекта занятия.

Литература:

2. Грошенков, И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе. – М., 1993.

3. Друнина, М.Г. Навстречу друг другу : программа совместной художественно-творческой деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М. : ЛИНКА-Пресс, 2007.

4. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова. – М. : Владос, 2012.

5. Комарова, Т.С. Формирование графических навыков у детей. – М., 1970.

6. Кузнецова, Г.В. Основы изодеятельности. Методические рекомендации к обучению изодеятельности детей с ДЦП в пропедевтическом периоде. – М., 1998.

7. Шибанова, Н.Я. Воспитание у детей младшего школьного возраста самостоятельности в рисовании. ­ Пермь, 1974.

Тема 4. Ознакомление учащихся с тяжелыми нарушениями речи с произведениями изобразительного искусства

Практическое занятие №3.

Задачи изучения темы:познакомиться с содержанием, методами и приемамиознакомления учащихся с тяжелыми нарушениями речи с произведениями изобразительного искусства; учиться обобщать и анализировать учебный материал.

Вопросы для обсуждения:

1. Проанализируйте возможности развития речи учащихся с тяжелыми речевыми нарушениями при их ознакомлении с произведениями изобразительного искусства.

2. Охарактеризуйте особенности и приемы ознакомления учащихся с тяжелыми нарушениями речи с произведениями изобразительного искусства.

3. Раскройте роль учителя в развитии речи учащихся при их ознакомлении с произведениями изобразительного искусства.

4. Дайте характеристику экскурсии в художественную галерею как форме организации ознакомления учащихся с произведениями изобразительного искусства.

Форма отчетности: письменные выписки по вопросам и заданию.

Литература:

2. Волков, Н.Н. Восприятие картины. – М., 1976.

3. Грошенков, И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе. – М., 1993.

4. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова. – М. : Владос, 2012.

5. Кузин, В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах.– М., 1984.

6. Ростовцев, Н.Н.Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – 2-е изд. – М., 1980.

7. Шилова, Е.А. Развитие речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в процессе деятельности (на примере уроков изобразительного искусства). – Саранск, 1997.

В настоящее время, среди детей дошкольного возраста достаточно часто встречаются дети с различными нарушениями речевого развития, в том числе общим недоразвитием речи.

Особенно актуальна проблема развития и коррекции речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста, поскольку её решение является важным условием успешного дальнейшего обучения ребенка в школе.

Анализ методов и приемов, используемых в методических разработках Комаровой Т. С., Мухиной В. С., Сакулиной Н. П., и др. доказывает, что организованные занятия по изобразительной деятельности представляют собой эффективное средство развития речи у детей с ОНР.

Исследовательская работа проводилась с детьми старшего дошкольного возраста. В эксперименте приняли участие 10 детей с общим недоразвитием речи III уровня. Для диагностики использованы методики Лалаевой Раисы Ивановны.

По результатам диагностики был проведен количественный и качественный анализ данных.

Обобщая результаты констатирующего эксперимента, можно сделать вывод, что у детей с ОНР, нарушения речи выражены в комплексе отклонений: уровне словарного запаса, фонематического развития, навыков словообразования, уровне сформированности грамматического строя, связной речи.

Развитие речи детей в процессе изобразительной деятельности осуществляется в нескольких направлениях:

- развитие произносительной стороны речи;

- увеличение и активизация словаря;

- формирование грамматических навыков;

- развитие связной речи;

- развитие творчества и творческого рассказывания.

Включение в коррекционную работу этих методов и приемов способствует расширению и активизации словаря, развитию звукопроизношения, фонематических процессов, формированию лексико-грамматического строя, развитию связной речи. Использование изобразительной деятельности в коррекционной работе положительно влияет на формирование всех речевых структур у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Изобразительная деятельность к Дню космонавтики.

Изобразительная деятельность к Дню космонавтики. В этом году исполнилось 55 юбилейных лет со дня первого полёта человека в космос. 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин отправился.

Классификация видов изобразительной деятельности (по способу создания изображения, по содержанию). Рисование (предметное, сюжетное, декоративное). Изобразительно-выразительные средства рисования (цвет, форма, композиция, пропорции, детализация). Лепка. Изобразительно-выразительные средства лепки (объем, моделировка поверхности, композиция, динамика). Аппликация и конструирование. Изобразительно-выразительные средства аппликации (локальный цвет, стилизованная форма, фактура материала, композиция). Индивидуальная работа с детьми на занятиях изобразительной деятельностью.

Тема 6. Пропедевтический период, уроки декоративного, тематического и натурного рисования

Направления коррекционно-развивающей работы в пропедевтический период обучения изобразительной деятельности. Гимнастические и графические упражнения пропедевтического периода. Обследование объектов.

Уроки рисования с натуры. Цель и задачи обучения рисованию с натуры. Объекты изображения, последовательность усложнения. Последовательность этапов рисования с натуры.

Уроки тематического и декоративного рисования. Цель и задачи обучения тематическому, декоративному рисованию. Методы и приемы обучения тематическому и декоративному рисованию. Этапы обучения декоративному рисованию. Отбор содержания для уроков тематического рисования.

Тема 7. Ознакомление учащихся с тяжелыми нарушениями речи с произведениями изобразительного искусства

Уровни художественного восприятия. Цель и задачи развития художественного восприятия у учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Условия содействия становлению художественного восприятия: формирование знаний об окружающем как возможном содержании произведений искусства; формирование представлений об искусстве (художниках, материалах, выразительных средствах), о способах отражения представлений в разных видах художественной деятельности. Цель и задачи использования произведений изобразительного искусства в работе с учащимися с тяжелыми нарушениями речи. Требования к отбору произведений изобразительного искусства, предъявляемых для восприятия учащимся с тяжелыми нарушениями речи. Требования к организации работы по ознакомлению учащихся с тяжелыми нарушениями речи с произведениями изобразительного искусства. Формы организации ознакомления детей с произведениями изобразительного искусства. Последовательность знакомства с произведениями живописи. Характеристика произведений изобразительного искусства, используемых в работе с учащимися с тяжелыми нарушениями речи.

5.Темы практических и семинарских занятий

Раздел 1. Эстетическое развитие и воспитание детей с нарушениями речи

семинар №1.

Тема 1. Изобразительная деятельность и эстетическое воспитание детей

Задачи изучения темы: уточнить представления студентов о изобразительной деятельности, ее специфике и месте в коррекционно-развивающем обучении и эстетическом воспитании дошкольников с нарушениями речи; учиться сравнивать и обобщать учебный материал.

Вопросы к теме:

Что понимается под изобразительной деятельностью детей? Задачи развития ребенка в изобразительной деятельности?

Раскройте этапы становления изобразительной деятельности у детей.

Опишите условия развития изобразительного творчества детей.

Форма отчетности: письменные выписки по вопросам.

Венгер, Л.А и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. – М., 1988.

Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте : Психол. очерк. – М. : Просвещение, 1991.

Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М. : Академия, 2000.

Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М. : Педагогика, 1983.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта: развитие художественно-изобразительных умений в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

  1. Обучать детей художественно-изобразительным умениям и навыкам овладения изобразительными материалами.
  2. Развивать продуктивное, пространственное, управляемого воображение детей с нарушениями речи.
  3. Воспитывать творческую активность, интерес к изобразительной деятельности, эстетические чувства и восприимчивость.

г. Нижневартовск

Цели и задачи проекта 4

Задачи проекта: 4

Этапы развития художественно-изобразительных умений 5

Результативность проекта: 10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 11

Формирование изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в практике дошкольных образовательных учреждений является важной целью при подготовке их к школе. Развитие творческих способностей и проявление творческой индивидуальности служат основой для успешного усвоения содержания школьного обучения.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями, формирование изобразительной деятельности связано с развитием интересов, способностей каждого ребенка для овладения универсальными предпосылками к умению выражать детское творчество.

Изобразительная деятельность является эффективным средством познания действительности и одновременно помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств, речи и других психических процессов.

Цель проекта – развитие художественно-изобразительных умений в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Предлагаемый материал дает возможность для создания оптимальных условий развития художественно-изобразительных умений детей с нарушениями речи в условиях дошкольного учреждения; родителям для ознакомления с особенностями развития художественно-изобразительных умений; для контроля работы педагогов по проведению диагностики развития художественно-изобразительных умений дошкольников.

Использование разнообразных методов работы позволит воспитателю развить художественно-изобразительные умения в изобразительной деятельности детей с нарушениями речи.

Цели и задачи проекта

Цель проекта: развитие художественно-изобразительных умений в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Задачи проекта:

Обучать детей художественно-изобразительным умениям и навыкам овладения изобразительными материалами.

Развивать продуктивное, пространственное, управляемого воображение детей с нарушениями речи.

Воспитывать творческую активность, интерес к изобразительной деятельности, эстетические чувства и восприимчивость.

Читайте также: