Входит ли мастер и маргарита в школьную программу

Обновлено: 07.07.2024

Доброго времени суток. По программе творчество М.Булгакова изучается в 11 классе. Во время планирования учитель может выбрать, что с учениками изучать "Белую гвардию" или "Мастера и Маргариту". Чаще выбирают второе, хотя я бы изучала оба. Кроме того обязательны для изучения "Собачье сердце" и "Роковые яйца ".

Литературу советского периода изучают в 11 классе, так что "Мастера и Маргариту" Булгакова проходят тоже в 11 классе, поэтому читать этот роман рекомендуют летом после 10 класса. Но произведение небольшое по объему, поэтому можно успеть прочитать и в году.

Книга рассказывает о большой настоящей любви и предательстве, об истинном таланте и мнимом, о благородстве и подлости, о государстве и личности, об эгоизме и альтруизме, о муках совести и бессердечии.

Роман Булгакова "Мастер и Маргарита" является довольно сложным и по построению, и по содержанию. Тут есть и мистика, и евангельские события, и проблемы обычных людей. Мы видим Москву примерно 20х годов, туда прибывает сам Сатана со своими подручными. Писатель, которого тут зовут Мастером, написал произведение о последних земных днях Христа, но потом сжег свою рукопись, а сам пропал. Его жена Маргарита обеспокоена судьбой мужа, и Сатана помогает им, устроив им свидание. При этом он вручает Мастеру его рукопись.

Такой вот довольно сложный роман, а изучают его в 11 классе. А в советское время его вообще не изучали.


Этот роман заложен в программу одиннадцатого класса, так что можно его прочитать уже летом, накануне, после того, как будет закончен десятый класс, так как произведение объемное. Очень хороший роман, оригинальный.

Роман Булгакова "Мастер и Маргарита" изучают в школе в одиннадцатом классе, поэтому советую почитать его уже летом, после того, как был закончен десятый класс. Произведение хоть и немаленькое, все-таки это роман, но читается легко и с интересом. По крайней мере так было у меня, мне роман очень понравился.

Похоже, что именнно так.Вечером вчера мне позвонила подруга и сказала, что с них требуют шесть тысяч на учебники внуку в четвёртый класс.Мы с ней с тоской вспоминали, как сами в обязательном порядке получали бесплатно абсолютно все учебники каждый учебный год, да и наши дети ещё застали такое благо.А вот внуки уже нет.Только почему нам громогласно везде и всюду твердят о доступном и бесплатном образовании и здравоохранении, а сталкиваемся мы с полностью противоположным.Считают, что мы совсем дураки или как это теперь принято"быдло"?

По математике списывала постоянно, потому что не понимаю эту науку и не люблю.У нас сидел мальчик на последней парте, который очень хорошо учился по математике, как контрольная, он решает и передаёт по своему варианту, вперёд, все списывают Половина класса-работа один в один, у него 5, у нас у всех 3, без одной ошибки.Учитель был в курсе, что все списывают. А по русскому наоборот все списывали у меня.На экзамене по химии решала всем задачи, а самой попался именно тот вопрос, который плохо знала, как сейчас помню-ацетиллен Все троечники получили за экзамен 4-5, а я 3, учитывая, что химию знала на 5

Замечательная вещь Александра Куприна!

У легендарного короля Эрна страны Эрнотерры был почётный титул "Первый слуга народа". Это было единственное привилегированное отличие его от других людей, поскольку титулы и ранги были отменены королём, а люди признаны равными друг другу, женщины равными с мужчинами. Единственным законом этой страны была правда - никто не имел права лгать.

Потому, что в связи с программами увеличения рождаемости сначала не хватало детских садов и яслей, а сейчас не хватает школ для юных россиян. Многие школы переполнены, занятия идут в две смены. Особенно остро возникает эта проблема в новых микрорайонах, где много молодых семей, а инвесторы стремятся больше заработать именно на жилье, а не на социальных объектах. Вместе с тем, в старых районах, в сельской местности, в моногородах, где нет работы и люди вынуждены уезжать, школы не заполнены и их закрывают или укрупняют, детей возят на школьных автобусах из многих населенных пунктов в один.

Полагаю, вместе с демографическими программами нужно еще предусмотреть программу равномерного заселения территории. В советское время молодежь привлекали на комсомольские стройки, на целину, на БАМ. Сейчас нужно что-то подобное, только на другом, современном уровне, пассионарность молодежи нужно направлять на созидание, чтобы они чувствовали себя хозяевами своей жизни, а не скучивались в крупных городах и жестко конкурировали.

Выбирали. Хоть мы и живем в городе, но его окружают деревни, которые входят в черту города. Мы решили отдать ребенка в сельскую школу и не прогадали. Это оказалась чудесная школа с одной учительницей, которая очень любила своих учеников и они платили ей тем же. Учиться в ней было интересно, это было видно по тому, с какой охотой дитё бежало каждый день на занятия. К тому же школа располагалась в живописном месте, вся утопала во фруктовых садах.Конечно же, сначала навели справки о ней. Отзывы были только хорошие.

Запрещенные для детей книги из школьной программы по литературе | Изображение 1

Запрещенные для детей книги из школьной программы по литературе | Изображение 2

НЕдетская литература программы 10 класса

Несложно догадаться, что в большинстве произведений, которые изучают в старших классах школы, все вышеперечисленное имеется. Чего стоит убийство старухи-процентщицы у Достоевского и близость с 13-летней Лолитой у Набокова.

Недетская литература программы 11 класса

О романе

История написания и выхода в печать

иллюстрации к роману.jpg

Иллюстрации к роману Павла Андреевича Оринянского

Первая публикация

Значение романа для советского общества

Этот роман позволил нам стать более квалифицированными читателями. С ним мы научились читать объемные тексты, те, которые состоят из совершенно различных стилистических пластов. Обратите внимание: ведь совершенно иначе рассказано о московской жизни, о банальных событиях, и о событиях, произошедших в I веке нашей эры. Это многослойное повествование оказалось не просто доступным советскому читателю, оно — великолепная школа для сегодняшних школьников.

Оринянский.jpg

Иллюстрации к роману Павла Андреевича Оринянского

Основные герои

Роман о романе

Кто главный герой? Мастер? Иешуа? Иван Бездомный? Скорее уж главный герой — это сам роман, рукопись. И крылатая фраза о том, что рукописи не горят, не стала правдой: горят они, да еще как. Сам Булгаков говорил, что он сжег черновик одной из версий своего романа — писал об этом в письме Сталину. Он просил любой работы, он умолял о работе — и получил место рабочего сцены; он коллекционировал отрицательные рецензии на свои произведения — их были сотни, а положительных всего три. Он, Булгаков, принес с собой культуру русского романа. Он был, возможно, последним представителем русской литературной традиции в советской России. Он принес с собой целый мир, который неожиданно распахнул пространство и привнес в советскую жизнь, в жизнь комичных и приземленных зощенковских героев, целый мир благородства, доброты и любви к людям. Этот мир не случился и, наверное, не случится никогда.

Воланд

Именно он приходит и в первой же цене задает все главные вопросы, обозначает главные проблемы романа: о человеческой натуре, о вере, о смысле существования. Вообще, Воланд присутствует во всех сценах романа — в том или ином виде. Его личина — это начальник тайной стражи Афраний. Незаметный и в то же время самый главный человек при дворе — он все слышит, он все видит, у него есть ключи от всех дверей. Рассказав всю историю заключения Иешуа, Воланд ждет от двух советских литераторов нормальной человеческой реакции. Он ждет возвращения смысла словам — но нет, разговоры этих двух людей все так же ничтожны и бестолковы. Воланд возмущен: он же там был! Он только что рассказал всю историю!

Больше интересных материалов:

Зачем приходит Воланд в Москву? Если задать этот вопрос в классе, услышишь разные ответы. Навести порядок. Спасти Мастера. Разоблачить мелких ничтожных человечков. Изучить (он же и сам называет себя историком). Версия профессора Бориса Ланина: Воланд приходит, чтобы соблазнить. Он — часть той силы, что вечно хочет зла, но приносит благо, и если так, то миссия Воланда в Москве абсолютно провалена: не удалось ему соблазнить советского человека. Непроходимость, неверие, закрытость от всего интересного, живого, веселого, для человека оказалось важнее всего. Воланду ничего не удалось изменить — только убить. Обратить вампира и пару ведьм — мелочь, да и только. А вот удалось ли ему принести в Москву благо? Кажется, нет; Воланд уходит из Москвы грустным и задумчивым.

Иван Бездомный

Прототипом этого героя был знаменитый пролетарский поэт Демьян Бедный. Демьян Бедный (Ефим Придворов) жил прямо в Кремле: таков был его официальный адрес. Он считался не просто пролетарским — он был кремлевским поэтом. А для Булгакова кремлевский поэт — это бездомный, казенный. Кремль исторгнет его из своих чертогов, и пойдет он по миру, и забудут о нем, и никто никогда не будет читать его малограмотных виршей. Бездомный в романе и сам признает, чуть подумав, что стихи его чудовищны. Бездомный — энтузиаст; он истово верит в новую власть, ведь она дала ему все — предварительно отняв самое главное – веру. Нет у него веры ни во что — и только со встречи с Воландом начинается преображение. Он впервые видит чудо, то, что невозможно объяснить ограниченным рационалистическим умом. Он видит, что сказанное слово, которое было вначале, мгновенно воплощается в отрезанную голову Берлиоза, и с этого начинается его путь к вере, и с этого начинается его путь к учителю.

иллюстрации.jpg

Иллюстрации к роману Павла Андреевича Оринянского

Структура романа: парный танец образов

Самый веселый момент романа — сеанс магии в Варьете — оказывается лишь бледной тенью, пародией на Великий бал в конце романа. И так устроена вся книга. Одна ее линия идет великим, парадным шагом, а вторая оказывается пародией на события первой линии.

Один герой — много ролей

В этом романе каждый герой исполняет разные роли. Вот Мастер: был сначала историком, затем стал писателем, позже стал больным за номером 118 психиатрической клиники. Вызволенный оттуда Воландом, он уже становится самим собой, Мастером — но это происходит в ином мире. Свой путь проходит и Маргарита. Поначалу она Маргарита Николаевна, жена ответственного работника, затем становится возлюбленной Мастера, потом превращается в ведьму, и в ту же ночь она является Маргаритой-королевой на балу у Сатаны. Иван Бездомный — плохой советский поэт, затем пациент, затем он встает на место Мастера: становится историком. Множество личин, конечно, и у Воланда, но главное — он воплощение зла, пусть обаятельное и чарующее.

Веселый роман

Как говорил наш великий соотечественник, психолог Владимир Петрович Зинченко, этот роман научил советского человека смеяться, улыбаться во весь рот, радоваться жизни, веселиться. Смех и веселье стали основой этого романа. И это произошло тогда, когда царила нормативная эстетика, когда социалистический реализм считался пиком эволюции мировой литературы. Считалось: как же может быть произведение удачным, хорошим, если оно не будет относиться к соцреализму? Сейчас таких вопросов мы себе не задаем — просто радуемся от души, читая и перечитывая роман.

Дмитрий Дятлов

Не рано ли вводить Мастера и Маргариту в школьную программу? Как считаете?
Считаю, что это роман для взрослых, не для детского восприятия. Дети думаю не поймут роман, ибо церковные вопросы о Боге и дьяволе, о жизни и смерти, о любви и эротике - это вопросы не детского уровня восприятия. А давать детям читать роман просто по программе, бездумно, а потом по шаблону для проформы давать им писать сочинение на тему о романе- это не на пользу, думаю..

Тамара Мельникова

Не соглашусь. Большинство школьной программы по литературе - это романы, которые написаны не для детей. Но дело в том, что одна из задач курса - познакомить людей с литературным процессом и произведениями, которые они потом, будучи уже взрослыми, могут сколько угодно раз перечитывать, открывая для себя все новые и новые уровни восприятия. Детям обязательно нужно давать представление о хорошей литературе, даже если она им пока не по зубам. Безусловно, роман очень сложен, но не стоит забывать о том, что понять самый простой уровень - сюжетный, дети в 9 классе вполне в состоянии, кроме того, в романе есть близкие этому возрасту темы - тема разлученных влюбленных, тема волшебного вмешательства и т.п. Ну и не стоит забывать, конечно, о том, что практически в любом классе есть дети, уровень развития литературного вкуса которых выше, чем у остальных.
Это мое мнение.

Yulia Petrova

Я в школе писала сочинение по этому роману!И после школы ещё пару раз перечитывала этот замечательный роман!И каждый раз находила что-то новое для себя!

Игорь Иванов

Дети очень разные. Есть такие, которые к 11 классу в принципе не готовы освоить большой текст ( и таких с каждым годом всё больше), есть те, которые становятся настоящими Читателями очень рано, прочитывают Булгакова ещё в 7 классе и понимают столько, сколько понимают. Вопрос не в этом, а в том, что такое литература в школе, кому она нужна, и можно ли, например, за отведённые часы в 11 классе освоить весь 20й век с Булгаковым, Шолоховым, Солженицыным, поэтами "серебряного века" и т.д. Так что предлагаю счастливым людям, чтение которых не связано с освоением школьной программы, не заморачиваться неразрешимыми школьными проблемами и наслаждаться процессом.

Дмитрий Дятлов

Тамара, не знаю как у вас, а тут в Петербурге значительная часть современного поколения подростков обеих полов представляют собой нечто пивное-алкогольное и матерящееся, а не интеллигенцию.. Которые и сами плохо учатся и шумят, и другим мешают своим шумом учиться.. Им давать читать Булгакова- не рано? Ну а тема разлученных влюблённых для 9-ти классников может быть не понятна, если большинство из них не были в этой роли в 14 лет..

Тамара Мельникова

Дмитрий, Вы сейчас похожи на брюзжащего старичка, ругающего молодежь так, словно сами не были никогда юным. Не знаю как у Вас, но у нас как и везде есть и хорошие, и плохие. Причем чем больше в людей веришь и поддерживаешь их в хороших начинаниях, тем они лучше. Даже если параллельно пьют пиво в подворотне. Я и сама его как-то раз так пила в виде эксперимента, и что? Булгакова я теперь недостойна?

Дмитрий Дятлов

Тамара, я тоже в своё время учился в школе , потому и считаю, что давать детям на уроках писать сочинения по взрослой литературе типа Достоевского или Булгакова- это не лучший эксперимент, им рано это. Что сделают дети, когда им дадут сочинение о романе писать: полагаю перескажут-перепишут вкратце рецензию на роман, напечатанную в конце книги, никаких своих мыслей, все чужие. Ведь не напишет же 12-летний ребёнок в сочинении правду, что не понял что такое Бог и дьявол, что в своей жизни такого не видел, что не понял что такое разлука влюблённых, если в его жизни такого не бывало, что не понял роман, ибо за столь правдивое сочинение ему поставят двойку.. А вот за бездумное переписывание "умных рецензий" взрослых дяденек в качестве сочинения- поставят пятёрку..

Тамара Мельникова

Дмитрий, а это не эксперимент, а проверенная годами практики методика. Вы хотите от детей, чтобы они понимали роман так, как его понимаете Вы, а школа хочет, чтобы они в принципе отличали умную книгу от глупой и были в состоянии иметь хоть какое-то мнение - даже если оно взято из другой умной книжки.

Юлия Сивакова

Если дети не прочитают в школе всю обязательную программу по литературе, может так случиться, что они потом не воспылают желанием ее изучить в более сознательном возрасте. Тем более в наш век интернета, когда дети уже с трудом пишут грамотно, не то, что читают добровольно. Грустно, конечно,наблюдать такую картину, но радует, что есть еще поколение грамотных и читающих людей, которые смогут передать это своим детям.

Дмитрий Дятлов

Юлия, а что по-вашему главное, а что второстепенное? Как раз таки по литературе не изучали например Коран и Библию, а ведь по значению для человечества эти книги может в миллион раз важнее, чем те же тургеневские "Отцы и дети" или "Бесприданница" Островского..

Тамара Мельникова

Дмитрий, Коран и Библия лично у меня были в школе в курсе МХК, а сейчас вроде как курс религий вводят экспериментально. Вот только непонятно, Вы весь смысл романа сводите к религии? Это ведь все равно, что свести его только к любовной линии. Лично я помню, как получила удовольствие от первого чтения "МиМ", да и не я одна. Я потом еще на каникулах перечитала, ведь кроме того, что это роман с глубокими идеями о любви, жизни, смерти, творчестве, судьбе и прочих вечных темах, это еще и образец первоклассного юмора, балансирующего между иронией и сатирой. А лексика какая, а все эти фразочки, которые потом попадают в речь - "Ничего не делаю, просто примус починяю", "Осетрина может быть только первой свежести, она же последняя", "Протестую, Достоевский бессмертен", "Чистый спирт!" К тому же вот Вы говорите, что не может 12-летний ребенок понимать - так это же в 5-6 классе детям по 12 лет, а роман проходят в 11 классе - это уже как раз возраст первых влюбленностей, возраст, когда возникают какие-то глобальные вопросы к себе и миру.

Дмитрий Дятлов

Тамара, я как раз не свожу всё к религии.. Более того, вижу, что в романе автор высмеивает как атеизм, так и христианский аскетизм. Бог (Иешуа-Иисус) у Булгакова не выглядит всемогущим, а вынужден оправдываться перед Пилатом, но всё равно отправлен на казнь, а атеист Бездомный в итоге становится верующим, но попадает в психушку. В то же время воспевание грехов и героизация сатаны(Воланда) и сатанизма- это опасная канва, для детей может рано такое читать, если они будут брать пример с Воланда и Маргариты, и вводить в свою жизнь коньяк, секс, табак, итд.. Всё ж 11-классники- это несовершеннолетние..

Тамара Мельникова

Дмитрий, лучше вообще тогда ничего не читать, никуда не ходить, выколоть себе глаза, заткнуть уши и жить в полной стерильности.

Дмитрий Дятлов

Тамара, я считаю, что всему в жизни своё время..)) Роман МиМ , как и фильм- отношу к категории 18+: только для взрослых.. )

Тамара Мельникова

Дмитрий, то есть в 18 лет человеку резко становится можно пить, курить и заниматься сексом? Хм, странно, а я думала, что отношение к этому должно формироваться до 18 лет путем воспитания в семье. Все эти законы, из-за которых даже "Ну погоди!" попадает в категорию вредоносных мультфильмов - как мертвому припарки. Мы, взрослые, должны вести себя достойно и подавать хороший пример - это и будет прививкой от алкоголизма и беспорядочной половой жизни. А считать, что в 11 классе человеку недоступны ни человеческие чувства, ни вопросы о мироздании - это снобизм.

Читайте также: