Виды деятельности на логопедических занятиях в школе

Обновлено: 02.07.2024

С каждым годом в нашей стране и во всем мире растет число детей, которые страдают от нарушений речи, чтения, письма. Так, по результатам исследований, дисграфия отмечается примерно у 37% школьников 7-10 лет, а дислексия – у 30%. Чем раньше начать коррекцию таких дефектов, тем больших результатов можно добиться. Поэтому особое значение имеет логопедическая работа в младшей школе. В чем же ее специфика?

В чем заключается деятельность логопеда в начальной школе ?

Школьный логопед корректирует не только устную, но и письменную речь. Специалист обеспечивает логопедическое сопровождение школьников, в рамках которого:

  • обследует поступающих в 1 класс детей для раннего выявления нарушений письма, чтения, устной речи;
  • проводит фронтальные (групповые) обследования;
  • комплектует группы для логопедических занятий;
  • проводит углубленное индивидуальное обследование учеников, у которых выявлены проблемы с речью;
  • заполняет речевые карты по каждому ученику, оформляет документацию;
  • проводит повторные логопедические обследования по результатам обучения за год.

Цели работы логопеда в 1-4 классах

Работа логопеда в начальной школе ведется по графику и включает как индивидуальные, так и групповые занятия. Они направлены на коррекцию нарушений письма, чтения и речи. Для этого решаются следующие задачи:

  • профилактика и раннее выявление нарушений устной и письменной речи, чтения;
  • развитие памяти, внимания, мышления, зрительно-моторного слежения, графомоторных навыков, временных и пространственных представлений;
  • проработка артикуляционной и фонетической стороны речи;
  • развитие языкового синтеза и анализа, фонематического слуха и восприятия;
  • постановка правильного звукопроизношения;
  • формирование навыков различения букв и звуков в письменной речи;
  • закрепление графических образов букв, связей между буквой и звуком;
  • расширение словарного запаса;
  • формирование навыков морфемного анализа, словообразования, словоизменения, правильного грамматического построения словосочетаний и предложений, оформлением письменного и устного высказывания, связной речи;
  • автоматизация навыков чтения: интонации, темпа, выразительности, понимания прочитанного.

Логопедическая работа в 1 классе

Первый этап работы логопеда с детьми в школе включает знакомство с гласными буквами и правилами их написания, упражнения на различение оппозиционных групп звуков в произношении и на слух, различение гласных первого и второго ряда, смягчение согласного посредством гласного второго ряда. Также на занятиях первоклассники учатся:

  • формировать действия по изменению слов;
  • свободно оперировать звуковыми и графическими моделями слов;
  • грамматически правильно и связно строить словосочетания, предложения;
  • активно использовать в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия;
  • понимать значение многозначных слов, антонимов, синонимов, омонимов;
  • использовать обобщающие понятия, классифицировать предметы по разным признакам.

Важную роль в логопедических занятиях с первоклассниками занимают развитие активного словаря, словообразовательная работа. Дети систематизируют свои знания, знакомятся с новыми способами образования слов.

Логопедическая работа в 2-4 классов

Со 2 класса в работе школьного логопеда важное место занимает коррекция речи детей на фонетическом уровне, предупреждение и исправление акустической дисграфии. С детьми проводится фонематический анализ слов, они учатся фонематическому восприятию, различению по звучанию и артикуляции сходных фонем.

Коррекционная работа ведется и на лексическом уровне. Логопед выявляет активный словарный запас детей, учит их слоговому и морфемному анализу, постановке ударений, правильному сочетанию слов в предложении, согласованию различных частей речи в числе и роде, управлению словами. Закрепляются падежные формы, изучаются предлоги, приставки. По-прежнему большое значение придается связности речи.

С детьми начинают вести работу по начальной коррекции нарушений письменной речи, по предупреждению и исправлению оптической дисграфии. У учеников формируют пространственные и временные представления. Дети учатся отличать буквы, имеющие кинетическое сходство.

Если вы хотите узнать больше о специфике работы логопеда в школе, вы всегда можете пройти разработанные нашими экспертами-практиками программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Тем более, сегодня это требует минимум усилий и времени, ведь современные технологии позволяют учиться дистанционно*.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушения развития ребенка с особыми образовательными потребностями.

Нарушения речи учащихся данной школы являются очень распространенными и имеют стойкий характер.Различные недостатки речи среди детей с ограниченными возможностями здоровья встречаются значительно чаще, чем среди детей с нормальным уровнем умственного развития.

Основные направления педагогической деятельности на уроках логопедии в начальных классах.

Особенности логопедической работы в коррекционной школе VIII вида

Логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушения развития ребенка с особыми образовательными потребностями.

Нарушения речи учащихся данной школы являются очень распространенными и имеют стойкий характер.

Нарушение речи - это отклонения в речи говорящего в процессе речевой деятельности от языковой нормы из-за расстройства психофизических механизмов речевой деятельности.

Основные признаки речевого нарушения:

- несоответствие речи возрастным нормам;

-речевой дефект, который сам не проходит, нужна логопедическая помощь.

Различные недостатки речи среди детей с ограниченными возможностями здоровья встречаются значительно чаще, чем среди детей с нормальным уровнем умственного развития.

Это обусловлено комплексом причин:

*Органические - локальное или очаговое поражение коры головного мозга, недоразвитие отделов головного мозга (страдают речевые зоны Брокка, Вернике)

*Функциональные причины связаны с развитием и нарушениями в ЦНС (процессы возбуждения, торможения)

*Психогенные причины воздействие эмоциональное потрясение (положительного или отрицательного характера), психологические переживания (сильнейший испуг, утрата родственника)

*Социальные причины – все случаи неадекватной речевой среды (дефекты речи у родственников, билингвизм - в семье говорят на двух языках, глухие родители - ребенок растет в среде молчания, умственная отсталость в семье).

От 60%-90% учащихся начальных классов коррекционных школ имеют выраженные дефекты устной и письменной речи. За последние пять лет в подготовительный и первый классы коррекционных школ VIII вида поступают 100% детей имеющих нарушения речи и нуждающихся в коррекционной логопедической помощи.

Нарушения речи у детей носят системный характер т.е. затрагивают фонетико-фонематическую сторону речи (звукопроизношение, звукоразличие); лексико-грамматическую сторону речи (словарный запас, связную речь, монологическую, диалогическую, фразовую; грамматический строй речи);

Нарушения смысловой стороны речевой деятельности (не понимают смысла слова или высказывания, не могут проанализировать ситуацию, сделать выводы).

Расстройства речи у детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.

У детей наблюдается слабость мотивации к общению, снижение потребности в речевом общении, часто отказываются от общения с взрослыми, сверстниками проявляя речевой негативизм (бурные эмоциональные проявления, неадекватное поведение).

В связи с медленно развивающимися дифференцировочными условными связями в области речеслухового анализатора умственно отсталый ребенок долго не различает звуки речи, не разграничивает слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимает речь окружающих.

Многие дети начинают произносить отдельные слова лишь на 3-5 году жизни, в речи преобладают одно-двухсложные слова, чаще существительные. Запас слов крайне ограничен. Дети не знают названий многих предметов, явлений окружающего их мира, особенно названий отдельных частей предметов. Названия действий и особенно качеств предметов встречаются в активном словаре ребенка очень редко.

Появление фраз в речи так же значительно запаздывает. В 6-8 лет ответы ребенка чаще одно- двухсловные. Связная речь на низком уровне развития. Пересказ текста даже по наводящим вопросам вызывает затруднения, не понимают смысла прочитанного, пропускают многие важные части текста, передают содержание упрощенно. Часто на основе случайных ассоциаций они добавляют события, детали, которые отсутствуют в тексте. Рассказ по серии сюжетных картинок подменяют перечислением изображенного на каждой картинке, не устанавливают взаимосвязи. Связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, и характеризуются краткостью и сжатостью изложения.

У детей с ограниченными возможностями здоровья нарушения звукопроизношения являются полиморфными. Коррекция нарушений звукопроизношения является более сложным и длительным процессом, чем у детей с нормой. Иногда достаточно бывает 6-9 занятий, что бы поставить звук, но автоматизация его заканчивается лишь через 1,5-2 года. Основной причиной являются особенности высшей нервной деятельности, отсутствие контроля за собственной речью, за правильностью произношения.

Речь у детей часто монотонная, маловыразительная, лишена сложных и тонких эмоциональных оттенков, в одних случаях замедленная, в других – ускоренная, у заторможенных голос тихий, слабый, у возбудимых – крикливый, резкий.

При логопедической диагностике нарушение речи у детей с особыми образовательными потребностями определяются как СИСТЕМНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (тяжелой, средней, легкой степени тяжести). Диагностируется как устная, так и письменная речь учащихся.

Специфика логопедической работы в коррекционной школе обусловлена, с одной стороны характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями ребенка, с другой стороны - особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта. Наряду с общим недоразвитием речевой моторики у этих детей нередко имеются параличи, парезы речевой мускулатуры, аномалии в строении артикуляционного аппарата.

При регулярной, систематической коррекционно-логопедической работе к старшим классам, у большинства учащихся, коррекционных школ VIII вида происходит коррекция звукопроизношения, просодических компонентов речи (темп, ритм). Наблюдается положительная динамика в развитии активного словарного запаса, развитии связной речи, но грамматический и смысловой уровни развития речи не достигают нормы.

Логопедические занятия посещают учащиеся с подготовительного по 7 классы.

По результатам диагностики на каждого учащегося заполняются речевые карты, составляется индивидуальный план коррекционно-логопедической работы, выдаются рекомендации для учителей, воспитателей и родителей.

С учащимися проводятся подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия.

Учитывая быструю утомляемость, низкий уровень работоспособности, неустойчивое внимание, низкий уровень развития познавательного интереса и активности, склонность к охранительному торможению на логопедических занятиях необходимо проводить смену видов деятельности.

Содержание логопедического занятия включает в себя следующие направления:

1. Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи)

2. Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями)

3. Развитие мелкой моторики (массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика, пальчиковый игротренинг, работа с мозаикой, лепка, вырезывание, штриховка…)

4. Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление)

5. Обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики. Индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. Постановка, автоматизация поставленных звуков.

6. Работа над слоговой структурой слова.

7. Развитие навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному)

8. Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных, прилагательных, глаголов. )

9. Развитие связной речи (простые, распространенные предложения, пересказ, составление рассказов по картинке…)

10. Развитие грамматического строя речи

11. Задания и упражнения направленные на профилактику или устранение дислексии и дисграфии.

12. С учащимися младших классов проводится работа по развитию графомоторных умений, обучение грамоте.

Рекомендуется в одно занятие включается не более пяти видов работы в начальных классах, 6-7 видов работы для учащихся старших классов.

Особенностью работы является максимальное включение анализаторов. Использование разнообразной наглядности (зрительное восприятие, тактильное восприятие предмета, кинестетические ощущения позы, положения…). Характерным является частая повторяемость логопедических упражнений, т.к. у учащихся коррекционной школы трудно, долго, тяжело формируются новые умения и навыки.

Несформированность контроля, слабость волевых процессов обуславливает необходимость тесной связи работы логопеда с учителем, воспитателем, родителями. Часто мы сталкиваемся с тем, что в условиях логопедического кабинета, под контролем логопеда, учителя ребенок пользуется полученными умениями, но перенести эти умения в повседневную жизнь ребенок самостоятельно не может. Возможен и рецедивирующий тип течения нарушения речи т.е длительные пропуски занятий (особенно после летних каникул), утрачиваются приобретённые умения и работа по устранению и коррекции речи начинается практически с самого начала.

Таким образом, дети, имеющие системное недоразвитие речи нуждаются в коррекционно-логопедической помощи и обучении.

Логопедические занятия в начальной школе

Основная форма организации логопедических занятий в начальной школе – это индивидуальная и подгрупповая работа. Такая организация коррекционно-развивающей работы является эффективной, т.к. ориентирована на личностные индивидуальные особенности каждого ребенка.

Основные направления работы:

2.Развитие навыков анализа и синтеза звукового и морфологического состава слова

3.Обогащение лексического запаса

4.Овладение грамматическими категориями

5.Развитие связной речи

10.Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях, текстах

11.Дифференциация смешиваемых звуков

12.Развитие навыков звукового анализа:

13.Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза – основа грамотного письма и чтения. Различные упражнения и игры направлены на закрепление умения услышать в слове различные звуки, понять, что они расположены в определенной последовательности, выделить место каждого звука в слове.

Тесно связана со звуко–буквенным анализом работа над слоговым анализом и синтезом. Она включает деление слов на слоги, уточнение их последовательности, выделение ударных слогов, составление слов из различных слогов и др.

Важно привлечь внимание детей к значению и оттенкам значения слова, способам словообразования, различным группам слов. Дети учатся вслушиваться в слова, сравнивать их, связывать изменения в звуковом составе слова с изменениями смысла слова.

16.Развитие грамматического строя речи:

Задачами данного раздела коррекционной работы являются следующие:

учить детей правильно строить простые и сложные предложения,

наблюдать связь слов в словосочетаниях и предложениях,

распространять предложениями второстепенными и однородными членами.

В процессе обучения учащиеся овладевают навыком правильного употребления в речи основных грамматических категорий, закрепляется навык практического словоизменения (по родам, числам, падежам, временам).

17.Развитие связной речи:

Развитие связной речи идет на материале сюжетных картин, серий сюжетных картин, пересказе, сочинениям с использованием различных техник рисования, игр-драматизаций, упражнений на развитие выразительности речи.

18.Предупреждение и исправление ошибок письма и чтения:

19.Развитие зрительно-моторной координации:

Очень важный этап коррекционной работы – это развитие зрительно – моторной координации, т.е. совокупной деятельности зрительного, двигательного и тактильного анализаторов. От успеха в этой работе во многом зависит предотвращение и исправление ошибок письма и чтения, связанных с зеркальностью, заменой сходных по оптико – пространственным признакам букв.

Система логопедических воздействий может быть сформулирована в виде следующих положений.

1. Логопедическая работа должна проводиться с учетом личности логопата, как ее отрицательных сторон, которые должны быть перевоспитаны, так и положительных, которые должны быть использованы в процессе компенсации; в частности, учитывая взаимообусловленность и связь деятельности всех анализаторов, используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.

2. В логопедическую работу вовлекается речь человека в целом: логопед должен создавать словарь, грамматический строй и звуковую сторону речи (моторная алалия) даже при самом легком речевом нарушении, когда имеются дефекты произношения только некоторых звуковых групп и отдельных звуков, он не может ограничить свою работу только созданием правильного изолированного звука, а с точки зрения произношения этого звука переработать и словарь (не лука, а рука, не коска, а кошка) и фразу не я хотюкусять, а я хочу кушать). Логопед должен не только добиться правильного произношения мягких и твердых согласных или звонких и глухих, но и их различения, т. е. подготовить основу для правильной письменной речи.

3. В центре внимания логопедической работы все время должно оставаться наиболее пострадавшее звено данного нарушения (первично нарушенный компонент речи). Так, например, при дислалии и дизартрии это будет звукопроизношение, при алалии-словарь, при заикании-спокойное, плавное течение речи и т. д.

4. В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои целевые методические установки.

5. В правильно построенном логопедическом процессе должны быть учтены закономерности и последовательность нормального как речевого, так и общего психического развития.

6. Организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать возрасту логопата: в работу со школьником желательно быстрее включать программный материал и проводить занятия в виде школьных, а с дошкольником использовать в основном игровые формы, но все же строить свою работу в виде организованных и плановых занятий.

7. Трудности логопедической работы и сроки ее будут зависеть от характера каждого речевого нарушения и от его степени. Например, постепенность развития звукопроизношения при дизартрии связана с постепенным усложнением артикуляционных укладов звуков данного языка и с постепенным переходом от менее пораженных движений к более пораженным.

8 Вся работа логопеда должна быть проникнута психотерапией, которая основана на понимании трудностей логопата, на понимании того, что большинство плохо говорящих тяжело переживает свою речевую недостаточность- насмешки окружающих, неудачи в учебе; многие из них уже сомневаются в том, что они смогут преодолеть свои трудности.

9. Воспитание и перевоспитание речи происходит под целенаправленным воздействием логопеда

За основу своей педагогической деятельности можно взять следующие положения:

- между учителем и учеником должна быть двусторонняя эмоциональная связь, которая является важнейшим звеном сотрудничества учителя и ученика;

- важно понимать и уважать переживания воспитанников, не слушать, а слышать каждого из них, не видеть, а пристально всматриваться в любого из них;

- уметь ставить себя в положение ребёнка;

- внушать ребёнку, что он единственный и неповторимый среди всех других, единственных и неповторимых;

- осознанно строить свои отношения с воспитанниками, опираясь на оптимистическую перспективу их развития;

- успех – дело коллективное;

- ребёнок должен быть убеждён, что успехом он обязан прежде всего самому себе.

Включает перспективное и календарно-тематическое планирование.

ВложениеРазмер
rabochaya_programma_1-4_klassy_uchitelya-logopeda_2020-2021.docx 60.87 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА №482 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

194358, Санкт-Петербург, Парголово, ул. Федора Абрамова дом 6

Педагогическим Советом школы

от 27.08.2020 года

от 27.08.2020 года

логопедических коррекционно - развивающих занятий для обучающихся 1 - 4 классов

на 2020 - 2021 учебный год

Абукина Наталья Викторовна

первой квалификационной категории

Актуальность и перспективность программы.

Традиционно речь рассматривается, как необходимый компонент гармонично развивающейся личности. Ни одна форма психической деятельности не протекает без прямого или косвенного участия речи. Возникновение речи существенным образом перестраивает память, восприятие и мышление, позволяя совершенствовать мыслительные операции. В непосредственной зависимости от речи находится становление эмоций, характера, личности в целом, что подтверждает наличие тесной связи между эмоциональным, когнитивным и речевым развитием на которую указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн.

Неотделимостью речи от других аспектов развития объясняется ее признание одним из главных показателей психического развития ребенка. Все психические процессы у ребенка - воспитание, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются с прямым участием речи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец). Все достижения и проблемы растущего человека отражаются в речи, развитие которой определяется рядом факторов. К ним относятся: сохранность нейрофизиологических механизмов, богатое языковое и социальное окружение, организованная соответствующим образом предметная среда, а также выраженное желание взаимодействовать с другими людьми. На фоне этого в большинстве случаев у детей присутствуют в той или иной степени нарушения звукопроизношения, которые вызывают трудности в общении с окружающими, закомплексованность, мешают детям осваивать школьную программу, т.к. нарушения устной речи, как правило, переносятся на письмо.

В последние годы увеличилось количество обращений родителей у детей, которых не сформирована фразовая речь, имеется недоразвитие лексики, грамматики, нарушены фонематические процессы, а также в речи присутствуют различные дефекты звукопроизношения. Речь представлена простыми предложениями. При этом остаются сохранными слух и интеллект. Данное недоразвитие речи принято относить к общему недоразвитию речи. Попадая в общеобразовательную школу, такие дети, из-за своего нарушенного речевого развития, становятся неуспевающими учениками, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности.

Актуальность рабочей программы определяется распространенностью нарушений устной и письменной речи, необходимостью своевременного оказания этим детям коррекционно-логопедической помощи, позволяющей предупредить вторичные отклонения в развитии, снизить риск дезадаптации и свести к минимуму сложности в освоении общеобразовательных программ по родному русскому языку.

При отборе содержания основывалась на следующие принципы :

  1. Принцип природосообразности, который учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с нарушениями речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития речи в норме;
  2. Принцип комплексности (тесной взаимосвязи работы специалистов педагогического и медицинского профилей) способствует более высоким темпам общего и речевого развития обучающихся;
  3. Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  4. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых;
  5. Принцип единства диагностики и коррекции;
  6. Принцип возрастной адекватности: соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития.

Таким образом, цель работы учителя-логопеда : оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Задачи коррекционно-развивающей логопедической работы в начальной школе:

  1. Создание условий для реализации личностно-ориентированного учебного процесса, обеспечивающего овладение учащимися базовым уровнем образованности – элементарной грамотностью, формирование у обучающихся устойчивой мотивации к разнообразной интеллектуальной деятельности.
  2. Комплексная коррекционная логопедическая работа по преодолению речевой недостаточности с целью формирования полноценных навыков устной и письменной речи учащихся в соответствии с возрастом.
  3. Развитие личности ребенка на основе усвоения универсальных учебных действий; развитие способности учиться, познавать окружающий мир и сотрудничать.
  4. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий.
  5. Формирование умения планировать сотрудничество с учителем-логопедом и сверстниками, проявлять инициативу в поиске и сборе информации, умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
  6. Формирование личностных, познавательных и регулятивных действий, логических действий, анализа, сравнения, синтеза, установление причинно-следственных связей.
  7. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоения правил слова и предложения, графической формы букв, развитие знаково-символических действий – замещение, моделирование и преобразование модели.
  8. Формирование языкового чутья, развитие адекватных возрасту форм и функций речи.

Нормативные акты и учебно-методические документы , на основе которых разработана данная программа:

Общая характеристика учебного курса

Данный курс способствует формированию у учащихся предпосылок, лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и готовит к применению их в учебной деятельности. Это курс, подводящий учащихся к осознанию цели и ситуации речевого общения, адекватному восприятию звучащей и письменной речи, пониманию информации разной модальности, содержащейся в предъявляемом тексте, а также передачи его содержания по вопросам и самостоятельно. В свою очередь содержание курса коррекция нарушений устной и письменной речи является базой для усвоения общих языковых и речевых закономерностей в начальной и основной школе, представляет собой значимое звено в системе непрерывного изучения родного языка. Специфика курса заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с русским языком и литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Соответствие темы, цели и содержания занятия этапу коррекционной работы.

Подчинённость всех заданий основной цели занятия.

Логическая завершённость каждого задания (наличие мини-выводов).

Полнота изложения форм организации, методов и приёмов, видов работ.

II. Методические рекомендации к построению работы на разных этапах занятия

1. Мотивационно-целевой этап

Таким образом, технология работы на мотивационно-целевом этапе может быть следующей:

Подводим детей к формулировке темы. (Что будем изучать, о чём будем говорить)

Ставим проблему. (В чём может возникнуть трудность? Какова опасность? Что мы умеем, а что – нет? Что уже знаем, а что – нет?)

Формулируем цель. (Цель вытекает логически из поставленной проблемы: что не знаем – надо узнать, что не умеем, надо научиться. Если есть какая-то опасность (трудность), надо с ней разобраться). Т.е. для постановки цели необходимо актуализировать имеющиеся представления у детей.

Два подхода к постановке проблемы.

Цель первого занятия - осуществление коррекции звукопроизношения и формирование фонематических представлений,

- поучим детей произносить и различать звуки;

Цель второго (или последующих занятий) – совершенствование звуко-буквенных представлений, оптико-пространственной ориентировки и графо-моторных функций:

2. Ориентировочный этап

Цель этого этапа – обучить детей, как работать, чтобы достичь поставленной цели. (Как различить звуки и буквы; как правильно произносить звук, писать и читать букву)

На ориентировочном этапе можно предложить задание:

Таким образом мы отрегулируем деятельность детей, подскажем способ решения поставленной задачи: как научиться правильно произносить звуки и обозначать их буквой, какие органы будут участвовать в этой работе.

На занятиях по дифференциации звуков ориентировочный этап может быть проведён в виде повторения и закрепления способов их различения. Тогда основная работа на данном этапе будет направлена на решение вопроса: как научиться различать звуки?

3. Поисково-исследовательский этап

Поисково-исследовательский этап предполагает выявление неизвестной информации путём использования имеющихся знаний, творческий подход к реализации цели занятия.

Отличным материалом для исследовательской деятельности может послужить набор картинок с изображением названий знакомых артикуляционных упражнений. Детям предлагается выбрать только те, которые помогут им научиться правильно и красиво произносить звук или звуки занятия. В процессе выполнения этого задания дети анализируют, на что направлены те или иные артикуляционные упражнения, а затем проверяют правильность выполнения задания совместно с логопедом. Это задание творческое, оно активизирует мыслительный процесс: дети должны сообразить сами, а для чего, в сущности, нужна артикуляционная гимнастика, и какие именно упражнения им будут полезны на текущем занятии. Другой вариацией этого задания может быть самостоятельная работа детей (в парах или группе) по разбиению тех же картинок на две группы по принципу различных положений языка, губ, зубов. Этот вид задания прекрасно зарекомендовал себя на занятиях по дифференциации звуков [с] – [ш], [з] – [ж], [л’] – [й’].

4. Практический этап

Вот примеры такого вида организации части занятия:

Дети, не испытывающие затруднения в произношении и дифференциации звуков, самостоятельно выписывают из текста слова с изучаемыми буквами. Менее сильная подгруппа в это время работает с логопедом.

Дети, не владеющие умением произносить поставленные звуки в словах, отрабатывают это умение самостоятельно на уровне слогов по предварительному объяснению учителя. Параллельно вторая подгруппа может выполнять задания, требующие последовательной согласованной работы с учителем.

Важно осуществлять отработку навыков произношения и дифференциации звуков на разном лексическом материале, но использовать данный материал для решения одновременно нескольких задач: отработке навыков деления слов на слоги, выделения ударного гласного, звуко-буквенного анализа, работе над интонационной выразительностью, восполнением пробелов в лексико-грамматическом строе и т.д.

5. Рефлексивно-оценочный этап

- Посмотрите на наш план и вспомните, в чём он нам сегодня помог? (Различать звуки [З] – [Ж])

- При выполнении какой работы звуки было различать легче всего? А труднее всего?

- Почему, как вы думаете?

- Какой вывод мы можем сделать? (Нужно учиться следить за произношением звуков в речи)

- Для чего нам нужно уметь правильно произносить звуки? (чтобы правильно говорить, читать, писать)

Читайте также: