Виды алгоритмов план урока

Обновлено: 05.07.2024

Познакомить обучающихся с определением алгоритма и его основных свойств, рассказать о формах записи алгоритмов и их основных структурах.

Развивать логику, умение анализировать, сравнивать, делать выводы, высказывать свою мысль.

Воспитывать аккуратность, внимательность, вежливость и дисциплинированность, бережное отношение к своему здоровью.

Тип урока : урок изучения нового.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, беспроводная мышь.

В конце урока обучающиеся смогут:

дать определение алгоритма и его основных свойств;

назвать основные структуры алгоритмов;

рассказать об основных формах записи алгоритмов.

Ориентировочный план урока

Изложение нового материала – презентация.

Что такое алгоритм и его основные свойства;

Способы записи алгоритмов;

Основные структуры алгоритмов.

Закрепление изученного материала – тест.

I . Организационный момент. (Приветствие и проверка отсутствующих).

II. Изучение нового материала.

Цель нашего урока – выяснить, что такое алгоритм, познакомится с историей возникновения данного понятия, его свойствами, видами алгоритмов и формами, с помощью которых можно записать тот или иной алгоритм, а также где в реальной жизни мы встречаемся с алгоритмами.

А теперь выполним следующее задание (слайд 10).

Запишите определение алгоритма: Алгоритм - это понятное и точное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение определенной цели или на решение поставленной задачи.

Приведите примеры алгоритмов.

Из приведенных вами примеров видно, что мир алгоритмов очень разнообразен. Но, несмотря на это, можно выделить общие свойства, которыми обладает любой алгоритм (слайд 11):

Понятность - исполнитель алгоритма должен знать, как его выполнять;

Конечность - выполняемый алгоритм должен приводиться к результату за конечное число шагов;

Дискретность - любой алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке;

Результативность - получение результата за конечное число шагов;

Массовость - один и тот же алгоритм можно использовать с различными исходными данными;

Формальность – возможность выполнять команды механически.

Это свойство позволяет поручить исполнение алгоритмов роботам, компьютерам и другим устройствам.

Описание действий в алгоритме следуют последовательно друг за другом. Однако очередность выполнения этих действий может быть изменена, если в алгоритме предусмотрен анализ некоторого условия. Путем включения условий создаются алгоритмы с различной структурой, в которой можно выделить несколько типовых конструкций: линейную, разветвляющуюся и циклическую. (слайды 12,13)

Рассмотрим эти конструкции:

Предположим, что требуется составить алгоритм результата выражения: 50+10-15+20.

Как вы будем выполнять действия в этом выражении?

В этом примере вы выполняли действия в том порядке, в котором они записаны. Такие алгоритмы получили название линейных алгоритмов.

Запишите определение линейного алгоритма: Линейный алгоритм - это описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке.

Приведите примеры таких алгоритмов.

Давайте вспомним сюжет из русской сказки. Царевич останавливается у развилки дороги и видит камень с надписью: “Направо пойдешь - коня потеряешь, налево пойдешь - сам пропадешь …”. Подобная ситуация, заставляющая нас принимать решение в зависимости от некоторого условия, постоянно встречается в повседневной жизни.

Приведите пример такой ситуации.

Алгоритм, в котором используется условие, получил название разветвляющегося алгоритма .

Запишите определение разветвляющегося алгоритма: Разветвляющийся алгоритм - это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий. (слайды 12, 14)

Разветвляющийся алгоритм может иметь две формы представления. Запишите: Разветвляющийся алгоритм называется полным, если он имеет вид: “если , то … иначе … ”

Разветвляющийся алгоритм называется неполным, если он имеет вид: “если , то … ”. (слайд 15)

Многие процессы в окружающем мире основаны на многократном повторении одной и той же последовательности действий. Например, каждый год наступают зима, весна, лето, осень.

Алгоритм, который содержит описание повторяющихся действий, называют циклическим. Число повторений в циклических процессах известно заранее или зависит от какого-либо условия. (слайд 16)

Запишем определение циклического алгоритма: Циклический алгоритм - это описание действий, которые должны повторяться указанное число раз или пока не выполнено заданное условие.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а (выполняются упражнения на снятие усталости) (слайд 17)

Итак, любой алгоритм можно составить, используя только типовые алгоритмические конструкции. Формы же представления этих алгоритмов могут быть разными.

На практике наиболее распространены следующие формы представления алгоритмов:

словесная (записи на естественном языке);

графическая (стрелки, изображения, блок-схемы);

псевдокоды (полуформализованные описания алгоритмов на условном алгоритмическом языке, включающие в себя как элементы языка программирования, так и фразы естественного языка, общепринятые математические обозначения и др.);

программная (тексты на языках программирования). (слайд 18)

1. Словесная форма - это форма описания алгоритма на естественном языке. (слайд 19)

Данная форма очень удобна, если нужно приближенно описать суть алгоритма. Однако при словесном описании не всегда удается ясно и точно выразить идею.

2. Для более наглядного представления алгоритма используется графическая форма. Графическая форма - изображение алгоритма в виде последовательности связанных между собой функциональных блоков, каждый из которых соответствует выполнению одного или нескольких действий. (слайд 20)

Общий вид записи алгоритма

. Псевдокод представляет собой систему обозначений и правил, предназначенную для единообразной записи алгоритмов. Он занимает промежуточное место между естественным и формальным языком. (слайд 21)

4. На практике в качестве исполнителей алгоритмов используются специальные автоматы – компьютеры. Поэтому алгоритм, предназначенный для исполнения на компьютере, должен быть записан на понятном ему языке. Такой язык принято называть языком программирования, а форму представления алгоритма - программной. (слайд 22)

Алгоритм, записанный на понятном компьютеру языке программирования, называется программой.

III. Обобщение и систематизация знаний (слайд 23) :

1. С какими типами алгоритмов мы познакомились сегодня на уроке?

2. Почему они так называются?

3. Какие из них мы сегодня рассматривали на уроке?

IV. Закрепление изученного материала:

Мы с вами познакомились с видами и свойствами алгоритмов. Теперь я предлагаю вам закрепить полученные на сегодняшнем уроке знания и выполнить тестовую работу. Вам нужно, передавая друг другу беспроводную мышь, ответить на предложенные вопросы. Приступим!

Ученики выполняют работу (тест «Алгоритмы) ).

V . Домашнее задание (слайд 24).

Выучить §§2.1.1., 2.1.2. Н.Угринович, Информатика 9 кл.

Оформить в виде алгоритма рецепт любимого блюда.

VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок . (Учитель отмечает наиболее активных учащихся, выставляет оценки. В конце урока всем учащимся раздает буклеты-памятки, которые можно использовать при подготовке к следующему уроку).

Урок закончен. До свидания!

Похожие документы:

. Конспект открытого урока на тему . нужными ему свойствами. б) . вид . на моногибридное скрещивание. Решая любую задачу по генетике, необходимо придерживаться следующего алгоритма . Записать условие задачи в краткой форме. г) Осуществить решение, опираясь на .

Конспект урока русского языка. Тема: Виды грамматического разбора. Повторение

. форма - помолодеть 2.П.п. – сов.вид, . свойством . на вопросы. Конспект урока математики. Тема: Деление на двузначное число (закрепление пройденного материала). Урок – сказка. Цели урока . темы и целей урока. По дороге мы повторим алгоритм деления на .

Пояснительная записка развернутое тематическое планирование составлено на основе (9)

. Конспекты уроков в 9 физико-математическом классе по теме . применяя свойства двойных . урока : 1). Закрепить умения учащихся решать неравенства вида │f(x)│

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тип урока: урок изучения нового материала

• развивающие: развивать логическое мышление учащихся; стимулирование самостоятельной творческой деятельности; умение работать в коллективе, проявлять взаимопомощь и поддержку.

• воспитательные: воспитывать аккуратное и бережное отношение к технике; требовательное отношение к порядку на рабочем месте; культуру составления алгоритмов.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, доска

№ Этапы урока Время Форма организации Метод

2 Повторение ранее

изученного материала 5 мин Фронтальный

3 Изучение нового материала 13

4 Закрепление изученного

материала 15 мин Работа в парах Репродуктивный

5 Постановка домашнего

1. Организационный момент

Здравствуйте, садитесь. Проверьте рабочие места и необходимые принадлежности для занятия.

2. Повторение ранее изученного материала

Прежде, чем перейти к новой теме, мы, конечно же, вспомним основные моменты прошлых занятий и выполним некоторые задания.

Начнѐм с теоретического письменного опроса на 4 варианта. Отвечать необходимо быстро и качественно. На листочке 3 вопроса. Я даю их 1-м партам, они передают вторым, вторые – третьим и т.д., как только закончите отвечать, поднимаете листочек вверх, я забираю листочки и проверяю.

1. Алгоритм – это

2. Свойства алгоритмов: 1)

3. Способы записи алгоритмов: 1)

3. Изучение нового материала

Теперь перейдѐм непосредственно к теме нашего урока.

На сегодняшнем уроке мы с вами рассмотрим графический способ записи алгоритма и виды алгоритмов.

Рассмотрим 1 вопрос: графический способ записи алгоритма.

Как вы думаете, с помощью чего мы будем записывать алгоритм? Запись алгоритма будет в виде блок-схем. В блок-схеме можно использовать строго определенные типы блоков. Рассмотрим их.

Ребята, как вы думаете, а сколько вообще существует алгоритмов? (множество). Все ли они одинаковы? (нет). Есть ли алгоритмы, у которых есть что-либо общего? (да). По какому признаку мы будем классифицировать алгоритмы, т. е. делить их на виды? (по содержанию и порядку действий).

Да, мы будем классифицировать алгоритмы по содержанию и порядку действий: линейные, разветвляющиеся и циклические.

Давайте запишем их определения.

Что представляет собой линейный алгоритм?

Линейный алгоритм (следование) – это элементарная команда, которая имеет один вход и один выход. Все действия выполняются последовательно.

Что представляет собой разветвляющийся алгоритм?

Разветвляющийся алгоритм (ветвление) - это составная команда алгоритма, в которой в зависимости от условия выполняется или одно или другое действие.

Что представляет собой циклический алгоритм?

Циклический алгоритм (повторение) – это составная команда, в которой в зависимости от условия возможно многократное выполнение действия.

Теперь рассмотрим базовые структуры языка блок-схем.

1. Линейный алгоритм

Как в линейном алгоритме выполняются команды? Какие блоки здесь используют? В данном алгоритме все шаги (команды) выполняются по порядку друг за другом и только один раз.

Рассмотрим пример: Алгоритм вычисления значения линейной функции у=(2х+4)/3.

Что нам неизвестно? Что нужно найти? Какой блок запишем сначала? Что запишем в блок ввода данных? Что запишем в блок вычислений? Что запишем в блок вывода? Что еще нужно сделать?

1) Начало алгоритма

1) Ввод данных (х)

2) Блок вычислений y=(2x+4)/4

3) Вывод данных (y)

4) Конец алгоритма

2. Разветвляющийся алгоритм

Чем разветвляющийся алгоритм отличается от линейного алгоритма? В данном алгоритме, в зависимости от некоторого условия, может выполняться одна или другая последовательность шагов (команд).

а) Полная форма б) Сокращенная (неполная)

Чем отличается полная форма разветвляющегося алгоритма от неполной?

Рассмотрим пример: Найдите максимальное число из двух исходных чисел

Что нам неизвестно? Что нужно найти? Какой блок запишем сначала? Что запишем в блок ввода данных? Какой блок нужно еще использовать? Какой формой разветвляющегося алгоритма

воспользуемся? Что запишем в блок вычислений? Что запишем в блок вывода? Что еще нужно сделать?

1) Начало алгоритма

2) Ввод данных (a,b)

3) Условие: если a>b , то а максимальное число иначе b максимальное число

4) Вывод данных (максимальное число)

5) Конец алгоритма

3. Циклический алгоритм

В данном алгоритме, в зависимости от некоторого условия, одна и та же последовательность шагов (команд) может выполняться несколько раз.

Чем отличается циклический алгоритм от предыдущих?

Приведите примеры из жизни.

4. Закрепление пройденного материала

Вам сейчас самостоятельно предстоит записать алгоритм в виде блок-схем. Определить вид алгоритма.

1. Алгоритм решения уравнения y= x+5

2. Алгоритм решения уравнения y=(x+5)/(x-6)

5. Постановка домашнего задания.

Открываем дневники, записываем домашнее задание. Составить алгоритм нахождения гипотенузы прямоугольного треугольника, площади треугольника в виде блок-схем.

6. Итоги урока. Рефлексия.

Какую тему мы сегодня изучали? Что вам понравилось на уроке? Что нового вы узнали? Состояла ли сложность в записи алгоритма в виде блок-схем? В чем именно? Что вам было непонятно?

познакомиться с типами алгоритмов; научиться распознавать ситуации, в которых они применимы.

способствовать развитию логического мышления, умений проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы.

способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности; создание условий, обеспечивающих формированию у учеников навыков самоконтроля.

урок первичного предъявления новых знаний.

Форма организации урока

фронтальная, групповая, индивидуальная.

Опорные понятия, термины

Личностные УУД: П оложительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения.

Регулятивные УУД: Умение организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проводить самоконтроль и самооценку достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции.

Коммуникативные УУД: Умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие высказывания, осуществлять совместную деятельность.

Познавательные УУД: Умение обобщать полученные знания, проводить контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Планируемые

владение первичными навыками анализа получаемой информации и ее критичной оценки;

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом;

Уметь- определять виды алгоритмов, формы записи, распознавать ситуации, в которых они применимы и приводить собственные примеры.

Метапредметные

владение умениями планирования собственной учебной деятельности — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

умение графически представить решение задачи, плана дейсвий

Формы контроля

Фронтальные, индивидуальные, коллективные, групповые

Организационная структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Используемые методы, приемы, формы

Результат взаимодействия (сотрудничества)

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Самоконтроль готовности к уроку.

Личностные: эмоциональный настрой на урок.

Учащиеся подготовились к уроку

2. Актуализация знаний.

Эвристическая беседа: что такое алгоритм, что такое исполнитель, что такое система команд исполнителя, какие свойства имеет алгоритм, какие свойства имеет исполнитель.

Напомните мне, пожалуйста, о чём мы говорили на прошлом уроке?

Вопрос: Конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату, называется…

Вопрос: Кто может разрабатывать алгоритмы?

3. Человек и компьютер

Вопрос: Кто может исполнять алгоритмы?

1. Технические устройства

2. Человек и технические устройства

Вопрос: Как называется человек, группа людей, животные и технические устройства, способные выполнить заданные команды?

Вопрос: Все команды, которые исполнитель может выполнять, образуют…

Вопрос: Кого можно назвать формальным исполнителем?

3. Человека и робота

Вопрос: Для чего нужны алгоритмы?

Учитель: Хорошо! На все вопросы вы ответили правильно. Молодцы!

Отвечают на вопросы учителя.

Ответ учащихся: об алгоритмах, об исполнителях алгоритмов, о системе команд исполнителя.

Ответ: человек и технические устройства.

Ответ: систему команд исполнителя (СКИ).

Ответ: чтобы выполнять разнообразные задачи.

Личностные: активизация имевшихся ранее знаний;

Познавательные: формирование умения находить ответы на вопросы;

Коммуникативные: формирование умения слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения

Плавное погружение в тему

3. Постановка учебной задачи

Проводит параллель с ранее изученным материалом: если алгоритм помогает нам решать самые разнообразные задачи, то, наверное, и алгоритмы бывают разные, и записываются они разными способами.

Определяют тему урока.

Регулятивные: формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

Познавательные: развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;

Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Коммуникативные : формирование умения ставить цель деятельности.

Сформулировали тему, цели и задачи урока.

4. Проблемное изложение нового материала

Откройте, пожалуйста, ваши тетради и запишите сегодняшнюю дату и тему урока.

У вас на столе лежат четыре карточки. На каждой из них разными способами записаны алгоритмы. Посмотрите внимательно и скажите, чем они отличаются друг от друга? (Приложение 2).

Ответ учащихся: Один записан словами, другой в таблице, третий с помощью геометрических фигур, а четвертый на языке ЛОГО/в виде программы.

Учитель: Правильно! Значит, какой вывод можно сделать?

Ответ учащихся: алгоритмы можно записать по-разному.

Учитель: Верно! Разберем подробнее как же записываются алгоритмы.

(слайд 10) Словесная форма записи алгоритма – запись алгоритма в виде последовательности слов и (или) предложений.

(слайд 11) Графическая форма записи алгоритма – запись алгоритма в виде последовательности специальных графических блоков-обозначений.

(слайд 12) Табличная форма записи алгоритма.

(слайд 13) Программа – запись алгоритма в виде последовательности операторов-команд некоторого языка программирования.

Скажите пожалуйста, а с какой формой записи алгоритмов нам приходится сталкиваться в повседневной жизни? Приведите примеры.

Ответ учащихся: в словесной форме - список покупок, список дел, распорядок дня…

Учитель: Да, все правильно!

Запишите себе в тетрадь: (слайд 14, первая часть)

Для записи алгоритма в блок-схеме используются следующие геометрические фигуры: (слайд 14, вторая часть)

1. овал – начало и конец алгоритма

2. параллелограмм - ввод и вывод данных

3. ромб – логическое условие

4. прямоугольник – выполнение действия

Последовательность действий указывается с помощью стрелок, которые соединяют фигуры, обозначающие шаги алгоритма.

А теперь я вам предлагаю самостоятельно поработать с алгоритмами. У вас на столе лежит карточка с двумя заданиями: первое задание на выполнение алгоритма, записанного в словесной форме. Второе – составление блок-схемы того же алгоритма. Ответ запишите в правой колонке. (Приложение 3).

После выполнения задания учащимися, к доске вызываются два ученика и на доске пишут ответы. Краткое обсуждение правильности выполнения задания.

Наводящими вопросами и примерами помогает выявить три вида алгоритмов.

А теперь давайте вместе попробуем выделить виды алгоритмов и дать им названия.

Всего выделяют 3 вида алгоритмов.

Как можно назвать такие алгоритмы? Из версий учеников выбирается самая близкая или верная. Определение записывается в тетрадь. (Приложение 1. Слайд 3)

Здесь проверяется условие, а затем выполняется то или иное действие.

Как мы назовем алгоритмы, содержащие условие? Определение записывается в тетрадь. (Приложение 1. Слайд 5)

Как мы назовем алгоритмы с многократным повторением какого-то действия?Определение записывается в тетрадь. (Приложение 1. Слайд 7)

Изучают теоретический материал, по мере знакомства с новым материалом делает конспект, записывают определения.

Регулятивные: формирование умения слушать и понимать других; формирование умения формулировать свои мысли в устной форме;

Познавательные: формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Изучили теоретический материал, сделали конспект к уроку.

5. Первичное закрепление знаний учащихся

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний: просит детей привести свои примеры по группам.

Личностные: формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Коммуникативные: формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Систематизировали полученные знания.

6.Практическая работа с самопроверкой по эталону.

В папке своего класса откройте папку “Алгоритмы”. До конца урока вам нужно выполнить 3 задания (Приложение 2,3,4), проверить правильность выполнения, сравнив с эталоном.

Баллы за каждое выполненное задание вы вносите в карточку самооценки (Приложение 5).

Учитель комментирует каждое задание, ребята работают, затем сравнивают с эталоном (Приложение 1. Слайды 9,10,11) и заполняют карточку самооценки.

После выполнения работы карточки самооценки сдаются учителю.

Выполняют задания практической работы, осуществляют самопроверку.

Личностные: применение на практике полученных знаний;

Регулятивные: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане;

Познавательные: умение структурировать знания, построение логической цепи рассуждений.

Закрепили знания с помощью работы на компьютере.

8. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания.

Дает пояснения по заданию: найти примеры стихов, сказок, поговорок из которых мы могли бы построить один из типов алгоритмов (записать в тетради).

Записывают домашнее задание

Познавательные: применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств.

9. Уборка рабочих мест.

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Рефлексия учителя и учащихся о достижении целей урока:

С какими понятиями мы познакомились на уроке?

Оцените свою работу на уроке, работу класса.

Как вы можете использовать полученные знания на уроке при изучении других предметов и в жизни?

С какими трудностями вы столкнулись?

Отвечают на вопросы. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.

Анализируют работу на уроке через самооценку.

Анализируют свою деятельность, оценивают степень освоения материала.

Коммуникативные: формирование умения полно и точно выражать свои мысли.

Проанализировали свою деятельность.

Петя позавтракал.

Закрыл дверь.

Открыл глаза.

Увидел машину и остановился.

Петя проснулся.

Пошел в школу.

Петя благополучно дошел до школы.

Взял портфель.

Оделся и умылся.

Петя перешел дорогу.

Машина проехала.


Приложение 4


Приложение 5

Карточка самооценки.

Фамилия, имя ______________________________________________________________

Нажмите, чтобы узнать подробности

показать различные способы записи алгоритма, научить находить алгоритмы в повседневной жизни и в изучаемых предметах.

Развивающие:

развивать мыслительную деятельность, логическое мышление;

развивать способность правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения;

развивать вычислительные, графические навыки.

Воспитательные:

воспитывать уверенность в своих силах при отстаивании своей точки зрения;

воспитывать усидчивость и внимательность при изучении нового материала.

Оборудование урока:

различные инструкции, рецепты приготовления и т.д.

Форма проведения: урок-лекция.

Методы обучения: эвристическая беседа, метод стимулирования и мотивации учения, индуктивный метод, наглядный метод обучения, фронтальный опрос и др.

Мотивация и целеполагание.

Новый материал и первичное закрепление:

выведение определения и свойств алгоритма;

способы записи алгоритмов.

Обобщение и систематизация знаний.

1. Оргмомент

Проверка готовности к уроку.

Раздаточный материал (инструкции и рецепты).

2. Актуализация знаний

Перед вами три документа: инструкция по эксплуатации; порядок сборки кухонного шкафа; рецепт приготовления манной каши.
Что общего у этих документов? (Это всё последовательности действий, порядок действий и т.д.)
Для всех этих последовательностей есть общее название – алгоритм.

3. Мотивация и целеполагание

узнать что такое алгоритм, выявить его свойства;

научиться составлять простейшие алгоритмы, уметь находить их в повседневной жизни;

продолжить развивать логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность. (Слайд 2.)

4. Новый материал и первичное закрепление

Историческая справка:

Algorithmi – латинское написание имени аль Хорезми. Последнее упоминание о нём относится к 847 году.

1 алгоритм, который встречается в истории – алгоритм Евклида для нахождения наибольшего общего делителя.

Выведение определения и свойств алгоритма

Что такое, на ваш взгляд, алгоритм? (Последовательность действий.)

Налить в чайник воды.

Поставить чайник на газовую плиту.

Открыть кран газовой горелки.

Ждать пока чайник закипит.

Выключить газ. (Слайд 4.)

Подойди к реке Волга.

Иди по дну, пока не выйдешь на другой берег. (Слайд 5.)

Возьми желтую кастрюлю без ручки.

Налей два литра воды.

Проверьте, выполнимость предыдущих условий в данном алгоритме. (Порядок действий правильный, алгоритм выполнимый.)
У кого дома есть желтая кастрюля без ручки?
Без неё нельзя выполнить данный алгоритм.
Какой вывод можно сделать?
(Алгоритм должен быть рассчитан на большое число людей или компьютеров.)
Как назвать одним словом тех, кто исполняет алгоритм?(Исполнитель.)
Итак, алгоритм должен быть рассчитан на большое число исполнителей.

Составить алгоритм сложения двух обыкновенных дробей с разными знаменателями (например, и )

Преобразовать дроби, записав со знаменателем 12 ( и ).

Знаменатель равен 12.


Получим .

Скажите, будет ли, полученная последовательность алгоритмом?
Что мы сделали не так? (Составили алгоритм только для одного случая, для конкретной дроби.)
Вывод?
(Алгоритм должен быть предназначен для решения группы примеров или задач.)
Свойство МАССОВОСТИ. (Слайд 8.)

Назови следующее число.

Повторяй 2 действие, пока не назовешь число миллиард. (Слайд 7.)

Возможно ли выполнить данный алгоритм? (Да, только долго.)
Проверьте выполнимость предыдущих свойств алгоритма?
Сколько времени необходимо для того, чтобы сосчитать до миллиарда? (Часа 2, два дня, недолго, за вечер.)
Вычислим время, необходимое для выполнения данного алгоритма. (Один ученик у доски)
Пусть, мы называем 2 числа в секунду. В часе 3600 секунд
3600 х 2 = 7200 – до этого числа можно досчитать за час;

1000000000:63072000 15 лет.
До конца не досчитать, результата не получить.
Вывод? (Алгоритм должен привести к конечному результату.)
Свойство КОНЕЧНОСТИ или РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ. (Слайд 8.)

Первичное закрепление

Давайте ещё раз вспомним все выводы, которые мы получили.(Проговаривают выводы.)

Записи в тетради
Алгоритм – это организованная последовательность действий, предназначенная для решения целого класса задач и приводящая к конечному результату. (Слайд 9.)
Свойства
1.Точность.
2.Понятность.
3.Массовость.
4.Результативность. (Слайд 10.)

Следующее понятие: программа. Попробуйте дать определение самостоятельно. (Попросить детей самостоятельно сформулировать определение, обобщить и записать.)
Программа – это алгоритм, записанный на языке исполнителя. (Слайд 10.)

Способы записи алгоритмов

1) Учебный алгоритмический язык (УАЯ)

Общий вид программы, записанной на УАЯ

Основные элементы для оформления программы.


5. Закрепление

Как крестьянину перевезти через реку волка, козу и капусту, если в лодку вместе с ним вмещается только или волк, или коза, или капуста? (Нельзя оставить без присмотра ни волка с козой, ни козу с капустой.) Определить исполнителя, команды, которые может выполнять исполнитель (СКИ), исходные данные и результат. Составить алгоритм на УАЯ и блок-схему алгоритма. (Слайд 13.)
Исполнитель – крестьянин.
Исходные данные: волк, коза, капуста на береге А.
Результат: волк, коза и капуста на береге В.
Система команд исполнителя:

перевезти волка, козу или капусту на берег А;

перевезти волка, козу или капусту на берег В;

Алгоритм на УАЯ

Блок-схема алгоритма:


6. Обобщение и систематизация знаний

Перечислите основные свойства алгоритма, поясните каждое свойство (спросить 4 учащихся).

Приведите примеры алгоритмов, с которыми вы встречались на биологии, математике, физике.

Дайте определения понятиям программа, исполнитель, СКИ. (Слайд 16.)

7. Домашнее задание

Определить исполнителя, команды, которые может выполнять исполнитель (СКИ), исходные данные и результат. Составить алгоритм на УАЯ и блок-схему алгоритма.

Имеются два ведра: одно ёмкостью 4 л, другое – 9 л. Как набрать из реки ровно 6 л воды?

Знать определения понятий: алгоритм, программа, исполнитель, СКИ; основные свойства алгоритма и способы записи. (Приложение 2.)

Читайте также: