Виды деятельности по окружающему миру в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

Актуальность темы определяется тем, что в аспекте современного развития общества важную роль приобретает развитие самостоятельности, творческих способностей учащихся , активное вовлечение их в образовательный процесс. Важно уметь заинтересовать детей, выработать у них мотивацию, стремление к получению новых знаний, освоение предметов. Всё большую роль обретает развитие у детей мыслить нестандартно, принимать креативные решения, находить выход из различных ситуаций альтернативные пути решения.

В ходе урока учителю рекомендуется применять различные методы и формы организации учебной деятельности, например:

1. Метод проблемного обучения. В основе метода лежит создание проблемной ситуации, что позволяет активизировать деятельность учащихся и обеспечить максимально высокую мотивацию, направленную не только на достижение основных целей урока, но и на развитие желания и умения учиться.

2. Метод алгоритмизированного обучения. Учащиеся самостоятельно составляют алгоритм решения проблемы. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом, составление отдельных задач для достижения цели, формирование способности мыслить, анализировать, искать пути решения задачи, выстраивать логическую цепочку, алгоритм действий.

3. Метод эвристического обучения. В основе метода лежит необходимость поиска новых способов и вариантов решения уже известных задач, применение общеизвестных правил и закономерностей, что в результате может привести к открытию новых знаний, навыков. Приветствуется творческий подход к решению проблемы. Этот метод сопровождается сложными вопросами, которые подталкивают школьника к самостоятельному поиску решения.

4. Метод исследовательского обучения. Этот метод рассматривает правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения. Учащиеся выдвигают гипотезу и на основе проведенных наблюдений, анализа, решения познавательных задач, формируют вывод.

Все эти средства действуют в органическом единстве. Так же на уроках можно использовать следующие методы:

1. Метод дискуссий.

2. Метод самостоятельной работы.

3. Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом.

- Метод проблемного изложения.

- Частично-поисковый лабораторный метод.

В воспитательных целях организуют различные внеурочные, внеклассные мероприятия, которые позволяют заинтересовать учащихся, привлечь их внимание. С этой целью распространена практика применения различных нетрадиционных форм организации занятий, нетрадиционных методов проверки домашнего задания, стимуляция самостоятельной деятельности младших школьников. Вместо традиционных уроков рекомендуется применять следующие формы уроков:

1. Урок – викторина

2. Урок – конкурс

4. Урок – путешествие

5. Урок – аукцион

6. Урок – встреча

7. Интегрированный урок

9. Комбинированный урок

10. Урок – деловая игра.

Для развития навыков, проверки эффективности воспитательного процесса, применяют различные нестандартные приемы, игровые технологии:

- Интеллектуальная разминка – 2-3 простые задачи, которые необходимо решить устно и как можно быстрее. Цель – настроить школьников младшего возраста на работу.

Для оказания воспитательного воздействия и достижения образовательных целейрекомендуется задействовать различные доступные методы и формы организации занятий, организовывать коммуникацию и досуг школьников. В ходе реализации непосредственно воспитательного процесса рекомендуется следующее: использовать новейшие методики обучения, применять рациональные методики проверки домашнего задания, задавать задания, позволяющие максимально эффективно повысить качество обучения, сократив при этом к минимуму срок выполнения заданий.

Методисты предлагают изучать проводить воспитательные занятия, применяя различные инновационные и нетрадиционные методы и формы обучения, что позволяет заинтересовать школьников, повысить их познавательный интерес, мотивацию к дальнейшему развитию и познанию. Рассмотрим подробнее:

- Компьютерное обучение – это образовательный процесс, в основе которого лежит программирование обучающей и учебной деятельности. При этом обучение воплощается в контрольно-обучающем процессе. Компьютерная технология обучения обеспечивает индивидуализацию образовательного процесса, его персонификацию. Этого удается достичь, применяя обратную связь, которая позволяет получать информацию о качестве усвоения содержания образования.

- Модульное обучение представляет собой такой образовательный процесс, в ходе которого используются модули, представляющие собой минимальные единицы учебной информации. Благодаря модулям можно достичь полифункциональности образовательного процесса. Модуль обеспечивает целостное усвоение содержания образования.

- Дистанционное обучение представляет собой образовательный процесс, в ходе которого обучение ведется дистанционно, удаленно посредством современных систем телекоммуникаций. При этом ведется активная работа с информацией. Применяют такие приемы, как мозговой штурм, позволяющий активизировать знания обучающихся. Важным моментом является поиск информации из различных источников по заданным критериям, систематизация, обобщение и классификация выявленной информации. Одним из современнейших методов дистанционного обучения является метод составления кейсов – утверждение и отрицание тезисов, подготовка раунда вопросов.

Сегодня широко применяются методы удаленного обучения. Рассмотрим подробнее каждый из них:

- Кейс-анализ – метод, в основе которого лежит анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач.

- Мастер-класс представляет собой локальную технологию трансляции педагогического опыта. В процессе мастер-класса происходит демонстрация определенных методических приемов или методов. Применяются определенные методики преподавания, технологии обучения и воспитания. Мастер-класс обычно состоит из ряда заданий, которые направляют деятельность участников для решения определенных педагогических задач. В рамках данного задания учащиеся могут проявить высокую степень творческой активности, определенный уровень свободы. При этом необходимо осуществить выбор средств для достижения конкретно цели.

- Виртуальные экскурсии представляют собой презентационный инструмент, который дает возможность наглядно и увлекательно продемонстрировать любое реально существующее место общественности. Чаще всего проводят такие виртуальные экскурсии, как посещение национального парка, музея, курорта.

- Видеоконференция – методика интерактивного занятия, в ходе которой происходит визуализация определенных объектов и технологий. Широко используются информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе.

- Видеоконференцсвязь представляет собой двустороннюю или многостороннюю связь, которая применяется для передачи звука и изображения. Используется для различных совещаний, семинаров. Участники могут быть разделены географически. Они могут находиться в любом месте, в любом регионе и проводить общение, передавать информацию дистанционно, с использованием современных информационных технологий.

- Социально-психологический тренинг – интерактивная форма обучения, которая формирует недостающие поведенческие факторы, или позволяет скорректировать отклоняющиеся формы поведения. Работа ведется с жизненными ситуациями.

- Метод портфолио представляет собой метод, при помощи которого можно фиксировать и отслеживать результаты образовательного процесса. Ученик формирует по каждой конкретной теме копилку знаний, а также отслеживает изменения, вносит коррективы. Как правило, такая копилка формируется на сайте учебного учреждения или в социальных сетях.

- Круглый стол – беседа, в которой на равных участвует небольшие группы учащихся (5 человек), которые последовательно обсуждают поставленные вопросы.

- Судебное заседание – обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела).

- Учебный спор-диалог. Для данной формы также необходима тема с двумя противоположными точками зрения. На подготовительном этапе класс делится на четверки, в каждой четверке определяются два пары: одна будет отстаивать первую точку зрения, другая – вторую. После этого класс готовится к дискуссии – читает литературу по теме, подбирает примеры и т.д. На основном этапе класс сразу садится по четверкам и одновременно происходят дискуссии между парами в четверках. Когда дискуссии почти закончены, учитель дает задание парам поменяться ролями – те, кто отстаивал первую точку зрения, должны отстаивать вторую и наоборот. При этом аргументы, которые уже высказаны противоположной парой, повторяться не должны. Дискуссия продолжается.

- Дискуссия - это метод обсуждения и разрешения спорных вопросов. В настоящее время она является одной из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, развитие рефлексивного мышления. В отличие от обсуждения как обмена мнениями, дискуссией называют обсуждение-спор, столкновение точек зрения, позиций и т.д. Но ошибочно считать, что дискуссия – это целеустремленное, эмоциональное, заведомо пристрастное отстаивание уже имеющейся, сформированной и неизменной позиции. Дискуссия – равноправное обсуждение учителями и учениками дел, планируемых в школе и классе и проблем самого различного характера. Она возникает, когда перед людьми стоит вопрос, на который нет единого ответа. В ходе ее люди формулируют новый, более удовлетворяющий все стороны ответ на стоящий вопрос. Результатом ее может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение.

- Метод ситуационного упражнения (задачи). Суть данного метода заключается в том, что учащемуся предлагают подробно описать ситуацию и задачу, которую необходимо решить. При этом предлагается два варианта выполнения задания. В первом случае в тексте задания приводится готовая задача, а также дается ее решение. Суть данного упражнения состоит в том, что ученик должен проанализировать ход решения задачи, понять алгоритм. Во втором случае решения задачи не приводится, только есть описание проблемной ситуации. Задача учащегося заключается в том, чтобы он самостоятельно нашел способ решения задачи, выработал определенный алгоритм действий, обосновал его.

- Метод ситуационно-ролевых игр. Под ролевой игрой подразумевают одновременно и игровую, и учебную деятельность. Это предметно-дидактический способ обеспечения учебной дисциплины, который сопровождается многообразием форм деятельности. Это могут быть различные тематические вечера, школьные театрализованные действия, встречи, нетрадиционные формы занятий. Могут применяться при изучении различных тем и в различных семантических контекстах.

- Метод игрового проектирования. С точки зрения учащихся, игра - это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях. Учебный характер игры ими часто не осознается. С позиции учителя ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению. Для учителя цель игры - формирование и развитие определенного набора знаний учащихся, формирование определенного образа жизни. Игра всегда управляема, ее учебный характер четко осознается учителем.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Виды деятельности на уроках окружающего мира

Основными видами деятельности выступают дидактические игры, выполнение индивидуальных заданий, работа с учебниками и тетрадями, применение ИКТ.

Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.

Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин.

- принятие учащимися правил здорового образа жизни, понимание

необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья; - формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности:

- умения различать государственную символику РФ и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте РФ, Москву – столицу России, свой регион и его столицу;

- формирование основ исторической памяти – умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее,

-формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного поведения;

- развитие морально-этического сознания – норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами.


Выполнение учителем начальных классов требований ФГОС НОО, приобучении детей младшего школьного возраста в условиях только урочной деятельности становится затруднительным, поэтому в помощь учителю приходит деятельность внеурочная.

Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с ООП образовательной организации решаются задачи воспитания, социализации и развития младших школьников.

С 2009 года внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования ФГОС НОО в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности выбора занятий, а также самостоятельность образовательной организации в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.

Согласно требованиям ФГОС НОО, внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Для организации внеурочной деятельности могут быть использованы формы, отличные от учебных занятий, в том числе внеурочная деятельность может включать индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки, индивидуальные и групповые консультации для детей различных категорий и т.д.

На формы используемой внеурочной деятельности влияют особенности самого предмета, в том числе процессуальные, связанные с применяемыми методами и приемами, и содержательные, определяемые характером изучаемого материала.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроках окружающего мира применяются различные формы учебной работы, о них Вы можете прочитать в данном докладе..


Форма — это внутренняя структура, строение, связь.
Развитие общества требовало все большего числа грамотных людей. Как выражение этой потребности и возникает классно-урочная система обучения.
Классной она названа потому, что учитель проводит занятия с группой учащихся определенного возраста, имеющей твердый состав и называемой классом. Урочной — потому, что учебный процесс проводится в строго определенные отрезки времени — уроки. После каждого урока устраиваются перемены.
Классно-урочная система существует более трехсот лет. Ее теоретическая разработка впервые была дана Я. А. Коменским.

Урок – основная форма организации учебной работы по окружающему миру, но она не ограничивается классным кабинетом.

Экскурсии – это форма организации учебной деятельности, которая позволяет проводить наблюдения и изучать природные процессы в естественных условиях.

Выделяют вводные, текущие и обобщающие экскурсии.

На вводных экскурсиях учащиеся получают общее представление о природных объектах и явлениях, которые им предстоит изучать на последующих уроках.

Главная цель вводных экскурсий – формирование образных представлений, на основе которых будут в дальнейшем развиваться новые понятия.

Текущие экскурсии предполагают знакомство непосредственно в природе с конкретными объектами и явлениями, которые изучаются на текущих уроках.

Обобщающие экскурсии проводятся в конце изучения темы или раздела. На них дети наблюдают и исследуют те природные объекты и явления, которые изучались на предыдущих уроках. На обобщающих экскурсиях конкретизируются и систематизируются знания, полученные учащимися в процессе изучения темы.

Внеурочная работа по окружающему миру – это форма организации учащихся для самостоятельного выполнения обязательных, связанных с изучением курса практических заданий учителя, не укладывающихся в рамки учебного расписания по времени и не связанных с определенным местом их проведения всеми учащимися класса.

Внеурочные работы могут быть предварительными и выполняться за несколько недель до урока, на котором используются результаты работы (проращивание семян, размножение растений), и непосредственными , которые требуется выполнить вне урока по изучаемой теме (уход за комнатными растениями). Некоторые задания, например, гигиенического характера, выполняются детьми с целью закрепления после изучения соответствующего материала на уроке.

Домашняя работа - это форма организации учащихся для самостоятельного выполнения заданий учителя, связанных с уроками.

Выделяют несколько групп домашних заданий.

1. По содержанию:

а) задания по формированию общих понятий.

б) задания, связанные с отработкой умений и навыков.

2. По дидактической цели:

а) закрепление полученных знаний.

б) систематизация знаний.

в) подготовка к восприятию нового.

3. По характеру деятельности:

4. По способу выполнения:

а) устные – это чтение текстов учебника и дополнительной литературы, устные ответы на вопросы, пересказ статьи по плану и т. п.;

б) письменные задания и графические работы, которые чаще всего выполняются в рабочих тетрадях или в "Дневниках наблюдений";

в) практические задания. Это могут быть задания, требующие постановки простейших опытов или наблюдений за предметами и явлениями природы.

Внеклассная работа по окружающему миру – это форма организации добровольной работы учащихся для развития их интересов и творческой познавательной деятельности в расширение и дополнение школьной программы.

Выделяют три основных формы организации внеклассной работы:

- массовая работа

- групповая работа

- индивидуальная работа

Формы организации учебной работы по окружающему миру не ограничиваются стенами класса и рамками урока, а могут (и должны) продолжаться во внеурочной деятельности и домашней работе учащихся.

Читайте также: